Человек который хотел знать все леонардо да винчи: Человек, который хотел знать всё (Леонардо да Винчи)
Человек, который хотел знать всё (Леонардо да Винчи)
|
Леонардо да Винчи – основатель Высокого Возрождения – человек, опередивший на много веков свое время, занимался всеми областями человеческого знания. Он изучал математику, законы движения тел, природу света, движение планет, прошлое Земли, растительный и животный мир. Его можно считать родоначальником многих отраслей современной науки. До нас дошло около семи тысяч страниц, покрытых его записями, чертежами и рисунками, ими художник иллюстрировал свои острейшие наблюдения, гениальные мысли, изумляющие нас провидения. Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Дневник деда Леонардо, Антонио да Винчи, содержит следующую запись: «1452 года родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу, в 3‑м часу ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро де Бартоломеи да Винчи». Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. О матери его, Катерине, мало что известно. Двадцатипятилетний отец в год рождения сына женился на Альбиере Амадори. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо. В 1466 году Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Вероккьо. В эти годы вырабатывается творческий метод будущего мастера, основанный на внимательном изучении природы, смелом эксперименте и серьезных познаниях в области точных наук. Живопись Леонардо называл «наукою и законной дочерью природы…», всем наукам предпочитая математику, ибо, говорил он, – «нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук…» |
||||
|
Леонардо вылепил в мастерской Вероккьо несколько женских и детских головок. Вазари отмечает одну особенность этих его первых опытов: женские головки были смеющиеся. Леонардо уже тогда искал тайну изображения улыбки. В 1472 году Леонардо окончил обучение у Вероккьо и был записан в цех флорентийских художников. Его интересы уже тогда не ограничивались живописью. По словам Вазари, «он был первым, кто еще юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию». |
||||
|
Одна из первых самостоятельных работ молодого художника – «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа», около 1478). Это произведение поражает и оригинальностью замысла и совершенством исполнения. Летом 1481 года художник получает заказ на алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато. Как и большинству других живописных работ Леонардо, ему предшествовал целый ряд рисунков и эскизов. Анонимный биограф пишет: «Ему было 30 лет, когда Лоренцо Великолепный отправил его к герцогу Милана… дав с собой лиру, ибо он единственный умел играть на подобном инструменте». В Виндзорском замке сохранилось несколько превосходных подготовительных набросков для этого монумента. Леонардо был прекрасен собой. Лицо его было утонченно и благородно. Он щегольски одевался, прекрасно танцевал, играл на лютне, гарцевал на лошади, писал стихи и басни. Семнадцать лет, проведенных в Милане (1482–1499), – период высшего расцвета гения Леонардо. На службе у миланского герцога Лодовико Моро он числился как «…Леонардо из Флоренции – инженер и художник…» По контракту от 25 апреля 1483 года ему вместе с братьями Амброджо де Предис доверили исполнение роскошной иконы, предназначенной для алтаря капеллы Непорочного Зачатия церкви Сан-Франческо Гранде. Затем Леонардо работает больше как инженер. Тогда же Леонардо увлекся анатомией. Он познакомился с известным ученым-анатомом Марко Антонио делла Торре и сделал несколько иллюстраций к его анатомическому атласу. Его карандашные рисунки потрясают точностью передачи мельчайших деталей человеческого тела. |
||||
|
Вскоре после приезда в Милан Леонардо пишет «Портрет дамы с горностаем». Почти наверняка можно утверждать, что изображенная на нем дама – юная возлюбленная Лодовико, Чечилия Галлерани. |
||||
|
|
||||
|
Между 1483–1494 годами Леонардо написал одну из своих наиболее прославленных картин «Мадонна в гроте». Спокойная, уравновешенная композиция построена по принципу «классической» пирамиды, вершина которой совпадает с головой Мадонны: нижние углы этой пирамиды образованы фигурами опустившегося на правое колено юного Крестителя и ангела, придерживающего младенца Христа. Фигуры Леонардо обрабатывает при помощи тончайшей светотени, преодолевая тем самым столь типичную для стиля XV века графическую жесткость. Совершенно оригинально задуман у Леонардо и пейзаж. Пожалуй, впервые в искусстве пятнадцатого столетия фигуры располагаются не перед пейзажем, а в пейзаже. |
||||
|
В 1496 году Леонардо начинает работу над своим наиболее крупным произведением – фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие. Это величайшее произведение дошло до нас в популяризованном виде. Неудачные эксперименты над грунтом и красками художника довершили солдаты Бонапарта – в 1796 году трапезная была превращена в конюшню. Но и теперь картина производит неизгладимое впечатление. В начале 1500 года Леонардо покинул Милан и возвратился во Флоренцию. Здесь он продолжает свои научные занятия, живописью же занимается мало. Не имея крупных заказов во Флоренции, Леонардо был принужден поступить на службу к Цезарю Борджа. Но полная тревог жизнь у хищного и коварного Цезаря Борджа, использовавшего Леонардо лишь как военного инженера, не удовлетворяла мастера. Поэтому 5 марта 1503 года он возвращается во Флоренцию, где его услуги понадобились гонфалоньеру Содерини в борьбе республики с Пизой. Первой крупной художественной работой Леонардо во Флоренции была роспись в зале Большого Совета в Палаццо Веккио. В качестве сюжета Леонардо избрал битву при Ангиари, закончившуюся победой флорентийцев над ломбардскими войсками. Между 1503 и 1505 годами мастер исполнил картон, а в 1505 году приступил к самой росписи, которую оставил незаконченной к моменту своего вторичного отъезда (30 мая 1506 года) в Милан. Ни картон, ни роспись Леонардо не дошли до нас, но сохранилась серия великолепных подготовительных к ним набросков и этюдов самого мастера. Это произведение Леонардо стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В полной драматизма и динамики композиции, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. Около 1503 года Леонардо выполнил портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо. По словам Вазари, художник приглашал, во время позирования Моны Лизы, людей, игравших на лире и певших, и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, чтобы этим способом устранить меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам. С помощью таких мер Леонардо стремился вызвать на лице своей модели ту улыбку, которую он и запечатлел в своем произведении. Подобно пропорциям леонардовских фигур, эта улыбка построена на глубоком знании строения человеческого лица и на строгом учете индивидуальной выразительности его отдельных частей. |
||||
|
Весной 1506 года Леонардо уезжает в Милан, где с небольшими перерывами остается до 1513 года. Он по-прежнему интересуется научными проблемами, совмещая занятия наукой с деятельностью художника. В 1508–1512 годах Леонардо работал над памятником маршалу Тривульцио. Во время пребывания во Флоренции в 1510 году мастер пишет «Святую Анну с Марией и младенцем Христом». |
||||
В 1513 году Леонардо вызвал в Рим покровитель Джулио Медичи, и он оставался там до 1517 года. Затем художник отправился во Францию по приглашению короля Франциска I. Там он жил в королевском замке в Клу, неподалеку от города Амбуаза, где и умер 2 мая 1519 года. В это время Леонардо особое внимание уделял механике и рисунку. Именно в Клу он составил основу своего трактата о живописи, в котором обосновал концепцию универсального языка в искусстве.
Наиболее известная картина французского периода – «Святой Иоанн Креститель», а также цикл рисунков на библейские темы.
Франциск I ценил беседы с Леонардо, силы которого были на исходе. По свидетельству Бенвенуто Челлини, король говорил, что никогда не поверит, чтобы нашелся на свете другой человек, который не только знал бы столько же, сколько Леонардо, в скульптуре, живописи и архитектуре, но и был бы, как он, величайшим философом.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года.
Интернет-ресурсы
Л. да Винчи в Википедии
http://www.vinci.ru/ – Полная интерактивная информационная система о Л. да Винчи
http://leovinci.ru/ – Сайт о Л. да Винчи: биография, научные труды, изобретения и т.д.
http://da-vinci.kaktus-wc.com/ – Сайт о Л. да Винчи: биография, картины, изобретения.
http://www.leo-life.ru/ – Мир Леонардо да Винчи.
http://evolutsia.com/content/view/409/46/ – Биография Л. да Винчи
Работы Л.
да Винчи в Эрмитаже
Биография Л. да Винчи в Энциклопедии «Кругосвет»
http://www.museum-online.ru/Renaissance/Leonardo_da_Vinci/ – Полотна и биография Л. да Винчи
http://www.abc-people.com/data/leonardov/ – Великий ученый Эпохи Возрождения
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000594/index.shtml – Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике (1508)
Составитель: начальник МБО Леденёва Г.А
описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме
Мужчина с факелом в глубокой ночи стоит перед входом в пещеру. Он говорит об испытываемом страхе и тех чудесах, что откроются ему внутри…
Он родился в тосканском Винчи, в субботу 15 апреля 1452 года. Было 3 часа ночи, когда свет увидел сын господина Пьеро, нотариуса, и внук господина Антонио. Ребенок получил имя Леонардо.
Рассказчик находится в мастерской великого изобретателя, отмечая, что это было единственное место, где Леонардо ощущал себя свободным.
Тяга к знаниям была главной особенностью разума Леонардо. Чтобы понимать вещи, достаточно хорошо их видеть, считал итальянский гений. Глаза – зеркало души.
В августе 1473 года Леонардо отправился в долину Арно. Ее он изобразил на рисунке, ведь там он научился наблюдать и изучать. В те годы природа была все еще самым близком другом Леонардо. Также она была его самым главным учителем.
Детство среди тосканских холмов закончилось в 10 лет, когда Леонардо вместе с отцом переехал во Флоренцию, где стал учеником маэстро Андреде Лироккио. Леонардо поступил в одну из лучших мастерских своего времени, настоящую кузницу талантов. Там он трудился в окружении других выдающихся мастеров, и среди них Леонардо отличался невиданной прозорливостью. Он будто наяву видел красоту полотен, и так улучшил картину с ангелом, что сам учитель пообещал больше не брать в руки красок. Леонардо называл живопись дочерью природы, при этом он сомневался в том, что понимал, как придать картинам движение и дыхание.
Эти вещи он будет искать всю жизнь. Леонардо мастерски использовал свет на своих полотнах.
Мастера всегда восхищало человеческое тело, его пропорции, скрытые механизмы. Своими руками он рассек свыше 30 трупов, чтобы понять, как устроена жизнь. Леонардо особенное внимание обращал на артерии, на сердце и кровеносную систему.
Леонардо стал жертвой наговора и был арестован по обвинению в содомии. Это абсурдное обвинение наложило тень на все его дальнейшие труды, однако Леонардо действительно интересовала природа и сущность совокупления. Исследователь боялся своих желаний и поэтому отправился в уединение.
Леонардо несколько лет писал картину, на которой был изображен сморщенный святой Иероним. В нем художник видел отображение греха, покаяния и искупления. Работа так и не была закончена. Считается, что выражение лица старика схоже с лицом самого мастера. Леонардо часто писал свои картины сначала на стекле. В попытке заполучить знание, он гнался за эмоциями, для чего обращался к библейским сюжетам.
«Поклонение волхвов» еще одна чудесная работа, оставшаяся незаконченной.
В 30 лет жизнь Леонардо резко и неожиданно изменилась. Разочарованный отправкой его с дипмиссией, он пытается предложить свои услуги правителю Ломбардии, Давиду Мора. Леонардо обещает открыть свои секреты, которую могут оказать неоценимую военную помощь. У него были проекты гигантских арбалетов, первых в мире танков и легких мостов. Как бы вскользь Леонардо добавляет, что «неплохо рисует».
Отец считает, что сын ненадежен и слишком медлителен для службы у Давида Мора. Леонардо с гневом отвечает, что недоволен тем, что лежит на поверхности. Мастер добавлял: «Тот, кто не ценит произведений – оскорбляет любовь тех, кто их создает». Леонардо был внебрачным сыном, но несмотря ни на что любил своего отца.
Леонардо переехал в Милан, став придворным артистом. Жизнь в новом городе придала импульс его творчеству. Там он изобрел понятие воздушной перспективы, показанной на картине с Мадонной в гроте. Леонардо обзавелся могущественным покровителем Людовико Моро.
Как-то раз господин попросил изобразить свою фаворитку Хилию Галлерани на картине, красивее которых мир еще не видел. Леонардо написал девушку с горностаем на руках, навсегда обессмертив мимолетное выражение красоты. Картина так и была названа – «Дама с горностаем».
Леонардо был последователем опыта и называл его своим учителем. На примере человеческого организма он изучал пропорции. Леонардо ввел понятие «золотое сечение», определяющее идеальные, «божественные», по его словам, пропорции. Через человеческое строение Леонардо видел весь мир в миниатюре. Для своих измерений он использовал троих манекенщиков и сердился за их «не универсальность». Исследования Леонардо обрели законченный вид в его знаменитом рисунке «Витрувианский человек», вписанным в круг и квадрат.
Леонардо берет себе юного ученика Салая, которому на примере приготовленного стеклянного шара показывает принцип работы человеческого глаза. Леонардо берется за изготовление гигантского бронзового коня – заказ Людовико Моро.
Задача сложна, ведь мастер видит скульптуру животного, вставшего на дыбы. 10 лет не хватило Леонардо, чтобы создать это изваяние, и результате заготовленная бронза пошла на отлитие пушек.
Леонардо оказался в нужде и пообещал больше не подвести своего заказчика. Благодаря неустанным наблюдениям, мастер умел изображать на бумаге мгновения. В 1494 году пришло время показать результаты работы – роспись стен монастыря. 3 года и все накопленные знания ушли у Леонардо на исполнение заказа. Работа стала манифестом современного искусства. Лодевико Моро обещал Леонардо виноградник поблизости от монастыря. Трудности возникли вокруг написания лица Иуды. За источником вдохновения Леонардо отправлялся в самые грязные закоулки города. И вот «Тайная вечеря» готова. Леонардо словно наяву общается с изображенными апостолами, «настраивая» им выражения лица. При этом сам он встает в центр картины, приняв на себя роль Иисуса. Леонардо запечатлел миг после слов божьего сына о том, что кто-то из учеников его предаст.
За столетия картина поблекла, но не потеряла своего великолепия.
После свержения Людовико Моро Милан оказался во власти французов, и Леонардо вернулся во Флоренции, продолжив творить там. Тогда он создал свою картину «Мадонна с младенцем», в которую вложил свои детские воспоминания. Мать Леонардо когда-то отказалась от него, чтобы подарить ребенку нормальное будущее. Теперь она умерла, и взрослый Леонардо лишь равнодушно считает расходы на похороны.
Леонардо напишет мертвецов со стиснутыми зубами и красный пепел войны. В 1502 году он недолго работал на службе у кровавого тирана Чезаре Борджиа. На должности главного архитектора Леонардо мог дать волю своим военным проектам, но он боялся оставлять свои чертежи, чтобы они не были обращены во зло. Когда считал войну вырождением ужаса, и в своих картинах выражал это в полной мере.
Леонардо продолжал экспериментировать с красками, отыскивая новые сочетания цветов. 9 июля 1504 умер отец Леонардо – Пьеро да Винчи. Даже на пороге смерти он так и не признал своего сына.
Тем не менее Леонардо было за что благодарить отца. Благодаря Пьеро да Винчи Леонардо познакомился с господином Франческо дель Джокондо. Его жена Лиза только что родила ему сына, и муж решил подарить ей картину. Получилась самая известная картина в истории человечества – «Мона Лиза». Написав этот шедевр, Леонардо покинул Флоренцию и вернулся в Милан, чтобы продолжить свои исследования.
К Леонардо приходит мальчик Франческо Мельци, посланный отцом, чтобы стать служить художнику. Леонардо планирует десять книг о живописи, добавив, что «мудрость – дочь опыта». Леонардо предстоит разобрать целый ворох бумаг – результат всей его жизни.
Проходят годы. Франческо стал молодым человеком, а Леонардо постарел. Формирование трудов Да Винчи окончено. К нему приходит позировать Салай. Художник использовал лицо своего безрассудного ученика для многих картин, но главной стала – «Иоанн-креститель». В 65 лет, оставив мечту о переезде в папский Рим, где блистали Микеланджело и Рафаэль, Леонардо переезжает во французский двор.
Улыбка Моны Лизы, безмятежная и меланхоличная, стала главной загадкой веков.
На склоне лет Леонардо получил всё, о чем мечтал: покровителя, деньги, дом и время, но он по-прежнему не может найти себе покоя. Леонардо рисует природу жестокой и губительной. Он понимает, что даже великому человеку не расшифровать картину мира. Леонардо знает много, но не знает еще больше. Мастер чувствует, что времени у него остается мало, и когда он научится жить, то сможет умереть.
мая 1519 года Леонардо да Винчи не стало. После него осталось более 1000 рисунков и изображений. До конца дней Франческо Мельци занимался их упорядочиванием.
Часть 1: Человек, который хотел все знать
Программа 1: Человек, который хотел все знать
Сейчас в Венеции Леонардо экспериментирует со своими изобретениями — гидрокостюмом и планером, — которые команда делает и ставит к тесту. Мы также видим, как он составляет карты для печально известного Чезаре Борджиа в опасных связях1.
Было много людей и покровителей, которые определили жизнь Леонардо да Винчи. Чтобы начать понимать жизнь и мысли этого великого человека, вам предстоит ознакомиться с его рисунками и заметками, более 6000 страниц которых сохранились до наших дней. Ведущий Алан Йентоб начинает свое путешествие по жизни этого замечательного человека не в Италии, а в Виндзоре, где королева Елизавета II хранит самую большую в мире коллекцию Леонардо.
В библиотеке Виндзора Алан обнаруживает, что для Леонардо рисование было не просто подготовительным этапом к его живописи, но и способом исследования и исследования мира природы. В отличие от большинства ученых своего времени, Леонардо не получил привилегированного образования. Рожденный незаконнорожденным, ему было отказано в некоторых образовательных привилегиях, но мы видим, что это оказалось преимуществом. Он был свободен думать, что хотел, и не сдерживался другими.
Перед нами открывается Леонардо, очарованный природой, наблюдающий за ней в мельчайших деталях, особенно за птицами и водой, а также непреходящую страсть к полетам.
Вслед за Леонардо 1492 проекта парашюта, мы экспериментируем, строим его, тестируем и находим… он работает!
Вдали от великих городов эпохи Возрождения Алан посещает тихий городок Винчи на склоне холма, где Леонардо начал свою жизнь, путешествуя во Флоренцию, чтобы увидеть, где Леонардо-подросток стал учеником мастера скульптуры Андреа дель Верроккьо, предвещая начало его большой творческой карьеры.
Из Флоренции Леонардо отправляется в Милан, а Алан следует по его стопам в замок герцога Миланского, одного из знаменитых покровителей Леонардо. В Милане он пишет серию картин, в том числе одну из любовниц герцога Сесилию Галлерани и религиозную картину «Мадонна в скалах». Он пытается завоевать расположение герцога Миланского, представляя проекты военных машин, в том числе танка. Но сработал бы танк? Следуя его проектам, мы бросаем вызов британской армии, чтобы построить его, в результате чего получилась впечатляющая работающая военная машина.
В Милане Алан обнаруживает занятого художника, помимо его живописи, его научных исследований и военных замыслов, он занимается еще двумя крупными заказами, одним из которых был монументальный Бронзовый Конь.
Это был самый амбициозный скульптурный проект той эпохи, высотой 24 фута. Другим его известным заказом была картина его шедевра «Тайная вечеря». Заняв у него четыре года, мы узнаем, почему это был художественный триумф, но техническая катастрофа. Художник Лео Стивенсон демонстрирует традиционный метод фресковой живописи, метод, отвергнутый Леонардо, с катастрофическими результатами.
Мы покидаем жизнь Леонардо во время большой неопределенности в его карьере. Политическая сцена менялась. Когда французы собираются вторгнуться и свергнуть его покровителя, герцога Миланского, Леонардо бежит из города, его глиняная модель лошади уничтожена, а его карьера поставлена под вопрос.
Леонардо да Винчи
Автор/ведущий: Алан Йентоб
Сериал Леонардо пытается написать биографию популярного, но во многом неправильно понятого Леонардо да Винчи. В этой серии из трех частей используются драматическая реконструкция, экспертный анализ и создание его машин, чтобы воплотить человека и его мечты в жизнь.
В то время как Леонардо широко известен как художник и изобретатель, в сериале рассказывается о его работе инженера, геолога, анатома и даже астронома. В этой серии мы строим и тестируем пять невероятных конструкций Леонардо — некоторые впервые — парашют, баллон, акваланг/трубка, планер и робот. Невероятно, но каждый дизайн оказывается удивительно пророческим.
Сериал BBC/OU Leonardo — это история жизни знаменитого и загадочного гения Леонардо да Винчи. Программы используют его оригинальные сочинения, экспертный анализ, драму и строят некоторые из его машин, чтобы воплотить человека и его мечты в жизнь. Снятый по всей Италии и приуроченный к 500-летию Моны Лизы, полудраматической биографии Леонардо да Винчи, состоящей из трех частей, написанной и представленной Аланом Йентобом.
ЭПИЗОДЫ:
* Человек, который хотел знать все
* Опасные связи
* Тайная жизнь Моны Лизы
Леонардо — Человек, который хотел знать все (2001) 900 подробности 90
Синопсис
Первая программа из трех частей, посвященных жизни, науке и искусству Леонардо да Винчи.


Самой известной из работ юного Леонардо, не потерявшейся, подобно другим, является ангел на верроккьевой картине «Крещение Христа».
Герцог поручил ему наблюдение за реконструкцией системы водопровода и канализации. «Он делал, – говорит Вазари, – рисунки мельниц, сукновальных машин и приборов, которые можно было пускать в ход силою воды». Промышленная техника не была единственной областью, отрывавшей внимание Леонардо от искусства. Ему приходилось заниматься и вопросами военной техники и военно-инженерного искусства.
Как считает К. Педретти: «Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи. Основание – оригинальность позы, яркая выразительность, которая как бы устанавливает символические отношения между аристократическим лицом женщины и геральдическим знаком зверька. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов пятнадцатого века: дается уже не профиль модели, как на медали, а трехчетвертное изображение, типичное для бюстов. В нем присутствует естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа».


