Древняя литература русь: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА • Большая российская энциклопедия

Древнерусская литература и развитие литературы в XIX веке

Древнерусская литература

Понятие древнерусская литература обозначает средневековый период в развитии русской литературы, 11 — 17 вв.
Распространение письменности, которому предшествовало устное народное творчество, связано с принятием христианства. Первые литературные памятники возникали в монастырях. Фактически создавались только религиозные книги, светские жанры исходили из религиозной основы.
Религиозные жанры: переводы Библии, литургические тексты, жития святых, легенды, хождения
Светские жанры: летописи, воинские повести
Рукописи были написаны на церковнославянском языке. Сохранились памятники в глаголице и кириллице.

Важнейшие памятники древнерусской литературы

Повесть временных лет

Самое знаменитое из летописных сочинений (12 в.), описывающее в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси.
Повесть временных лет — труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры, прежде всего Нестора (по-другому памятник называется Летопись Нестора).

Слово о полку Игореве

Сочинение неизвестного автора 12 в., прозаический эпос о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против кочевого племени половцев. Слово отличается возвышенным лирическим строем, богатством образов. До сих пор не решен вопрос подлинности рукописи, единственная рукопись сгорела в московском пожаре во время Отечественной войны.

Параллельный корпус переводов «Слова о полку Игореве»

17 в.

17 в. в русской литературе является завершением древнерусского периода и одновременно началом Нового времени в литературе.
Только в 17 в. религиозные сюжеты были заменены светской тематикой, проявляется влияние западного ренессанса и барокко, распространяются такие жанры, как любовные новеллы и комическая словесность. Впервые в русской литературе зародился интерес к обыкновенному человеку (первый опыт автобиографии и романа в произведении: Житие протопопа Аввакума, им самым написанное).

Новое понятие авторства

В древнерусской литературе авторство никак не ценилось, авторы оставались в неизвестности. Одно произведение, как правило, перерабатывалось, списки („редакции“) отличаются друг от друга. Понятие авторства появляется лишь в 17 в.

18 век

18 век в русской литературе – переходный период, „творческая мастерская“ для 19 века. Русская литература оказывается под сильным влиянием западноевропейской культуры классицизма. На содержание и форму произведений влияют в основном переводы сочинений французских писателей (П.Корнель, Ж.Расин, Мольер, Вольтер). Те служат образцами поэзии, прозы и драматургии. Русские писатели сначала подражали этим образцам, и только потом стали сочинять самостоятельно.

Классицизм

Литература подчиняется строгим правилам.

Жанры

Жанры делятся на высокие (оды, трактаты, трагедии, эпические поэмы), средние (элегии), низкие (комедии, басни). Образцом была античная литература.

Темы

Литература имела существенную дидактическую функцию – воспитывала идеального гражданина, восхваляла величественные подвиги разных личностей (воспевала идеал просвещенного правителя) и высмеивала человеческие пороки.

М. В. Ломоносов (1711-1765)

Создатель торжественных од (Петр Великий), автор теории трех стилей (в зависимости от жанра – высокого, среднего, низкого – используются разные языковые средства, например, только низкие жанры допускают просторечные слова), модернизатор русского стиха.

 

Сентиментализм

Усиливается интерес к внутреннему миру человека, к его личной жизни и чувствам. Жанры: путевой дневник, сентиментальная повесть, эпистолярный роман

А. Н. Радищев (1749-1802)

Главное произведение Радищева — Путешествие из Петербурга в Москву . В форме путевого дневника Радищев излагает свои политические размышления, критикует крепостничество, рисует картину крестьянской России.
Автор был за свое произведение сослан в ссылку в Сибирь. В стиле пародии отозвался на произведение Радищева А.С.Пушкин, написав Путешествие из Москвы в Петербург.


Н. М. Карамзин (1766-1826)

Карамзин — создатель психологической повести. Самая известная — Бедная Лиза — сентиментальная повесть о крестьянке, соблазненной дворянином (самое популярное произведение тогдашней литературы).
В Письмах русского путешественника , возникших на основе впечатлений Карамзина от путешествия по западной Европе, автор представил свои размышления о России, ее историческом пути и отношениях между Россией и Европой.
Во второй половине своей жизни Карамзин стал историографом при дворе и посвятил много лет работе над Историей государства российского .


Первая половина 19 века

Архаические течения

В начале века наблюдаются некоторые архаические (приверженцы жанровой системы классицизма, использование возвышенного стиля языка с церковнославянскими элементами) и некоторые новаторские тенденции (основой литературного языка должен быть стиль, ориентированный на разговорную речь).

И. А. Крылов (1769-1844)

Крылов – близок кругу архаистов, автор выдающихся басен, выходивших уже за пределы классицизма.


Новаторские тенденции

Среди новаторов большую популярность приобретают разные формы романа, в том числе авантюрного и плутовского, формируются жанры романтической повести.
Однако в первой половине 19 в. доминируют поэтические жанры (баллады, лирические поэмы), которые становятся отличительным признаком романтизма. Этот этап развития русской поэзии называется иногда „золотым веком русской поэзии“.

А. С. Пушкин (1799–1837)

Пушкин – величайший русский поэт, „солнце русской литературы“, „мост, через который каждый русский писатель должен перейти“.
Пушкин обладал необыкновенно многосторонним талантом. В его творчестве встречаются классицизм, романтизм и реализм, он развивал всякие поэтические и прозаические жанры. Для стиля Пушкина характерна классическая простота формы.
Пушкин считается основоположником современного литературного языка, отвергает архаизмы, и в литературный язык включает живую разговорную речь.
Всю жизнь вступал в конфликты с царем. За политические эпиграммы был сослан в ссылку. Умер вследствие ранения, полученного на дуэли.

Поэзия

Кавказский пленник – первая русская романтическая поэма
Медный всадник – лирико-эпическая поэма на петербургскую тему. Сначала она строится как ода (воспевание прелестного города Петра), а потом переходит в описание трагической истории мелкого чиновника Евгения, потерявшего во время наводнений свою невесту и потому сошедшего с ума. В бреду его преследует ожившая скульптура Петра. Петербург – одновременно блестящий и проклятый город.
Евгений Онегин — роман в стихах.
С одной стороны, описывает современную российскую жизнь и нравы (образ Петербурга, Москвы и деревни), с другой передает романтичную любовную историю. Молодой петербургский дворянин приезжает в деревенскую усадьбу, которую получил в наследство от дяди, сближается с романтиком Ленским и пробуждает глубокое чувство в замкнутой Татьяне. Она объясняется ему в любви в письме, Онегин ее отвергает. После дуэли, на которой умирает Ленский, Онегин уезжает за границу. Несколько лет спуся возвращается в Москву, встречается с Татьяной, уже вышедшей замуж, и страстно в нее влюбляется – но поздно (Татьяна: „А счастье было так возможно / так близко!… Но судьба моя / Уж решена“).
Образ Онегина – тип „лишнего человека“ в русской литературе. Лишний человек – образованный, умный, обычно молодой человек, не находящий смысла в жизни. Он скучает, ничто его не интересует, но он презирает людей вокруг и цинично их уничтожает. Галерея лишних людей начинается с Онегина Пушкина, продолжается лермонтовским Печориным и до абсурда доведена в Обломове, герое писателя Гончарова.

Проза

Капитанская дочка – исторический рассказ времен Пугачевского бунта
Пиковая дама – фантастическая повесть. Главный герой хочет разбогатеть. Он узнал, что старая графиня знает тайну трех карт, приносящих выигрыш. Но в игре он по ошибке не берет пиковую даму, проигрывает и сходит с ума.

Драмы

Борис Годунов – трагедия, описывающая Смутное время. Пушкин отказывается от классических канонов трагедии, приближается к образу реального человека.
Малые трагедии – драматические миниатюры, вариации на известные темы. Действие происходит в Европе в прошлом ( Моцарт и Сальери ).

М. Ю. Лермонтов (1814-1841)

Своей судьбой Лермонтов связан с Кавказом, куда был впервые сослан за стихотворение На смерть поэта (Пушкина), в котором он выразил свое отрицание общественного строя. Как и Пушкин, Лермонтов погиб в результате дуэли.

Поэзия

Поэтический стиль Лермонтова превращается в „лирический дневник“ автора. Она в духе романтизма наполнена философическими вопросами, размышлениями о жизни и смерти („И скучно и грустно, и некому рукой подать / В минуту душевной невзгоды… / Желанья! . . что пользы напрасно и вечно желать? / И годы проходят – все лучшие годы!“)
Демон – поэма, шедевр мирового романтизма, вариант библейской легенды о павших ангелах. Грузинская княгиня после смерти жениха хочет уйти в монастырь, но встречается с демоном и, полюбив его, погибает.

Проза

Герой нашего времени – роман с автобиографическими чертами, образованный из 5 рассказов, по своей композиции очень современный. Первый социально-психологический русский роман в прозе. Действие происходит на Кавказе. В эпизодах раскрываются черты характера молодого человека Печорина, „младшего брата Онегина“, одинокого эгоиста, презирающего даже своих близких. Но это лишь маска, защищающая ранимую душу героя.


Реализм

В 40-е годы 19-го века усиливаются реалистические тенденции в русской литературе (зародившиеся уже в творчестве Пушкина).

Н. В. Гоголь (1809-1852)

Н.В.Гоголь – блестящий наблюдатель, глубоко проникающий в жизненные явления. Он считается предшественником экспериментальной прозы. С раннего творчества проявляются типичное для Гоголя внимание к странным и алогичным событиям и поступкам героев, акцент на гротеске, абсурде, даже фантастике.
После скандальной премьеры своей комедии Ревизор писатель в огорчении уезжает за границу (Рим, Иерусалим). Последние годы жизни он находится под влиянием мистики.

Вечера на хуторе близ Диканьки — цикл рассказов и повествований жителей деревни Диканька, в которых большую роль играют сверхъестественные силы. Отражение украинского фольклора.
Петербургские рассказы (Шинель, Нос и др.) – Цикл рассказов, в которых Гоголь описывает самую повседневную действительность России, которая достойна лишь гротескного осмеяния, повествует о деградации человека в равнодушном, страшном мире. В Шинели бедный чиновник умирает от горя, когда грабители срывают с него новую шинель.
На фоне анекдотичных сцен раскрывается вся трагичность русского „маленького человека“ – незначительного, беззащитного, живущего часто вне всех человеческих радостей, с низкими желаниями и смешными проблемами. Традиция данного типа литературного героя начинается именно с Гоголя (образы его мелких чиновников), переходит в произведения Достоевского. В 20 гг. 20 в. к нему возвращаются русские писатели–сатирики, в 80 гг. 20 в. он появляется в русской литературе в изображении психов, алкоголиков и т.п.
Мертвые души – самый известный „роман“ Гоголя
Намерением автора было в этом произведении (сам он его называл поэмой) создать „полотно“ всей Руси. Хитрый обманщик Чичиков путешествует по провинции и покупает за бесценок умерших крестьян, которые еще не вычеркнуты из списков, желая разбогатеть. Это образ духовной деградации помещиков. Реалистическое описание пути Чичикова соединяется с символичностью: дорога предстает как жизненный путь Чичикова, как судьба всей России и отдельной человеческой души.
Повествовательные эпизоды и диалоги чередуются с „лирическими отступлениями“ (например, образ русской тройки). Второй том романа Гоголь сжег.
Ревизор – общественная комедия
В Ревизоре нет ни одного положительного героя. Петербургский чиновник Хлестаков приезжает в провинциальный город, где его по ошибке принимают за ревизора. Он, воспользуясь случаем, принимает взятки и вовремя исчезает. Это не только сатирический образ России, ее крепостническо-бюрократического строя, но и критика духовной пустоты человека вообще.

40 г. 19 века

В 40 г. 19 в. утвердилось мощное реалистическое направление в русской литературе.
Сформировалось новое течение – натуральная школа , которая объявляет себя наследником реализма Гоголя. Сосредотачивается на описании разных социальных типов героев на фоне их общественной среды. Сначала преобладает жанр физиологического очерка.
Из натуральной школы вышли такие авторы, как Тургенев или Достоевский.

Вторая половина 19 века

До начала 90 гг. 19 века в русской литературе господствует реализм. Его представители становятся „славой“ русской литературы. Иногда этот этап обозначается как „золотой век русской литературы“.

50-60 гг

О 50-60 гг. можно говорить как об эпохе критического, или социально-обличительного реализма.

И. С. Тургенев (1818–1883)

С одной стороны, Тургенев в своих произведениях обращает внимание на обсуждение актуальных социально-политических проблем, с другой стороны, Тургенев – тонкий лирик.
Записки охотника – цикл рассказов, в котором чередуется поэтическое описание природы с изображением мира крепостных крестьян.
В центре нескольких романов Тургенева (Отцы и дети, Дворянское гнездо) всегда стоит конфликт героя, представляющего новые взгляды на мир и общество (герои из демократической молодежи), с носителями консервативных идей.


И.
А. Гончаров (1812–1891)

Обломов – роман о лишнем человеке, барине Обломове, и его напрасной жизни. Главный герой живет в деревне Обломовка, привык ничего не делать, лениться, лежать на диване, дремать и только мечтать. За всю свою жизнь он не принимает ни одного значительного решения.


70-80 гг.

В 70-80 гг. литература реагирует на изменения в обществе. Реализм приобретает философско-религиозный или эстетико-психологический характер. Это время „проклятых вопросов“ — литература ищет решения проблем, связанных со смыслом жизни, человеческой честью и совестью, жизненными ценностями, старается найти выход для всего человечества.


Н. С. Лесков (1831-1895)

Произведения Лескова представляют прямую противоположность общественному роману с социальным конфликтом. Он выбирает интересных, талантливых героев, „мастеров своего дела“ со сложной, курьезной и почти приключенческой судьбой. Лесков оживляет некоторые старые литературные формы (жития, легенды).
Левша – повесть о том, как тульский мастер сумел подковать английскую стальную блоху


Ф. М. Достоевский (1821–1881)

Достоевский – писатель-гений, оказывающий огромное влияние на европейскую литературу 20 века (символизм, экспрессионизм, экзистенциализм).
Сам Достоевский пережил страшное психическое состояние — был приговорен к смертной казни, только на эшафоте ему сообщили, что наказание заменяется ссылкой на каторгу.
Первым из натуральной школы он перенес внимание из среды на человека, на его психику, заглядывает на самое дно человеческой души. В творчестве Достоевского обязательны тайны и преступления, сны и видения, бред, демонические фигуры.
Достоевский выражает сочувствие к страданию человека, гуманистический пафос. Однако он автор первых антиутопий: мечтает о „золотом веке для человека“, но не верит, что человек способен создать идеал.

Герои

Персонажи Достоевского — это чаще всего страдающие люди с трагической судьбой, меняющиеся под влиянием внешних обстоятельств. Представляют разные типы отношения к жизни и к Богу.Они в решающие моменты выбирают между добром и злом.

Романы

Преступление и наказание — Бедность ожесточила студента Раскольникова, и он убивает старуху, опираясь на свою теорию, что преступление позволительно для „необыкновенных людей“. После убийства его терзают муки совести. Он знакомится с Соней (олицетворение христианского смирения), которая должна ради денег заниматься проституцией. Наконец Раскольников признается в своем преступлении, и Соня с ним отправляется на каторгу в Сибирь.
Идиот — князь Мышкин, добрый и чистый человек, в обществе бессилен.
Братья Карамазовы – история отца и сыновей. Отец убит, что принуждает сыновей решать этические, философские, религиозные вопросы.

Л. Н. Толстой (1828–1910)

По происхождению Лев Толстой – аристократ, граф. В своей усадьбе в Ясной Поляне хотел стать гуманным помещиком, ставил здесь свои педагогические эксперименты, организовал школу для детей крестьян.
Толстой, как и Достоевский, – тонкий психолог. Изображает человеческие чувства в их движении. Психологического мастерства достигает уже в ранней трилогии Детство, Отрочество, Юность, где отсутствует сюжет как основа повествования, и доминантой становится смысловое восприятие событий рассказчиком.
Толстой – критик современных ему нравственных норм и утилитарного рационализма. В своем творчестве выражает необходимость нравственного усовершенствования человека и непротивления злу насилием.

Романы

Война и мир – роман-эпопея, широкая картина русской жизни первых двух десятилетий 19 века, первый русский исторический роман. В произведение вошло несколько сюжетных линий, десятки и сотни действительных (Наполеон) и вымышленных лиц – Наташа Ростова, князь Андрей, Пьер Безухов. Значительная часть романа написана на французском языке.

Анна Каренина – история поисков истин жизни, изображение разных пониманий супружества.
Несчастная в своем супружестве героиня влюбляется в офицера Вронского, уходит от мужа, теряет своего сына, но любовник не способен наполнить ее надежды. Она хочет сохранить любовь, но не находит выхода из своего положения и наконец бросается под поезд.


А. П. Чехов (1860-1904)

По своей гражданской профессии Чехов — врач.
Его творчество завершает классический период русской литературы, в его драмах уже проявляются наступающие декадентство и символизм.
Чехов демонстративно отказался от большой формы романа. В начале творчества пишет краткие рассказы, юморески о страданиях мелких людей от гнева или равнодушия „значительных лиц“(Cмерть чиновника – Герой случайно чихнул на лысину генерала; надоел генералу своими извинениями, тот его выгнал, и герой умер от страха.). Лаконичностью рассказы Чехова напоминают Пушкина, юмором — Гоголя, глубокой проблемностью — Достоевского и Толстого.
После посещения Сахалина (автор исследовал мир заключенных) творчество Чехова становится более сложным, философичным, грустным. Например, рассказ Палата № 6 – Действие происходит в больнице для душевнобольных, врач (пассивный подход к жизни) говорит с больным (активный). В конце рассказа врач очутился в палате в качестве больного, и никто ему не помогает.
Рассказы этого периода сжаты, представляют материал для романа – Чехов часто работает с подтекстом.

Драмы

Лирические драмы Чехова — Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад — наполнены психологизмом, переживаниями героев, мотивом напрасной жизни, русской тоской. Их действия происходят обычно в дворянских усадьбах, герои говорят, мечтают, но не действуют – они не приспособлены ни к какому труду. Традиционные большие конфликты превращаются в микроконфликты, недоразумения между персонажами. Важно невысказанное, психологический подтекст.


Положение писателей и литературы в обществе

Книжность, письменность и само слово и азбука были для православных славян священны. Литература и литераторы пользуются в России по традиции огромным авторитетом.
Из-за этого факта всегда возникало напряжение между писателем и властью. Писателей ссылали в ссылку или на каторгу, арестовывали, выселяли из России.Со времен русского реализма писатель воспринимается как воспитатель, пророк.

«Klíčový význam literární tvorby pro pochopení duchovního vývoje Ruska byl mnohokráte konstatován. V Rusku, kde s výjimkou krátkých epoch a šťastnějších ostrovů neexistoval svobodný veřejný, natož politický život, měla krásná literatura pro formulaci společenských reflexí ještě větší význam než ve střední a západní Evropě, natož v Americe. Ostatně i Masarykovo Rusko a Evropa pokládá ruskou literaturu za klíčový pramen pro pochopení ruského duchovního života.»

Putna, C.M. Obrazy z kulturních dějin ruské religiozity.Praha : Vyšehrad, 2015, s. 17.

Литература:
  • Аксенова. М.: Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до классики ХIХ века. Аванта +, Москва 1999.
  • Кулешов, В.И.: История русской литератиры ХIХ века. МГУ, Москва 2005.
  • Некипелов, А. Д.: Новая российская энциклопедия. Том I. Россия. Издательство «Эмциклопедия», Москва 2004.
  • Pospíšil, I. a kol.: Panoráma ruské literatury. Albert, Boskovioce 1995.
  • Pospíšil, I.: Ruský román znovu navštívený. Nauma, Brno 2005.
  • Pospíšil, I. a kol.: Slovník ruských, ukrajinských a běloruských spisovatelů. Nakladatelství Libri, Praha 2001.
  • Richterek, O.: Úvod do studia ruské literatury. Olomouc, Gaudeamus, 2001.
  • Sováková, J., Filipov, V.: Přehled ruské literatury (Od Slova o pluku Igorově k postmodernismu). Fraus, Plzeň 2000.
  • Антология русской поэзии: http://www.stihi-rus.ru/page3.htm
  • Библиотекa Максима Мошкова: http://www.lib.ru
  • Журнальный зал: http://magazines.russ.ru/
  • Краткое содержание произведений: http://briefly.ru/
  • Литературная Россия: http://www.litrossia.ru/index.php?year=2006&num=21
  • Русская литература и фольклор: http://feb-web. ru/
  • Русское письмо: http://character.webzone.ru/
  • Культура.рф — литература: http://www.culture.ru/literature

Древняя Русь и литература XVIII века

Г. Н. Моисеева, Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века, Л., «Наука», 1980, 264 с.

Примечательной чертой современного советского литературоведения является стремление к созданию комплексных, обобщающих исследований, освещающих ключевые этапы историко-литературного процесса. Эта черта с полным основанием может быть отнесена и к монографии Г. Моисеевой, посвященной рассмотрению роли древнерусской литературной традиции в России века Просвещения, когда происходило становление национальной культуры и литературы нового времени. Задача, которую поставил перед собой автор, не проста. Известно, «то в истории русской мысли она составляла долгое время предмет же столько научного анализа, сколько общественно-политической полемики. Вспомним хотя бы выступления по этим вопросам Радищева и декабристов, революционно – демократической критики, споры между западниками и славянофилами. И позднее, когда собственно научный аспект стал все более преобладать, отзвуки былых дискуссий накладывали в той или иной мере отпечаток на истолкование этой проблематики.

Значительный шаг вперед был сделан в советский период, особенно в последние полтора-два десятилетия. Д. Лихачев в 1971 году с полным основанием отмечал, что вопрос об отношении русской культуры нового времени к культуре Древней Руси был одним из основных вопросов духовного своеобразия России XVIII – XIX веков. В частности, он подчеркивал, что «огромное значение имеет пристальное исследование того, как памятники культуры Древней Руси конкретно отражались в новой русской культуре» 1.

Монография Г. Моисеевой существенно дополняет и обогащает то, что было сделано ее предшественниками.

«Период 90-х гг. XVII – первых десятилетий XVIII в., – пишет она, – принято называть Петровской эпохой, с которой связано представление о коренной ломке всех общественно-культурных традиций предшествующего времени. Между тем реальная Петровская эпоха к этой ломке не сводится» (стр. 3). Автор указывает, что книга «посвящена проблеме преемственности в развитии русской литературы, раскрытию роли древнерусских памятников в художественном сознании новой эпохи» (стр. 5).

В книге собран и обобщен огромный – по объему, и по хронологическому охвату – фактический материал. В ней впервые вводится в научный оборот значительнее количество рукописных источников. Но, как известно, ценность любого историко-литературного исследования определяется не столько этим, сколько постановкой вопросов, характером осмысления источников и теми выводами, которые вытекают из их анализа. В этом смысле введение «От древнерусской литературы к литературе нового времени» имеет, на наш взгляд, принципиальное значение. Автор не только кратко подводит здесь итог работам предшественников, не только обрисовывает общую проблематику исследования, но и формулирует методологические принципы понимания самой эпохи, которой исследование посвящено. ,

Исходя из установленной в советском литературоведении преемственности внутреннего развития русской культуры XVII – XVIII веков, Г. Моисеева отмечает: «Важнейшим завоеванием XVII века была эмансипация культуры… Стремление познать мир, раскрытие направленности и полезности знаний, обращение к человеческим чувствам – все это означало преодоление узких границ схоластики и создавало почву для формирования в России раннего Просвещения» (стр. 7 – 8). Автор называет важнейшие формы, с помощью которых в XVIII веке реализовывались указанные тенденции, отмечает роль международных культурных связей (в том числе контактов русского общества с польской и чешской культурной средой), характеризует основные этапы стилевой эволюции русской литературы этого столетия. Вместе с тем Г. Моисеева показывает активную роль Петра I и его сподвижников, а позднее – ведущих представителей русской культуры в формировании нового взгляда на мир. «Новый взгляд на человека, на его место в системе государственного устройства был открыто декларирован в официальном документе – «Табели о рангах». Здесь подчеркивалось, что не происхождение, а личные заслуги, личные достоинства человека подлежат оценке с точки зрения общественной пользы» (стр. 12).

Понятно (и это, вероятно, следовало бы подчеркнуть особо), что само истолкование «общественной пользы» имело определенное социальное содержание, обусловленное общественно-политическим развитием России эпохи начинавшегося перехода от феодализма к капитализму. Но забежим вперед и посмотрим, к каким основным выводам приходит Г. Моисеева. Она верно обращает внимание на то, что русская национальная литература XVIII века создавалась европейски образованными людьми – Ф. Прокоповичем, М. Ломоносовым, В. Тредиаковским, А. Сумароковым, А. Радищевым и другими замечательными деятелями отечественной культуры тех десятилетий. Отмечая, что в этот период происходило интенсивное и критическое усвоение мировой культуры, Г. Моисеева подчеркивает, что этим не ограничивалось, не исчерпывалось духовное развитие XVIII века. «В аспекте ренессансных и раннепросветительских идей XVIII в. , – пишет она, – рукописное наследие Древней Руси было включено в систему развития новых литературных жанров, возникших под влиянием эстетики классицизма», что, «при всем своем жанровом отличии от древнерусский литературы, литература, сложившаяся в XVIII в., имела с вей глубокую внутреннюю преемственность» (стр. 233 – 234). И одна из замечательных особенностей формирования русской художественной литературы XVIII века заключалась в том, что оно шло во многом «параллельно с развитием исторических знаний того времени». А это в свою очередь предопределило гражданский пафос отечественной литературы, ее глубокий патриотизм, ответственность писателя за судьбы родины. «Вне синтеза русской и европейской культур, происшедшего в России на протяжении XVIII в., необъяснимо мировое значение русской реалистической литературы XIX в. А в этом синтезе… важное место принадлежит литературным традициям Древней Руси…» (стр. 235).

Но для того, чтобы прийти к этим выводам, Г. Моисеевой понадобилось произвести всесторонний и глубокий анализ собранного материала. Этому посвящены три главы монографии, из которых мы прежде всего хотели бы остановиться на первой – «Памятники древнерусской литературы в изданиях и исторических сочинениях XVIII в.». По замыслу автора, она несет на себе главную смысловую и композиционную нагрузку. И это закономерно: анализируя во второй главе трагедии, созданные в XVIII веке на сюжеты и темы древнерусской истории и литературы, или обращаясь к становлению эпической поэзии и лирики в третьей главе, Г. Моисеева постоянно возвращается к кругу источников, которыми располагали русские писатели того времени, к особенности интерпретации ими событий древности с точки зрения идейных представлений и эстетики века Просвещения. Так и логически и сюжетно восстанавливается та параллельность художественного и исторического сознания эпохи, о которой говорилось выше.

Шаг за шагом, вовлекая в научный оборот малоизвестные, а зачастую и впервые привлекаемые источники, прослеживает Г. Моисеева все перипетии этого сложного и многопланового процесса. Внедрение нового, отличного от летописного взгляда на прошлое России становится насущно необходимым на рубеже XVII – XVIII веков. Важную роль в практическом осуществлении этой объективной тенденции сыграл Петр I, который в 1708 году предложил директору Московской типографии Ф. Поликарпову-Орлову написать «Историю России». Анализируя две сохранившиеся рукописные редакции сочинения Ф. Поликарпова, Г. Моисеева реконструирует процесс формирования исторического сочинения, которое, по замыслу Петра I, должно было не только отвечать уровню науки того времени, но и быть доступным широкому кругу читателей. «Изучение «Истории России» Ф. Поликарпова и анализ причин его неудач, – отмечает автор, – показывают трудности историко-литературного процесса начала XVIII в., когда на смену старым летописным приемам приходили исторические сочинения иного типа, в которых передовые просветительские идеи были выражены в новой литературной форме» (стр. 29).

Г. Моисеева прослеживает далее исторические занятия Феофана Прокоповича, Иогана Вернера Паузе – автора «Истории Царьградской», Даниила Туптало (Димитрия Ростовского), труды которых подготовили почву для следующего важного этапа, связанного с именами В. Татищева, Г. Миллера и особенно М. Ломоносова. В монографии подробно характеризуется историографическая и литературно-публикаторская деятельность Н. Новикова, М. Щербатова, А. Радищева и других авторов второй половины XVIII века. В этой связи отметим, что впервые в нашей литературе Г. Моисеева изучила обращения Екатерины II к памятникам древнерусской истории. Сопоставляя исторические занятия императрицы с трудами русских историков того времени, Г. Моисеева убедительно опровергает упрощенный взгляд на то, что исторические опыты Екатерины II отмечены дилетантизмом. «…Изучение древнерусских памятников и занятия историей служили для Екатерины II средством активной пропаганды своих политических идей. Она «направляла» по продуманному ею руслу историческую мысль XVIII в. и давала уроки «общественного воспитания» на примерах русской истории» (стр. 92), – пишет Г. Моисеева и показывает на ряде любопытных примеров тенденциозность интерпретации Екатериной II фактов из русской истории. Эти наблюдения позволяют лучше понять духовный климат, в обстановке которого Радищев и другие русские историки и литераторы стремились к постижению прошлого своей родины.

Значительное внимание уделено в книге публикаторской деятельности известного собирателя рукописей А. Мусина-Пушкина и кружка петербургских и московских историков и археографов, сложившегося на исходе XVIII века. Ряд аспектов этой проблематики был рассмотрен Г. Моисеевой в монографии «Спасо-Ярославский хронограф и «Слово о полку Игореве». Теперь же, углубляя и расширяя прежние наблюдения, Г. Моисеева предлагает сравнительный текстологический анализ публикаций «Слова о полку Игореве», «Русской Правды» и «Поучения» Владимира Мономаха, – рукописи этих памятников находились в собрании А. Мусина-Пушкина. Хочется обратить внимание читателей на некоторые находки, сделанные при этом автором. Прежде всего, это выявленные Г. Моисеевой реально сохранившиеся, то есть не погибшие в 1812 году, рукописи из коллекции А. Мусина-Пушкина. Историко-культурная значимость подобной находки в доказательствах не нуждается. Вывод, что к концу XVIII века «древнерусские памятники становятся предметом изучения писателей, художников, деятелей русской культуры» (стр. 125), конкретизируется в двух последующих главах, где анализируются драматургические в поэтические произведения Ломоносова, Сумарокова, Хераскова, Княжнина, Майкова, Нарежного и других. Большой заслугой Г. Моисеевой является то, что она раскрывает творческую лабораторию писателей XVIII века, начиная с Кантемира, показывая, что они обращались не только к опубликованным, но нередко и к рукописным текстам древнерусской литературы и письменности.

Комплексный подход к проблеме, о котором мы говорили в начале ревизии, позволил Г. Моисеевой воссоздать широкую и достаточно убедительную картину литературного процесса в России XVIII века, придав теме более общее культурно-исторические звучание. Поэтому книга Г. Моисеевой будет с интересом прочитана не только литературоведами, но и представителями ряда смежных дисциплин, всеми, кто обращается к развитию отечественной литературы XVIII века. Конечно, многообразие вовлеченного материала не означает, что в монографии охвачены все явления, так или иначе связанные с художественным и истерическим сознанием XVIII века. Заслуга Г. Моисеевой состоит прежде всего в показе преемственности истории русской культуры на одном из ее переломных этапов. Тем самым рассмотренная книга представляет собой крупный шаг в исследовании древнерусской литературной традиции и ее места в жизни русского общества XVIII века.

г. Ленинград

  1. Д. С. Лихачев, Русская культура нового времени и Древняя Русь. – «Труды Отдела древнерусской литературы», т. XXVI, Л.,»Наука», 1971, с. 7.[↩]

: Литература :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр


Церковное влияние и древнерусская литература

7 августа 2008 г. 18:59



По сравнению со странами Западной Европы Русь приняла христианство довольно поздно, не ранее 10 века. Первоначальное развитие русской литературы происходило под влиянием Византии, то есть Восточной Римской империи со столицей Константинополем.

Древнейшие литературные памятники относятся к XI веку и написаны на древнем церковнославянском языке. Самые ранние из дошедших до нас рукописей были созданы в Киеве, который тогда находился на пересечении важнейших международных торговых путей и был одним из самых процветающих и культурных городов средневековой Европы.

 Переписчик за работой

До нас дошли летописи, жития святых и монахов, проповеди и несколько светских рассказов, написанных в киевский период (1030–1240 гг.). Самая известная летопись Повесть минувших лет рассказывающая о предыстории восточных славян и описывающая как исторические, так и полулегендарные события периода 860–1240 гг. Его создали несколько монахов, в первую очередь Нестор и Никон. Летопись содержит важные данные, помогающие реконструировать историю Древней Руси, а также рассказы, интегрированные в летописное повествование и замечательные своей оригинальностью и забавным характером. Он также может похвастаться прекрасными образцами церковного красноречия:

Слово о Законе и Благодати (11 в. ) митрополита Киевского Илариона и Слово на первое воскресенье по Пасхе (12 в.) Кирилла, епископа Туровского. И все же наиболее распространенными чтениями для жителей средневековой Руси были жития святых. Самыми известными авторами таких житий были Нестор и отец Симеон.

Высшим литературным достижением киевского периода было «Слово о полку Игореве»

. В этой прозаической поэме рассказывается о неудачном походе князя Игоря в 1185 году против воинственного кочевого племени половцев, населявших степи Южной Руси. Богатая образность, возвышенная лирическая гармония и совершенный стиль делают его непревзойденным произведением древнерусской литературы.

Итак, наиболее важными писаниями киевского периода являются поучения митрополита Илариона, Повести временных лет (Повесть временных лет; древнейшая летопись), поучения князя Владимира Мономаха (11 — начало 12 вв.), «Слово о полку Игореве» (Слово о полку Игореве) и Странствия Даниила (12 век).

Все эти тексты являются образцами яркого поэтического творчества. Это была эпоха широкой литературной деятельности, породившей образцы литературных форм и жанров на последующие века.

 Монголо-татарское нашествие 1238–1240 гг. положило конец культурному владычеству Киева. Этот некогда могучий город вместе с другими был разрушен и разорен, а татары, как называли захватчиков, более двухсот лет делали своими данниками русские княжества.

Тяжелое положение усугублялось набегами польских, литовских и шведских войск, а также междоусобицами русских князей. Только в битве на Куликовом поле (1380 г.) русские во главе с великим князем Московским Дмитрием Донским победили татар. Это великое событие вдохновило Софония Рязанец на прозаическую поэму

Задоншина , произведение высокой художественной ценности, хотя и не такое впечатляющее, как «Слово о полку Игореве» .

В те смутные века родились литературные произведения, в основном посвященные борьбе Руси с ее захватчиками. Многие из них отмечены влиянием витиеватого и помпезного стиля, заимствованного из Византии и Польши. Одним из интересных исключений является «Повесть о Петре и Февронии Муромских » (15 в.), простодушная и целомудренная история любви, пронизанная народными мотивами.

К 1480 г. монголо-татарское иго было свергнуто, и Русь была объединена Иваном III (правил с 1462 по 1505 г.) под эгидой Московии (город Москва и окрестные земли). Характерной чертой литературного процесса мирных десятилетий XVI века было составление грандиозных энциклопедических трактатов: Великих мартирологий, Степенной книги царского родословия и многотомного исторического трактата – Никоновского иллюминированного летописного собрания.

Русская литература позднего средневековья примечательна своим ощущением избранности России (теория Москвы как третьего Рима). Внутренние потрясения 16-17 вв. придали литературе некоторые черты религиозно-политической публицистики. В ряде случаев эти работы достигают высокого художественного уровня.

Наиболее популярными жанрами 16 века были военные рассказы и политическая полемика. Самым известным примером первых был Повесть о пришествии Стефана Батория на город Псков написана чрезвычайно витиеватым слогом. Образцом письменной полемики является переписка Ивана IV Грозного со своим воеводой князем Андреем Курбским, бежавшим в Литву. Лаконично и едко Андрей Курбский протестует против царского истребления боярства, тогда как Иван IV с не меньшим сарказмом, но с большим количеством слов обличает боярское засилье.

В конце 16 века бурно развивалась светская история нравов, часто интерпретировавшая «бродячие» сюжеты западной и восточной литературы. По мнению историков, средневековый период развития русской литературы заканчивается в XVII веке, когда новые иностранные веяния оказали серьезное влияние как на содержание, так и на форму произведений. Примечательным свидетельством перемен стала история жизни старообрядческого старосты. Его автобиография Житие протоиерея Аввакума , изначально сочетающее церковно-книжный язык с живой народной речью, изобилует реалистическими описаниями современной действительности.

Источники :
krugosvet.ru

Картинки :
evartist.narod.ru
russianplanet.ru
ruskerealie.zcu.cz


Теги: русская литература древнерусская литература русская православная церковь история русской литературы
Следующий Предыдущий

ИСТОРИЯ

Институт был создан 17 сентября 1932 года Постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Советского Союза (ЦИК СССР) «О мероприятиях в честь 40-летия литературной деятельности Максима Горького».

Сначала он назывался Литературный институт им. М. Горького (не путать с существовавшим Институтом литературы и творчества им. М. Горького, созданным на базе Московского рабочего вечернего литературного университета) и входил в систему научных и учебных заведений при Научном комитете ЦИК СССР. 27 августа 1934 указом Президиума ЦИК СССР он был переименован в Литературный институт им. Максима Горького. Этим же указом назначен первый директор института — Лев Борисович Каменев (1883‒1936). На этой должности он пробыл недолго: 16 декабря того же года был арестован, а затем в 1936 году расстрелян. В 1988 году он был реабилитирован. 5 мая 1935 года новым директором был назначен Иван Капитонович Луппол (1896‒1943). Крупный ученый, член-корреспондент АН СССР (академик АН СССР с 1939). Был незаконно арестован в 1940 г. и реабилитирован в 1956 г. В первые годы своего существования институт занимался созданием научной и материальной базы, необходимой для его работы: библиотеки, включавшей литературную периодику, сборники, печатные издания 18-19 вв. веков, научные труды российских и зарубежных литературоведов, произведения зарубежных и советских писателей, в том числе авторов разных национальностей СССР, а также фонды рукописей и различных материалов (фотографии, графика и живопись, портреты, иллюстрации к художественной литературе) связанных с историей литературы и повседневной жизнью писателей.

Основная деятельность сотрудников института в 1935‒1937 гг. заключалась в сборе, описании, систематизации и каталогизации.

Постановление Президиума ЦИК СССР от 14 февраля 1937 г., после того, как А.М. Горького, созданный в институте А.М. Горьковский архив с «хранением рукописей и документов», связанных с жизнью и творчеством Горького, и Музей А.М. Горький «доступный для ознакомления с его жизнью и работой». 1 ноября того же года музей принял первых посетителей.

4 марта 1938 г. А.С. В институте организован Государственный музей А. С. Пушкина на основе материалов Всесоюзной юбилейной выставки 1937 г., экспонировавшейся в Историческом музее (в 1949 г. ГМИИ был переведен в Ленинград).

16 апреля 1938 г. институт был включен в состав Академии наук СССР и получил окончательное наименование: А.М. Институт мировой литературы имени Горького АН СССР. Институт в составе Российской академии наук с 19 декабря.91.

Создание научной и материальной базы позволило в ноябре 1937 г. приступить к формированию научных подразделений. Институт вошел в состав Академии наук, имея уже 5 научных отделов (отделов): один по изучению А.М. Горького (заведующий отделом – член-корреспондент АН СССР И.К. Луппол), по советской литературе (заведующий профессор М.И. Серебрянский), по русской литературе XVIII века (заведующий профессор Н.К. Гудзий), по западноевропейской литературы (руководитель профессор Ф.П. Шиллер), античной литературы (руководитель академик М.М. Покровский) и группу изучения М.Ю. Лермонтова (рук. профессор В.Я. Кирпотин).

Е.Ф.Розмирович был начальником А.М. архив Горького, С.В. Туманов возглавил А.М. Горького, Н.Ф. Карталов возглавил А.С. Пушкина, М.Е.Голосовкер заведовала отделом художественных иллюстраций, С.Л.Симовский-Вейтков заведовала рукописным отделом, Е.А.Ключникова заведовала библиотекой.

В то время основная научная деятельность Института включала:

—          Открытые заседания отделов и групп с участием научной и литературной общественности;

—          Проведение научных конференций и сессий;

—          Написание монографий и коллективных работ по актуальным вопросам литературно-художественного творчества, по истории литературы, о жизни и творчестве русских и зарубежных писателей.

Первый Ученый совет института был сформирован и утвержден в сентябре 1938 г. Президиумом АН СССР. В ее состав входили член-корреспондент АН СССР И.К. Луппол (председатель), академик М.М. Покровский, писатели А.Н. Толстой и М.А. Шолохов, литературоведы М.М. Морозов, Н.К. Гудзий, Н.Ф. Карталов, А.А. Канчеев, Л.И. Тимофеев, М.И. Серебрянский, П.Н. Лазич, С.В. Туманов, С.Л.Симовский-Вейтков, М.А.Цявловский и М.П. Венгров.

Первое заседание Ученого совета состоялось 4 октября 1938 г. и было посвящено лишь обсуждению плана работы института на 1939 г., а 3 ноября уже предложило И.К. Луппол, А.Н. Толстого и М.А. Шолохова кандидатами в действительные члены Отделения литературы и языка АН СССР. Они действительно были избраны академиками Общим собранием АН СССР 28‒29 января 1939 г.

Толстого со всеми его филиалами (в 1944 музей стал отдельным научным учреждением при Отделении литературы и языка Академии наук, а затем перешел в ведение Министерства культуры).

Расширяется тематика научно-исследовательской работы института. В июне 1939 г. была создана группа по изучению наследия революционной демократии (возглавлял ее профессор Б.П. Козьмин), а в декабре — еще три группы по изучению теории литературы (в составе кафедры советской литературы), произведений КАК. Пушкина (на базе Государственного музея поэта) и жизнь и творчество Л.Н. Толстой.

Первые работы сотрудников института увидели свет в 1939 году. Начали издавать журнал «А.М. Архив Горького», первой главой которой стала «История русской литературы» А.М. Горького, по сути, синопсис его «Каприлек» 1909‒1911 гг. Другие издания включают схематические планы «Истории советской литературы», «Истории английской литературы» и «Истории греческой литературы». В 1940 г. вышел в свет первый сборник «Горьковские чтения», в который вошли материалы одноименных конференций 1938 и 1939 г., «Вопросы реализма в русской литературе XVIII века» и «Маяковский. Материалы и исследования» и учебник «История древнегреческой литературы», написанный С.И. Радцигом. В 1941 г. были изданы еще книги, в том числе «Извлечения из истории английского реализма», «Пушкин как родоначальник новой русской литературы», «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтов», «Древнерусский роман» и вторая глава «А.М. Архив Горького» с пьесами и киносценариями писателя (См.: Труды Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Библиографический указатель. 1939‒2000. Москва, 2002).

Еще в довоенные годы Институт формировался как исследовательский центр истории русской и зарубежной литературы, прежде всего творчества Горького, Пушкина, Лермонтова и Маяковского.

В годы Великой Отечественной войны 42 сотрудника института (почти половина штата) ушли на фронт. В фойе института установлен мемориал с их именами. Остальных сотрудников эвакуировали в Ташкент, где они занимались научной, педагогической и просветительской деятельностью под руководством Леонида Ипполитовича Пономарева (1885‒1919 гг.).63), который занимал должность директора института с 1940 по 1944 год. Фонды музеев, А. М. Горького, рукописный отдел и отдел художественных иллюстраций были переведены в Ташкент и частично в Томск, а в Москве осталась только библиотека.

С сотрудниками института работали также несколько эвакуированных литературоведов и членов-корреспондентов АН СССР из Ленинграда: Шишмарев В.Ф., Жирмунский В.М., Пиксанов Н.К., Адрианова-Перетц В.П., Мейлах Б.С. и др.

В Ташкенте продолжается работа над «Историей» советской, английской и римской литератур, а также подготовка очерков по литературам Украины, Беларуси и стран Ближнего Востока: Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Книги о творчестве А.С. Пушкин, Л.Н. Пишется Толстой и А. П. Чехов. Составляется библиография произведений о событиях 2-й мировой войны и хроника литературной жизни в годы войны.

Сотрудники института приступают к воспитательной работе сразу после прибытия в Ташкент. Д.Д. Благой и Б.В. Михайловский становятся заведующими кафедрой русской литературы, специальные лекции читают Н. Л.Бродский, Л.И.Пономарев, М.А.Цявловский и др.

Сотрудники Института также проводят большую культурно-массовую работу: они прочитали более 750 лекций на самых разных сценах, таких как госпитали и военные базы. Ученые IWL также участвовали в сельскохозяйственных работах.

Летом 1943 года институт возвращается в Москву и постепенно восстанавливается, а затем увеличивает количество своих научных направлений. Секции (отделы) советской, русской, западной и античной литературы и две группы (одна по изучению произведений А.М.44. В 1948‒1949 гг. был создан отдел литератур народов СССР, а в 1952 г. – два сектора: отдел теории литературы и эстетики и отдел текстологии. В 1953 году группа современного фольклора преобразуется в секцию народного творчества народов СССР. В 1955 г. при отделе русской литературы создается группа изучения древнерусской литературы, а в 1957 г. на базе отдела зарубежной литературы формируется секция литературы социалистических стран.

В 1975‒1976 годах на базе значительно выросшего к тому времени отдела зарубежной литературы были созданы кафедры зарубежных литератур ХХ века, истории мировой литературы и литератур стран Африки и Азии. . Ряд секций был преобразован в отделы, чтобы не отставать от развития смежных научных тем и проблем: фольклора (в 1986 г.), русской литературы конца 19-начала 20 вв. (в 1988), Древнерусская литература (в 1992 г.), исследования и публикации А.М. Горького (1996).

С 1957 года Институт издает журнал «Вопросы литературы» совместно с Союзом писателей. В 1960 году IWL получил контроль над «Литературным наследием», периодическим изданием, известным во всем мире. В 1990 году было создано издательство «Наследие».

ИРМ становится ведущим научным учреждением страны, координирующим исследования в области теории и истории литературы наряду с Институтом русской литературы (также известным как «Пушкинский дом», Пушкинский дом) АН СССР.

16 сентября 1982 г. за заслуги в развитии литературоведения и профессиональной подготовки ученых институт награжден орденом Дружбы народов.

Директора института: Л.Б. Каменев (1934), академик АН СССР И.К. Луппол (1935‒1940), Л.И. Пономарёв (1940‒1944), академик АН СССР В. Ф. Шишмарев (1945‒1947), член-корреспондент АН СССР А.М. Еголин (1947‒1952), И.И. Анисимов (1952‒1966), Б.Л. Сучков (1968‒1974), доктор литературных наук Ю.Я. Барабаш (1975‒1977), член-корреспондент АН СССР Г.П. Бердников (1977‒1987 гг.), член-корреспондент АН СССР В.Р. Щербина (и.о. директора в 1966‒1968 и 1974‒1975 гг.), член-корреспондент РАН Ф.Ф.Кузнецов (1987‒2005 гг.). Заместители научного руководителя: Л.И.Пономарев (1944‒1949), В.Я.Кирпотин (1945‒1946), С.М.Петров (1948‒1954), Н.М.Онуфриев (1950‒1953), М.И.Фетисов (1953‒1955), А.А.Петросян ( 1955‒1970), А.Л.Дымшиц (1972‒1975), П.В.Палиевский (1977‒1995), А.С.Курилов (1989‒1991), Е.Н.Лебедев (1995‒1997) и академик РАН Александр Борисович Куделин. Вадим Владимирович Полонский, доктор филологических наук, профессор РАН, сегодня занимает должность директора.

В институте работали: академики М.М.Покровский, Ю.Б.Виппер, М.Л.Гаспаров, члены-корреспонденты С.И.Соболевский, Д.Д.Благой, Н.Ф.Бельчиков, П.А.Николаев, Л.И.Тимофеев, Г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *