Дени философ: Биография Дени Дидро — РИА Новости, 05.10.2013

Дени Дидро



Дени Дидро

1713-1784

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Дени Дидро

ДИДРО Дени (1713—1784) — француз, философ, писатель, просветитель, один из идеологов Великой Французской революции. Основатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В 1773—1774 гг. жил в России по приглашению Екатерины II.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 164.

+ + +

Дидро Дени (1713/1784) — французский писатель, драматург, философ. Одна из главных сторон деятельности Дидро связана с написанием с соавторами-просветителями многотомной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В целом литературное наследие Дидро очень многогранно, охватывает широкий круг тем, от философских до нравственно-воспитательных и социальных. Но во всех произведениях Дидро выступал с гуманистическими взглядами, а во многих произведениях (в частности, драматических) проявилось его смелое новаторство. Наиболее известные произведения Дидро: «Монахиня», «Мысли об объяснении природы», «Парадокс об актере», «Отец семейства» и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т. Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 84-85.

Дени Дидро. Портрет Карла Ван Лоса.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Дидро с марксистской точки зрения (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философ-просветитель (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М.

2010).

Аласкина Н. Разносторонний мыслитель (1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984)

Можейко М.А. Идеолог Просвещения (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Длугач Т. Б. Создатель «Энциклопедии» (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Казарин А.И. Идеолог революционной буржуазии (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964).

Момджян X.  H. С позиций деизма выступил с разоблачением христианской религии и церкви (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Баландин Р.К. Наблюдение собирает факты (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагог (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,

2001).

Блинников Л.В. Полагал, что религия не является опорой нравственности (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Дидро как педагог (Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981).

Далее читайте (сочинения, литература, справочная информация).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Биография Дени Дидро — РИА Новости, 05.10.2013

Французский писатель и философ, энциклопедист Дени Дидро (Denis Diderot) родился 5 октября 1713 года в Лангре, Шампань, Франция. Его мать, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника, а отец, Дидье Дидро, — ножовщиком.
По желанию семьи, юный Дени готовил себя к духовной карьере. В 1723 1728 годах он учился в лангрском иезуитском коллеже, в 1726 году стал аббатом.

С 1728 (или 1729) года в Париже Дидро учился, по некоторым свидетельствам, в янсенистском коллеже д’Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези.

В 1732 году он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета.

В 1743 году Дидро женился на Анне Антуанетте Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743 1748 годах он перевел с английского «Историю Греции» Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Шефтсбери, «Медицинский словарь» Джеймса.

В 1747 году вместе со своим другом философом и математиком Жаном Лероном Д’Аламбером он получил приглашение стать во главе издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Поначалу словарь рассматривался как перевод «Энциклопедии» Эфраима Чемберса (1728), но усилиями Дидро и Д’Аламбера превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции. Дидро занимался историей философии и ремесел.

В 1772 году первое издание «Энциклопедии» было завершено. Работа заняла 25 лет. «Энциклопедия» составила 28 томов — 17 томов статей и 11 томов иллюстраций. Помимо Дидро, который написал около шести тысяч статей, к ее созданию были привлечены философы Жан Жак Руссо, Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Поль Анри Гольбах. Статьи по разделам писали скульптор Этьенн Морис Фальконе, архитектор Жак Франсуа Блондель, естествоиспытатели Луи Жан Мари Добантон и Николя Демаре, экономист Франсуа Кенэ и др.
В своих первых философских работах «Философские мысли» (1746) и «Аллеи, или прогулка скептика» (1747) Дидро придерживался деизма. В сочинении «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) перешел на позиции атеизма и материализма. Телеологическому доказательству бытия Бога он противопоставляет эволюционистские воззрения на природу. В июле-октябре 1749 года за вольнодумные сочинения Дидро был арестован и заключен в Венсеннский замок.
Атеистический материализм получил дальнейшую разработку в его сочинениях «Мысли об истолковании природы» (1754), «Разговор Д’Аламбера и Дидро» (1769), «Философские принципы относительно материи и движения» (1770) и др.

Дидро — автор нескольких пьес и романов. В 1750 е годы им были опубликованы две пьесы — «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись от поэтики классицизма, Дидро драматург стремился реализовать принципы новой («мещанской») драмы, изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке.

Главные художественные произведения Дидро повесть «Монахиня» (1760), роман диалог «Племянник Рамо» (1762 1779), роман «Жак фаталист и его хозяин» (1773) — остались неизвестными его современникам и впервые были опубликованы после смерти автора. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, а также приверженность гуманистическим идеалам.

В 1759 1781 годах как критик искусства Дидро писал ежегодные обзоры художественных выставок — «Салоны». Они были размещены в рукописной газете «Литературная корреспонденция» его друга литератора Фридриха Мельхиора Гримма, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям.

В 1765 году российская императрица Екатерина II приобрела библиотеку Дидро. Заплатив за библиотеку, Екатерина оставила книги в его пожизненное пользование и назначила философу ежегодное жалованье в качестве библиотекаря, выплатив деньги за 50 лет вперед.

С 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа, и его скептические высказывания на «Наказ» Екатерины II вызвали ярость императрицы.

В последние годы Дидро продолжал заниматься литературными проектами. Он приготовил материал для своего друга историка Гийома Тома Франсуа Рейналя с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал «Эссе о Сенеке», где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие.

31 июля 1784 года Дени Дидро скончался. Он был похоронен в церкви Святого Роха (Saint Roch), но во времена Французской революции 1789 года все захоронения в церкви были разорены, а тела перенесены в общую могилу.

У Дени Дидро и его жены Анны Антуанетты было трое детей, двое из которых умерли в раннем возрасте, осталась младшая дочь Мария Анжелика (1753 1824).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дени Дидро | Биография, философия, произведения, верования, просвещение и факты

Дмитрий Левицкий: портрет Дени Дидро

Смотреть все медиа

Дата рождения:
5 октября 1713 г.
Лангр Франция
Умер:
31 июля 1784 г. (70 лет) Париж Франция
Известные работы:
«Эссе о слепоте» «Элементы физиологии» “Эссе о живописи” «Исследование о добродетели» «Жак-фаталист и его хозяин» «L’Entretien entre d’Alembert et Diderot» «Парадокс актерского мастерства» «Мысли об интерпретации природы» «Философские размышления». «Племянник Рамо» «Дополнение к путешествию по Бугенвилю» «Монахиня»
Предметы изучения:
драматическая литература

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем важен Дени Дидро?

Французский философ и эссеист Дени Дидро был главным редактором (1745–1772 гг.) Энциклопедии и в этой роли был одним из основоположников и толкователей эпохи Просвещения. Работа, известная своей терпимостью и либерализмом, имела глубокие политические, социальные и интеллектуальные последствия во Франции незадолго до революции.

Какими были ранние годы Дени Дидро?

Дидро родился в 1713 году в семье мастера-ножовщика. Несмотря на постриг в 1726 году, он не ходил в церковь, а позже стал атеистом и принял рационализм. В 1732 году Дидро получил степень магистра искусств Парижского университета. Он работал на различных должностях, прежде чем начал работать над энциклопедией

.

Как умер Дени Дидро?

Дидро умер от коронарного тромбоза в 1784 году в парижском доме, предоставленном в его распоряжение Екатериной Великой, ставшей его покровительницей, когда он испытывал финансовые трудности. Апокрифически его последними словами были: «Le premier pas vers la philosophie, c’est l’incrédulité» («Первый шаг к философии — недоверие»). Ему было 70.

Дени Дидро (родился 5 октября 1713, Лангр, Франция — умер 31 июля 1784, Париж), французский литератор и философ, который с 1745 по 1772 год был главным редактором

Encyclopédie , одно из главных произведений эпохи Просвещения.

Молодость и брак

Дидро был сыном широко уважаемого мастера-ножовщика. Он был пострижен в 1726 году, хотя на самом деле не входил в церковь, и сначала получил образование у иезуитов в Лангре. С 1729 г.до 1732 года он учился в Париже в Коллеж д’Аркур или в лицее Луи-ле-Гран или, возможно, в обоих этих учреждениях, и 2 сентября 1732 года ему была присвоена степень магистра искусств в Парижском университете. Он затем изучал право в качестве штатного клерка в офисе Клемана де Риса, но больше интересовался языками, литературой, философией и высшей математикой. О его жизни в период с 1734 по 1744 год известно сравнительно немного. Он отказался от раннего стремления поступить в театр и вместо этого зарабатывал на жизнь преподаванием, вел скудное существование в качестве подсобного работника издателя и писал проповеди для миссионеров в 50–9 лет.0039 по шт. Одно время он, кажется, вынашивал идею начать церковную карьеру, но маловероятно, что он поступил в семинарию. Тем не менее его работы свидетельствуют о том, что он пережил религиозный кризис, и он относительно медленно продвигался от римского католицизма к деизму, а затем к атеизму и философскому материализму. То, что в то время он вел беспорядочный и богемный образ жизни, ясно показано в его посмертно опубликованном романе Le Neveu de Rameau (9).0039 Племянник Рамо ). Он часто посещал кофейни, особенно Régence и Procope, где он встретил философа Жан-Жака Руссо в 1741 году и завязал с ним дружбу, которая продлилась 15 лет, пока не была прервана ссорой.

В 1741 году он также познакомился с Антуанеттой Чемпион, дочерью торговца полотном, и в 1743 году женился на ней — тайно, из-за неодобрения отца. Отношения были основаны на романтической любви, но брак не был счастливым из-за несовместимых интересов. Однако связь держалась отчасти благодаря общей привязанности к их дочери Анжелике, единственной оставшейся в живых из трех детей, которая родилась в 1753 году и которую Дидро в конце концов женил на Альбере де Ванделе, человеке, занимавшем некоторое положение в Лангре. Дидро позаботился о ее образовании, и в конце концов она написала краткий отчет о его жизни и классифицировала его рукописи.

Зрелая карьера

Чтобы заработать на жизнь, Дидро занялся переводческой работой и в 1745 году опубликовал свободный перевод «Исследования о добродетели » 3-го графа Шефтсбери, славу и влияние которого он распространял во Франции. Собственная работа Дидро « философских мыслей » (1746; «Философские мысли» ), оригинальная работа с новыми взрывоопасными антихристианскими идеями, выраженными в яркой прозе, содержит множество отрывков, непосредственно переведенных из Шефтсбери или вдохновленных им. Доходы от этой публикации, как и от его якобы непристойного романа

Les Bijoux indiscrets (1748) были использованы для удовлетворения требований его любовницы Мадлен де Пюизье, с которой он порвал через несколько лет. В 1755 году он встретил Софи Волланд, с которой у него возникла привязанность, которая продлилась более 20 лет. Связь была основана на общих интересах, естественной симпатии и крепнущей дружбе. Его переписка с Софи вместе с другими его письмами составляет один из самых увлекательных документов о личности, увлечениях и идеях Дидро, а также об интеллектуальном обществе Луизы д’Эпине, Ф.
М. Гримм, барон д’Гольбах, Фердинандо Галиани и другие писатели-деисты и мыслители (философы), с которыми он чувствовал себя как дома. Через Руссо Дидро познакомился с философом Этьеном Бонно де Кондильяком, и какое-то время трое друзей вместе обедали в Panier Fleuri.

Викторина «Британника»

Философия 101

В 1745 году издатель Андре Ле Бретон обратился к Дидро с предложением выпустить французский перевод Эфраима Чемберса « Cyclopaedia, » после того, как два других переводчика отказались от проекта. Дидро взял на себя эту задачу вместе с выдающимся математиком Жаном Ле Рондом д’Аламбером в качестве соредактора, но вскоре коренным образом изменил характер публикации, расширив ее масштабы и превратив ее в важный орган радикального и революционного мнения. Он собрал вокруг себя команду преданных литераторов, ученых и даже священников, многие из которых, пока неизвестные, должны были оставить свой след в дальнейшей жизни. Все были уволены с общей целью: углубить знания и тем самым нанести сокрушительный удар реакционным силам в церкви и государстве. Как dictionnaire raisonné («рациональный словарь»), Encyclopédie должен был выявить основные принципы и приложения каждого искусства и науки. В основе философии лежал рационализм и ограниченная вера в прогресс человеческого разума.

В 1749 году Дидро опубликовал Lettre sur les aveugles ( Очерк о слепоте ), примечательный своим предложением научить слепых читать с помощью осязания, в том же духе, что Луи Брайль должен был следовать в 19 веке.20-го века и за представление первого шага в его эволюционной теории выживания за счет превосходной адаптации. Это смелое изложение учения материалистического атеизма с его упором на зависимость человека от чувственных впечатлений привело к аресту Дидро и заключению его в Венсенскую тюрьму на три месяца. Работа Дидро над Энциклопедией , , однако, не прерывалась надолго, и в 1750 году он изложил свою программу для нее в проспекте , , который Даламбер расширил до знаменательного Предварительные обсуждения (1751). История Энциклопедии , , от публикации первого тома в 1751 году до распространения последних томов иллюстраций в 1772 году, была пестрой, но конечный успех никогда не вызывал сомнений. Дидро не испугала государственная цензура произведения и критика консерваторов и реакционеров. Критический момент наступил в 1758 году, при публикации седьмого тома, когда Даламбер ушел в отставку, получив предупреждение о неприятностях и прочитав нападки Руссо на его статью «Женев». Еще один серьезный удар пришелся на книгу философа Гельвеция 9.0039 De l’esprit («Об уме»), который, как утверждается, является кратким изложением Encyclopédie, был приговорен к сожжению Парижским парламентом, а сама Encyclopédie была официально запрещена. Не соблазнившись предложением Вольтера о продолжении публикации за пределами Франции, Дидро держался в Париже с большим упорством и тайком издал более поздние тома Энциклопедии . Однако он был глубоко ранен открытием в 1764 году, что Ле Бретон тайно удалил компрометирующий материал из исправленных корректурных листов примерно в 10 томах фолио. Цензурированные отрывки, хотя и представляют значительный интерес, не оказали бы заметного влияния на воздействие произведения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

В 17 томов текстов и 11 томов иллюстраций (1751–1772 гг.) Дидро внес бесчисленное множество статей, частично оригинальных, частично взятых из различных источников, особенно по истории философии («Eclectisme» [«Эклектизм» ]), социальной теории («Droit naturel» («Естественный закон»)), эстетики («Beau» («Прекрасное»)), ремесел и промышленности Франции. Кроме того, он был энергичным генеральным директором и руководил иллюстрациями для 3000–4000 пластин исключительного качества, которые до сих пор ценятся историками. Философские и научные работы. Редактируя Энциклопедию , Дидро также успел написать большинство своих важных произведений. В 1751 году он опубликовал свое Lettre sur les sourds et muets («Письмо о глухонемых»), в котором изучается функция языка и рассматриваются вопросы эстетики, а в 1754 году он опубликовал Pensées sur l’interprétation de la nature («Мысли об интерпретации природы»), влиятельный краткий трактат о новых экспериментальных методах в науке. Однако Дидро опубликовал несколько других работ при жизни. Его сочинения в рукописной форме были известны только его друзьям и привилегированным корреспондентам 9-го века.0039 Correspondance littéraire, своего рода частная газета, издаваемая бароном Гриммом и распространявшаяся в виде рукописи. Посмертная публикация этих рукописей, среди которых несколько смелых и оригинальных работ в области науки, философии и литературы, сделала Дидро более высоко оцененным в Новое время, чем он был во Франции при жизни.

Среди его философских работ можно особо отметить L’Entretien entre d’Alembert et Diderot (написано в 1769 г., опубликовано в 1830 г .; «Разговор между Даламбером и Дидро»), Le Rêve de d’Alembert (написано в 1769 г., опубликовано в 1830 г.; «Сон Даламбера») и Elements de physiologie (1774–80). В этих работах Дидро развил свою материалистическую философию и пришел к поразительному интуитивному пониманию биологии и химии; например, рассуждая о происхождении жизни без божественного вмешательства, он предвосхитил эволюционные теории Чарльза Дарвина и выдвинул поразительно пророческую картину клеточной структуры материи. Хотя рассуждения Дидро в области науки представляют большой интерес, исключительным является диалектический блеск их изложения. Его идеи, часто излагаемые в парадоксальной форме и неизменно в форме диалога, проистекают из чувства двусмысленности жизни и глубокого понимания сложностей и противоречий, присущих человеческой природе.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *