Благородный муж конфуций: Конфуцианство. Понятие «благородный муж»

Цзюнь-цзы («Благородный муж») в учении Конфуция — Новости Оптом

Содержание статьи:

  • Основные вехи жизни великого мудреца Конфуция
  • Понятие конфуцианства
  • Личная жизнь и последние дни китайского гения
  • Популяризация китайского учения в Европе
  • Понятие «благородного мужа» в конфуцианстве
  • Цитаты о Цзюнь-цзы

Каждый просвещенный современник знает имя известного китайца Конфуция. И не зря. Учением древнего мыслителя воспользовались многие восточные страны для построения государственной идеологии. Его мысли очень повлияли на жизнь многих людей. Его книги стоят в Китае наравне с буддизмом.

Конфуций не просто древний мыслитель и философ Китая, но и первооткрыватель в составлении концепции гармоничного и нравственного общества. По его понятиям, человек должен стремиться к гармонии с собой и окружающим миром. Вот уже больше 20 веков прошло после его смерти, а философские рассуждения и афоризмы не утратили своего значения. Особенно важны его размышления об идеальной личности, которую он называет «благородным мужем».

Вам будет интересно:Неомарксизм — это… Основные идеи, представители, направления

Основные вехи жизни великого мудреца Конфуция

Настоящее имя китайского философа Кун Цю, в литературе встречается Кун Фу-Цзы или Цзы (учитель). Конфуцию посчастливилось родиться в семье, относящейся к династии императора Чжоу Чэнь-вана. Его отцу, который был полководцем, было подарено княжество Сун и высокий титул. Потом семья обеднела и переселилась на север Китая. Там и появился на свет от молодой наложницы отца Конфуций.

Вам будет интересно:Леонардо Бруни: биография, философия и основные идеи

О его рождении говорят, как о чуде. Якобы, семнадцатилетняя наложница рожала его на высоком холме, под тутовым деревом. Младенца после рождения сразу обмыли в родниковой воде. После этого источник высох. Отец умер, когда мальчику исполнилось полтора года. Молодая мать с сыном жили вдвоем очень бедно.

Она старалась привить мальчику чувство достоинства. Тот проявлял трудолюбие, хорошо учился, осваивал знания, необходимые детям из аристократических семей. Уже в 20 лет он стал служить при дворе богатой семьи Цзи.

Со временем империя Чжоу стала ущербной: народ обнищал, шли междоусобные войны. Когда умерла мать Конфуция, ему пришлось, по традиции, взять трехлетнюю отставку, чтобы соблюсти траур. В эти годы он изучил древние книги, на основе которых создал философские размышления, обучающие созданию гармоничного общества.

Вам будет интересно:Хань Сян Цзы: бессмертная мудрость

В 44 года мудрец стал правителем резиденции княжества Лу, потом работал в судебной службе. Ему хотелось, чтобы все люди знали свои обязанности. Политика государства философу не нравилась, он ушел с поста и стал проповедовать свое учение. Он вернулся в родные места, обзавелся учениками и выпустил несколько книг.

Понятие конфуцианства

В III веке нашей эры китайцы обратились к учениям Конфуция. Во главе китайской морали, образа мышления этого народа стало конфуцианство. Облик цивилизации Поднебесной сформировался именно благодаря этой философии. Она призывает создать общество с полнейшей гармонией. Каждому члену этого света предначертано свое место и своя роль. Основой гармонии между начальствующими и подчиненными стала лояльность. Конфуций призывал к формированию пяти главных качеств, без которых нельзя говорить о праведности человека. Речь идет об уважении, справедливости, ритуале, мудрости, благопристойности.

Конфуций уже в те времена создал схему достижения цели. Следуя ей, можно стать успешным человеком. В Китае существует много философских школ, около 100. Конфуцианство обращается к разуму человека. Сегодня в городе Цюйфу, где раньше был дом философа, построили храм. Эта местность занесена в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО.

Личная жизнь и последние дни китайского гения

Когда Конфуцию исполнилось 19 лет, он взял в жены девушку из знатного рода. В браке у них родился сын и дочь. В 66 лет мыслитель стал вдовцом. Все больше времени он уделял своим последователям. В 479 г. до н. э. его не стало.

В память о философе в 1302 году открыли пекинский храм. Это огромный комплекс, площадью в 20 000 м2. Здесь на 189 каменных стелах высечены названия 13 книг Конфуция.

Популяризация китайского учения в Европе

В XVII веке мода на восточную культуру пришла в Европу. О Конфуции и здесь заговорили. Конфуцианство получило широкое распространение. Европейцы стали поддерживать суждения о том, что путь человечества в смирении. Рациональное учение гения обращается к разуму человека.

Часто не только в Китае проводят торжества в честь Конфуция. 1984 год ознаменовался проведением Международного фестиваля конфуцианской культуры. В Китае учреждена премия его имени в образовательной сфере.

Понятие «благородного мужа» в конфуцианстве

Сегодня можно свободно приобрести книги Конфуция: «Беседы и суждения», «Великое учение», «Конфуций о любви», «Конфуций о бизнесе».

В сборнике «Луньюй. Изречения» очень много цитат Конфуция о благородном муже. Под этим понятием подразумевают идеальную личность. Человек должен стремиться к совершенству, образцу. Чему учил Конфуций в своей книге? Он идеализирует настоящую личность в человеческом плане. Под «благородным мужем» он подразумевает отношение к аристократическому сословию и человеческому совершенству. Философ считает, что для этого нужна упорная духовная работа. Человеческим совершенством могут стать не только привилегированные личности.

• Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

• Порядочный муж всегда думает о добродетели; простолюдин думает об удобстве.

• Достойный муж встречает гнев и милость высших с равным достоинством.

• Великодушный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.

• Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле, и быть голодным. Он может посвятить себя учению, и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

• Доблестный муж думает о сложном. Низкий человек думает о том, что выгодно.

• Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Великий мудрец считал, что бедных и богатых нужно воспитывать одинаково. Самым главным в этом деле должна быть мораль.

• Благородный человек не возвышает никого за речи, но не отвергает и речей из-за того, кто их говорит.

• Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах.

• Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

• Благородный муж предан учению.

Цитаты о Цзюнь-цзы

«Благородный муж» на китайском звучит как «цзюнь-цзы». Конфуций считал, что на протяжении своей жизни человек должен проявить свои самые лучшие качества. Наряду с государственным управлением он ставил этику. Она очень влияет на состояние дел в обществе.

• Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но, когда его обманывают, он первый замечает это.

• Благородный человек подобен колоколу: не ударишь в него — не зазвенит.

• Достойный гражданин помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.

• Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Воспитанная личность должна была стать опорой государства. Такие мужи — пример для других. Они помогают людям раскрыть в себе лучшие качества. Настоящий человек никогда не наделен мятежностью, он спокоен.

• Благородный в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

• Благородный встречает гнев и милость высших с равным достоинством.

• Благородный думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.

• Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Достойный муж стремится к справедливости, а не к выгоде. Для такого человека, по Конфуцию, превыше всего долг. Философ отбрасывает упрямство, но оправдывает прямоту и твердость.

Великий Конфуций считал, что Небо может наделить человека совершенными качествами: милосердием, сдержанностью, скромностью, любовью к людям, альтруизмом. Философ призывает истинного мужа изучать древние книги, заимствовать опыт предков. Также построение идеального общества мыслитель не видел без покорности и искренности к начальству, правителю. Главным принципом сяо было сыновнее благочестие, любовь сына к отцу.

Источник

Конфуций цитата: Благородный муж прям и тверд, но не упрям.

—  Конфуций

Последнее обновление 26 марта 2023 г. История

Темы
муж, прямая

Конфуций
214древний мыслитель и философ Китая -551–-479 до н.э.

Похожие цитаты

„Учитель сказал: «Благородный муж — не орудие.»“

—  Конфуций древний мыслитель и философ Китая -551–-479 до н.э.

„Вернулся муж, а мы в прямом эфире…“

—  Владимир Петрович Вишневский российский поэт, юморист 1953

„Смотри без суеты вперед.
Назад без ужаса смотри.
Будь прям и горд,
Раздроблен изнутри, на ощупь тверд.“

—  Иосиф Александрович Бродский российский и американский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1940–1996

„Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.“

—  Конфуций древний мыслитель и философ Китая -551–-479 до н.э.

„Помыслы благородного мужа – как голубизна небес и блеск солнца: не заметить их невозможно. Талант благородного мужа – как яшма в скале и жемчужина в морской пучине: разглядеть его непросто.

—  Хун Цзычен

„Друг мой, благородному дружеству учись,
У мужей, о юноша, мужеству учись.“

—  Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами персидско-таджикский поэт-мистик, суфийский шейх, теолог, философ, теоретик музыки 1414–1492

„Живу привольно и кудряво,
поскольку резво и упрямо
хожу налево и направо
везде, где умный ходит прямо.“

—  Игорь Миронович Губерман советский и израильский писатель, поэт 1936

„Благородный муж, который неискренне делает добро, не отличается от низкого человека, который творит зло. Благородный муж, который изменил своим принципам, хуже низкого человека, который решил измениться к лучшему.“

—  Хун Цзычен

„Не враждуй с низким человеком, ведь он имеет врагов лишь среди ему подобных. Не угождай благородному мужу, ведь он не оказывает услуги из корысти.“

—  Хун Цзычен

„Он богат, а я возвышен духом. У него высокий чин, а я следую долгу. Благородный муж никогда не позволит сильным мира сего связать себя. Человеческое упорство одержит верх даже над Небом. Постоянство помыслов перевернет целый мир. Благородный муж от самого творца всего сущего не примет обличия помимо своей воли.“

—  Хун Цзычен

„Достойный человек не идет по следам других людей. Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.“

—  Конфуций древний мыслитель и философ Китая -551–-479 до н.э.

„Благородный муж, попав в беду, не горюет, а оказавшись на пирушке, не сторонится веселья. Он не робеет перед сильными мира сего и сострадает убогим и сирым.“

—  Хун Цзычен

„Душа жены – хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы; она есть сила, удерживающая его на прямой дороге, и проводник, возвращающий его с кривой на прямую; и наоборот, душа жены может быть его злом и погубить его навеки.“

—  Николай Васильевич Гоголь русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист 1809–1852

«Выбранные места из переписки с друзьями»
Из статей

„Без равенства нет брака. Жена, исключённая из всех интересов, занимающих её мужа, чуждая им, не делящая их, — наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.“

—  Александр Иванович Герцен российский писатель, публицист, философ, революционер 1812–1870

„Голодные льнут друг к другу, сытые – разбредаются. К теплу тянутся, холода избегают. Вот беда всех людей. Благородный муж должен хранить целомудренный покой и никогда не изменять себе.“

—  Хун Цзычен

„Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье).“

—  Мухаммед (Магомет)

„Благородный муж не может поступать легкомысленно. Если я буду легкомыслен в поступках, мир опутает меня и во мне не будет ни стойкости, ни постоянства. В размышлениях нельзя быть мелочным. Если я буду мелочен в мыслях, вещи запачкают меня и во мне не будет ни мужества, ни свежести духа.

—  Хун Цзычен

„Хлопотливый человек беспокоится и о себе, и о других, никогда не оставаясь безучастным. Человек равнодушный не заботится ни о себе, ни о других, будучи ко всему безразличен. Благородный муж умеет соблюдать меру. Он не слишком хлопотлив и не слишком безучастен.“

—  Хун Цзычен

„Сделать из любовника мужа так же трудно, как из мужа любовника.“

—  Оноре де Бальзак французский писатель-прозаик 1799–1850

„Если заболит печень, испортится зрение. Если заболят почки, ослабнет слух. Болезнь гнездится там, где она не видна, а проявляется в том, что всем заметно. Благородный муж, стремясь не иметь видимых прегрешений, прежде не совершает прегрешений там, где их никто не может заметить.“

—  Хун Цзычен

Связанные темы

  • Муж
  • Прямая

Азиатские темы об Азии для преподавателей || Конфуцианское учение

 
 
+ Библиография
+ О динамиках

СВЯЗАННАЯ ТЕМА:
КОНФУЦИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

 

УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ
Джентльмен

Роберт Окснам :: Конфуций стремился восстановить мир и порядок в Китае, как это было при Династия Чжоу, лидеры которой происходили из наследственной аристократии. которые управлялись в соответствии с определенными традициями. Столкнувшись с потрясениями и перемены своего времени, Конфуций считал, что ключ к общественному порядку лежит в воспитание добродетельного человека, морального лидера, и он приступил к определение атрибутов джентльмена, благородного человека, который будет руководить обществом соответственно.

Вт. Теодор де Бари :: Конфуций беседует с представителями этого относительно праздного, образованного класса руководителей. И он обращается к их беспокойству относительно того, каково истинное значение того, чтобы быть благородным человеком в очень изменившихся обстоятельствах по сравнению с теми, которые изначально породили традицию, в которой он работает.

Лидерский класс тоже, они же воспитатели, они же учителя, они наставляют людей, направляют их деятельность. И нет никакого другого значимого класса, выполняющего эту функцию.

[Выдержки из Аналектов Конфуция]

Цзы Гун спросил о джентльмене. Конфуций сказал: «Человек сначала практикует то, что он проповедует, а затем проповедует то, что он практикует».

«Джентельмен понимает, что правильно, а низший человек понимает, что выгодно.»

«Джентльмен предъявляет требования к себе, низший человек предъявляет требования к другим».

Выдержки из Источников китайской традиции , Wm. Теодор де Бари, изд. (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1960), Analects 2:13; 4:16; и 15:20.

 

© 2002-Азия для преподавателей, Колумбийский университет

Конфуций и эпоха тревог

Благородный человек для Конфуция был просто человеком нравственной добродетели. Это определение имеет ряд разветвлений для нашего понимания конфуцианских учений в наше время, поскольку в нем доминируют чувства беспокойства и страха.

Одним из величайших нововведений учения Конфуция было изменение значения Благородного Человека с унаследованного по рождению на благородство по нравственному статусу. Благородный человек для Конфуция был просто человеком нравственной добродетели. Это определение имеет ряд разветвлений для нашего понимания конфуцианских учений в наше время, поскольку в нем доминируют чувства беспокойства и страха.

Конфуций указывает на Благородного Человека, chün tzu , как на воплощение человеческого развития, человека нравственной добродетели, который описывается как исполнивший множество выдающихся конфуцианских добродетелей, включая добродетель, jen , праведность, i , сыновняя почтительность, сяо , сочувствие, шу и другие примечательные моральные качества.

Для Конфуция немногие когда-либо соответствовали идеалу Благородной Личности, но он оставался идеалом того, к чему все человечество должно стремиться и должно пытаться учиться и совершенствоваться, если человек и мир должны быть преобразованы в нравственный порядок, напоминающий космический порядок самой вселенной, Путь Неба, Тянь Тао , в конфуцианских терминах.

Учитывая это вновь обретенное внимание к нравственным качествам Благородной Личности, Конфуций уделяет много времени основному тексту своих сочинений, Аналектам , Лун юй , описанию природы Благородной Личности. Многие отрывки построены как сравнение Благородного Человека с его противоположностью, что переводится как мелочный человек, сяо-жэнь . Некоторых примеров будет достаточно, чтобы показать контраст.

Объявление

«Благородный человек дорожит добродетелью, мелочный человек дорожит комфортом, знатный человек дорожит законом, жалкий человек дорожит милостями.» Analects IV:11 (Taylor, Analects , стр. 27)

«Благородный человек сведущ в праведности; мелкий человек сведущ в прибыли». Analects IV:16 (Taylor, Analects , стр. 27)

И один из отрывков, который мне всегда особенно нравился: «Благородный человек — не инструмент». Analects II:12 (Taylor, Analects , стр. 23)

В последнем отрывке, мало чем отличающемся от его очень современного использования, «инструмент» предполагает того, кто не стоит сам по себе. Они будут использоваться так, как кому-то захочется. Не быть «инструментом» означает предположить, что они стоят на своих собственных моральных основаниях. Они сами по себе, а не кто-то, кого использует другой.

Таким образом, Благородный человек стал парадигмой конфуцианского обучения и преподавания на протяжении веков.

Есть несколько других черт Благородной Личности, которые подходят ко всему, что мы сказали, но ведем разговор в другом направлении, привлекая внимание к одной из самых доминирующих характеристик нашего века, недомоганию, которое мы как личности, так и общества живут и борются с этим изо дня в день.

Мы живем в эпоху беспокойства и страха. Нет нужды в примерах. Они практически вездесущи во всем, с чем мы сталкиваемся в мире. Это не означает, что не существует реальных тревог и страхов, а скорее то, что для большинства был создан мир беспокойства и страха, который имеет мало общего с тем, что на самом деле происходит в мире.

Итак, к вопросу — что Конфуций говорит о тревоге и страхе и какую роль они играют в его понимании Благородной Личности?

Конфуций предполагает в Analects VII:36, что это мелкий человек, который имеет высокий уровень бедствия, ch’i , в то время как благородный человек характеризуется миролюбием и спокойствием, tang . Мир и спокойствие Благородной Личности исходят из их способности развить свою нравственную природу добра и их способность действовать в соответствии с этой нравственной добродетелью в жизненных ситуациях, следуя своей глубочайшей внутренней природе.

Объявление

«Благородный человек не испытывает ни беспокойства, ни страха». «Быть ​​без тревоги и страха!» — сказал Ню. «Составляет ли это то, что мы называем Благородным Человеком?» Учитель сказал: «Когда внутреннее обследование не обнаруживает ничего плохого, чего тут беспокоиться, чего бояться?» Analects XII:4 (Taylor, Analects , стр. 33)

Конфуций трактует тревогу, yu , и страх, chü , как внутренние чувства, но он также обращает их к внутреннему эталону права и неправильный. Таким образом, проблема заключается не в том, чего человек боится как в источнике беспокойства в мире, а в том, в какой степени человек создал источник страха и беспокойства в себе тем, как он построил мир, в котором живет.

С конфуцианской точки зрения Благородный Человек — это тот, кто обращается с любыми тревогами или страхами, которые он испытывает. Важным элементом является отделение мелкого человека от благородного человека. Если в мелком человеке тревога и страх живут с преобладающим влиянием на жизнь человека, то в благородном человеке человек находится в контакте со своим большим я, что для Конфуция было бы Путем Неба, Тянь-Дао , моральный характер самой вселенной. В этом состоянии благородства нет места страху или беспокойству, потому что они не являются частью этого морального волокна вселенной.

Какой урок преподносит нам сегодня это учение? Мало чем отличаясь от современных методов лечения тревоги и страха, Конфуций предполагает, что мелочный человек — это не настоящее «я»; оно создало себя, далекое от способностей истинного я. Он создал свой собственный мир беспокойства и страха. Как мог бы сказать терапевт, не вы, а ваши мысли нанесли ущерб. Задача состоит в том, чтобы отложить в сторону мысли, отложить в сторону мелочную личность и пребывать в способности, которой мы все должны жить, в отражении нашего истинного и благородного «я», того «я», которое связывает нас со всеми вещами. В этом состоянии нет места тревоге или страху, потому что оно просто не является частью Благородной Личности или универсального Небесного Пути, который воплощает Благородная Личность.

Похожие

религияконфуций

Популярные в сообществе

Вам может понравиться

В тренде

Подписка на рассылку новостей

Утренняя электронная почта 902 07

Просыпайтесь и получайте самые важные новости дня.

Успешная регистрация!

Реальность доставлена ​​на ваш почтовый ящик

Вводя адрес электронной почты и нажимая «Зарегистрироваться», вы разрешаете нам отправлять вам персонализированные маркетинговые сообщения о нас и наших рекламных партнерах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *