Цитаты ницше ф: Фридрих Ницше цитаты (763 цитат)
Фридрих Ницше — афоризмы, цитаты, высказывания
Актёры
У актёра есть дух, но мало совести духа. Он всегда верит в то, посредством чего заставляет уверовать и других, — он верит в себя самого!
Аскетизм
Познание — одна из форм аскетизма.
Бог
Если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог?
Все боги суть символы и хитросплетения поэтов!
Бог — это некое предположение.
Брак
Брак — это наиболее изолганная форма половой жизни.
Разрастаться не только вширь, но и расти вверх — да поможет вам в этом, братья мои, сад супружества!
Хороший брак покоится на таланте к дружбе.
Всегда замечал я, что супруги, составляющие плохую пару, самые мстительные: они готовы мстить всему миру за то, что уже не могут расстаться.
Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением! Слишком торопитесь вы, заключая брак, и вот следствие — расторжение брачных уз!
Брак может казаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, — которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком.
Брак: так называю я волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его. Брак — это взаимоуважение и почитание этой воли.
Вера
Вы ещё не искали себя, когда обрели меня. Так бывает со всеми верующими; и потому так мало значит всякая вера.
Взгляните на верующих! Кто больше всего ненавистен им? Разбивающий скрижали их ценностей, разрушающий и преступающий, но он есть созидающий.
Вечность
Каждый миг начинается бытие; вокруг каждого «здесь» вращается кольцеобразное «там». Середина — повсюду. Путь вечности — кривая.
Власть
Любовь к власти есть демон людей. Дайте им всё — здоровье, пищу, жилище, образование, — и они будут несчастны, капризны, потому что демон ждёт, ждёт и хочет удовлетворения. Отнимите у них всё и удовлетворите их демона — они станут счастливы.
Время
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот ещё недостаточно опередил его — или отстал от него.
Поскольку время бесконечно, до настоящего момента уже протекла бесконечность, то есть всякое возможное развитие должно уже было осуществиться. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением.
Добродетель
Любящие и созидающие — вот кто всегда был творцом добра и зла. Огонь любви и гнева пылает на именинах всех добродетелей.
Когда вы возвысились над похвалой и порицанием и воля ваша желает повелевать всеми вещами как воля любящего: тогда зарождается добродетель ваша. Когда вы презираете мягкое ложе и всё приятное, однако легко засыпаете даже возле роскошных постелей неженок: тогда зарождается добродетель ваша.
Стоит нам только на один шаг преступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз «посередине».
«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
Друг
Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран — не можешь иметь друзей.
Не старайся приукрашивать себя для друга: ибо стрелой и стремлением к Сверхчеловеку должен ты быть для него.
Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает.
Но если есть у тебя страждущий друг, стань для страданий его местом отдохновения, но вместе с тем и жёстким ложем, походной кроватью: так лучше всего ты сможешь помочь ему.
Душа
Даже самая широкая душа, братья мои, — какие это жалкие угодья!
Женщины
Женщина — вторая ошибка Бога.
Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью её — любить всегда сильнее, чем любят её, и в любви никогда не быть второй.
Женщина понимает детей лучше мужчины, но в мужчине детского больше, чем в женщине.
Кого ненавидит женщина больше всех? Железо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой».
Мужчине следует остерегаться женщины, когда она любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и всё остальное не имеет никакой ценности в глазах её.
Мужчине следует остерегаться женщины, когда она ненавидит: ибо он в глубине души своей только зол, она же — скверна.
Да будет женщина игрушкой, чистой и изящной, словно драгоценный камень, блистающий добродетелями ещё не созданного мира.
Слишком долго таились в женщине раб и тиран. Поэтому неспособна она к дружбе: ей ведома только любовь.
В сознательной любви женщины есть и внезапность, и молния, и тьма рядом со светом.
Жизнь
Добро и зло, богатство и бедность, высокое и низкое, и все имена ценностей — всё это станет оружием и будет воинственно утверждать, что жизнь должна превозмогать себя снова и снова!
Некоторым не удаётся жизнь: ядовитый червь гложет им сердце. Да приложат они все силы свои, чтобы смерть лучше удалась им !
Жизнь — источник радости; но всюду, где пьёт толпа, родники отравлены.
Но если жизни так нужна высота, то ей нужны и ступени, а также противоречие ступеней и восходящих по ним ! Восходить хочет жизнь и, восходя, превозмогать себя.
Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» — сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?»
А вы, друзья мои, говорите, что о вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах!
Зло
И если друг причинит тебе зло, скажи так: «Я прощаю тебе то, что сделал ты мне; но как простить зло, которое этим поступком ты причинил себе?»
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-нибудь, достаточно сказать о нём какую-нибудь правду.
Знания
Поистине, подобно солнцу, люблю я жизнь и все глубокие моря. И вот что называю я познанием: чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою !
Идеи
О, как много великих идей, чьё действие подобно кузнечным мехам: от них человек надувается и становится ещё более пустым.
Изобретатели
Не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он.
Искусство
Искусство делает выносимым вид жизни, окутывая её дымкой нечистого мышления.
Истина
Десять раз на дню должен ты находить истину, иначе будешь искать её и ночью, и душа твоя останется голодной.
Познающий неохотно погружается в воду истины не тогда, когда она грязная, а когда она мелкая.
Всякая истина, о которой умалчивают, становится ядовитой.
Книги
Вовсе не так легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.
Красота
Красота — это обещание счастья.
Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.
Культура
Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом.
Ложь
Мы очень мало знаем и плохо учимся: потому и должны мы лгать.
Любовь
Даже в чаше высшей любви содержится горечь.
Любите и ближних своих, как самих себя, — но прежде станьте теми, кто любит самого себя, — любит великой любовью, любит великим презрением!
Любить и погибнуть: это сочетание — вечно. Воля к любви означает готовность к смерти.
Надо учиться любить себя — любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя. И поистине это вовсе не заповедь на сегодня и на завтра — учиться любить себя. Напротив, из всех искусств это самое тонкое, самое мудрое, самое высшее и требующее наибольшего терпения.
Много кратких безумий — вот что вы называете любовью. И ваш брак кладёт предел множеству кратких безумий — одной большой и долгой глупостью.
Поэтому хочу я, чтобы искренне говорили друг другу: «Мы любим друг друга; посмотрим, будем ли мы любить и впредь! Или обещание наше ошибочно? Дайте нам время и недолгий союз, чтобы увидеть, годимся ли мы для истинного союза! Великое дело — всегда быть вдвоём!»
Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо !
Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви.
Братья мои, любить дальнего, а не ближнего призываю я вас.
Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.
Всякая великая любовь желает не любви, она жаждет большего.
Великая любовь выше страдания, ибо то, что любит она, она ещё жаждет — создать!
Люди
Есть дающие натуры и есть воздающие.
Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.
Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.
Поверхностные люди всегда должны лгать, так как они лишены содержания.
Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.
Тысячами мостов и тропинок пусть стремятся люди к будущему, и всё сильнее должна произрастать между ними вражда и неравенство: так внушает мне великая любовь моя. Призрачные образы и символы пусть изобретут они во вражде своей, и величайшее сражение состоится тогда между ними.
Я хожу среди них и держу свои глаза открытыми: люди измельчали и мельчают всё больше. И причина этому — их учение о счастье и добродетели. Они умеренны в добродетели и хотят комфорта. А с комфортом совместима лишь умеренная добродетель.
В мире самые лучшие вещи ещё ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков: великими людьми называет толпа этих представляющих.
Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.
Месть
Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья.
Мечты
Ты молод и мечтаешь о ребёнке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребенка?… Преодолел ли ты самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей?… Или в желании твоём говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой?
Мораль
Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.
Мораль — это важничание человека перед природой.
Мудрость
Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.
Все вы служили народу и народному суеверию, вы, прославленные мудрецы! — а не истине!
Мужчины
В настоящем мужчине всегда сокрыто дитя, которое хочет играть. Найдите же в нём дитя, женщины!
Музыка
Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь.
Народы
Даже когда народ пятится, он гонится за идеалом — и верит всегда в некое «вперёд».
Ни один народ не смог бы выжить, не производя оценки — что есть добро и что есть зло; чтобы сохраниться, должен он оценивать иначе, нежели сосед его. Многое, что у одного народа называется добром, у другого слывёт позором и поношением… Многое из того, что здесь именуется злом, там облекалось в пурпур почестей.
Наука
Этот страх, древний и изначальный, ставший, наконец, утончённым и одухотворённым, теперь, как мне кажется, зовётся наукой.
Ненависть
Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.
А больше всего ненавидят того, кто способен летать.
Несчастье
Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим, как счастьем своим !
Нет более жестокого несчастья в судьбе человеческой, чем когда властители земли — не первые среди подданных своих. И всё тогда становится лживым, превратным, ужасающим.
О себе
Я хожу среди народа и держу свои глаза открытыми: люди не прощают мне того, что я не завидую добродетелям их.
Общество
Человеческое общество — это попытка, это долгое искание; ищет же оно того, кто повелевает!
Одиночество
У одного одиночество — это бегство больного, а у другого — бегство от больных.
Подарки
Будьте же равнодушны, принимая что-либо! Оказывайте честь уже тем, что принимаете, — так советую я тем, кому нечем отдарить.
Покорность
У покорности самая жёсткая шкура.
Поступки
Редко ошибёшься, если исключительные поступки будешь объяснять тщеславием, посредственные — привычкой и мелкие — страхом.
Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткёт наше пёстрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание — вот наше одеяние.
Правда
С помощью правды можно вас обманывать и увлекать куда угодно.
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду.
Право
Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть.
Радость
Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость.
С тех пор, как существуют люди, слишком мало радовался человек: только в этом, братья мои, наш первородный грех! И если мы научимся больше радоваться, то так мы лучше всего разучимся обижать других и измышлять всевозможные скорби.
Разговоры
Говорить о женщине следует только с мужчинами.
Разум
Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему.
Ревность
Ревность — остроумнейшая страсть и тем не менее всё ещё величайшая глупость.
Религия
Как только религия приобретает господство, её противниками становятся все те, кто были её первыми последователями.
Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем, а в религиозном человеке.
Слава
Всякий, жаждущий славы, должен заблаговременно расстаться с почётом и освоить нелёгкое искусство — уйти вовремя.
Смерть
Даже в смерти должны пылать дух ваш и добродетель, подобно вечерней заре над землёй: иначе смерть ваша плохо удалась вам.
Многие умирают слишком поздно, а иные — слишком рано. Пока ещё странным покажется учение: «Умри вовремя!»
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
Совесть
Стремление к стаду древнее, чем притяжение собственного «Я»: и покуда добрая совесть означает волю стада, лишь дурная совесть скажет «Я».
Советы
Такой совет даю я королям, и церквам, и всему, что одряхлело от тяжести лет и ослабло в добродетели: дайте ниспровергнуть себя! И вы снова вернётесь к жизни, а добродетель вернётся к вам!
Страсть
Сладострастие: невинно и свободно оно для свободных сердец, сад счастья на земле, праздничное изобилие и дар будущего от избытка его.
Сладострастие: это сладкий яд лишь для увядших, для тех же, у кого воля льва, это великое сердечное подкрепление, вино из всех вин, благоговейно сбережённое.
Сладострастие: это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды.
Счастье
Брат мой, если счастье сопутствует тебе, то у тебя только одна добродетель, и не более: тогда легче идти тебе через мост.
На свете гораздо больше счастья, нежели сколько видят его затуманенные печалью глаза, если только считать верно и не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни, как бы тяжела она ни была.
Счастье мужчины зовётся «Я хочу». Счастье женщины — «Он хочет».
Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления — и никак иначе.
А на рассвете рассмеялся Заратустра в сердце своём и сказал насмешливо: «Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье — женщина».
Тщеславие
Человек «современных идей», эта гордая обезьяна, страшно недоволен собой – это неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет, чтобы он только «со-страдал».
Учение
Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!
Лучшее должно господствовать, и лучшее хочет господствовать! А где учение гласит иначе, там лучших не хватает.
Только для созидания должны вы учиться!
Характер
Желать чего-то и добиваться этого — считается признаком сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться этого — свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощённым фатумом.
Храбрость
Я люблю храбрых: но недостаточно быть рубакой, нужно ещё знать, кого рубить! И часто больше храбрости бывает в том, чтобы удержаться и пройти мимо: и сохранить себя тем самым для более достойного врага!
Целомудрие
Кому Целомудрие в тягость, тому не следует советовать его: чтобы не сделалось оно путём в преисподнюю, превратившись в грязь и похотливость души.
Церковь
Каждая церковь — камень на могиле Богочеловека: ей не хочется, чтобы Он вновь воскрес.
О, посмотрите же на эти шатры, что воздвигли священники ! Церквами называют они свои берлоги, полные слащавых ароматов !
Цинизм
Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью; и высшему человеку следует навострить уши при каждом более крупном и утончённом проявлении цинизма и поздравлять себя каждый раз, когда прямо перед ним заговорит бесстыдный скоморох или научный сатир.
Человек
Человек, ни разу ещё не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, о должности — да разве может он знать людей?
Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений.
Только там, где кончается государство, начинается человек — не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, — единственная и неповторимая.
Юность
У одних раньше стареет сердце, у других — ум. Иные бывают стариками в юности, но кто поздно юн, долго остаётся таким.
на другие темы
«Религиозный человек», «глупец», «гений», «преступник», «тиран» — всё это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.
Будь тем, кто ты есть!
В мире недостаточно любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существом.
В пустыне и господами пустыни искони жили честные, свободные умы; а в городах живут прославленные мудрецы — откормленные вьючные животные. Всегда, словно ослы, тянут они — повозку народа. В пустыне и господами пустыни искони жили честные, свободные умы; а в городах живут прославленные мудрецы — откормленные вьючные животные. Всегда, словно ослы, тянут они — повозку народа.
В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобой.
Говорят «удовольствие» — и думают об усладах; говорят «чувство» — и думают о чувственности; говорят «тело», а думают о том, что ниже, тела, — и вот таким образом была обесчещена троица хороших вещей.
О времени и становлении должны говорить высочайшие символы: им надлежит восхвалять всё преходящее и быть оправданием ему !
О, этот фальшивый свет, этот спёртый воздух! Тут не позволено душе взлететь на высоту свою! Но Вера их так повелевает им: «На колени, и вверх по ступенькам, грешники!»
По-новому верит он завтра, а послезавтра — вновь по-другому. Стремительны чувства его, как и толпы, и так же переменчивы настроения.
Подальше от базара и славы уходит всё великое: в стороне от базара и славы жили всегда изобретатели новых ценностей.
Поистине всегда влечёт нас ввысь — в царство облаков: на них усаживаем мы наши пёстрые чучела и называем их богами и Сверхчеловеком.
После того как Будда умер, в течение столетий показывали ещё его тень в одной пещере — чудовищную страшную тень. Бог мёртв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. — И мы — мы должны победить ещё и его тень!
Такими хочу я видеть мужчину и женщину: его — способным к войне, её — к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать — не только ногами, но и головой.
Ты должен сжечь себя в своём собственном пламени: как иначе хотел бы ты обновиться, не обратившись сперва в пепел!
Ты молод и мечтаешь о ребёнке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребёнка? … Преодолел ли ты самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей? … Или в желании твоём говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой?
Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а не по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!
Что хорошо? Всё, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Всё, что происходит из слабости.
Афоризмы и цитаты Фридриха Ницше
Адвокаты преступника редко бывают настолько артистами, чтобы всю прелесть ужаса деяния обратить в пользу его виновника.
Безумие единиц — исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен — правило.
Бесчеловечно благословлять там, где тебя проклинают.
Бесчестнее всего люди относятся к своему Богу: он не смеет грешить.
Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, — кто сравнится в этом фокусе с женщинами!
Совершенная женщина занимается литературой так же, как совершает маленький грех: для опыта, мимоходом, оглядываясь, замечает ли это кто-нибудь, и чтобы это кто-нибудь заметил…
Совет в форме загадки: «Если узы не рвутся сами, — попробуй раскусить их зубами».
Сострадание в человеке познания почти так же смешно, как нежные руки у циклопа.
«Сострадание ко всем» было бы суровостью и тиранией по отношению к тебе, сударь мой, сосед!
Сравнивая в целом мужчину и женщину, можно сказать следующее: женщина не была бы так гениальна в искусстве наряжаться, если бы не чувствовала инстинктивно,
Становиться исключительно в такие положения, когда нельзя иметь кажущихся добродетелей, когда, напротив, как канатный плясун на своем канате, либо падаешь, либо стоишь — либо благополучно отделываешься…
Стать зрелым мужем — это значит снова обрести ту серьезность, которой обладал в детстве, во время игр.
Стыдиться своей безнравственности — это одна из ступеней той лестницы, на вершине которой стыдятся также своей нравственности.
Такой холодный, такой ледяной, что об него обжигают пальцы! Всякая рука содрогается, прикоснувшись к нему! Именно поэтому его считают раскаленным.
Там, где не подыгрывает любовь или ненависть, женщина играет посредственно.
То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что некогда считалось добром, — атавизм старейшего идеала.
Только из области чувств и истекает всякая достоверность, всякая чистая совесть, всякая очевидность истины.
Труднее всего уязвить наше тщеславие как раз тогда, когда уязвлена наша гордость.
Ты бежишь впереди? — Делаешь ты это как пастух? Или как исключение? Третьим случаем был бы беглец… Первый вопрос совести.
Тяжелые, угрюмые люди становятся легче именно от того, что отягчает других, от любви и ненависти, и на время поднимаются к своей поверхности.
Ты хочешь расположить его к себе? Так делай вид, что теряешься перед ним.
«У злых людей нет песен». — Отчего же у русских есть песни?
У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит безличное презрение — презрение «к женщине».
У суровых людей задушевность является предметом стыда — и есть нечто ценное.
У черта открываются на Бога самые широкие перспективы; оттого он и держится подальше от него — черт ведь и есть закадычный друг познания.
Ужасно умереть в море от жажды. Уж не хотите ли вы так засолить вашу истину, чтобы она никогда более не утоляла жажды?
Ужасные переживания жизни дают возможность разгадать, не представляет ли собою нечто ужасное тот, кто их переживает.
Фамильярность человека сильнейшего раздражает, потому что за нее нельзя отплатить тою же монетой.
Фарисейство не есть вырождение доброго человека: напротив, изрядное количество его является скорее условием всякого благоденствия.
Формула моего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель…
Хочешь ты сопутствовать? Или предшествовать? Или идти сам по себе? Надо знать, чего хочешь и хочешь ли. Четвертый вопрос совести.
Часто чувственность перегоняет росток любви, так что корень остается слабым и легко вырывается.
Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею еще и чувства.
Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою добрую репутацию?
Кто достигает своего идеала, тот этим самым перерастает его.
Кто ликует даже на костре, тот торжествует не над болью, а над тем, что не чувствует боли там, где ожидал ее. Притча.
Кто не умеет влагать в вещи свою волю, тот по крайней мере все же влагает в них смысл: т.е. он полагает, что в них уже есть воля. (Принцип «веры»)
Кто не умеет найти дороги к своему идеалу, тот живет легкомысленнее и бесстыднее, нежели человек без идеала.
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе.
Кто чувствует себя предназначенным для созерцания, а не для веры, для того все верующие слишком шумливы и назойливы, — он обороняется от них.
Любовь к одному есть варварство: ибо она осуществляется в ущерб всем остальным. Также и любовь к Богу.
Любовь обнаруживае
Фридрих Вильгельм НицшеИзречения и афоризмы Ф. Ницше. Злая мудрость
Извилист путь великих
Известный немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в местечке Реккен у Лютцена.
Предками философа были польские дворяне Ницки. Отец, Карл Людвиг Ницше, был приходским священником, он получил церковный приход от прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Своим именем философ обязан глубокому благоговению отца перед королем.
К сожалению, семья рано потеряла кормильца – он умер в возрасте тридцати шести лет, – когда Фридриху не было и пяти лет. Как и отец, Фридрих был слаб здоровьем, и на всем его физическом состоянии лежал след уходящей жизни. Стремление преодолеть недуг вылилось в духовную активность, в желание жить полнокровной, многогранной жизнью. Он серьезно увлекается музыкой, даже сочиняет ее. Проявляется его поэтическая одаренность. В десять лет он серьезно размышляет о композициях Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона. Музыка осталась с ним на всю жизнь. Музыка озаряла его философские мысли и поэзию.
Позднее, увлекаясь теологией и филологией, Ницше отдает предпочтение филологии, он занимался в Лейпцигском университете в семинарах профессора Ф.В. Ричля.
В двадцать два года Ницше был сотрудником «Центральной литературной газеты».
Позднее он стал профессором классической филологии Базельского университета.
Из-под его пера выходят сочинения, написанные в жанре философско-художественной прозы, стихи.
«Рождение трагедии из духа музыки» – первая опубликованная книга Ницше. Потом будут «Сумерки кумиров», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали» и другие.
В России познакомились с творчеством Фридриха Ницше, когда уже вышли его основные произведения. Мысли Ницше опережали развитие общества. При жизни он с трудом находил издателей для своих книг. Лишь одинокие голоса поддерживали его. Но время шло, и многие находили духовную близость с ним.
После смерти Ницше в 1900 году были опубликованы его письма, в которых можно прочитать о «русских интересах» философа.
Европейские критики тех лет нередко упоминали о близости творчества Ницше к русской культуре, в частности, к произведениям Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
Так или иначе, но истинно русской культуре, как и творчеству Ницше, присущи легкая меланхолия, безыскусная тоска, мечтательность. «Философия жизни» пронизывает все творчество этого яркого представителя немецкой культуры.
В этой книге собраны самые ценные зерна мыслей Фридриха Ницше.
Л.М. Мартьянова
Сердце здесь мужчина, а голова – женщина
Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком.
Человек есть нечто, что должно превзойти.
Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью.
Все в женщине – загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью.
Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки.
Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина – для отдохновения воина; все остальное – глупость.
Слишком сладких плодов не любит воин. Поэтому любит он женщину; в самой сладкой женщине есть еще горькое.
Лучше мужчины понимает женщина детей, но мужчина больше ребенок, чем женщина.
Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще женщина мало понимает в чести. Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем быть любимой, и никогда не быть второй.
Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены.
Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина еще дурна.
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
И повиноваться должна женщина, и найти глубину к своей поверхности. Поверхность – душа женщины, подвижная, бурливая пленка на мелкой воде.
Но душа мужчины глубока, ее бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но не понимает ее.
Не только вширь должен ты расти, но и ввысь! Да поможет тебе в этом сад супружества!
Люди не равны.
Женщина научается ненавидеть в той мере, в какой она разучивается очаровывать.
Одинаковые аффекты у мужчины и женщины все-таки различны в темпе – поэтому-то мужчина и женщина не перестают не понимать друг друга.
У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит безличное презрение – презрение «к женщине» .
Стать зрелым мужем – это значит снова обрести ту серьезность, которою обладал в детстве, во время игр.
Огромные ожидания от половой любви и стыд этих ожиданий заранее портят женщинам все перспективы.
Там, где не подыгрывает любовь или ненависть, женщина играет посредственно.
Даже конкубинат развращен – браком.
Наука уязвляет стыдливость всех настоящих женщин. При этом они чувствуют себя так, точно им заглянули под кожу или, что еще хуже, под платье и убор.
Оба пола обманываются друг в друге – от этого происходит то, что, в сущности, они чтут и любят только самих себя (или, если угодно, свой собственный идеал). Таким образом, мужчина хочет от женщины миролюбия, – а между тем женщина по существу своему как раз неуживчива, подобно кошке, как бы хорошо она ни выучилась выглядеть миролюбивой.
В мщении и любви женщина более варвар, чем мужчина.
Если женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в ее половой системе что-нибудь да не в порядке. Уже бесплодие располагает к известной мужественности вкуса; мужчина же, с позволения сказать, как раз «бесплодное животное».
Сравнивая в целом мужчину и женщину, можно сказать следующее: женщина не была бы так гениальна в искусстве наряжаться, если бы не чувствовала инстинктивно, что ее удел – вторые роли.
Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, – кто сравнится в этом фокусе с женщинами!
И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, – но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.
Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) – это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: сердце здесь мужчина, а голова – женщина!
«Не существует человека, ибо не существовало первого человека!» – так заключают животные.
Что «глупая женщина с добрым сердцем стоит высоко над гением», это звучит весьма учтиво – в устах гения. Это его любезность, – но это и его смышленость.
Женщина и гений не трудятся. Женщина была до сих пор величайшей роскошью человечества. Каждый раз, когда мы делаем все, что в наших силах, мы не трудимся. Труд – лишь средство, приводящее к этим мгновениям.
Женщины гораздо более чувственны, чем мужчины, – именно потому, что они далеко не с такой силой осознают чувственность как таковую, как это присуще мужчинам.
Для всех женщин, которым обычай и стыд воспрещают удовлетворение полового влечения, религия, как духовное расцепление эротической потребности, оказывается чем-то незаменимым.
Потребности сердца. Животные во время течки не с такой легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают люди и особенно бабенки.
Если женщина нападает на мужчину, то оттого лишь, чтобы защититься от женщины. Если мужчина заключает с женщиной дружбу, то ей кажется, что он делает это оттого, что не в состоянии добиться большего.
Наш век охоч до того, чтобы приписывать умнейшим мужам вкус к незрелым, скудоумным и покорным простушкам, вкус Фауста к Гретхен; это свидетельствует против вкуса самого столетия и его умнейших мужей.
У многих женщин, как у медиумических натур, интеллект проявляется лишь внезапно и толчками, притом с неожиданной силой: дух веет тогда «над ними», а не из них, как кажется. Отсюда их трехглазая смышленость в путаных вещах, – отсюда же их вера в наитие.
Женщин лишает детскости то, что они постоянно возятся с детьми, как их воспитатели.
Достаточно скверно! Время брака наступает гораздо раньше, чем время любви: понимая под последним свидетельство зрелости – у мужчины и женщины.
Возвышенная и честная форма половой жизни, форма страсти, обладает нынче нечистой совестью. А пошлейшая и бесчестнейшая – чистой совестью.
Брак – это наиболее изолганная форма половой жизни, и как раз поэтому на его стороне чистая совесть.
Брак может оказаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, – которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком.
Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, – стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.
Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку – на брак.
Кто сильно страдает, тому завидует дьявол и выдворяет его – на небо.
Лишь в зрелом муже становится характерный признак семьи вполне очевидным; меньше всего в легко возбудимых, импульсивных юношах. Прежде должна наступить тишина, а количество влияний, идущих извне, сократиться; или, с другой стороны, должна значительно ослабеть импульсивность. – Так, стареющим народам свойственна словоохотливость по части характерных для них свойств, и они отчетливее обнаруживают эти свойства, чем в пору своего юношеского цветения.
Популярные цитаты Ницше | Цитаты о нас
|
Если хочешь услышать о себе хорошее — умри.
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
Одиночество придает нам большую черствость по отношению к самим себе и большую ностальгию по людям: в обоих случаях оно улучшает характер.
Вернейший способ испортить молодое поколение — научить их выше ценить единомышленников, чем тех, кто думает иначе.
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому—либо, достаточно лишь сказать о нем какую—нибудь правду.
Никогда не выживет тот народ, который воспринимает трактовку своей истории глазами соседа.
Такими хочу я видеть мужчину и женщину: его — способным к войне, ее — к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать — не только ногами, но и головой.
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его или недостаточно отстал.
Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава.
Великие умы — имеют скептический склад.
В одиночестве ты сам пожираешь себя, на людях — тебя пожирают многие: теперь — выбирай!
Последняя награда смерти в том, что больше не нужно умирать.
Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом.
Хваля, хвалишь всегда самого себя; порицая, порицаешь всегда другого.
Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой—то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим «ангелом Божьим»!
Ревность — остроумнейшая страсть и, тем не менее, всё ещё величайшая глупость.
Если бы супруги не жили вместе, удачные браки встречались бы чаще.
Кто беден любовью, тот скупится даже своей вежливостью.
Возраст самомнения. Между 26 и 30 годом — прекрасная пора жизни, когда человек зол на судьбу за то, что он есть столь многое и кажется столь малым.
Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рекомендуемые статьи:
Афоризмы Ницше | Цитаты о нас
|
Опасности попасть под экипаж человек подвергается, когда только что выскочил из—под другого экипажа.
Меня потрясло не то, что ты солгал мне, а то, что я больше не верю тебе…
Кто хотел бы казаться толпе глубоким, заботится о темноте. Ибо толпа считает глубоким все то, чему она не может видеть дна.
Если женщина обладает развитым интеллектом, то у неё не всё в порядке с сексуальностью.
Причинять боль тому, кого мы любим, — сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление впасть в противоположную крайность относится сюда же.
Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку — на брак.
Современный человек — это тот, кто умирает не от смерти, а от страха смерти и не от самой боли, а от страха боли, где он падает в обморок иногда просто при виде крови.
В мире больше кумиров, нежели настоящих героев.
Человеком владеет любовь, а любит он то, что уходит.
То, что меня не убивает, делает меня сильнее.
Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище.
Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх.
Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Мы любим жизнь, не потому что мы привыкли жить, а потому что мы привыкли любить.
Нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем, еще позднее — свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом.
Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
Факт всегда глуп.
В конечном счете, человек любит свои желания, а не желаемое.
Помимо нашей способности к суждениям мы обладаем еще и нашим мнением о нашей способности судить.
После опьянения победой возникает всегда чувство великой потери: наш враг, наш враг мертв! Даже о потере друга мы жалеем не так глубоко, как о потере врага.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рекомендуемые статьи:
Цитаты Фридриха Ницше
Цитаты Фридриха Ницше и о нем
(Продолжение его основной записи на сайте)
Ницше: «Я не человек, я динамит!»
Ницше: «Не следует знать о вещах больше, чем можно творчески переварить».
Ницше: «Знание ради знания так же варварски, как и ненависть к знанию. [Знание необходимо] приручить, чтобы оно соответствовало жизни, чтобы человек мог жить по тому, что он узнал.«
Ницше: «[Я] сильный ветер перед лицом меньших натур [и] я даю этот совет Моим врагам: не плевать на ветер ».
Ницше: «Быть независимым — дело немногих. Это привилегия сильных».
Ницше: «Нужно отказаться от дурного вкуса желать соглашаться со многими людьми».
Ницше: «Женщина учится ненавидеть пропорционально тому, как она забывает, как очаровывать».
Ницше: «В конечном итоге человек любит свои желания, а не то, чего они желают.«
Ницше: «Когда женщина склонна к науке, обычно что-то неправильно с ее сексуальной природой «.
Ницше: «То, что христиане называют« следованием своей вере », я называю« следованием за стадом »».
Ницше: «Те, кто следует червивым заповедям эмпиризма, подкрадываются к земле».
Ницше: «Потомки не смогли добавить ничего значительного к архетипам. это были первые греческие философы ».
Ницше: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Анаксагор, Демокрит и Сократ — вместе они составляют то, что Шопенгауэр назвал «республикой гениев» — в отличие от [простой] республики ученых мужей.«
Ницше: «Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Анаксагор, Демокрит и Сократ: Это философски «чистые» типы. Все остальное, начиная с Платона и далее, смесь и имитация ».
Ницше: «Философы, пришедшие на смену старым мастерам [от Фалеса Сократу были] слишком разносторонними ».
Ницше: «Платон — первый из великих среди смешанных типов. … Со времен Платона философия находится в изгнании.«
Ницше: «Некоторые люди верят в особое провидение для книг; fatum libellorum : Тем не менее это должна была быть ужасно жестокая судьба … [которая] лишила нас Гераклита … и дал нам … вместо этого Цицерона «.
Ницше: «Гете изучал историю не для того, чтобы знать. Он сделал это, чтобы пробудить в себе чувство удивления ».
Ницше: «Причина нападения Ксенофана Гомер в своих стихах не был [как он заявил] потому, что не согласен с моралью Гомера, но потому, что он хотел превзойти и вырвать факел у Гомера, национального героя поэзии.«
Ницше: «Именно с Ксенофаном [кредо] свобода личности достигает максимума [в древности] ».
Ницше: «Но как может немецкий язык [когда-либо] имитировать темп Макиавелли, который в своем «Принце» заставляет нас дышать чистым и сухим воздухом Флоренции, и не может не представить самые серьезные события в неистовом аллегриссимо, возможно, не без злобного художественного ощущение контраста, который он представляет — долгие, тяжелые, трудные, опасные мысли, и темп галопа, и лучший, беспричинный юмор.«
Карл Юнг: «[Заратустра Ницше] был написан с бессознательное и представляет собой картину того, каким должен быть мужчина. Если бы Заратустра … воплотился в реальность … вместо того, чтобы оставаться в своем «духовном мире», интеллектуалу Ницше пришлось бы уйти ».
Карл Юнг: «Что Фауст для Гете, Заратустра к Ницше ».
[Сократ: «Если слабый может принуждать сильного,
вместе слабый — сильный, а сильный — слабый.»]
Ницше: «Все в Сократе неправильно».
Карл Юнг: «« Заратустра »- [самая] выдающаяся работа Ницше».
Ницше: «Кант обманывает самого себя».
Ницше: «Платон был занудой».
Ницше: «Шопенгауэр был сверхъестественным».
Ницше: «Спиноза облачил свою философию в кольчугу и маску. с помощью математического фокус-покуса ».
Ницше: «[Августин ведет себя] как несправедливо возвышенный или любимый раб.«
Ницше: «Платон был слишком благороден для Сократ ».
Ницше: «Декарт был отцом рационализма».
Ницше: «Гете учил беспричинному подчинению эмоциям».
Ницше: «[Наполеон] был среди самых достойных людей».
Ницше: «Леонардо да Винчи мне по вкусу».
Ницше: «Шопенгауэр [был] неразумным, когда он восстал против Гегеля ».
Ницше: «Алкивиад» и Цезарь были предназначены побеждать и побеждать других людей.«
Ницше: «Как возможны синтетические суждения a priori ?» Кант спрашивает себя — а что на самом деле его ответ? «Средствами» — но, к сожалению, не в пяти словах ».
Ницше: «Пора заменить вопрос Канта: как возможны ли синтетические
Ницше: «В желании есть не только мышление и ощущение [но также] эмоция.«
Ницше: «Фатализм слабовольных приукрашивается, когда он может изображать … хороший вкус».
Ницше: «Несмотря на всю ценность, которая может принадлежать … бескорыстному, это может быть возможно, что более высокую … ценность … следует приписать … эгоизму «.
Понятие ценности эгоизма у Ницше такое же, как у Ницше. Айн Рэнд, автор книги «Добродетель эгоизма».
Ницше: «На большую часть философского мышления тайно влияют его инстинктами.«
Ницше: «Старый Кант был моралистом и этическим проповедником».
Ницше: «Александр был воплощением Дионисия».
Ницше: «[Я] высшая природа [и даже не] связана с моими родителями … Юлий Цезарь мог быть моим отцом ».
Ницше: «Даже самое грубое слово и самая грубая буква честнее, чем молчание … Все те, кто склонен к молчанию, страдают диспепсией «.
Ницше: «Не следует путать« религию »Будды с такими жалкими вещами, как христианство.«
Ницше: «Я атакую только те дела, против которых не нахожу союзников, где я стою один».
Ницше: «Является ли Вагнер вообще человеком? Разве он не скорее болезнь, ошибка, мягкое коричневое удовольствие?»
Ницше: «Моя горячность вынуждает меня быстро овладеть вещью, если я хочу держись за это вообще. … Есть истины об особой робости и щекотливости, за которые можно ухватиться. только внезапно — который должен удивить или оставить в покое.«
Ницше: «[Человек имеет дело] с идеями, хотя они могут быть самыми абстрактными, как если бы они были людей, с которыми приходится бороться, с которыми нужно вступать в союз, которых нужно заботиться, защищать и питать «.
Ницше: «Любопытно, что Бог выучил греческий только после того, как пожелал стать автором — и что он не научился лучше «.
Ницше: «То, что каждому позволено научиться читать, в конечном итоге разрушит не только писать, но и думать тоже.«
Ницше: «Даже солдат третьего сорта лучше первоклассного святого».
Ницше об экстравертных чувствах
Ницше: «Ах, мы, одинокие и свободные духи … Мы не желаем ничего, кроме правды и прямоты … и несмотря на наши самые горячие желания, мы не можем не допустить, чтобы наши действия были задушены облаком ложных мнений, попыток компромиссов, полу-уступок, милосердное молчание и ошибочные толкования. … Мы ненавидим больше, чем смерть, мысль, что [такое] притворство необходимо, и такое непрекращающееся раздражение об этих вещах делает нас вулканическими и угрожающими.Время от времени мы мстим за все наши принудительные сокрытия и принудительное самоограничение. Мы выходим из своих камер с ужасными лицами, наши слова и дела тогда становятся взрывами, и это не выходит за рамки граница возможности того, что мы погибнем из-за самих себя. Так опасно живу я! »
Ницше: «Мы, немцы, гегельянцы, даже если бы никогда не был Гегелем, поскольку мы (в отличие от всех латинян) инстинктивно приписываем более глубокий смысл и большее значение для становления… чем то, что «есть» — мы с трудом верим в оправданность концепции ‘бытие’ «
Ницше: «Я мог бы стать Буддой Европы … хотя, честно говоря, я был бы антипод индийского Будды ».
Ницше: «Пассивный нигилизм [Будды] — признак слабости».
Антуан Панайоти: «Создается впечатление, что Ницше отождествляет Анаксимандра с Шопенгауэр и Гераклит с самим собой ».
Джеймс Оппенгейм: «[Его работа] в основном состоит из коротких спазмов, ярких, резких и пронзительных.Это всегда так, как если бы почти ослепительный свет внезапно появился и исчез ».
Анри Ф. Элленбергер: «Невозможно переоценить влияние Ницше на динамическая психиатрия. … Ницше можно считать общим источником Фрейда, Адлер и Юнг ».
Мартин Хайдеггер: «Ницше сказал о своей философии что это был перевернутый «платонизм».
Шеридан Хаф: «Философские произведения Ницше были выращены в Гегелевская почва.«
Келли Л. Росс: «[Шопенгауэр] приписывают эстетической ценности реальность и центральное положение в жизни человека, что почти уникально в истории философия. В самом деле, это действительно было бы опровергнуто только Ницше, который, можно сказать, сохранил Шопенгауэра как отправной точкой, отбросив все [его] моральные и религиозные соображения ».
Людвиг фон Шеффлер, после частной лекции Ницше в 1876 году:
Людвиг фон Шеффлер: «Ницше дал своего рода введение в [греческую] философию.Он позволил так называемым доплатоническим философам пройти перед моим внутренним взором в ряду очаровательных личностей. … Они двигались величественно и величественно, как сияющее облако. … Но одна из этих высоких форм оторвалась сама с более четким профилем из [потока]. Здесь голос [собственного Ницше] был преодолен легкой дрожью, выражая самый сокровенный интерес … Гераклит! Я никогда не забуду как Ницше охарактеризовал его. … [Ницше, одна цитата Гераклита] резюмировала самый сокровенный мотив [его] мыслей и намерений (а также собственных Ницше?).Сделал вдох, чтобы пр
.То, что меня не убивает, делает меня сильнее. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Сумерки идолов Бог мертв: но, учитывая состояние вида, в котором пребывает человек, возможно, еще веками будут пещеры, в которых будет показана его тень. FRIEDRICH NIETZSCHE, Die frohliche Wissenschaft Женщина была Божьей второй ошибкой. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Антихрист Человека нужно превзойти. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Так говорил Заратустра Тот, кто сражается с монстрами, должен следить за тем, чтобы в процессе он не превратился в монстра.И когда вы долго смотрите в бездну, бездна тоже смотрит в вас. ФРИДРИХ НИЦШЕ, По ту сторону добра и зла Каждая традиция становится все более почитаемой — чем более отдалено ее происхождение, тем более запутанным является его происхождение. Благоговение перед ним возрастает от поколения к поколению. Традиция наконец становится святой и внушает трепет. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Человек, слишком человеческий Вера в истину начинается с сомнения во всех тех «истинах», в которые мы когда-то верили. ФРИДРИХ НИЦШЕ, «У истины не будет других богов рядом с ней» Зрелость мужчины: это значит заново открыть для себя серьезность, которой он обладал, когда играл в детстве. ФРИДРИХ НИЦШЕ, По ту сторону добра и зла Чтобы избежать скуки, человек либо работает сверх того, что требуют его обычные потребности, либо изобретает игру, то есть работу, которая предназначена только для того, чтобы успокаивать потребности, кроме работы в целом. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Человек, слишком человеческий Напрасно борются даже боги против скуки. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Антихрист Все в женщине — загадка, и все в женщине имеет одно решение: беременность. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Так говорил Заратустра В мести и любви женщина более варварская, чем мужчина. ФРИДРИХ НИЦШЕ, По ту сторону добра и зла В каждом настоящем мужчине спрятан ребенок, который хочет поиграть. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Family Circle Magazine, , 9 августа 2005 г. То, что мы переживаем во сне — при условии, что мы переживаем это часто, — в конечном итоге относится к общей экономии нашей души, как и все, что переживается «на самом деле»: мы богаче или беднее из-за этого. ФРИДРИХ НИЦШЕ, По ту сторону добра и зла Мысль о самоубийстве — большое утешение: с ее помощью можно успешно пережить многие плохие ночи. ФРИДРИХ НИЦШЕ, По ту сторону добра и зла Немного здоровья — лучшее лекарство для больного человека. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Странник и его тень Великие умы скептичны. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Антихрист Христианство возникло, чтобы облегчить сердце, но теперь оно должно с самого начала обременять сердце, чтобы потом оно могло облегчить его.Следовательно, он погибнет. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Человек, слишком человеческий Церковь — это именно то, против чего проповедовал Иисус и против чего он учил своих учеников бороться. ФРИДРИХ НИЦШЕ, неопубликованный фрагмент, ноябрь 1887 г. Не доверяйте всем, в ком силен импульс наказать. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Так говорил Заратустра Именно в нашей дикой природе мы лучше всего избавляемся от нашей не-природы, нашей духовности. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Сумерки идолов Когда на него наступают, червь сворачивается клубком. Это умный поступок. Таким образом, он снижает свои шансы на повторное наступление.На языке морали: смирение. ФРИДРИХ НИЦШЕ, «Максимы и стрелы», Сумерки идолов Праздность — это начало всей психологии. Какой? Неужели психология — порок? ФРИДРИХ НИЦШЕ, «Максимы и стрелы», Сумерки идолов Убеждения — более опасные враги истины, чем ложь. Против войны можно сказать, что она делает победителя глупым, а побежденного — злым. В его пользу то, что, производя эти два эффекта, он варварствует и, таким образом, делает противников более естественными. Для культуры это сон или зима, и человек выходит из нее сильнее во благо и во зло. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Человек, слишком человеческий Секрет величайшего плодородия и величайшего удовольствия от существования состоит в том, чтобы жить опасно! FRIEDRICH NIETZSCHE, Радостная мудрость На самом деле надежда — худшее из зол, потому что она продлевает человеческие муки. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Человек, слишком человек Бог — это мысль, делающая кривым все прямое. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Так говорил Заратустра Человек — это веревка, натянутая между животным и Übermensch — веревка над бездной. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Так говорил Заратустра Плохо платят учителю, если он всегда остается только учеником. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Так говорил Заратустра Боюсь, что нынешний опыт всегда находил нас «рассеянными»: мы не можем отдать ему свое сердце — даже наши уши! Скорее, как человек, божественно озабоченный и погруженный в себя, в ухо которого только что прогремел колокол со всей своей силой, двенадцать ударов полудня внезапно начинают звучать и спрашивают себя: «Что на самом деле было тем, что только что ударило?» поэтому мы иногда потом потираем уши и, будучи совершенно удивленными и сбитыми с толку, «что на самом деле было из того, что мы только что пережили?» ФРИДРИХ НИЦШЕ, предисловие, Генеалогия морали Множество кратких безумств — вот что вы называете любовью.А ваш брак положит конец множеству кратких безумств одной долгой глупостью. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Так говорил Заратустра Требовать от силы, чтобы она не выражалась как сила, чтобы она не была желанием побеждать, желанием низвергнуть, желанием стать господином, жаждой врагов, сопротивлений и побед, так же абсурдно, как и требовать от слабости, чтобы она выражалась как сила. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Генеалогия морали Из всего написанного люблю только то, что написал человек своей кровью. Напишите кровью, и вы обнаружите, что кровь есть дух. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Так говорил Заратустра Голос Красавицы говорит мягко: он проникает только в самые проснувшиеся души. ФРИДРИХ НИЦШЕ, Так говорил Заратустра Чтобы родилась танцующая звезда, вам нужен хаос в душе. |
Цитаты Ницше
Фридрих Ницше — немецкий философ, который всегда считался пограничным философом, наряду со своими сверстниками, в отличие от Платона , Канта или Декарта . Фактически, философия Ницше отвергает всю философию перед ним.
Говоря поэтическим языком, Ницше , вероятно, один из самых сложных философов для чтения и восприятия.
Постараемся позже прояснить его мысли. Начнем с некоторых из его самых ярких мыслей и цитат:
Ницше о женщинах, любви и браке:
— «Женщины вполне могут подружиться с мужчиной, но для поддержания им может потребоваться легкая физическая антипатия»
— «В мести и в любви женщина более варварская»
— «Там, где нет ни любви, ни ненависти, женщина посредственная актриса»
— «Само сожительство испорчено — браком»
— «То, что мы делаем ради любви, всегда происходит за пределами добра и зла»
— «Только любовь — варварство, потому что она наносит ущерб всем остальным.Была ли это любовь к Богу »
— «Во многих случаях любви один играет, а другой играет; Амур — прежде всего режиссер небольшого театра »
— «Женщина — вторая ошибка Бога»
— «Если супруги не живут вместе, чаще заключаются хорошие браки»
— «Мы не основываем брак на« любви », основанный на инстинкте вида, основанном на инстинкте владения (женщины и дети как собственность), инстинкте господства, когда-либо существовавшем в условиях суверенитета малых семей»
— «Ах, женщины.Они делают максимумы выше, а минимумы — более частыми »
Ницше, Супермен и воля к власти:
— «Человек — это веревка, натянутая между животным и Суперменом, веревка над пропастью»
— «Мы не любим человечество»
— «Не к ближнему учу, а любви издалека»
— «Величие человека в том, что он мост, а не конец»
— «Человек, который не может найти путь к собственному идеалу, живет легкомысленной жизнью, все более и более наглой, как человек без идеалов»
— «Будьте благодарны! — Великий результат, которого достигло человечество, состоит в том, что нам больше не нужно жить в постоянном страхе перед дикими зверями, варварами, богами и нашими мечтами »
— «Стань тем, кто ты есть»
— «Жизнь для меня — это инстинкт роста, продолжительности, накопления силы, власти: там, где не хватает воли к власти, есть упадок»
— «Где бы я ни находил живых, я находил волю к власти и даже волю того, кто подчиняется, я находил волю к господству.И самой жизни открыт этот секрет: «Смотри, — сказала она, — я то, что всегда должно преодолевать себя»
— «Жизнь для меня — это инстинкт роста, продолжительности, накопления силы, власти: там, где не хватает воли к власти, есть упадок»
— «Я говорю вам, что мы также должны нести хаос в себе, чтобы иметь возможность родить танцующую звезду. Говорю тебе, ты все еще несешь в себе хаос »
Ницше и Бог:
— «Бог мертв»
— «Что было бы создать, если бы были боги?»
— «У Бога тоже есть свой ад: это Его любовь к человечеству»
— «Действительно, вера еще не смогла сдвинуть настоящие горы, хотя об этом заявлял я не помню кто, но она может поставить горы там, где их не было»
Ницше, толпа и стадный инстинкт:
— «Будь сильным и глубоким звуком.- Тот, кто знает глубину, стремится быть ясным: тот, кто хочет показаться толпе глубоким, старается быть темным »
— «Зрелость человека: это означает обретение серьезности, в которую приходилось играть в детстве»
— «У вас легкая жизнь? Всегда стой рядом со стадом и забывайся в нем »
— «Стачное животное, нежное, болезненное, посредственное, современный европеец!»
Ницше и правда:
— «Ложь невиновна, что является признаком добросовестности»
— «У нас есть искусство, чтобы не умереть за правду»
— «Без сомнения, это безумие: уверенность»
— «Жить — значит страдать, выжить — значит находить смысл в страдании»
Ницше и политика:
— «Государство, самый холодный из холодных монстров»
Ницше, Искусство и эстетика:
— «Музыка дает возможность наслаждаться страстями самой себя»
— «Без музыки жизнь была бы ошибкой»
— «Это не история, а искусство, выражающее реальную жизнь»