Цитаты белинский о лермонтове: Цитаты Белинского о Лермонтове | Procitaty.ru
Высказывания Белинского о Лермонтове 👍
Говоря о высказываниях Белинского о Лермонтове, необходимо учитывать, к какому времени они относятся. О Лермонтове писал Белинский, еще ие освободившийся от примиренчества, и писал Белинский революционер-демократ. Поэтому некоторые высказывания имеют разный смысл, а иногда и просто противоречат друг другу.
Если не учитывать времени высказывания, то можно впасть в ошибки. Конкретно-исторический подход в данном случае совершенно необходим именно в виду сложности процесса идейного развития Белинского.
Его искания, ошибки, заблуждения,
определявшиеся трудностями переходного периода тридцатых годов, нисколько не умаляют в наших глазах величие критика. А между тем наши литературоведы готовы иногда затушевывать сложность его пути и называть революционным демократом чуть не с пеленок. Это упрощает, а следовательно, и искажает процесс развития русской общественной мысли.Это мешает и правильному уяснению места Лермонтова в этом процессе.
Произведения Лермонтова, печатавшиеся в то время в “Отечественных записках”, помогали Белинскому освобождаться от временных заблуждений. Об этом есть показания мемуаристов (Анненкова и Панаева),
об этом не раз писали советские исследователи.Нельзя утверждать, как это делает И. Л. Андроников, что свидание Лермонтова с Белинским в Ордонанс-гаузе “свидетельствовало об идейном сближении Лермонтова с революционно-демократическим лагерем”. Такого лагеря в апреле 1840 года не существовало.
В момент свидания в Ордонанс-гаузе в апреле 1840 года Белинский, еще не вполне освободившись от примиренчества, “спорил” с Лермонтовым, упрекая его в безверии (об этом Белинский пишет в письме к Боткину). Это “безверие” стало некоторое время спустя его собственным мучением.
Белинский – революционер-демократ не написал статей о творчестве Лермонтова, хотя собирался это сделать, о чем неоднократно говорил. Но отдельные высказывания о Лермонтове имеются в статьях 1843-1845 годов. Белинский – революционер-демократ подчеркнул в творчестве Лермонтова уже не “безотрадность”, не тоску и “безверие”, а нечто совсем иное: силу мысли, анализ, который служил поэту орудием в борьбе за новую идеологию, орудием ломки старого, без чего нового не создать,
Намечающиеся черты демократической идеологии особенно ощутимы в юношеском творчестве Лермонтова. Вот почему анализ юношеского творчества поэта имеет очень важное значение. Он дает возможность правильно определить, наконец, связь Лермонтова с передовым общественным движением эпохи и правильно установить место поэта в истории русской литературы девятнадцатого века.
Критик революционер-демократ Белинский считал, что для Лермонтова стих “был только средством для выражения его идей, глубоких и вместе простых своей беспощадной истиной”. Силу, энергию, “стальную прозрачность и простоту выражения” Белинский считал основными особенностями стиха Лермонтова. “Как у Пушкина грация и задушевность, так у Лермонтова жгучая и острая сила составляет преобладающее свойство стиха”, – писал он. На мысли, дышащие силой, Как жемчуг нижутся слова, –
Писал и сам поэт о лучших минутах своего вдохновения. А свой стих назвал “железным”, “облитым горечью и злостью”.
Интерес Лермонтова к философским проблемам и политическим вопросам, с одной стороны, пристальное внимание к внутреннему миру человеческой души – с другой, и, наконец, страстная любовь к жизни и острота восприятия внешнего мира со всем чувственным многообразием красок, звуков, пластических форм – все это вместе взятое создает исключительное богатство его поэтики. И стих Лермонтова отличается не только “силой”, но трогает пушкинской задушевностью, пленяет музыкальностью, как стих Жуковского, пластичностью, как стих Батюшкова, и имеет еще иные, чисто лермонтовские особенности.
В творчестве Лермонтова человеческое сознание страстно стремится сбросить с себя путы, которые накладывала на него старая идеология. И герой его иной, чем герой Пушкина. Герой Лермонтова ничего не хочет знать о шестисотлетнем дворянстве. Его герой – человек, стремящийся вырваться из тех связей, которые в прежние эпохи делали личность органической частью определенного человеческого конгломерата.
А самые приемы создания образа литературного героя определяются для Лермонтова задачей воспроизведения всей сложной диалектики мятущейся человеческой души.
Русский прогрессивный романтизм двадцатых годов закладывал фундамент для критического реализма. Острое политическое содержание, близость к современной действительности, интерес к народному творчеству и национальной истории – вот его основные черты.
ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Лермонтов начал привлекать пристальное и сочувственное внимание Белинского почти с первых же своих произведений, появившихся в печати. В 1838 году в «Литературных Прибавлениях к Русскому Инвалиду» (№ 18) без имени автора была напечатана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Рецензируя в «Московском Наблюдателе» того же года поэму Е. Бернета «Елена», Белинский в специальном примечании отметил эту «песню», как «прекрасное стихотворение». «Не знаем имени автора этой песни, которую можно назвать поэмою, в роде поэм Кирши Данилова, — писал Белинский, — но если это первый опыт молодого поэта, то не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование» (III, 394). В 1839 году в «Московском Наблюдателе» Белинский дал необычайно высокую оценку «Бэлы», появившейся в «Отечественных Записках», и откликнулся на несколько стихотворений Лермонтова, также только что напечатанных в «Отечественных Записках» («Дума», «Поэт», «Ветка Палестины» и «Не верь себе»). «Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск, — писал Белинский о «Бэле», — мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него. Чтение прекрасной повести г. Лермонтова многим может быть полезно еще и как противоядие чтению повестей г. Марлинского» (IV, 277). Белинский смело противопоставлял Лермонтова, автора еще только одной повести, прославленному прозаику 30-х гг. Марлинскому, чье творчество было связано с пройденным романтическим этапом литературы и с точки зрения Белинского могло только тормозить развитие реализма. Белинский впервые встретился и познакомился с Лермонтовым еще летом 1837 года в Пятигорске, на квартире у Н. М. Сатина, приятеля Герцена и Огарева. Судя по воспоминаниям Сатина, эта первая встреча была неблагоприятна для обеих сторон: Белинский и Лермонтов не поняли друг друга и поэтому отнеслись друг к другу с взаимным раздражением. В письме к Боткину 16 апреля 1840 г. Белинский отзывался о только что вышедшем из печати «Герое вашего времени» и рассказывал о своем свидании с Лермонтовым. «Кстати: вышли повести Лермонтова, — писал Белинский. — Дьявольский талант! Молодо-зелено, но художественный элемент так и пробивается сквозь пену молодой поэзии, сквозь ограниченность субъективно-салонного взгляда на жизнь. Недавно был я у него в заточении и в первый раз поразговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!… Печорин — это он сам, как есть. Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого. Я это сказал ему — он улыбнулся и сказал: дай бог! Боже мой, как он ниже меня по своим понятиям, и как я бесконечно ниже его в моем перед ним превосходстве. Каждое его слово — он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей». Вскоре после встречи и беседы с Лермонтовым Белинский написал свою статью о «Герое нашего времени». В русской критике это был первый глубокий анализ гениального произведения и вместе с тем его восторженная оценка. Реакционная критика встретила роман Лермонтова с ожесточением. Самое заглавие, имеющее у Лермонтова горько-иронический и трагический смысл, было понято в буквальном значении. В ряде критических отзывав по поводу «Героя нашего времени», принадлежавших перу защитников самодержавно-крепостнического строя, была одна общая линия — резкое порицание и осуждение образа Печорина. Печорин — безнравственный и развратный человек, и объявлять его «героем нашего времени» значит клеветать на Россию. Вот каков был приговор роману со стороны реакционной критики. Громадное значение образа Печорина понял только один Белинский. В образе Печорина Белинский увидел правдивое и бесстрашное отражение трагедии своего поколения, поколения передовых людей 40-х годов. Человек необыкновенной силы духа, гордый и смелый, Печорин растрачивает свою энергию впустую, в жестоких забавах и в мелких интригах. Печорин — это жертва того общественного строя, который мог только глушить и калечить все лучшее, передовое и сильное. В своей статье Белинский горячо защищал образ Печорина от нападок реакционной критики и доказывал, что этот об.раз воплотил в себе критический дух «нашего века». Защищая Печорина, Белинский подчеркивал, что «наш век» гнушается «лицемерством». Он громко говорит о своих грехах, но не гордится ими; обнажает свои кровавые раны, а не прячет их под нищенскими лохмотьями притворства. Он понял, что сознание своей греховности есть первый шаг к спасению» (84). При свидании с Лермонтовым в ордонанс-гаузе Белинский имел возможность убедиться, что у поэта были черты характера, сходные с чертами Печорина. По мнению Белинского, эти черты выражались в «рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей». Вместе с тем Белинский наблюдал у Лермонтова и «семена глубокой веры» в достоинство жизни. Белинский считал, что поэту необходимо было преодолеть свою рассудочность и раздраженность. Об этом Белинский говорил самому Лермонтову, об этом же он говорит и в своей статье. Предсказывая «прекрасное будущее» для Печорина и защищая его, Белинский в то же время защищал и самого Лермонтова. Он полагал, что укрепление веры в достоинства жизни и людей является непреложной основой будущего развития Лермонтова, залогом его художественного роста. Работая над статьей о «Стихотворениях М. Лермонтова», в письме к Боткину Белинский заявлял: «Вообще, все общественные основания нашего времени требуют строжайшего пересмотра и коренной перестройки, что и будет рано или поздно. Пора освободиться личности человеческой, и без того несчастной, от гнусных оков неразумной действительности…» В пору «примирения» с действительностью Белинский требовал смирения личности и отказывался от всякого протеста. Теперь он выдвинул человеческую личность как носительницу активного протестующего начала в общественной жизни. С идеей личности свзязано было у Белинского и понятие «субъективности», которое он обосновал в статье о «Стихотворениях М. Лермонтова». «Субъективность» в понимании Белинского означала способность художника откликаться на общественные вопросы своего времени и произносить суд над явлениями жизни. Именно поэтому особенно высокую оценку со стороны Белинского получила обличительная гражданская лирика Лермонтова. Он восхищался пафосом стихотворения «Поэт» и особо выделял «писанные кровью» стихи «Думы». Белинский показывал, как «похоронная песня всей жизни переплеталась у Лермонтова с тоскою по жизни, с неукротимою жаждою жизни. Как статья о «Герое нашего времени», так и тесно связанная с нею вторая статья Белинского проникнута глубочайшей верой в торжество правды и разума: «Нет, это не смерть и не старость: люди нашего времени также или еще больше полны жаждою желаний, сокрушительною тоскою порываний и стремлений. Это только болезненный кризис, за которым должно последовать здоровое состояние лучше и выше прежнего. Та же рефлексия, то же размышление, которое теперь отравляет полноту всякой нашей радости, должно быть впоследствии источником высшего, чем когда-либо блаженства, высшей полноты жизни» (177). Анализ лирики Лермонтова Белинский начинает краткой оценкой стихотворения «Бородино» и подробным разбором «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Обращение Лермонтова к историческому жанру с точки зрения Белинского свидетельствовало «о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностию и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем. Но это прошедшее не могло долго занимать такого поэта; он скоро должен был почувствовать всю бедность и все однообразие его содержания и возвратиться к настоящему, которое жило в каждой капле его крови, трепетало с каждым биением его пульса, с каждым вздохом его груди» (174—175). По плану своей статьи Белинский говорит сначала о стихотворениях Лермонтова, в которых он «является не безусловным художником, но внутренним человеком, и по которым одним можно увидеть богатство элементов его духа и отношения его к обществу». К таким стихотворениям Лермонтова Белинский причисляет «Думу», «Поэта», «Не верь себе», «И скучно, и грустно». Во всех этих пьесах — «громы негодования, гроза духа, оскорбленного позором общества». Особую группу по лирической тематике составляют стихотворения — «В минуту жизни трудную», «Памяти А. И. Одоевского», «Молитва», «1-е января», «Журналист, читатель и писатель», «Ребенку», «Сосед». Рассматривая стихотворения Лермонтова, Белинский показывает многообразие их тематики, находя у Лермонтова «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». «Гармонически и благоуханно, — пишет он, — высказывается дума поэта в пьесах: «Когда волнуется желтеющая нива», «Расстались мы, но твой портрет» и «Отчего», — и грустно, болезненно в пьесе «Благодарность» (189). С этим последним стихотворением Белинский объединяет по теме «Завещание», не вошедшее в сборник 1840 года и только что напечатанное в «Отечественных Записках». Два перевода из Байрона — «Еврейская мелодия» и «В альбом» завершают цикл «субъективных» стихотворений Лермонтова, в которых критик видел выражение «внутреннего мира души поэта». Далее, Белинский намечает переход от «субъективных» стихотворений к «чисто-художественным». Такими стихотворениями с его точки зрения являются «Ветка Палестины» и «Тучи», где «видна еще личность поэта, но в то же время виден уже и выход его из внутреннего мира своей души». К разряду «чисто-художественных» стихотворений, в которых «личность поэта исчезает за роскошными видениями явлений жизни», Белинский относит «Русалку», «Три пальмы», «Дары Терека», «Казачью колыбельную песню», «Воздушный корабль» и «Горные вершины». В заключение своего разбора лирики Лермонтова Белинский останавливается на поэме «Мцыри», сопоставляя эту поэму с «Демоном», тогда еще не напечатанным, но распространявшимся в списках. «Мысль этой поэмы, — пишет Белинский о «Демоне», — глубже и несравненно зрелее, чем мысль «Мцыри», и, хотя исполнение ее отзывается некоторою незрелостию, но роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов ставят ее несравненно выше «Мцыри» и превосходят все, что можно сказать в ее похвалу. Это не художественное создание, в строгом смысле искусства, — подчеркивает Белинский, — но оно обнаруживает всю мощь таланта поэта и обещает в будущем великие художественные создания». Белинский отчетливо понимал, что Лермонтов, явившись наследником Пушкина, ушел в свой внутренний мир для того, чтобы всей силой негодования обрушиться на «позор общества». Этот путь Лермонтова, глубоко отличный от пушкинского пути, Белинский считал великим прогрессом русской литературы, поскольку в направлении лермонтовской поэзии не только не было измены жизненной правде, но, наоборот, было предельное ее обнажение. Тайна лермонтовской «субъективности», с точки зрения Белинского, была в ее бичующей силе, в ее революционном пафосе. Сделав главным содержанием своей поэзии изображение отрицательных и тяжелых сторон человеческой жизни, Лермонтов разошелся с Пушкиным, но он возвращался к его традициям, когда «выходил из внутреннего мира своей души». Общий смысл той эволюции Лермонтова, которую он переживал в 1840—1841 гг. и которая устанавливается исследованиями последнего времени, можно характеризовать как возвращение к Пушкину. Гегель говорит, что всякое движение вперед есть вместе с тем «возвращение к первоосновам». Белинский, вероятно, единственный из современников Лермонтова предвидел этот новый этап его творчества, когда он указывал, что размышление и рефлексия должны стать источником высшей полноты жизни. Он настойчиво подчеркивал, что негодование и скорбь — глубокие, но преходящие темы Лермонтова. Выход из них Белинский видел в обращении к «внешнему миру, обществу и человечеству». С изумительной прозорливостью Белинский предсказывал Лермонтову тему родины. В статье о стихотворениях Лермонтова Белинский писал о кровной связи гражданина и человека с судьбою родной страны, о любви к родине, как животворящем начале индивидуальной жизни: «В полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы родины; всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» (143). Важно подчеркнуть, что Белинский, в пору написания этих строк, не мог знать лермонтовской «Родины», так как она появилась в печати только через два месяца после опубликования его статьи. Когда «Родина» стала известна Белинскому, то он с восторгом отозвался о ней. В письме к Боткину 13 марта 1841 года он сообщал: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его «Родина» — то, аллах-керим, — что за вещь — пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских».
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14 |
Статьи В.Г. Белинского о творчестве М.Ю. Лермонтова
Белинский, как критик, не мог оставить без своего внимания творчество Лермонтова, тем более что, этот писатель еще с первых шагов своей творческой жизни привлек внимание критика. Прочитав первые работы Лермонтова, которые вышли в печать, а это была «Бэла» и такие стихотворения как «Поэт», «Не верь себе», «Ветка Палестины», Белинский дает самые высокие оценки произведениям и отмечает, что такие произведения приятно читать, ведь они не клевещут, а знакомят нас с предметом обсуждения.
Анализ Белинским стихотворений Лермонтова
Белинский, не страшась, противопоставляет еще мало известного всем Лермонтова прославленному прозаику тридцатых годов Марлинскому. И это после первых напечатанных произведений. Он без зазрения совести говорит, что в нашей литературе зарождается в лице Лермонтова что-то сильное и самобытное.
В.Г. Белинский в своих критических статьях, отзываясь о поэзии писателя, отмечает в ней проблемы современности, в лермонтовском творчестве критик видит новую мысль, новые взгляды. В своих статьях Белинский отзывается о многообразии тематики произведений Лермонтова.
Белинский хоть и считает Лермонтова приемником Пушкина, но сразу отмечает, что оба поэта пошли по разным путям и именно путь Лермонтова, который стал отображать в своем творчестве отрицательные стороны людской жизни, критик называет великим прогрессом в литературе.
Белинский о Герое нашего времени
Когда вышло произведение Лермонтова «Герой нашего времени», все критики в один голос заявляли, что созданный образ Печорина лишь клевещет на Россию и ее общество и лишь Белинский сумел рассмотреть в главном герое отражение трагедии поколения, реалии того времени. Он увидел в Печорине сильного духом человека, который смел и горд, но тратит свои силы, энергию попусту, участвуя в интригах, забавах. Об этом В.Г. Белинский и написал в своей статье о «Герое нашего времени». Он защищает героя произведения от нападок других критиков, он доказал в своих рассуждениях то, что этот созданный Лермонтовым образ и правда раскрывает дух «нашего времени», а значит, Печорин и есть «герой нашего времени», времени, где правит лицемерие и притворство.
.: Высказывания
Высказывания некоторых великих людей о Лермонтове М.Ю.
Белинский, Виссарион Григорьевич, знаменитый критик: Первая рецензия 1840 год «Отечественных записках» , Белинский заявил, что «талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус» , что «уже первые опыты Лермонтова пророчат в будущем нечто колоссально великое» . «Юный могучий талант Лермонтова, — писал он, — нашел не только ревностных почитателей, но и ожесточенных врагов, что бывает уделом только истинного дарования» . Белинский резко обрушился на тех критиков, которые являются «почитателями авторитетов, а не талантов» .
Герцен, Александр Иванович, русский публицист, писатель, философ: в поэзии Лермонтова ее насыщенность мысль, ее большая идейная глубина. «Размышления Лермонтова — это его поэзия, его мучения, его сила. Лермонтов не мог спастись в лиризме. Во всех его стихотворениях проходит мужественная грозная мысль». В характере творчества Лермонтова Герцен выделял смелость и откровенность критики. Лермонтов, по мнению Герцена, «действительно много боролся и выстрадал, прежде чем решился высказать свои мысли, а мысли его были зрелыми и говорили об одиночестве». Лермонтов «отличался тем, что он смело высказывал многое без прикрас и без пощады. Это и вызвало ненависть к нему великосветского общества». Герцен назвал Лермонтова «одним из пророков русского народа». Причину гибели поэта Герцен видел в господстве самодержавно-крепостнического строя, губившего лучших, талантливейших людей эпохи. Межевич, Василий Степанович русский журналист, литературный и театральный критик, поэт: «стихотворения Лермонтова» стали дорогим подарком для нашего времени, ибо «после Пушкина не было поэта с таким поэтическим огнем». «Лермонтов, — по его мнению, — приковал внимание к стихам тогда, когда стихи потеряли кредит». Особенно высоко оценил Межевич «Песню про купца Калашникова», назвав ее «целой драмой, полной жизни и действия… В «Мцыри», — писал он, — Лермонтов проявил себя как поэт-философ, а читая «Думу», есть над чем задуматься».
Добролюбов, Николай Александрович литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов: подчеркивал общественное значение лермонтовского творчества: «Лермонтов, умевший постичь недостатки современного общества, обладал огромным талантом. Он сумел понять, что спасение находится только в народе». Добролюбов указывал на народность поэзии Лермонтова, на ее отличие от той «народности», которую отстаивали славянофилы. Разбирая стихотворение «Родина», Добролюбов доказывал, что Лермонтов «становится выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно», что «он любит в своем отечестве русскую природу и русский народ». «Только смерть помешала Лермонтову, — писал Добролюбов, — поражать пороки современного общества с той широтой взгляда, который до него не обнаруживал ни один русский поэт». Добролюбов указывал на большой диапазон лермонтовского творчества, на большое историческое значение его деятельности.
Григорьев, Аполлон Александрович русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, автор ряда популярных песен и романсов: Лермонтов «занимает видное место в истории нашего душевного брожения как истинный поэт скорби своего поколения» . В нем «личность дошла до крайних пределов своего протеста, оппозиция застоя недаром накинулась на Лермонтова, она сразу поняла в Лермонтове то великое, которое в нем было» .
Статьи В.Г. Белинского о творчестве М.Ю. Лермонтова
Статьи В.Г. Белинского о творчестве М.Ю. Лермонтова.
Белинский увидел в творчестве Лермонтова новое явление русской литературы. В статьях «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени» критик отмечал, что лермонтовская поэзия полна страстной мысли, в ней решаются самые трагические проблемы современности.
Лермонтов воспринимался Белинским как преемник Пушкина. Но, сопоставляя двух поэтов, критик писал о глубоком различии их поэзии. Творчество Пушкина сложилось на гребне движения декабристов и питалось надеждами свободы. Творчество же Лермонтова складывалось после разгрома декабристов. Поэтому в поэзии Лермонтова «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…». Поэзия Пушкина оптимистична, светла; лермонтовская полна скорби, жалоб на бездействующее поколение.
Белинский делает вывод, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено «в цепи исторического развития нашего общества».
Анализируя роман «Герой нашего времени», Белинский говорит о том, что писатель проявил глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины, тонкое знание человеческого сердца. Если реакционная критика обвиняла Лермонтова в том, что он «выдает чудовище, а не человека за представителя… поколения», то Белинский доказал, что именно Печорин — герой времени, именно он отразил трагедию целого поколения людей. «Этот человек не равнодушно, не апатично несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения…». Белинский был уверен, что при других обстоятельствах такой человек, как Печорин, стал бы значительной силой общественного прогресса.
Дополнительная литература
Афанасьев В.В. М. Ю. Лермонтов. Серия ЖЗЛ. М., 1991.
Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975.
Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. М., 1973.
Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.
Мануйлов В.А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. Л., 1975.
Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964.
Мурашов А.А. Из тонких линий идеала. М., 1990.
Статьи В.Г. Белинского о творчестве М.Ю. Лермонтова
Оцените пожалуйста этот постНа этой странице искали :
- белинский о лермонтове
- белинский о творчестве лермонтова
- статья белинского герой нашего времени
- статья белинского о лермонтове
- статьи белинского о лермонтове
Сохрани к себе на стену!
Цитаты о Лермонтове
Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, драматург, прозаик, художник. Прожив всего 26 лет, и выпустив при жизни всего одно издание стихов, Лермонтов сумел очень сильно повлиять на всю русскую классическую литературу в целом. Сам он был умным, уверенным в себе, творческим и успешным молодым человеком. Цитаты о Лермонтове смогут более подробно раскрыть личность уникального поэта.
Цитаты о Лермонтове
Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою… Готовился будущий великий живописец русского быта.
Вот в ком было это вечное, сильное искание истины!
Ю. Лермонтов. Поэт сверх человечества.
К поэтам, вошедшим в кровь и плоть русского народа, принадлежит Лермонтов. Без него, как и без Пушкина, Гоголя, Толстого, Щедрина, духовная сущность нашего народа обеднела бы, народ потерял бы часть своего самосознания и достоинства.
Каждый раз, как произносишь имя Лермонтова, думаешь, что это один из самых гениальных людей, какие когда-либо рождались на земле.
Всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно… Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы.
Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».
Талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус.
Какая образность! — так все и видишь перед собою, а, увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина так и блестит всею яркостью восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом!
Считаю творения Лермонтова величайшими в русской литературе. Они являются богатством нашего народа.
Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе… Это не отвлеченная мысль… Раздумье Лермонтова — его поэзия, его мучение, его сила… К несчастью быть слишком проницательным у него присоединялось и другое — он смело высказывался о многом без всякой пощады и прикрас. Существа слабые, задетые этим, никогда не прощают подобной искренности.
…Львиная натура! Страшный и могучий дух!
Лермонтов был поклонником свободы и врагом притеснения, …он выразил могущественный протест против всего низменного в жизни и относился с презрением к отрицательным свойствам людей своего поколения. Лермонтов, по его мнению, не был пессимистом, «он сохранил веру в человека». Он был прежде всего гуманитарным поэтом.
Лермонтов — поэт беспощадной мысли истины.
…только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его наследником.
👍🏻 Смотри также: обломов портрет героя или текст песни мари краймбрери.
Мне нравитсяНе нравитсяАфоризмы и цитаты Белинского Виссариона Григорьевича
В этой статье мы познакомимся с деятельностью российского литературно-критического автора Виссариона Григорьевича Белинского. Его появление в мире русской литературной публицистики ознаменовалось началом новой эры в этой области. Работы Белинского имели огромное влияние на дальнейшее развитие литературной критики и стали платформой для ее полноценного развития. О нем с восхищением говорят литераторы и философы современности. Что-то новое можем открыть для себя и мы, немного заглянув в творческий мир этого талантливого критика.
«Неистовый Виссарион»
Белинский Виссарион Григорьевич является, без преувеличения, знаменитым и известным литературным критиком, философом и писателем XIX века. Он первый вывел работу критика на новый уровень, отходя от закоренелых правил и рамок. Белинский начал не только давать оценку литературному произведению, указывая на те или иные ошибки, но и свои мысли начал письменно излагать в форме статьи либо заметки. В написание своих критических сочинений он вкладывал свою душу, страсть. Читая статьи Белинского чувствуется это, ведь они пропитаны его пульсирующей энергетикой. Именно за его целеустремленность, принципиальность, независимость, идейность, любовь к делу, которым он занимался, его называли «Неистовый Виссарион».
Краткая биография
Родился Виссарион Белинский 1 июня 1811 года в финском городе Свеаборг, в семье морского врача. Его детство прошло в городе Чембара Пензенской губернии, куда его отец перевелся работать на должность уездного лекаря. Детство было нелегким, много неприятных воспоминаний осталось у Виссариона, связанных как с отцом, так и матерью. Родителей своих Белинский где-то наверное любил, но практически не уважал и даже стыдился. Ведь они совершенно не уделяли нужного внимания своему единственному ребенку. Мать мало занималась воспитанием сына, оставив это занятие нянькам, а отец был тираном, унижал его, оскорблял, часто бил. Это наложило на Виссариона свой тяжелый отпечаток.
Мать моя были охотница рыскать по кумушкам; я, грудной ребенок, оставался с нянькою, нанятою девкою; чтоб я не беспокоил ее своим криком, она меня душила и била. Впрочем, я не был грудным: родился я больным при смерти, груди не брал и не знал ее… сосал я рожок, и то, если молоко было прокислое и гнилое — свежего не мог брать… Отец меня терпеть не мог, ругал, унижал, придирался, бил нещадно и ругал площадно — вечная ему память. Я в семействе был чужой.
Но, несмотря на сложную жизненную ситуацию, Белинский начал изучать грамоту и письмо в уездном училище своего города, с которого перевелся в губернскую гимназию. Поскольку та не удовлетворяла его в полной мере, он бросил учебу, не доучившись полгода до полного окончания. В 1829 году Виссарион поступил на филологический факультет Московского университета. Там и начинает формироваться его статус создателя русской литературной критической мысли. Но через три года его исключили за слишком резкую критику крепостного права. Где-то в это же время он начинает писать свои первые литературно-критические статьи.
В 1843-м Виссарион Белинский женился на Марии Орловой, которую уже знал много лет. В браке у них родилась в 1845 году дочь Ольга (еще двое их детей умерли, не дожив до года). В этом же году Белинский переносит тяжелую болезнь, которая давала о себе знать до конца его жизни. Даже лечение за границей не принесло положительных результатов. В итоге, доживая последние дни своей жизни в Санкт-Петербурге, 7 июня 1848 года, от обострившейся болезни Белинский скончался.
Цитаты из статей Белинского
Перейдем непосредственно к нашей главной теме. Рассмотрим самые знаменитые цитаты Белинского. Ведь даже если вы не относитесь к категории людей, которые тесно связаны с философией либо же литературной критикой, все равно, читая его статьи, вы сможете хотя бы немного, но уловить и прочувствовать суть его глубоких мыслей.
Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.
В важных делах жизни всегда надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.
Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове.
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.
Литературно-критические статьи Белинского
Литературно-критическую деятельность Белинского разделяют на три этапа. Первый этап начался в 1834 году, когда он работал в издании «Телескоп» с написания статьи «Литературные мечтания. Элегия в прозе». В то время он выступил с убеждением, что литературы, в том смысле, в каком Белинский ее понимал, в России не было. Именно с этого заявления и начинается его успех на литературно-критическом поприще.
Цитаты из литературно-критических статей Белинского:
У нас нет литературы, я повторяю это с восторгом, с наслаждением, ибо в сей истине вижу залог наших будущих успехов… Присмотритесь хорошенько к ходу нашего общества, — и вы согласитесь, что я прав. Посмотрите, как новое поколение, разочаровавшись в гениальности и бессмертии наших литературных произведений, вместо того, чтобы выдавать в свет недозрелые творения, с жадностью предается изучению наук и черпает живую воду просвещения в самом источнике. Век ребячества проходит, видимо, — и дай Бог, чтобы он прошел скорее. Но еще более дай Бог, чтобы поскорее все разуверились в нашем литературном богатстве. Благородная нищета лучше мечтательного богатства! Придет время, — просвещение разольется в России широким потоком, умственная физиономия народа выяснится, — и тогда наши художники и писатели будут на все свои произведения налагать печать русского духа. Но теперь нам нужно ученье! ученье! ученье!…
Изящество формы оправдывает верность идеи, а верность идеи способствует изяществу формы.
Если до сих пор человечество достигло многого, это значит, что оно еще большего должно достигнуть в скорейшее время. Оно уже начало понимать, что оно — человечество: скоро захочет оно в самом деле сделаться человечеством.
Вторым этапом был духовный кризис, который критик переживал в конце 30-х годов. Во многом на это повлияла философия Гегеля, которой критик основательно увлекся и полностью разделял ее идею. Именно через ее восприятие он встал на путь «примирения с действительностью», которое всячески до этого отторгал.
Третий этап начался с переезда Белинского в Петербург. Чем старше становился критик, тем больше менялись его взгляды на религию и мировоззрение в целом. Он практически стал атеистом, ибо «в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут». Его идеалы несколько меняются, теперь для него становится главным, показать творчески в литературе реальную сторону жизни.
Цитаты Белинского о «Герое нашего времени»
Появление Михаила Лермонтова в русской литературе не могло не произвести положительного впечатления на Виссариона Белинского.
На горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. Мы говорим о Лермонтове…
В особенности Беллинского затрагивает его знаменитое произведение «Герой нашего времени», в котором автор раскрывает важные темы для критика — описание реальной жизни общества и появления «героя времени» в том образе, который представлял себе Белинский, со своими достоинствами и недостатками.
Мы должны требовать от искусства, чтобы оно показывало нам действительность, как она есть, ибо какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов…
Самобытность и истинное мастерство писателя помогло ему создать одно из известнейших произведений русской классической литературы. Критик очень положительно оценил роман Лермонтова. Он назвал его «грустная дума нашего времени».
Печорин
В своих суждениях о главном персонаже «Героя нашего времени», Печорине, Белинский сравнивает его с не менее известным пушкинским героем Евгением Онегиным. Он сопоставляет этих двух личностей между собой. И хоть эти два романа пронизаны одной идеей — показать истинную прозу жизни, их герои кардинально отличаются друг от друга. Именно Печорина критик считает настоящим «героем нашего времени». Белинский хоть и критикует главного героя за его нелицеприятные поступки, но все же видит в нем человека, который в своем образе олицетворяет проблемы нынешнего, на тот момент, общества. Хотя эти проблемы остаются актуальными и по сей день. Печорин понимает свою проблему, пытается найти ей решение, борется со своими демонами. Он не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, так, как все остальные. В нем было много сил, энергии и умений, которые он растрачивал зря, всячески пытаясь найти им применение. Именно за это Белинский высоко оценивал Печорина, в отличии от других критиков.
Цитаты Белинского о Печорине:
Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни. В этом человеке есть сила духа и могущество воли.
Итак – «Герой нашего времени» – вот основная мысль романа. В самом деле, после этого весь роман может почесться злою ирониею, потому что большая часть читателей наверное воскликнет: «Хорош же герой!» – А чем же он дурен? – смеем вас спросить.
Все, что смог, он сделал, нового ничего не было. Это и привело Печорина к раздвоению личности, которое нельзя отрицать.
В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры — противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека.
Афоризмы Виссариона Белинского
Белинский был мастером не только литературно-критического слова, но из-под его пера вышло множество афоризмов, которые быстро уходили в народ. Емкие, звучные, содержательные выражения полюбились его читателям. Белинского цитируют, на его работы ссылаются как будущие так и нынешние знатоки деятельности критика. Он был наделен острым умом и умением четко и ясно излагать свои мысли, потому не удивительно, что много фраз из его сочинений становились афоризмами. Выделим несколько из их большого количества.
Всякое достоинство, всякая сила спокойны — именно потому, что уверены в самих себе.
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
Много людей живет не живя, но только собираясь жить.
Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит.
Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет.
Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет.
Последователь Белинского
На многих в то время будущих критиков и публицистов повлияла деятельность Белинского. Одним из них был Николай Добролюбов, литературный критик и подпольный революционер. Он продолжал начатое дело Белинского. За свою недолгую жизнь Добролюбов написал большое количество критических статей, которые затрагивали различные социальные, духовные, моральные темы общества. Яро выступал против крепостного права и всего с ним связанного. Он был приверженцем равенства всех людей. В своих работах также критиковал русскую систему образования, которая подавляла в детях свое «я». Критиковал литературу и учебники для детей, в которых печаталось большое количество заведомо ложных материалов. Критик считал, что по ним невозможно было нормально воспитывать «личную самостоятельность ребенка и духовных сил его натуры». Цитаты Белинского и Добролюбова похожи своей идейностью и рвением изменить русскую литературу, в частности, ее критическую область, в лучшую сторону.
цитат Михаила Лермонтова — 33 интересных цитаты
Михаил Лермонтов (1814 — 1841)
Русский писатель-романтик и поэт, которого иногда называют «кавказским поэтом».
В глазах людей я прочиталстраниц злобы и греха. Окружающий лес, как в тумане,
Был синим в порохе дыма.
Но там, вдали, в беспорядочном гребне,
Который еще был вечно горд и спокойен,
Протянул горы и Казбек
Блеснул своей острой вершиной.
И с тайной, сердечной скорбью
подумал: «Жалкий человек.
Что ему нужно! Небо чистое,
Под ним много места для всех,
Но постоянно и тщетно
Он один ведет войну, почему? ‘ О тщеславие! Вы — рычаг, с помощью которого Архимед хотел поднять землю! Счастливые люди — невежды, а слава — не что иное, как успех, и для его достижения нужно только хитрость.Никогда не следует отвергать кающегося преступника: в своем отчаянии он может стать преступником вдвое больше, чем прежде. Всю свою прошлую жизнь я снова живу в памяти и невольно спрашиваю себя: «зачем я жил — для какой цели я родился?» … Должна была быть цель, и, конечно, моя была возвышенной судьба, потому что я чувствую, что в моей душе есть неизмеримые силы … Но я не смог открыть эту судьбу, я позволил себе увлечься соблазнами страстей, глупых и подлых.Из их тигля я исходил твердым и холодным, как железо, но навсегда исчез сияние благородных стремлений — прекраснейший цветок жизни. И с тех пор как часто я не играл роль топора в руках судьбы! Как орудие наказания, я падал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без жалости … Никому моя любовь не принесла счастья, потому что я никогда ничем не жертвовал ради тех, кого любил: ибо Я любил только себя — ради собственного удовольствия.Я только удовлетворил странную жажду своего сердца, жадно истощая их чувства, их нежность, их радости, их страдания — и я никогда не мог насытиться. Я подобен тому, кто, измученный голодом, засыпает в изнеможении и видит перед собой роскошные яства и игристые вина; он с восторгом пожирает воздушные дары воображения, и его боли, кажется, утихают. Пусть он проснется: видение исчезает — остаются двойной голод и отчаяние!
А завтра, может быть, умру !… И на земле не останется ни одного существа, полностью меня понимающего. Кто-то посчитает меня хуже, кто-то лучше, чем я был на самом деле … Кто-то скажет: «Он был молодцом»; другие: «злодей». И оба эпитета будут ложными. Стоит ли после всего этого жизнь? И все же живем — из любопытства! Мы ждем чего-то нового … Как нелепо и в то же время досадно! Вы, мужчины, не понимаете удовольствия от взгляда, от давления руки…. но что касается меня, клянусь тебе, когда я слушаю твой голос, я чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые страстные поцелуи не могут занять его места. Я не люблю вас; прошел прежний сон
О страстях и мучениях;
Но твой образ в моей душе
Еще жив, хотя и бессилен;
Хотя я отдаюсь другим мечтам,
я все еще не могу этого забыть;
Итак, заброшенный храм остается храмом.
Свергнутый идол все еще является богом! Женщины! Женщины! Кто их поймет? Их улыбки противоречат их взглядам, их слова обещают и манят, но тон их голоса отталкивает.Один, как прежде, во вселенной
Без надежды и без любви! .. Странная вещь, человеческое сердце вообще и женское сердце в частности. Я родился, чтобы весь мир мог быть зрителем
Моего триумфа или моей гибели … К чему меня приготовил творец,
Почему он так ужасно противоречил
Надеждам моей юности ?… Я бы пошел на любую жертву, кроме этой; двадцать раз я могу поставить на карту свою жизнь, даже свою честь, но свою свободу я никогда не продам. Почему я так ценю это? … К чему я стремлюсь? Ничего, абсолютно ничего. Цепь молодой жизни разорвана,
Путешествие окончено, час пробил, пора уходить,
Пора идти туда, где нет будущего,
Нет прошлого, нет вечности, нет лет;
Где нет ожиданий, нет страстей,
Нет горьких слез, нет славы, нет чести;
Где глубоко спит память
И сердце в узком гробу дома
Не чувствует, как червь его грызет.Я мало жил и не был свободен
Две жизни в плену никогда не могут быть
Чтобы замучить свободными половину так хорошо
Я бы обменял их, если бы мог. … человек, этот властитель над всеобщим злом,
С вероломным сердцем, с лживым языком … Женщины любят только тех, кого не знают! Я признаю, что это детское чувство, но, когда мы удаляемся от условностей общества и приближаемся к природе, мы невольно становимся детьми: каждое приобретенное опытом качество отпадает из души, которая снова становится такой, какой она была когда-то, и обязательно будет быть снова.Я подобен моряку, рожденному и воспитанному на борту пиратского брига, чья душа так привыкла к бурям и раздорам, что, если его выбросить на берег, он утомится и изнемогнет, какими бы манящими ни были тенистые рощи, ни ярким ласковым солнцем. .
топ-5 цитат о Лермонтове от известных авторов
Приятного чтения и поделитесь 5 знаменитыми цитатами о Лермонтове со всеми.
“En niemand ging op het juiste moment dood. Мессоргский, Поэскин, Лермонтов — die waren allemaal te vroeg gestorven. Цяйковский, Розини, Гоголь — die hadden allemaal eerder moeten sterven. Бетховен misschien ook wel. Het was natuurlijk niet alleen een problem voor beroemde schrijvers en Component, maar ook voor gewone mensen: het problem om je beste jaren te overleven, voorbij het punt waarop het leven geen vreugde meer kan brengen en alleen nog vreselis.[…] В plaats van hem te vermoorden hadden ze подол из leven gelaten, на дверной подол из leven te laten hadden ze подола vermoord. -p.219 ”
— Джулиан Барнс —
«Он стрелял в своего противника на дуэли и, если нужно было, пошел против медведя, и отбивался от грабителя в лесу
, все так же успешно и бесстрашно, как L
n, но без какого-либо удовольствия, но исключительно из неприятная необходимость, вяло, лениво, даже со скукой. Гнев, конечно, был прогрессом над L
n, даже над Лермонтовым.Возможно, в Николае Всеволодовиче было больше гнева, чем в этих двоих, но гнев этот был холодным, спокойным и, если можно так выразиться, разумным, а потому самым отталкивающим и ужасным из того, что только может быть ».
— Фёдор Достоевский
“En niemand ging op het juiste moment dood. Мессоргский, Поэскин, Лермонтов — die waren allemaal te vroeg gestorven. Цяйковский, Розини, Гоголь — die hadden allemaal eerder moeten sterven. Бетховен misschien ook wel. Het was natuurlijk niet alleen een problem voor beroemde schrijvers en Component, maar ook voor gewone mensen: het problem om je beste jaren te overleven, voorbij het punt waarop het leven geen vreugde meer kan brengen en alleen nog vreselis.[…] В plaats van hem te vermoorden hadden ze подол из leven gelaten, на дверной подол из leven te laten hadden ze подола vermoord. -стр.219 ”
— Джулиан Барнс
Цитаты Лермонтова Картинки
Хотите увидеть еще фотографии цитат Лермонтова? Щелкните изображение цитаты Лермонтова, чтобы просмотреть его в полном размере.
Связанные известные цитаты по темам
Цитаты о том, кто носит брюки
«Сейчас в семье не тот, кто носит брюки, а тот, кто носит кредитные карты.»- Эван Эсар
Цитаты о проблемах в семье парня
«Сколько решений можно найти для семейных проблем, если мы уделим время размышлениям? Если мы думаем о муже или жене и »- Папа Франциск
Цитаты о том, как поступать правильно по правильной причине
«Сила одного мужчины или одной женщины, которые делают правильные вещи по правильной причине и в нужное время, — это сила» — Джек Кемп
Цитаты о справедливости и прощении
«Разница между справедливостью и прощением: быть справедливым — значит осудить ошибку, а из-за ошибки осудить делателя» — Мирослав Вольф
Цитаты о радиоволнах
«Что касается части спектра радиоволн, мы можем адекватно делать это с земли, потому что атмосфера в основном состоит из атмосферы» — Клод Николье
Обними меня и никогда не отпускай Quotes
«Спи крепко в надежных руках твоего папы.Я знаю, что есть. Черт возьми, сделай так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Когда ты »- Эбби Глинес
Красивые восхитительные цитаты
«Хорошие манеры без искренности подобны красивой мертвой женщине, — заметил он в подходящем случае. — Прямолинейность без учтивости подобна ножу хирурга», — Парамаханса Йогананда
Цитаты о лицемерной любви
«Но люди любят лицемеров, знаете ли — они узнают одного из своих, и всегда так приятно, когда кого-то поймают» — Стивен Кинг
Цитаты о моей любви к тебе
«Моя любовь к тебе безгранична и никогда не умрет.»- Дайан Ринелла
Цитаты о Барселоне и Реал Мадрид
«Ливерпуль — одна из игровых династий. Они выиграли пять еврокубков, и их статус выше, чем у AC »- Брендан
Цитаты о монополии
«Саудовская Аравия — пуританское государство, претендующее на монополию на мудрость и добродетель». — Джеймс Бьюкен
Цитаты «Лучше человек сейчас»
«Теперь я стал лучше, и не только это — я стал лучше» — Поль Гаскойн
Котировки на органические продукты питания
«Если вы сделаете только одно — сделаете один сознательный выбор, — который может изменить мир, переходите к органическому.Покупайте экологически чистые продукты. Прекратите использовать химикаты и начните »- Мария Родале
Оставайтесь энергичными цитаты
«Найдите время, чтобы соединиться со своей более игровой стороной, с ребенком внутри вас. Найдите время, чтобы изучить положительные качества »- Робин С. Шарма
Цитаты из косметического магазина
«Мы живем в обществе, где быстро решаются проблемы, где нам нужно мгновенное вознаграждение за все. Слишком толстый? Сделайте липосос. Вьющиеся волосы? Приклеиваем удлинители. Морщины »- Джоан Коллинз
топ-73 известных цитат Михаила Лермонтова
Наслаждайтесь 73 самыми известными цитатами, высказываниями и цитатами Михаила Лермонтова.
«Я был готов любить весь мир, но меня никто не понимал, и я научился ненавидеть».
— Михаил Лермонтов —
Боясь решения, я похоронил свои лучшие чувства в глубине своего сердца, и они умерли там.
— Михаил Лермонтов
Моя любовь срослась с моей душой; потемнело, но не погасло
— Михаил Лермонтов
Скажи мне, — наконец прошептала она, — тебе весело мучить меня? … Я действительно должен тебя ненавидеть. С тех пор, как мы узнали друг друга, вы не принесли мне ничего, кроме страданий … «Ее голос дрожал, она наклонилась ко мне и опустила голову мне на грудь.
» Возможно, — подумал я, — именно поэтому вы любил меня: радости забыты, а грусти — никогда …
— Михаил Лермонтов
Мы выживаем благодаря новизне, гораздо менее требовательной, чем приверженности.
— Михаил Лермонтов
«У меня неудачный характер; Я не знаю, сделало ли меня так воспитание или Бог создал меня таким.Я знаю только то, что если я причиняю другим несчастье, я сам не менее счастлив. Я понимаю, что для них это плохое утешение, но факт остается фактом. В ранней юности, оставив опеку родителей, я погрузился во все удовольствия, которые можно было купить за деньги, и, естественно, эти удовольствия стали мне неприятны. Затем я пошел в высшее общество, но довольно скоро устал от этого; Я влюблялся в красивых светских женщин, и они меня любили, но их любовь только обостряла мое воображение и тщеславие, в то время как мое сердце оставалось опустошенным… Я начал читать и учиться, но тоже устал от учебы; Я увидел, что ни слава, ни счастье ни в малейшей степени не зависят от этого, потому что самые счастливые люди — невежественные, а слава — это удача, для достижения которой нужно быть проницательным … »
— Михаил Лермонтов
О суета! Вы — рычаг, которым Архимед хотел поднять земной шар!
— Михаил Лермонтов
Знаете ли вы, принцесса, — сказал я с оттенком досады, — что никогда не следует отвергать раскаивающегося грешника, потому что из чистого отчаяния он может стать вдвое более грешным…
— Михаил Лермонтов
«Нет, я не Байрон, это моя роль.
Быть неоткрытым чудом,
Как он, преследуемым жезлом,
, но с русской душой.
Я начал раньше, раньше конец,
Мой разум никогда не достигнет таких высот;
В моей душе, вне исправления,
Мои разбитые устремления лежат:
Темный океан ответит мне, может ли любой
пронести всю вашу глубину с умелым тралом?
Кто мне многим объяснит?
Я … может быть, Бог? Вообще никого? »
— Михаил Лермонтов
Если бы люди немного больше рассуждали, они бы убедились, что жизнь не заслуживает таких забот.
— Михаил Лермонтов
Более того, это разочарование, как и все другие моды, зародившееся в высших слоях общества, спустилось в низшие, где его носили поношенным, и теперь те, кому действительно скучно, стремились скрыть их несчастье, как если бы это был порок.
— Михаил Лермонтов
Она уважает его как отца! И она изменит ему, как муж!
— Михаил Лермонтов
И я, как я жил, в чужой стране Умру рабом и сиротой.
— Михаил Лермонтов
Что для меня эта вечность без тебя? Какова бесконечность моих владений? Пустые звенящие слова, Просторный храм — без божества!
— Михаил Лермонтов
Печально видеть, как разбиваются самые заветные надежды и мечты молодого человека, когда розовая вуаль сорвана и он видит действия и чувства мужчин такими, какие они есть. Но у него все еще есть надежда заменить свои старые иллюзии другими, столь же мимолетными, но и столь же сладкими.
— Михаил Лермонтов
Михаил Лермонтов в цитатах картинки
Хотите увидеть еще фотографии цитат Михаила Лермонтова? Нажмите на изображение цитаты Михаила Лермонтова, чтобы просмотреть его в полном размере.
.цитат Ленина (61 цитата)
«Есть две известные шутки Сталина, которые оба основаны на этой логике. Когда Сталин ответил на вопрос: «Какой уклон хуже, правый или левый?» в слове «Они оба хуже!» основная предпосылка состоит в том, что левый уклон ДЕЙСТВИТЕЛЬНО («объективно», как любили говорить сталинисты) вовсе не левый, а скрытый правый! Когда Сталин писал в отчете о партийном съезде, что делегаты большинством голосов единогласно одобрили постановление ЦК, исходная посылка опять же заключалась в том, что в партии действительно не было меньшинства: те, кто голосовали против этого исключили себя из партии… Во всех этих случаях род многократно перекрывается (полностью совпадает) с одним из своих видов. Это также то, что позволяет Сталину читать историю задним числом, так что все «проясняется» задним числом: дело не в том, что Троцкий сначала боролся за революцию с Лениным и Сталиным, а затем, на определенном этапе, выбрал стратегию, отличную от стратегии. один, защищаемый Сталиным; эта последняя оппозиция (Троцкий / Сталин) «проясняет», как «объективно» Троцкий все время назад был против революции. Мы находим такую же процедуру в классификационном тупике, с которым сталинистские идеологи и политические активисты столкнулись в своей борьбе за коллективизацию в 1928-1933 годах. Пытаясь объяснить свои усилия по подавлению сопротивления крестьян в «научных» марксистских терминах, они разделили крестьян на три категории (классы): бедняки (без земли или минимальной земли, работающие на других), естественные союзники рабочие; автономные середняки, колеблющиеся между эксплуатируемыми и эксплуататорами; богатые крестьяне, «кулаки» (нанимают других рабочих, ссужают им деньги или семена и т. д.), эксплуататорского «классового врага», который как таковой должен быть «ликвидирован». Однако на практике эта классификация становилась все более размытой и неэффективной: в условиях всеобщей бедности четкие критерии перестали применяться, а две другие категории часто присоединялись к кулакам в своем сопротивлении принудительной коллективизации. Таким образом, была введена дополнительная категория — субкулак, крестьянин, который, хотя по своему экономическому положению был слишком беден, чтобы считаться кулаком, тем не менее, разделял кулацкую «контрреволюционную» позицию.”
—
Славой Жижек