Что хотел сказать своим произведением автор ломоносов: О чем спорили знаменитые ученые Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением

Содержание

краткое содержание и анализ произведения

Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и содержательное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Оно написано в честь важнейшего для всей страны праздника. В этой статье мы рассмотрим, что хотел сказать в своем произведении Ломоносов — «Ода на день восшествия». Краткое содержание и анализ этого труда помогут нам понять послание ученого. Итак, приступим.

Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других литературных приемов, которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».

Краткое содержание продолжим сообщением автора о том, как ему трудно подобрать слова, способные рассказать о великих делах монархини. Но она настолько вдохновляет Ломоносова, что его похвала вырывается из него.

Далее ученый отмечает заслуги Петра Первого: военные победы и развитие науки. Он оплакивает смерть императора и возвеличивает его дочь, получившую трон.

Описывает автор также бескрайние богатые просторы России, отмечает, что в ней рождаются великие умы. Ломоносов рассказывает о роли науки в жизни людей, призывает ею заниматься.

В последней части он возвращается к «источнику милости» — Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.

Анализ оды М. В. Ломоносова на день восшествия императрицы Елисаветы Петровны

Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет государыню за мирное время. Однако оно таковым не было. Он лишь таким способом пытался донести до императрицы свое мнение о том, что России хватит воевать, крови было пролито немало, пора бы насладиться покоем.

Почему он об этом пишет? В те времена встал вопрос о том, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, которые боролись с Францией и Пруссией. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его похвальная ода носит политический характер, его собственную программу мира.

Тем не менее заслуги у императрицы были. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Этот момент не забыл отметить в хвалебной песне Ломоносов («Ода на день восшествия»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и литератор восхваляет Елисавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 году императрица увеличила количество средств для нужд Академии. После этого поступка и была написана ученым его известная ода.

Приемы, использованные в произведении

Основным литературным средством, примененным в оде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво возвеличить свою страну, ее правительницу, призвать к миру и развитию. Мирное время он называет возлюбленной тишиной, войну – пламенными звуками.

Также автор использует многочисленные эпитеты: «щедрая рука», «земные красоты», «великая дщерь», «глубокие леса», «кроткий глас», «жестокая судьбина».

Сравнения тоже встречаются в произведении: «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчите… звуки», «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», «Нептун чудился».

Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода

Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем произведении Ломоносов — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.

Заключение

Нами рассмотрена одна из лучших литературных работ, которую написал Ломоносов М. В. — «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны». Краткое содержание и анализ произведения показали, какие темы затронул автор, как он их передал, какое значение они имели. Мы узнали, что Ломоносов был патриотом. Он хотел, чтобы правительница Елисавета продолжила дело своего отца: занималась просвещением, наукой.

Нам стало известно, что ученый и литератор был против войны и пролития крови. Написанной одой он сумел передать свои взгляды на желанное будущее России самой императрице. Таким образом, это произведение было написано им не просто в честь ежегодного празднования восшествия государыни на престол. Им Ломоносов передал правительнице свое видение развития страны.

анализ и основная мысль произведения

М. В. Ломоносов – это не только выдающийся ученый своего времени, в зону внимания которого входило множество наук и дисциплин. Это еще и замечательный литератор, сумевший создать множество подлинно поэтических текстов. Помимо этого, Ломоносов известен нам как реформатор русского языка, приблизивший его к современному звучанию. Проведем анализ оды «Вечернее размышление о Божием величестве».

Время создания

Стихотворный текст был создан автором в середине 18-го столетия, когда наука только начинала свое бурное развитие, а просвещение постепенно завоевывало умы человечества. Анализ «Вечернего размышления о Божием величестве» необходимо проводить именно в сопоставлении с особенностями эпохи. Поэты и мыслители той поры считали, что через печатное слово можно донести идеи просвещения, ценности научного познания до миллионов читателей. Вот почему в оде, торжественном жанре, призванном прославлять героическое событие, подвиг или монарха, Ломоносов обращается к интересному, прекрасному, но все же довольно обычному явлению – северному сиянию.

Задача автора – заинтересовать своих читателей наукой, показать им связь научного взгляда на жизнь с царившим в те времена догматизмом церкви. Именно поэтому и поэтические произведения Ломоносова, и его научные работы представители церкви восприняли очень негативно.

Особенности жизни поэта в период написания

Продолжим анализ «Вечернего размышления о Божием величестве» определением тех жизненных обстоятельств, в которых оказался Ломоносов в момент написания оды. Поэтический текст написан в 1743 году, в то время, когда поэт и ученый находился в заключении из-за конфликтной ситуации с профессором-иностранцем. В тюрьме Ломоносов пробыл целых восемь месяцев, это время исследователи считают довольно продуктивным в его творчестве. Так, стихотворение «Вечернее размышления о Божием величестве», анализ которого мы проводим, было создано именно в неволе.

Интересно, что упоминание бога в заглавии текста было продиктовано необходимостью оставить благосклонное ощущение у цензоров.

Специфика жанра

При создании текста не зря Ломоносов выбрал оду, свой любимый жанр, в котором он смог быть максимально объективным. Главная цель написания стихотворения – пропаганда просвещения, поэт старался привлечь внимание своих читателей к научному взгляду на жизнь, вызвать в них интерес к исследованиям.

Духовно-философская ода как нельзя лучше соответствовала цели написания поэтического текста – подчеркнуть важность и значимость научного познания мира. Использование большого числа метафор и выразительных сравнений помогало автору привлечь внимание читателя к описываемому явлению.

Особенности языка

Следующий этап проведения анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» — определение его языковых особенностей. Несмотря на то что Ломоносов был реформатором русского языка, во многих своих произведениях он использовал его возвышенную форму, поэтому ода изобилует старославянизмами, которые придают ей торжественное звучание. Довольно часто поэт использует такие формы:

  • Усеченные прилагательные (мрачна, черна, мала, жирна).
  • Особые формы существительных (мысльми, огнь, лице).
  • Устаревшую лексику (уста, натура (природа), хладный, окрест).

Все это придает поэтическому тексту возвышенное, торжественное звучание. Приемы используются не случайно: именно в подобных тонах воспевались подвиги, описывались важнейшие государственные события. Ломоносов же в столь высокопарной, но понятной читателю его эпохи манере изобразил интересное явление природы — северное сияние. Таким образом, он подчеркнул значимость науки.

Сюжет

Проведение краткого анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» продолжим определением развития сюжета:

  • С первых строк Ломоносов рисует нам наступление ночи в природе: тьма постепенно захватывает поля, горы, солнце скрывается с горизонта. Образ неба рисуется автором с восхищением, он любуется загадочной вселенной, которая еще не открыла человеку все свои тайны. Не зря поэт сравнивает небо с бездонной бездной, полной звезд.
  • Сравнение исследователя с песчинкой, которая бесконечно мала. Лирический герой оды формулирует вопросы, которые волнуют его разум.
  • Пересказ гипотез прошлых лет, в которых поэт не видит рационального зерна, и спор с ними. Ломоносов призывает не относиться со святой верой ко всему, о чем пишут религиозные труды прошлого, необходимо стремиться к научному открытию и познанию мира.
  • Наконец, поэт вступает в полемику со своими невидимыми оппонентами, в стихотворной форме доказывая несостоятельность их аргументов.
  • Завершается поэтический текст риторическим вопросом.

Таково сюжетное повествование, учитывать которое необходимо при анализе стиха «Вечернее размышление о Божием величестве». В целом мы видим, что сюжет является линейным, посвящен описанию единого явления и размышлениям по его поводу.

Тематика и проблематика

Продолжим анализ стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве», определение его темы и основной идеи. В этой оде Ломоносов пытается найти ответы на вопросы, которые волновали его всю жизнь:

  • Место человека в мире.
  • Особенности Вселенной.
  • Возможности человеческого разума – может ли он постичь тайны окружающего мира.

Хотя в наименовании поэтического текста имеется слово «божие», в действительности религиозного подтекста в нем нет. Ода прославляет природу, которая в сознании поэта предстает великим творцом. Читая оду, можно заметить, что мысли, которые поэт высказывает в своем произведении, далеки от официальных церковных канонов. Ломоносов придерживается материалистических взглядов на строение мира и роль человека в нем.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что поэт и ученый не боролся с самой идеей существования бога, но призывал не слепо верить церковным догматам, а использовать разум, стремиться к научному познанию, изучать мир. Именно эта идея и стала основной мыслью «Вечернего размышления о Божием величестве».

Тематика произведения напрямую связана с теми научными интересами, которые были присущи поэту и ученому в этот период. Так, Ломоносов не просто пытается понять природу и сущность северного сияния (как исследователь), но еще и любуется этим прекрасным явлением (как подлинный поэт), восхищается величием природы.

Спор в стихах

Многие свои поэтические тексты Ломоносов использовал весьма оригинально для своего времени: он посвящал оды тем явлениям и предметам, которые входили в область его научных интересов. Для чего он это сделал? Будучи ярым пропагандистом просвещения и идей силы разума, поэт-ученый пытался донести их до как можно большего числа людей.

Проще всего это было сделать, используя стихи – произведения, которые читались широкими массами. При анализе данного поэтического текста следует упомянуть интересный факт, который характеризует Ломоносова как подлинного новатора – он в оду, это торжественное стихотворение, внес элемент полемики.

«Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?» — читаем в тексте.

Данный вопрос имеет своего адресата, это Христиан фон Вольф, ученый, обладающий энциклопедическими знаниями. Он полагал, что природа северного сияния состоит в испарениях, которые зарождаются в недрах земли, а затем сгорают в небе. Ломоносов был не согласен с этой идеей.

Затем в оде он обращается к авторам еще одной концепции, согласно которой прекрасное явление было связано с деятельностью вулкана.

Наконец, оспорив версии оппонентов, в завершающей части произведения ученый высказывает собственную гипотезу: северное сияние напрямую связано с электричеством.

Особенности построения и средства выразительности

Следующий этап анализа «Вечернего размышления о Божием величестве» — определение специфики построения текста и использованных тропов – то есть всего того, что помогло автору передать свои мысли в стихотворной форме.

Можно отметить, что ода дышит волнением, экспрессией, поэт отнюдь не равнодушен, он страстно пытается донести до читателя мысли, которые волнуют его разум. Передать волнение Ломоносову удается использованием особых синтаксических конструкций:

  • Большого количества вопросов.
  • Обращения «о вы», «скажите ж».
  • Множества восклицательных предложений.

Такие предложения помогают создать напряженную атмосферу, полную эмоций и переживаний.

Будучи ученым, Ломоносов оставался им даже в своем поэтическом творчестве. При анализе «Вечернего размышления о Божием величестве» следует отметить, что завершается произведение вопросом. Автор ставит под сомнение силу небесного Творца, призывая своих современников к познанию мира посредством науки.

Для создания понятного поэтического текста о прекрасном природном явлении автор использует четырехстопный ямб, а также мужские рифмы.

Завершение анализа

Проведенный анализ произведения «Вечернее размышление о Божием величестве» помогает убедиться в том, что Ломоносов сумел в стихотворной форме воплотить свои научные представления о природе северного сияния, а также высказать идею о значимости научного познания.

Анализ стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру»

Инфоурок › Литература ›Презентации›Анализ стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Анализ стихотворения М.В.Ломоносова Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия «Случились вместе два Астронома в пиру…»

2 слайд Описание слайда:

Цель: проверить уровень знаний творчества М.В.Ломоновова, степень понимания стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

3 слайд Описание слайда:

М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару. Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит; Другой, что Солнце все с собой планеты водит: Один Коперник был, другой слыл Птолемей. Тут повар спор решил усмешкою своей. Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь? Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?» Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?» 1761 год

4 слайд Описание слайда:

В стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…», написанном в 1761 году, Ломоносов рассуждает о сложной научной проблеме, прибегая к форме притчи. М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» Что такое притча? Притча – это короткий символический рассказ, в котором скрыт глубокий философский смысл. Какой сложной научной проблеме посвящает Ломоносов своё стихотворение? Стихотворение посвящено устройству Солнечной системы. Кто герои стихотворения? Герои стихотворения – астрономы Коперник и Птолемей.

5 слайд Описание слайда:

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» Коперник – польский астроном, который жил на рубеже XV — XVI ве­ков и научно обосновал гелиоцентрическую теорию мироздания, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей – древнегреческий учёный, живший во II веке нашей эры, который полагал, что Солнце движется вокруг Земли. Его взгляды очень долго господствовали в астрономии Могли учёные встретиться в реальной жизни? Почему?

6 слайд Описание слайда:

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» Кто в стихотворении решает спор Астрономов? Повар в шуточной манере смог доказать, что Земля крутится вокруг Солнца. Он сказал, что никогда не видел такого повара-умельца, который бы вокруг жаркого крутил очаг.

7 слайд Описание слайда:

М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» Жаркий спор астрономов происходит на пиру. Во время всеобщего веселья учёные устраивают перепалку, что выглядит весьма неуместным. Поэтому в их разговор удачно вписывается третий персонаж – обыкновенный повар. И именно он со своим простым мышлением даёт простой ответ на вопрос двух знаменитых учёных. В этом заключается лёгкая ирония автора, благодаря которой стихотворение обретает сатирическое звучание и становится понятным и близким простым людям, так как сложная научная проблема разрешается на основе обыкновенного здравого смысла.

8 слайд Описание слайда:

Подумай и ответь б) 1761; а) 1760; в) 1763 В каком году Ломоносов написал стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру»?

9 слайд Описание слайда:

Подумай и ответь б) лирика; а) эпос; в) драма К какому роду литературы принадлежит это произведение?

10 слайд
Описание слайда:

Подумай и ответь в) Птолемей а) Аристарх; б) Коперник; Какого героя нет в стихотворении?

11 слайд Описание слайда:

Подумай и ответь В стихотворении говорится о двух астрономах. Что такое астрономия? а) искусство изображения небесных тел; в) наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом б) наука, изучающая величины и пространственные формы небесных тел;

12 слайд
Описание слайда:

Подумай и ответь а) познакомились; в) встретились б) подружились; Что в данном тексте означает словосочетание «случились вместе»?

13 слайд Описание слайда:

Подумай и ответь б) пылко; а) равнодушно; в) безразлично Что в данном тексте означает слово «в жару» (спорили)?

14 слайд
Описание слайда:

Подумай и ответь в) эмоциональный а) риторический; б) исторический; Как называется вопрос, не требующий ответа, использующийся для привлечения внимания? Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?

15 слайд Описание слайда:

Подумай и ответь б) простодушный или недалёкий человек; а) человек, всё делающий просто так; в) простой и искренний человек Что означает слово «простак? Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?

16 слайд Описание слайда:

Подумай и ответь Какое слово употреблено в переносном значении? Один твердил: «земля, вертясь, круг Солнца ходит»… а) Солнце; в) ходит б) земля;

17 слайд Описание слайда:

Подумай и ответь В каком значении употребляется слово «Солнце»? а) символ тепла; в) планета Солнечной системы; б) небесное светило;

18 слайд
Описание слайда:

Подумай и ответь б) диалог; а) монолог; в) эпилог Как называется обмен репликами героев литературного произведения? Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь? Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?» Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав…»

19 слайд Описание слайда:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее МОЛОДЦЫ! Знания прочные: Как вы оцениваете свою работу на уроке:

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-785934

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два Астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка…» (М. В. Ломоносов)

Тема: M. В. Ломоносов: рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два Астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка…» (М. В. Ломоносов)

Цель: рассказать о выдающемся ученом – М.В. Ломоносове; раскрыть его вклад в российскую науку.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

      II. М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность
      Просмотр презентации, сопровождаемый комментарием учителя.

      III. «Случились вместе два Астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме
      Учитель читает стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…», затем беседует с учениками, выясняя, как они восприняли стихотворение, и углубляет понимание сложного для пятиклассников произведения Ломоносова.

      Словарная работа
      Первое, на что обращают внимание дети, — это лексические и грамматические архаизмы.
      Случились вместе — встретились вместе.
      Спорили… в жару — жарко, горячо спорили.
      Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
      Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
      Такова (прил.) — такого.
      Жаркова (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).

      Беседа
      — Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
      Дети учатся работать со сносками.
      Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
      Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
      — Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
      Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
      — В чем противоположность взглядов ученых?
      — К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
      Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
      Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
      — В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
      Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
      — В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»? (2-й вопрос, с. 53.)
      Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
      Прочитаем стихотворение еще раз, предложим ученикам прочитать его выразительно.

      IV. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка…» (М. В. Ломоносов)
      Прочитаем высказывание Ломоносова (2-е задание, с. 54):
      «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли и думали, что оные есть или могут быть».
      — Как вы понимаете это высказывание?
      Язык старинных русских книг красив, богат, великолепен и силен. Во времена Ломоносова уже существовали особые правила, в которых говорилось, как надо сочинять книги. В старину русские люди не только не знали таких правил, но даже не думали, что они вообще могут быть. Считалось, что вдохновение и мастерство писателя — от Бога. Однако в самом языке есть определенные законы, и если писатель чувствует и соблюдает их, то проявляются сила, богатство и красота языка.
      Обращаемся ко второй части вопроса: подготовить устное высказывание-рассуждение на заданную тему.
      Красота, сила, богатство устной речи каждого зависят от точности употребления слов, от отсутствия в речи бранных слов и слов-паразитов, от краткости, выразительности, от широты знаний и объема словарного запаса.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (или выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство…»).
      Подготовить небольшое письменное высказывание-рассуждение: «Красота, сила, богатство устной речи каждого зависит от…»

      Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение басен Эзопа и Лафонтена.

Вклад Ломоносова в русскую литературу

Бюст М.В. Ломоносова. Скульптор Ф. Шубин

«… с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим» (В.Г. Белинский).

Ломоносов был первым поэтом, заложившим основы новой русской литературы XVIII в. в отношении к достижениям европейской культуры. Но, освоив европейские традиции, он активно использовал богатство национальной культуры.

Во время Ломоносова происходил процесс становления русской нации, утверждения русской национальной культуры – это и определило основное содержание творчества Ломоносова: патриотическо-гражданственная тема в его поэзии, тема труда и науки, прославление военных триумфов России и вместе с тем осуждение захватнических войн и восхваление «тишины», мира между народами как необходимого условия процветания страны, образы национальных героев, и прежде всего Петра I.

Классицизму свойственен высокий гражданский идеал, подчинение личных интересов общегосударственным, культ разума и просветительские тенденции – все это свойственно и творчеству Ломоносова.

Реформа стихосложения

В январе 1736 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии, привезенных в Академию наук для отправки за границу, в Петербург приехал и Ломоносов. Здесь он приобрел «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» В. К. Тредиаковского и приступил к его изучению. В.К. Тредиаковский первый задался целью создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль. Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореем с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины — восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати- и тринадцатисложные, как это делал Тредиаковский.

Творчество…

Силлабо-тоническая система стихосложения – это такая система, когда учитывается количество слогов, количество ударений и места их расположения в строке. Существует пять основных размеров силлабо-тонического стиха: два двусложных (хорей и ямб) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест).

Хорей — двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! — ), а в строке (стихе) в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д.

Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: — !), а в стихе в целом — на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Дактиль — трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: ! — — ), а в стихе в целом — на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

Амфибрахий — трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: — ! — ), а в стихе в целом — на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

Анапест — трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: — — ! ), а в стихе в целом — на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

Ломоносов считал самым главным условием национальной поэзии то, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству; а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».

В приложение к «Письму о правилах российского стихотворства» Ломоносов дал свою первую оду — «Ода на взятие Хотина». Она была написана под впечатлением известий о блестящей победе русских войск над турками у крепости Хотин в 1739 г.

По словам современников, ода произвела большое впечатление в Петербурге необычностью своей стихотворной формы: четырехстопный ямб с чередованием перекрестной и парной рифм создавал впечатление большой ритмической энергии, хорошо согласующейся с содержанием оды, прославляющей подвиги русских солдат-победителей. Новым было и то, что в литературном произведении получило отражение важное событие современности, характеризующееся при этом посредством исторических аналогий: автор напоминал о недавних блестящих победах русских под водительством Петра I и о «смирителе стран Казанских» — царе Иване IV, который «Селима гордого потряс» (Селим — турецкий султан Сулейман II).

Современность и история были органическ

«Риторика» Ломоносова М. В. Вклад Ломоносова в русский язык

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 г. в крестьянской семье. Еще в юности он освоил основы грамоты, а в 20 лет отправился в Москву получать образование. Вскоре успехи юноши в науке были замечены, и его пригласили в Санкт-Петербург, в Академию наук.

В то время западно-европейская культура достигла своего расцвета: развивались риторика и ораторское искусство, совершались открытия в самых разных областях. Россия успешно перенимала иностранный опыт.

Ломоносов стал выдающимся ученым. Он занимался разными научными отраслями – от физики до филологии. И в каждой из них он добивался успехов. Неоценим вклад Ломоносова в русский язык. Далее в статье расскажем об одном из главных трудов ученого, о риторике.

Филологическая деятельность Ломоносова

Михаил Васильевич провел масштабную работу по изучению книг по ораторскому искусству. Он исследовал стилистику русской прозы, разрабатывал собственные подходы к ее развитию. Вклад Ломоносова в русский язык заключается в создании масштабного труда, предназначенного для широкого круга читателей, — «Краткого руководства по риторике». Написана эта книга в 1744 г.

Надо сказать, что работа «Краткое руководство к риторике», Ломоносова, не была принята научным сообществом. Дело в том, что в то время в России лишь немногие ученые занимались проблемами красноречия.

Однако сложности не остановили Ломоносова. «Риторика» была им доработана и увидела свет 1747 г. Она вызвала широкий резонанс в кругу крупных представителей культуры той эпохи.

Общая характеристика «Риторики» М. В. Ломоносова

В своей книге автор раскрывает ключевые понятия русского языка. В частности, риторику Ломоносов называет наукой, изучающей красоту письменной и устной речи.

Несомненным достоинством труда ученого является простота и доступность изложения. Несмотря на то, что в своем учении о красноречии автор приводит правила, по которым следует составлять тексты к публичным выступлениям и художественную прозу, понимать их было очень легко.

Структура книги

Труд М. В. Ломоносова написан более чем на 300 страницах. Пересказать его достаточно сложно. Отметим основные части книги:

  1. Правила риторики.
  2. Требования к лектору и оратору.
  3. Примеры, в т. ч. из поэзии.

В своей книге по ораторскому искусству ученый пишет о том, что все публичные выступления должны строиться на логике, излагаться грамотно, литературным языком. Каждому выступающему необходимо тщательно составлять речь, подкреплять свои слова примерами.

Ученый считал, что любой человек в состоянии заниматься развитием красноречия. Каждый может научиться искусству оратора.

Открытия Ломоносова в риторике и русской грамматике

До Михаила Васильевича проблемами красноречия в России практически никто не занимался. Во всяком случае, никто не пытался создать ни учебник риторики, ни какое-либо другое практическое руководство.

До издания этой работы об ораторском искусстве, грамматике, риторике говорилось только в рукописях на церковно-славянском языке и латыни.

Ученый первым обратил внимание на проблемы составления письменных и устных текстов, затрагивающих преимущественно общественные, религиозно-философские, государственные темы.

В своем учебнике по риторике автор выделял несколько крупных блоков. Первым можно отметить ораторию, т. е. рекомендации и наставления к созданию публичных речей. Следующий блок – собственно, риторика. Ломоносов приводит общие правила красноречия, касающиеся создания текстов и художественной прозы. Еще один блок — о поэзии. Здесь автор излагает свое видение процесса сочинения стихов и других рифмованных произведений.

Элементы «Риторики»

Этот блок включает в себя три части:

  1. «Об изобретении».
  2. «Об украшении».
  3. «О расположении».

Способ построения структуры книги Ломоносов объясняет следующим образом. Автор говорит о том, что риторика – это наука, занимающаяся изучением красноречия в целом. В этой науке он видит правила 3-х родов: «Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется риторика на три части — на изобретение, украшение и расположение».

Ключевые теоретические аспекты риторики Ломоносов подкрепляет цитатами из трудов известных древнегреческих и древнеримских писателей, авторов Средневековья, нового времени. Кроме этого, ученый приводит множество собственных примеров, поэтических в том числе.

Правила публичного выступления

В труде Ломоносова содержатся мысли автора о способностях лектора, его поведении перед аудиторией. Выделим ключевые рекомендации о публичных выступлениях.

По мнению Ломоносова, речь оратора/лектора должна быть грамотно написана, логично изложена. В ней следует использовать литературные обороты. Необходимо не только тщательно отбирать текст, но и правильно располагать его элементы. Что касается примеров, подтверждающих мысли выступающего, то они не должны быть случайными. Их тоже следует выбирать и готовить заранее.

Ломоносов приводит следующие рекомендации выступающему:

  1. В подробном описании элементов предмета, его свойств, разных обстоятельств, событий и пр. необходимо использовать «слова избранные» и избегать «весьма подлых», поскольку они нивелируют важность и силу даже самого лучшего выступления. Проще говоря, следует говорить грамотно, не использовать слова, несущие негативные эмоции.
  2. О хороших мыслях и идеях следует говорить сначала, в середине – о тех, что лучше, а в самом конце выступления нужно излагать самые хорошие, чтобы аудитория сразу почувствовала силу и важность речи, которые к концу будут возрастать.

Эмоциональная составляющая выступления

Отдельно Ломоносов рассматривает в своей книге вопрос о том, как пробудить в слушателях те или иные чувства: ненависть и любовь, страх и радость, гнев и благодушие. Автор справедливо считал, что воздействие эмоциями может оказаться сильнее строгого логического построения слов.

Ломоносов говорил о том, что несмотря на то, что доводы могут указывать на справедливость тех или иных умозаключений, выступающему необходимо пробудить у слушателей интерес к теме. Зачастую лучшие доказательства не имеют достаточно силы для склонения аудитории в сторону оратора. В таких случаях лучшим помощником выступающего может стать эмоционально окрашенный призыв слушателей.

«Страсть к теме»

Чтобы заинтересовать слушателей, выступающему необходимо разбираться в нравах и характерах людей, понимать, от какой идеи или представления возбуждается страсть к теме. Как пишет Ломоносов: «Изведать чрез нравоучение глубину сердец человеческих».

Страстью ученый называл сильную чувственную «охоту или неохоту». Возбуждение и утоление страстей связано с:

  • состоянием выступающего;
  • состоянием аудитории;
  • силой и действием красноречия.

По мнению Ломоносова, заинтересовать слушающих может добросердечный, совестливый человек, а не лукавый и легкомысленный, пользующийся любовью людей. Важно, чтобы оратор сам искренне интересовался темой.

Кроме этого, выступающий должен учесть пол, возраст, образование, воспитание слушателей и многие другие моменты.

Управление голосом

Перед произнесением слова выступающий должен привести его в соответствие с темой. Это значит, что звук голоса должен согласовываться с содержанием речи. Для этого выступающему надлежит научиться управлять тембром, тоном (повышать либо понижать его). Другими словами, радостные вести нужно нести с радостью, печальные – с печалью. Если же речь выступающего выражает прошение, то голос нужно делать «умильным». Высокие слова следует произносить гордо, с пафосом, сердитые – гневным тоном.

Автор предостерегает выступающего от слишком быстрой или протяжной речи. В первом случае слушателям будет непонятно, о чем речь, а во втором – станет скучно.

«Украшение» речи

По мнению автора, оно заключается в чистоте стиля, плавном течении слова, силе и великолепии фраз. Чистота стиля зависит от уровня знания языка. Для его повышения необходимо читать больше хороших книг, общаться с людьми грамотными, образованными.

Говоря о «плавности слова», Ломоносов рекомендует обращать внимание на количество слов в предложении, чередование ударений. Автор советует воздействовать на слушателей каждой буквой или их сочетанием. В речи оратора должны присутствовать аллегории, гиперболы, поговорки, пословицы, метафоры, крылатые выражения или цитаты из известных произведений. Вместе с тем Ломоносов призывает не забывать о мере в использовании художественных форм.

Структурирование текста

Отдельную часть книги Михаил Васильевич посвятил размещению идей и частей материала. Автор рекомендует так располагать элементы текста, чтобы в целом речь произвела на слушателей должное впечатление.

Нет никакой пользы, по мнению ученого, в огромном множестве идей, если располагаются они несистемно. Тут же автор приводит ассоциацию с военным искусством. «Искусство храброго вождя, — пишет Ломоносов, — состоит не только в выборе мужественных и добрых воинов, но и не меньше зависит от приличного установления полков». Сказанное автор разъясняет многочисленными примерами.

Успех Ломоносова-оратора

Современники ученого с восхищением отзывались о его способностях. Ломоносов с успехом пользовался своими рекомендациями в собственных выступлениях. Талант ритора признавали не только друзья ученого, но и его недруги. Так, к примеру, Шумахер однажды написал: «Очень я желал бы, чтобы не Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве?». Во фразе явно видна враждебность, но и просматривается невольное восхищение ораторскими способностями Ломоносова.

Речи ученого пользовались большой популярностью – на лекциях и выступлениях всегда было огромное количество слушателей. Как вспоминал Н. И. Новиков (известнейший русский просветитель), слог Ломоносова отличался твердостью, чистотой, громкостью. Вместе с тем, отмечает автор, нрав ученого был веселым: он всегда говорил остроумно, коротко, частенько шутил.

Примером успеха Ломоносова-оратора является его выступление со «Словом о пользе химии». Ученый обладал удивительной способностью интересно, образно говорить о научных достижениях, доступным языком объяснять ранее неизвестные вещи и процессы. Со «Словом о пользе химии» Ломоносов выступал в публичном собрании Академии наук в 1751 году. Начиналась речь с того, что автор с восхищением говорит о людях, приносящих пользу обществу «трудами приятными и беспорочными». Речь идет, главным образом, о научных деятелях, для которых процесс познания – полезное и приятное упражнение. «Учение» Ломоносов считал способом открытия красоты вещей, различий действий, свойств. Человек, обогащающийся знаниями, считал ученый, никого не обидит тем, что приобретает «неистощимое и принадлежащее всем сокровище».

Михаил Васильевич всегда акцентировал внимание на пользе познания. Он говорил о том, что знания должен приобретать каждый, поскольку образованный человек отличается от невежественного только в лучшую сторону. Ломоносов всех призывал учиться. В подтверждение своих слов ученый сразу же приводит примеры. К примеру, он сравнивает двух людей, один из которых в состоянии только назвать все предметы и явления, находящиеся в его поле зрения. Другой же, более образованный, способен не только их назвать, но и объяснить их особенности и свойства. Более того, грамотный человек «и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает». Один, например, и по пальцам считать не умеет, а другой определяет величину без специальных приспособлений, расстояния большие высчитывает не только на земле, но и на небе. На основании примеров ученый тут же делает вывод: » Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится». Ломоносов считает, что образованный человек не пребывает в унынии, так как знание радует его. Необразованный же индивид живет в «мрачной ночи невежества».

Заключение

Ломоносова справедливо называют «отцом русского красноречия». Михаил Васильевич действительно был человеком уникальным, высокообразованным. Он всегда стремился получить новые знания, использовал для этого любую возможность.

Большое влияние на ученого оказали годы пребывания его в Германии. В 1736 г. он отправился туда на обучение. Спустя 4 год отправился путешествовать по Германии. В 1745 году Ломоносов вернулся в Россию и начал преподавательскую деятельность. Параллельно ученый работал над своей «Риторикой» и другими книгами.

Успехи Ломоносова в науках были настолько велики, что в 1764 году его лично посетила Екатерина II.

Все книги ученого, вся его научная деятельность были направлены на улучшение жизни в России. Ведь сам он был из семьи крестьян и не понаслышке знал об уровне грамотности простого народа. Ломоносов стремился привить любовь к образованию, познанию всем слушателям его лекций. Его вклад в развитие отечественных наук, бесспорно, бесценен. Многие правила и рекомендации, которые разработал Ломоносов, можно и даже нужно применять сегодня. Особенно они актуальны для тех людей, деятельность которых связана с общением, среди которых лидеры и члены политических партий, руководители предприятий, работники сферы обслуживания и других экономических отраслей.

Ломоносов Михаил Васильевич — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги

Скрыв свое крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов получал образование в лучших университетах XVIII века. Он изучал самые разные науки и сделал множество открытий, писал ученые труды и преподавал в академиях. Ломоносов стал автором многих изобретений и разработал план создания первого в России университета. По его инициативе появился Московский университет, в котором могли учиться представители всех сословий.

«За утверждение наук в отечестве»

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии. Отец владел небольшим судном, на котором перевозил государственные и частные грузы, рыбачил и охотился. С детства Ломоносов помогал отцу и быстро всему учился — он должен был продолжить семейное дело.

Грамоту мальчик начал изучать поздно, в 12 лет. Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубина (при рождении — Федота Шубного). Потом с Ломоносовым занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви.

Алексей Васильев. Юноша Ломоносов в Москве. 1957. Изображение: cultnord.ru

Николай Кисляков. Юноша Ломоносов на пути в Москву. 1951. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

Константин Рудаков. Юноша Ломоносов-студент. 1945. Изображение: cultnord.ru

Юный Ломоносов понимал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», которому можно научиться в Москве, Киеве или Петербурге. Поэтому хотел перебраться в один из этих городов. Отец с мачехой не поддерживали его стремления: в то время занятия наукой не приносили ни богатства, ни славы. Они хотели поскорее женить сына, надеясь, что семейные хлопоты выбьют из него «дурь». Но Михаил Ломоносов решил уехать из родного села в Москву — учиться.

В декабре 1730 года Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился вместе с рыбным обозом в Москву. Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий.

Занятия в московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование. Чтобы изучить естественные науки, он отправился в Киево-Могилянскую академию. Но, пробыв там всего несколько месяцев, молодой ученый вернулся в Москву. Отсюда Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге, где он и занялся естественными и техническими науками.

«Европейский ученый» Михаил Ломоносов

Василий Петров. Михаил Ломоносов перед Академией наук. 1959. Изображение: cultnord.ru

Линогравюра Николая Наговицына. Ломоносов в химической лаборатории. 1958. Изображение: cultnord.ru

Христиан-Альберт Вортман, Этьен Фессар. Портрет Михаила Ломоносова. 1757. Изображение: hrono.ru

В 1736 году в числе лучших студентов Михаил Ломоносов отправился в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.

В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его схватили и завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов дезертировал. Возвратиться на родину ему удалось лишь через год.

В Петербурге ученый написал две диссертации. За научные труды он получил должность адъюнкта Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук: теперь Ломоносов мог участвовать в работе Академического собрания и самостоятельно заниматься наукой. К 34 годам ученый написал четыре новые диссертации и решил просить о том, чтобы его назначили профессором Академии. Собрание академиков одобрило труды ученого, и он получил звание профессора химии. Ломоносов стал преподавать в университете, печатать научные трактаты на латинском языке, читать публичные лекции по физике. Параллельно он занимался литературным творчеством — писал стихи о государственных событиях. Вскоре финансовое положение ученого улучшилось, он получил дом, а чуть позже на казенные деньги во дворе этого дома возвели первую в России химическую лабораторию.

В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, которые печатались при Академии наук, и переводы заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Ученый уделял внимание не только распространению зарубежных трудов, но и развитию отечественной науки. Он создал «Риторику», которая стала первым учебным пособием мировой литературы на русском языке. В это же время Ломоносов выступил с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне», за которое получил чин коллежского советника.

«Ломоносов, являясь европейским ученым, никогда не переставал быть русским; он был им до мозгу костей, и напротив потому только и занял он такое видное место среди европейских ученых, то есть место самостоятельного деятеля в науке, что был как непосредственно, так и сознательно, вполне русским, что верил неколебимо и безгранично в права русской народности…»

«Он сам был нашим первым университетом»

Леонид Миропольский. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1787. Музей М. В. Ломоносова в Кунсткамере, Санкт-Петербург

Николай Кисляков. Портрет Михаила Ломоносова. 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

Франц Рисс. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1800-е. МГУ имени М.В. Ломоносова

В 1751 году Михаил Ломоносов выступил в Публичном собрании со «Словом о пользе химии», где фактически провозгласил физику и химию единой наукой. Ученый призывал изучать их вместе: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии».

В этот же год в своей химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стекол для бусин, бисера и мозаичных картин. Через два года он начал строить фабрику для производства цветного стекла.

Научную деятельность Михаил Ломоносов совмещал с общественной. Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так начала свое становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.

«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Ломоносов продолжал трудиться в Петербургской Академии наук. В 1757 году его назначили советником Академической канцелярии в Петербурге. В этом же году ученый издал свой главный труд по филологии — «Российскую грамматику». В ней Ломоносов впервые разделил русский и церковнославянский языки, изложил законы и формы русского языка, классифицировал диалекты. Годом позже выпустил специальное исследование «О пользе книг церковных в российском языке», посвященное учению о литературных «штилях».

Алексей Кившенко. Михаил Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1880. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

Петр Борель. Посещение Михаила Ломоносова императрицей Екатериной II. Конец XIX в. Изображение: cultnord.ru

Иван Федоров. Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова. 1884. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова

К началу 1760-х годов ученый управлял Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук. Одновременно он занимался науками практически: начал составлять Большой атлас Российской империи наук, разработал атомно-корпускулярную теорию строения вещества, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космических тел. Также Ломоносов создал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предположил, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений — до сих пор ведущая в науке. В своей работе «Рассуждение о большей точности морского пути» ученый объяснил, почему нужно создать по всему миру самопишущие метеорологические обсерватории.

В 1764 году он представил «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Ост-Индию», на основе которого был составлен маршрут экспедиции для поиска пути в Индию через северные моря. Сам Ломоносов помогал ее организовать: изобрел «ночезрительную трубу» — большой перископ для обзора местности. Однако и первая, и последующая попытки экспедиций пробиться сквозь льды были безуспешными.

С восшествием на престол Екатерины II положение Михаила Ломоносова пошатнулось: он был слишком предан умершей Елизавете Петровне. Однако позже новая императрица оценила его научные труды и пожаловала Ломоносову чин статского советника.

Михаил Ломоносов умер в 1765 году. Похоронили ученого на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря.


Выдающиеся люди России ()

Отлично Жители России
Россия имеет очень богатую историю и много выдающихся люди, большинство из которых всемирно известны, и это почти невозможно рассказать обо всех. Это наша страна родила таких людей, как Александр Пушкин, Дмитрий Менделеев, Константин Циолковский, Юрий Гагарин, Илья Репин и многие другие.Сегодня в России тоже есть известные люди, которые работают. в различных сферах. Это звезды эстрады, спортсмены и спортсменки, актеры и актрисы, всемирно известные врачи и физики, писатели и политики.
Хочу рассказать о выдающихся русских люди прошлого и сегодняшнего дня.


Михаил Ломоносов
Михаил Ломоносов был российским эрудитом, ученым и писателем. кто внес важный вклад в литературу, образование и наука страны.Ломоносов считается «отец» русской науки.
Михаил Ломоносов родился в 1711 году в небольшой деревне Архангельская обл. Он всегда хотел учиться, и когда ему было девятнадцати лет он присоединился к каравану, идущему в Москву. Он вошел в Славяно-греко-латинскую академию и шесть лет спустя был отправлен в Германия, чтобы завершить учебу в области химии и горного дела.
Ломоносов вернулся в Россию в 1741 году, а через год был назначен адъютантом РАН на кафедре физики Департамент.В мае 1743 г. Ломоносов был арестован и содержался под стражей. домашний арест на восемь месяцев после того, как он якобы оскорбил мало кто работал в академии. Он был освобожден и помилован в январе 1744 года после извинений перед всеми людьми участвует.
Позже Ломоносов стал действительным членом Академии и получил имя. профессор химии. Он основал первую академию химическая лаборатория. Стремятся улучшить российское образование системы, Ломоносов присоединился к своему покровителю графу Ивану Шувалову в основание Московского государственного университета, который теперь носит имя ему.
Ломоносов исследовал электричество, гравитацию и характер цвета. Он также был автором нескольких од и стихов и опубликовал множество научных работ, в том числе первая книга по русской грамматике. 300 лет прошло с тех пор, как Рождение Ломоносова и много событий в его памяти по России в 2011 году.


Леонид Рошаль
Профессор Леонид Рошаль — российский врач с мировым именем, чья репутация продолжает расти с годами.
Рошаль родился в маленьком городке Ливны Орловской области. Из когда он был маленьким мальчиком, он знал, что вырастет, чтобы стать доктор.
После окончания средней школы поступил в медицинский институт. где он решил поступить на педиатрический факультет отчасти из-за его любовь к детям. Однако после окончания учебы он понял, что что он хотел продолжить учебу и стал детский хирург.
Многие престижные звания и награды Рошаля включают доктора Медик, профессор, директор Московского НИИ детской хирургии и травматологии и президент национального Благотворительный фонд помощи детям, пострадавшим от стихийных бедствий и катастрофы.
Несмотря на очень большую загруженность в качестве директора МНИИ профессор Рошаль еще много уделяет время для своих пациентов как врач и хирург.
Из всех почестей, которые Рошаль получил за всю свою карьеры, он настаивает на том, чтобы звание Детского врача Мир, подаренный ему в 1996 году, понравился ему больше всего.

Борис Акунин
Борис Акунин — псевдоним Григория Шалвовича. Чхартишвили. Он родился в Зестафони и является экспертом по Япония, публицист, переводчик и писатель-детектив. художественная литература. Он наиболее известен своими историческими загадками, происходящими в Царская Россия с сыщиками царской эпохи.
Акунин работал помощником главного редактора журнала. журнала «Иностранная литература», но ушел, чтобы продолжить карьеру в качестве писатель-фантаст.
Под своим именем Григорий Чхартишвили он служит Главный редактор 20-томной антологии японского языка Литература и председатель правления большой Пушкинской библиотеки. Он также написал литературную критику и переводы с Японская, американская и английская литература под своим именем.
Под псевдонимом Борис Акунин написал много работ. художественной литературы, в основном романов и рассказов из серии Приключения Эраста Фандорина, Приключения сестры Пелагеи, Приключения мастера (вслед за Николаем Фандориным, Внук Эраста).
Опубликовав более десятка криминальных романов, Акунин был назван чемпионом российской криминальной фантастики. В его романах есть переведено на многие языки.


Дима Билан
Дима Билан, урожденный Виктор Белан, — известный российский поп-певец. В двухлетнем возрасте он переехал к бабушке в г. Набережные Челны, Республика Татарстан. Когда ему было шесть лет, его семья переехала в Кабардино-Балкарию, где он учился в школе с его сестра. Принимал участие в школьных спектаклях, читал стихи. и пели песни.
Дима окончил Музыкальную Академию имени Гнесиных по классу. вокальный исполнитель.Билан дебютировал, заняв четвертое место на российско-латвийском фестивале «Новая волна 2002».
В 2003 году Билан выпустил свой дебютный альбом под названием Night Hooligan. Билан представлял Россию на знаменитом Евровидении 2006 с Never Let You Go, заняв второе место, и выиграл конкурс в 2008 году в Белграде с песней Believe. У него все еще есть концертные и клубные выступления и несколько российских хитов № 1.

-.ВЫДАЮЩИЕСЯ НАРОД РОССИИ
1. (Россия имеет очень богатую историю и много выдающиеся люди, большинство из которых всемирно известны, и это почти невозможно рассказать обо всех из них. Это была наша страна что породило таких людей, как … и многих других. Сегодня, В России тоже есть известные люди, которые работают в разных сферах. Это звезды эстрады, спортсмены, спортсменки …. Хочу рассказать вам о некоторых выдающихся русских людях прошлого и сегодня.).
2. : род занятий (писатель / певец / актер / политик и т. д.), дата рождения / места рождения, детства и семьи, достижений (награды / известные книги / роли и т. д.), ваше личное мнение о его ее.

ВОПРОСЫ
1. Чем занимались всемирно известные писатели, изобретатели и поэты Россия родить?
2. Кем был Михаил Ломоносов и чем он прославился?
3. Что вы можете вкратце рассказать о Ломоносове?
4.Вы читали какие-нибудь книги или смотрели фильмы о Ломоносове?
5. Вам знакомо имя Леонид Рошаль?
6. Что вы можете сказать о Леониде Рошале? Чем он знаменит?
7. Кто такой Борис Акунин и чем он известен?
8. Вы когда-нибудь читали книги Акунина? Какие твои впечатления?
9. Что вы знаете о Диме Билане? Тебе нравятся его песни? Почему (не)?
10. Смотрели ли вы Евровидение в 2006 году и 2008 год где выступал Билан? Что вы можете сказать о его спектакль?

.

Практический тест CAE по чтению и использованию английского языка 2

Вы собираетесь прочитать обзор художественной выставки. Из статьи убрано шесть абзацев. Выберите из параграфов A — G тот, который подходит для каждого промежутка ( 41-46 ). Есть один лишний абзац, который вам не нужно использовать.

Выставка работ художника Джона Кракстона

«Мир частной тайны: Джон Кракстон Р.А.» в Музее Фицуильяма — небольшая выставка, но она полностью отдает должное художнику, чья карьера делится на две части: годы до и во время Второй мировой войны, а также работы, которую он выполнял после, когда долгое время жил за пределами Англии.

Начинается с небольших пейзажей пером и тушью, пастелью, гуашью и акварелью. Его сюжет — аркадия, но явно английская, в которой поэты и пастухи спят и мечтают среди взорванных пейзажей под темнеющим небом. Пропитанные тоской и предчувствием, эти работы отражают реальность жизни в промокшей от дождя стране под постоянной угрозой иностранного вторжения.

41 ABCDEFG

Большинство ранних работ монохромны. Во многих пейзажах извивающиеся ветви и корявые стволы деревьев заполняют наше поле зрения.Под поверхностью застенчивых «поэтических» мотивов страна, которую он изображает на этих картинах, кажется клаустрофобной и безрадостной.

42 ABCDEFG

Как показывает эта выставка, к 25 годам художественная самобытность Кракстона созрела. С его стилем, предметом и методом работы полностью сформированными, трудно представить, как бы он развился, если бы остался в Англии после войны.

43 ABCDEFG

Во время своего первого визита в Грецию в 1946 году Кракстон был захвачен светом, цветом, пейзажем, едой и людьми.Темная туча, нависшая над работой, которую он делал в Англии, рассеивается, и в мгновение ока его палитра меняется на чистый синий, зеленый и белый.

44 ABCDEFG

Козы, рыбы, кошки или фриз моряков, танцующих на краю моря: на греческих картинах прекрасные существа естественно передвигаются по голым скалам и голубым водам. Сжатой радости, которую вы видите на этих картинах, нет нигде в британском послевоенном искусстве. Если немного отвлечься, Кракстон проведет остаток своей жизни на Крите.

45 ABCDEFG

Но если в более поздних работах Кракстона мало исследований или открытий, вместо этого вы обнаруживаете чувство полноты и завершенности, ощущение того, что, приняв свои ограничения, он остался верен себе. Как он однажды сказал, это лучше всего работает в атмосфере, где жизнь считается более важной, чем искусство; тогда я считаю, что можно почувствовать себя настоящим человеком — настоящими людьми, настоящими элементами, настоящими окнами — прежде всего настоящим солнцем. В реальной жизни мое воображение действительно работает.Я чувствую себя эмигрантом в Лондоне и раздавлен. плоскости греческих пейзажей, такие как его панорамный вид на Гидру 1960-61 годов.

Кракстон не был артистом первого ранга, но он был неподражаемым. Это шоу как раз подходящего масштаба, и к нему прилагается прекрасно иллюстрированная книга о его жизни и творчестве.


A
Это происходит даже тогда, когда он использует сильный цвет, как, например, в одном залитом солнцем ландшафте, где желтый резкий, а красный мутный. Как будто он рисует то, о чем слышал, но никогда не видел: солнечный свет.

В
Я думаю, что не только Лондон угнетал его дух, но и подавляющая сила нового искусства, создаваемого в Париже Пикассо, Миро и Леже. Оценивая работы Кракстона, вы должны признать его долг перед этими художниками, и особенно перед Пикассо.

C
И хотя он писал крупномасштабные фрески, создавал декорации и гобелены, ни его тематика, ни его стиль не изменились в течение этого периода. Это может показаться резким, но когда он решил жить там постоянно, он решил вычеркнуть себя из истории искусства.

D
Действительно, я хорошо помню, как входил в большую галерею, увешивал от пола до потолка картины, и из зрительной какофонии одна-единственная картина соскакивала со стены.Это всегда был Джон Кракстон.

E
Я предполагаю, что он слепо отреагировал бы на рыночные силы и критическое давление, чтобы сделать что-то новое. Ему нужно было развиваться в своем собственном темпе — даже если временами это означало стоять на месте. Но для этого ему пришлось покинуть страну.

F
Они достигают этого за счет сильно заштрихованных линий и выразительных искажений, которые усиливают эмоциональную напряженность, как в его иллюстрациях к антологии поэзии. На них одинокая мужская фигура ждет и наблюдает в темном лесу при лунном свете.

G
Ушли в прошлое его меланхолические автопортреты в образе пастуха или поэта — и на их месте мы находим настоящих пастухов (или, скорее, стад коз), пасущих живых животных. Теперь Кракстон рисует мир вне себя, а не тот, который существовал в основном в его воображении.

Для этого задания: Ответы с пояснениями :: Словарь

.

Практический тест CAE по чтению и использованию английского языка 5

Вы собираетесь прочитать в журнале статью об онлайн-проекте Khan Academy. Для вопросов 31-36 выберите ответ ( A, B, C или D ), который, по вашему мнению, лучше всего подходит в соответствии с текстом.

Человек, который хочет научить мир

Хелена де Бертодано встречает Салмана Кхана.

То, что Салман Хан, основатель некоммерческой онлайн-школы Khan Academy, сказал родителю одиннадцатилетнего ребенка из США, откровенно пугает: «Если вашего ребенка не поместят в ускоренный режим для По математике в шестом классе его шансы стать врачом или инженером, вероятно, равны нулю.И это решено, когда ему исполнится одиннадцать ».

Именно это случилось с его двоюродной сестрой Надей. Обычно она была отличницей, но в шестом классе она плохо сдала тест по математике, потому что не поняла ни одной концепции. Этот единственный результат теста, по словам Хан, мог повредить ее академической судьбе. Обезумевшая мать Нади обратилась за помощью к Хану. Хан обучал ее дистанционно по телефону, и Надя с честью выдержала ее повторную сдачу. Вскоре помощи Хана захотели многие родственники и друзья.Не в силах справиться с таким объемом запросов, по совету друга он начал записывать свои уроки на видео и выкладывать их на YouTube. «Сначала я был снисходительным», — говорит Хан. «Я думал, что YouTube предназначен для собак на скейтбордах».

Сейчас у Хана есть более 3000 видео на свое имя, которые через YouTube и его собственный веб-сайт просматривают почти три миллиона уникальных пользователей в месяц. Его дружелюбный, доброжелательный стиль в сочетании с его умением делать сложные концепции простыми помогли детям — и взрослым — во всем мире ускориться.Он говорит, что его цель — создать «первую в мире бесплатную виртуальную школу мирового уровня, где каждый может чему угодно научиться». Некоторые учителя настороженно относятся к нему, думая, что он пытается их вытеснить, но многие другие принимают его подход и начали «переворачивать» класс, поощряя учеников смотреть видео Хана дома, а затем вместе решать математические задачи в классе.

Можно было ожидать, что у человека с таким влиянием будет ультрасовременная штаб-квартира, но помещения Хана невзрачны.Подойдя к красной двери без опознавательных знаков, зажатой между магазином одежды и китайским рестораном, я решаю, что у меня неправильный адрес, особенно после того, как я звоню в звонок в течение десяти минут без ответа. В конце концов я кого-то поднимаю по телефону, и дверь открывается. Когда его помощник вводит меня, Хан, похоже, сначала слегка раздражается этим прерыванием. Сидя на кожаном вращающемся кресле за массивным дубовым столом в окружении фотографий своей жены — врача — и двух их маленьких детей, он продолжает работать еще несколько минут.Но как только он согреется, становится ясно, что первоначальная неловкость сводится к застенчивости, а не к грубости. «Я не очень хорош, когда люди хотят со мной познакомиться», — говорит он. «Я хочу немного спрятаться».

Хан считает, что жесткость школьной системы устарела и заглушает естественное любопытство ребенка. «В возрасте от одного до четырех лет дети взволнованы всем новым, они хотят это понять, а затем внезапно, когда им исполняется пять лет, вы начинаете видеть меньше любопытных детей, к девяти или десяти вы видите очень немногих с любопытством, а к восемнадцати годам это уже исключение.Из них просто вытесняется любопытство. Я убежден, что это идеологическая обработка, а не генетика. Детей собирают вместе, звонит звонок, вас награждают за пассивность, вас награждают за послушание, это то, что заставляет вас двигаться по системе ».

Обучение в частной школе мало что меняет, говорит он. Он также не считает, что соотношение учеников и учителей является проблемой. «Идея о том, что меньшие классы волшебным образом решат проблему отставания учащихся, является ошибкой. Как он указывает, если основная работа учителя — читать лекции ученикам, на самом деле не имеет значения, сколько учеников в классе.Важно соотношение «ученик-ценный-человеческий час с учителем». По словам Хана, его видео позволяют учителям бесплатно общаться с людьми.

Он считает, что более крупные классы с большим количеством учителей обеспечат более творческую основу для обучения. В его идеальном классе было бы 75-100 учеников самого разного возраста с тремя или четырьмя учителями. Некоторые студенты будут работать за компьютерами; другие будут изучать экономику с помощью настольных игр; другие будут создавать роботов или разрабатывать мобильные приложения; другие будут работать над искусством или творческим письмом.Его мечта — не что иное, как революционная.

«Я надеюсь, что через 500 лет люди, оглянувшись назад, скажут:« Представьте себе, детям приходилось учиться в классах, похожих на фабрики, и для восьмилетнего ребенка было неслыханно по-настоящему глубоко понимать квантовую физику. Разве это не странно?

31 Почему Хан изначально начал записывать видео?
Объяснять концепции по видео было легче, чем по телефону.
Это позволило ему рекламировать свои услуги по всему миру.
Он не мог лично отвечать на каждую просьбу о помощи.
Это было более популярное средство передачи информации среди молодежи.

32 Одно из преимуществ видео —
их можно использовать в качестве дополнительного инструмента для учителей в классе.
можно показать студентам в награду за усердный труд.
выступают в качестве замены формального обучения.
помогают студентам подготовиться к изучению темы, которую они будут изучать.

33 При посещении Хана писателя
раздражает его опоздание.
удивлен выбором места, выбранным Ханом.
смущен тем, как Хан обращается к нему.
впечатлен стилем меблировки в доме Хана.

34 Автор упоминает разный возраст детей, чтобы проиллюстрировать свою идею о том, что
совершенно естественно, что дети разочаровываются в формальном образовании.
Чем старше ребенок, тем хуже он усваивает новую информацию.
Растущее отсутствие у ребенка интереса к учебе является результатом школьного опыта.
детей младшего возраста нуждаются в большей мотивации, чтобы сохранять интерес к образованию.

35 По мнению Хана, предположение о том, что более низкое соотношение учеников и учителей решает проблему неэффективного обучения,
нелогично.
бездоказательно.
неработоспособно
контрпродуктивно.

36 Когда Хан сравнивает классы с фабриками в последнем абзаце, он подразумевает, что
классных комнат производили то, что требовала промышленность.
детей были частью негибкой системы. По методике обучения
произведены студенческие клоны.
небольшого количества учителей занимались большим количеством студентов.

Для этого задания: Ответы с пояснениями :: Словарь

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *