Достоевский цитаты о жизни: Фёдор Михайлович Достоевский: цитаты, афоризмы и высказывания

Содержание

Лучшие цитаты Достоевского

Цитаты Достоевского – это блестящая возможность проникнуть в мировоззрение великого русского мыслителя. Ведь Федор Михайлович Достоевский – один из крупнейших мировых писателей. Его произведения переведены на множество языков, а цитаты можно встретить в самых разных книгах.

В биографии Достоевского мы рассказывали о том, как прошла его жизнь, и что в ней было примечательного.

tsitaty-dostoevskogo

Теперь же предлагаем вашему вниманию лучшие цитаты Достоевского. Если вы любите афоризмы и цитаты с глубоким философским смыслом, тогда данная подборка для вас.

– Достоевский умер, – сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
– Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!

© Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Итак, перед вами избранные цитаты Федора Достоевского. Приятного прочтения!

Лучшие цитаты Достоевского

Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой.

***

Без великодушных идей человечество жить не может.

***

Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить.

***

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Кстати, после этой цитаты рекомендуем прочитать притчу о мышиных проблемах.

***

Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит: «Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное.

***

Сластолюбие вызывает сладострастие, сладострастие – жестокость.

***

Созидается общество началами нравственными.

***

Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.

***

Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чем воздыхает.

***

Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

***

Он был ласков с теми, которым делал добро, и особенно с теми, кому делал добрее.

***

Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.

***

Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения.

***

Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества.

***

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?

***

Нелепости слишком нужны на земле. На нелепостях мир стоит, и без них, может быть, в нем совсем ничего бы не произошло.

***

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

***

Перестать читать книги — значит перестать мыслить.

***

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Эта цитата Достоевского напрямую связана с зоной комфорта, о которой мы подробно рассказывали.

***

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

***

Истина без любви – ложь.

***

Душа исцеляется рядом с детьми.

***

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

***

В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

***

Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

***

Разум – подлец, оправдает что угодно.

***

Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.

Кстати, некоторые приписывают эту цитату Достоевского Сергею Есенину.

***

Любить человека – значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.

***

В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно-полезно.

***

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

***

Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

***

Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

***

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

***

А это не просто известная цитата Достоевского, а совет выдающегося психолога и тонкого знатока человеческой души:

Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит, хороший человек.

***

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

***

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

***

Человек, умеющий обнимать – хороший человек.

***

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

***

Если ты направился к цели, и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

***

Человек он умный, но чтоб умно поступать – одного ума мало.

***

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

***

Жизнь задыхается без цели.

***

Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами.

***

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

***

А это, пожалуй, самая известная и часто вспоминаемая цитата Достоевского:

Мир спасёт красота.

***

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

***

Хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. Слог – это, так сказать, внешняя одежда; мысль – это тело, скрывающееся под одеждой.

***

Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека.

***

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

***

Если вам понравились цитаты Достоевского – поделитесь ими в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты обо всем – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

Высказывания Федора Михайловича Достоевского | Цитаты о нас

 

достоевскийНа нашем сайте собраны высказывания Федора Михайловича Достоевского. Достоевский (1821 – 1881 гг) – русский писатель, мыслитель, философ и публицист.

 

 

 


В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.


Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.


У нас, у русских, две Родины — наша Россия и Европа.


К сожалению, правда почти всегда бывает не остроумна.


Самые серьёзные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества.


Достоевский


Истина — поэтичнее всего, что есть на свете…


Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.


Я странно читаю, и чтение странно действует на меня. Что—нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать.


Фантастическое составляет сущность действительности.


Сарказм — последняя уловка стыдливых и целомудренных сердцем людей, которым грубо и навязчиво лезут в душу.


Люди ограниченные гораздо меньше делают глупостей, чем люди умные.


Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.


Пожелавший правды уже страшно силен.


Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.


Сила не нуждается в ругательствах.


Истина без любви — ложь.


Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.


Если бы как—нибудь оказалось… что Христос вне истины и истина вне Христа, то я предпочел бы остаться с Христом вне истины…


Я крепко убеждён, что не только очень много сознания, но даже и всякое сознание — болезнь.


Жизнь, везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле нас будут люди, и быть человеком между людьми и оставаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастных ситуациях, не уныть, и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача её.


Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуемые статьи:

Цитаты Достоевского

Атеизм часто проявляется в результате получения высшего образования и личностного развития, следовательно, должен быть непринятным для простого народа.

Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов.

Никакой наукой не составите общества, если нет благородного материала, живой и доброй воли, чтоб жить честно и любовно.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе, и к другим.

Влюбиться не значит любить: влюбиться можно и ненавидя.

Жизнь задыхается без цели.

Человеку, кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье!

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

Для того, чтобы морально уничтожить человека нужно убедить его в бесполезности и ненужности того, чем он занимается.

Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.

Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

Мистические идеи любят преследование, они им создаются.

Россия есть игра природы, а не ума.

Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя.

Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества.

Осмыслить и прочувствовать можно и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Я странно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать.

Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви.

Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.

Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь.

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры.

Описание цветка с любовью к природе гораздо более заключает в себе гражданского чувства, чем обличение взяточников, ибо тут соприкосновение с природой, с любовью к природе.

Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.

Удаление от общества необходимо для правды общественной.

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

Сила не нуждается в ругательствах.

Нет такого прекрасного, чтобы не нашлось еще прекраснее, и нет такого дрянного, чтобы не нашлось еще дряннее.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Пробить сердце. Вот глубокое рассуждение, ибо что такое «пробить сердце»? — Привить нравственность, жажду нравственности.

Наука укажет выгоды и докажет только, что выгоднее всего быть честным.

В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

Сластолюбие вызывает сладострастие, сладострастие — жестокость.

Федор Михайлович ДостоевскийЦитаты Достоевского

Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения.

Настоящая правда всегда неправдоподобна…Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали.

Ценность высоких идеалов и идей заключается в постоянном поиске возможностей их достижения.

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете.

Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью.

Но что же мне делать, если я наверное знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело — тем более тут эгоизма. Люби самого себя — вот одно правило, которое я признаю. Жизнь — коммерческая сделка.

Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.

Фантазия есть природная сила в человеке. Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или обратно — дашь ей развиться именно чрезмерно.

Религия есть только формула нравственности.

Он был ласков с теми, которым делал добро, и особенно с теми, кому делал добрее.

Осмыслить и прочувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека.

Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на даровщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении…

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Сознание своего совершенного бессилия принести хоть какую-нибудь пользу человечеству, при убеждении в страдании человечества, может даже обратить в сердце вашем любовь к человечеству в ненависть к нему.

Свободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина.

Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.

Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала.

Созидается общество началами нравственными.

Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Женщины — наша большая надежда, может быть, послужат всей России в самую роковую минуту.

Самой характерной особенностью нашего народа является гипертрофированное чувство справедливости.

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

Люди, люди — самое главное. Люди дороже даже денег.

Общественных гражданских идеалов, не связанных органически с идеалами нравственными, не существовало никогда, да и не может существовать!

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.

Никакой прогресс не стоит слезинки ребёнка.

Душа исцеляется рядом с детьми.

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Сарказм — последняя уловка стыдливых и целомудренных сердцем людей, которым грубо и навязчиво лезут в душу.

Полезною оказывается лишь та война, которая предпринята для идеи, для высшего и великого принципа, а не для материального интереса, не для жадного захвата.

Велика радость любви, но страдания так велики, что лучше не любить вовсе

Самопожертвование всего себя в пользу всех есть признак высочайшего развития личности.

Нет, кто любит, тот не рассуждает, — знаете ли, как любят! (и голос его дрогнул, и он страстно зашептал): если вы любите чисто и любите в женщине чистоту ее и вдруг убедитесь, что она потерянная женщина, что она развратна — вы полюбите в ней ее разврат, эту гадость, вам омерзительную, будете любить в ней… вот какая бывает любовь!

Похвала всегда целомудренна.

В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя

Лучшие цитаты Достоевского:

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства.

Перестать читать книги — значит перестать мыслить.

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

Порядочный тон заключается в искренности и честности.

Нет ничего труднее прямодушия и нет ничего легче лести.

Имеет ли продолжение цитата «красота спасет мир»?

На просторах интернета люди часто задаются этим вопросом. На самом деле эта цитата не имеет продолжения. Это фраза, вырванная из романа «Идиот». Произнес слова Ипполит Терентьев князю Мышкину и звучат они так:

«Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа», — закричал он, громко всем, — «князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа! Князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир. Мне это Коля пересказал. Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.»

На что князь Мышкин ему не ответил.

Высказывания достоевского | Цитаты, афоризмы и фразы.

Высказывания Достоевского могут, даже будучи отделены от его великих произведений, пробирать до глубины души и заставлять всех и каждого задуматься о иногда странной и не простой жизни.

Содержание:

  1. Высказывания Достоевского
  2. Цитаты достоевский
  3. Афоризмы Достоевского
  4. Фразы Достоевского

Высказывания Достоевского

Вернуться к содержанию

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Федор Михайлович Достоевский

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

Федор Михайлович Достоевский

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

Федор Михайлович Достоевский

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Федор Михайлович Достоевский

Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

Федор Михайлович Достоевский

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Федор Михайлович Достоевский

Жизнь задыхается без цели.

Федор Михайлович Достоевский

Цитаты достоевский

Вернуться к содержанию

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

Федор Михайлович Достоевский

Перестать читать книги — значит перестать мыслить.

Федор Михайлович Достоевский

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Федор Михайлович Достоевский

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Федор Михайлович Достоевский

Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

Федор Михайлович Достоевский

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Федор Михайлович Достоевский

Тут нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.

Федор Михайлович Достоевский

Афоризмы Достоевского

Вернуться к содержанию

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

Федор Михайлович Достоевский

Душа исцеляется рядом с детьми.

Федор Михайлович Достоевский

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

Федор Михайлович Достоевский

Мир спасёт красота.

Федор Михайлович Достоевский

Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.

Федор Михайлович Достоевский

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

Федор Михайлович Достоевский

Разум — подлец, оправдает что угодно!

Федор Михайлович Достоевский

Фразы Достоевского

Вернуться к содержанию

Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.

Федор Михайлович Достоевский

Человек, умеющий обнимать – хороший человек.

Федор Михайлович Достоевский

Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

Федор Михайлович Достоевский

Любить человека — значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.

Федор Михайлович Достоевский

Истина без любви — ложь.

Федор Михайлович Достоевский

В каждой женщине есть своя изюминка, но для того, чтобы ее найти, не нужно крошить весь пирог.

Федор Михайлович Достоевский

Сарказм — последняя уловка стыдливых и целомудренных сердцем людей, которым грубо и навязчиво лезут в душу.

Федор Михайлович Достоевский

[Всего голосов: 2    Средний: 3.5/5]

30 выдающихся фраз Достоевского

Федор Михайлович Достоевский — выдающийся писатель и мыслитель 19 века. Его уму удивляются не только в России, но и на Западе. Интересно Знать приводит лучшие высказывания классика русской литературы:

  • Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
  • Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
  • Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
  • Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
  • Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
  • Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
  • Жизнь задыхается без цели.
  • Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
  • Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
  • Мир спасёт красота.
  • Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
  • Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
  • Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
  • Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
  • Истина без любви — ложь.
  • Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
  • В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
  • Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
  • Человек, умеющий обнимать — хороший человек.
  • Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
  • Тут нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.
  • Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
  • В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
  • Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.
  • Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому.
  • Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.
  • Разум — подлец, оправдает что угодно!
  • Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
  • Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.
  • Любить человека — значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.

Фёдор Достоевский: цитаты, афоризмы, высказывания.

Фёдор ДостоевскийФёдор Михайлович Достоевский Фёдор Михайлович Достоевский

(1821 — 1881) — великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист.

Влюбиться не значит любить: влюбиться можно и ненавидя.

Как бы ни была груба лесть, в ней непременно по крайней мере половина кажется правдою. Несчастье – заразная болезнь.

Несчастным и бедным нужно сторониться друг друга, чтобы еще больше не заразиться.

Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить.

Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется.

Фантастическое составляет сущность действительности.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Если б кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше было бы оставаться с Христом, нежели с истиной.

Если Бога нет, то какой же я после того капитан? («Бесы».)

Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.

Фотография Фёдора ДостоевскогоФ. М. Достоевский и Ч. Ч. Валиханов
1858г. или 1859г.

Одна из характернейших черт русского либерализма – это страшное презрение к народу и взамен того страшное аристократничание перед народом (и кого же? каких-нибудь семинаристов). Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собою. (Весь прогресс через школы предполагается в том, чтобы отучить народ быть самим собою.) Все черты народа осмеяны и преданы позору.

Наши западники – это такой народ, что сегодня трубят во все трубы с чрезвычайным злорадством и торжеством о том, что у нас нет ни науки, ни здравого смысла, ни терпения, ни уменья; что нам дано только ползти за Европой, ей подражать во всем рабски и, в видах европейской опеки, преступно даже и думать о собственной нашей самостоятельности…

Как ни уверяй Стасюлевичи, Градовские, Краевские, что мы Европа, в Европе-то никто нас не принимает за европейцев.

Россия есть игра природы, а не ума.

Фотография Фёдора ДостоевскогоФ. М. Достоевский Начало 1860-х гг. Фотография И. А. Гоха

… Что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского долга и станут искать уединения или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самих первейших к ним обязанностей…

Ключ ко всем современным интригам лежит… во всемирном заговоре против России, предрекающем ей страшную будущность.

Русский человек задним умом крепок…

Русский человек много и часто грешит против любви; но и первый страдалец за это от себя. Он палач себе за это. Это самое характеристичное свойство русского человека.

Фотография Фёдора ДостоевскогоФ. М. Достоевский 1861г.
Фотография М. Б. Тулинова

Русский народ никогда, даже в самые торжественные минуты его истории не имеет гордого и торжествующего вида… наивно торжественного довольства в русском человеке совсем даже нет, даже в глупом.

Русское сердце в состоянии даже в самом враге своего отечества отличить великого человека.

Русский атеист, если только он вправду атеист и чуть-чуть с умом, – самый лучший человек в целом мире.

Фотография Фёдора ДостоевскогоФ. М. Достоевский 1861г. (?) Фотография неизвестного автора

Ибо русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтоб успокоиться: дешевле он не примирится, – конечно, пока дело только в теории.

Русский не только не способен приобретать капиталы, но даже и расточает их как-то зря и безобразно.

… Грядущие русские люди поймут, уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия.

Есть русские люди, боящиеся даже русских успехов и русских побед… они боятся и удач и побед русских потому-де, что явится после победоносной войны самоуверенность, самовосхваление, шовинизм, застой.

Фотография Фёдора ДостоевскогоФ. М. Достоевский 1872г. Фотография В. Я. Лауфферта

Мы, слава Богу, еще русские, а не французские буржуа, которые защищают свое семейство и собственность мимо всяких соображений, потому только что семейство и собственность и составляют у них так называемый l’ordre. Нет, мы даем себе отчет и даже в минуту «необходимости» будем действовать скорее по совести, чем по необходимости.

Русскому человеку честь одно только лишнее бремя. Да и всегда было бременем, во всю его историю. Открытым «правом на бесчестье» его скорей всего увлечь можно.

Русские люди вообще широкие люди, широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности.

Я думаю, самая коренная духовная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этою жаждою страдания он, кажется, заражен искони веков. Страдальческая струя проходит через всю его историю, не от внешних только несчастий и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного. У русского народа даже в счастье непременно есть час страдания, иначе счастье его для него неполно. Никогда, даже в самые торжественные минуты его истории, не имеет он гордого или торжествующего вида, а лишь умиленный до страдания вид; он воздыхает и относит славу свою к милости господа. Страданием своим русский народ как бы наслаждается…

Фёдор Достоевский фото 1876г.Ф. М. Достоевский 1876г. Фотография Н. Досса

Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее.

Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков.

Язык – народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль!

… Христианство есть единственное убежище Русской Земли от всех ее зол.

Нам же будет хуже, если наши блажные просьбы исполнят. Ну, попробуйте, ну, дайте нам, например, побольше самостоятельности, развяжите любому из нас руки, расширьте круг деятельности, ослабьте опеку, и мы… да уверяю же вас: мы тотчас же попросимся обратно в опеку.

Фёдор Достоевский фото 1879г.Ф. М. Достоевский 1879г. Фотография К. А. Шапиро

Право, у нас теперь иной даже молится и в церковь ходит, а в бессмертие своей души не верит, то есть не то что не верит, а просто об этом совсем никогда не думает.

… Мы все отвыкли от жизни, все хромаем, всякий более или менее. Даже до того отвыкли, что чувствуем подчас к настоящей «живой жизни» какое-то омерзение…

За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительней было. И справедливо: ибо в нищете я первый сам готов оскорбить себя.

Все одаренные и передовые люди в России были, есть и будут всегда картежники и пьяницы, которые пьют запоем.

Везде в русском народе к пьяному чувствуется некоторая симпатия.

Народ загноился от пьянства и не может уже отстать от него. А сколько жестокости к семье, к жене, к детям даже; от пьянства всё.

Я думаю, самая коренная духовная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этою жаждою страдания он, кажется, заражен искони веков. Страдальческая струя проходит через всю его историю, не от внешних только несчастий и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного. У русского народа даже в счастье непременно есть час страдания, иначе счастье его для него неполно. Никогда, даже в самые торжественные минуты его истории, не имеет он гордого или торжествующего вида, а лишь умиленный до страдания вид; он воздыхает и относит славу свою к милости господа. Страданием своим русский народ как бы наслаждается…

Фёдор Достоевский фото 1879г.Ф. М. Достоевский 1879г. Фотография К. А. Шапиро

В наш век негодяй, опровергающий благородного, всегда сильнее, ибо имеет вид достоинства почерпаемого в здравом смысле, а благородный, походя на идеалиста, имеет вид шута.

Есть в народе горе молчаливое и многотерпеливое; оно уходит в себя и молчит. Но есть горе и надрывное, оно пробьется раз слезами и с той минуты уходит в причитания. Это особенно у женщин. Но не легче оно молчаливого горя. Причитания утоляют тут лишь тем, что еще более растравляют и надрывают сердце: такое горе и утешения не желает, чувством своей неутолимости питается. Причитания лишь потребность бередить беспрерывно рану.

Отчего у нас все лгут, все до единого?.. Это именно потому, что могут лгать даже совершенно честные люди. Я убежден, что в других нациях, в огромном большинстве, лгут только одни негодяи; лгут из практической выгоды, то есть прямо с преступными целями. А у нас могут лгать совершенно даром самые почтенные люди и с самыми почтенными целями. У нас, в огромном большинстве, лгут из гостеприимства.

Общественное мнение у нас дрянное – кто в лес, кто по дрова, но его кое-где боятся, стало быть, оно своего рода сила, а стало быть, и годиться может.

Фёдор Достоевский фото 1879г.Ф. М. Достоевский 1879г. Фотография К. А. Шапиро

И что такое смягчает в нас цивилизация? Цивилизация вырабатывает в человеке только многосторонность ощущений и… решительно ничего больше. А через развитие этой многосторонности человек еще, пожалуй, дойдет до того, что отыщет в крови наслаждение. Ведь это уж и случалось с ним.

Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?

4.6 / 5 ( 36 голосов )

Мир Культуры » Ф.М. Достоевский – О России, либералах, совести, Боге, мессианстве и смысле жизни

591-347

Федор Михайлович Достоевский был истинным патриотом. Он любил Россию, верил в нее и скучал по ней, находясь за границей. Романы, статьи и письма Достоевского пропитаны духом патриотизма и верой в особенное предназначение русского народа.

Цитаты Достоевского о России и русском народе

“Если есть на свете страна, которая была бы для других, отдаленных или сопредельных с нею стран более неизвестною, неисследованною, более всех других стран непонятою и непонятною, то эта страна есть, бесспорно, Россия для западных соседей своих.”

“Никакой Китай, никакая Япония не могут быть покрыты такой тайной для европейской пытливости, как Россия, прежде, в настоящую минуту и даже, может быть, еще очень долго в будущем…”

“Я не боюсь онемечиться, потому что ненавижу всех немцев, но мне Россия нужна…” (мысли Достоевского во время жизни за границей)

“…Россия же вся открыта перед Европою, русские держат себя совершенно нараспашку перед европейцами…”

“Для Европы Россия — одна из загадок Сфинкса…”

“… про Россию знают, что в ней живут люди и даже русские люди, но какие люди? Это до сих пор загадка, хотя, впрочем, европейцы и уверены, что они нас давно постигли… ”

“Наша новая Русь поняла, что один только есть цемент, одна связь, одна почва, на которой всё сойдется и примирится, — это всеобщее духовное примирение, начало которому лежит в образовании.”

“Да, мы веруем, что русская нация — необыкновенное явление в истории всего человечества. Характер русского народа до того не похож на характеры всех современных европейских народов, что европейцы до сих пор не понимают его и понимают в нем всё обратно…”

“В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во всё вживается. Он сочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы У него инстинкт общечеловечности.”

“…в русском человеке видна самая полная способность самой здравой над собой критики, самого трезвого на себя взгляда и отсутствие всякого самовозвышения, вредящего свободе действия. Разумеется, мы говорим про русского человека вообще, собирательно, в смысле всей нации.”

“Даже физическими способностями русский не похож на европейцев. Всякий русский может говорить на всех языках и изучить дух каждого чуждого языка до тонкости, как бы свой собственный русский язык, — чего нет в европейских народах, в смысле всеобщей народной способности. Неужели же это не указывает на что-нибудь? Неужели это только одно случайное, бесцельное явление?”

“И страшно, до какой степени свободен духом человек русский, до какой степени сильна его воля! Никогда никто не отрывался так от родной почвы, как приходилось иногда ему, и не поворачивал так круто в другую сторону, вслед за своим убеждением!”

“Ужасное несчастье, что у нас еще людей, исполнителей мало. Говоруны есть, но на деле первый-другой, обчелся. Я, разумеется, не в высоких делах исполнителей разумею, а просто мелких чиновников, которых требуется множество и которых нет…”

“Столкновение страшное новых людей и новых требований с старым порядком. Я уже не говорю про одушевление их идеей: вольнодумцев много, а русских людей нет. Главное, самосознание в себе русского человека – вот что надо…”

(цитаты из “Ряда статей о русской литературе” Достоевского, 1861 г.)

***

“Да их [прим. – иностранцев] жизнь так устроилась! А мы в это время великую нацию составляли, Азию навеки остановили, перенесли бесконечность страданий, сумели перенести, не потеряли русской мысли, которая мир обновит, а укрепили ее, наконец, немцев перенесли, и все-таки наш народ безмерно выше, благороднее, честнее, наивнее, способнее и полон другой, высочайшей христианской мысли, которую и не понимает Европа с ее дохлым католицизмом и глупо противуречащим себе самому лютеранством. Но нечего об этом! А то, что так тяжело по России, такая тоска по родине, что решительно чувствую себя несчастным!..” (из письма Майкову 1867 г.)

“Так и рвусь в Россию. … Присяжные наши – лучше невозможно. Но что касается судей, то можно пожелать несколько поболее образования и практики. И знаете чего еще: нравственных начал. Без этого основания ничего не устроится. Но слава богу, идет еще хорошо…” (письмо Майкову в 1867 г.)

“Я и просто путешественников здешних, по три года здесь живущих, не понимаю. За границу действительно можно с большою пользою и даже с удовольствием поехать на полгода, везде объехать, более двух недель на одном месте ни за что не заживаться, – вот это хорошо. Кроме того, действительно можно поправить<ся> здоровьем!…”

“Жить же за границей очень скучно, где бы то ни было…” (письмо к С. А. Ивановой, 1867 г.)

***

“Наши соотечественники во множестве едут за границу; там они воспитывают детей и прилагают все старания, чтобы заставить их забыть русский язык. Есть такие, которые живут здесь подолгу, например Тургенев. Он мне напрямик заявил, что не хочет больше быть русским, что хотел бы забыть, что он русский, что он себя считает немцем и гордится этим. Я его с этим поздравил и расстался с ним…” (письмо к Яновскому в 1867 г.)

***

“И как можно выживать жизнь за границей? Без родины – страдание, ей-богу! Ехать хоть на полгода, хоть на год – хорошо. Но ехать так, как я, не зная и не ведая, когда ворочусь, очень дурно и тяжело. От идеи тяжело. А мне Россия нужна, для моего писания и труда нужна (не говорю уже об остальной жизни), да и как еще! Точно рыба без воды; сил и средств лишаешься…”

“…отчасти и выгодно нам, что Европа нас не знает и так гнусно нас знает…”

“…Россия тоже отсюда выпуклее кажется нашему брату. Необыкновенный факт состоятельности и неожиданной зрелости русского народа при встрече всех наших реформ (хотя бы только одной судебной) и в то же время известие о высеченном купце 1-й гильдии в Оренбургской губернии исправником.” “…русский народ, благодаря своему благодетелю и его реформам, стал наконец мало-помалу в такое положение, что поневоле приучится к деловитости, к самонаблюдению, а в этом-то вся и штука.”

“Ей-богу, время теперь по перелому и реформам чуть ли не важнее петровского. А что дороги? Поскорее бы на юг, поскорее как можно; в этом вся штука. К тому времени везде правый суд, и тогда что за великое обновление! (Обо всем об этом здесь думается, мечтается, от всего этого сердце бьется).” (письмо Майкову в 1867 г.)

***

“… нравственная сущность нашего судьи и, главное, нашего присяжного – выше европейской бесконечно: на преступника смотрят христиански.”

“…наша сущность, в этом отношении, бесконечно выше европейской. И вообще, все понятия нравственные и цели русских – выше европейского мира. У нас больше непосредственной и благородной веры в добро как в христианство, а не как в буржуазное разрешение задачи о комфорте.”

“Всему миру готовится великое обновление через русскую мысль (которая плотно спаяна с православием, Вы правы), и это совершится в какое-нибудь столетие – вот моя страстная вера. Но чтоб это великое дело совершилось, надобно чтоб политическое право и первенство великорусского племени над всем славянским миром совершилось окончательно и уже бесспорно…” (письмо к Майкову в 1868 г.)

***

“Через три месяца – два года как мы за границей. По-моему, это хуже, чем ссылка в Сибирь. Я говорю серьезно и без преувеличения. Я не понимаю русских за границей. Если здесь есть такое солнце и небо и такие – действительно уж чудеса искусства, неслыханного и невообразимого, буквально говоря, как здесь во Флоренции, то в Сибири, когда я вышел из каторги, были другие преимущества, которых здесь нет, а главное – русские и родина, без чего я жить не могу. Когда-нибудь, может быть, испытаете сами и узнаете, что я не преувеличиваю для красного словца…” (письмо к С. А. Ивановой, в 1869 г.)

***

“Дай только бог России не вступиться ни во что европейское, благо у нас своего дела довольно….” (о войнах и конфликтах в Европе)

“Я в немецкой земле умирать не хочу; приеду помирать на родину…” (письмо к С. А. Ивановой, в 1870 г.)

***

“Нет, на родине лучше: тут, по крайней мере, во всем других винишь, а себя оправдываешь…”

“…теперь все помутилось, то есть, впрочем, оно и никогда в порядке‑то особенном не было. Русские люди вообще широкие люди широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности…” (Свидригайлов в романе “Преступление и наказание”)

***

“А мы чуть не двести лет как от всякого дела отучены… Идеи‑то, пожалуй, и бродят, и желание добра есть, хоть и детское; и честность даже найдется, несмотря на то, что тут видимо‑невидимо привалило мошенников, а деловитости все‑таки нет! Деловитость в сапогах ходит…” (Разумихин в романе “Преступление и наказание”)

Источник:  Мир Достоевского

 Цитаты Достоевского о жизни и человеке, совести и доброте

«Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же их одна — Христос».  (Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского)

“Да, редкий человек может сказать: “Мне можно умереть, я никому зла не сделал”…”

“…да неужели ты не знаешь таких людей, которые за свою выгоду продадут отца и мать, отрекутся от родных и друзей и не только не умрут, на работе человечеству, оставив 10 человек детей, мал-мала меньше, и вдову, но еще других ограбят. В этих грязных сердцах как-то безо всякого угрызения и стыда складывается всегда, день и ночь, подозрение насчет ближнего и непременно в том, что тот посягает на их собственный интерес. Им легче быть с подозрением, чем без него. Я не знаю, кого они любят, да и любят ли они кого-нибудь. Так что ж, неужели ж взяться их разуверять и исправлять их сердца?” (письмо к В. М. Ивановой)

***

“В наше время если апатия захватит человека, то он пропал, умер и погребен…”  (письмо к Майкову)

***

“Не тоскуйте, друг мой, – в этом главное, а главное: не спешите, не заботьтесь очень много; всё придет своим чередом и придет хорошо, само собою. В жизни бесконечное число шансов; слишком много заботиться значит время терять…” (письмо к С.А. Ивановой)

***

“…я услышал крик ребенка, моего ребенка [новорожденного]. Это странное ощущение для отца, но из всех человеческих ощущений оно одно из лучших; теперь я знаю это по собственному опыту…” (письмо к Яновскому в 1868 г. после рождения дочери Сони)

***

“…будь вперед с начальством терпеливее, скромнее и сносливее. Иначе невозможно, клянусь тебе, на службе. Вежливость и рассудок никогда и нигде не считались низостью, или угодливостью, или лестию…”

“Что же касается до брезгания иными местами [прим. – местами работы], как низкими, – то это нелепость. Места низкого или унизительного нет…” (письмо к пасынку П. А. Исаеву)

***

“Что слишком скоро и быстро понимается, – то не совсем прочно.”

“Сущность дела так тонка, что всегда улетает от большинства; они понимают, когда уже очень разжуют им, а до того им кажется всегда всякая новая мысль не особенно любопытною…” (письмо Н. Н. Страхову)

***

“Что же, надо признаться, старость подходит, а меж тем и не думаешь, всё еще располагаешь писать новое, что-нибудь создать, чем бы наконец сам остался доволен, ждешь еще чего-то от жизни, а меж тем, может быть, уже всё получил…” (письмо С. Д. Яновскому в 1872 г.)

Источник:  Мир Достоевского

К. Трутовский.  Федор Достоевский. 1847

К. Трутовский.
Федор Достоевский. 1847
11.11.1821 – 09.02.1881

Ибо хочу быть человеком. Лариса Бузина

Совсем еще молодой человек, учащийся Петербургского Инженерного училища Федор Достоевский писал брату Михаилу в Ревель (Таллинн), излагая вполне зрелые философские мысли:

    «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»; «…Природа, душа, бог, любовь… познаются сердцем, а не умом»; «Мысль зарождается в душе. Ум — орудие, машина, движимая огнем душевным».

Прошло примерно десять лет, и вечером 22 декабря 1849 года, в день казни петрашевцев, после того как смертный приговор ему заменили каторгой, Достоевский писал Михаилу:

      «Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не унывать и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее…
      Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить, как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, — так кровью обливается сердце мое. Жизнь — это дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья».

Почерк этого письма какой-то небывало ликующий, свободный, летящий. Кажется, что пером его водила сама жизнь, только что избавившаяся от смерти, только что родившаяся заново, — новая, вторая жизнь. Достоевский открыл бесконечную ценность жизни, бесконечную ценность живого времени, каждой минуты, пока мы существуем в этом мире.

Не этой ли встречей со смертью (при которой он не сморгнул) объясняется то, что в своих произведениях все вопросы он ставил в самой беспредельной остроте, как вопросы жизни и смерти; личную судьбу своих героев он переживал как свою собственную и рассматривал в перспективе судьбы общечеловеческой.

Ф. М. Достоевский — писатель на все времена, ибо нравственные, духовные качества человека, больше всего занимавшие писателя, как и дух, бессмертны. Достоевский современен и в наши дни, ибо время, в которое он творил и которое описывал, очень похоже на наше — время внедрения капитализма. Но Достоевский и писатель будущего. Главное преимущество он видел не только вокруг себя, но и далеко впереди себя.

Ограда Омского острога, в который был сослан Федор Достоевский в 1850 году

Ограда Омского острога,
в который был сослан Федор Достоевский в 1850 году

В эпоху духовного брожения, когда «общественный идеал» воспринимают только внешне и поверхностно, когда одни грабят, убивают, губят других и гибнут бесплодно и бесславно сами, а другие или теряются в умственном хаосе, или погрязают в своекорыстии, — являются лишь немногие люди, которые, не удовлетворяясь внешними целями и идеалами, чувствуют и возвещают необходимость глубокого нравственного переворота и указывают условия нового духовного рождения России и человечества. Одним из немногих предвестников русской и вселенской будущности был Достоевский.

Общий смысл всей его деятельности состоит в разрешении двойного вопроса: что есть высший идеал общества и каков путь к его достижению, или проще — для чего жить и что делать?

Спрашивать прямо: «Что делать?» — значит предполагать, что есть какое-то готовое дело, к которому нужно только приложить руки, значит пропускать другой вопрос: готовы ли сами делатели? Ведь плохой или непригодный работник может испортить самое лучшее дело. Представьте себе толпу людей слепых, глухих, увечных, бесноватых, и вдруг из этой толпы раздается вопрос: «Что делать?» Единственный разумный ответ: ищите исцеления; пока вы не исцелитесь, для вас нет дела, а пока вы выдаете себя за здоровых, для вас нет исцеления.

Федор Михайлович Достоевский. 1862

Федор Михайлович Достоевский.
1862

Федор Михайлович сознательно отвергал всякий внешний общественный идеал, то есть такой, который не связан с внутренним миром человека или его рождением свыше. Он слишком хорошо знал все глубины человеческого падения, он знал, что злоба и безумие составляют основу нашей низшей природы. Пока эгоизм в своем стремлении все присвоить и все определить собою не побежден, не сокрушен — невозможно никакое настоящее дело.

По общему признанию, Достоевский был истинным гуманистом, ибо, зная все человеческое зло, он верил во всечеловеческое добро. Его вера в человека не была идеалистической, односторонней.

В своих произведениях он изображал человека во всей его полноте и действительности, не обманывая ни себя, ни других. Он открывал такие закоулки души, куда не многие решаются заглянуть. Но в том-то и заслуга, значение таких людей, как Достоевский, что они не преклоняются пред силой факта и не служат ей. У них есть духовная сила веры в истину и добро — в то, что должно быть.

Не искушаться господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нем вся сила человека. Кто не способен на этот подвиг, тот ничего не сделает и ничего не скажет человечеству. Творят жизнь люди веры. Это те, которых называют мечтателями, утопистами, юродивыми, — они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества.

Так во что же верил Федор Михайлович? Прежде всего в бесконечность души человеческой. Полная действительность бесконечной человеческой души была осуществлена в Иисусе Христе, в человеке, и, значит, это возможно и для каждого стремящегося к этому. Достоевский показал на своих любимых героях, что во всякой душе человеческой, даже на самой низкой ступени, существует возможность, искра этой бесконечности и полноты существования.

Иисус Христос для Достоевского — высший нравственный идеал, которому надо стараться подражать, учиться у него любви, милосердию, подвигу и самопожертвованию. Не смущаясь антихристианским характером всей нашей жизни и деятельности, он верил в действительность Бога как сверхчеловеческое Добро и в Христа как Богочеловека, он проповедовал христианство живое и деятельное, истинное учение Христа.

Для Федора Михайловича истинная церковь — это всечеловеческая, в которой должно исчезнуть разделение человечества на соперничающие и враждебные между собой племена и народы. Все народы должны воссоединиться в одном общем деле всемирного возрождения. Главная идея, которой Достоевский служил всей своей деятельностью, была христианская идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христово.

Достоевский считал, что именно Россия должна сказать миру новое слово. Он верил в Россию и предсказывал ей великое будущее. Призвание России, ее назначение и обязанность состоит в примирении Востока и Запада. Истина едина, она и объединит все народы. Обладание истиной не может быть привилегией одного народа или отдельной личности. Истина может быть только вселенскою, и от народа требуется подвиг служения этой вселенской истине, даже с пожертвованием своего национального эгоизма. Истинное дело возможно, только если в человеке есть свободные силы света и добра, но без Бога человек таких сил не имеет.

Личность, в понимании Федора Михайловича, есть самостоятельно мыслящий человек, безличность — это подражатель. Самостоятельное мышление — одно из важнейших измерений личности. Достоевский считал, что в плане самостоятельности мышления личностью может стать каждый, независимо от уровня образования. Личностью может быть простой крестьянин, безличностью может быть и академик.

Человек может менять свои убеждения, оставаясь личностью, если было что менять, если это что — свое, а обмен происходит не под влиянием моды или выгоды. В записной книжке Федор Михайлович пишет:

    «Неужели независимость мысли, хотя бы и самая малая, так тяжела?» А в письме: «Нет, видно, всего труднее на свете самим собою стать».

У Достоевского есть еще одно измерение человеческой личности — ценностная жизненная ориентация. Фактически это проблема смысла жизни человека. Безличность видит смысл жизни в обладании материальными благами (богатство, власть), личность — в сохранении и совершенствовании себя, то есть своего духовного мира. Безличность ориентируется на «иметь», а личность — на «быть». При этом личность в плане самостоятельности мышления может оказаться безличностью в плане ценностной ориентации.

Анна Григорьевна Достоевская, супруга Федора Михайловича. 1868

Анна Григорьевна Достоевская,
супруга Федора Михайловича. 1868

О смысле жизни Достоевский писал довольно часто, особенно в «Дневнике писателя», и его позиция по этому вопросу выражена ясно и четко: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной ее вытекают». Федор Михайлович пишет о том, что духовные накопления человека не умирают вместе со смертью тела.

Человек должен самостоятельно осмыслить себя и свое назначение в мире. «Жизнь задыхается без цели». Личность существует не для себя. Но торжество безличности так велико, что живущие ради «быть» кажутся аномалией, «идиотами». Однако Достоевский верит в торжество личности человека: «ѕсамовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли». Предел утверждения личности — самопожертвование и самоотверженность.

Дал Федор Михайлович и вполне четкое понятие о «лучших людях». В одной из записных тетрадей сказано: «Не сильные лучше, а честные». Далее: «Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием». В «Дневнике писателя» за 1876 год в главе, специально посвященной лучшим людям, Достоевский писал: «В сущности, эти идеалы, эти “лучшие люди” ясны и видны с первого взгляда: “лучший человек”, по представлению народному, — это тот, который не преклонится перед материальным соблазном, тот, который ищет неустанно работу на дело Божие, любит правду и, когда надо, встает служить ей, бросая дом и семью и жертвуя жизнью». Лишь такие люди способны оказать благотворное влияние на общество.

В понимании Достоевского «улучшить» — значит приблизиться к идеалу, приблизиться к Христу, к его образу жизни, «стать самим собой во-первых и прежде всего», то есть таким, каким Бог создал, отбросив всю фальшь, всю внешнюю шелуху.

Сам Достоевский самосовершенствовался до последних дней своей жизни. Уже будучи больным, зная, что жить ему осталось недолго, он писал жене с курорта, где лечился:

      «…тем больше будем дорожить тем кончиком жизни, который остался, и, право, имея в виду скорый исход, действительно можно улучшить не только жизнь, но даже себя».

Чуть позже Федор Михайлович формулирует эту мысль еще определеннее:

    «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие.

Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие». Так же как в молодые годы на Семеновском плацу перед расстрелом, Достоевскому вновь грозит небытие, но теперь уже приговор отменен быть не может. В декабре 1880 года, почти за месяц до своей кончины, он писал А. Н. Плещееву: «Я теперь пока еще только леплюсь. Все только еще начинается».

Будучи человеком религиозным в высшем смысле этого слова, Достоевский был вместе с тем вполне свободным мыслителем и могучим художником. Он никогда не отделял истину от добра и красоты, никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. Эти три живут только своим союзом. Добро, отделенное от истины и красоты, есть только неопределенное чувство, бессильный порыв, истина отвлеченная есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир. Открывшаяся в Христе бесконечность человеческой души, способной вместить в себя всю бесконечность Бога, — эта идея есть вместе и величайшее добро, и величайшая истина, и совершеннейшая красота. Именно оттого, что красота неотделима от добра и истины, именно поэтому она и спасет мир.

Красота также неотделима от любви, но любовь есть труд, и даже ей надо учиться.

    «Ищите же любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».

Постоянно находясь среди людей, наблюдая их кривляния, порожденные желанием выглядеть лучше, чем есть, но не желающих приложить усилие для совершенствования, Федор Михайлович думал, что, если б все эти почтенные господа захотели хоть на один миг стать искренними и простодушными? «Ну что, если б каждый из них вдруг узнал весь секрет? Что, если б каждый из них вдруг узнал, сколько заключено в нем прямодушия, честности, самой искренней сердечной веселости, чистоты, великодушных чувств, добрых желаний, ума, — куда ума! — остроумия самого тонкого, самого сообщительного, и это в каждом, решительно в каждом из них!» Достоевский хотел сказать им:

    «Да, господа, в каждом из вас все это есть и заключено, и никто-то, никто-то из вас про это ничего не знает! …Клянусь, что каждый из вас умнее Вольтера, чувствительнее Руссо, несравненно обольстительнее… Дон-Жуана, Лукреций, Джульетт и Беатричей! …Но беда ваша в том, что вы сами не знаете, как вы прекрасны! Знаете ли, что даже каждый из вас, если б только захотел, то сейчас бы мог осчастливить всех в этой зале и всех увлечь за собой? И эта мощь есть в каждом из вас, но до того глубоко запрятанная, что давно уже стала казаться невероятною. И неужели, неужели золотой век существует лишь на одних фарфоровых чашках? …А беда ваша вся в том, что вам это кажется невероятно».
      Так верить в человека может только тот, кто сам отлично знает, что даже на самой низкой ступени существует возможность вновь возродиться и устремиться к Свету. Не доходит только тот, кто, споткнувшись, разуверился в своих силах и потому не смог подняться, чтобы вновь двигаться по пути.

 

Источник:  https://www.liveinternet.ru/users/rosakler/post192411790

***

“Я скажу Вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Это символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной”.  /Из письма к Н. Д. Фонвизиной 20 февраля 1854/

Поделиться с друзьями:

: — напишите текст, Ваше имя и эл.адрес — вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой — и нажмите кнопку «ОТПРАВИТЬ»

Цитаты Достоевского (71 цитата)

«Настоящим пророком XIX века был Достоевский, а не Карл Маркс».
— Альбер Камю


«Идиот. Я прочитал ее однажды и обнаружил, что не очень хорошо помню события книги — или даже всех главных героев. Но в основном это «портрет по-настоящему красивого человека», который Достоевский якобы намеревался написать в этой книге. И я помню, как Мышкин казался таким простым, когда я начинал книгу, но к концу я понял, что совсем не понимаю его.то, что он сделал. Может, когда я перечитаю, все будет по-другому. Но сюжет этих книг Достоевского может содержать такие повороты и повороты для начинающего читателя — я думаю, это потому, что он писал большинство этих книг как сериалы, которые должны были иметь клиффхэнгеры и тому подобное.
Но я делаю отметки в своих книгах, в основном в тех местах, где я вижу философские взгляды автора, стоящие наиболее резко. Моя копия «Моби Дика» определенно полна этих отметок. У Идиота, как мне кажется, есть несколько …
Часть 3, Раздел 5.Болезненный Ипполит читает свое «Объяснение» или как там его там называют. Он говорит, что его убеждения не связаны с его приговором к смерти. Для него важно описать счастье: «Вы можете быть уверены, что Колумб был счастлив не тогда, когда он открыл Америку, а когда он открыл ее». Важно то, что это процесс жизни, а не цель или достигнутые цели. Хорошо. Легче сказать, чем жить!
Часть 3, Раздел 6. Больше разговоров Ипполита — о христианском мировоззрении. Он ссылается на притчу Иисуса о Слове как на семена, которые растут в людях, выраженные в описании того, как люди взаимосвязаны во времени; это картина множественности.
Далее в этом разделе он рассказывает о снимке Христа, снимаемого с креста, в доме Рогожина. Картина произвела в нем сложную метафору отчаяния перед смертью «в форме огромной машины самой современной конструкции, которая, тупая и бесчувственная, бесцельно схватила, раздавила и поглотила великое бесценное Существо, Существо, стоящее всей природы. и его законы, стоящие всей земли, которые были созданы, возможно, исключительно ради появления этого Существа.«То, как здесь формулируются идеи Ипполита, напоминает мне работы Жиля Делёза. А формулировка просто напоминает мне о том, как все чувствуют — многие люди чувствуют себя раздавленными непостижимой машиной в жизни. Многие люди чувствуют себя замученными. в их очень незначительных проявлениях. И это заставляет меня задуматься о концепции, согласно которой такая нарративная религия, как христианство, уникально допускает своего рода социализированный или экстернализованный, разделяемый опыт субъективности. Как будто мы все знаем историю этого человека — и это кажется как наши собственные истории в то же время.
Часть 4, Раздел 7. Волнение Мышкина (ведущее к захвату) среди высоких гостей Епанчина, когда он говорит о том, кем нужно стать дворянству («слугами, чтобы быть вождями»). Меня тянет к подобным вещам, потому что они утверждают, я полагаю, для меня: «это правда, что мы абсурдны, что мы поверхностны, имеем вредные привычки, что нам скучно, умеем смотреть на вещи, которые мы не можем понять; мы все такие ». И, конечно, он находит способ превратить это во благо.что, как отмечают ученые, очень важно для философии Достоевского — не отрицайте в себе земных страстей и проблем, но примите их и включите в свою личность. Я все еще работаю над этим ».
— Фёдор Достоевский


«… Прежде всего, не лги самому себе. Человек, который лжет самому себе и прислушивается к своей собственной лжи, приходит к точке, где он не видит никакой правды ни в себе, ни где-либо вокруг себя, и, таким образом, впадает в неуважение к себе и другим.Не уважая никого, он перестает любить, и, не имея любви, он предается страстям и грубым удовольствиям, чтобы занять и развлечь себя, и в пороках достигает полного скотства, и все это происходит от постоянной лжи другим и для сам.»
— Фёрдор Достоевский


«У любого, кто фигурирует в романах Достоевского, рано или поздно развивается мозговая лихорадка».
— У. Ф. Мередит


.

Федор Достоевский Цитаты (42 цитаты)

«Наука и разум с незапамятных времен играли второстепенную и подчиненную роль в жизни наций; так будет до скончания веков. Нации строятся и движутся другой силой, которая колеблется и доминирует над ними, происхождение которой неизвестно и необъяснимо: эта сила — сила ненасытного желания идти до конца, хотя в то же время она отрицает этот конец. Это сила постоянного утверждения собственного существования, и отрицание смерти.Это дух жизни, как его называют в Священном Писании, «река воды живой», высыхание которой находится под угрозой в Апокалипсисе. Это эстетический принцип, как его называют философы, этический принцип, с которым они отождествляют его, «поиск Бога», как я называю это проще. Целью каждого национального движения, в каждом народе и в каждый период его существования является только поиск своего бога, который должен быть его собственным богом, и вера в Него как единственно истинного. Бог — это синтетическая личность всего народа, от начала до конца.Никогда не случалось, чтобы у всех или даже у многих народов был один общий бог, но у каждого всегда был свой. Когда у них появляются общие боги, это признак распада наций. Когда боги становятся общими для нескольких народов, умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее люди, тем индивидуальнее их Бог. Никогда не было нации без религии, то есть без представления о добре и зле. У каждого народа свое представление о добре и зле, а также о добре и зле.Когда одни и те же представления о добре и зле становятся преобладающими в нескольких странах, эти народы умирают, и тогда само различие между добром и злом начинает исчезать. Разум никогда не мог определять добро и зло или даже различать добро и зло, даже приблизительно; напротив, он всегда смешивал их позорным и жалким образом; наука даже дала решение кулаком. Это особенно характерно для полуправды науки, самого ужасного бедствия человечества, неизвестного до нынешнего века и худшего, чем чума, голод или война.Полуправда — это деспот … такого не было в мире прежде. Деспот, у которого есть священники и рабы, деспот, которому все поклоняются с любовью и суевериями, до сих пор немыслимыми, перед которым сама наука трепещет и стыдливо съеживается.
— Федор Достоевский, Демоны .

Достоевский Федор

Красота — вещь ужасная и ужасная! Это ужасно, потому что это не разгадано, потому что Бог не задает нам ничего, кроме загадок. Здесь встречаются границы и соседствуют все противоречия.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Братья Карамазовы

Когда есть любовь, можно жить даже без счастья.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР, Записки из метро

Даже когда я подхожу к игорному залу, как только я слышу, через две комнаты, звон денег, льющихся на стол, меня почти охватывает конвульсия.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР, Игрок

Власть дается только тем, кто осмелится опуститься и поднять ее.Только одно имеет значение, одно; иметь возможность осмелиться!

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Преступление и наказание

Как вы думаете, разве одно крохотное преступление не будет уничтожено тысячами добрых дел?

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Преступление и наказание

Образованный и порядочный человек не может быть тщеславным, не установив для себя устрашающе высокого стандарта и не презирая и не ненавидя себя в определенные моменты.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР, Записки из подполья

Душа исцеляется от общения с детьми.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Идиот

Чем темнее ночь, тем ярче звезды,
Чем глубже горе, тем ближе Бог.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Преступление и наказание

Если они изгонят Бога с земли, мы укроем Его под землей.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Братья Карамазовы

Самый умный, на мой взгляд, тот человек, который хотя бы раз в месяц называет себя дураком.

Я говорю: пусть мир идет к черту, но я всегда должен пить чай.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР, Записки из подполья

Чем больше я люблю человечество в целом, тем меньше я люблю человека в частности.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Братья Карамазовы

Лучшее определение человека: существо, стоящее на двух ногах и неблагодарное.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР, Записки из подполья

В основе каждой новой человеческой мысли, каждой гениальной мысли или даже каждой серьезной мысли, возникающей в любом мозгу, есть что-то, что никогда не может быть передано другим, даже если бы кто-то написал об этом тома и объяснял идея на тридцать пять лет; осталось что-то, что нельзя заставить выйти из вашего мозга, и которое остается с вами навсегда.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Идиот

Но как можно жить и нечего рассказывать?

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Белые ночи

Если не разум, то дьявол.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Преступление и наказание

Сны, как мы все знаем, очень странные вещи: некоторые части представлены с ужасающей яркостью, с деталями, обработанными с изысканной отделкой ювелирных изделий, в то время как другие, так сказать, проносятся галопом, даже не замечая их, как, например, через пространство и время. Кажется, что сновидения вызваны не разумом, а желанием, не разумом, а сердцем, и все же, какие сложные трюки мой разум иногда разыгрывал во сне, какие совершенно непонятные вещи с ним происходят!

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Мечта смешного человека

Страх перед внешним видом — первый симптом импотенции.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Преступление и наказание

Лучше ошибиться по-своему, чем пойти по-другому.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Преступление и наказание

Человек — это загадка: если вы потратите всю свою жизнь, пытаясь разгадать это, то не говорите, что зря потратили время.Я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть мужчиной.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, письмо 1839 г., атрибуция Достоевский: жизнь и творчество (Мочульский)

Мы всегда думаем о вечности как о непостижимой идее, о чем-то необъятном. Но почему это должно быть? Что, если вместо всего этого вы вдруг обнаружите там просто комнатушку, что-то вроде деревенской бани, грязь и пауки на каждом углу, и это все вечность.Иногда, знаете, я не могу избавиться от ощущения, что это именно так.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Преступление и наказание

Разрушьте мои желания, искорените мои идеалы, покажите мне что-нибудь лучшее, и я последую за вами.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР, Записки из подполья

Ложь — вещь восхитительная, потому что она ведет к истине.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Преступление и наказание

Что такое ад? Я утверждаю, что это страдание от невозможности любить.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Братья Карамазовы

У каждого человека есть воспоминания, которые он не всем рассказал бы, а только своим друзьям.У него есть другие, которые он не раскроет даже своим друзьям, а только себе, и это втайне. Но, наконец, есть и другие вещи, о которых человек даже боится сказать себе, и у каждого порядочного человека есть значительное количество таких вещей. То есть можно даже сказать, что чем он порядочнее, тем больше таких вещей у него в голове.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР, Записки из подполья

Цивилизация сделала человека если не всегда более кровожадным, то, по крайней мере, еще более жестоким, еще более ужасающим кровожадным.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР, Записки из подполья

Человек ко всему привыкает, мерзавец.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Преступление и наказание

Ибо, в конце концов, вы вырастаете, вы перерастаете свои идеалы, которые превращаются в прах и пепел, которые разлетаются на части; и если у вас нет другой жизни, вам просто нужно построить ее из этих фрагментов.И все время твоя душа жаждет и тоскует по другому. И напрасно сновидец роется в своих старых снах, сгребая их, как кучу золы, ищет в этих углях искру, пусть даже крошечную, чтобы раздувать ее в пламя, чтобы согреть его ледяную кровь. это и оживить в нем все, что он так дорожил раньше, все, что касалось его сердца, что заставляло его кровь течь по его венам, что вызывало слезы из его глаз, и это так великолепно обмануло его.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Белые ночи

Чтобы действовать разумно, нужно нечто большее, чем разум.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ, Преступление и наказание

Просмотр цитат Федора Достоевского II

.

Идиотские цитаты Федора Достоевского

«Иногда вам снятся странные сны, невозможные и неестественные; вы просыпаетесь и ясно вспоминаете их, и удивляетесь странному факту: вы помните, прежде всего, что разум не покидал вас на протяжении всего вашего сна; вы даже помните, что вы действовали чрезвычайно умно и логично все это долгое-долгое время, когда вы были окружены убийцами, когда они были с вами сообразительны, скрывали свои намерения, относились к вам по-дружески, хотя у них уже было наготове оружие и ждали только какого-то знака; помните, как ловко вы их наконец обманули, спрятались от них; тогда вы понимаете, что они знают весь ваш обман наизусть и просто не показывают вам, что знают, где вы прячетесь; но вы умны и снова обманываете их — все это хорошо помните.Но почему в то же время ваш разум мог примириться с такими очевидными нелепостями и невозможностями, которыми, помимо прочего, была наполнена ваша мечта? На ваших глазах один из ваших убийц превратился в женщину, а из женщины — в умного, мерзкого карлика — и все, что вы позволили, сразу, как свершившийся факт, почти без малейшего недоумения и именно в тот момент, когда А с другой стороны, ваш разум был предельно напряжен, проявляя необычайную силу, сообразительность, смекалку, логику? Почему также, пробудившись от сна и полностью войдя в реальность, вы почти каждый раз, а иногда и с необычайной силой впечатлений, чувствуете, что вместе со сном вы оставляете после себя то, чего не смогли постичь? Вы улыбаетесь абсурдности своей мечты и в то же время чувствуете, что ткань этих абсурдов содержит некую мысль, но мысль, которая реальна, что-то, что принадлежит вашей истинной жизни, что-то, что существует и всегда существовало в вашем сердце; это как если бы ваш сон сказал вам что-то новое, пророческое, ожидаемое; у вас сильное впечатление, оно радостное или мучительное, но что это такое и что вам рассказали — все, что вы не можете ни понять, ни вспомнить.”
— Федор Достоевский, Идиот .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *