Деньги ошо: Osho on Money and Enjoyment – Whatsoever you have, start enjoying right now – OSHO TEACHINGS
Читать онлайн «Слава, богатство и тщеславие. В чем реальное значение успеха?», Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) – Литрес
OSHO
Fame, Fortune, Ambition
What Is the Real Meaning of Success?
OSHO является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation; www.osho.com/trademarks
Все права защищены.
Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com
Предисловие
Люди всегда считают, что трава за забором – зеленее, ведь каждый идет не своей дорогой. Вас заставляют двигаться совершенно не туда, куда вам предназначено природой. Вы не приближаетесь к раскрытию своего потенциала. Вы пытаетесь быть такими, какими вас хотят видеть другие, но это не приносит вам никакого удовлетворения. А когда удовлетворения нет, логично думать так: «Возможно, этого не совсем достаточно, надо стремиться к большему». И тогда вы пытаетесь получить больше, начинаете оглядываться по сторонам. А все вокруг ходят с масками на лицах – улыбающиеся, счастливые. И все друг друга обманывают. Вы тоже носите маску, поэтому окружающие думают, что вы счастливее них.
Кажется, что по другую сторону забора трава зеленее. Да, но так кажется с обеих сторон. Люди, живущие по ту сторону забора, думают, что именно с вашей стороны все гораздо лучше. И трава действительно кажется им сочнее, гуще, мягче. Но это всего лишь иллюзия, возникающая из-за расстояния. Подойдя ближе, они увидят, что это не так. Но люди держат друг друга на расстоянии. Даже друзья, даже любовники сохраняют дистанцию. Слишком большая близость опасна, потому что тогда другой может увидеть вашу реальность.
Вас неправильно воспитывали с самого начала, поэтому, что бы вы ни делали, вы все время страдаете.
В природе не существует понятия денег, иначе доллары росли бы на деревьях. В природе денег нет, деньги – это изобретение человека – полезное, но в то же время опасное. Вы смотрите на какого-нибудь богача и думаете, что, возможно, деньги приносят ему радость. Взгляните на этого человека, он кажется таким счастливым! Значит, нужно стремиться к богатству. Кто-то здоровее, чем вы, – нужно стремиться к здоровью. Кто-то что-то делает и выглядит довольным – нужно следовать его примеру.
Но речь всегда идет о ком-то другом. Общество устроило все так, чтобы вы вообще не думали о собственном потенциале. Беда в том, что вы не являетесь самими собой. Просто будьте собой и перестанете страдать, не будет никакой конкуренции, никакого беспокойства, что у других чего-то больше или меньше, чем у вас.
А если вы хотите, чтобы трава стала зеленее, нет необходимости смотреть через забор, можно и свою траву удобрить. Это очень просто. Однако вы все время смотрите куда-то вдаль, поэтому все лужайки, кроме вашей собственной, кажутся великолепными.
Каждый должен быть укоренен в своем собственном потенциале, каким бы он ни был, и никто не должен никого направлять или вести. Все должны помогать друг другу, куда бы каждый из нас ни шел, кем бы или чем бы ни становился. И тогда мир будет таким довольным, что даже трудно себе представить.
Мир против вашей индивидуальности. Он против того, чтобы вы были собой. Он хочет, чтобы вы были просто роботами. А когда вы с этим соглашаетесь, у вас возникают проблемы. Вы – не роботы. Природа не планировала делать из вас роботов. Именно потому, что вы не исполняете собственного предназначения, вы постоянно думаете о том, что вам чего-то не хватает: «Чего же мне недостает? Может быть, мне нужна другая мебель, другие занавески, новый дом? Или, может быть, другой муж, другая работа?» Всю свою жизнь вы пытаетесь что-то найти, бегаете с места на место. Но общество с самого рождения постоянно сбивает вас с толку.
Глава 1
У каждого свое представление об успехе
* * *
Люди постоянно откладывают все самое важное на потом. «Завтра я буду смеяться, сегодня я буду зарабатывать деньги… Больше денег, больше власти, больше вещей, больше техники. Завтра я буду любить, сегодня на это нет времени». Но завтра никогда не наступает, и однажды вы обнаруживаете, что вас похоронили со всей вашей техникой и со всеми вашими деньгами. Вы достигли вершины лестницы, дальше идти некуда, остается лишь прыгнуть со скалы. Но вы не можете сказать об этом другим: «Не стоит сюда лезть, здесь ничего нет», потому что тогда вы будете выглядеть глупо.
* * *
Я всегда мечтал стать знаменитым, богатым и успешным. Можете ли вы мне подсказать, как исполнить мое желание?
Нет, не могу, потому что это самоубийство. Я не могу вам помочь наложить на себя руки. Я могу вам помочь расти и научиться быть в моменте, но не могу помочь вам совершить самоубийство. Я не могу помочь вам разрушить себя просто так.
Амбиции – это яд. Если вы хотите стать лучшим музыкантом, я могу вам помочь, но не для того, чтобы вы обрели всемирную известность. Если вы хотите научиться лучше писать стихи, я могу помочь, но не для того, чтобы вы получили Нобелевскую премию. Если вы хотите лучше писать картины, я могу помочь. Я могу помочь вам развить ваши творческие способности. Но творчество не имеет ничего общего с громким именем, славой, успехом и деньгами.
Я не говорю, что если они придут к вам, то вам нужно будет от них отказаться. Если они придут, замечательно, наслаждайтесь ими. Но не позволяйте им становиться вашей мотивацией, потому что если человек пытается достичь успеха, разве он может быть истинным поэтом? Его энергия направлена на политику, разве такой человек может быть поэтом? Если человек стремится быть богатым, разве он может быть художником? Его энергия сконцентрирована на желании разбогатеть. А художник должен направлять всю свою энергию на создание картины, а создание картины – это пребывание здесь и сейчас. Богатство же придет когда-нибудь в будущем, может, придет, а может, и нет. Не нужно к нему стремиться, все это случайно. Успех случаен, он зависит от обстоятельств, слава случайна и тоже зависит от обстоятельств.
Однако блаженство не зависит ни от чего. Я могу помочь вам научиться испытывать больше блаженства. Станут ли известными ваши картины, станете ли вы Пикассо или нет, вообще не важно. Я могу помочь вам научиться рисовать так, что, когда вы будете это делать, сам Пикассо вам позавидует. Вы можете научиться растворяться в рисовании тотально, целиком, а именно это и приносит истинную радость. В такие моменты вы испытываете настоящую любовь и погружаетесь в медитацию, это божественные моменты. Божественным является тот момент, когда вы полностью растворяетесь, когда ваши границы исчезают, когда на мгновение вас нет, а есть лишь божественность.
Но я не могу учить вас успеху. Я не против успеха. Повторю еще раз: я не учу вас избегать успеха. Я ничего не имею против. Успех – это прекрасно. Я лишь говорю о том, что успех не должен становиться вашим мотивом, иначе вы не почувствуете радости рисования, или поэзия пройдет мимо вас, вы не сможете почувствовать песню, которую поете прямо сейчас. А когда успех все же придет, вы останетесь с пустыми руками, потому что успех сам по себе не приносит удовлетворения. Успех не может вас насытить, наполнить, в нем нет питательных веществ. Успех – это всего лишь ажиотаж вокруг вашей личности.
Буквально вчера я читал книгу про Сомерсета Моэма «Беседы с Вилли». Книга написана племянником Моэма – Робином Моэмом. Сомерсет Моэм был одним из самых известных, самых успешных и богатых людей своего времени, но мемуары говорят правду. Вот что пишет Робин о своем известном и успешном дядюшке:
* * *
Несомненно, он был одним из самых известных авторов, получивших признание еще при жизни. И в то же время самым несчастным…
– Знаешь, – сказал он как-то, – очень скоро я умру, эта мысль мне совершенно не нравится…
А сказал он это, когда ему было девяносто лет!
– Я уже очень стар, конечно, – добавил он, – но от этого мне ничуть не легче.
* * *
Богатый, всемирно известный Моэм! Он зарабатывал огромное количество денег, хотя уже давно ничего не писал. Он получал гонорары за книги, которые продолжали издаваться по всему миру. К нему приходили тысячи писем от восторженных поклонников. А его племянник пишет:
* * *
– Какое твое самое счастливое воспоминание в жизни? – спросил я его.
– Не могу припомнить ни единого мгновения, – с грустью ответил он.
Я взглянул на его гостиную, на невероятно дорогую мебель и картины, предметы искусства, которые он приобрел благодаря своей славе. Его вилла с великолепным садом, окруженная прекрасной природой, на берегу Средиземного моря стоила, по меньшей мере, шестьсот тысяч фунтов. У него было одиннадцать слуг, и он не был счастлив!
– Знаешь, когда я умру, – сказал он, – всего этого у меня не будет. Я не смогу взять с собой ни единого стола.
Ему было грустно, его голос дрожал. Какое-то время он молчал, а потом сказал:
– Я был большим неудачником в жизни. Хоть бы я вообще ничего не писал. Что мне это дало? Вся моя жизнь была одной сплошной ошибкой, но теперь уже поздно что-то менять.
Глаза его стали влажными от слез.
* * *
Что дает успех? Этот человек, Сомерсет Моэм, жил зря. Он жил долго – девяносто один год. Он мог бы быть очень довольным, очень счастливым. Мог бы, но только если бы успех давал все это, только если бы богатства могли всем этим обеспечить, только если бы большая вилла и слуги могли бы принести настоящее счастье.
В конечном итоге понимаешь, что громкое имя и успех не имеют никакого значения. Единственное, что важно, это то, как вы проживали каждое мгновение своей жизни. Были ли вы счастливы, праздновали ли бытие? Радовались ли мелочам? Принимая ванну, потягивая чай, подметая пол, гуляя по саду, сажая деревья, беседуя с друзьями или сидя молча в обнимку с возлюбленной, глядя на луну и слушая пение птиц, испытывали ли вы счастье в такие моменты? Было ли каждое мгновение вашей жизни озарено лучами радости, светилось ли от восторга? Вот что важно.
Вы спрашиваете меня, могу ли я вам помочь в исполнении вашего желания? Нет, не могу, потому что желание – это ваш враг, который вас уничтожит. Однажды вы будете горько плакать, испытывая разочарование. «Теперь уже поздно что-либо менять, – скажете вы. – Слишком поздно!» Прямо сейчас у вас еще есть время, что-то все же можно сделать: можно в корне изменить свою жизнь. Я могу помочь вам пройти через алхимическую трансформацию, но я не могу ничего гарантировать в мирском плане. Я гарантирую успех в мире внутреннем, я могу сделать вас богатыми, такими же богатыми, как Будда, – а ведь только будды и богаты. Люди, обладающие исключительно внешними богатствами, вовсе не богаты, на самом деле они чрезвычайно бедны. Они лишь обманывают себя и других, утверждая, что богаты. В душе у таких людей живет нищий, а вовсе не истинный император.
* * *
В один город пришел Будда. Правителю этого города не очень-то хотелось идти его встречать. Но первый министр сказал:
– Если вы не примите его, то я отказываюсь от своей должности, в таком случае я не могу вам больше служить.
– Но почему? – удивился правитель. А первый министр был незаменимым человеком при дворе. Без него правитель просто пропал бы. Первый министр был главной политической фигурой.
– В чем дело? – спросил правитель. – Почему ты так настаиваешь? Почему я должен принимать этого оборванца?
Первый министр был пожилым человеком.
– Потому что это вы нищий, а он император, вот почему. Идите и встретьте его, иначе вы не достойны моего служения вам.
Правителю пришлось согласиться. С очень большой неохотой он отправился встречать Будду. После встречи он вернулся во дворец и, припав к ногам первого министра, сказал:
– Ты был прав, он действительно король, а я всего лишь нищий.
* * *
Жизнь – странная штука. Порой король является нищим, а нищий бывает королем. Но не смотрите на внешность. Смотрите внутрь. Сердце богато, когда оно переполнено радостью, сердце богато, когда оно пребывает в гармонии с Дао, с природой, с основным законом жизни. Иначе в один прекрасный день вы будете плакать и причитать: «Слишком поздно…»
Я не могу помочь вам разрушить вашу жизнь, я здесь, чтобы улучшать вашу жизнь, я здесь, чтобы помочь вам жить в изобилии.
* * *
Порой я чувствую, что созрела для мира, что теперь могу уйти и сделать нечто такое, что «положено сделать женщине»: выйти в большой открытый мир, заработать много денег, всех покорить и оставить свое имя в истории. Я провела много времени в обществе медитирующих людей, мне это нравилось. Но теперь, как раз тогда, когда я уже так близка к пониманию того, что такое медитация, все эти фантазии о славе и богатстве вновь одолевают меня. Почему я не могу просто сидеть, пребывая в покое здесь и сейчас, и впитывать любовь, изливающуюся на меня каждое мгновение? Неужели я настолько слепа?
Не хочу тебя огорчать, но правда в том, что ты действительно слепа. Здесь живет очень много разных людей. Большинство из них попали сюда случайно. Они сами не знают, зачем приехали. И вот они приехали, начали медитировать, стали бывать в моем присутствии, стали ощущать любовь, окружающую меня. Они остались, но глубоко в подсознании их прежние желания еще живы. Поэтому на поверхности они чувствуют себя хорошо, но эта поверхность очень тонка, их понимание еще очень хрупкое. Любая мелочь может раскрыть ящик Пандоры, и все их желания, которые, как им казалось, уже давно исчезли, окажутся еще более сильными, чем прежде. Именно это с тобой и происходит сейчас.
Ты говоришь: «Порой я чувствую, что созрела для мира». Пожалуйста, не обманывай себя. Я скажу тебе, когда ты будешь готова. Сейчас еще рано получать сертификат, ты еще не созрела для того, чтобы идти в мир!
Но именно так наш ум нас и обманывает. Ум хочет уйти в мир не потому, что созрел, а потому, что внутри теплятся подавленные чувства, которые хотят вырваться на свободу. «Теперь я могу уйти и совершить нечто…» И что же? «То, что положено сделать женщине». Очень странный список: «выйти в большой открытый мир, заработать много денег, всех покорить и оставить свое имя в истории».
Конец не очень-то вдохновляющий – оставить свое имя в истории или…? Оставить свое имя в истории – значит оказаться в могиле. История описывает жизнь только умерших людей. Странные у тебя представления… «То, что положено сделать женщине». Никогда не думал об этом. То, что положено сделать женщине, она может делать и здесь. Зачем уходить для этого в мир?
«Заработать много денег». Что ты будешь делать с деньгами? Создашь благотворительный фонд? Деньги нельзя есть, и нельзя жить только деньгами, к тому же ты хочешь заработать не просто денег, чтобы выжить, а много денег. Ты когда-нибудь задумывалась о том, что значит «много денег»? И как ты собираешься их заработать? Делая то, что «положено женщине»?
Не глупи. В мире огромное количество глупых женщин, и все они работают, получая много денег, готовые остаться в истории. Странные у тебя желания… Ты сойдешь в могилу, и останется от тебя только имя, может быть. Но и это не просто. Скольким женщинам удалось остаться в истории, а сколько женщин живет на планете? Да и те, чьи имена известны, не стоят подражания.
Например, Клеопатра. Ее все знают, потому что она была самой красивой женщиной. Она продала свое тело завоевателю, который вторгся в Египет, Цезарю или Антонию, или кому там еще. Единственное, как она могла себя защитить, это продать свое тело. Она, наверное, была самой великой проституткой в мире. Вы думаете, она испытывала блаженство, проявляя свою индивидуальность? Она была всего лишь футбольным мячом, который военачальники пинали между собой. Пришел первый генерал, она предложила ему свое тело, пришел второй генерал, и она уже готова предложить ему свое тело. Конечно, она оставалась императрицей Египта, была богатой и делала все, что «должна была делать женщина».
Но на таких уродливых существ не стоит ровняться. Красивым было только ее тело, а дух был отвратительным, совершенно отвратительным. Если вы любите, вы отдаете все: свое тело, свои мысли, свою душу – и это потрясающий опыт. Но продавать свое тело за деньги или за власть – это самое ужасное, что только бывает на свете.
И что ты выиграешь, пытаясь произвести на всех впечатление? Я могу предложить всем присутствующим прямо здесь: «Обратите внимание на эту женщину, она великолепна», и они все тут же включатся в эту игру. Все будут подходить к тебе и говорить: «Ты действительно замечательная! Клеопатра ничто по сравнению с тобой».
А за стенами ашрама, в обычном обществе, чем ты собираешься покорять людей? Каков твой истинный гений, который ты могла бы предложить миру? Поэзия, скульптура, живопись? В этих областях такая конкуренция! А здесь все просто. Ты встаешь и говоришь, обращаясь к людям: «У меня есть огромное желание произвести на вас впечатление. Пожалуйста, будьте так добры, обратите на меня внимание». И все! Все будут впечатлены! И тебе не придется делать ничего из того, что «должна сделать женщина». Ты говоришь: «Во мне возникают желания обрести славу и разбогатеть. Почему я не могу просто сидеть, пребывая в покое здесь и сейчас, и впитывать любовь, изливающуюся на меня каждое мгновение? Неужели я настолько слепа?»
Твоя слепота в том, что ты подавляешь свои желания. Ты еще не очистила свое сердце. Ты приехала сюда и создала вокруг себя определенную ауру, но за ней копошатся скорпионы и змеи, пауки и тараканы.
Первое, что нужно любому медитирующему человеку, – это очиститься от всего этого и только потом выращивать розы на первозданной земле, иначе рано или поздно все эти скорпионы, змеи и тараканы вновь заявят о себе и уничтожат весь твой прекрасный розовый сад. Тебе нужно освободиться от них.
Медитирующий человек не является ни женщиной, ни мужчиной, потому что медитация не имеет никакого отношения к телу, да и к уму она тоже не относится. В медитации вы становитесь простым, чистым сознанием, а сознание не может быть ни женским, ни мужским.
Как только ты поймешь свое сознание, сразу все желания денег, славы, власти, желание произвести впечатление на людей и спустить свое имя в историю попросту исчезнут.
Не расчистив почву от сорняков, ты начала выращивать розы. И теперь сорняки выросли и заслоняют прекрасные цветы. Ты поливала розы, но сорняки питались той же водой, теми же удобрениями, получали ту же заботу. А сорняки во много раз сильнее красивых роз. Постепенно они изуродуют цветы, разрушат их, и весь сад будет полон мертвых роз и танцующих диких сорняков. Любой садовник понимает, что сначала нужно расчистить почву, выкорчевать все лишние корни, чтобы сорняки вновь не выросли. Только тогда на этой почве смогут вырасти хрупкие и утонченные цветы.
Медитация – это самый хрупкий цветок в существовании. Вы начинаете его взращивать, совершенно не задумываясь о крысах, тараканах и скорпионах. Они все еще здесь и из протеста начинают поднимать голову. Они все живут за счет политики. И они очень сильные ребята!
Ученые говорят, что на протяжении всей истории, где бы человек ни оказывался, там всегда появлялись тараканы. Или наоборот – если где-то есть тараканы, значит, поблизости должны жить люди. Тараканы так глубоко влюблены в людей. Кажется, мы никогда от них не избавимся. Я слышал, что даже в ракете, отправившейся на Луну, астронавты обнаружили тараканов. До этого ракету тщательно проверяли и чистили, но каким-то невероятным образом тараканы проникли в ракету и отправились вместе с людьми на Луну.
И все же еще не поздно. Начни расчищать почву. У тебя для этого есть все: возможности, способности, есть опыт потрясающей тишины в сердце. Ты умеешь радоваться, несмотря на подводные камни. И эти подводные камни твоего ума убеждают тебя в том, что ты созрела: «Больше нет необходимости беспокоиться о мире, ты можешь уйти в него». Для чего? Человек, созревший в медитации, даже подумать не может о том, чтобы заработать много денег, остаться в истории и сделать «то, что должна сделать женщина». Очень странная идея. Откуда ты ее взяла?
Возможно, в этом есть твой особый вклад.
Только что все услышали о тебе, и, надеюсь, ты произвела на них впечатление! Им хорошо, и тебе хорошо. Нет никакого вреда. Поэтому всем необходимо найти эту женщину, задавшую вопрос, поклониться ей, а потом при каждой встрече говорить: «Ты производишь на меня неизгладимое впечатление. Боже, зачем люди говорят о Клеопатре, когда есть ты? Зачем тебе оставаться в истории? Оставайся здесь и просто ходи по коммуне!»
* * *
В вечерних новостях сообщили о том, что ситуация с заложниками в Иране достигла пика своего развития. Ведущий объявил:
– И сейчас блок новостей. Есть две новости: одна хорошая, одна плохая. Хорошая новость: Ракель Уэлч предложила свою кандидатуру в качестве обмена на заложников, а аятолла Хомейни согласился. Плохая новость: Тедди Кеннеди везет ее в аэропорт.
* * *
Избегайте таких, как аятолла Хомейни и Тедди Кеннеди. Все ваши желания могут быть исполнены теми, кто живет здесь. «То, что должна сделать женщина». И что же? Почему не сделать этого здесь? Если хочешь производить на людей впечатление, производи – люди вокруг меня обладают достаточным состраданием. Даже если ты некрасива, они будут утверждать обратное только потому, что в тебе есть уникальное качество красоты.
Что касается истории, начни сама писать историю мира, в котором ты будешь самой великой героиней, когда-либо жившей на земле. Зачем ждать других историков? Неизвестно, напишут ли они о тебе. Здесь есть множество людей, которые умеют четко выражать мысли и красиво писать. Они могут начать писать твою историю за тебя. Будет очень весело писать о тебе – об особенной женщине, которая оставила свое имя в истории еще при жизни. Мы можем сами писать свои исторические книги, необязательно надеяться на кого-то другого. Прекрасные исторические летописи, в натуральном шелковом переплете, с твоими фотографиями. Не нужно делать много экземпляров, будет достаточно распространить несколько копий среди людей, связанных со мной по всему миру. Отправить их в каждый центр, в каждую коммуну и написать: «Эту историю просто необходимо прочитать каждому медитирующему человеку». Все это очень просто организовать.
В мире, за пределами ашрама, боюсь, ты окажешься одна. Возможно, ты достигнешь успеха, а возможно, и нет. Здесь же тебе успех гарантирован.
* * *
В чем реальное значение успеха? В чем ценность стремления к материальному благополучию? Когда ты говоришь об успехе, порой кажется, что ты против него!
Я ни против, ни за что-либо. Происходит то, что происходит. Вам не нужно выбирать, потому что выбор – это страдание. Если вы хотите быть успешными, тогда продолжайте страдать. Преуспеете ли вы или нет, неизвестно, зато одно известно наверняка – ваши страдания никуда не денутся.
Если вы хотите преуспеть в чем-либо, и успех придет к вам случайно, просто по стечению обстоятельств, то вы не почувствуете себя счастливыми, потому что таково ваше сознание. Все, что к вам приходит, перестает иметь для вас значение, потому что ум уже унесся далеко вперед. Он жаждет большего, ему нужно все больше и больше. Ум – это не что иное, как желание чего-то большего. А подобное желание никогда не исполнится, потому что, чем бы вы ни обладали, всегда можно вообразить нечто большее. И разница между «большим» и тем, что у вас уже есть, никуда не девается. Это одно из самых постоянных явлений в человеческом опыте: все меняется, но дистанция между тем, что у вас есть, и тем, чего бы вам хотелось, остается неизменной.
Альберт Эйнштейн говорит о том, что скорость времени постоянна, это единственная постоянная величина. Будды же говорят о том, что ум всегда постоянен. Правда заключается в том, что ум и время не являются двумя отдельными элементами, они суть одно, два разных названия одного и того же.
Поэтому, если вы хотите достичь успеха, достигайте, только не рассчитывайте, что это принесет вам удовлетворение. А какой смысл достигать успеха, если вы не получите от этого удовольствия? Более того, ваш успех будет исключительно случайным; у вас гораздо больше шансов потерпеть поражение, потому что не только вы гоняетесь за успехом, к нему стремятся еще миллионы людей. В стране с населением в шестьсот миллионов только один человек становится премьер-министром. Шестьсот миллионов людей жаждут стать президентами или премьер-министрами. Но только один достигает успеха, остальная толпа терпит поражение. У вас больше шансов на провал. Математически неудача более вероятна, чем успех.
Потерпев неудачу, вы расстраиваетесь, вся ваша жизнь кажется вам никчемной. Если вы достигаете успеха, вы не чувствуете, что вам что-то удалось, если вы терпите поражение, то поражение налицо, в этом вся загвоздка. Ты говоришь, что тебе порой кажется, что я против успеха. Нет, это не так. Потому что, если ты против успеха, значит, у тебя есть другое представление об успешности, например, представление о том, как выбросить из головы всю эту чушь об успешности. Но это еще одно представление… вновь дистанция, вновь желание.
Именно это делает людей монахами, заставляет их уходить в монастыри. Они против успеха. Они хотят уйти от мира, в котором царит конкуренция. Они хотят избежать всего этого. Они хотят избежать провокации, соблазна и быть самими собой. Поэтому они пытаются не желать успеха, но это все равно желание! Теперь у них есть представление о духовном успехе: как преуспеть и стать Буддой, как преуспеть и стать Христом. Снова представление, снова дистанция, снова желание – игра начинается с самого начала.
Я не против успеха. Именно поэтому я живу в мире, иначе я бы уже давно ушел. Я ни за него, ни против. Я лишь говорю – станьте живым существом, плывущим по течению. Позволяйте происходить тому, что происходит. Не пытайтесь сделать свой собственный выбор. Приветствуйте все, что встречается вам на пути. Иногда это день, иногда это ночь, иногда это счастье, иногда несчастье. Не пытайтесь выбирать, просто принимайте все, что происходит.
Именно это я называю качеством духовного существа. Именно это я называю религиозным сознанием. Оно ни за, ни против, потому что если вы будете за, то вы будете и против чего-либо, а если против, значит, вы будете и за. А когда вы за что-либо или против чего-либо, вы разделяете существование на две части. Вы выбираете, а выбор – это ад. Перестав выбирать, вы избавитесь от ада.
Пусть будет то, что будет. Вы же продолжайте двигаться, радуясь всему, что приходит. Если пришел успех, наслаждайтесь им. Если – поражение, наслаждайтесь им, потому что поражение может дать вам некоторые радости, которых успех никогда вам не даст. Успех приносит некоторые радости, которых вы никогда не почувствуете при поражении. Человек, у которого нет собственных идей, способен наслаждаться всем, чем угодно. Если он здоров, он наслаждается здоровьем, если болеет, он лежит в постели и наслаждается болезнью.
Деньги – это деньги. — ОшоГид
Ошо о…
Надя 0 Comment деньги, Кабир, святые
Я не отстраненный, и не пристрастный.
Оба состояния неправильные, экстремальные. Люди пристрастились к деньгам, а потом стали отстраненными. Оба эти подхода означают, что ты все еще помешан на деньгах. Кто-то говорит, — «Я равнодушный к деньгам» — но почему? В чем смысл быть равнодушным к деньгам? Все еще есть страх пристрастия к ним, скрывающийся в твоем сознании? Потому что идея отстраненности возникает только тогда, когда ты к ним неравнодушен. Когда ты равнодушен к ним, это абсолютно нормально… деньги – это деньги!
Есть люди, которые думают, что деньги – это единственный бог: эти люди пристрастны к деньгам, их единственный бог – это деньги. Также есть люди, которые говорят, что деньги – это грязь. Не слишком большая разница, они ушли в другую полярность: деньги – это грязь. Они не хотят к ним прикасаться. В Индии есть такие сумасшедшие, им поклоняются, как святым. Они просто извращенные люди; они не будут прикасаться к деньгам.
Как-то я останавливался в одной деревне. Ко мне пришел человек и дал около пяти тысяч рупий. Очень богатый, но очень традиционный. Я сказал ему, — «Прямо сейчас мне не нужны деньги, но когда мне они понадобятся, я попрошу.» Он пришел проверить меня, возьму ли я деньги или нет. Но такое заявление озадачило его, потому что я не сказал, что не возьму, я сказал, — «Когда они понадобятся, я попрошу.» Я и не взял, но и не отказался, потому что не было необходимости.
Поэтому он был очень озадачен. Он сказал, — «Ты опять меня запутал. Я пришел сюда с деньгами, потому что мой гуру сказал, — Иди и посмотрим: отнеси деньги этому человеку, это единственный критерий, чтобы узнать, достиг ли он или нет. Если он достиг, он скажет: Убери их, не подноси и близко их ко мне, деньги – это грязь. Он не будет к ним прикасаться.
Ты не взял, хорошо, но ты сказал, что если понадобится, ты возьмешь их?» Я сказал, — «Да, потому что деньги – это не Бог и не грязь; деньги – это просто деньги. И деньги – практичная вещь: когда тебе они нужны – они ценные, когда они не нужны – в них нет ценности.
Ценность не в деньгах; сами по себе деньги не имеют ценности. Они просто средство обмена, и превосходное средство обмена. В них нет ничего неправильного.»
Он сказал, — «Ты всегда меня озадачиваешь. Почему не можешь дать мне определенности? Либо возьми их, либо откажись.»
В Индии есть святые, чья святость зависит полностью от этого явления – они не принимают денег. Если принести им деньги, они очень рассердятся. Они будут в гневе, начнут на вас кричать, — «Что ты обо мне думаешь? Ты думаешь, что я так низок, что приму твои деньги?» И вы вернетесь, полные глубокого уважения к ним.
Это сумасшедшие, извращенные люди. Они все те же люди, сейчас стоящие на своих головах – сперва они думали, что деньги – это Бог, теперь они думают, что деньги – это грязь. Но они не могут принять простое явление, что деньги – это деньги. Они не Бог и не грязь. Они не самой высокой ценности, и не самой низкой, а просто практичное средство обмена.
Кабир говорит, — «Я не отстраненный, и не пристрастный.»
Ошо
The Divine Melody, Chapter 7
перевод: Ananda
Метки: деньги Кабир святые
Подпишитесь и получите книгу
Ошо «О Любви и Сексе»
БЕСПЛАТНО!
C вами скоро свяжутся
Заявка
Имя*:
E-mail*:
Телефон:
Текст сообщения*:
Делать деньги хорошо или плохо? – OSHOTimes
3 минуты чтения
Деньги – деликатная тема.
Многие люди приравнивают богатство к тому, чтобы быть богатым, быть состоятельным, иметь много денег и, часто, с зарабатыванием денег и показом этих денег. Они думают, что это что-то вне их самих. Но все больше людей начинают понимать, что без внутреннего богатства, без тех ресурсов, которые нельзя купить за деньги, внешнее богатство мало что значит.
Ошо спрашивают : « Что такое деньги и почему большинству людей они так или иначе не нравятся? ”
“Это деликатный вопрос, потому что деньги не то, чем кажутся. Деньги имеют более глубокие корни. Деньги не просто снаружи в банкнотах, они связаны с вашим внутренним миром, вашим умом и отношением. Деньги — это ваша любовь к вещам; деньги — это ваше бегство от людей; деньги — ваша защита от смерти; деньги — это ваше усилие контролировать жизнь; деньги это тысяча и одна вещь. Деньги связаны не только с банкнотами; иначе все было бы очень просто.
Любовь к деньгам. Любовь к вещам, а не к людям.
«Самая приятная любовь — это любовь к вещам, а поскольку вещи мертвы, вы можете легко завладеть ими. Вы можете владеть большим домом, дворцом — вы можете легко владеть самым большим дворцом — но вы не можете владеть даже самым маленьким ребенком. Даже младенцы отвергают, даже младенцы борются за свою свободу. Маленький ребенок, каким бы маленьким он ни был, опасен для мужчины, который хочет завладеть им. Он станет мятежным и будет мятежным, но никому не позволит владеть собой.
Люди, которые не могут любить других людей, начинают любить деньги, потому что деньги — это средство обладания вещами.
«Чем больше у вас денег, тем большим количеством вещей вы можете владеть; чем больше вещей вы можете иметь, тем больше вы можете забыть о людях. У вас будет много вещей, но у вас не будет никакого удовлетворения, потому что глубокое удовлетворение приходит только тогда, когда вы любите человека. Деньги не восстанут, но и не откликнутся, вот беда.
«Вот почему скупые люди становятся очень безобразными (никто никогда не отвечал на их любовь. Как можно быть красивым без того, чтобы любовь не падала на тебя, без любви, льющейся на тебя, как цветы, — как ты можешь быть красивым? Ты становишься уродливым. закрытый.Человек, который владеет деньгами или пытается обладать деньгами, скуп и всегда будет бояться людей, потому что, если им позволить приблизиться к нему, они могут начать делиться.Если вы позволите кому-то приблизиться к вам, вы также должны разрешить некоторый обмен.
Люди, которые любят вещи, становятся такими же, как вещи – мертвыми, закрытыми. В них ничего не вибрирует, ничего в них не танцует и не поет; их сердца потеряли ритм.
«Они живут механической жизнью. Тащат, обремененные, обремененные многими вещами. У них нет никакой свободы, потому что только любовь может дать вам свободу, а любовь может дать вам свободу только в том случае, если вы дадите свободу любви.
Деньги — это хорошо. Деньги можно использовать
«Люди, которые боятся любви, становятся собственниками в отношении денег. Люди, которые любят, становятся нестяжательными, деньги не имеют большого значения. Если он есть, то все в порядке, его можно использовать. Если ее нет, это тоже нормально, потому что любовь — это такое царство, что ее нельзя купить ни за какие деньги. Любовь — это такое глубокое удовлетворение, вы можете быть нищим на улице и петь, если в вашем сердце есть любовь. Если ты любил и был любим, любовь венчает тебя, делает из тебя царя. Деньги просто делают вас уродливым.
Я не против денег. Я не говорю пойти и выбросить его, потому что это другая крайность. Это также последний шаг скупого ума.
«Человек, который слишком много страдал из-за денег, который цеплялся за деньги и никого не любил и не открывался, в конце концов становится настолько фрустрированным, что он выбрасывает деньги, отрекается и отправляется в Гималаи, входит тибетский монастырь и становится ламой.
«Этот человек не понял. Если вы понимаете, деньги могут быть использованы. Люди, которые не понимают, либо скупы — они не используют деньги, — либо они отказываются от денег, потому что, отказываясь от них, они также сохраняют тот же ум. Теперь не будет никаких трудностей в его использовании; вы отказываетесь от всего и убегаете. Но они не могут использовать деньги, они боятся их использовать».
Чтобы продолжить чтение и просмотреть все доступные форматы этого выступления:
Ошо, Живое Дао , Беседа №6 – Пассивность – это бдительная энергия ЛЮБИМЫЙ ОШО,
ПОЧЕМУ ДЕНЬГИ ТАКАЯ НАГРУЗКА? КАЖЕТСЯ, КОГДА У НАС ЕСТЬ ДЕНЬГИ, МЫ ЛИБО СЧУВСТВУЕМ ВИНУЮ ИХ И, ПОЭТОМУ, ВЫНУЖДЕНЫ ИХ ТРАТИТЬ, ЛИБО НЕБЕЗОПАСНЫ, И ПОЭТОМУ ХОТИМ ИХ ДЕРЖАТЬ.
ОЧЕВИДНО ЭТО ВЛИЯЕТ НА МНОЖЕСТВО ОБЛАСТЕЙ, ВРАЩАЮЩИХСЯ ВОКРУГ ВЛАСТИ И СВОБОДЫ. ЛЮБОПЫТНОЕ, ЧТО ДАЖЕ ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ ДЕНЕГ ЯВЛЯЕТСЯ КАКИМ-ТО ТАКИМ ТАБУ, КАК ОБСУЖДЕНИЕ СЕКСА ИЛИ СМЕРТИ ЗА ОБЕДЕННЫМ СТОЛОМ. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ.
Деньги — тема нагруженная по той простой причине, что нам не удалось выработать разумную систему, в которой деньги могли бы быть слугой всего человечества, а не хозяином нескольких жадных людей. Деньги — тема нагруженная, потому что человеческая психология полна жадности; в противном случае деньги — простое средство обмена вещей, совершенное средство. В этом нет ничего неправильного, но в том виде, в каком мы его разработали, в нем все кажется неправильным. Если у вас нет денег, вы осуждены; вся твоя жизнь — это проклятие, и всю свою жизнь ты пытаешься получить деньги любыми способами. Если у вас есть деньги, это не меняет основной вещи: вы хотите большего, и хотеть большего нет конца. И когда, наконец, у тебя слишком много денег — хотя их и не хватает, их никогда не бывает достаточно, но их больше, чем у кого бы то ни было, — тогда ты начинаешь чувствовать себя виноватым, потому что средства, которые ты использовал для накопления денег, уродливы, бесчеловечны.
, жестокий.
Вы эксплуатировали, вы сосали кровь людей, вы были паразитом. Итак, теперь у вас есть деньги, но они напоминают вам обо всех преступлениях, которые вы совершили, чтобы получить их.
Это создает два типа людей: один начинает делать пожертвования в благотворительные учреждения, чтобы избавиться от чувства вины. Они делают «хорошую работу», они делают «Божью работу». Открывают больницы, школы. Все, что они делают, это пытаются как-то не сойти с ума из-за чувства вины. Все ваши больницы, и все ваши школы и колледжи, и все ваши благотворительные организации — результат деятельности виновных людей. Например, Нобелевскую премию учредил человек, который зарабатывал деньги в первую мировую войну, создавая всевозможные разрушительные бомбы, машины. Первая мировая война велась с использованием средств, предоставленных г-ном Нобелем. И он заработал такую огромную сумму денег… Обе стороны получали военную технику из одного и того же источника; он был единственным человеком, который создавал военные материалы в огромных масштабах.
Итак, в старости, когда у него были все деньги в мире, которые только могут быть у человека, он учредил Нобелевскую премию. Его вручает как награду за мир — человек, заработавший деньги войной! Кто работает во имя мира, получает Нобелевскую премию. Дается за великие научные изобретения, великие художественные, творческие изобретения. А с Нобелевской премией приходят большие деньги — сейчас она составляет около двухсот пятидесяти тысяч долларов. Лучшая награда и двести пятьдесят тысяч долларов вместе с ней; и она продолжает увеличиваться, потому что деньги становятся все менее и менее ценными. И такое состояние, должно быть, создал человек, что все эти Нобелевские премии, которые распределяются каждый год, даются только из интереса. Основные деньги остаются нетронутыми, останутся нетронутыми навсегда. Каждый год накапливается столько процентов, что можно дать двадцать Нобелевских премий.
Любая благотворительная деятельность на самом деле является попыткой смыть с себя вину — в буквальном смысле. Когда Понтий Пилат приказал распять Иисуса, он первым делом вымыл руки. Странный! Приказ о распятии не пачкает рук, зачем мыть руки? Это что-то важное: он чувствует себя виноватым. Человеку понадобилось две тысячи лет, чтобы понять это, потому что за две тысячи лет никто даже не упомянул и не удосужился прокомментировать, почему Понтий Пилат мыл руки. Зигмунд Фрейд обнаружил, что люди, испытывающие чувство вины, начинают мыть руки. Символично… как будто их руки в крови. Итак, если у вас есть деньги, это порождает чувство вины. Один из способов — мыть руки, помогая благотворительным организациям, и этим пользуются религии. Они эксплуатируют вашу вину, но продолжают поддерживать ваше эго, говоря, что вы делаете великую духовную работу. Это не имеет ничего общего с духовностью; просто они пытаются утешить преступников.
Первый способ — это то, что делают религии. Во-вторых, человек чувствует себя настолько виноватым, что либо сходит с ума, либо совершает самоубийство.
Деньги могут быть прекрасной вещью, если они не в руках отдельных людей, если они являются частью коммуны, частью общества, а общество заботится обо всех. Все создают, все вносят свой вклад, но не всем платят деньгами; им платят уважением, платят любовью, платят благодарностью и дают все необходимое для жизни. Деньги не должны находиться в руках отдельных лиц; в противном случае это создаст проблему обременения чувством вины. И деньги могут сделать жизнь людей очень богатой. Если коммуна владеет деньгами, коммуна может дать вам все необходимое, все образование, все творческие аспекты жизни. Общество обогатится, и никто не будет чувствовать себя виноватым.
И поскольку общество так много сделало для вас, вы хотели бы отплатить ему своими услугами.
Если вы врач, вы сделаете все возможное; если вы хирург, вы сделаете все возможное, потому что именно общество помогло вам стать лучшим хирургом, дало вам все образование, предоставило вам все возможности, заботилось о вас с самого детства. Вот что я имею в виду, когда говорю, что дети должны принадлежать коммуне, а коммуна должна заботиться обо всем. И все, что создано людьми, не будет храниться отдельными людьми; это будет общинная находчивость. Это будет твое. Он будет для вас, но не будет в ваших руках. Это не сделает вас амбициозным; это сделает вас более творческими, более щедрыми, более благодарными, так что общество будет становиться лучше и красивее. Тогда деньги не проблема.
Общины могут использовать деньги в качестве обмена, потому что каждая коммуна не может иметь все необходимое. Он может купить в другой коммуне; тогда деньги могут использоваться как средство обмена — но от общины к общине, а не от индивида к индивидууму, так что каждая община способна ввозить то, чего в ней нет. Таким образом, основная функция денег остается, но право собственности на них переходит от индивидуального к коллективному. Для меня это базовый коммунизм: функция денег меняется с индивидуальной на коллективную.
Но религии этого не захотят. Политики этого не захотят, потому что вся их игра будет уничтожена. Вся их игра зависит от амбиций, власти, жадности, похоти…
Если продолжать копаться в корнях — безобразных, которых никто не хочет видеть…. Вот почему такие слова, как «секс», «смерть» или «деньги» стали табу. В них нет ничего такого, что нельзя было бы обсуждать за обеденным столом, но причина в том, что мы глубоко их подавили и не хотим, чтобы кто-то их выкапывал. Мы боимся. Мы боимся смерти, потому что знаем, что умрем, и мы не хотим умирать. Мы хотим держать глаза закрытыми. Мы хотим жить в состоянии, как будто «все умрут, но не я». Это нормальная психология каждого: «Я не собираюсь умирать». Упоминать смерть — табу. Люди пугаются, потому что это напоминает им об их собственной смерти. Они так озабочены пустяками, а смерть приближается. Но они хотят, чтобы эти пустяки не давали им скучать. Он действует как занавес: они не умрут, по крайней мере, не сейчас. Позже… «когда бы это ни случилось, мы увидим».
Секса, которого они боятся, потому что в нем слишком много зависти. Их собственный жизненный опыт был горьким. Они любили и потерпели неудачу, и они действительно не хотят поднимать эту тему — это больно. Так и в случае с деньгами, потому что деньги сразу вносят иерархию в общество. Итак, если за столом сидят двенадцать человек, вы можете немедленно расположить их в иерархии; сходство, равенство на данный момент теряется. Потом кто-то богаче вас, кто-то беднее вас, и вдруг вы видите себя не друзьями, а врагами, потому что вы все боретесь за одни и те же деньги, вы хватаетесь за одни и те же деньги. Вы не друзья, вы все конкуренты, враги. Так что по крайней мере за обеденным столом, когда вы едите, вам не хочется ни иерархии, ни борьбы обыденной жизни. Вы хотите на мгновение забыть все эти вещи. Вы хотите говорить только о хорошем — но это все фасады.
Почему бы не создать действительно хорошую жизнь? Почему бы не создать жизнь, в которой деньги не создают иерархию, а просто дают всем больше и больше возможностей? Почему бы не создать жизнь, в которой секс не вызывает горьких переживаний, ревности, неудач; где секс становится просто развлечением — ничем иным, как любой другой игрой, просто биологической игрой. Простое понимание…
Я не могу понять, почему… если я люблю какую-то женщину, а ей нравится какой-то мужчина, это совершенно нормально. Это не мешает моей любви. На самом деле я люблю ее больше, потому что ее любит больше людей; Я выбрал действительно красивую женщину. Будет действительно некрасиво найти женщину, которую люблю только я, и она не может найти никого другого в целом мире, чтобы любить ее. Это будет настоящий ад. А что плохого в том, что она счастлива иногда с кем-то другим? Понимающее сердце будет счастливо, что она счастлива. Вы любите человека и хотите, чтобы он был счастлив. Если она счастлива с вами, хорошо; если она счастлива с кем-то еще, это так же хорошо. В этом нет никакой проблемы.
Как только мы прекратим старую чепуху, которая постоянно вливается в наши умы — о моногамии, отношениях один на один, о верности — все это ерунда… Когда в мире так много красивых людей, почему бы и нет они не смешиваются? Вы играете в теннис; это не значит, что всю свою жизнь вы должны играть в теннис с одним и тем же партнером, верность…!
Жизнь должна быть богаче. Так что нужно только немного понимания, и любовь не будет проблемой, секс не будет табу. И смерть не будет табу, если в вашей жизни не будет проблем, тревог; как только вы приняли свою жизнь во всей ее полноте, смерть — это не конец жизни, а ее часть. Принимая жизнь во всей ее полноте, вы принимаете и смерть; это просто отдых.
Весь день ты работал — а ночью хочешь отдохнуть или нет?
Есть несколько сумасшедших, которые не хотят спать. Я встретил одного человека, которого привели ко мне, потому что он не хотел спать. Всю ночь он делал все возможное, чтобы не заснуть. Проблема была в том, что он боялся, что если он заснет, то где гарантия, что он проснется? А кто может дать гарантию? Это действительно большая проблема — кто может дать ему гарантию? Он хочет гарантии, что «я проснусь. Где гарантия, что я не буду спать дальше? — потому что я видел много людей, которые просто засыпали и… заканчивали! Люди говорят, что они мертвы, и несут их на место сжигания и сжигают этих людей. Я не хочу быть сожженным. Так зачем рисковать? Этот сон опасен!» Теперь сон может стать проблемой.
Смерть — это сон немного дольше, немного глубже. Ежедневный сон омолаживает вас, делает вас снова способным функционировать лучше, эффективнее. Вся усталость ушла, ты снова молод. Смерть делает то же самое на более глубоком уровне. Она меняет тело, потому что теперь тело нельзя омолодить только обычным сном; оно стало слишком старым. Ему нужны более радикальные изменения, ему нужно новое тело. Ваша жизненная энергия хочет новой формы. Смерть — это просто сон, чтобы вы могли легко перейти в новую форму.
Как только вы примете жизнь во всей ее полноте, жизнь включает в себя смерть, тогда смерть не против нее, а будет просто слугой, как и сон. Твоя жизнь вечна, она будет там во веки веков. Но тело не вечно; это должно быть изменено. Оно становится старым, и тогда лучше иметь новое тело, новую форму, чем волочить старое.
По мне, у понимающего человека проблем не будет.