Чем больше знает человек тем легче он приобретает новые знания: Прочитайте высказывание. Сформулируйте общую для этих высказываний мысль. можно ли объединись их в один текст?…

Содержание

Академик Дмитрий Лихачев: «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель»

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986-1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ниже размещена его заметка «О науке и ненауке». Текст приводится по изданию: Лихачев Д. Заметки о русском. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.

Вокруг разговоров об интеллигентности

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового. Больше того… Лишите человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов и богатство и точность своего языка — разговорного и письменного — вот это и будет интеллигентность. Конечно, образованность нельзя смешивать с интеллигентностью, но для интеллигентности человека огромное значение имеет именно образованность. Чем интеллигентнее человек, тем больше его тяга к образованности. И вот тут обращает на себя внимание одна важная особенность образованности: чем больше знаний у человека, тем легче ему приобретать новые. Новые знания легко «укладываются» в запас старых, запоминаются, находят себе свое место.

Приведу первые пришедшие на память примеры. В двадцатые годы я был знаком с художницей Ксенией Половцевой. Меня поражали ее знакомства со многими известными людьми начала века. Я знал, что Половцевы были богачами, но если бы я чуть больше был знаком с историей этой семьи, с феноменальной историей ее богатств, — сколько интересного и важного я мог бы от нее узнать. У меня была бы готовая «упаковка», чтобы узнавать и запоминать. Или пример того же времени. В двадцатые годы у нас была библиотека редчайших книг, принадлежавших И.И. Ионову. Я об этом как-то писал. Сколько новых знаний о книгах я мог бы приобрести, если бы в те времена я знал о книгах хотя бы немного больше. Чем больше знает человек, тем легче он приобретает новые знания. Думают, что знания толкутся и круг знаний ограничен какими-то объемами памяти. Совсем напротив: чем больше знаний у человека, тем легче приобретаются новые. Способность к приобретению знаний — это тоже интеллигентность.

А кроме того, интеллигент — это человек «особой складки»: терпимый, легкий в интеллектуальной сфере общения, не подверженный предрассудкам — в том числе шовинистического характера. Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение — главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное ее «топливо». «Не угашайте духа!» Изучить десятый иностранный язык гораздо легче, чем третий, а третий легче, чем первый. Способность приобретать знания и самый интерес к знаниям растут в каждом отдельном человеке в геометрической прогрессии. К сожалению, в обществе в целом общая образованность падает и место интеллигентности заступает полуинтеллигентность.

Воображаемый разговор «впрямую» с моим воображаемым противником-академиком в гостиной «Узкого». Он: «Вы превозносите интеллигентность, а сам в своей встрече, передававшейся по телевидению, отказались точно определить — что это такое». Я: «Да, но я могу показать, что такое полуинтеллигентность. Вы часто бываете в „Узком“?» Он: «Часто». Я: «Пожалуйста, скажите: кто художники этих картин XVIII века?» Он: «Нет, этого я не знаю». Я: «Конечно, это трудно. Ну а какие сюжеты этих картин? Ведь это легко». Он: «Нет, не знаю: какая-нибудь мифология». Я: «Вот это отсутствие интереса к окружающим культурным ценностям и есть неинтеллигентность».

На своем вечере в Останкине, показывавшемся по телевидению, я высказал мысль по поводу того, что нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец (особенно ес ли цедить слова, попыхивая трубочкой), но интеллигентным — никогда. По этому поводу я получил интересное письмо от Н. Н. Кладона — члена Союза писателей и Союза кинематографистов. Приведу выдержку из этого письма. «Наверное, многие пишут Вам с благодарностью за высказанные спокойно и серьезно мысли и оценки на встрече в Останкино. Они мне важны и близки. Как и многим. Но я пишу о частности, правда очень важной. Среди прочего Вы привели привлекшее Вас определение интеллигентности, как сказали, — услышанное недавно. Именно недавно, этой зимой я его высказал на вечере артиста Леонида Оболенского (выводя из него потребность зрителей видеть на экране интеллигентного человека). Мне доводилось его приводить неоднократно, и неизменно так же бурно, как и в Останкине, на него реагировала аудитория. Пишу об этом не для „восстановления авторства“ своего, ибо оно мне не принадлежит. Но, зная Вашу дотошную требовательность ученого к цитатам, — сообщаю имя автора. Лет двадцать пять назад, а то и более, в личных беседах с Александром Петровичем Довженко, споря с отождествлением интеллигентности с образованностью, он сказал: „Вот мой дед, неграмотный крестьянин. Но была в нем народная интеллигентность“. И, посетовав на возросшую приспособляемость людей, с горечью добавил: „Ведь трус может притвориться храбрым, злодей — добрым, негодяй — героем, праведником… и лишь нема возможности никак притвориться интеллигентным…“ И последовали примеры. С тех пор я часто приводил это поразившее меня высказывание великого писателя и режиссера… Рад был его слышать и от Вас».

Непосредственность культуры и культура непосредственно сти. Культура всегда искренна. Она искренна в самовыражении. И человек культурный не притворяется чем-то и кем-то, разве только тогда, когда притворство входит в задание искусства (театрального, например, но и в нем должна быть своя непосредственность). Вместе с тем непосредственность и искренность должны обладать своего рода культурой, не превращаться в цинизм, в выворачивание себя наизнанку перед зрителем, слушателем, читателем. Всякого рода произведение искусства делается для других, но истинный художник в творчестве как бы забывает об этих «других». Он «царь» и «живет один». Одно из самых ценных человеческих качеств — индивидуальность. Она приобретается от рождения, «дается судьбой» и развивается искренностью: быть самим собой во всем — от выбора профессии до манеры говорить и до походки. Искренность может быть в себе воспитана.

Письмо к Н.В. Мордюковой

Глубокоуважаемая Нонна Викторовна!
Простите, что пишу Вам на машинке: очень испортился почерк. Ваше письмо доставило мне большую радость. Хоть я и получил много писем, но получить письмо от Вас значило для меня очень многое. Это и признание того, что я мог держаться на сцене! И действительно, со мной произошло чудо. Я вышел на сцену совсем усталый: ночь в поезде, потом отлеживался в гостинице, случайная еда, приезд в Останкино за полтора часа для переговоров, установки света; а мне 80, и полгода в больнице перед тем. Но через пятнадцать минут зал меня «подкормил». Куда девалась усталость. Голос, перед тем совсем севший, вдруг выдержал — три с половиной часа говорения! (В передаче осталось полтора. ) Как я почувствовал расположение зала — не пойму. Теперь о «блошках». Это не «блошки», а самое важное. И как Вы ухватили это самое важное?!

Во-первых, об интеллигентности. Я сознательно пропустил ответ на вопрос: «Что такое интеллигентность?» Дело в том, что у меня по ленинградскому телевидению была передача из Дворца молодежи (тоже полтора часа), и я там говорил много об интеллигентности. Эту передачу смотрели московские работники ТВ, по-видимому, именно они повторили этот вопрос, а я не захотел повторяться, имея в виду, что московскую передачу будут смотреть и в Ленинграде те же зрители. Повторяться нельзя — это душевная бедность. Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурой работы, деликатностью и пр., и пр. Не нахожу слов, чтобы описать мой восторг перед ними. Хуже получилось с крестьянами бывших Орловской и Тульской губерний: там забитость и неграмотность от крепостного права, нужды.

А поморы обладали чувством собственного достоинства. Они размышляли. До сих пор помню рассказ и восхищение главы семьи, крепкого помора, о море, удивление морем (отношение как к живому существу). Убежден: был бы Толстой среди них, общение и доверие установились бы сразу. Поморы были не просто интеллигентные — они были мудрые. И никто из них не захотел бы переселиться в Петербург. Но когда Петр брал их в матросы — они обеспечили ему все его морские победы. И побеждали на Средиземном, Черном, Адриатическом, Азовском, Каспийском, Эгейском, Балтийском… — весь XVIII век! Север был страной сплошной грамотности, а записывали их неграмотными, так как они (северяне в целом) отказывались читать гражданскую печать. Благодаря высокой культуре они сохранили и фольклор. А ненавидят интеллигентов полуинтеллигенты, которые очень хотят быть полными интеллигентами.

Полуинтеллигенты — это самая страшная категория людей. Они воображают, что все знают, обо всем могут судить, могут распоряжаться, вершить судьбами и пр. Они никого не спрашивают, не советуются, не слушают (глухи и морально). Для них все просто. Настоящий же интеллигент знает цену своим «знаниям». Это у него основное «знание». Отсюда его уважение к другим, осторожность, деликатность, осмотрительность в решении судеб других и крепкая воля в отстаивании нравственных принципов (стучит кулаком по столу только человек со слабыми нервами, неуверенный в своей правоте).

Теперь о неприязни Толстого к аристократам. Здесь я плохо объяснил. У Толстого была во всех его писаниях «стыдливость формы», нелюбовь к внешнему лоску, к Вронским. Но он был истинным аристократом духа. То же Достоевский. Он ненавидел самую форму аристократизма. Но Мышкина сделал князем. Князем называет и Грушенька Алешу Карамазова. В них есть аристократизм духа. Лощеная, законченная форма ненавидима русскими писателями. Даже у Пушкина поэзия стремится к простой прозе — простой, краткой, без украс. Флоберы не в русском стиле. Но это тема большая. Об этом у меня немного есть в книжке «Литература — реальность — литература». Интересно: Толстой не любил оперу, а признавал кинематограф. Цените! В кинематографе больше жизненной простоты и правды. Вас бы Толстой очень признал. Вы были бы этому рады? И я не путаю роль с актером. Уже из Вашего письма и из Вашего понимания ролей для меня ясно: Вы одарены внутренним аристократизмом и интеллигентностью.

Спасибо!
Ваш Д. Лихачев.

Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. Люди, стоящие на низших уровнях социального и культурного развития, имеют такой же мозг, что и люди, окончившие Оксфорд или Кембридж. Но он «не загружен» полностью. Задача состоит в том, чтобы дать полную возможность культурного развития всем людям. Не оставлять у людей «незанятого» мозга. Ибо пороки, преступления таятся именно в этой части мозга. И потому еще, что смысл человеческого существования в культурном творчестве всех. Прогресс часто состоит в дифференциации и спецификации внутри какого-то явления (живого организма, культуры, экономической системы и пр.). Чем выше на ступенях прогресса стоит организм или система, тем выше и объединяющее их начало. В высших организмах объединяющим началом является нервная система. То же самое и в культурных организмах — объединяющим началом являются высшие формы культуры. Объединяющее начало русской культуры — это Пушкин, Лермонтов, Державин, Достоевский, Толстой, Глинка, Мусоргский и т. д. Но захватываются не только люди, гении, но и гениальные произведения (особенно важно это для древнерусской культуры).

Вопрос состоит в том, каким образом высшие формы могут возникнуть из низших. Ведь чем выше явление, тем меньше в нем элементов случайности. Система из бессистемности? Уровни законов: физический, выше физического — биологический, еще выше — социологический, самый высокий — культурный. Основа всего — в первых ступенях, объединяющая сила — в культурном уровне. История русской интеллигенции есть история русской мысли. Но не всякой мысли! Интеллигенция есть еще и категория нравственная. Вряд ли кто включит в историю русской интеллигенции Победоносцева, Константина Леонтьева. Но в историю русской мысли хотя бы Леонтьева включать надо. Русской интеллигенции свойственны и определенные убеждения. И прежде всего: она никогда не была националистической и не имела ощущения своего превосходства над «простым народом», над «населением» (в его современном оттенке значения).

https://philologist.livejournal.com/9939659.html

Tags: Лихачев

Posted on Apr. 19th, 2020 at 10:49 pm | Link | Leave a comment | 1 comment | Share | Flag

Кирсанова Анна Анатольевна | сайт учителя начальных классов

О себе

В школе работаю с 1991 года. Закончила Нижегородское педагогическое училище, затем — Нижегородский Государственный педагогический университет.

Мой взгляд на мир

Если человек не знает, к какой пристани его корабль держит путь, никакой ветер не будет для него попутным.

Моё портфолио

В современном мире общепризнано, что педагог – одна из важнейших профессий на земле. Да, в древнем мире педагогами называли рабов, сопровождающих в школу ребенка. И только! Теперь не то.

Сегодня педагог свободный человек. В первую очередь – свободный духом, полетом мысли, фантазии, творчества. Только такой учитель способен воспитать современного нравственного, культурного, знающего, творческого человека, современную личность. Кто же он современный педагог? Самое важное, что формирует личность педагога – незыблемые нравственные категории. Доброта учителя притягивает юные сердца и открывает их навстречу миру, знаниям, будущему. Как важно, чтобы ребенка, идущего в школу, приняли заботливые руки доброго учителя. Маленький человек приходит в школу, прежде всего за счастьем. Он ждет от нее праздника, встречи с умными, добрыми людьми, от урока – пусть небольшого, но чуда, и душа его доверчиво открыта. Кто же ему поможет в этом? Первый учитель.… Это ему дети несут свои радости, это  ним в жизни каждого из нас связано что – то неповторимое.  А.П.Чехов писал: «Кто не возьмет лаской, тот не возьмет и строгостью». Открой свое сердце ребенку, работай с ним, любя его, и ты, учитель, добьешься прекрасных результатов.

Но не только добротой ценен педагог. Именно он вводит ребенка в сложный мир науки, искусства. Как не потерять интерес в детских глазах, как научить ребенка думать, искать ответы, добиваться успеха? Как не погасить искру любопытства и пытливости?

Отвечаю: мастерство и профессионализм учителя – залог успеха ученика. Учитель обязан быть высокообразованной личностью, должен стремиться и уметь сегодня больше, чем вчера. Полностью согласна со словами академика Д.С.Лихачева, который писал: «Чем больше знает человек, тем легче он приобретает новые знания». Стремление знать больше, быть интересным своим ученикам – вот двигатель учительской профессии. Как у врача есть своя профессиональная клятва, так и у меня есть свой, пусть нигде не записанный девиз: «Не обмани в ожидании, будь на высоте, стремись вперед».

Творческий труд приносит радость и заботу.  Да, не только радость, но и поиск, волнение, тревоги. Труд учителя – это творчество, свободное парение мысли, поиск лучшего – метода, приема, подхода. Меняются классы, меняются ученики – растут, умнеют день ото дня. Расту и я, больше узнаю, больше влюбляюсь в свое дело. Каждый год, Каждый класс – новый этап творчества, новые поиски, новые заботы, радости. Учитель должен уметь смотреть на любую ситуацию с разных точек зрения. А особенно учитель начальной школы: во – первых, потому, что здесь закладывается фундамент человеческой личности, от которого в большой степени зависит дальнейшая судьба человека начинают формироваться его нравственные устои, впервые проявляются таланты и способности; во – вторых, потому, что сделать это он должен, совмещая в своем лице роль собственно учителя, а также воспитателя в широком смысле этого слова.

         В работе учителя есть люди, без которых не будет полного успеха ни в воспитании, нив образовании ребенка. Родители учеников – мои единомышленники, соратники. Слова выдающегося педагога А.С.Макаренко должен знать  помнить каждый родитель: «Если вы родили ребенка, — это значит, на много лет вперед вы отдали ему напряжение вашей мысли, все ваше внимание  и всю вашу волю». Семья ребенка и учитель должны работать в самом тесном контакте. Думаю, что у учителя нет  четко ограниченного рабочего дня, ведь детскую радость, успехи, а иногда неудачи, боль он делит с ребенком и его семьей постоянно.

Мы  с моими учениками всегда вместе. Нет чужих! Мы – одна большая семья! По этому принципу работаю с детьми. Это выбор свободного человека. Выбор осознанный.

Педагог – это не только профессия, это судьба. Прожить жизнь честно, в ладу со своей совестью, с пользой для своей страны, ее граждан, работая усердно и творчески, с любовью к своему делу – в этом вижу свое предназначение, к этой цели стремлюсь.

Добавить учебный материал в портфолио
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты

Мои публикации:
Воспитательная работа
  • ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Овеянные славою флаг наш и герб
  • Статья «Наше летнее путешествие»
Математика
  • Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «/=».
Материалы для родителей
  • Роль родителей в воспитании одаренных детей
Материалы МО
  • Анализ работы кафедры учителей начальных классов
  • Формирование гражданской идентичности младших школьников
Окружающий мир
  • Города Германии
  • Озеро — природное сообщество
  • Презентация «Экологическое поведение школьников»
Публикации моих учеников:
Другое
  • Белый медведь
  • Мой папа — чемпион.
  • Презентация «Солнце»

Добавить грамоту в портфолио

Эффект Даннинга-Крюгера | Onlinepehealth

В своей книге « Происхождение человека » Чарльз Дарвин писал: «Невежество чаще порождает уверенность, чем знание». Это утверждение часто полностью противоречит тому, во что мы верим или предполагаем, что чем больше мы знаем, тем увереннее мы будем.

 

Получается, что Чарльз Дарвин был полностью прав. В последние годы мы пришли к пониманию и принятию эффекта Даннинга-Крюгера: когнитивного искажения, которое гласит, что чем меньше мы знаем, тем увереннее мы себя чувствуем. Это придает новый смысл высказыванию 9.0009 «Немного знаний — опасная вещь».

 

Что такое эффект Даннинга-Крюгера?

В 1999 году профессора Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер опубликовали статью «Неквалифицированный и не знающий об этом: как трудности в признании собственной некомпетентности приводят к завышенной самооценке». В нем они доказывают явление, что люди с очень небольшим знанием определенного предмета уверены и прямолинейны в этом вопросе. Это отсутствие знаний приводит к двум вещам: во-первых, вы плохо представляете себе, что на самом деле делаете или о чем говорите, а во-вторых, ваше чувство уверенности не позволяет вам осознать, насколько мало вы знаете.

 

Распознавание эффекта Даннинга-Крюгера

Довольно легко увидеть, как это может происходить, и большинство из нас узнает это в себе и в других. Когда вы начинаете осваивать новый навык, ваш прогресс идет быстро — вы быстро учитесь и быстро добиваетесь успехов. Это заставляет вас чувствовать, что вы действительно хороши в этом навыке, и довольно скоро вы чувствуете, что у вас есть это — вы потрясающе в этом! По сути, вы узнали достаточно, чтобы иметь возможность использовать навык, но еще недостаточно узнали, чтобы понять, чего вы не знаете.

Когда вы приобретете знания и начнете осознавать, как мало вы знаете, ваша уверенность резко упадет и достигнет рекордно низкого уровня. Если вы решите продолжать наращивать свои знания, обучаясь и приобретая опыт, уровень вашей уверенности снова начнет расти, наконец, сравнявшись с уровнем ваших знаний.

Мне очень нравится график, который иллюстрирует это явление — я могу узнать себя стоящим прямо там на вершине Глупой горы, когда речь идет об определенных областях знаний. В других областях я нахожусь в Долине Отчаяния, а в других я поднимаюсь по склону просветления по мере того, как мои знания и уверенность медленно растут.

 

Почему для вас важен эффект Даннинга-Крюгера?

Настоящий вопрос в том, стоите ли вы на Горе Глупости и уверенно и громко заявляете о своих знаниях и мнении, как ветеринарный реабилитолог? Потому что, если вы это делаете, вы подвергаете риску жизни и исходы пациентов. Стоит научиться распознавать собственные недостатки, как нас часто призывают признавать свои сильные стороны.

 

Вы живете на Глупой горе?

Есть несколько признаков, которые мы можем обнаружить в себе, когда мы слишком самоуверенны из-за недостатка знаний:

  • Мы будем шумными и самоуверенными.
  • Мы будем переоценивать свои навыки.
  • Мы не признаем навыки и знания других.
  • Мы не замечаем своих ошибок и недостатков.
  • Нам кажется, что нам больше нечему учиться у других.
  • Мы не будем активно использовать возможности для обучения, регулярно читать исследования и глубоко вникать в конкретный предмет или состояние, чтобы позволить себе получить более глубокие знания и понимание.
  • Мы плохо воспринимаем критику.
  • Другие люди могут охарактеризовать нас как высокомерных (хотя мы можем этого не знать).

Если вы признаете в себе эти качества, не ругайте себя; мы все были здесь. Вопрос в том, останемся ли мы здесь или признаем свои недостатки и будем что-то с ними делать?

 

Вы в Долине Отчаяния?

Путь с горы Глупости может быть быстрым, внезапным и болезненным, или это может быть легкая прогулка вниз по склону — все зависит от того, как мы решим реагировать на осознание того, что мы не так велики, как нам казалось. . Это также будет зависеть от того, как долго мы продержимся на горе Глупости! Думаю, для большинства из вас ненадолго. В конце концов, вы Vetrehabber, и вы никогда не перестаете учиться.

Пока мы стоим в Долине Отчаяния, потеряв всякую уверенность в себе, нам предстоит принять решение. Переоцениваем ли мы себя, свои знания и навыки и начинаем ли искать пути исправления наших недостатков? Или мы сдаемся и пробуем что-то другое?

 

Вы поднимаетесь на Склон Просветления?

Если вы решите не сдаваться, а найти путь вперед, задуматься о своих решениях, опыте и ошибках и начать заполнять пробелы в своих знаниях, вы обнаружите, что медленно поднимаетесь по Склону Просветления.

Чтобы оставаться на склоне, нужны работа и дисциплина. Непрерывный процесс самооценки и абсолютная приверженность постоянному росту и обучению требуют времени, энергии и усилий.

 

Вы на плато устойчивого развития?

В какой-то момент непрерывный рост и обучение становятся больше, чем привычкой; оно становится частью вас, частью самой вашей природы, вашего характера. И это при достижении устойчивости. Можно спокойно и уверенно продолжать дальше!

И где-то по пути происходит что-то поистине волшебное. Мы становимся смиренными и мудрыми, и наши сердца превращаются в сердца слуг. Мы получаем удовольствие от обучения, никогда не предполагая, что знаем все. В этом месте мы можем по-настоящему служить нашим пациентам, нашим клиентам и нашему профессиональному сообществу. Здесь мы можем расти и наставлять других, делиться своими знаниями и опытом и впервые действительно вносить свой вклад в большее дело.

 

7 советов по борьбе с эффектом Даннинга-Крюгера

 

 

Повышение уровня на Vet Rehab Summit 2022

Если вы готовы #LEVELUP и реально изменить свою жизнь, присоединяйтесь к нам на Vet Rehab Summit 2022. В этом году мы вам поможем чтобы достичь совершенства выше совершенства и роста выше стремления.

Эффект Даннинга-Крюгера — Лаборатория принятия решений

Эффект Даннинга-Крюгера Эффект возникает, когда недостаток знаний и навыков в определенной области заставляет человека переоценивать собственную компетентность. Напротив, этот эффект также заставляет тех, кто преуспевает в данной области, думать, что задача проста для всех, и также недооценивать свои относительные способности.

Где происходит это смещение

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Представьте, что вы и ваши друзья решили попробовать что-то новое — вы все по отдельности начинаете учить испанский язык. В течение нескольких дней можно сказать 10-15 предложений. Вы немного разочарованы и считаете, что уже должны быть в состоянии сказать больше. Для вас язык довольно прост, но хорошее владение им заставляет вас думать, что он прост для всех, и поэтому вы должны были сделать больше.

Ваш друг, напротив, выучил всего несколько слов. Он поражен своим прогрессом. У него еще нет знаний и навыков, чтобы понять, что он на самом деле неправильно произносит эти слова и образует с ними грамматически неправильные предложения. Он меньше всех научился в группе, но недостаток знаний мешает ему понять собственные ошибки. Более того, отсутствие у него доступа к сравнению заставляет его переоценивать свои относительные способности. Его неведение о том, как далеко продвинулись другие, такие как вы, заставляет его думать, что он преуспевает, тогда как на самом деле он учится со скоростью ниже средней.

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Связанные искажения

  • Якорное искажение
  • Эффект подношения
  • Предвзятость размера категории
  • Когнитивный диссонанс
  • 900 41 Предвзятость оптимизма
  • Ошибка планирования

Индивидуальные эффекты

В результате эффекта Даннинга-Крюгера вы можете не знать, в чем вы хороши, потому что вы предполагаете, что то, что легко дается вам, также легко дается всем остальным. Таким образом, вы лишаетесь возможности определить свои особенности и таланты.

Более того, когда вы преуспеваете в том, что бросает вам вызов, вы можете случайно стать жертвой убеждения, что именно в этом и заключаются ваши таланты. В действительности, вы можете быть просто исполнителем ниже среднего, наконец приблизившись к среднему уровню.

Как видите, это несоответствие может привести к тому, что вы сделаете неправильный выбор в отношении возможностей или карьеры, которую вы преследуете. Возможно, вы обращались к сверстникам и спрашивали: «В чем я хорош?» Это неплохой выбор. Понимание эффекта Даннинга-Крюгера может помочь вам понять, когда доверять своим способностям, а когда искать совета у других, которые могут смотреть на вас более объективно, чем вы сами.

Этот эффект также может вызывать у вас разочарование, когда ваши признанные «таланты» не признаются другими. Возможно, вы ожидаете предстоящего повышения по службе, и оно достается тому, кто удивлен, что его даже рассматривают. Не исключено, что ваша средняя производительность заставила вас думать, что у вас особенно хорошо получается, в то время как ее опыт заставил ее думать, что она посредственная.

Думая, что вы в чем-то лучше, чем есть на самом деле, вы можете упустить возможность учиться у других, которые на самом деле более опытны или более осведомлены. Кроме того, если вы думаете, что вы в чем-то посредственны, хотя на самом деле у вас отличные навыки, это может привести к тому, что вы упустите возможность учить и распространять знания среди других.

Системные эффекты

Поэтому нам как обществу не хватает обучения у лучших из лучших, потому что их уверенность держит их за закрытыми дверями. В центре внимания слишком часто могут быть люди с способностями ниже среднего.

К сожалению, самые невежественные — входящие в 25% худших навыков — также больше всего переоценивают себя. В контексте нашей демократии это означает, что наши самые неосведомленные граждане также являются нашими самыми уверенными. Мало того, что эти невежественные люди крайне сопротивляются обучению — поскольку они считают, что знают больше всего, — они также виновны в том, что делятся большим количеством информации (читай: дезинформацией).

По своей сути эффект Даннинга-Крюгера основан именно на этом: не на недостатке информации, а на изобилии дезинформации. Мы знаем, когда ничего не знаем, но именно неверная информация заставляет нас думать, что мы знаем все, и рассеянно нажимаем «поделиться».

На национальном или глобальном уровне этот эффект имеет опасные последствия, которые мы уже видели в действии. В сущности, если вы политик, вы можете извлечь выгоду из более необразованной аудитории. Люди, которые меньше разбираются в политических и мировых проблемах, с большей вероятностью поверят тому, что вы говорите, считают себя хорошо информированными, пойдут голосовать и поделятся своими взглядами с другими. Те, кто находится в верхней или средней части рейтинга — в некоторой степени осведомлены о политических вопросах — с большей вероятностью будут отстраняться от политических дискуссий и избегать голосования, потому что не считают себя достойными участниками. В то время как эксперты — наиболее информированные из всех — знают, что у них есть сильная база знаний, но они избегают просвещения общественности просто потому, что не осознают редкость своего опыта.

Болезнь самосознания нашего общества заставляет невежественных и дезинформированных людей с уверенностью претендовать на микрофон, в то время как эксперты и хорошо информированные люди находятся за кулисами, закатывая занавески. Это явление распространяет дезинформацию и неосведомленные взгляды в наших социальных мирах, заставляя нас упускать реальные возможности обучения, которые мы могли бы получить друг от друга.

Если слишком много плохо информированных людей думают, что они лучшие, наше общество останется с большим количеством растущей рыбы в крошечном, уменьшающемся пруду.

Почему это происходит

Эффект Даннинга-Крюгера немного похож на Уловку 22. Люди, мало знающие предмет, не обладают знаниями или навыками, чтобы обнаружить собственные ошибки или пробелы в знаниях. Из-за этих слепых зон они не видят, где ошибаются, и поэтому считают, что у них все хорошо.

Наоборот, люди, которые находятся на вершине своей игры в определенной предметной области, не имеют возможности замечать свою специализацию, потому что их работа настолько естественна для них, что они не осознают, что для них это не так. каждый. Легкость, с которой они овладевают этими навыками или областями знаний, не позволяет им понять, что эта работа более сложна для других. Вместо того чтобы недооценивать себя, они переоценивают способности других людей, соответствующие их собственным.

«Невежество чаще порождает уверенность, чем знание».

— Чарльз Дарвин

Хотя было обнаружено, что эффект проявляется в таких разных областях и предметах, как эмоциональный интеллект, логическое мышление, финансовые знания, политическая информированность, шахматы, вождение и даже медицинские знания, его точность как предвзятость человеческого мозга. Исследование 2016 года, цитируемое в этой статье, предполагает, что, поскольку данные, сгенерированные компьютером, также подвержены эффекту Даннинга-Крюгера, это вычислительный феномен и, следовательно, не может считаться предвзятостью человеческого разума.

Почему это важно

Эффект Даннинга-Крюгера важен, потому что он заставляет нас осознать наши собственные слепые зоны и дает нам возможность скорректировать наше самовосприятие. Поскольку это наиболее незаметно для тех, кто сталкивался с этим, необходимо сделать шаг назад, чтобы понять, что ваша собственная самооценка в значительной степени предвзята и, вероятно, неверна. Если вы делаете выбор, основываясь на своих личных знаниях и навыках, вы, вероятно, не ознакомились с достаточно авторитетной информацией. Кроме того, если вы верите кому-то на слово в том, в чем они хороши, ваша информация искажена. Не позволяйте кому-либо убедить вас, что он заслуживает вашего бизнеса или повышения от вас только потому, что он думает, что преуспевает — он может быть крайне невежественным и сильно переоценивать свои собственные результаты.

Эффект Даннинга-Крюгера может заставить нас слушать уверенных в себе людей, а не авторитетных. Это оказывает неизмеримое влияние на наше общество, поскольку мы принимаем информацию и советы от тех, кто будет говорить первым и громче всех, раньше тех, чьи слова будут иметь наибольшую ценность.

Кроме того, знание об эффекте Даннинга-Крюгера может ослабить вашу зависть к тем, у кого, кажется, «все в порядке». Думать, что вы знаете все, — верный признак того, что вы знаете мало.

«Я недостаточно молод, чтобы все знать».

— Оскар Уайльд

Как этого избежать

Когда дело доходит до эффекта Даннинга-Крюгера, сравнение себя с другими может быть не самым худшим, что вы можете сделать просто не говорите своему терапевту, что мы сказал так.

Вы можете избежать игнорирования собственного исполнения, слушая и получая представление о выступлениях других. Если бы ваш друг, знавший всего несколько испанских слов, спросил, как проходят ваши уроки, ваш ответ мог бы подсказать ему, что он не так уж хорош в этом языке. Более того, его плохое произношение может показать вам, что у вас действительно есть неизвестные способности к языкам.

Простое знание эффекта Даннинга-Крюгера также может помочь вам смягчить его последствия. Помните, что мысль о том, что вы плохи в чем-то, скорее всего, поставит вас в середину колоды, потому что это означает, что у вас достаточно проницательности, чтобы распознать собственную некомпетентность. Но помните: новые уровни, новые черти.

Также помните, что если вы считаете себя исключительным в чем-то, вам, вероятно, придется многому научиться.

Наконец, вы можете избежать эффекта Даннинга-Крюгера, если будете открыты для обратной связи, что, конечно, легче сказать, чем сделать. Низкоэффективные сотрудники постоянно плохо воспринимают критику и хронически не заинтересованы в самосовершенствовании. Вместо того, чтобы отмахиваться от отзывов и конструктивной критики, приписывайте критику недостатку знаний и осознанно используйте ее, чтобы двигаться вперед.

«Споря с дураком, сначала убедитесь, что другой человек не делает то же самое».

Старая пословица

Как все начиналось

Впервые эффект Даннинга-Крюгера был открыт и описан в 1999 году исследователями Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером из Корнельского университета.

Исследователи заметили, насколько люди переоценивают свои способности в повседневной жизни подумайте о парне в классе, который постоянно поднимает руку, чтобы поделиться своими бесполезными идеями и ввел термин «двойное бремя». Двойное бремя использовалось для описания того, что эти люди страдают от двух вещей: невежества и неведения о собственном невежестве. Исследователи проверили случайных участников на тесты юмора, грамматики и логического мышления. Они обнаружили, что люди, попавшие в 25% худших результатов любого из этих тестов, склонны предсказывать, что окажутся на вершине рейтинга. Когда они набрали 12-й процентиль, они оценили себя как 62-й процентиль.

С другой стороны, люди из 25% лучших прогнозировали, что их оценки будут немного ниже, чем они были на самом деле.

Даннинг и Крюгер провели аналогичное исследование среди студентов Корнелла, сдавших выпускные экзамены. Они просили студентов предсказать свои собственные результаты тестов, а затем уточняли, когда они получали свои настоящие результаты. Их результаты подтвердились.

Анализ этих результатов связывал расхождения в самооценке с метакогнитивными навыками (способностью думать о своем собственном мышлении). По сути, улучшение навыков участников по юмору, грамматике и логическому мышлению помог им осознать ограничения собственных способностей и лучше предсказать свои результаты в последующих испытаниях.

Пример 1. Персонал корпорации

В ходе одного исследования 42% сотрудников высокотехнологичной компании по разработке программного обеспечения оценили свою эффективность как 5% лучших.

Конечно, это математически невозможно. Однако это важно, потому что показывает возможности обучения и роста, которые могут пройти мимо в корпоративном мире. Если 42% ваших сотрудников считают, что 95% сотрудников компании работают на уровне ниже их самих, а это означает, что 42% сотрудников не собираются пользоваться возможностью учиться у тех, кто на самом деле входит в 5% лучших. Они могут думать, что знают лучше всех, и поэтому упускают шансы расти и развивать свои навыки.

Если настоящие 5% лучших не осознают, насколько уникальны их таланты, они могут упустить такие возможности лидерства, как профессиональное развитие, стипендии для преподавателей или даже повседневное руководство новичками. Самоосознание результатов работы сотрудников может иметь большое влияние на рост и развитие компании.

Пример 2. На дороге

Исследования показали, что около 80% людей оценивают себя как «водителей выше среднего». Эта статистика, опять же, математически невозможна.

Преувеличенное чувство способностей при вождении может привести к тому, что водители будут принимать опрометчивые решения и попадать в аварии. Настоящие новички со стажем вождения менее 6 месяцев в восемь раз чаще попадают в аварию. Это происходит не только потому, что они плохо подготовлены как водители, но и потому, что они слишком самоуверенны. Думая, что у них больше контроля над рулем, чем на самом деле, они делают безрассудные движения на дороге, что приводит к тревожному количеству аварий и увеличению страховых ставок. Если учитывать только отсутствие навыков, количество таких аварий может значительно уменьшиться.

Резюме

Что это такое

Эффект Даннинга-Крюгера — это явление, при котором наименее компетентные в определенной области больше всего переоценивают свои навыки. Это также заставляет тех, кто наиболее компетентен в предметной области, меньше думать о своих талантах.

Почему это происходит

Это явление возникает из-за того, что тем, кому не хватает знаний и умений в чем-либо, не хватает понимания, необходимого им для понимания того, что они могли бы добиться большего. Недостаточное знание чего-либо приводит к тому, что они упускают из виду свои собственные ошибки и теряют возможность совершенствоваться.

Более того, для тех, кто наверху, эффект возникает потому, что что-то дается им настолько легко, что они не осознают, что это бросает вызов другим, и поэтому преуменьшают степень, в которой они выделяются.

Пример 1. Персонал

В компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, 42% сотрудников предсказывали, что они войдут в 5% лучших. Отсутствие самосознания во многих корпорациях может иметь огромные последствия для компаний, когда сотрудники упускают возможности обучения и обучения, которые они могут взять друг у друга.

Пример 2. Вождение автомобиля

Опыт работы водителем менее шести месяцев повышает вероятность попадания в аварию в восемь раз. Очевидная причина этого в том, что у вас мало практики. Дополнительная причина заключается в том, что ваше собственное невежество делает вас самоуверенным, заставляя вас принимать опрометчивые решения и делать быстрые повороты.

Как этого избежать

Избегайте эффекта Даннинга-Крюгера, предполагая, что считать себя экспертом, вероятно, означает, что вы только начинаете. Однако не злорадствуйте в своем невежестве ищите обратную связь от других, которые могут помочь вам стать лучше, а не застревать в своем завышенном самовосприятии. Кроме того, получите представление о способностях других, чтобы получить более реалистичные данные о том, где вы находитесь, и соответствующим образом скорректируйте свое восприятие. И если люди говорят вам, что вы эксперт, слушайте.

Связанные статьи TDL

Подобно эффекту Даннинга-Крюгера, эффект сложного-легкого заставляет нас переоценивать, насколько хорошо мы справимся с трудными задачами, и недооценивать, насколько хорошо мы справимся с легкими задачами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *