Будда что говорил: новинки, премьеры, актуальные тенденции в литературе

Содержание

Буддизм в 9 вопросах • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Антропология, История

Чем буддизм отличается от индуизма? Как посчитать будд? Действительно ли в мире буддистов много, а в Индии мало? Отвечаем на эти и другие вопросы об одной из крупнейших мировых религий

Автор Людмила Жукова

1. Кто придумал буддизм?

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы­. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX векаAmazon.com, Inc.

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла­ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест­вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма  На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро­да Шакья, принадле­жав­ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои­нов, родился в северной Индии, предполо­житель­но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген­дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло­гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет­ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет­вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель­ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь­ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

2. Чем буддизм отличается от индуизма?

Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века © Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0

Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать пред­ставители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуиз­ма  Индуизм — религия Индии, которую испо­ведует более 80 % населения страны. В отли­чие от буддизма, индуизм — нацио­нальная религия, принадлежность к которой опреде­ляется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных тради­ций, кото­рые, как принято считать, объеди­няет при­знание авторитета Вед — главного священ­ного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для про­никновения извне религии. Социальная структура индийского общест­ва была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определя­лась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллек­туально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распро­странен­ных в Индии, значительно уступая индуиз­му, исламу, христианству и сикхиз­му  Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе.. При этом основатель буддиз­ма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.

3. Что значит быть буддистом?

Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia Commons

На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые храни­лись в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддий­скую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упо­минанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».

Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелю­бо­дей­ствовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис­тианстве)?

Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of Art

В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница»  Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное сред­ство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредст­венно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последовате­лей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презри­тельно называют хинаяной, то есть «малой колес­ницей», — ведь оно предпола­гает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаяни­сты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добро­вольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.

Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н.  э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущест­венно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.

5. Будда один, или их много?

Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793–1794 годы Norton Simon Art Foundation

В буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужден­ных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшествен­ников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи  В переводе с санскрита — «любящий, милосердный».. Сейчас, как верят буддисты, бодхи­саттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».

6. Будда — это бог или нет?

Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, Boston

Как уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буд­дийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни сосед­ствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизнен­ного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном созда­вать особые миры — «поля Будды».

Прах Будды воспринима­ется как свидетель­ство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почита­нием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в пер­вых буддийских культовых соору­жениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»). Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхарми­ческом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.

Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские боже­ства — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддий­скому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчи­нены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо пере­родиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, пере­рождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.

7. Празднуют ли буддисты Новый год?

Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 годаClaremont Colleges Digital Library

В народном буддизме существует множество праздников — весьма популяр­ных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вооб­ще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых со­бытий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буд­дийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ пред­ков очень устойчив и играет огромную роль.

8. Есть ли у буддистов храмы?

Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX векаPixels

Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первона­чально ступы строились как реликварии, в которых хранились и по­читались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разно­виднос­тей ступ, и их архитектурный облик во мно­гом зависит от региональных традиций: они могут быть полу­сфериче­скими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хоро­шую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.

Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообраз­ные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддий­ского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.

9. Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал© Diomedia

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред­полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета­рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле­не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан­ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.

другие религии

 

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

 

11 вопросов про ислам

Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки

 

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век Rubin Museum of Art

Источники

  • Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады.

    М., 1993.

  • Ермакова Т. В., Островская Е. П.
     Классический буддизм.

    СПб., 1999.

  • Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня.

    М., 2014.

  • Smith Jo D. The Essence of Buddhism.

    London, 2006.

  • The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings.

    Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.

Теги

Шпаргалка
Азия
Стыдные вопросы

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Этикет дня

Извиняюсь

Марка дня

Первые марки СССР

Объявление дня

О ненависти к латиноамериканцам

Архив

История

Светлана Шейлз: «Самый счастливый день — когда я узнала, что у меня есть родственники в России»

Прогулки с отцом в Париже, чай у Куприна и долгожданная встреча с сестрой

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Традиции семьи и брака в буддизме

Будда учил, что в жизни мы постоянно испытываем страдания, причиной которых являются довлеющие над нами желания. Об­рести внутренний покой можно, следуя Вось­меричному Пути, который приведет нас к до­стижению Нирваны — состоянию сознания, в котором человек не испытывает алчности, ненависти и невежества, но находится в со­стоянии внутренней гармонии, чувствует глу­бокое сострадание ко всему живому.

Согласно учению Будды, чтобы последо­вать этому пути, человек должен стать мона­хом или монахиней, порвать все земные свя­зи и дать обет безбрачия.

«Мудрецы не называют сильными оковы из железа, дерева или волокон, гораздо сильнее оковы желаний, сделанные из золота и драго­ценных камней. Эти оковы кажутся гибкими, но они тянут человека вниз и их трудно пре­одолеть. Поэтому некоторые люди сбрасыва­ют эти оковы, отказываются от мирской жизни и следуют по пути отречения от удо­вольствий». /Будда, Дхаммапада

Однако многие люди не ощущают в себе признания принять монашеский сан. По мне­нию Будды, в этом случае они должны всту­пить в брак и быть хорошими мужем или же­ной, отцом или матерью. Тогда они также пойдут по пути духовного роста и на них сни­зойдет великое благословение. Поэтому Буд­да уделял большое значение семейным от­ношениям, считая, что они могут стать для человека источником огромного счастья или привести к страданиям.

«Поддерживать отца и мать,
Заботиться о жене и детях.
Иметь мирное занятие —
В чем величайшее блаженство.
Быть щедрым, добропорядочным.
Помогать близким и
Вести себя без греха —
Вот в чем величайшее блаженство». / Сутта Нипата

Буддизм учит, что чувство, которое многие люди называют любовью, — это больше наша потребность в других людях, нежели желание их благополучия. Когда один человек говорит другому: «Я люблю тебя», это часто означает: «Ты мне нужен». Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью.

А вместо этого лю­ди неустанно заботятся лишь о своем собст­венном благополучии. Именно эта потреб­ность в другом человеке, обусловленная эго­истичными желаниями, создает проблемы и страдания и отношениях между людьми.Будда не говорил о существовании Бога. Он считал, что размышления о существова­нии и происхождении Бога будут отвлекать человека от стремления к духовному росту и самосовершенствованию. Поэтому когда на­божный человек как-то спросил: «Кто такие Боги?», Будда ответил: «Пусть вашими Бога­ми будут отец и мать». Другими словами, лучший способ служения Богу — служение своим родителям.

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ 
Будда проповедовал, что материнская лю­бовь ближе всего к чистой любви или состра­данию, и именно она более всего доступна пониманию простого человека. Поэтому он говорил о благородной и самоотверженной любви матери к детям как об идеале для всех взаимоотношений.
«Как мать способна отдать жизнь за свое дитя, так и вы должны относиться ко всему живому». / Будда

Буддисты считают, что, размышляя о доб­роте матерей, можно прийти к пониманию того, что же такое вообще истинная самоот­верженная любовь. Вот что сказал один из буддистов о своей матери:
«Благодаря доброте моей матери передо мной открылась возможность пользоваться моим физическим телом и вести ту жизнь, которую я веду. Если бы она не заботилась обо мне, пока я был в ее чреве, я бы не родился на этот свет. Если бы она не кормила меня после моего ро­ждения, я бы не смог развить возможности моего тела: мои глаза не смогли бы видеть кра­соту этого мира, мои уши не смогли бы слы­шать самые прекрасные звуки, мои нос не смог бы наслаждаться изумительными ароматами, мой язык не смог бы вкушать различные дели­катесы, мое тело не смогло бы наслаждаться сексуальной любовью, и я не смог бы иметь детей. И умением, и творческой силой моих рук я также обязан доброте моей матери. Моя мать всегда заботилась обо мне, хорошо кормила ме­ня, защищала меня от опасностей, направляла меня в жизни и заставляла меня учиться, так что теперь я могу жить спокойно и имею доб­рую репутацию.
С того момента, как я помню себя, она беспокоилась и заботилась обо мне»
./Лама Зора Ринпоче, «Золотое солнце исполнения желаний».

УПРАЖНЕНИЕ 
Одно из буддийских медитаций посвящено осознанию доброты матери. Вы мо­жете попробовать его: Закройте глаза, чтобы избежать внешних отвлечений, и попытайтесь пред­ставить себе свою мать или того человека, который для Вас ассоциируется с об­разом идеальной матери, или того, к кому Вы относитесь как к матери. Подумай­те о том времени, когда она заботилась о Вас, когда Вы были ребенком. Вспомни­те о тех играх, в которые вы вместе играли; о том, чему она Вас научила, что она Вам дала, как она о Вас заботилась, когда Вы были больны. Пусть все воспо­минания возвратятся к Вам. Затем задумайтесь над утверждением: мать лю­бит своего ребенка, не ожидая ничего взамен. Больная и уставшая, выбившаяся из сил, она сделает все, что в ее силах, чтобы помочь своему ребенку. Даже если ребенок безразличен к ней или предает ее, мать будет продолжать любить его и заботиться о нем.

Попытайтесь взрастить в себе чувство тепла и благодарно­сти к своей матери

СЕМЕЙНАЯ ЭТИКА 
Будда впервые проповедовал свой кодекс социальной этики для людей, выбравших мирской образ жизни, обращаясь к молодому человеку по имени Силья. В этой речи Будда раскрыл обязанности родителей и детей, му­жей и жен, учителей и друзей. Проповедь Будды была записана и теперь известна под названием Сигалавада Сутта.

Обязанности родителей
Будда учил, что есть пять способов прояв­ления родителями любви к своим детям:

  • уводить их от зла;
  • побуждать их делать добро;
  • обеспечить их образование;
  • устроить им подходящий брак:
  • передать им в свое время наследство.

Первые несколько лет жизни очень важны для нашего формирования, и самое большое впечатление в это время производят на нас наши родители. Мы впитываем не только то, что они говорят, но и их самих и их поступ­ки. Мы входим в мир, будучи созданными ими и наследуя их моральные ценности. Вот почему необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достой­ным для подражания. Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя тради­ция одаривания: дарить пищу, подарки, гос­теприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буд­дистов — это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаим­ным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений все равно приводит нас к горь­кому сожалению и раскаянию.

Обязанности детей
Согласно учению Будды, существует пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родите­лям:

  • поддерживать своих родителей;
  • исполнять спои обязанности по отноше­нию к ним;
  • поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции;
  • вести себя так, чтобы быть достойными наследства;
  • исполнять свой ре­лигиозный долг и приносить религи­озные дары родите­лям даже после их смерти.

Будда говорил, что дети никогда не смогут отплатить своим роди­телям за то, что те дали им жизнь, за всю лю­бовь и доброту, кото­рые те подарили им. Если же родители не живут в соответствии с правилами предписа­ния, дети должны не отвергать их, а помочь им измениться.
«Кто бы ни побуж­дал своих неверующих ро­дителей, заставляет их обрести веру; кто бы ни побуждал своих безнравственных родителей, заставляет их стать нравственными; кто бы ни побуждал своих скупых родителей, застав­ляет их стать щедрыми; кто бы ни побуждал своих неразумных родителей, заставляет их стать мудрыми — так ребенок, делая это, мо­жет отдать свой долг и даже более, чем долг, своим родителям» ./ Будда

Супружество
Учение Будды по поводу брака основано на том, что каждая мысль, действие и слово должны быть направлены на благо супруга. Поэтому брак не должен заключаться под влиянием импульса, решение о нем созревает на основе усиливающегося взаимопонима­ния. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма суп­руги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заклю­чается ради интересов общины, а не только для счастья двоих. Как и любой жизненный опыт, брак дол­жен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является на­шим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.

Если и муж и жена стремятся быть друг с другом до конца своей жизни на земле и в своей будущей жизни, у них должна быть единая ве­ра, одни и те же добродетели, одинаковое ве­ликодушие и одинаковая мудрость; тогда они не потеряют друг друга из виду до конца своей жизни на земле и в будущей жизни. /Будда

Будда полагал, что в браке каждый из супруругов должен принимать на себя различные роли, с помощью которых он сможет допол­нять другого. Нет смысла в превосходстве од­ного над другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойст­вии и посвящении себя Праведному пути.

Обязанности мужа
Существует пять способов, которыми хо­роший муж выполняет свои обязанности по отношению к жене:

  • почитание ее;
  • уважительное к ней отношение;
  • верность;
  • признание ее авторитета;
  • проявление своей любви к ней с помощью подарков.

Обязанности жены
Есть пять способов, которыми хорошая жена проявляет любовь к своему мужу:

  • хорошее ведение домашнего хозяйства;
  • гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи;
  • верность;
  • забота об имуществе семьи;
  • с мастерство и трудолюбие в исполнении своих обязанностей.

Также Будда говорил, что хорошая жена:

  • относится к мужу с любящей симпатией, как мать;
  • проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;
  • рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;
  • послушна и верна ему, как верный слуга семьи.

Сексуальность

Будда не осуждал сексуальное влечение, но указывал, что к нему можно относиться по-разному:

  • мы можем зависеть от нашей сексуаль­ности в той мере, в какой она дает нам пра­ведное земное удовольствие и счастье; при этом оба, и мужчина и женщина, сильно за­висят друг от друга;
  • мы можем злоупотреблятьсексуально­стью и извращать ее похотью, ненавистью иалчностью. Если мы будем поступать так, то принесем боль и страдания и другим людям, и самим себе;
  • мы можем жить, не будучи зависимыми от сексуальности, но и не игнорируя ее есте­ственную природу; таким образом, мы осво­бодимся от зависимости от нее.

Последнее есть Средний путь, в котором сексуальность признается и воспринимается с пониманием, но без потворства тем ее про­явлениям, которые ведут к страданиям. При этом человек перестает быть рабом своих се­ксуальных желаний. Буддизм учит, что толь­ко в браке мы можем испытать любовь, сво­бодную от похоти и чувства вины, так как здесь секс становится естественным выраже­нием глубоких любящих отношений. Буддисты считают, что сексуальные отно­шения вне брака приносят страдания, т.к. будучи основаны главным образом на стремле­нии к удовольствию, а не на истинной люб­ви, они препятствуют нашему духовному рос­ту. Наши желания приобретают в этом случае еще большую власть над нами, и мысли о се­ксе заполняют наш ум. Используя других лю­дей как средство для удовлетворения наших собственных желаний, мы никогда не смо­жем по-настоящему узнать этих людей. Это вносит в отношения пустоту и вследствие этого чувство одиночества. Чтобы убежать от одиночества, люди пытаются найти другого партнера, тем самым только усугубляя проб­лемы. Для буддистов сексуальная свобода — это свобода от власти сексуальных желаний.

Супружеская неверность
Верность в браке признается абсолютной истиной. Согласно учению Будды, с момента заключения брака мужчина должен почитать всех женщин, кроме своей жены, как мать, се­стру или дочь, в зависимости от их возраста.
Четыре вещи случаются с безрассудным че­ловеком, который живет с чужой женой:

  • он унижает себя;
  • его удовольствие беспокойно;
  • люди его обвиняют;
  • он попадает в ад.

Да. Де­градация души, беспокойное удовольствие, опасность преступления закона, дорога в ад. Имея в виду все это, пусть человек не охотит­ся за чужими женами./Будда, Дхаммапада, 309-10

Что именно сказал Будда?

Введение

Краткий ответ на этот вопрос очень прост: мы на самом деле не знаем. Это, однако, не совсем приемлемый ответ для большинства людей, потому что за последние 2500 или более лет многие создали то, что, как они утверждали, были учениями, которые они получили непосредственно от Будды. Однако Будда учил 45 лет, и он, должно быть, разговаривал со многими людьми, которые могли получить его учение и интерпретировать его по-разному. На самом деле такое непонимание имело место еще при жизни Будды. В Палийском каноне записано, что Будда наказал двух монахов за искажение его учения: одного за то, что он сказал, что половой акт не является препятствием для святой жизни, а другого за то, что он сказал, что в процессе перерождения одно и то же сознание возрождается без изменений. Столкнувшись с ошеломляющим разнообразием буддийских сутр (пали: suttas ), все из которых претендуют на то, чтобы быть изначальными учениями Будды, совершенно законно для изучающих буддизм спросить: кто их написал? Как вы можете сказать, какие из них являются подлинными или точными? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно обратиться к истории развития буддийской религии, прежде чем рассматривать основные школы буддийской литературы.

 

Краткая история развития буддизма

 

Исторический Будда жил около 2500 лет назад. После своего просветления под деревом бодхи в возрасте 35 лет он продолжал проповедовать свое послание разным людям в течение следующих 45 лет, пока не скончался в возрасте 80 лет. любые писания любой религии (включая брахманизм) в любой форме во времена Будды. Как и любые другие религиозные учителя его дней (включая браминов), учения Будды передавались устно его ближайшими учениками. Со временем неудивительно, что его учения могли по-разному интерпретироваться и переинтерпретироваться его последователями, что породило сбивающее с толку разнообразие школ мысли и многочисленных традиций, каждая из которых настаивала на том, что поддерживает истинное учение Будда.

 

Исторический факт, признанный всеми буддийскими традициями, заключается в том, что через 3 месяца после кончины Будды 500 монахов собрались вместе на так называемом Первом совете, чтобы сопоставить учения Будды. На этом собрании, проведенном в пещере Саттапанни в Раджагахе при поддержке царя Аджатасатту, были отрепетированы сутт (санскрит: сутр ), и различным монахам было поручено запомнить эти беседы Будды. Такую же обработку проделали с 9.0007 Винаяс , дисциплинарные кодексы для монахов. Сообщалось, что этот Совет продлился 3 месяца. Следует отметить, что в то время существовала только одна Сангха (сообщество монахов) и один кодекс поведения. Была только одна полная запись сутт (не в письменной, а в устной форме), которая должна была быть учением Будды. Говорят, что достопочтенный Ананда Тхера, один из главных учеников Будды с лучшей памятью, декламировал каждую сутту, начинающуюся со фразы: «Так я слышал (пали: 9).0007 Эвам ме сутам )». Интересно отметить, что за этими словами неизменно следовали икам самаян («когда-то»), и это интерпретировалось как «я слышал когда-то», подразумевая, что следующее содержание сутты — это то, что автор слышал непосредственно от Будды. Однако Морис Уолш убедительно доказывал, ссылаясь на свидетельства из различных сутт, что это предложение следует разбить на две части, а «в свое время» относится не к «тому, что я слышал», а скорее к «одному дню (Господь Будда ……)», и, таким образом, содержание сутты было скорее «слухом» автора, чем то, что он услышал непосредственно от Будды (Примечание 1).

 

Второй Собор (историческое событие, также принятое всеми буддийскими традициями с некоторыми различиями в деталях) состоялся примерно через 150 лет после кончины Будды. Поводом для этого Собора стало появление так называемых «злых монахов», поведение которых стало отклоняться от общепринятой нормы, например, выпрашивание денег на базаре, употребление пищи в неположенное время и т. д. Раскола в фундаментальном строе не было. Буддийские доктрины на этом Соборе — просто подтверждение винай, а именно надлежащего поведения монахов.

 

Именно во время, или——— в зависимости от источника информации——— после Второго Собора произошел первый раскол в буддийской Сангхе. Более консервативная группа будет называться Стхиваравада (? W? y??), а противостоящая, более либеральная и более многочисленная группа называется Махасангхика (? j???). В течение следующих трехсот лет многие другие школы отделились от этих двух школ из-за разногласий между монахами в отношении того, как интерпретировать учение Будды. Впоследствии, кроме двух первоначальных «корзин» по Сутры, и Виная , каждая школа имела свою собственную версию трех корзин учений: Сутра, Виная и Абидхарма (которые анализировали учение Будды в соответствии с определенной школой буддизма) (Примечание 2). ). Ко времени великого индийского царя Ашоки (спустя более 200 лет после кончины Будды) всего было 18 школ (20 согласно источникам Махаяны). Вполне естественно, что каждая школа считала себя хранителем истинного учения Будды. Так, Сарвастивада (одна из ветвей Стхиваравады) Канон жалуется, что: «после нирваны Будды были помещены ложные сутры» и что «сформировалось много сект, которые искажают смысл и букву, как им вздумается» (примечание 3). .

 

В течение следующего тысячелетия различные буддийские школы продолжали развиваться и распространяться за пределы Индии. Вообще говоря, было два основных пути передачи. Южная передача пошла на Шри-Ланку и впоследствии распространилась на страны Юго-Восточной Азии, такие как Бирма, Таиланд, Камбоджа. Северная передача распространилась по Шелковому пути в Китай, а затем в Корею, Японию и Тибет. С исчезновением буддизма в самой Индии в 13 веке из-за иностранного мусульманского вторжения большая часть оригинальных санскритских писаний Северной передачи была утеряна. Однако многие из них сохранились в китайских и тибетских текстах. С другой стороны, писания Южной передачи остались нетронутыми из-за относительно стабильной обстановки в Шри-Ланке, где Южная передача имеет сильную власть.

 

Палийский канон в Южной передаче

 

Палийский канон, вероятно, является наиболее полным набором учений Будды, который у нас есть сегодня, и большая часть его содержания теперь доступна на английском языке. Согласно ему и сингальским хроникам, во время правления царя Ашоки в Индии среди буддистов в Индии царил хаос в том, что касается доктрин. Многие еретики (?~?D) проникли в Сангху, и многие учения изменились. Чтобы «очистить» учение Будды, царь Ашока выбрал 1000 учителей (по крайней мере, так говорили) для сопоставления окончательных учений. В то время любимой сектой короля была так называемая 9-я секта.0007 Вибхаджьявада секта (Примечание 4). Таким образом, подтвержденное учение было в основном доктриной этой секты. Впоследствии царь Ашока послал своего сына Махинду в сопровождении монахов распространять послание Будды. Взяли с собой (в мыслях, конечно) полный комплект Кэнона. Несколько сотен лет спустя (с 1 века до н.э. по 1 век н.э.) монахи в Шри-Ланке решили записать то, что они знали о сутрах, винаях и абидхарме. Языком Канона был индоарийский диалект пракрита (устный диалект без письменной формы), родственный санскриту. Монахи решили использовать сингальский (который был местным языком Шри-Ланки, ответвлением санскрита, доминирующего языка в Индии в то время) фонетику для записи текста. Слово Пали , на самом деле означает «текст». Таким образом, Канон впоследствии был известен как Палийский Канон, а язык в нем довольно неуместно упоминался как « Палийский язык ».

 

Тхеравадисты часто с гордостью заявляют о своем прямом происхождении со времен Будды и о том, что Палийский канон является прямой и полной записью учений Будды. Однако следует отметить, что на самом деле они являются потомками секты Вибхаджьявада (которая, в свою очередь, является производной от Стхавиравада ). Во время сопоставления Палийского канона во времена царя Ашоки это было только одна из многих сект, существовавших в Индии в то время. То, что только эти «тройные корзины» канона получили широкое распространение, произошло исключительно из-за царской милости. На самом деле, школа Сарвастивада , еще одна подгруппа Стхавиравада, , перебралась в Северную Индию и впоследствии оказала огромное влияние на последующее развитие буддизма там в течение следующих нескольких сотен лет. Следует также отметить, что монахи Шри-Ланки, вероятно, были известны как Vibhijyavada последователей до 11 века, когда их имя было изменено на Theravada (палийский эквивалент санскритского имени Sthaviravada ), чтобы подчеркнуть их прямое происхождение от Будды. Таким образом, в действительности Палийский канон лишь представлял учения Будды в соответствии с одной школой, появившейся более чем через 200 лет после ухода Будды. И потом, прошло еще 200 лет, прежде чем они были записаны. Это не говоря уже о том, что самым ранним вещественным свидетельством любых палийских канонических текстов является набор из двадцати золотых листов, найденных в кладе Кхин Ба Гон недалеко от Шри Кшетры (Бирма), который был датирован второй половиной V века нашей эры. (Примечание 5) Что касается великого буддийского царя Ашоки, хотя он оставил большое количество надписей на скалах и столбах, которые археологи могут изучать до сих пор. Он, как ни странно, никогда не упоминал никаких ключевых буддийских сотериологических понятий, таких как ниббана .

 

Хотя можно усомниться в точности устной передачи сутры за такой длительный период времени. Было указано, что задолго до Будды брамины разработали систему, обеспечивающую точную передачу священных текстов на протяжении веков с очень небольшими вариациями (Примечание 6). Но, с другой стороны, столкнувшись с социальными изменениями и различными требованиями общества, монахам, возможно, придется внести соответствующие изменения в сутру, чтобы достичь своей цели распространения Дхармы. Это могло произойти до или после того, как учения были записаны (Примечание 7). Таким образом, в то время как в некоторых суттах имеется достаточно текста, указывающего на то, что Будда ненавидел совершение чудес, в другом месте Палийского канона есть описание того, как Будда совершал целую серию чудес, чтобы обратить людей в свою веру ( Примечание 8).

 

Агамы

 

Термин Агама на самом деле означает «то, что сошло» (то есть из прошлого в настоящее). Этот термин относится к набору священных писаний в индуизме, буддизме и джайнизме, с особым значением в каждом случае.

 

Четыре сборника буддийских агам (???t?g) появляются в Восточноазиатском каноне Махаяны:. Чанг Ахандж ? нг т?г), Ж ? нг Ахандж ? нг (?????t?g), Zá Ahanj ? ng (?????t?g) и Экоттара Агама или Z ? нгй ? Ахандж ? нг (?W?@???t?g). Они соответствуют Дигха-никае (????), Маджхима-никае (????), Самьютта-никае (??????) и Ангуттара-никае (?W?䳡) Палийского канона ( Примечание 9) соответственно. Хотя в тексте есть сходства, есть также много различий (Примечание 10), поскольку китайская коллекция менее полна. Таким образом, китайцы За Ахань ? нг (?????t?g) содержит только 1362 сутры по сравнению с 2875 сутрами в Палийской Самьютта Никае (??????), среди которых только одна треть подобна, в то время как 120 из них находятся в факт аналогичен тому, что содержится в Палийской Маджхима Никае (????). Точно так же Палийская Ангуттара Никая (?W?䳡) содержит 2198 сутр, в то время как китайская Z ? нгй ? Ахандж ? нг (?W?@???t?g) имеет всего 472 сутры, среди них только 135 подобных (Примечание 11).

 

Все ученые согласны с тем, что палийские никаи и китайские агамы восходят к самым ранним записям учений Будды, хотя они расходятся во мнениях относительно того, какая часть писаний является самой ранней. На самом деле, если кто-то может сравнить сутры в Палийском каноне и сутры в китайских Агамах, он должен лучше понять, что представляет собой самая ранняя запись (поэтому менее подверженная последующему искажению и неправильному переводу) учения Будды. является. К сожалению, для этого потребуется, чтобы ученые знали как пали, так и древнекитайский язык, а таких людей должно быть очень мало. Примечательно, что в настоящее время ведется определенная работа по переводу частей Палийского канона на современный китайский язык (Примечание 12).

 

Сутры Махаяны

 

Исторически сложилось так, что многие сутры Махаяны (например, хорошо известная сутра Лотоса, сутра Сердца и сутра Амитабхи) были одобрены на так называемом Четвертом буддийском соборе, проводимом императором Кушана ( Кушанская империя находилась в Северной Индии на территории нынешнего Пакистана) около 100 г. н.э. Этот совет не был признан традицией Тхеравады, и они считали, что эти сутры не представляют истинных слов Будды. Однако, согласно традиции Махаяны, эти сутры действительно являются словами Будды. Именно потому, что люди прежних времен еще не приобрели способности понимать эти учения, они были скрыты в царство нагов ( или дракон) перед тем, как всплыть на поверхность 500 лет спустя, когда появились люди, способные получить эти учения. Глядя на проблему под другим углом, такие ученые, как Д.Т. Судзуки полагает, что доктрины Махаяны фактически были найдены в зародышевой форме в словах Будды и что им потребовалось несколько столетий, чтобы раскрыться, и что так называемые школы Хинаяны не смогли понять всего значения учения Будды (Прим. 13).

 

Один из способов составления новых сутр заключался в том, чтобы монахи занимались глубокой медитацией и получали новые учения от Будды (и других будд). Таким образом, в Pratyutpanna Sutra (один из многих текстов Махаяны, переведенных на китайский язык кушанским монахом Локакесмой, жившим в столице Китая Лояне между 178 и 189 г. 14). Такого рода практики могли быть источником многих сутр Махаяны.

 

В любом случае, махаянисты считают свои сутры окончательным и высшим учением Будды и превосходят все предыдущие учения. Любой, кто распространяет слова этих сутр, будет вознагражден заслугами, а те, кто говорит о них плохо, будут наказаны получением недостатков. Эти сутры Махаяны были написаны на санскрите (или близкородственных его вариантах), поскольку сочинившие их монахи были из Северной Индии, где в то время этот язык был доминирующим. Многие из этих сутр были переведены на китайский и тибетский языки, а первоначальная санскритская версия в основном утеряна. Ученые также в целом согласны с тем, что многие сутры Махаяны развивались в течение длительного периода времени, прежде чем принять свои окончательные формы. Другими словами, они постоянно модифицировались монахами в религиозных и/или социальных целях в течение длительного периода времени.

 

Безусловно, между учениями Махаяны и другими учениями есть много существенных различий. Таким образом, в то время как высшей целью в буддизме Теревады является архатство, махаянисты смотрят дальше на достижение состояния будды. Другим примером является принцип так называемого «искусства в средствах», который, безусловно, является нововведением Махаяны, позволяющим развиваться различным формам учений в соответствии с социальной средой, в которой монахи оказывались в разное время и в разное время. места. Таким образом, хотя «не лги» является общепринятой заповедью для практикующих буддистов, один известный отрывок из третьей главы Лотосовой сутры потворствует лжи в случае необходимости, подобно тому, как отец лжет своим трем детям, чтобы выманить их из дома. дом, который горел. Дети не подозревают об опасности и продолжают играть в доме. Отец обещает им три разных вида игрушечных тележек, а затем, когда дети благополучно покидают дом, дает им только одну повозку. Сутра оправдывает действия отца, говоря, что только одна из колесниц является высшей и что детям не следует давать низшие колесницы. Смысл этой притчи очевиден: цель оправдывает середину, лишь бы намерение было благим.

 

Так что же на самом деле является словами Будды? Во что нам верить?

 

Заключение

 

На самом деле невозможно узнать, что именно сказал Будда, особенно в тех областях, где кажется, что существует конфликт между учениями различных школ буддизма. Однако для изучающих буддизм, возможно, Калама-сутта в Палийском каноне будет наиболее поучительной в этом отношении. В этой сутте люди Каламы спрашивают Будду, как сделать выбор между учениями разных учителей, прошедших через их деревню. Ответ Будды состоит в том, что каждый должен составить собственное мнение о религиозных доктринах; и нужно не принимать учение на веру, а проверять его на пробном камне собственного опыта (примечание 15). Это, безусловно, слова человека, который уверен в своих учениях, и люди, которые следуют его советам, в конечном итоге обратятся в веру.

 

 —КОНЕЦ—-

 

Примечания и ссылки

1.     Так я слышал—— The Buddha Way Society, 90 . К. (, том 69:3, ноябрь 1994 г., стр. 167).

2.     Буддийская мысль — полное введение в индийскую традицию Пола Уиллианса с Энтони Трайбом, опубликовано Routledge (2000), стр. 31

3.     Буддизм Махаяны — Основы доктрины Пола Уильямса, опубликовано Routledge, 1989, стр. 7.

4.     Вибхаджьявдины (???O????) (пали: Вибхаджджавада). Школа, происхождение которой неясно. Значение этого термина, не обязательно ограниченное этой школой, заключается в методе конкретизации при рассмотрении спорных вопросов. Предполагается, что эта школа была создана, чтобы сгладить различия между Стхавирами и махасами. Абхидхарма-пинчака, «в том виде, в каком она представлена ​​в Палийском каноне, является определенной работой этой школы» (от Цифровой словарь буддизма —— С Мюллер.

5.     Как зародился буддизм — обусловленный генезис ранних учений Ричард Ф. Гомбрих, 1996, Munshiram Manoharlal Pubishers Pvt.Ltd (Индия), стр. 9.

6.     Социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо Ричарда Ф. Гомбриха, Рутледж, 2-е издание, 2006 г., стр. 20. Ранние учения byRichard F Gombrich, 1996, munshiram Manoharlal Pulbishers Pvt.Ltd (Индия), стр. 70.

9.    Палийский канон фактически содержит 5 никай, из которых четыре выше плюс Кхуддака-никая(?p??), большая часть которых некоторые ученые считают, что это более позднее добавление в Шри-Ланке из-за отсутствия китайского перевода (китайский перевод сутр начался примерно в 1 веке нашей эры).

10. Причина различий в том, что, помимо возможного искажения текста при передаче и переводе, китайские агамы также происходили из разных сект, т.е. те из Сарвастивады, Дхармагуптаки и Махасангхики и, следовательно, различия в содержании текста.

11.?Ԩ? ???{?ȥ??p?ʬ? —?C???z?s?? ,?????L???ƥX??,2004 ?~??,59??

12. Группа переводчиков пали (?ڧQ??½Ķ??) из монастыря Чи Линь (?ӽ??b?b) в Гонконге с 2005 г. опубликовала две книги избранных отрывков из Палийского канона на современном китайском языке.

13. Цитата из Буддийская философия — исторический анализ Дэвида Дж. Калупахана, University of Hawaii Press, 1976, стр. 164.

14. Буддийская мысль — полное введение в индийскую традицию Пола Уиллианса с Энтони Трайбом, опубликовано Routledge (2000), стр. 109.

15. Буддизм Тхеравады —- Социальная история от древнего Бенареса до современности
Коломбо издание, 2006 г., стр. 73.

 


Кем был Будда и чему он учил?

«Будда» означает «тот, кто бодрствует». Будда, живший 2600 лет назад, не был богом. Это был обычный человек по имени Сиддхартха Гаутама, чьи глубокие прозрения вдохновляли мир.

Скульптура Будды Шакьямуни, касающегося земли в момент достижения просветления. 11-12 века, Центральный Тибет. Латунь с цветными пигментами. Фото предоставлено The Met.

Содержание

  • Кем был Будда?
  • Что мы знаем об историческом Будде?
  • Были ли другие Будды?
  • А как насчет Будд в буддийском искусстве?
  • Поклоняются ли буддисты Будде?
  • Чему учил Будда?
  • Что такое просветление?
  • Есть ли буддийская Библия?
  • Дополнительное чтение

Кем был Будда?

Будда — это не имя, а титул. Это санскритское слово, которое означает «человек, который бодрствует». То, что будда бодрствует с 90 317 по 90 318, и есть истинная природа реальности.

Проще говоря, буддизм учит, что все мы живем в тумане иллюзий, созданных ошибочными представлениями и «нечистотами» — ненавистью, жадностью, невежеством. Будда — это тот, кто освободился от тумана. Говорят, что когда будда умирает, он или она не перерождается, а переходит в покой Нирваны, которая является не «небом», а измененным состоянием существования.

В большинстве случаев, когда кто-то говорит, что — это Будда, это относится к исторической личности, которая основала буддизм. Это был человек по имени Сиддхартха Гаутама, живший на территории нынешней северной Индии и Непала около двадцати пяти столетий назад.

Что мы знаем об историческом Будде?

Дерево Бодхи, где Будда достиг просветления, в Бодхгае, Индия. Фото Марджи Сэвидж.

Традиционная история начинается с рождения Сиддхартхи Гаутамы в Лумбини, Непал, примерно в 567 г. до н.э. Он был сыном короля, выросшим в защищенной роскоши. Он женился и имел сына.

Принцу Сиддхартхе было двадцать девять лет, когда его жизнь изменилась. В карете за пределами своих дворцов он сначала увидел больного, потом старика, потом труп. Это потрясло его до глубины души; он понял, что его привилегированный статус не защитит его от болезней, старости и смерти. Когда он увидел духовного искателя — нищенствующего «святого человека» — в нем возникло стремление искать душевный покой.

Он сидел в медитации под «деревом Бодхи», пока не достиг просветления.

Принц отказался от мирской жизни и начал духовные поиски. Он искал учителей и наказывал свое тело аскетической практикой, такой как экстремальные, длительные посты. Считалось, что наказание тела — это способ возвысить разум и что дверь к мудрости находится на краю смерти. Однако через шесть лет этого принц почувствовал лишь разочарование.

В конце концов, он понял, что путь к миру лежит через умственную дисциплину. В Бодх-Гайе, в современном индийском штате Бихар, он сидел в медитации под фикусом, «деревом Бодхи», пока не проснулся или не достиг просветления. С этого времени он будет известен как Будда.

Керамическая скульптура Будды, достигшего окончательного трансцендентного состояния, известная как паринирвана после его смерти. в. 1503 г., Цяо Бинь. Фото предоставлено The Met.

Он провел остаток своей жизни, обучая людей тому, как достичь просветления для себя. Свою первую проповедь он произнес в современном Сарнатхе, недалеко от Бенареса, а затем ходил из деревни в деревню, по пути привлекая учеников. Он основал первоначальный орден буддийских монахинь и монахинь, многие из которых также стали великими учителями. Он умер в Кушинагаре, расположенном на территории нынешнего штата Уттар-Прадеш на севере Индии, около 483 г. до н.э.

Традиционная история жизни Будды может не соответствовать действительности; у нас нет возможности узнать наверняка. Историки сегодня в целом согласны с тем, что был историческим Буддой, и что он жил где-то в 4-6 веках до нашей эры, плюс-минус. Считается, что по крайней мере некоторые проповеди и монашеские правила, записанные в древнейших писаниях, являются его словами или чем-то близким к его словам. Но это все, на что способны большинство ученых-историков.

Были ли другие Будды?


Один из архатов Будды. 19 век, Китай. Древесина с пигментом. Фото предоставлено The Met.

В буддизме Тхеравады — доминирующей школе Юго-Восточной Азии — считается, что на каждую эпоху человечества приходится только один будда; каждый век — это невообразимо долгое время. Будда нынешнего века — это исторический Сиддхартха Гаутама. Другой человек, достигший просветления в этот век, не называется буддой. Вместо этого он или она является архатом  (санскрит) или архатом 9.0318  (пали) — «достойный» или «совершенный». Принципиальное различие между архатом и буддой состоит в том, что только будда является учителем мира, тем, кто открывает двери для всех остальных.

Ранние писания называют других, кто жил в невообразимо далекие ранние века. Есть также Майтрейя, будущий Будда, который появится, когда вся память об учении нашего Будды будет утеряна.

Существуют и другие основные традиции буддизма, называемые Махаяна и Ваджраяна, и эти традиции не ограничивают число будд, которые могут существовать. Однако для практикующих буддизм Махаяны и Ваджраяны идеалом является бодхисаттва , тот, кто дает обет оставаться в мире, пока все существа не достигнут просветления.

А как насчет Будд в буддийском искусстве?

Амитабха в Сукхавати. Танка из Центрального Тибета. Предоставлено Фриером Саклером.

Существует множество будд, особенно в писаниях и искусстве Махаяны и Ваджраяны. Они представляют аспекты просветления, а также представляют нашу глубочайшую природу. Некоторые из наиболее известных культовых или трансцендентных будд включают Амитабху, Будду Безграничного Света; Бхайшаджьягуру, Будда Медицины, олицетворяющий силу исцеления; и Вайрочана, универсальный или изначальный Будда, представляющий абсолютную реальность. То, как расположены будды, также имеет особое значение.

Небольшая скульптура Хотея, смеющегося монаха, которого часто ошибочно принимают за исторического Будду. 19 век, Япония. Фото предоставлено The Met.

Лысый, пухлый, смеющийся парень, которого многие жители Запада считают Буддой, — персонаж китайского фольклора десятого века. Его зовут Будай в Китае или Хотей в Японии. Он олицетворяет счастье и изобилие, является защитником детей, больных и слабых. В некоторых историях он объясняется как эманация Майтрейи, будущего Будды.

Буддисты поклоняются Будде?

Фото Дэвида Габриэля Фишера.

Будда не был богом, и многие знаковые фигуры буддийского искусства не предназначены для изображения богоподобных существ, которые сделают вам одолжение, если вы будете им поклоняться.

Говорят, что Будда критически относился к поклонению. В одном писании ( Сигаловада Сутта, Дигха Никая 31) он встретил молодого человека, занимающегося практикой ведического поклонения. Будда сказал ему, что более важно жить ответственно и этично, чем поклоняться чему-либо.

Вы можете подумать о поклонении, если увидите, как буддисты кланяются статуям Будды, но происходит кое-что еще. В некоторых школах буддизма поклоны и подношения являются физическим выражением отказа от эгоистичной, эгоцентричной жизни и обязательства практиковать учения Будды.

Чему учил Будда?


Дхармачакра, или «колесо дхармы», представляющее учение Будды о Благородном восьмеричном пути. 13 век, Япония. Позолоченная бронза. Фото предоставлено The Met.

Когда Будда достиг просветления, он понял еще кое-что: то, что он воспринял, было настолько далеко за пределами обычного опыта, что его нельзя было полностью объяснить. Таким образом, вместо того, чтобы учить людей, во что верить, он учил их достигать просветления для себя.

Основополагающее учение буддизма — Четыре благородные истины. Очень кратко Первая Истина говорит нам, что жизнь — это 90 317 дуккха 90 318, слово, которое не совсем точно переводится на английский язык. Его часто переводят как «страдание», но оно также означает «напряженный» и «неспособный удовлетворить».

Вторая Истина говорит нам, что у дуккхи есть причина. Непосредственной причиной является страстное желание, а страстное желание происходит от непонимания реальности и незнания себя. Из-за того, что мы неправильно понимаем себя, мы пронизаны тревогой и разочарованием. Мы воспринимаем жизнь узким, эгоцентричным образом, проживая жизнь, страстно желая того, что, как мы думаем, сделает нас счастливыми. Но мы находим удовлетворение только на короткое время, а затем снова начинаются тревога и страстное желание.

Третья Истина говорит нам, что мы можем узнать причину дуккхи и освободиться от хомячьего колеса стресса и тяги. Однако простым принятием буддийских верований этого не добиться. Освобождение зависит от собственного понимания источника дуккхи. Тяга не прекратится, пока вы сами не поймете, что ее вызывает.

Четвертая Истина говорит нам, что озарение приходит через практику Благородного Восьмеричного Пути. Восьмеричный путь можно объяснить как набросок восьми областей практики, включая медитацию, осознанность и этическую жизнь, приносящую пользу другим, которые помогут нам жить более счастливой жизнью и обрести мудрость просветления.

Что такое Просветление?

Голова Будды. 5-6 век, Афганистан. Штукатурка. Фото предоставлено The Met.

Люди воображают, что просветление означает постоянное блаженство, но это не так. И достижение просветления не обязательно происходит сразу. Проще говоря, просветление определяется как полное восприятие истинной природы реальности и нас самих.

Просветление также описывается как восприятие природы будды, которая в буддизме Ваджраяны и Махаяны является фундаментальной природой всех существ. Один из способов понять это — сказать, что просветление Будды всегда присутствует, осознаем мы это или нет.

Таким образом, просветление — это не качество, которым обладают одни люди, а другие — нет. Осознать просветление означает осознать то, что уже есть . Просто большинство из нас потерялись в тумане и не могут его увидеть.

Есть ли буддийская Библия?

Фото Абишека Сундарама.

Не совсем так. Во-первых, несколько школ и деноминаций буддизма не используют один и тот же канон священных писаний. Текст, признанный одной школой, может быть неизвестен в другой.

Кроме того, буддийские писания не считаются богооткровенными словами, которые следует принимать без вопросов. Будда учил нас не принимать учение только об авторитете, а исследовать его самостоятельно. Многие сутры и другие тексты предназначены для того, чтобы направлять нас, а не внушать нам доктрины.

Важно то , что буддизм — это не то , во что вы верите , а то , что вы делаете . Это путь как личной дисциплины, так и личного открытия. Люди шли по этому пути на протяжении 25 веков, и к настоящему времени существует множество направлений, указателей и указателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *