Анна на дне цитаты: Анна в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание

Содержание

Образ и характеристика Анны в пьесе На дне Горького сочинение

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Образ и характеристика Анны в пьесе На дне

В пьесе Максима Горького есть такой персонаж как девушка Анна, она живет со своим мужем в ночлежке. Кровать, на которой девушка лежит, отделена грязной шторкой ото всех. Анна болеет чахоткой и совсем скоро умрет, все ее жалеют, но помочь никто ничем не может. Муж Анна Андрей Митрич Клещ работает слесарем и ему все равно на умирающую жену, она ему надоела и раздражает.

Анна несчастная женщина, муж ее не любит и не жалеет совсем больную жену. Клещ унижает свою жену и иногда даже поколачивает, Анна устала от этой жизни, где ей приходится считать каждую копейку и трястись над каждым кусочком хлеба. Женщина очень бедно одета в какие-то отрепья и не может себе позволить одеться лучше эта ситуация угнетает Анну. Андрей Митрич равнодушно относится к жене и не считает нужным поменять к ней свое отношение.

Хозяйка ночлежки Квашня жалеет бедную женщину и, уходя на рынок, оставляет ей миску горячих пельменей, Анна же в свою очередь, несмотря на плохое отношение к ней мужа отдает их ему, объясняя это тем, что она скоро умрет и не стоит на нее тратить продукты.

С приходом в их ночлежку старика Луки Анна наконец-то может кому-то выговориться. Женщина говорит о том, что ей надоело так жить, что кроме оскорблений, унижений и побоев она ничего не видела от мужа. Анна боится того, что после смерти ее тоже ждут мучения и не хочет этого, но Лука ее успокаивает, говоря, что на той стороне ее ждет покой и смирение.

Образ Анны собрал в себе всех женщин, которые терпят в семье унижение и плохое отношение к себе. В какой-то момент даже становится страшно, что женщина готова все это терпеть и спасеньем для нее от такой жизни является смерть. Когда Анне становится душно, и она просит мужа открыть дверь, он не обращает на это внимание и боится сам простудиться, нежели облегчить мучения умирающей жены.

Анна прожила недолгую и несчастливую жизнь, ей постоянно приходилось терпеть унижения, и она к этому уже привыкла и не старалась ничего с этим сделать. После смерти даже с ней поступили не по-человечески, она осталась на ночь в ночлежке, где ночевали ее соседи. У мужа не нашлось сразу денег похоронить жену и наконец-то обрести покой.

Максим Горький своей пьесой хотел показать, что иногда жизнь бывает несправедливой, но не стоит никогда опускать своих рук, как это сделала героиня пьесы Анна. Ведь никто не знает, что их ждет на той стороне после смерти.

Сочинение про Анну

Анна — несчастный и измученный персонаж в произведении Максима Горького “На дне”. Девушка живёт бедно, обитает с мужем в ночлежке. Она больна чахоткой и дожидается скорой смерти. Супруг Анну совсем не уважает и не считается с её интересами, он занят своими делами и приближающаяся гибель жены особо его не тревожит. Иногда он применяет физическую силу и издевается над ослабленной девушкой.

Анна морально истощена, ей надоело такое нищенское и несправедливое существование, она не в состоянии купить себе нормальную одежду, носит старые лохмотья и вынуждена считать каждую копейку. Ситуацию еще больше усугубляют козни жестокого мужа, он не любит её и не желает меняться. Сущность Анны — это поведение жертвы, она слаба, и морально, и физически. Даже когда хозяйка ночлежки из жалости оставляет ей тарелку пельменей, та отдаёт их мужу, ещё больше теряя свое самоуважение.

Героиня часто задумывается о том, что с ней будет после смерти и опасается, что мучения и страдания продолжатся, ведь только их она и видела в своей жизни. Но пришедший в ночлежку старик Лука успокаивает Анну и уверяет, что на том свете будет полный покой. И даже когда судьба отбирает у неё жизнь, тираничный муж все равно проявляет полное безразличие — он не может вовремя найти средства на похороны и тело остаётся на какое-то время в ночлежке с другими соседями.

В произведении показан собирательный образ всех женщин, терпящих унижение и моральное насилие в семье. Раскрывается вся суть такого жертвенного существования, вплоть до вывода, что единственным спасением становится смерть. Хоть произведение и было написано в прошлом веке, данная тема актуальна и сегодня. Многие женщины попадают в такие сложные ситуации и не могут найти из них выход.

Мне по-человечески жаль Анну, жаль, что такой коварной бывает судьба, и ни в чем не повинные люди страдают и умирают от страшных болезней. Я считаю, что доброта и мягкотелость в характере человека не должны быть поводом для издевательств со стороны других людей.

Также читают:

← Образ и характеристика Актера из пьесы На дне ← Новаторство Горького-драматурга в пьесе На дне↑ ГорькийОбраз и характеристика Алёши Пешкова из повести Детство → Характеристика и образ Васьки Пепла в пьесе На дне →

Картинка к сочинению Образ и характеристика Анны в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Профессии моей семьи

    Каждый в школьные годы думает о выборе профессии. Выбор профессии не легкая задача. От выбора профессии зависит дальнейшая наша жизнь. В современном мире огромное количество разных профессий. Это кондукторы и врачи

  • Сочинение Образ Василия Тёркина в поэме Василия Теркин Твардовского

    Василий Теркин стал главным героем одноимённого произведения. В этом образе автору удалось соединить все положительные черты русского солдата: героизм, отвагу, честь, доблесть.

  • Сочинение О чем мечтают герои комедии Ревизор Гоголя 8 класс

    В комедии «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь, изображает очень много персонажей и каждый из них мечтает о своем. Хочет сделать свою жизнь лучше. И все ждут, когда уже уедет ревизор чтобы реализовать

  • Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 5 класс

    Великий русский художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину Cосны, освещённые солнцем в 1886 году.

  • Сочинение Анализ рассказа Мальва Горького

    В рассказе под названием «Мальва», который написал знаменитый и популярный писатель Горький, главным героем становится молодой и очень красивый мужчина по имени Василий.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Горький. «На дне» • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсРусская литература XX века. Сезон 5ЛекцииМатериалы

Содержание первой лекции из курса «Русская литература XX века. Сезон 5»

Пьеса «На дне» заканчивается очень эффектно. Ночлежники — среди них уже нет Луки, нет Пепла, умерла Анна, убит Костылев — поют песню. Эта песня звучит на протяжении всей пьесы:

Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.

Как хотите стерегите,
Я и так не убегу.
Мне и хочется на волю —
Цепь порвать я не могу.

На этот раз они не успевают допеть песню до конца второго куплета. Рас­па­хи­вается дверь, в дверях — Барон, который кричит: «Идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!» И тогда Сатин произносит последнюю реплику пьесы: «Эх… ис­пор­тил песню… дур-рак».

Кто испортил песню? На первый взгляд все очевидно: песню испортил Барон. Но часто бывает, что первый смысл тянет за собой второй, и второй оказы­вается глубже, важнее и достовернее первого.

Что значит «могу или не могу порвать цепь»? Могу или не могу начать жизнь сначала, выйти из этого подвала, из этой ночлежки. Вспомним, что все чет­вертое действие Актер — и не только Актер, но и Настя — говорят: «Я уйду» («Он уйдет» — говорит Актер).

И рядом с песней в качестве другого идейного полюса пьесы звучит сти­хо­тво­ре­ние. Это стихотворение Беранже «Безумцы» вспоминает Актер, когда ему удается воздержаться, не пить. Он с удивлением говорит: «Вот они, два пяти­алтынных. Улицу мел, а не пью».

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло —
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!

На этих контрастах — свет и тьма, тюрьма и свобода — и существует пьеса «На дне».

Можно встретить полемику о том, лжет ли Лука, когда рассказывает Актеру о городе, где есть ле­чебница, в которой лечат пьяниц. Актер преисполняется надежды, что может вылечиться и вернуться на сце­ну, а Лука ему говорит: «Я тебе город-то назову, а ты пока воздержись, не пей». Какое-то время Актеру действительно удается не пить. А почему Лука не назы­вает города? Можно встретить, особенно в популярных учебниках, такое вы­сказывание: «Лука лжет Актеру, и никаких лечебниц не было». На самом де­ле лечебницы были, и даже был специальный журнал, который издавало Об­ще­ство трез­вости, — была очень широкая кампания по борьбе с алкоголизмом. Я думаю, Лука не называет города и лечебницы не потому, что их нет, а по­то­му, что человек сам должен себя освободить.

В четвертом действии есть очень важный момент, когда Татарин молится, Актер слезает с нар и говорит: «Князь, помолись за меня». На что Татарин отвечает: «Сам молись…» Что это значит? Грубость, бесчеловечность, эгоизм, бесчувствие ночлежников? Нет. Просто человек должен сам верить.

Как скажет Сатин, которого уже проквасили идеи Луки, человек за все платит сам — за веру, за неверие. Человек должен сам себя освободить — ему не нужен поводырь. И тогда Актер вспоминает это стихотворение Беранже. И здесь стал­киваются эти две прав­ды, которые всегда у Горького сталкивались. Первая — правда реального факта, правда очевидная:

«Какой тебе, Васька, правды надо? — спрашивает Бубнов у Васьки Пепла. — Знаешь ты про себя правду, и все ее про тебя знают».

Что это значит? Это значит, что Васька — вор, Настя — проститутка, Барон — сутенер, Сатин — карточный шулер. Вот она, правда этого бесчеловечного, бесспорно, реального, но явно не единственного мира.

Горький говорит, что есть другая правда. Есть правда человеческого стрем­ле­ния, правда человеческого идеала. И она сильнее, она важнее. В четвертом действии Актер постоянно чувствует, что ему нужно порвать цепь, нужно уйти. Другое дело, что он может уйти только так, как он ушел, только покончив с собой.

Есть любопытное пересечение между сюжетом четвертого действия «На дне» и притчей о праведной земле, которую рассказывает Лука раньше: как один человек попросил у ссыльного инженера показать на карте, где находится праведная земля. А тот свои карты разложил и говорит: «Нет нигде праведной земли». «Как же нет?» А человек только потому жил и держался, что верил в эту праведную землю, надеялся на нее. «Сволочь ты, а не ученый!» — и в зу­бы ему. А потом пошел и повесился.

А в чем правда? В том, что этой праведной земли нет? Да, на кар­те ее нет. Но значит ли это, что ее нет вообще? Это очень важно.

Эта пьеса, которую поставили в декабре 1902 года в Художественном театре, звучала как революционная. Поскольку смысл был такой: пока человек живет в подвале, он не сможет освободиться, не сможет быть человеком. Нужно разрушить этот подвал. Но до последних спектаклей (а пьесу ставят до сих пор) она не сводится к одной идее, к одной мысли, она не может однозначно раз и навсегда быть истолкована.

Горький был озадачен тем, как Иван Москвин сыграл Луку. А Москвин играл не жулика. Здесь мы сталкиваемся с очень характерной для Горького ситуа­цией. Горький свои пьесы не очень любил, значительным драматургом себя не считал, но пытался сам свои пьесы комментировать и истолковывать. В част­ности, пьесу «На дне» уже после возвращения в СССР он толковал как пьесу, направленную против утешительной лжи. Но все, что Горький хотел сказать, он сказал самой пьесой. Его толкование — лишь одно из возможных. Насколько оно убедительно, каждый раз по-своему решает театр, читатель, актеры и историк литературы.  

Радио ArzamasНиколай Гумилев в пути

Новый курс литературоведа Валерия Шубинского — о том, как Царское Село, Петербург, Париж, Лондон, Каир, Аддис-Абеба и Петроград отражались в стихах и в личной жизни поэта

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

11 минут

1/7

Горький. «На дне»

Почему Горький неправильно толковал собственную пьесу и был озадачен тем, как ее трактуют актеры

Читает Лев Соболев

Почему Горький неправильно толковал собственную пьесу и был озадачен тем, как ее трактуют актеры

9 минут

2/7

Анненский. «Черная весна»

Почему Анненский не радуется рождению весны, как Тютчев, Боттичелли и все нормальные люди

Читает Олег Лекманов

Почему Анненский не радуется рождению весны, как Тютчев, Боттичелли и все нормальные люди

13 минут

3/7

Есенин.

«Письмо матери»

Ветхий шушун, горький опыт и другие средства, которые Есенин использует, чтобы заставить нас плакать

Читает Михаил Свердлов

Ветхий шушун, горький опыт и другие средства, которые Есенин использует, чтобы заставить нас плакать

14 минут

4/7

Булгаков. «Белая гвардия»

Как Булгаков предсказал появление своего «изумительного» романа и что в нем осталось от Толстого и Пушкина

Читает Лев Соболев

Как Булгаков предсказал появление своего «изумительного» романа и что в нем осталось от Толстого и Пушкина

13 минут

5/7

Бабель. «Справка» и «Мой первый гонорар»

Чем бабелевская проститутка отличается от других и как проституция помогает писательству

Читает Александр Жолковский

Чем бабелевская проститутка отличается от других и как проституция помогает писательству

13 минут

6/7

Афиногенов. «Страх»

Почему в начале 1930-х в театрах с успехом шла пьеса, в которой советские граждане сравнивались с кроликами, цепенеющими перед удавом

Читает Илья Венявкин

Почему в начале 1930-х в театрах с успехом шла пьеса, в которой советские граждане сравнивались с кроликами, цепенеющими перед удавом

12 минут

7/7

Окуджава.

«Прощание с новогодней елкой»

Как Окуджава прячет цитаты в простом на первый взгляд стихотворении и с чем он на самом деле прощается

Читает Дмитрий Быков

Как Окуджава прячет цитаты в простом на первый взгляд стихотворении и с чем он на самом деле прощается

Материалы

Энциклопедия андеграундной поэзии

54 поэта советского литературного подполья 1960–80-х годов

Путеводитель по Союзу советских писателей

Как жили, ели, отдыхали, суетились и умирали писатели сталинской эпохи

10 советов Бабеля на все случаи жизни

О заварке чая, ухаживаниях за дамой, управлении конем и литературе

Пять главных послевоенных пьес и их лучшие постановки

Cоветская драматургия второй половины XX века и ее воплощение на сцене

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Система уроков по пьесе М.Горького «На дне»

Главная
Горький А.М. Основные даты жизни и творчества
Произведения А.М.Горького (библиотека сайта)

Портрет А.М.Горького работы В.А.Серова, 1905 г.

 

Пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901–начале 1902 года, была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка 18 декабря 1902 года режиссёром Станиславским, исполнившим одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
(см. Персонажи пьесы «На дне» в рисунках Б.Д.Григорьева)

 

Система уроков по пьесе М. Горького «На дне»[1]

 

Урок 1. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»
Урок 2. «Во что веришь — то и есть». Роль Луки в драме «На дне»
Урок 3. Вопрос о правде в драме Горького «На дне»

Урок 1. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»
Цели урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.
Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока
I. Слово учителя
В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше.[2] Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», — утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.
После серии романтических произведений 90-х годов, полных бунтарских идей, Горький создает пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя — драму «На дне» (1902). Посмотрим, какие герои населяют «дно» и как они живут.

II. Беседа по содержанию пьесы «На дне»
— Как изображается место действия в пьесе?
(Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз» свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей — людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла.
«Везде по стенам — нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.
Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренном разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена сарая или конюшни «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.
В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал — сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре — там удавился Актер.)

— Какие люди являются обитателями ночлежки?
(Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20 лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45 лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, оказывается, 30 лет.
У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось — «все забыл».)

— Что является предметом изображения в пьесе?
(Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни).

— Каков конфликт драмы?
(Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном — содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом — по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.
Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)
Справка:
Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

— Что привело в ночлежку ее обитателей — Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

(Сатин попал «на дно» после того как отсидел в тюрьме за убийство: «Убил подлеца в запальчивости и раздражении… из-за родной сестры»; Барон разорился; Клещ потерял работу: «Я — рабочий человек… я с малых лет работаю»; Бубнов ушел из дома от греха подальше чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он «ленив» да еще и запойный пьяница, «пропил бы мастерскую»; Актер спился, «пропил душу… погиб»; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я — сызмалолетства — вор… все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!»
Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (действие четвертое): «Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… а зачем? Не понимаю! Учился — носил мундир дворянского института. .. а чему учился? Не помню… Женился — одел фрак, потом — халат… а жену взял скверную и — зачем? Не понимаю… Прожил все, что было, — носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки… а как разорался? Не заметил… Служил в казенной палате… мундир, фуражка с кокардой… растратил казенные деньги, — надели на меня арестантский халат… потом — одел вот это… И все… как во сне… а? Это… смешно? Каждый этап жизни тридцатитрехлетнего Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими «переодеваниями» ничего не стоит, жизнь прошла «как во сне».)

— Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?
(Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.)

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?
(В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы.
Экспозиция этого конфликта — разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом.
Завязка этого конфликта — появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису.
В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь.
Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги.
Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Она заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»)

— В чем своеобразие любовного конфликта?
(Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.)

III. Заключительное слово учителя
Конфликт, в котором участвуют все герои, — другого рода. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии — в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.
Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Дополнительный материал для учителя
Для записи в начале урока можно предложить следующий план анализа драматического произведения:
1. Время создания и публикации пьесы.
2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.
3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.
4. Действующие лица и их группировка.
5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.
6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.
8. Драматические характеры и их связь с действием.
9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.
10. Роль диалогов и монологов в пьесе. Слово и действие.
11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.
12. Жанровое и видовое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.
13. Комедийные средства (если это комедия).
14. Трагический колорит (в случае анализа трагедии).
15. Соотнесенность пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определенной сцены.
16. Театральная интерпретация драмы в пору ее создания и в последующее время. Лучшие актерские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей.
17. Пьеса и ее драматургические традиции.

Домашнее задание
Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.


Урок 2. «Во что веришь — то и есть». Роль Луки в драме «На дне»
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.
Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Ход урока
I. Аналитическая беседа

Обратимся к внесобытийному ряду драмы и посмотрим, как здесь развивается конфликт.

— Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?
экспозиции мы видим людей, в сущности, мирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют… до смерти…» «А ты — болван», — огрызается Сатин. «Почему?» — удивляется Актер. «Потому что — дважды убить нельзя».
Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно.
Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю… Почему — нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы. )

— В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?
(Люди ощущают себя «бывшими»:
«Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно).
«Бубнов. Я вот — скорняк был».
Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит — снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!»)

— Кто из персонажей противопоставляет себя остальным?
(Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрет жена…»
Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.)

— Какая сцена является завязкой конфликта?
(Завязкой конфликта является появлением Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают… так-то». И еще: «Старику — где тепло, там и родина…»
Лука оказывается в центре внимания постояльцев: «Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…» — и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.)

— Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?
(Лука быстро находит подход к ночлежникам: «Погляжу я на вас, братцы, — житье ваше — о-ой!..»
Он жалеет Алешку: «Эх, парень, запутался ты…».
Он не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников.
Лука становится необходим Анне, жалеет ее: «Разве можно человека эдак бросать?».
Лука умело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут же ловится на эту удочку.)

— Что мы знаем о Луке?
(О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок…»)

— Каким образом Лука действует на ночлежников?
(В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев.
Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви;
спившийся Актер получает надежду на излечение от алкоголизма — Лука говорит ему: «Человек — все может, лишь бы захотел…»;
вор Васька Пепел задумывает уехать в Сибирь и начать там новую жизнь с Наташей, стать крепким хозяином.
Анне Лука дает утешение: «Ничего, милая! Ты — надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего! Тишина, спокой — лежи себе!»
Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее. )

— Врал ли ночлежникам Лука?
(На этот счет могут быть разные мнения.
Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры.
Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь — «золотая сторона», а не только место ссылки и каторги.
Насчет загробной жизни, которой он манит Анну, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений.
В чем же он врал? Когда Лука убеждает Настю, что он верит в ее чувства, в ее любовь: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!» — он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.)

— Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?
(Ночлежники сперва недоверчиво относятся к словам Луки: «Зачем ты все врешь? Лука же и не отрицает этого, он отвечает вопросом на вопрос: «И… чего тебе правда больно нужна. .. подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»
Даже на прямой вопрос о Боге Лука отвечает уклончиво: «Коли веришь — есть; не веришь — нет… Во что веришь, то и есть…»)

— На какие группы можно разделить героев пьесы?
(Героев пьесы можно разделить на «верующих» и «неверующих».
Анна верит в Бога, Татарин — в Аллаха, Настя — в «роковую» любовь, Барон — в свое прошлое, возможно, придуманное. Клещ уже ни во что не верит, а Бубнов и не верил никогда и ничему.)

— В чем сакральный смысл имени «Лука»?
(У имени «Лука» двойственный смысл: это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (эвфемизм слова «черт»).)

— В чем выражается авторская позиция по отношению к Луке?

(Авторская позиция выражается в развитии сюжета.
После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои.
Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец.
Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.)
Сам Горький писал о своем замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

— Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправданно такое противопоставление?
(Обсуждение. )

— В чем значение влияния Луки на ночлежников?
(Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь они и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих.)

— Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой?
(Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет)

— В чем причина быстрого угасания веры?
(Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность.)

— Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?
(Лука объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому она так потянулась к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.)

II. Заключительное слово учителя
Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку.
По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить.
Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля.
По воспоминаниям И. М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки. Некоторые критики увидели в Луке «Данко, которому приданы лишь реальные черты», «выразителя высшей правды», нашли элементы возвышения Луки в стихах Беранже, которые выкрикивает Актер:
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
К. С. Станиславский, один из постановщиков спектакля, намечал путь «снижения» героя. «Лука хитрый», «хитро поглядывая», «коварно улыбаясь», «вкрадчиво, мягко», «видно, что врет».
Лука — живой образ именно потому что он противоречив и неоднозначен.

Домашнее задание
Выяснить, как решается вопрос о правде в пьесе. Найти высказывания разных героев о правде.


Урок 3. Вопрос о правде в драме Горького «На дне»
Цель урока: выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.
Методические приемы: аналитическая беседа, дискуссия.

Ход урока
I. Слово учителя

Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше — истина или сострадание? Вопрос, о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, имея все-таки в виду некую окончательную, высшую правду. Посмотрим, как соотносятся правда и ложь в драме «На дне».

II. Работа со словарем
— Что понимают под «правдой» герои пьесы?
(Обсуждение. Это слово многозначное. Советуем заглянуть в толковый словарь и выявить значения слова «правда».

Комментарий учителя:
Можно выделить два уровня «правды».
Один — это «частная правда, которую отстаивают герой уверяет всех, и прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви. Барон — в существовании своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены: «Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда!» Для Василисы «правда» то, что она «надоела» Ваське Пеплу, то, что она издевается над сестрой: «Не хвастаюсь — правду говорю». Такая «частная» правда находится на уровне факта: было — не было.
Другой уровень «правды», «мировоззренческий» — в репликах Луки. «Правда» Луки и его «ложь» выражаются формулой: «Во что веришь — то и есть».

III. Беседа
— А нужна ли вообще правда?
(Обсуждение.)

— Позиция какого персонажа противопоставляется позиции Луки?
(Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова.
Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие (полилог) пьесы.
Первый акт, сцена у постели умирающей Анны:
Наташа (Клещу). Ты бы, чай, теперь поласковее с ней обращался.., ведь уж не долго…
Клещ. Знаю…
Наташа. Знаешь… Мало знать, ты — понимай. Ведь умирать-то страшно…
Пепел. А я вот — не боюсь…
Наташа. Как же!.. Храбрость…
Бубнов (свистнув). А нитки-то гнилые…
Эта фраза повторяется на протяжении пьесы несколько раз, как будто комментируя происходящее с точки зрения пошляка, скептика и циника Бубнова. Он относится к жизни со злым пессимизмом.)

— Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова и прокомментируйте их.
(«Шум — смерти не помеха»; «снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!»; «На что совесть? Я — не богатый»; «Что было — было, а остались одни пустяки…»; «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался»; «все люди на земле — лишние»; «Люди все живут как щепки по реке плывут.. Строят дом, а щепки — прочь»; «Все — сказки»; «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?»
Когда умирает Анна, он произносит: «Кашлять перестала, значит».
Любимая песня Бубнова, которую он подхватывает в конце пьесы,
— «Солнце всходит и заходит, / А в тюрьме моей темно!»)

— Какие ремарки характеризуют Бубнова?
(«Спокойно» — встречается много раз, «протяжно», «сонным голосом», «угрюмо».)

— Какова позиция Сатина в пьесе?
(Циничная «правда» Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки.
Но эта проповедь дала импульс для определения еще одной жизненной позиции. Ее выразителем стал Сатин.
Еще в начале пьесы он заявляет: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»
После ухода Луки Сатин осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — правда! … Старик? Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кисло и грязную монету…»
Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека: «Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» — утверждает иную жизненную позицию.)

— Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?
(Ложь Луки не устраивает Сатана: «Ложь религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного человека!»
«Правда» Сатина — в человеке: Человек — свободен. .. Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда!»
Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.
Вспомним ранние романтические рассказы, «Сказки об Италии» («Превосходная должность — быть на земле человеком!»), философскую поэму «Человек», где превозносится разум Человека и его деяния.)

IV. Заключительное слово учителя
Горький выделил 2 правды: «правду-истину» и «правду-мечту». Эти «правды» не совпадают, даже враждебны друг другу.
Грандиозен миф Сатина о Человеке: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека) … Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!»
Здесь важно обратить внимание на ремарку. Абстрактный «человек вообще» возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного.
Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими проблемами, все в разладе с собой и с миром. Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем — в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни.
Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку-мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький. Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастет в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, был назван «социалистическим реализмом».

Домашнее задание
Подготовиться к обзорному обсуждению романа Горького «Мать».

Дополнительный материал для учителя.

О пьесе «На дне» (В. Ходасевич. Некрополь.[3]):
Ее основная тема — правда и ложь. Ее главный герой — странник Лука, «старец лукавый». Он является, чтобы обольстить обитателей «дна» утешительной ложью о существующем где-то царстве добра. При нем легче не только жить, но и умирать. После его таинственного исчезновения жизнь опять становится злой и страшной.
Лука наделал хлопот марксистской критике, которая изо всех сил старается разъяснить читателям, что Лука — личность вредная, расслабляющая обездоленных мечтаниями, отвлекающая их от действительности и от классовой борьбы, которая одна может им обеспечить лучшее будущее.
Марксисты по-своему правы: Лука, с его верою в просветление общества через просветление личности, с их точки зрения в самом деле вреден. Горький это предвидел и потому, в виде корректива, противопоставлял Луке некоего Сатина, олицетворяющего пробуждение пролетарского сознания. Сатин и есть, так сказать, официальный резонер пьесы. «Ложь — религия работ и хозяев. Правда — бог свободного человека», — провозглашает он. Но стоит вчитаться в пьесу. И мы тотчас заметим, что образ Сатина, по сравнению с образом Луки, написан бледно и — главное нелюбовно. Положительный герой менее удался Горькому, нежели отрицательный, потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного — своим живым чувством любви и жалости к людям. Замечательно, что, в предвидении будущих обвинений против Луки, Горький именно Сатина делает его защитником. Когда другие персонажи пьесы ругают Луку, Сатин кричит на них: «Молчать! Вы все — скоты! Дубье… молчать о старике!.. Старик — не шарлатан… Я понимаю старика… да! Он прав. .. но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая». Еще более примечательно, что свое собственное пробуждение Сатин приписывает влиянию Луки: «Старик? Он — умница! Он действовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем за его здоровье!»
Знаменитая фраза: «Человек — это великолепно! Это звучит гордо!» — вложена также в уста Сатина. Но автор про себя знал, что, кроме того, это звучит очень горько. Вся его жизнь пронизана острой жалостью к человеку, судьба которого казалась ему безвыходной. Единственное спасение человека он видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности — надеждой. Способность человека осуществить надежду ценил он невысоко, но самая эта способность к мечте, дар мечты — приводили его в восторг и трепет. Создание какой бы то ни было мечты, способность увлечь человечество считал истинным признаком гениальности, а поддержание этой мечты — делом великого человеколюбия.
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
В этих довольно слабых, но выразительных стихах, произносимых одним из персонажей «На дне», заключен как бы девиз Горького, определяющий всю его жизнь, писательскую, общественную, личную. Горькому довелось жить в эпоху, когда «сон золотой» заключался в мечте о социальной революции как панацее от всех человеческих страданий. Он поддерживал эту мечту, он сделался ее глашатаем — не потому, что так уж глубоко верил в спасительность самой мечты. В другую эпоху с такою же страстностью он отстаивал бы иные верования, иные надежды. Сквозь русское освободительное движение, а потом сквозь революцию он прошел возбудителем и укрепителем мечты, Лукою, лукавым странником. От раннего, написанного в 1893 году рассказа о возвышенном чиже, «который лгал», и о дятле, неизменном «любителе истины», вся его литературная, как и вся жизненная деятельность проникнута сентиментальной любовью ко всем видам лжи и упорной, последовательной нелюбовью к правде.
…Обличение мелкой лжи вызывало в нем туже досадливую скуку, как и разрушение мечты возвышенной. Восстановление правды казалось ему серым и пошлым торжеством прозы над поэзией. Недаром в том же «На дне» поборником правды выведен Бубнов, бездарный, грубый и нудный персонаж. Которого и фамилия, кажется, происходит от глагола «бубнить».
…«То — люди, а то — человеки», — говорит старец Лука, в этой не совсем ясной формуле, несомненно, выражая отчетливую мысль самого автора. Дело в том, что этих «человеков» надо бы печатать с большой буквы. «Человеков», то есть героев, творцов, двигателей обожаемого прогресса, Горький глубоко чтил. Людей же, просто людей с неяркими лицами и скромными биографиями, — презирал, обзывал «мещанами». Однако ж он признавал, что и у этих людей бывает стремление если не быть, то хотя бы казаться лучше, чем они есть на самом деле: «У всех людей души серенькие, все подрумяниться желают». К такому подрумяниванию он относился с сердечным, деятельным сочувствием и считал своим долгом не только поддерживать в людях возвышенное представление о них самих, но и внушать им, по мере возможности, такое представление. По-видимому, он думал, что такой самообман может служить отправным пунктом или первым толчком к внутреннему преодолению мещанства. Поэтому он любил служить как бы зеркалом, в котором каждый мог видеть себя возвышенней, благородней, умней, талантливей, чем на самом деле. Разумеется, чем больше получалась разница между изображением и действительностью, тем люди были ему признательней, и в этом заключался один из приемов его несомненного, многими замеченного «шармерства»[4].
(В. Ходасевич. Некрополь.)


1. Источник: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2005. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). (вернуться)

2. Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (1844–1900) – немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое получило распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение основополагающие принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений.
Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков.
Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога. Она знаменует утрату доверия к сверхчувственным основаниям ценностных ориентиров, то есть нигилизм, проявившийся в западноевропейской философии и культуре. Процесс этот, по мнению Ницше, исходит из нездоровья самого духа христианского учения, отдающего предпочтение потустороннему миру. (вернуться)

3. Владисла́в Фелициа́нович Ходасе́вич (1886–1939) – русский поэт. Выступал также как критик, мемуарист и историк литературы, пушкинист.
Ходасевич в 1922–1925 (с перерывами) жил в семье Горького, которого высоко ценил как личность (но не как писателя), признавал его авторитет, видел в нём гаранта гипотетического возвращения на родину, но знал и слабые свойства характера Горького, из которых самым уязвимым считал «крайне запутанное отношение к правде и лжи, которое обозначилось очень рано и оказало решительное воздействие как на его творчество, так и на всю его жизнь». Они были врагами в литературе: последний классик символистов и главный пролетарский писатель страны. В это же время Ходасевич и Горький основали (при участии В. Шкловского) и редактировали журнал «Беседа» (вышло шесть номеров), где печатались советские авторы.
С 1928 года Ходасевич работал над мемуарами: они вошли в книгу «Некрополь. Воспоминания» (1939) – о Брюсове, Белом, близком друге молодых лет поэте Муни, Гумилёве, Сологубе, Есенине, Горьком и других. (вернуться)

4. Шармерство – поведение шармёра.
Шармёр – чаровник, чародей (от французского «шарм»). Человек, обладающий необыкновенным обаянием, который легко входит в доверие, подчиняет собеседника своей воле и делает с ним что хочет. (вернуться)

 

Горький А.М. «На дне»



в начало страницы

 

Frozen: 10 лучших цитат Анны

Frozen получил признание за отход от типичного образа принцессы и положительное представление истории о любви между сестрами. В то время как в большинстве фильмов о принцессах Диснея фигурирует одна принцесса, в Frozen их две, принцесса Анна и принцесса Эльза. В то время как маленькие девочки во всем мире влюбляются в Эльзу, многие молодые женщины отождествляют себя с Анной.

СВЯЗАННО: Холодное сердце: 10 самых крутых поступков, которые Анна и Эльза когда-либо делали

Анна отличается от многих других принцесс. Она неуклюжая, неуклюжая и общительная. Она чувствует себя настоящей, человеком, который был бы дружелюбным и легко доступным. Ее чувство юмора, понимание других и иногда наивность привели к некоторым из самых запоминающихся цитат во франшизе «Холодное сердце». Вот 10 лучших цитат Анны из первого фильма Frozen .

10/10 «Это неловко. Не ты неловок, а просто потому, что мы… я неловок. Ты великолепен. Подожди, что?»

При встрече с Гансом Анна совершенно поражена. Поскольку она была заперта от остального мира с детства, вполне логично, что она будет немного сумасшедшей и жаждущей человеческой привязанности. Когда она и Ганс случайно сталкиваются, она теряет хладнокровие и начинает высказывать первые мысли, которые приходят ей в голову.

Это приводит к уморительно-развлекательной сцене для фанатов. Это также невероятно связано, поскольку каждый сказал что-то, чего не хотел говорить в какой-то момент. И, как это часто бывает со многими, Анна продолжает возиться со своими словами, усугубляя ситуацию, пытаясь исправить свою ошибку, прежде чем, наконец, осознать, что она сказала, и решить, что лучше просто перестать говорить.

9/10 «Снег. Это должен был быть снег! У нее не могло быть тропической магии, покрывающей фьорды белым песком и теплом…»

Хотя Анна часто бывает оптимисткой, она также и реалистка. Столкнувшись с трудной ситуацией, она идет вперед и старается не жаловаться.

Тем не менее, эта саркастическая фраза показывает, как она часто использует юмор, чтобы справиться со своим разочарованием. Эта линия также является многослойной шуткой, поскольку сценаристы также немного дразнят себя за то, что делают ситуацию невероятно сложной для своих персонажей.

8/10 «Нехорошо бросать людей!»

Когда Эльза создает Зефирку, чтобы убрать Кристоффа, Олафа и Анну из ее замка, этот гигантский снежный монстр легко подхватывает их и выбрасывает — буквально. В то время как большинство людей в ситуации Анны искали бы способ обойти этого монстра, Анна дерзкая, прямолинейная и бесстрашная.

Она полна решимости отругать Зефира за то, как он справился с ситуацией, и кричит ему эту фразу, готовясь бросить снежок. Кристофф останавливает ее от этого опрометчивого решения и перенаправляет ее.

7/10 «Ох, это тяжелое дело, которым нужно заниматься прямо сейчас! Я имею в виду, что это действительно — кхм, это прискорбно»

Эта строчка — еще один пример того, как Анна берется за дело, говоря прежде, чем подумать. Когда она впервые встречает Кристоффа и узнает, что он продает лед, эта фраза является ее ответом. В ее прямоте есть очарование, поскольку она часто говорит то, что все думают.

СВЯЗАННЫЕ: 13 веселых мемов Frozen 2, которые поймут только фанаты Disney

В отличие от других, которые используют свою резкость и прямые комментарии как оправдание своего ненавистнического отношения, резкие комментарии Анны исходят из чистого места и основаны на очевидных обстоятельствах, а не на стереотипах. Она не собирается расстраивать других своими комментариями — на самом деле, она часто пытается наладить с ними контакт, признавая их трудности.

10/6 «Но дело в том, что она все время носила перчатки. Вот я и подумал, может быть, она неравнодушна к грязи!»

Анна не осуждает. Она принимает окружающих и их причуды, не задавая им вопросов, поскольку не хочет, чтобы они чувствовали себя атакованными или расстроенными. Конечно, никто не ожидал, что их родной брат обладает тайными магическими способностями.

Вполне логично, что Анна приписывает ношение перчаток своей сестрой обычному отвращению, такому как обсессивно-компульсивное расстройство или боязнь грязи. Тем не менее, в фантастическом фильме забавно слышать подобную строчку, которая приписывает возможный ответ большому секрету, являющемуся чем-то столь же типичным и нормальным, как ненависть к грязи.

5/10 «О нет, ты этого не делал. Я не спал несколько часов»

Когда Анну будят ото сна перед коронацией сестры, она изо всех сил пытается встать с постели и собраться. Вместо того, чтобы признать, что она проспала и устала, она делает вид, что не спала. Это регистрируется фанатами, поскольку большинство людей делали это хотя бы раз в жизни.

Большинство людей также оказались по другую сторону этой ситуации. Будь то ожидание друга или попытка разбудить ребенка или вторую половинку. Это просто еще один пример того, что Анна — самая понятная принцесса всех времен.

4/10 «Размер обуви не имеет значения!»

Этот фильм высмеивает концепцию любви с первого взгляда. Это интересная позиция для фильма о принцессах Диснея, поскольку эти персонажи ставят под сомнение образ, который является основным продуктом почти любого другого фильма о принцессах, который они когда-либо делали. Когда Анна рассказывает Эльзе о своем плане выйти замуж за Ганса, она первая возражает. Анна разочарована ею и позже объясняет это Кристоффу, который занимает ту же позицию, что и Эльза.

СВЯЗАННЫЙ: Холодное сердце 2: 10 Удивительно темных моментов

Вместо того, чтобы злиться и быть напористым, как Эльза, Кристофф использует другой подход. Он пытается доказать свою точку зрения Анне, задавая ряд вопросов, на которые она не может ответить, показывая, как мало она знает о Гансе. Хотя большинство вопросов, которые задает Кристофф, имеют реальную ценность, он также задает вопрос о размере обуви, что вызвало такой ответ Анны. Эта фраза забавная и запоминающаяся, потому что Кристофф прав в том, что он говорит, но Анна не желает принимать его точку зрения и цепляется за один плохой пример, который он использует как предлог, чтобы отклонить весь свой аргумент.

3/10 «Открыто! Это впервые»

Когда Анна подходит к замку Эльзы, она стучит в дверь, прежде чем войти. К ее удивлению, дверь распахивается, побуждая Анну произнести эту строчку. Это отсылка к более раннему фильму, когда показано, как Анна пытается заставить Эльзу открыть дверь в ее спальню.

После многих лет, когда Эльза игнорировала ее стуки в собственном доме, немного иронично, что впервые Эльза решает впустить ее без колебаний, когда ее нашли в бегах.

2/10 «Что? Я только что упал со скалы. Вы должны видеть свои волосы!»

Иногда Анна может быть эмоциональной, особенно когда чувствует, что на нее напали. Ее сообразительность и импульсивность побуждают ее стрелять в Кристоффа, когда она чувствует, что он нападает на нее из-за ее внешности.

Она не хочет, чтобы ее определяли по внешности, а вместо этого обращает внимание на трудности, которые она только что пережила. Конечно, она полностью поняла комментарий Кристоффа, и он тут же поясняет.

1/10 «Ты скажешь мне, когда я буду готов к работе. Я родился готовым!»

Анна всегда готова сломя голову броситься в конфликт, действовать импульсивно и бросаться в бой. Когда ей и Кристоффу нужно взобраться на гору, Кристофф усердно работает над созданием тщательно продуманного и безопасного плана.

Бесстрашная Анна взволнована и готова двигаться вперед, энергично подпрыгивая, пока Кристофф разрабатывает детали плана. Эта линия является сущностью характера Анны, идеальной линией для ее представления.

СЛЕДУЮЩАЯ: Замороженные персонажи рассортированы по факультетам Хогвартса

80+ Шокирующие цитаты «ИЗОБРЕТАЯ АННУ» от Netflix

«Изобретая Анну» от Netflix выйдет на потоковом сервисе в эту пятницу, 11 февраля. Скоро у меня будет обзор этой серии, так что не забудьте вернуться, чтобы проверить его. Он будет связан внизу. А пока я хотел бы поделиться списком некоторых из лучших цитат из шоу. Посмотрите эти 80+ лучших и самых шокирующих 9 сериалов Netflix.0084 Изобретая Анну котировки .

Если вам понравились эти цитаты Netflix Изобретая Анну , ознакомьтесь с этими другими статьями: Цитаты из фильма «Высокая девушка 2», Цитаты из фильма «Я хочу, чтобы ты вернулся», Цитаты из фильма «Смерть на Ниле», Цитаты из фильма «Книга любви», Цитаты из фильма «Мердервиль», HULU Цитаты Пэм и Томми, Цитаты из второго сезона сериала «Воспитание Дион».

Изобретение Анны Руководство для родителей Обзор

Вся эта история, которую вы собираетесь сидеть на своей жирной ** и смотреть, как большой кусок ничего, обо мне.

Ты меня знаешь. Все меня знают. Я икона. Легенда.

Анна Дельви шедевр, с*ки, и они все могут просто трахаться…

Обратите внимание, может вы научитесь быть умными как я. Сомневаюсь, но мечтать можно.

Деньги для меня не проблема.

Ты беременна или ты просто очень, очень толстая?

Анна Делви не нуждалась в сексе. Она не была в этом заинтересована. Анна была с другой планеты, когда дело доходило до нормальных телесных побуждений.

Никто из тех, кто так выглядит, не может остаться безнаказанным? Не в нашем мире.

При визите СМИ нас поместили в отдельную комнату.

Разве вы не знаете, как работает VIP?

Что на тебе надето? Ты выглядишь бедно.

Я в тюрьме, но я все еще надеваю аксессуары и нажимаю их.

VIP всегда лучше, Вивиан. Просто нужно быть готовым к работе.

Я не продам своих друзей.

Здесь все играют в игры. Здесь всем нужно забивать. Все здесь суетятся. Здесь все чего-то хотят. Деньги, власть, имидж, любовь.

Они не назовут Анну Делви глупой светской львицей. Я умный. Я бизнесвумен.

Я всегда был тем, кто я есть. Может быть, это поможет нам обоим идти вперед, если ты перестанешь думать обо мне, как все остальные. Как базовый, понимаешь?

Анна Делве не хотела пить. Анна Делви была настоящей сделкой.

Эта сука была безупречна. Такие люди рождаются со вкусом.

Новые деньги всегда достаются самой дорогой бутылке. Анна распорядилась подобным родовым богатством. Регионы, годы. Анна принадлежала. Анна была обществом.

Анна Делви была настоящей стервой. Но то, как она это делала, заставляло вас чувствовать, что она была королевой B*tch не просто так.

Все проснулись, кроме Чейза.

Мода платит стилем, а не сотнями.

Он сделал себя сам. Это то, чем можно восхищаться.

Ты был ее платной стервой.

Стыдно не знать, как позаботиться о себе. Не быть в состоянии заботиться о людях, которых вы любите.

Раньше меня это тоже смущало, деньги. Поэтому я сделал свой собственный.

Да, я получаю удовольствие от покупки ее дерьма.

Я устанавливаю некоторые границы в отношении Анны.

Мне просто любопытно, в каком возрасте вы проводите черту. Я имею в виду, многое из того, что вы сказали, и все ваше отношение, мой отец сказал мне то же самое еще в старшей школе, когда я сказал ему инвестировать в Facebook.

Чем ближе ты к смерти, тем больше ты должен быть уверен в жизни?

Я дал обещание не работать на других.

Процент от ничего все равно ничего, придурок.

Я могу заплатить. Мне жаль. Могу заплатить.

Он использует тебя. Знаешь, ты просто ходячая копилка в его глазах.

Вы думаете, что была какая-то эволюция, как в фильмах или что-то в этом роде, но я всегда был тем, кто я есть.

Помешает ли место моего рождения тому, кем я хочу быть?

Ты не особенный. Люди рожают детей каждый день. Они сидят на корточках в полях.

Мне нужно что-то свое.

Чейз был для меня удобным. Он был доступен, как ведущий игрового шоу или продавец подержанных автомобилей.

Какое-то время мне нравились игры разума, но как только я разобрался с ним, мне стало скучно.

Люди всегда разочаровывают.

Сон, который тебе снится в одиночестве, всего лишь сон. Мечта, о которой вы мечтаете вместе, становится реальностью. Джон Леннон этого не говорил, это была Йоко Оно.

На дворе 21 век, но это все еще клуб для мальчиков.

Ты единственный, кому я могу доверять.

Все мужчины недооценивают женщин. Даже тот, кто должен любить нас.

Каждый день мужчины делают гораздо худшие вещи, чем все, что якобы делала я. И что с ними происходит? Ничего такого.

Мужчины все время терпели неудачу вверх.

Они все думают, что могут заключить с тобой паршивую сделку и получить минет на стороне.

Они назвали это «рулеткой с кредитной картой».

Рэйчел всегда была рядом, когда было весело. Она была там для моментов Instagram. Пока было хорошее время.

Рейчел, ты красивая, сильная душа. В мире, где ты можешь быть кем угодно, будь добрым.

Возможно, это звучит безумно или что-то в этом роде, но Анна дальновидна. Гений.

Я люблю зарабатывать деньги. Я люблю работать для этого. Если есть чем поделиться, то почему бы и нет?

Какой смысл в деньгах, если с ними ничего не делаешь?

Знаешь, когда тебе делают так много одолжений, ты просто хочешь отплатить им молча?

Жизнь для того, чтобы жить, знаете ли.

Делай то, что они хотят, иди туда, куда они хотят, и ты можешь получить отличный фильм, но ты обязательно получишь отличный опыт.

Вселенная дает вам то, что вы должны иметь.

Я думаю, это вселенная защитила меня.

Пришло время полюбить себя и поставить себя на первое место.

Я плохая стерва.

Я пытаюсь построить фундамент, и меня окружает кучка дилетантов!

Наверное, все это время я просто думал, что ты настоящий журналист.

Я серьезный человек, а вы заставили меня говорить так, будто я все выдумал. Как будто я какой-то лжец.

Часы и часы исследований, и вы все еще ничего не знаете обо мне.

Это не водить. Вот заткнуться.

Я помню, чему он меня учил. Не позволять никому определять тебя по твоему прошлому. Чтобы показать им светлое будущее, которое вы строите.

Большой, сильный отец, которого я знал, стал маленьким, слабым и злым.

Реабилит. Это просто звучит так бредово.

Когда ты злишься, ты просто персонаж чьей-то истории. Но когда вы отпускаете свой гнев, вы восстанавливаете свою собственную историю. Станьте своим собственным героем снова.

У нее хорошо получается заставлять людей заботиться о ней. Но если мы научились отпускать, то сможете и вы.

Она всегда была выше нас.

Я собираюсь осветить всю эту сцену здесь. Смотри на меня.

Стойте в своей правде, укрепленный добротой, и расскажите свою историю, плохая сука.

Я лучше сижу в тюрьме навсегда, чем схожу с ума, как какой-то подражатель. Какой-то любитель. Какой-то ленивый миллениал просто ищет короткий путь к славе и богатству.

Я хочу уважения. Я хочу, чтобы ты защитил меня там. Я хочу, чтобы вы защитили мою работу, мой фундамент, мои достижения.

Теперь мир узнает, что я не идиот. Я не какая-то глупая светская львица. Я игрок.

Кто сейчас более известен, чем Анна Делви?

Хорошо выглядишь. Вы немного похудели. Ты уже не такой толстый.

Изобретение Анны 10 лучших цитат

Анна Делви, вероятно, не лучший человек, на которого можно стремиться быть похожей, но в ее шоу Netflix «Изобретая Анну» есть несколько замечательных цитат, которые могут вдохновить любого.

Сериал Netflix « Изобретая Анну » рассказывает реальную историю Анны Сорокиной/Делви, женщины, которая выдавала себя за немецкую наследницу и обманывала друзей, знакомых и предприятия на сотни тысяч долларов.

СВЯЗАННЫЕ С: Самые вдохновляющие цитаты Дуэйна Джонсона об успехе для фильма «Когда ты достиг дна»

Ее незаконная деятельность — и откровенно аморальные методы — не являются предметом подражания, но нельзя отрицать, что ее амбиции не имеют себе равных. На самом деле, Изобретая Анну предлагает множество цитат, чтобы жить и вдохновлять такие амбиции, как у Анны.

Жизнь для того, чтобы жить, знаете ли.

Эта цитата Анны Дельви эквивалентна фразе «carpe diem». В сегодняшней культуре легко увязнуть в монотонности повседневной жизни — проснуться, пойти на работу, вернуться домой, повторить сон. Но Анна права: жизнь для того, чтобы жить , и важно ухватиться за нее любым способом, который ищет человек.

СВЯЗАННЫЕ: 11 лучших цитат Бриджертона, которые заставят вас почувствовать себя сильным, романтичным и мудрым

Будь то достижение цели, отметка пункта списка желаний, времяпровождение с близкими, наконец-то просмотр этого фильма или участие в простой рутинной заботе о себе, жизнь каждого может выиграть от сообразительности Анны — просто… минус противозаконное части.

Мир не купишь ни за какие деньги мира.

Анна — не единственный персонаж в Изобретая Анну , у которого есть достойные внимания цитаты. Кейси Дьюк говорит много мудрости на протяжении всего сериала. В отличие от наследницы-самозванки, которая проживает свою жизнь исключительно в погоне за очередным колоссальным ограблением, Кейси знает, что мир не приходит от чрезмерного богатства.

СВЯЗАННЫЕ С: Лучшие (и самые забавные) цитаты из офиса

Это не значит, что людям трудно сводить концы с концами. В этом капиталистическом обществе деньги иногда означают меньше беспокойства. В идеальном мире у всех были бы удовлетворены их основные потребности без стресса, связанного с борьбой с системой, чтобы поставить еду на стол.

В контексте этой сцены из сериала цитата Кейси звучит правдоподобно. Анна отдает предпочтение богатству, а не отношениям, уничтожая всех, кто встает у нее на пути, и используя людей, которые ей доверяют, полагая, что она будет счастлива, если только станет богаче. Но этого никогда не бывает достаточно, и к концу Изобретая Анну , она попадает в тюрьму без денег и друзей. Это говорит о том, что есть аспекты жизни, где, как говорит Кейси, деньги не могут купить мир.

Когда ты злишься, ты просто герой чужой истории.

Полная цитата: «Когда ты злишься, ты просто персонаж чьей-то истории. Но когда вы отпускаете свой гнев, вы восстанавливаете свою собственную историю. Стань снова своим собственным героем». – Кейси Дьюк

Кейси Дьюк снова поражает своей впечатляющей цитатой. Однако важно сначала отметить, что гнев не является отрицательной эмоцией, вопреки распространенному мнению. Все эмоции действительны и являются просто знаками, чтобы проверить себя.

СВЯЗАННЫЕ: 17 Вдохновляющий и вдохновляющий Оранжевый — это новый черный Цитаты

Гнев может появиться, когда человек чувствует, что его обидели, что он стал свидетелем несправедливости и т. д., и имеет смысл злиться в ситуации, когда он пострадали и были оттеснены в свою жизнь. Но ни у кого не должно быть отнято их власть и автономия. Можно быть злым и быть главным героем собственной истории одновременно.

На дворе 21 век, но это все еще клуб для мальчиков.

Слишком многие люди забывают (или полностью игнорируют) тот факт, что обществом по-прежнему правит патриархат. Конечно, у женщин больше самостоятельности, чем сто лет назад, но это не значит, что они по-прежнему не сталкиваются с огромными препятствиями в жизни, особенно в корпоративном мире.

СВЯЗАННЫЕ: 25 памятных цитат друзей, которые сделают ваш день

Например, по состоянию на 2022 год женщинам по-прежнему платят на 17% меньше, чем мужчинам на той же должности в той же области. Кроме того, к женщинам относятся менее серьезно, чем к их коллегам-мужчинам. Это всего лишь два примера того, с чем сталкиваются женщины. Цитата Анны — хорошее напоминание о том, что обществу еще предстоит проделать большую работу, когда речь идет о гендерном равенстве и справедливости.

У меня нет времени на это, у меня нет времени на тебя!

Анна выкрикивает эту цитату своему парню Чейзу в жаркий момент, и она используется в обесценивающей и пренебрежительной манере по отношению к нему, поэтому эту цитату, вероятно, не следует применять к чьей-либо жизни так, как она предполагала. Однако, если посмотреть на это с другой точки зрения, это действительно может быть весьма вдохновляющим.

СВЯЗАННЫЕ С: 25 Цитаты мистера Роджерса, которые являются словами мудрости для всех возрастов

Границы — это большая область жизни, к которой эта цитата может быть применена. Если кто-то переходит черту, относится к другому человеку с неуважением или не уделяет столько же внимания отношениям, сколько другой человек, пришло время провести границу. Эта линия может дать кому-то возможность оставить позади все, что больше не служит ему, будь то отношения, карьерный путь или поведенческие модели.

Вы думаете, что произошла какая-то эволюция… но я всегда был тем, кто я есть.

Полная цитата : «Вы думаете, что была какая-то эволюция, как в фильмах или что-то в этом роде, но я всегда был тем, кто я есть». – Анна Делви

«Я всегда была такой, какая я есть» – самая яркая часть этой цитаты. В глубине души, независимо от того, что жизнь бросила человеку, через какие трудности он прошел или какие «неудачи» он пережил, человек всегда остается тем, кто он есть. Может быть, произошла какая-то трансформация, в которой они должны были пройти часть своей жизни, не чувствуя себя собой, или боролись внутренне.

СВЯЗАННЫЕ С: 20 цитат из «Игры престолов», которые вызовут у вас мурашки по коже

Но это не делает человека плохим и не умаляет того, кто он есть на самом деле. Никогда не поздно начать заново. Никогда не поздно вернуться к себе.

Я хотел узнать все. Так что я могу быть кем угодно.

Эта цитата вызывает то детское чувство чистой, неподдельной веры в мир и в себя.

Ребенок верит, что может стать кем угодно; кто сказал, что взрослые не могут сделать то же самое? Большие цели и мечты не предназначены исключительно для детей.

Если это достаточно важно, мы делаем то, что хотим.

Некоторым легко отказаться от собственных желаний ради других. Обычно это делается из-за заботы или нежелания быть эгоистичным. Но желания человека не должны быть принесены в жертву кому-то другому.

СВЯЗАННЫЕ: 22 знаменитых цитаты из «Звездного пути», которые будут жить вечно радовать окружающих.
Таким образом, это на самом деле совсем не эгоистично, поскольку оказывает положительное влияние на себя и тех, о ком они заботятся.

Стойте в своей правде, укрепленной добротой, и расскажите свою историю.

Стоять в своей правде и быть добрым — важные действия; в сочетании они могут изменить правила игры. Человек может стоять в своей правде, но быть неприятным, что обычно не решает никаких проблем. Это может плохо отразиться на себе и разозлить всех остальных участников.

СВЯЗАННЫЕ С: 11 мотивационных цитат Доктора Стрэнджа, которые вдохновят каждого фаната Marvel

Говорить правду и делать это с добротой может иметь гораздо большее влияние, чем с жестокостью. Мало того, что люди более склонны слушать кого-то, кто общается здраво, это также дает человеку возможность отстаивать свою правду, а также занимать метафорическую позицию, оставаясь регулируемым в конфликте или готовым к давлению.

Когда у вас закончились идеи, сделайте свои старые идеи больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *