Афоризмы лермонтова: Цитаты Михаила Юрьевича Лермонтова

Цитаты и афоризмы М. Ю. Лермонтова: neznakomka_18 — LiveJournal

Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство — истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности — только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.

Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость.

Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..


Все для нас в мире тайна, и тот, кто думает отгадать чужое сердце или знать все подробности жизни своего лучшего друга, горько ошибается. Во всяком сердце, во всякой жизни пробежало чувство, промелькнуло событие, которых никто никому не откроет, а они-то самые важные и есть, они-то обыкновенно дают тайное направление чувствам и поступкам.

Все почти страсти начинаются так, и мы часто себя очень обманываем, думая, что нас женщина любит за наши физические или нравственные достоинства; конечно, они приготовляют её сердце к принятию священного огня, а все-таки первое прикосновение решает дело.

Грустно, а надо признаться, что самая чистейшая любовь наполовину перемешана с самолюбием.

Женщина, отказавшая миллиону, поздно или рано раскается, и горько раскается. Сколько прелестей в миллионе! наряды, подарки, вся утонченность роскоши, извинение всех слабостей, недостатков, уважение, любовь, дружба… вы скажете: это будет все один обман; но и без того мы вечно обмануты, так лучше быть обманутой с миллионом.

Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…

Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности.

Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.

Когда мы чего-нибудь желаем и желание наше исполнится, то нам всегда кажется, что оно исполнилось слишком скоро. Мы лучше любим видеть радость в будущем, нежели в минувшем.

Легко народом править, если он
Одною общей страстью увлечен.

Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками?

Миллион, да тут не нужно ни лица, ни ума, ни души, ни имени — господин миллион — тут все.

Мир для меня — колода карт,
Жизнь — банк; рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю.

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться.

Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами;

Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадает
И все, что обольщало нас,
С завязкой упадает;

Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был — мечта,
И что она — не наша!

Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! Мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам.

Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Никакая книга не может выучить быть счастливым. О, если б счастие была наука! дело другое!

Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…

О самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!

Один раб человека, другой раб судьбы. Первый может ожидать хорошего господина или имеет выбор — второй никогда. Им играет слепой случай, и страсти его и бесчувственность других — все соединено к его гибели.

Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого.

Поверь мне — счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.

Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.

Порой обманчива бывает седина:
Так мхом покрытая бутылка вековая
Хранит струю кипучего вина.

Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.

Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесёт жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем — по справедливости, он согласен служить — но хочет гордиться рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем скорее излишество пороков, чем недостаток добродетелей.

С тех пор, как поэты пишут и женщины их читают (за что им глубочайшая благодарность), их столько раз называли ангелами, что они в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом.

Самолюбие, а не сердце, самая слабая часть мужчины, подобная пятке Ахиллеса.

Совесть вернее памяти.

Стыдить лжеца, шутить над дураком
И спорить с женщиной — все то же,
Что черпать воду решетом:
От сих троих избавь нас, Боже!..

Такова была моя участь со дня рождения… все читали на моем лице какие-то признаки дурных свойств, которых не было… но их предполагали — и они родились. Я был скромен, меня бранили за лукавство — я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло — никто меня не ласкал — все оскорбляли — я стал злопамятен. Я был угрюм — брат весел и открытен — я чувствовал себя выше его — меня ставили ниже — я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир — меня никто не любил — и я выучился ненавидеть. .. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с судьбой и светом. Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубину сердца… они там и умерли; я стал честолюбив, служил долго… меня обходили; я пустился в большой свет, сделался искусен в науке жизни — а видел, как другие, без искусства счастливы: в груди моей возникло отчаянье, — не то, которое лечат дулом пистолета, но то отчаянье, которому нет лекарства ни в здешней, ни в будущей жизни.

Тот самый пустой человек, кто наполнен собою.

Ты любишь женщину… ты жертвуешь ей честью,
Богатством, дружбою и жизнью, может быть;
Ты окружил ее забавами и лестью,
Но ей за что тебя благодарить?

Ты это сделал все из страсти
И самолюбия, отчасти, —
Чтоб ею обладать, пожертвовал ты все,
А не для счастия ее.

Да, — пораздумай-ка об этом хладнокровно
И скажешь сам, что в мире все условно.

Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.

Уж эта мне Азия! что люди, что речки — никак нельзя положиться!

Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться: судьба — женщина!

Честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?

Что слезы женские? вода!
Я ж плакал! я, мужчина!
От злобы, ревности, мученья и стыда
Я плакал — да!
А ты не знаешь, что такое значит,
Когда мужчина — плачет!
О! в этот миг к нему не подходи:
Смерть у него в руках — и ад в его груди.

Я женился потому, что надо было жениться … люблю ее потому, что надобно любить жену, чтоб быть счастливу!

Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, — вот что я называю жизнью.

Я не сотворен для людей теперешнего века и нашей страны; у них каждый обязан жертвовать толпе своими чувствами и мыслями.

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть,
Как я любил, за что страдал.
Тому судья лишь Бог да совесть.

Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, — теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!..

Михаил Лермонтов: афоризмы, цитаты, высказывания.

Михаил Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Картина Петра Заболотского (1837).

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Грусть – жестокий властелин.

Зло порождает зло.

Блага, которые мы теряем, получают в глазах наших двойную цену.

Чем реже нас балует счастье,
Тем слаще предаваться нам
Предположеньям и мечтам.

Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.

Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам!

Любовь как огонь – без пищи гаснет.

Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.

Русские барышни большей частью питаются только платонической любовью, не примешивая к ней мысли о замужестве; а платоническая любовь – самая беспокойная.

В природе противоположные причины часто производят одинаковые действия: лошадь равно падает на ноги от застоя и от излишней езды.

Время подобно непостоянной и капризной любовнице: чем более за ней гоняешься, чем более стараешься ее удержать, тем скорее она покидает тебя, тем скорее изменяет.

Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара.

Душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их. От этого – злодей, толпа и люди высокой добродетели.

Если, друг, тебе сгрустнется,
Ты не дуйся, не сердись:
Все с годами пронесется —
Улыбнись и разгрустись.

Женщины любят только тех, которых не знают.

Порода в женщинах, как и в лошадях, – великое дело. Она большей частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки.

Жизнь – вечность, смерть – лишь миг.

Глупец, кто в женщине одной
Мечтал найти свой рай земной.

Жизнь как бал:
Кружишься – весело: кругом все светло, ясно…
Вернулся лишь домой, наряд измятый снял –
И все забыл и только что устал.

Жизнь побежденным не награда.

Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.

Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.

История счастливых людей никогда не бывает занимательна.

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы:
Никто не хочет грусть делить.

Как часто мы принимаем за убеждение обман или промах рассудка.

Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.

Легко народом править, если он
Одною общей страстью увлечен.

Мир для меня – колода карт,
Жизнь – банк: рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю.

Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит.

Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами.

Несколько печалей не так опасны, как одна глубокая.

Нет ничего парадоксальнее женского ума. Женщин трудно убедить в чем-нибудь: надобно их довести до того, чтобы они убедили себя сами. Чтобы выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Отчаяние границу не знает.

Порой обманчива бывает седина:
Так мхом покрытая бутылка вековая
Хранит струю кипучего вина.

Самые счастливые люди – невежды.

Приятели – не всегда друзья.

Радости забываются, а печали – никогда.

Разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок.

Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесет жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем – по справедливости, он согласен служить – но хочет гордиться рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем скорее излишество пороков, чем недостаток добродетелей.

Сам черт не разберет, отчего у нас быстрее подвигаются те, которые идут назад.

Совесть вернее памяти.

Так есть мгновенья, краткие мгновенья,
Когда, столпясь, все адские мученья
Слетаются на сердце и грызут!
Века печали стоят тех минут…

Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой.

Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.

Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретет язык простой
И страсти голос благородный?

Что страсти? – Ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Такая пустая и глупая шутка…

Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов – вот что я называю жизнью.

Он чванится, что точно русский он;
Но если бы таков был весь народ,
То я бы из Руси пустился вон.

Не гнется гордый наш язык,
Зато уж мы как гнемся добродушно.

У России нет прошедшего; она вся в настоящем и будущем.

От юных лет с казенной сумой
Он жил как с собственной казной.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно равнодушны,
И перед властию – презренные рабы…

Язык и золото – вот наш кинжал и яд.

высказываний о Лермонтове других поэтов. Высказывания великих людей о Лермонтове

Михаила Юрьевича Лермонтова с полной уверенностью можно назвать великим русским писателем. Его незаурядный талант не дал в полной мере раскрыться короткой, трагически оборвавшейся жизни. К наиболее интересным фактам о Лермонтове относятся свидетельства роковых несчастных случаев, преследовавших поэта до самой могилы. Оставшиеся после его смерти произведения в жанре поэзии, прозы и драмы, самые ранние из которых были написаны в четырнадцатилетнем возрасте, дают представление о том, сколько гениальности было потеряно для отечественной и мировой литературы.

Проявление нового гения

Необычайный талант Лермонтова стал известен широкой публике в 1837 году, после стихотворения, посвященного Александру Сергеевичу Пушкину и его роковой смерти. С тех пор практически ни одно сочинение о Лермонтове не обходится без упоминания имени Пушкина, и многие критики начинают считать молодого поэта его преемником.

Известно, что на похоронах Пушкина друг покойного гения, писатель и общественный деятель В. Ф. Одоевский в отчаянии сказал: «Солнце русской поэзии закатилось!» Позднее эти слова появились в его некрологе. Казалось, что второго мастера русского слова, подобного Пушкину, уже нет и никогда не будет. Но очень скоро стало очевидно, что это далеко не так.

Луна русской поэзии

Появление трагической и гневной поэмы малоизвестного тогда корнета Михаила Лермонтова не только вызвало недовольство в верхах, но и продемонстрировало, что на литературном небосклоне восходит новое светило. Если Пушкин был безвременным закатом русской поэзии, то пришедший ему на смену Лермонтов стал восходящей луной. Это аллегорическое сравнение двух великих поэтов даже более значимо, чем кажется на первый взгляд. Творчество Пушкина, будь то поэзия или проза, пронизано солнечным светом и сверкает ярким золотом. А произведения Лермонтова излучают свой неповторимый, яркий и чистый свет, наполненный таинственной, мистической красотой и благородным серебряным сиянием.

Оценка стихов Белинского и прозы Лермонтова

Для всех, кто изучает творчество поэта, особый интерес могут представлять высказывания великих людей о Лермонтове. Вернувшись из первой кавказской ссылки, куда Пушкина отправили за стихами, молодой поэт Михаил Лермонтов представил читателям и критике огромное количество новых стихотворений, а также поэмы «Бес» и «Мцыри». Произведения нового автора были тепло встречены не только читающей публикой, но и видными представителями литературной критики тех лет. Особо следует отметить мнение Виссариона Григорьевича Белинского, которого называли «владыкой дум молодежи» середины 19век.

Тем ценнее заявление Белинского о Лермонтове, что знаменитый критик одним из первых разглядел необыкновенный природный дар молодого поэта. «Юный даровитый талант Лермонтова нашел не только ревностных поклонников, но и яростных врагов, что есть удел только истинного таланта», — подчеркивал Белинский в своей статье «Стихотворения Михаила Лермонтова», опубликованной в 1840 году в журнале «Отечественные записки». В той же рецензии влиятельный критик отмечал огромный творческий потенциал молодого писателя, поскольку «уже первые опыты Лермонтова пророчат нечто колоссально великое в будущем». Кроме того, правильно отмечает Белинский: «Талант Лермонтова невольно поражает удивлением всякого, кто имеет эстетический вкус».

Великий писатель и вся природа

В переписке 1839 г. Белинский восхищается стихотворением «Три пальмы» и отмечает, что автор этого произведения — «новый могучий талант». Белинский пишет, что у молодого русского поэта есть «роскошный» и даже «дьявольский» талант, «в котором скрыто что-то великое». Таким образом, публицист еще раз подчеркивает высшую степень литературной одаренности Лермонтова, его постепенно проявляющуюся гениальность.

Прочитав роман «Герой нашего времени», Белинский откликнулся не менее восторженно: «Слог рассказа то блеск молнии, то удар меча, то жемчуг, рассыпавшийся по бархату! Основная мысль так близка к сердце того, кто думает и чувствует, что каждый… видит в ней исповедание своего сердца».0003

И хотя первая встреча известного критика с преемником Пушкина не удалась, тем не менее их вторая личная беседа удалась на славу. Белинский восхищался не только произведениями Лермонтова, но и эстетическими вкусами и жизненными взглядами поэта. По словам Виссариона Григорьевича, Лермонтов как человек был «натурой целостной и целостной», был «глубоким и могучим духом». Характеризуя личность поэта, критик отмечает, что ему «приятно было видеть в его охлажденном, озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство обоих».

Известные люди о Лермонтове

Ф. Боденштедт, один из переводчиков Михаила Юрьевича, замечал, что хотя он и был «субъективным поэтом, он умел в то же время быть объективным», а потому «имеет нечто общее с великих писателей всех времен, что его творения верно отражают его время Со всеми его хорошими и дрянными чертами».

Михаил Лермонтов был не только литературным гением, но и представителем того общества, к которому он принадлежал. Отсюда тем ценнее для изучения творческого наследия поэта разноплановые высказывания великих людей о Лермонтове. Примечательно, что не все эти люди были близко знакомы с поэтом, и многие его мемуары написаны спустя годы после его смерти, поскольку биография Лермонтова была запрещена царской цензурой. Однако в доступных письменных источниках известных современников Лермонтова можно найти много интересного и познавательного материала.

Не так широко известны, как критические статьи Виссариона Белинского, но не меньший интерес представляют высказывания о Лермонтове других поэтов, которые можно найти в посвященных ему стихах, письмах современников, мемуарах, статьях и т.п.

Аполлон Григорьев о Лермонтове

Известный поэт, переводчик и литературовед XIX века. Аполлон Григорьев писал, что Михаил Лермонтов «занимает видное место в истории нашего душевного брожения как истинный поэт горя своего поколения». Григорьев также отмечал революционные мотивы многих стихотворений Лермонтова, ибо в них «личность доходила до крайних пределов своего протеста». По мнению критика, выраженное в стихах стремление к переменам и дух свободы стали причиной того, что «противостояние застоя… сразу осознало в Лермонтове то великое, что было в нем».

Поэтические посвящения

Определения «великий», «цельный», «глубокий» сопровождаются многими высказываниями о Лермонтове. Другие поэты также отмечают необычайно сильный творческий дар, породивший произведения Лермонтова. Его «строки, как удар кинжала, больше всего вошли в сердце», — завораживал поэт советской эпохи Ярослав Смеляков. «В своем непрерывном анализе окружающего общественного климата Лермонтов «никогда не мог оставаться равнодушным», — писал основоположник русского символизма Валерий Брюсов и, отмечая многогранность, а иногда даже противоречивость лирики Лермонтова, добавляет, что он «поспешил к проклятия из гимнов».

Константин Бальмонт о Михаиле Юрьевиче

Своеобразные впечатления и высказывания о Лермонтове других поэтов отражены во многих стихотворениях, посвященных ему. Например, Константин Бальмонт, известнейший поэт конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, посвятил памяти Михаила Юрьевича следующие строки:

В том же стихотворении Бальмонт с восхищением признает Лермонтова «полноценным гением», и даже «не был бесчеловечным». Многочисленные высказывания о Лермонтове других поэтов, одни из которых были его современниками, а другие жили десятилетиями позже, в своей совокупности дают понимание того, что могучая сила, заключенная в поэзии Лермонтова, способна связать разные эпохи и поколения.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич оставил после себя неполное, но богатое творческое наследие. Многие его строки стали крылатыми фразами, эпиграфами и даже названиями других литературных произведений. Например, рассказом В. Катаева называется строчка из поэмы Лермонтова: «Одинокий парус становится белым».

Цитаты из прозы Михаила Юрьевича

Известному русскому поэту принадлежит множество мудрых афоризмов, цитат и высказываний. Лермонтов умел поэтически выразить свою мысль в прозаических произведениях. Н. В. Гоголь даже заметил как-то, что «такой правильной, красивой и благоухающей прозы у нас еще никто не писал».

Цитаты из стихов Лермонтова

Сам поэт говорил об искусстве стихосложения: «Если поэзия не простое сочетание звуков, то, без сомнения, это самая величественная форма, которую может облечь человеческая мысль». Именно такое стихотворение и создал Михаил Юрьевич Лермонтов. Цитаты, высказывания и афоризмы, ставшие за последние два столетия строчками многих его произведений, поражают богатством языка и точностью мысли.

Необычное о поэте

К наиболее интересным фактам о Лермонтове относятся свидетельства роковых происшествий, преследовавших его до самой могилы. Суеверность Михаила Юрьевича проявлялась и в твердом убеждении, что на всей его семье лежит проклятие. Некоторые современники поэта приводили рассказ им о том, что в день рождения Лермонтова цыганка предсказала ему смерть в молодом возрасте, а не от естественных причин. Незадолго до смерти поэт предпочитал довериться судьбе, бросив монетку: если выпадет орел, то надо идти в полк, а если хвост придет в Пятигорск на отдых. Монета упала вверх. Через две недели Лермонтов был убит на дуэли под Пятигорском.

Еще одним примечательным фактом о поэте является то, что ни один из пятнадцати прижизненных портретов не дает полного представления о его внешности. Описания современников тоже однозначны: одни пишут, что у Лермонтова были большие глаза и высокий лоб, другие — наоборот, что глаза у него были маленькие и узкие, а лоб — низкий.

Много таких неясностей таится и в обстоятельствах смерти поэта, и в особенностях его личности. Что уж тут говорить, ведь даже знакомые литературного гения не могли точно ответить на вопрос, что за человек Михаил Лермонтов. Только в одном сходятся современники: мало кто с первой встречи проникался к нему добрыми чувствами, ибо свою чуткую и глубокую натуру поэт обычно скрывал под искусной маской злобной насмешки.

Наконец

Лермонтов Михаил Юрьевич — «поэт поколения», как назвал его Аполлон Григорьев. Своими стихами и особенно прозой он написал реалистический психологический портрет молодежи своего времени. Однако бесспорная гениальность произведений Лермонтова в том, что они актуальны даже спустя века.

Поэзия и проза Лермонтова настолько близки читателю, что многие люди оказались в похожей социальной среде, решали одни и те же непростые дилеммы и прошли через одни и те же испытания. Однако только у Лермонтова хватило таланта передать такое отношение.

Фонд Гейдара Алиева — В Центре Гейдара Алиева проходит круглый стол, посвященный 200-летию Михаила Лермонтова

22 декабря 2014 г.

В Центре Гейдара Алиева проходит круглый стол, посвященный 200-летию Михаила Лермонтова

Круглый стол посвященная 200 -летию со дня рождения выдающегося русского поэта, писателя и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова состоялась в Центре Гейдара Алиева, 22 декабря.

 

Проводится по инициативе Первая леди Азербайджана, президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой круглый стол был посвящен теме «Творческий путь М.Ю.Лермонтова». наследие как часть мировой культуры».

 

Директор Фонда имени Гейдара Алиева Центр Анар Алекперов упомянул о крупных проектах, которые Гейдар Алиев Фонд реализовал в сферах культуры, образования, науки, технологии, окружающая среда и спорт на протяжении многих лет: более 400 школ построенных Фондом Гейдара Алиева и более 40 учреждений для детей, лишенных родительская забота восстановлена. Ряд проектов реализован в г. культурная сфера и презентации, фестивали, конференции и культурные мероприятия связанные с Азербайджаном, находящиеся за границей».

 

Анар Алекбаров говорил о деятельность Лейлы Алиевой, вице-президента Партии Гейдара Алиева Фундамент.

 

Министр культуры и Туризм Абульфаз Гараев в своем выступлении отметил, что все культурные мероприятия России всегда относились в Азербайджане с глубоким уважением и интересом. Говоря: «Лермонтов — событие в мировой культуре и литературе», Министр отметил, что творчество Лермонтова пользуется большим уважением в Азербайджан: «Служил в Гусарском полку на территории Гусар района Азербайджана, путешествовал по деревням и встречался с простыми людьми. Лермонтов был в дружеских отношениях с выдающимся мыслителем и основоположником Азербайджана. драматургии Мирзы Фатали Ахундова и выучил азербайджанский язык из ему. Перо и чернильница, принадлежавшие Михаилу Лермонтову, хранятся в Областной Этнографический музей Азербайджана».

 

Министр образования Микаил Джаббаров рассказал о творчестве Лермонтова и сказал, что поднятые им вопросы не утратили своей актуальности: «С течением времени вопросы поднятые им, становятся все более актуальными, и можно найти ответы на ряд вопросы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *