Аристотель о семье: Семья в учениях Платона и Аристотеля

Содержание

Институт брака и семьи в Древней Греции периода классической античности глазами современников (на примере «Никомаховой Этики» и «Политики» Аристотеля)



Статья посвящена исследованию процессов формирования института брака и семьи в период классической античности с основой на трудах греческого философа и ученого периода Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) — «Никомаховой этике» и «Политике». В ходе анализа текстов было изучена концепция происхождения и развития общества, на примере общества современной автору античной Греции и роль понятий «брак» и «семья» в данной системе.

Ключевые слова: семья, брак, женщина, Спарта, жена, муж, мужчина.

Брак был единственной формой семьи, признанной обществом в традициях и законах большинства полисов Древней Греции эпохи классической античности. Более того, во всех народах и во все времени вступление в брак считалось условием взросления и обеспечения процветания народа посредством рождения здорового потомства, а потому — обязательным для всех членов греческого общества. Следовательно, вопросы брака и создания полноценной, благополучной семьи было делом, без преувеличения, государственной важности. Патриархальная семья считалась вечной и неизменной формой построения отношений между мужчиной и женщиной, детьми и родителями. Ей были присущи иерархия и субординация, в основе которой лежит подчинение мужчинами женщин, старшими младших; наличие частной собственности и авторитарной власти.

Роль женщины в этой системе с точки зрения мужчин-греков была не более чем, той, «кто вынашивает детей», что следует уже из значения самого слова γυνή (с греч. — женщина). Однако, даже в выполнении своей главной роли женщина была изначально поставлена в заведомо приниженное положение по сравнению с мужчиной. Тогда как жена имела определенный, хоть и весьма небольшой перечень обязанностей, заключающихся в полном сосредоточении на рождении детей, уходе за ними и хранении верности своему мужу как единственно возможному сексуальному партнёру в условиях жесткой системы моральных общественных ценностей.

В то же время, мужчина, вместе с женой обретая и статус гражданина, никаких обязательств по соблюдению верности своей жене не имел. Так, мужчины, равно свободные и имеющие семью, никаким образом не наказывались за сексуальные связи с гетерами (от греч. ἑταίρα — подруга) — женщинами, ведшими образ жизни, свободный от нравственных рамок [5].

По поводу брачных отношений в разных регионах Древней Греции сказано очень много, как античными историками и философами, так и современными учеными. Так, при изучении классической античности главным источником, как мы знаем, является Аристотель. В своих трудах он немалую роль уделяет описанию социальных институтов и рассуждению о них, т. к., по его мнению, они являются чуть ли не «фундаментом государства».

Аристотель был учеником Платона, воспевал и восхвалял его, и, в то же время, активно полемизировал с ним, что свойственно для Академии золотого века греческой философии.

Первым, кто сделал попытку истолковать любовь как философскую категорию, был именно Платон.

Он представил ее как ментальную близость, слияние мужчины и женщины в единое духовное существо. Теория, которую он излагает, основывается на мифе об андрогинах — существах с двумя сущностями и единым телом, обладающим признаками обоих полов, и которых Зевс приказал рассечь пополам, чтобы существовали раздельно мужчины и женщины, которые, пока не сливались со своей второй половиной в единое целое, не находили духовного покоя.

Отец «патриархальной теории», общепризнанной в истории изучения института античного брака и семьи, Платон детально излагает в «Законах» и «Государстве» излагает формы создания брака, полезного для общества. Именно идея патриархальной, моногамной семьи, соответствующая природным потребностям человека и представляющая собой базовую ячейку государства, легла в основу трудов его ученика [10, с. 398–400].

По его мнению, брак выступает как естественное по природе своего возникновения общение с целью утоления повседневных надобностей. Взгляды Аристотеля на функции брака в основном изложены в работе «Политика» [3, c. 38–52]. В системе общественного устройства, построенной Аристотелем, понятие «брак» неразрывно связано с понятием «семья». Причем, ее основной функцией является экономическая и даже политическая деятельность и участие в жизни общества.

Миф об андрогинах, скорее всего, лег в основу идеи диморфизма, высказываемой Аристотелем, что показывает пусть даже поверхностный анализ его текстов. Эта идея выражается у него в необходимости «сочетаться попарно» как естественное стремление всех живых существ. В данном случае он хоть и не упоминает миф об андрогине, но говорит о сочетании противоположных полов — мужчины и женщины, которое направлено на порождение потомства, оставление подобного себе существа-преемника. По Аристотелю, этот же тезис, на самом деле, является первичным и необходимым отношением порядка жизни, что стало поводом для детального анализа времени, возраста и условий формирования института брака и семьи.

Хотя Платон выступал против «бесстыдных любовных утех», в реальной жизни общество одних лишь женщин преследовало за измену и нарушение супружеской верности [9, с. 60]. Если муж мог свободно выбирать, с кем провести время — с законной женой, либо с распутной девкой, то жена не могла даже заметить своему супругу на безнравственность его поступков. Он обладал исключительным правом требовать развода даже без явных причин, если он был знатен, а поведение женщины может его оскорбить. Ведь женщины всегда были бесправны, а, следовательно, не могли претендовать на власть над мужчинами. Если муж заводил любовниц, его жена ничего не теряла, кроме ничего не стоящего в обществе достоинства. В то же время, диаметрально противоположная ситуация возникала, если у жены появлялся любовник. Тогда в доме мужа появлялся возобладавший над его имуществом, что дает ему право взять себе любое имущество у слабого, если это одобрят другие. Если это происходило, законный муж блудницы в браке был обязан расторгнуть свои отношения с неверной, потребовав от нее все, что он дал ей.

Но такие случае неверности были, скорее, исключением из правил, несмотря на то, что законодатель уделил им довольно много внимания.

Иная же ситуация была в Спарте. Как мы видим, создатель «Политии» весьма негативно отзывается об устройстве и нравах лакедемонян.

Историк Ю. В. Андреев отмечает: «Аристотель был не так уж одинок и не так уж оригинален в своей неприязни к спартанским женщинам. Об их распущенности, роскошестве и расточительности был осведомлен уже его учитель Платон и писал о них почти в тех же выражениях, что и Аристотель, хотя и не так многословно» (Leg 637с.). Но еще задолго и до Аристотеля, и до Платона в чем-то сходные суждения высказал великий трагический поэт Еврипид. В его трагедии «Андромаха», созданной еще в те времена, когда Спарта находилась в зените своей славы и могущества, старец Пелей сурово порицает спартанца Менелая за то, что он ничего не сделал для того, чтобы оградить свой семейный очаг от скверны прелюбодеяния» [1, c. 56].

Там законом царя Ликурга спартиатам разрешалось отдать свою жену временно другому человеку, чтобы она могла зачать ребенка, который после рождения будет принадлежать мужу женщины (Plut. Comparat. 1P. 1–5).

В хорошем браке «муж имеет власть сообразно достоинству и в том, в чем мужу следует, а что подобает жене, он ей и предоставляет» (Aris., Pol. 1160b). Это уже была первая весточка о том, что и женщина имеет право на собственное личное пространство — он не должен управлять имуществом всего дома, при этом вмешиваясь в область ведения своей жены; более того это положение касалось женщины, которая все еще была лишена права высказывать собственное мнение. Дела мужа ее по-прежнему не касались, хотя, по отношению к богатым женщинам, такое правило, судя по всему не распространялось, как мы видим у самого же Аристотеля [3, c. 435].

Сочинение Аристотеля «Никомахова этика» представляет собой довольно обширный источник для изучения истории древнегреческого общества классического периода античности (около IV-II в. до н. э.). По своему содержанию, это трактат о счастье, о том, как достичь счастливой жизни, или блаженства, аналог «Домостроя» монаха Сильвестра Медведева.

Аристотель, по имеющимся данным, составил этот труд, будучи уже в довольно зрелом возрасте. Интересно посвящение некоему Νικομάχει, упоминаемого в византийских источниках наряду с именем Аристотеля. Так, в словаре Суды X века приведено: «Ἀριστοτέλης υἱὸς Νικομάχου καὶ Φαιστιάδος ἐκ Σταγείρων πόλεως τῆς Θρᾴκης» (с греч. — Аристотель, сын Никомаха и Фестиады, из Стагир, города во Фракии) [11, c. 170]. Таким образом, философ посвятил свой труд о благополучной семье и счастливом браке отцу, который, скорее всего, и дал сыну знания и законы общества, нашедшие выражение в письменном памятнике, дошедшем до нашего времени в относительно первозданном виде.

Он анализировал понятие и структуру понятий брака и семьи в аналогии с устройством общества и отношений в нем. Так, он выделил несколько интерпретаций:

1) брак-аристократия (власть лучших) — «муж имеет власть сообразно достоинству и в том, что следует, а что подобает жене, он ей и предоставляет»;

2) брак-олигархия (власть богатого) — «муж распоряжается всем, он превращает в олигархию, так как делает это вопреки достоинству и не как лучший». Здесь, однако, возникает казус, отмеченный автором. Заключается он в том, что, иногда, жены, унаследовав в приданое большое состояние, ставят мужей в материальную и финансовую зависимость; тем самым «это власть не по добродетели, но благодаря богатству и влиянию (dynamis)»;

3) брак-демократия (власть народа) — «бывает в домах без господина (там ведь все равны), и там, где начальствующий немощен и каждому можно» (Aris. Nic., Кн. 8, 12, X) [2, c. 363]. Последний вариант, по нашему мнению, был характерен скорее для полисов, в которых структура общества была весьма вольной и построенной на простейшей социальной иерархии. Таковым полисом, самым известным в античной истории Греции, была Спарта, в которой имели место весьма вольные нравы в вопросах брачных отношений.

Тезисно Аристотель охарактеризовал социальные роли мужчины и женщины в «Политике». Он считал, что в силу своей природы, люди должны объединяться и отношения между супругами должны строиться по схеме «властвующий — подчиненный» на том основании, что властвующий (муж) способен к «предвидению» и принятию решения, а подчиненный (жена) способен «лишь своими физическими силами исполнять полученные указания». В то же время, чтобы избежать критики и обвинения в унижении человеческой природы, что не соответствовало идеям классической афинской античности, он тут же делает примечание, давая обоснование тому, что женщина должна исполнять функции подчиненного в семье: «женщина и раб по природе своей два различных существа: ведь творчество природы ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов, изготовляющих «дельфийский нож»; напротив, каждый предмет имеет свое назначение». Таким образом, по мнению Аристотеля, женщина — такой же «инструмент» в руках государства, направленный на охрану и соблюдение его интересов, а именно — оставить потомство, увеличить численность граждан, как раб в руках его господина, использующего его как орудие сельского производства [2, c. 377].

Однако, не стоит думать, что Аристотель осуждает отношение афинян к положению женщин в обществе за их стремление к ограничению прав последних. Напротив, он даже осуждает такие случаи, когда «слабый» пол перестает быть слабым и начинает выходить из-под контроля мужчин. В пример тому он приводит государственное устройство спартанцев, в котором права женщин практически никак не регулировались по отношению к мужчинам. Законодатель, по его мнению, пренебрег узаконением нравственности и морали, по сравнению с мужским населением, в отношении которого Ликургом, спартанским царем периода архаики, и было составлено большинство законов. Потому, как отмечает Аристотель в «Политике», «женщины в Лакедемоне в полном смысле слова ведут своевольный образ жизни и предаются роскоши» (Aris. Polit., VI, 5). Слишком широкие права могут стать причиной утраты мужчиной роли главенствующего звена в семье как малой социальной группе, а если это будет происходить в массовых масштабах значения традиционных ценностей и упадка культуры.

Так, Аристотель наблюдавший своими глазами закат Спарты, приводит следующий тезис о положении спартанских женщин, резко контрастирующий с «Афинской политикой» и «Никомаховой этикой»: «женщины в Лакедемоне в полном смысле слова ведут своевольный образ жизни и предаются роскоши. При таком государственном строе богатство должно иметь большое значение, в особенности если мужчинами управляют женщины» (Aris. Pol. IV, 5, 6).

Ликург, по словам Аристотеля (см. Polit. 1269b39–1270a8), столкнулся в свое время с проблемой роскоши жизни женщин и, пытаясь бороться с ней, вскоре убедился в своем бессилии. Плутарх подтверждает его слова, замечая, что женщины в Спарте всегда владычествовали над мужчинами (Agis. VII, 3). Но, что особенно важно, оба эти автора достаточно ясно дают понять, что причастность женщин к управлению государством может считаться закономерным следствием всего их образа жизни и того неподобающе высокого положения, которое они занимали в спартанском обществе.

И Аристотель, и Плутарх (первый косвенно, второй прямо) связывают политическое влияние и могущество спартанских женщин с их из ряда вон выходящим богатством. Но принадлежавшие им огромные состояния едва ли могли возникнуть в те времена, когда в Спарте еще действовала приписываемая Ликургу уравнительная система землепользования.

Аристотель отмечал кризис спартанского общества, связанного с систематическим сокращением числа спартиатов, большая часть которых погибала на войне, и если не было наследников-сыновей их клеры переходили женщинам, в основном их дочерям, (дочери-наследницы отца именовались «эпиклер» (ἐπίκληρος) — букв. оставшаяся при земле). К началу IV в. до н. э. 2/5 всей спартанской земли принадлежало женщинам, что вызывало у мыслителя культурный шок и критику подобного распределения собственности в пользу лиц, не служащих обществу [1, c. 44].

Факты свидетельствуют о том, как плохо были устроены в Лакедемоне все эти порядки: одного вражеского удара государство не могло вынести и погибло именно из-за малолюдства. Именно так и произошло в конечном счете — Лаконийский союз во главе со Спартой потерпел поражение от коалиции Рима, Ахейского союза и Македонии в конце II в. до н. э. Разложение системы традиционных ценностей, складывавшейся на протяжении более чем 500 лет, привело к уничтожению основ жизни спартанского общества — нравственности и устоявшегося порядка жизни людей.

Таким образом, в античной философии понятия «брак» и «семья» находятся на стадии формирования. Появляются первые попытки изучения взаимоотношений между мужчиной и женщиной, а также народов, проживающих на различных территориях. Древние философы увидели объективную связь между обществом и его ландшафтом, обращают внимание на индивидуальные качества и черты отдельных людей и сообществ в целом. В иерархической концепции последовательного формирования общества, разработанной Аристотелем, семья имеет основополагающее значение как базисный институт. В свою очередь, брак как понятие, означающее формирование семьи посредством установления законных отношений между мужчиной и женщиной, в итоге, является основой успешного складывания не только малых и крупных социальных групп, но и в целом государства.

В «Политике» Аристотеля присутствует оценка женщины как подвластного существа, как средства для достижения целей мужчины, как властительницы домашнего очага. Способность решать у женщины находится «в неразвитом состоянии», быть рожденной женщиной — самый распространенный изъян. Однако Аристотель весьма определенно заключает, что «женщина и раб по природе своей два различных существа» и только «у варваров женщина и раб занимают одно и то же положение».

Литература:

  1. Андреев Ю. В. Спартанская гинекократия // Сборник статей ИВИ РАН «Женщина в античном мире». — М.: Наука, 1995. — с. 44–62. — 275 с., ил.
  2. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения в 4-х т. — Т. 4 / Пер с древнегреч. Н. В. Брагинской. — М.: Мысль, 1984. — 830 с.
  3. Аристотель. Сочинения в четырёх томах / Академия Наук СССР Институт философии. — М.: Мысль, 1983. — Т. 4. — 1640 с.
  4. Волков А. В. Спарта. Со щитом и на щите. — М.: Вече, 2005. — 352 с.
  5. Гетера // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
  6. Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до XX века: учебное пособие по культурологии для высших учебных заведений. — М.: «Весь мир», 2002. — 360 с.
  7. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 392 с. — (ЖЗЛ). — 5000 экз. — ISBN 5–235–02830–9.
  8. Мархинин В. В. Античная Греция: идея гендерного равенства [Электронный ресурс] // Философская мысль. — 2016. — № 7. — С. 23–48. — URL: http://e-notabene.ru/fr/article_19628.html (дата обращения: 16.05.2019).
  9. Миронов В. Б. Древняя Греция. — М.: Вече, 2006. — 672 с. — (История русской и мировой культуры). — ISBN: 5–9533–1645–3.
  10. Филеб, Государство, Тимей, Критий / Платон. (пер. с древнегреч. С. С. Аверинцева и др.). / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и др. // — М.: Мысль, 1999. — 656 с. — (Сер. «Классическая философская мысль») — ISBN: 5–244–00923–0.
  11. Suidae Lexicon / Immanuelis Bekkeri. Berolini. 1854.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, Спарта, жена, мужчина, брак, время, муж, общество, отношение, спартанское общество.

биография, личная жизнь, жена и дети, учение

Аристотель – великий древнегреческий философ, мыслитель, ученый, бесценные труды которого скрупулезно рассматриваются и изучаются на протяжении множества веков. Его разногранный ум смог создать новый для того времени понятийный аппарат, который по сей день используется в большинстве научных подходов.

На основе идей Аристотеля базируются практически все естественные дисциплины. Биография Аристотеля пестрит яркими фактами, навсегда запечалившимися в истории. Он был учеником одного из первых мудрецов и философов – Платона, а также наставником Александра Македонского и основателем перипатической школы.

Наследие Аристотеля включает в себя около пятидесяти научных трудов, которые сохранились до нашего времени лишь благодаря стараниям учеников этого гениального человека и его последователей.

Содержание

  • Детство и юные годы
  • Учение в школе Платона
  • Пребывание у Гермия
  • Наставничество Александра Македонского
  • Перипатетическая школа Аристотеля
  • Обвинение и преследования
  • Личная жизнь
  • Смерть
  • Интересные факты
  • Частые вопросы
  • Интересное видео

Детство и юные годы

Аристотель (др. -греч. Ἀριστοτέλης) появился на свет в 384 году до н.э. в городе Стагира, расположенном неподалеку от Афонской горы в греческой колонии в Халкидиках. Точная дата рождения будущего философа неизвестна – по имеющейся информации «между июлем и октябрем».

По месту своего происхождения Аристотель впоследствии получил прозвание Стагирит или Стагирский. Его родители принадлежали к династии врачевателей. Отец Аристотеля – Никомах был уроженцем острова Андрос и служил личным врачом при дворе у царя Македонии Аминты III – деда легендарного Александра Македонского.

Кроме того, он был близким другом правителя. Согласно словарю Суды, Никомах был автором шести медицинских книг и одного труда по натурфилософии. Мать Фестида родилась в Халкиде Эвбейской и имела знатное происхождение.

Краткая биография Аристотеля

В семье древних греков искусство врачевания передавалось по наследству, и своих детей они из поколения в поколение обучали лекарскому делу с малых лет. Отец Аристотеля, придерживаясь традиции, стал первым наставником сына, которого планировал приобщить к своей профессии.

Кроме основ медицины, Никомах знакомил отпрыска с философией, которая считалась для каждого лекаря обязательной наукой. Вполне возможно, что мальчик еще с детства помогал отцу. Такая вовлеченность в процесс врачевания побудила в будущем ученом интерес к биологии.

Учение в школе Платона

Однако планам отца исполниться было не суждено. Родители Аристотеля ушли из жизни, когда он еще не успел достигнуть совершеннолетия. Осиротевшему юноше пришлось покинуть родной город. На воспитание пятнадцатилетнего парня взял муж старшей сестры Аримнесты – Проксен, семья которого проживала в Малой Азии.

По исполнению 17 лет (в 367 году до н.э.) будущий философ отравился в Афины, где стал учеником выдающегося мыслителя Платона. Там юноша увлеченно изучал философские течения, политику, а также мир флоры и фауны. В академии под наставничеством Платона молодой человек находился в общей сложности почти 20 лет.

Платоновская школа

Сформировавшись со временем как мыслитель, Аристотель резко опроверг доктрины учителя, базирующиеся на идеях о бестелесных сущностях всего сущего. Начинающий философ настаивал на собственных умозаключениях – о первичности формы и материи, а также неотделимости души от тела.

Споры ученика и наставника иногда накалялись до такой степени, что Аристотель позволял себе агрессивно высказываться, не считаясь с почтенным возрастом великого учителя. Однажды, когда Ксенократ ненадолго покинул Афины, молодой Аристотель в сопровождении таких же воспитанников подошел и начал теснить Платона.

Свесипп тогда заболел и был не в состоянии пойти на прогулку с учителем, восьмидесятилетним старцем, память которого ослабела от возраста. Аристотель же злобно и заносчиво напал на наставника с вопросами, намереваясь изобличить умозаключения, ранее изложенные Платоном. Молодой философ держался крайне непочтительно и дерзко.

С того момента учитель стал прогуливаться с учениками лишь на территории своего сада, не покидая его пределов. Спустя три месяца Ксенократ возвратился и увидел Аристотеля, беспечно расхаживающего в любимых местах Платона.

Заметив, что юный мыслитель с другими учениками, завершив прогулку, идет не к дому наставника, а в город, он спросил у его спутников о Платоне, ибо решил, что тот не гуляет из-за плохого самочувствия. Ему сказали: «Он здоров, но после нанесенной обиды Аристотелем прекратил бывать здесь, а общается с учениками лишь в своем саду».

Ксенократ, когда узнал истинную причину, тотчас отправился к ученикам Платона и отругал Свевсиппа за то, что он не отстоял их место для прогулок. А затем гневно напал на зарвавшегося Аристотеля и выгнал его, вернув тем самым Платону его территорию для проведения ученых бесед.

Аристотель был многогранным ученым

Невзирая на бытовые трения, в школе Платона юный бунтарь оставался до самой смерти наставника и впоследствии подружился с Ксенократом, глубоко уважавшим учителя. Вопреки тому, что Аристотель не был согласен с Платоном в части суждений, он спустя годы положительно отзывался об учителе.

Пребывание у Гермия

После смерти Платона, скончавшегося в 347 году до н. э., Аристотель с Ксенократом и еще с двумя воспитанниками отбывают в Ассос – прибрежный город, раскинувшийся напротив о. Лесбоса. Мудрый старец-учитель посоветовал юношам помириться с правителем Ассоса и Атарнеи Гермием, слывшим своим необузданным нравом.

Находясь в Ассосе, Аристотель получил расположение тирана-правителя. Гермий уважал философа и интересовался его учением. Результатом их сближения стала свадьба мыслителя с приемной дочерью и племянницей правителя Пифиадой. Здесь Аристотель прожил около трех лет.

Наставничество Александра Македонского

По рекомендации своего подопечного Феофраста Аристотель отправился на о. Лесбос в г. Мителены, где вел преподавательскую деятельность в 343/2 г. до н.э. вплоть до поступления приглашения от царя Македонии Филиппа II стать наставником для его наследника Александра. По всей вероятности, причиной царского выбора послужили тесные взаимоотношения Филиппа с Гермием.

Аристотель начал обучать Александра Македонского, когда юноше было 13-14 лет. Сперва учебный процесс шел в Пелле, а затем в г. Миезе в Нимфейоне. Философ обучал царевича многим наукам, не исключая и медицину. Он привил наследнику престола любовь к поэзии Гомера, и позднее великий царь будет хранить составленный для него список «Илиады» с кинжалом под подушкой.

Учитель оставил своему царственному воспитаннику наставление в письме. Он подчеркивал, что Александру следует быть сострадательным по отношению к незащищенным, избегать жестокости и не стыдиться слабости. Он наставлял царевича вести добродетельную жизнь и не поддаваться вспышкам гнева.

Перипатетическая школа Аристотеля

Филипп II был вероломно убит в 335/334 году, и юному наследнику приходится самостоятельно управлять державой, поэтому времени на обучение у него не остается. Став свободным от наставничества, Аристотель возвращается в Афины, где неподалеку от храма Аполлона Ликейского, расположенного в северо-восточной части города, основывает собственную школу.

Местность, где находился храм, имела созвучное название Ликей, что впоследствии распространилось на основанную философскую школу. Кроме того, школа Аристотеля стала называться перипатетической.

Данное наименование отмечалось еще у Диогена Лаэртского, утверждавшего, что Аристотелева школа получила это название из-за формы преподавания, заключавшейся в проведении философских бесед в режиме прогулок (др. греч. – гулять).

И хотя практика прогулок при обучении наблюдалась у многих мыслителей, понятие «перипатетики» укрепилось именно за последователями Аристотеля.

Школа Аристотеля

Обвинение и преследования

В 323 году до н.э. после кончины Александра Македонского в Афинах произошло восстание, провозглашавшее освобождение от македонской власти. Демократы-бунтари потребовали изгнать из страны вражеские войска. Тогда Аристотеля обвинили в безбожии.

Основанием для предъявленного стал гимн «Добродетели», написанный им в честь Гермия почти двадцать лет назад. Обвинители уверяли, что стиль сочинения походит на гимны Аполлону, а злобный царь Атарнеи не заслуживает подобного почитания.

Но гимн, вероятно, был подходящим предлогом для возбуждения против ученого политического преследования, тогда как главной причиной была его тесная связь с правителем Македонии. К тому же философ не имел афинского гражданства и соответствующих политических прав.

Юридически даже основанный им Ликей мыслителю не принадлежал (в завещании школа не упоминалась). Боясь повторить судьбу Сократа, Аристотель покинул Афины и перебрался со второй супругой и детьми в Халкиду Эвбейскую, где поселился в доме своей матери.

Аристотель был наставником Александра Македонского

Личная жизнь

Фактов о личной жизни великого мыслителя крайне мало. Первой женой Аристотеля была племянница и приемная дочь правителя Гермия – Пифиада, с которой философ сочетался законным браком в возрасте 37 лет. У них родилась девочка, названная в честь матери. После смерти жены ученый сожительствовал со служанкой Герпеллидой, родившей сына, получившего, согласно древнегреческой традиции, имя отца Аристотеля Никомах.

Смерть

Аристотель скончался в возрасте 62 лет (в 322 до н.э.) через год после ухода из жизни своего царского воспитанника – Александра Македонского. Причиной смерти великого философа стала болезнь желудка – он страдал катаром. Хотя существуют и другие версии гибели мыслителя – отравление ядом – аконитом.

Тело ученого было перенесено в родной город Стагиру, где почитавшие его труды сограждане воздвигли склеп. В честь философа были установлены празднества, получившие название «Аристотелии», а месяц их проведения стал именоваться «Аристотелием».

После смерти мыслителя школу «Ликей» возглавил Теофраст (Феофраст) – его преданный и талантливый ученик, который развил учение своего наставника о ботанике, истории философии и музыке. Кроме того, преемник позаботился о сохранении драгоценных для науки трудов философа.

Сын Аристотеля Никомах был убит на войне еще в молодости, но дочь Пифиада жила долго и стала единственным продолжателем его рода.

Аристотель о человеке

Интересные факты

  • Аристотель был человеком болезненным, малорослым и телесно слабым. Он быстро говорил и страдал дефектом речи – смешивал звуки «п» и «р». Современники его не раз обвиняли в изнеженности, крохоборстве и завистливости, но, вероятнее всего, это были наговоры врагов легендарной личности.
  • Кроме философии, Аристотель, как и множество мыслителей того времени, активно развивал естественные и другие науки. Ученый заложил основу многим разделам ныне существующих дисциплин – грамматике, логике, а также научной риторике. Он первым рассмотрел философию искусства, теорию поэзии и открыл немало важнейших фактов в анатомии и зоологии.
  • Слог Аристотеля, по сравнению с платоновским, силу и возвышенность обретает лишь при выражении высокой мысли, в остальных же моментах он малохудожествен и сух. Именно этот великий человек стал прародителем и основателем строгого научного языка, с четкими характеристиками и терминологией.

Частые вопросы

Некоторые, дошедшие до нашего времени сочинения с именем Аристотеля вызывают у экспертов сомнения и считаются подложными. Другие его труды, возможно, не предназначались для опубликования, а были лишь собраниями заметок, набросков либо тетрадями с записями его учеников.

О судьбе сочинений великого философа ходило и ходит множество различных фактов. Страбон – римский ученый – утверждал, что огромная библиотека Аристотеля перешла к его преемнику Теофрасту, а затем к его потомкам, которые были необразованными людьми.

Они побросали книги в ящики и закрыли в подвале, где ценные издания попортила сырость и черви. Несмотря на попытки опровержения изложенных Страбоном фактов, до нашего времени дошла только четверть многочисленных книг Аристотеля.

Домашняя страница | Колледж Святого Ансельма

Ваш браузер не поддерживает HTML-видео.

Найди свою причину

С 1889 года Колледж Святого Ансельма предоставляет преобразующее образование, сформированное на основе католических и бенедиктинских ценностей и фонда гуманитарных наук. Здесь вы являетесь частью гостеприимного сообщества, где вы откроете для себя свои увлечения, познакомитесь с лелеемыми традициями и полностью раскроете свой потенциал.

Основные и несовершеннолетние

Департаменты и программы

Жизнь в кампусе

Познакомьтесь с нашими ансельмийцами

Выпускники

Келси Уолш ’17

Студент

Ким Тран ’23

Факультет

Майкл МакГиннесс ’78

Факультет

Профессор Хайме Оррего

Выпускники

Кэтрин Бак ’20

Персонал

Бенджамин Хортон , Кандидат наук.

’12

«Я всем сердцем верю, что сегодня миру нужен Колледж Святого Ансельма, место, пронизанное католическими и бенедиктинскими ценностями общности, гостеприимства и любви, где гуманитарные науки, искусство и естественные науки, а также профессиональные программы, такие как уход за больными, уголовное правосудие и бизнес строится на нашем ядре гуманитарных наук, а не конкурирует с ним. Нам нужно место, где вам не придется выбирать между результатами карьеры и жизненными результатами. Это место — Святой Ансельм».

Президент Джозеф А. Фавацца, доктор философии.


Ансельмовское образование в классе и в обществе заставит вас найти себя с лучшей стороны.


 

Ансельмиан Новости

Академики

Коллоквиум Фредерика Дугласа вдохновляет на обсуждение этических вопросов в кампусе

Академики

Руководитель службы здравоохранения Duke назначен первым деканом

Сообщество

Скончался профессор английского языка и попечитель Эмерита Дениз Аскин

Академики

Выпускники 2023 года отмечены как новые выпускники

Исследования

Атлас зонирования Нью-Гэмпшира представлен как инструмент для решения проблемы разумного жилья 9 0019

Благотворительность

Встреча выпускников 31-й ежегодный турнир выпускников по гольфу

Благотворительность

Колледж Святого Ансельма чтит наследие Дональда Маккриди

Академики

Весна 2023 Объявлен список деканов

Политика

Июньский опрос SACSC показывает, что избиратели считают, что противостояние Байдена и Трампа будет явным признаком сломанной партийной системы

Магистерская программа в области образования празднует своих первых аспирантов

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Профессор изящных искусств Шон Парр, доктор философии. был показан в последнем выпуске журнала «Портреты» «Фокус на факультете».

«Мой текущий проект посвящен идее того, что значит петь Вагнера во времена Вагнера и что значит петь Вагнера после его смерти. Это привело меня к более глубокому изучению связи между музыкой и политикой, музыкой и этикой, а также к тому, что мы делаем с отличной музыкой плохих людей».

Шон Парр, доктор философии.

Прочитать статью

Ансельмиан События

Campus Life

Июльская книжная группа библиотеки Гейзеля: Полуночная библиотека Мэтта Хейга

41-я ежегодная конференция школьных медсестер

41-я ежегодная конференция школьных медсестер

41-я ежегодная конференция школьных медсестер

Campus Life

Библиотека Гейзеля Июльская книжная группа: Полуночная библиотека Мэтта Хейга

Макбет: Шекспир на зелени

Макбет: Шекспир на зелени

Макбет: Шекспир на зелени

Шекспир на зелени: Сон в летнюю ночь

Шекспир на зелени: Сон в летнюю ночь

ИССЛЕДОВАНИЕ АРИСТОТЕЛЕВСКОГО ПОНЯТИЯ СЕМЬИ

Просмотров сообщений: 0

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ВВЕДЕНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

           В последние годы изучение семьи стало относиться к сфере социологии. Социологические исследования семьи вращаются в основном вокруг структурных и функциональных соображений семьи. Но в прошлые века исследованиями фундаментальной природы семьи занимались почти исключительно философы. Семья считалась подходящим предметом философского изучения. Очень авторитетным трудом о природе семьи, составленным античным философом, является Аристотель 9.0101 Политика. Проведенный Аристотелем точный анализ природы и устройства семьи дает нам уникальный пример философских взглядов на семью, которые все еще весьма полезны для нас на этой странице. Типичный двадцать первый век изобилует угрозами распада, ослабления семейных отношений и связей, путаницы домашних ролей, незнания природы правления прислуги или управления домашним хозяйством, среди прочего чрезмерного стремления к безграничному богатству. Все это болезни, которые можно исправить, взывая и правильно используя идеи, предложенные Аристотелем в отношении семьи. В Книге I политика, Аристотель отваживается исследовать различные отношения, составляющие ткань семьи, способы получения богатства, присущие ведению домашнего хозяйства, различные виды правил, которые должны соблюдаться в семье и кем, различные степени добродетели, которыми должны обладать различные члены семьи, характер дружбы, существующей в семье, и т. д. правильные представления о каждом из этих аспектов семьи по-прежнему очень необходимы, поскольку речь идет о правильном ведении домашнего хозяйства. ; и это именно то, что побуждает это исследование. Нам нужна некоторая теоретическая основа для наших домашних практик, связанных с различными выделенными аспектами семьи. Вот что обещает нам аристотелевское понятие семьи. Таким образом, именно это понятие семьи и призвано исследовать данная работа, отделить зерна от плевел в аристотелевском представлении о семье.

1.2       Постановка исследовательской задачи

Существует фундаментальная связь между государством и семьей, поскольку государство представляет собой более или менее сеть дискретных, но взаимосвязанных микросообществ, называемых семьей. То есть семья является ядром государства. Следовательно, семья и государство обязательно и закономерно влияют на другого. В их работах. Это особенно очевидно, если принять во внимание тот факт, что каждый гражданин государства prima facie является членом семьи. Следовательно, то, какое воспитание дает семья своим членам, ipso facto определяет, какими гражданами они вырастут. В более старшем возрасте, чтобы обеспечить общество, пригодное для проживания человека, необходимо предложить решения следующих проблем.

i)          Какими должны быть характер и устройство семьи?

ii)         Кто лучше всего подходит для управления в семье?

iii)       Должны ли быть ограничения на накопление богатства внутри страны?

iv)        Какие добродетели присущи членам семьи?

v)         Какие правила следует применять к различным подчиненным членам семьи?

vi)        Как обеспечить справедливость в отношениях между членами семьи?

1. 3       Цели исследования

Данное исследование направлено на достижение следующих целей.

i)          Чтобы определить, являются ли добродетели, которыми обладают члены семьи, одинаковыми или разными по характеру.

ii)         Чтобы установить, должен ли быть предел для домашнего богатства или нет.

iii)       Чтобы показать, как справедливость может быть реализована в семейных отношениях.

iv)        Различать различные виды правил внутри семьи, а также определять, кто должен придерживаться этого правила среди различных членов семьи.

v)         Раскрыть природу дружбы, существующей между различными сторонами семейных отношений.

1.4       Значимость исследования

Помимо пополнения пула литературных материалов, доступных по теме семьи, исследователи и студенты в области социально-политической философии найдут работу огромного клапана для ее краткого изложения некоторые спорные вопросы в социально-политической философии Аристотеля. Работа также может быть интересна исследователям и студентам в области социологии, желающим получить адекватное понимание философских основ концепции семьи. Имеются в виду и те, кто желает заняться изучением философских основ социологического изучения семьи. Родители и дети в равной степени не остаются в стороне, поскольку и те, и другие, возможно, требуют определенного уровня знаний о том, как должна быть организована семья, об искусстве ведения домашнего хозяйства, о том, как обеспечить справедливое взаимодействие друг с другом, как управлять или быть семья и т. д.

1.5       Обоснование исследования

Может составлять предмет как социологических, так и философских исследований. Тем не менее подходы этих двух различных дисциплин к изучению семьи заметно различаются. Хотя социология может анализировать семью такой, какая она есть, она не может дать нам связного описания того, что «должно быть». Он также не может обосновать или оправдать существование семьи как уникального вида сообщества. Однако эти спекулятивные роли может играть только философия. Эти соображения обеспечивают основу, на которой в данном исследовании предпринимается философское изучение семьи с точки зрения Аристотеля.

1.6       Методы исследования

Это исследование использует для своих целей философские методы критического анализа, размышления и спекуляции.

1.7       Объем исследования

Что касается философского изучения семьи, то семья как тема находится в сфере социально-политической философии. Поскольку это исследование касается семьи как предмета, оно, следовательно, ограничено по содержанию и перспективе областью социально-политической философии. Однако забота о добродетели, которая, по мнению Аристотеля, является жизненно важным элементом семьи, требует включения определенных этических концепций. Объем работы пересекается между социально-политической философией и этикой. Но особый философ, чье понятие семьи рассматривается здесь, — это Аристотель. 91.8.1 Семья (3). Согласно Хитлингеру (3), «семья представляет собой природу в ее наиболее ярком проявлении. Взаимное влечение мужчины и женщины, почитание силы плодородия и предтворения, а также устойчивая социальная форма семьи помещают его прямо в центр политического общества». Говорят, что семья является основной ячейкой всего человеческого общества, основным объединением людей. Семья определяется Мердоком (15) как «социальная группа, характеризующаяся общим проживанием, экономическим сотрудничеством и воспроизводством. Сюда входят взрослые обоих полов, по крайней мере двое из которых поддерживают социально одобряемые сексуальные отношения, а также один или несколько детей, собственных или усыновленных совместно проживающими в половой жизни взрослыми.

1.8.2    Дружба

            Дружба – это платонические отношения между двумя людьми, которые заботятся друг о друге. Сюзанна Деджес-Уайт объясняет, что «дружба — это отношения, которые включают в себя два очень важных аспекта — взаимозависимость и добровольное участие» (цитируется по Hoyt and Edmonds, 3). Уайт продолжает, что «настоящая дружба отмечена желанием каждого участника общаться. Другой — это взаимный интерес к опыту и мыслям друг друга, а также чувство «принадлежности» и связи». Дружба требует взаимности – восхищения, уважения, доверия, эмоциональной и инструментальной поддержки.

1.8.3    Справедливость

Справедливость определяется как справедливость в защите прав и наказании за правонарушения. В другом смысле это рассматривается как юридическая или философская теория, с помощью которой осуществляется справедливость. Согласно Бинье (11), «справедливость, как и мужество, часто воспринимается как добродетель, направленная на благо других». Бинье считает, что большая часть описания справедливости Аристотелем посвящена обсуждению того, как гарантировать, что каждый (включая добродетельного агента) получает свою справедливую долю в различных видах отношений и в обмене. Zuchert (73-85) говорит, что сторонники теории божественного повеления говорят, что справедливость исходит от Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *