А викинг рассказы: Долгий сон. Сборник рассказов — А-Викинг
Читать книгу «Рагнар-викинг» онлайн полностью📖 — Эдисна Маршалл — MyBook.
© Маршалл Э. 2013
© ООО «Издательство Алгоритм», 2013
* * *
Книга первая
Пролог
Земля осталась далеко позади. Дул свежий ветер, сияло чистое небо, синие волны темнели под вскипающими барашками.
Голова дракона на носу корабля то ныряла в волну, то высоко поднималась вверх на следующем гребне.
Седой человек с горящим взором, сидевший у мачты, бережно положил арфу и достал из-за уха остро отточенное гусиное перо. Окунув кончик в сажу, смешанную с водой, он написал свое имя – Алан – на верху свитка пергамена.
Он вывел его не по латыни, как писали все ученые люди в то время, а по-английски.
Затем его перо двинулось дальше, выводя букву за буквой. «Его повествование о правдивых приключениях Оге Дана».
Он взглянул в лицо Хёвдингу:
– Оге Кречет, через полгода может не быть в живых ни тебя, ни меня, – сказал он, – и, конечно, нас разлучат.
– Тем больше причин для того, чтобы ты пел, а мои люди и я тебя слушали, – ответил Оге.
– Ты уже слышал все мои песни, и я хочу успеть сложить новые до того, как ты нас покинешь. С той поры, как мне пришлось петь для всех, сердящихся без причины, я вынужден менять и смешивать материал, из которого слеплены мои песни, пока наконец не отличу быль от небылицы.
Еще не родившиеся барды услышат их и сами станут продолжать, и твоя несчастная душа будет смущаться, не зная, ходил ли ты с Рагнаром в морские походы или сражался на суше с Роландом.
Ты молод, ты едва разменял двадцать шестую зиму и легко помнишь правду, но если ты проживешь вдвое больше, а тем более, втрое, тогда то, что ты забудешь, напомнит воображение.
И я приказываю тебе сесть поудобнее на эту медвежью шкуру с чашей меда в руке и каждый день вспоминать историю своей жизни.
Это поможет скоротать время гребцам в дни, когда мы не сможем идти под парусом, а записывая твой рассказ, я изменю свое мнение об этих водах, которые мне, честно говоря, не нравятся.
– Если бы ты писал рунами, они поведали бы то, что я сказал, но я не уверен, что христианские буквы не изменят смысл моих слов.
– Английская грамота происходит от твоих рун. Я запишу твои слова так, как ты их молвишь. Начни с тех времен, когда ты был рабом на Длинном Проливе, там, где пел белый лебедь.
– Я был рабом Рагнара Лодброка – Рагнара Кожаные Штаны. А его слава известно всему миру…
– Хороший пергамент, такой же, как тот, который я унес из горящего Барденийского Аббатства, долговечен, – перебил его Алан. – Я смыл целую историю о Самосатенской Ереси, написанную на плохой латыни четыре века назад, дабы записать твои похождения. Четыре века спустя даже слава Рагнара может оказаться забытой. Освежи и укрепи память людям.
– Рагнар был двоюродным братом Харальда Норвежского и наместником Хорика, короля данов. Его земли простирались на четыре морских перехода от усадьбы Хорика в Шлезвиге, да еще у него были обширные владения на Скагерраке. Он и сам жил как король, и пировал в огромном зале, увешанном коврами, с сотнями своих данов.
– Остановись, Оге Кречет, – закричал Алан, – предоставь Реке Памяти течь так, как ей хочется, и нарисуй нам всем вид побережья. Покажи нам события прошлого так, как Норны показывают будущее. Иди дорогой Берсерка. Кричи и грызи свой щит!
Глава I
Стрела Одина
Вы не поверите, но молодой раб с заклепанным ошейником может познать смех.
Его одели мне на шею, когда я был еще мальчишкой. Он был достаточно широк и позволял мне расти, и пять фунтов его веса добавлялись к каждой ноше.
Честно говоря, мой смех был громче, чем гром Тора в последнюю летнюю грозу, потому что смеялся я редко. А мое сердце взлетало, как на крыльях дикого лебедя.
Когда мне сравнялось шестнадцать зим, как утверждала Китти, в крови моей разгорелся огонь – огонь юной жизни.
В то утро меня освободили от тяжелой молотьбы в пыли на солнце и отправили на бычьей упряжке с едой и пивом для Рагнара и трех его сыновей на холмы, куда они отправились на охоту. А в ящике у моих ног…
Я рассказываю слишком быстро! Откуда скальду знать, где начало и конец истории? Нужно вернуться почти на девять месяцев назад. Я нашел тогда замерзавшего сокола необычной породы. Это была самка, белая в коричневую крапинку, больше и яростней, чем самый крупный из соколов моего хозяина, за которых платили серебром по весу. Ее принесло на наше побережье сильным юго-западным ветром, и я подумал, что Один, бог ветров и воинов, решил улыбнуться и мне, рабу.
Мортон, французский барон и свинопас Рагнара, посоветовал мне натаскивать ее отдельно. Иначе, сказал он, я могу никогда не приручить ее.
Урывая немного времени от работы и гораздо больше от сна и еды, я научил соколицу охотиться и подчиняться мне, как будто я сын короля.
Я дал ей гордое имя Стрела Одина. Я вставал до рассвета и ложился затемно. Мое сердце щемило от радости, которую она мне дарила. В тот день я решил дать ей полетать на глазах у Рагнара, едва смея мечтать о славе, которую она могла бы снискать.
Вышло так, что Рагнар с Иваром и Бьёрном преследовали стаю куропаток в долине, поросшей кустарником.
Я шел с сыном Рагнара Хастингсом, и к его великому удовольствию мы выследили на заросшем камышом озере уток-нырков, одни из которых плавали, а другие летали взад и вперед.
В то время я любил Хастингса меньше всех остальных сыновей Рагнара. И, конечно же, я сказал бы об этом богу Тору в своих молитвах, так как, по его закону, закону рабов, работавших в поле, я должен был любить своего хозяина и его сыновей. И все-таки, Хастингса я ненавидел сильнее других сыновей Рагнара Лодброка. И я не могу объяснить, почему. Мы с ним были почти одного возраста, его рука была не так тяжела, как у некоторых других, хотя он громче смеялся над моей неуклюжестью и неловкостью.
Но я забыл об этом, едва завидев дичь. По правде сказать, мы с ним были разгорячены так, будто только что осушили изрядный бочонок крепкого хмельного эля.
Я испытывал сильное искушение сказать ему, что у меня в ящике, чтобы он смог разделить мою гордость за соколицу, как я – за его чудесного сокола, второго после сокола Рагнара. Он скоро освободит их от кожаных клобучков, и мы увидим их стремительный взлет, миг, когда они заметят добычу, а затем разделим с ними их жгучую радость.
Утки были самыми быстрыми из плавающих птиц и хорошей наградой охотнику – не горсть перьев, как обычная дикая утка, а толстошеие, мясистые, – прекрасная еда для воина. У них были короткие, но очень сильные крылья. Иной раз, когда они бросались в озеро с высоты, казалось, будто сам Тор уронил свой молот Мьёльнир.
Вышло так, что красоту этой сцены заметил лишь я один. Я сказал бы об этом Хастингсу, если б смел. Глаза рабов быстро мутнеют, но мои были еще достаточно остры. Это была красота норвежской весны, еще глубже ранящей сердце своей быстротечностью.
Лето едва-едва показывается в Норвегии, с трудом освобождаясь от ледовых пут.
Вокруг озера стеной стоял сосновый бор, такой густой, что казался черным. Сюда часто приходили волки, медведи и огромные сохатые лоси.
Вода в озере была более синей, чем небо в погожий день, за исключением тех мест, где рос изумрудно-зеленый камыш.
Когда же солнечные блики играли на серых спинах уток, казалось, что и они, и вода вокруг них отливали серебром.
– Посмотри, как сияет на солнце оперение птиц! – воскликнул я шепотом.
– Оно не будет так сверкать, когда мои соколы омоют в их крови когти, – проворчал в ответ Бьёрн, не удостоив меня взглядом.
Зато он посмотрел на своего слугу Горма и четырех подлиз – вольноотпущенников, шедших за ним по пятам, словно хвост за змеей. Они смеялись над каждой его шуткой, едва он открывал рот…
Своего сокольничего Сигурда он не одарил взглядом, а из всех людей Бьёрна он единственный был настоящим мужчиной.
Известно, что девы вод часто посещают одинокие озера, и наверное, одна из них обосновалась здесь и услышала похвальбу Хастингса. Во всяком случае, его соколы напрасно поднялись в небо.
Горм сказал, что какой-нибудь недруг отравил его, но и другой сокол так же позорно промахнулся. Почти все утки нырнули и спаслись от нападения.
– Господин, у меня есть сокол, которого я хочу испытать, – сказал я.
Хастингс ничем не показал, что услышал меня. Я уже давно заметил, что он часто делал вид, будто не расслышал сказанных слов, когда хотел выиграть время, чтобы принять решение.
Я наблюдал за ним, как раб за кнутом, я давно научился распознавать, когда он хитрит, по движению его густых рыжих ресниц. Только посадив своих соколов с клобучками на головах в клетки, он мельком взглянул на меня:
– Ты, кажется, что-то сказал, Оге? – спросил он милостиво.
Я уже пожалел, что заговорил. В мои планы входило продемонстрировать свою белую соколицу лишь после того, как Рагнар услышит мой рассказ о ней и потребует показать птицу.
Рагнар был жестокий хозяин, и его надсмотрщик со стальными мускулами мог засечь до смерти пятьюдесятью ударами, но я старался не вызывать его гнева.
Китти как-то сказала мне, когда я подрос настолько, чтобы Хастингс приметил меня, что из старого медведя и молодого воина, она бы выбрала медведя.
Хастингс был самым красивым из сыновей Рагнара. Его волосы, брови и ресницы золотисто-рыжего цвета и белоснежные зубы прекрасно сочетались с северным загаром. Сила и грациозность младшего сына Рагнара напоминали об изяществе, красоте и мощи оленя. И, без сомнения, его синие глаза, чистые и смелые, заставляли биться сильней многие девичьи сердца.
И хотя боги дали ему все, чтобы наследовать земли Рагнара, судьба распорядилась иначе – он был младшим сыном, а, значит, последним в очереди.
– Господин, я заговорил, но я не должен был этого делать, до того, как мне прикажут.
– Ты не сделал ничего плохого. Что ты сказал?
– Мои слова походят на орехи без ядер.
– Тем не менее, я разгрызу их.
– Я говорил, господин, что у меня есть сокол, и он может взлететь, если желаете.
– Вот это новость! Раб с соколом! Как же ты заполучил его?
– Я обнаружил ее на дереве. На высокой сосне. Она сидела, сложив крылья, и замерзала. Сперва я подумал, что это лишь небольшой пятнистый сугроб. Я залез на дерево и спас ее.
– Ты приручил и натаскал ее сам, или она улетела от какого-нибудь знатного хёвдинга?
Тут он посмотрел на своих подпевал. Я не знал, что было в его взгляде, но я разглядел, что появилось в их глазах – обещание не насмехаться надо мной.
Ни один из сыновей Рагнара или даже сам великий Викинг не смогли бы этого сделать.
Я был красным, но не от ярости, а от стыда. Ярость не подобает рабу. Чем меньше в нас ее, тем дольше мы живем. Я же не был свободным. Я не был даже домашним рабом – треплем. Я был рабом с ошейником. Но, с другой стороны, он защищал меня от насмешек и оскорблений, как уши защищают осла, а вой – собаку.
Было бы правильным сказать Хастингсу, что мой сокол, наверно, улетел от какого-то хёвдинга. Тогда он забрал бы его, заявив, что найдет этого хёвдинга, настоящего владельца, а сам бы оставил его у себя, да, быть может, бросил бы мне несколько костей со своего стола.
– Господин, всему, что она знает, обучил ее я сам в свободное время. – И я почувствовал, как холод пробежал по спине, когда я добавил: – Правда, она очень быстро училась.
– Ну что же, открой ящик, и мы посмотрим на твою соколицу. Было бы куда лучше для меня, окажись она обычным соколом или кречетом. Внезапно я осознал весь ужас того, о чем с надеждой мечтал: что мой сокол с тех западных островов за горизонтом, о которых рассказывают моряки. И я не сомневался, что мой сокол был лучше тех, что Хастингс, Сигурд Сокольничий или сам грозный Рагнар видели в своей жизни.
Я открыл пыльный ящик. Соколица сидела, поблескивая начищенными острым клювом перышками. И судьбой мне было предначертано поднять ее на вытянутой руке вверх и снять с ее головы кожаный клобучок.
– Убей! – скомандовал я, когда большие золотистые глаза взглянули в мои.
И она взлетела так высоко, что казалась не больше ласточки. Вынырнувшие утки клевали мелкую рыбешку и личинок в холодной прозрачной воде, не замечая охотницу.
– Как ты зовешь ее, Оге? – по-прежнему милостиво спросил Хастингс.
– Стрела Одина, – ответил я.
– Я не знал, что твой бог – Один. – Он подразумевал, что я не был воином и не мог молиться богу воинов, так как мне полагалось взывать к Тору.
– Но я думаю, что Один – бог этого сокола.
– Хороший ответ, и я не отрицаю, что она достойна своего имени.
Неожиданно соколица устремилась вниз, наши сердца не успели трижды стукнуть, мы не могли понять, кто станет ее добычей, так велика была высота. И в тот миг она оправдала свое имя. Она была послана Судьбой, казалось, я слышал пронзительный свист ее падения. И видел белый след в небе. К озеру летела стая нырков. Я заметил их в тот момент, когда они обнаружили прямо над собой Стрелу Одина. Птицы выгнули крылья, скользнули в стороны и с невиданной быстротой помчались назад, стараясь укрыться от когтей и клюва хищника. Но одна из птиц, чье оперенье блестело на солнце ярче других, отстала от стаи. Это был старый селезень, удар его крыла вполне мог перебить руку взрослому человеку. Ему уже сотню раз удавалось улететь от соколов за свою долгую жизнь, и он гордился этим по праву. Но теперь он был обречен, и знал это. Не обращая внимания на испуганную стаю, Стрела Одина преследовала только его одного.
– Ты говоришь, что учил ее лишь в свободное время? – тихо спросил Хастингс, следя за погоней.
– Да, господин. – Я хотел повторить, что она быстро училась, но не стал.
Охотник и его жертва летели так же, как раньше. Быстрые взмахи их сильных крыльев были красивее и изящнее танца девушек у костров Бальдра. Когда между птицами осталось расстояние в рост человека, Стрела Одина рванулась вперед, как молния, словно из тугого лука, чтобы подарить селезню поцелуй смерти. Но он сумел увернуться, этот король кричащих в камышах птиц. Он бросился в сторону, и сильные когти соколицы лишь вырвали несколько перьев из его серебристой спины.
Селезень вновь повернулся, на этот раз против ветра. Он разорвал воздух, как могучий бурав.
Теперь его преследователь не мог прижать жертву к земле, зато летел он чуть ниже, оттесняя селезня от озера.
– Она позволит надеть на себя клобучок после того, как убьет? – все так же тихо спросил Хастингс.
– Да, господин.
– Почему она гонит селезня прочь?
– Она не дает ему лететь к озеру. Я видел, что многие дикие соколы поступают именно так.
– Да, я тоже видел такое. Что скажешь, Оге? Ты вправе гордиться своей воспитанницей. Что-нибудь беспокоит тебя?
– Ничего, кроме рабства.
Один день из жизни викинга: когда костёр войны сменялся домашним очагом
Истории
Влад Скрабневский
Рассказ о менее героической, но более реалистичной стороне жизни скандинавов раннего средневековья.
Реконструкция скандинавского поселения Фото Scandinavia-club
«Эпоха викингов» – именно так принято называть период с 8-го по 11-й века в Скандинавии, ознаменовавшийся непрерывными походами северян за море в поисках лёгкой добычи и новых территорий. Обывателю скандинавы раннего средневековья известны как бесстрашные воины, появление которых на горизонте внушало ужас жителям прибрежных европейских стран.
Однако хождение «в викинг» было лишь одной из составляющих жизни норвежцев, шведов, датчан и исландцев той эпохи. Наступал момент, когда все они возвращались к родным берегам, где их ждала любящая семья и ворох работы. Свирепые викинги, только недавно сравнявшие с землёй очередной монастырь на юго-востоке Англии, превращались в типичных обывателей, жизнь которых наполнялась хозяйскими хлопотами.
Основные источники статьи:
- Симпсон Жаклин. «Викинги. Быт, религия, культура»;
- Сванидзе А.А. «Викинги – люди саги. Жизнь и нравы»;
- Ласкавый Г.В. «Викинги. Походы, открытия, культура».
Рабочие будни начинались очень рано: к шести часам утра хозяин дома, как и остальные домочадцы, уже был на ногах. Не тратя времени на завтрак (максимум на небольшой перекус), он одевался в холщовые штаны и рубаху и приступал к работе по хозяйству. Основными занятиями скандинавов было земледелие, скотоводство, ремесло, рыболовство и охота. Род работ менялся в зависимости от времени года и территории проживания.
Сезон сельскохозяйственных работ традиционно начинался весной. Это было любимое время года датчан, так как их почвы более всего подходили для занятия земледелием. Шведам везло меньше – всего 9% их земель имело смысл обрабатывать. Жители Норвегии на свою мёрзлую почву почти не надеялись.
На полях сеяли рожь, ячмень и овёс. Пшеница в сагах упоминается, но только как предмет торговли. Полумерой становились огороды, регулярно разводившиеся на усадьбах для выращивания гороха, капусты и репы.
Чем дальше на север, тем большую роль играло разведение скота: коз, свиней, лошадей и так далее. Пасти скот считалось мужским занятием, и даже самые состоятельные хозяева не ленились ездить на пастбище – как и земля, скот отражал статус скандинава. Некий норвежец Оттар не без сожаления рассказывал, что он хоть и являлся одним из главных людей в своём краю, однако имел всего 600 дворовых оленей, 20 коров, да столько же свиней и овец.
Нортманния (то есть Норвегия) кроме суровых гор и чрезмерного холода, отличается еще к тому же совершенной бесплодностью, будучи пригодна исключительно для скотоводства. Стада животных держат в степях подобно древнему обычаю арабов. Скотоводство проникает во все области жизни нортманнов: молоко они употребляют в пищу, а из шерсти делают одежду.
Адам Бременский
Нередко утро начиналось с рыбной ловли, особенно у «безземельных» норвежцев. Рыбу ловили большую и маленькую: лосося, треску и сельдь – сетью, китов – с гарпуном в руках. Мясо выбросившегося на сушу кита являлось особенно желанной «добычей», так как его было много и задаром, а собственную скотину хозяева забивать не очень-то любили.
Не меньшей удачей считалось забить копьём пару-тройку тюленей или моржей, попутно собирая съедобных моллюсков и водоросли, прогуливаясь по берегу.
Если же вокруг жилища сплошной лес и ничего больше – не беда, ведь это хороший повод заняться охотой с собирательством и заготовить топливо на зиму. Собирали лесные ягоды, коренья, орехи, травы, мёд, охотились на дикого зверя и птицу. Самые смелые шли с рогатиной на медведя. Риск был огромен, но он стоил того: медвежьего мяса хватало надолго, не говоря уже о ценной шкуре, которую можно продать или использовать в хозяйстве.
В зимнее время года большая часть работ переносилась в дом, где мужчины занимались починкой и изготовлением необходимых бытовых предметов, обрабатывали коровьи и овечьи кожи.
Скандинавы, прежде всего мужчины, не сидели всё время дома и зимами, они привыкли к холоду, физическим неудобствам и лишениям. Для передвижения по снегу использовали короткие лыжи, по льду — особые подошвы с шипами.
Не чуждо было скандинавам и чувство прекрасного – в их обществе очень ценились умелые резчики по дереву, металлу и кости, способные придать обычным элементам оружия или корабля больше эстетики. Классическим рисунком был геометрический орнамент. Если же мастер мог вплести в этот орнамент фигуры зверей и птиц, то цены ему не было.
Богато украшенный топор из захоронения Маммен Фото Fiord
Каждый день с восходом солнца хозяин дома вставал и неустанно трудился. Отдых ждал его только около полудня, когда вся семья собиралась дома для первого приёма пищи.
Придя с грязных работ, первым делом хозяин тщательно мыл руки. В сагах упоминаются бочки, миски и тазы для умывания, которые заботливая жена наполняла водой к возвращению мужа.
В доме его уже ждала деревянная миска с горячей едой. «Меню» было разнообразным. Варили гороховую, мясную или рыбную похлёбку, наиболее распространённой пищей, как в народе, так и в зажиточных домах, была каша или болтушка из зёрен. Также на столе могло присутствовать сквашенное коровье и козье молоко, птичьи яйца, водоросли, сушёная или вяленая рыба, варёное или жареное мясо.
Важную роль в рационе питания играло сливочное масло и сыры, а также лепёшки из ржаной или ячменной муки. Вкуснее еду делали хрен, горчица, тмин и лук.
Наличие такого разнообразия блюд не было для скандинавов нормой жизни. Их земли часто охватывал голод, жесточайший из которых разразился в 976 году, когда приходилось выгонять на улицу стариков. В «Саге о Греттире» говорится о многолетнем голоде в Исландии, когда даже не было рыбы, и множество новорождённых детей было обречено на смерть.
Рядовой обед в будни составлял всего пару блюд, но зато самых сытных. Запивали еду скандинавы молоком, но чаще пивом и брагой. Пиво вообще имело в Скандинавии «эпохи викингов» очень широкое употребление. Его варили в каждом доме, и пили даже горячим. Также делали медовуху и брагу. Вино было привозным и очень дорогим.
Опаздывать или вообще не приходить к общей трапезе считалось проступком не хуже убийства. В одной из саг убийце родственника хозяина дома говорят: «Сейчас же уходи из нашего дома. На тебе две вины: одна — убийство, а другая — опоздание к обеду; ты никогда не приходил к столу вместе с другими».
Вдоволь наевшись, хозяин дома возвращался к работе. Однако наивно было бы полагать, что жизнь скандинавов, даже в родных краях, отличалась спокойствием. В их обществе постоянно происходили стычки, нередко выливающиеся в настоящие побоища. Дрались везде – за обедом, на пашне, во время рыбной ловли, на выгоне скота и так далее. Вероятно, это служило для огрубевших в схватках северян некой разрядкой в ходе монотонной жизни.
Взрослые и самодостаточные бонды – так называли свободных скандинавов, имеющих своё хозяйство – нередко воровали друг у друга имущество и устраивали поджоги, будто специально ища повод начать кровную войну. Известен случай, когда один датчанин, столкнувшийся с нехваткой древесины для топки, украл у своего соседа щит и древко от копья. Тот не растерялся, нашёл обидчика и убил его. А нужно было всего лишь нарубить дров.
Побоища разыгрывались во дворах и даже в домах, так что для защиты от нападавших хозяева влезали на крышу. Близкие и дальние соседи, даже свояки и родичи, постоянно мстили друг другу за убийство, членовредительство, кражу, за реальное или кажущееся умаление их чести. В результате череда кровной мести нередко проходила через жизни нескольких поколений.
Рабочий день заканчивался около семи-восьми часов вечера, когда наступало время ужина. Обедала и ужинала семья в главной комнате. Хозяин дома восседал на почётном сиденье прямо в центре комнаты, у очага. Остальные домочадцы сидели двумя рядами на скамейках и стульях вдоль стен. Вечерняя трапеза не сильно отличалась от дневной, разве что пива пили куда больше.
Длинный дом викингов изнутри Фото Runashop
Одним из способов скрасить досуг в Скандинавии раннего средневековья было приглашение гостей: глава семьи с радостью принимал у себя добрых знакомых, соседей и родственников. Особый повод был не обязателен – скандинавы ценили неторопливую и содержательную беседу с близкими людьми не меньше, чем громкие пиры. Согласно традиции, приглашали в гости сразу на «три ночи». Благородным поступком считалось приютить у себя незнакомого странника, нуждающегося в крыше над головой.
По субботам вечерний досуг обычно использовали для мытья в бане. Викинги вообще были довольно чистоплотны. Состояние их зубов, найденных археологами, свидетельствует о тщательном уходе за ними. К числу заурядных находок также относятся маленькие костяные лопатки для чистки ушей и мужские гребни для волос.
Разнообразить вечер могла скальдическая поэзия. Сидя долгим зимним вечером у домашнего очага, скандинавы обожали раз за разом слушать героические истории о богах и легендарных викингах прошлого. Особенный интерес вызывали сказания о предках хозяев дома, передававшиеся из поколения в поколение. Очень ценилась музыка – в «Беовульфе» упоминается об игре на арфе, гуслях и дудке.
Пару-тройку часов можно было легко скоротать за настольными играми, объединёнными под общим названием «тавлеи». Играли фишками или вырезанными из дерева и кости фигурками (некоторые тавлеи напоминали современные шахматы).
Доска для игры в тавлеи, 10-й век Иллюстрация из книги Жаклин Симпсон
На воздухе скандинавы любили устраивать соревнования по борьбе, плаванию, игре в мяч и другим видам спорта. Представления викингов о многих из них резко отличались от наших. В плавании, например, главной задачей было не только обогнать соперника, но и затащить его под воду.
В Норвегии большой популярностью обладали лошадиные бои, нередко превращавшиеся в «борьбу» – редкий хозяин соглашался признать проигрыш своего жеребца. Аналогом перетягивания каната служило перетягивание шкуры.
Как-то в начале зимы была многолюдная игра в мяч на поле у реки Хвиты. Сюда собрались люди со всей округи. Поехали на игру и многие домочадцы Скаллагрима… Когда они приехали на место, там уже расставляли людей для игры. Собралось также много мальчишек, и они устроили себе игру отдельно.
отрывок из «Саги об Эгиле»
Но время близилось к ночи, и пора было готовиться ко сну. В домах с только одной большой комнатой спать укладывались там же, где ели. Постель состояла из набитого сеном или соломой матраса и перьевого одеяла с подушкой, для теплоты накрывались меховыми покрывалами.
Оживлённые разговоры о великих предках окончательно затихали, когда начинал доноситься храп хозяина дома. И никто не смел тревожить его сон – все домочадцы знали, что завтра главу семьи снова ждёт тяжёлая работа, выматывающая ничуть не меньше, чем морские сражения.
Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
Блок special_button недоступен
#истории #культура #скандинавия #лонгриды #лигаавторов
Norse Mythology: Ragnarok, Odin & More Viking Stories From The Sagas
Написание для History Extra , Розалинд Кервен, автор книги Viking Myths & Sagas: Retolded from Ancient Norse Texts, исследует некоторые из самых запоминающихся историй о викингах…
1
Проклятие кольца Андвари
Этот живой эпос вдохновил Толкина на создание «Властелина колец» . Это действительно две разные легенды, связанные сверхъестественным кольцом, которое приносит жестокую трагедию всем, кто его носит. В его красочный состав входят героические воины и бессердечные злодеи: три бога, карлик, валькирия, дракон, королева-ведьма, печально известный тиран Атли (Аттила) Гунн и еще одна королева, которая в одиночку уничтожает его.
С многочисленными ужасными убийствами (особенно из-за того, что его подвешивают над ямой, полной ядовитых змей), драматическими самоубийствами, обманами и разбитыми сердцами, сюжет более чем очищает эмоции, и он богато украшен заколдованным огнем, кладами сокровищ и птицами, которые обладают силой человеческой речи.
Несомненно, одна из любимых историй викингов, легенда изложена во многих древних письменных источниках, а сцены из нее изображены на ряде сохранившихся резных фигурок эпохи викингов в Англии, на острове Мэн, Норвегии и Швеции.
- Подробнее | Россия, Северная Америка и Ближний Восток: куда приезжали викинги для торговли и набегов?
2
Кража молота Тора
В языческой мифологии викингов преобладает вечный конфликт между богами и их заклятыми врагами, великанами. Среди богов роль «главного сокрушителя великанов» принадлежала могущественному Тору. Как защитник как божественного, так и человеческого царств, он имел склонность разбивать черепа гигантов своим волшебным молотом Мьёльниром. Эта короткая юмористическая сказка — прекрасный тому пример.
- Подробнее | Боги, богини и обманщики викингов: 12 фигурок из скандинавской мифологии
Мьёльнир украден одним из великанов, который отказывается вернуть его, если прекрасная богиня Фрейя не согласится выйти за него замуж. Тор галантно маскируется под запрошенную невесту — поистине мужественный поступок в обществе, где переодевание в одежду другого пола считалось надругательством над мужественностью — отправляется в Страну великанов и притворяется, что принимает участие в свадьбе. Как только молот в соответствии с договором доставлен, Тор захватывает его и одним ударом уничтожает великана.
О популярности Тора во времена викингов свидетельствуют многочисленные языческие храмы, посвященные ему; большое количество выкопанных миниатюрных подвесок «Молот Тора» и преобладание в сагах личных имен, включающих компонент «тор» — например, «Торунн» для женщин и «Торстейн» для мужчин.
Еще подобное
- Подробнее | Рагнар Лодброк: легенда о бессмертном викинге и его сыновьях
3
Один выигрывает руны
В языческую эпоху Один почитался как таинственный и всеведущий бог войны, мудрости, смерти и судьбы. Ему часто приносили жертвы, особенно во время конфликтов. Его также боялись, особенно потому, что он иногда путешествовал по человеческому миру в маскировке, вмешиваясь в дела людей или меняя ход сражений.
Эта короткая и изысканно мистическая история связывает Одина с единственной формой письма викингов в языческую эпоху — вырезанием рунических букв на дереве, камне, металле или кости. Миф появляется в 25 загадочных стихах стихотворения под названием Havamal («Изречения Всевышнего»), возможно, датируемый девятым веком.
Обычно утверждается, что это собственные слова Одина, он описывает, как он жертвует собой «себя ради себя», вися вниз головой на одиноком дереве девять ночей. Наконец, у него есть видение рун, наряду с секретами многих эзотерических заклинаний.
Большинство сохранившихся историй о викингах очень приземленны, но эта демонстрирует, что древняя языческая религия имела очень мистическую и духовную сторону.
В подкасте: профессор Кэролайн Ларрингтон исследует легендарные истории и персонажи мифологии викингов, от одноглазого Одина до владеющего молотом Тора Эта трагическая история любви составляет центральную нить саги Laxdaela 13-го века , вероятно, основанной на реальных людях и событиях 10-го и 11-го веков.
Красивая и способная Гудрун – дважды замужем, разведена и рано овдовела – влюбляется в харизматичного Кьяртана. Однако его отец считает, что Гудрун очень не повезло, поэтому он пытается вырвать Кьяртана из отношений, отправив его в торговую экспедицию в Норвегию.
Там он взят в заложники королем, и во время его длительного отсутствия двоюродный брат и молочный брат Кьяртана, Болли, уговаривает сопротивляющуюся Гудрун выйти за него замуж. Вскоре после этого возвращается Кьяртан, и Гудрун понимает, что совершила ужасную ошибку. Ее сожаление вызывает серию подстрекательских событий, кульминацией которых является убийство Болли своего любимого сводного брата, который умирает у него на руках, а затем в отместку убит он сам.
Любопытно, что эта сага раскрывает элементы культуры эпохи викингов, которые находят свое отражение в современном мире, например, брачные договоры, свободно доступные разводы, принудительное обращение в другую религию и поездки молодежи за границу в стиле «года перерыва».
5
Открытие Америки скандинавами
Две средневековые рукописи, Graenlendinga Saga и Eirik’s Saga , утверждают, что в начале XI века, за 500 лет до Колумба, викинги достигли Северной Америки. Они описывают, как неизвестную страну сначала заметил корабль, сбившийся с курса в плохую погоду, а вскоре после этого — серия экспедиций, отправившихся из колонии викингов в Гренландии, чтобы исследовать ее.
Следуя странным побережьем на юг, исследователи пришли к богатой и плодородной земле, полной дичи и леса. Они также обнаружили дикий виноград, растущий в изобилии, поэтому они назвали его Vinland (Wineland). Одна группа пыталась поселиться там, в том числе женщина, которая родила первого европейского ребенка, рожденного на американской земле, но они поспешно отступили после ссоры с местными индейцами, которых они пренебрежительно называли скрелингами .
На протяжении многих веков к этим сообщениям относились с большим скептицизмом. Однако в течение 19В 60-х годах норвежская команда исследователей-археологов, состоящая из мужа и жены, следовала описаниям и направлениям плавания, данным в двух сагах. В конце концов они оказались в Л’Анс-о-Медоуз на севере Ньюфаундленда, Канада. Там они раскопали восемь домов в стиле викингов 11-го века, кузницу и четыре мастерские, что стало захватывающим и убедительным доказательством того, что так называемые «саги о Винланде» действительно были правдой.
- Подробнее | Путешествие Лейфа Эриксона в Винланд
6
Сожжение Ньяла
Саги показывают, что удивительно сложные законы и юридические процедуры играли важную роль в землях викингов. Они составляют фон другой предположительно реальной истории конца 10-го века, записанной в средневековой «Саге о Ньяле» .
Ньял — исландский юрист, известный на всю страну своим искусным решением мирных денежных расчетов, призванных положить конец давней кровной вражде, отравлявшей все общества викингов. Несмотря на это, он не может помешать своей жене, лучшему другу и, наконец, своим сыновьям стать жертвами собственной вендетты.
В конце концов, он тоже оказывается втянутым и оказывается сожженным заживо в собственном доме – обычный акт мести в то время. Это длинная и пугающая поучительная история, полная поворотов. Как и Laxdaela Saga , он также предлагает правдоподобную информацию об обращении скандинавов в христианство.
The Penguin Classics издание саги о Ньяле в мягкой обложке. © sjbooks / Alamy
7
Amleth
Если имя выглядит как анаграмма чего-то довольно знакомого, вы не ошиблись — это один из основных источников, который Уильям Шекспир использовал для Гамлет . Это легенда из Дании викингов, основанная на королевских персонажах, живших несколькими сотнями лет назад.
Как и в пьесе Шекспира, дядя Амлета убивает его отца и женится на его матери; Амлет симулирует безумие, чтобы справиться со своим ужасным затруднительным положением, и его злой дядя отправляет его в Англию в сорванной попытке убить его.
В версии «Викинг» нет любовного интереса, а сюжет менее сложен, чем у Шекспира. Однако есть комические сцены с юмористической игрой слов, которые, возможно, вдохновляли великого драматурга.
- Подробнее | Викинги не носили рогатых шлемов — вините в этом оперу
8
Кузнец Велунд
Эта героическая легенда, проиллюстрированная резными фигурками эпохи викингов из Англии и Швеции, является отчасти сказкой, отчасти историей ужасов.
Велунд — княжеский ювелир, изготавливающий изысканные кольца. В романтическом, но меланхоличном начале он влюбляется в энергичную валькирию, которая приходит к нему в образе девы-лебедя. Однако после непродолжительного замужества она бросает его и возвращается к работе на полях сражений, собирая убитых воинов, чтобы Один их почтил.
Скорбя о своей потере, Велунд был похищен вражеским королем, который заточил его в островной кузнице за отказ жениться на его дочери. Месть героя заключается в убийстве братьев девушки и превращении частей их тел в ужасные украшения, которые он дарит своим невольным похитителям. В последнем повороте он выковывает себе золотые крылья и улетает, чтобы возобновить поиски своей потерянной жены.
Популярность этой сказки явно распространилась даже за пределы мира викингов, ибо Велунд упоминается и в англо-саксонских поэмах, в том числе Беовульф .
9
Греттир Преступник
Этот цикл народных сказок, по-видимому, основанный на подвигах реального викинга-возмутителя спокойствия 11-го века, был собран вместе в «Саге о Греттире» 14-го века .
Греттир «сильный» крепкого телосложения, постоянно обижается, любит насилие и обладает талантом сочинять язвительные стихи. Его несколько раз объявляли вне закона, что означает потерю всего его имущества, изгнание за границу и приговаривание к безнаказанному убийству кем бы то ни было.
Его невероятные приключения включают в себя единоличное убийство монстров, троллей, призраков, медведя и целого отряда берсерков, но в конце концов его побеждает пожилая волшебница, чьи заклинания приводят к унизительной смерти.
- Подробнее | Гудрид Торбьярнардоттир, первая леди викингов Винланда
10
Рагнарек
Подобно другим мировым религиям, язычество викингов включало в себя апокалиптическое видение, предсказывающее, что существующий мир будет разрушен космическими силами и персонажами, а затем переродится в новый, более совершенный век.
Этот сценарий наиболее ярко воплощен в жизнь в поэме 10–11 веков под названием Voluspa («Пророчество провидицы»), возможно, основанной на серии снов, приснившихся реальной мудрой женщине.
Пока ужас охватывает мир, заставляя его замерзать и увядать, боги, монстры и гиганты вступают в космическую битву, пока даже Один и само солнце не будут побеждены. Тем не менее, стихотворение заканчивается оптимистичным обещанием нового мира, восставшего из руин старого, — мощной и захватывающей историей.
Розалинда Кервен — автор книги Мифы и саги о викингах: пересказ из древних скандинавских текстов (Talking Stone, 2015). Купите сейчас:
- Bookshop.org
- Amazon
- Waterstones
Эти 6 мифов о викингах убедительны, но правдивы ли они?
Реконструкторы наряжаются на Фестиваль славян и викингов в Волине, Польша. Был найден только один шлем эпохи викингов, и его конструкция удивительно проста — в отличие от легендарных рогатых шлемов.
Фотография ДЭВИДА ГУТТЕНФЕЛЬДЕРА, Коллекция изображений Nat Geo
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Высокий, светловолосый, с беспощадными голубыми глазами. Варвары, увенчанные ужасающими рогатыми шлемами, предаются мародерству и кровавым ритуалам. Было ли это точным изображением людей, чья экспансия сформировала северные пределы Европы и за ее пределы, или преувеличением?
Мифы и заблуждения окутывают викингов. Легенды родились после их первых вторжений на Британские острова в конце восьмого века, и с тех пор они пленяют наше воображение, вдохновляя оперы, фильмы, романы, комиксы и даже видеоигры, что делает отделение фактов от вымысла сложной задачей. Исследователи все еще работают сегодня, раскапывая артефакты и исследуя их происхождение.
Недавние находки указывают на то, что викинги были первыми европейцами, ступившими на Америку, по крайней мере за 400 лет до Колумба, а первые исследования ДНК их останков предполагают, что они были разнообразной группой. Раскопки обнаруживают зарытые сокровища, такие как драгоценности, обнаруженные за пределами Стокгольма в этом году, продолжая подпитывать наше увлечение древними рейдерами. Пока археологи уточняют детали, мы рассмотрим некоторые из устойчивых мифов, вдохновленных викингами.
Миф 1: викинги были единой группой
Викингов часто считают единой нацией, но точнее они были небольшими группами, управляемыми избранными вождями. Некоторые из этих племен, живших на территории нынешней Скандинавии, сотрудничали друг с другом в организации набегов на чужие страны.
«Викинг» относится не к народу, а к деятельности. В течение двух столетий, охватывающих эпоху викингов, большинство жителей Северной Европы занимались рыболовством, сельским хозяйством, торговлей и ремеслами. «Стать викингом было чем-то, что человек мог сделать в юности, чтобы заработать честь и военные трофеи, но редко кто-либо из мужчин постоянно принимал участие в иностранных набегах на протяжении всей своей жизни», — писал ученый из Оксфордского университета Брукс Брайан МакМахон. в Викинг: мифы и заблуждения .
( Как реконструкторы воплощают в жизнь историю викингов .)
Происхождение самого названия «викинг» почти точно не известно. Древнескандинавское слово обычно означало «пират» или «рейдер». По его словам, для МакМахона этот термин относится к тем, «кто отправился за границу, чтобы совершать набеги и грабить». «Вик» означает «залив» или «ручей» — как в Рейкьявике в Исландии, где скандинавские эмигранты впервые поселились около 870 года нашей эры».
Шведский историк Фриц Аскеберг предлагает еще один вариант. Глагол vikja означает ломать, скручивать или отклоняться, и викинги, как объясняет Аскеберг в своей книге о древней скандинавской культуре, были людьми, которые отошли от типичных социальных норм, оставив свои дома ради моря в поисках славы и добычи.
Миф 2: Викинги были необычайно жестоки
«Никогда прежде в Британии не было такого ужаса, как сейчас, со стороны языческой расы… Эти варвары лили кровь святых вокруг алтаря и топтали тела святых в храм Божий, как навоз на улицах».
Реконструкторы инсценируют битву эпохи викингов на Фестивале славян и викингов в Волине, Польша.
Фотография ДЭВИДА ГУТТЕНФЕЛЬДЕРА, Коллекция изображений Nat Geo
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Ужасное описание нападения на монастырь Линдисфарн на острове у побережья северо-восточной Англии было написано в 793 году нашей эры ученым Алкуином из Йорка — событие, ознаменовавшее начало эпохи викингов в Европе. который длился более 250 лет.
( Тающий лед обнажает затерянное «шоссе» викингов. )
Хотя викинги действительно внушали страх, эксперты говорят, что насилие было повсеместным. «Жестокость викингов ничем не отличается от того, что происходило в те времена», — сказала Джоанн Шорт Батлер из Кембриджского университета. «Они были не более жестокими, чем представители других народов или племен. Убийства, поджоги и грабежи были в порядке вещей».
«Посмотрите на действия Карла Великого, короля франков в эпоху викингов», — пишет она. «Покровитель возрождения античной культуры приказал обезглавить 4500 саксов в Вердене».
Миф 3: Они пили из черепов
Рассказы о жестокости скандинавских налетчиков сделали правдоподобным приписывание викингам некоторых презренных привычек, таких как склонность пить из черепов своих врагов. Популярное заблуждение возникло из-за неточного перевода.
Оле Ворм, придворный врач короля Дании в 17 веке, был также лингвистом со страстью к руническим камням, валунам с руническими надписями (германский и скандинавский алфавит). В 1636 году Ворм опубликовал исследование о рунах, цитируя скандинавскую поэму, главный герой которой утверждает, что будет пить эль в Вальхалле — раю для мифических убитых скандинавских воинов — из изогнутых ветвей черепов.
Поэт имел в виду ветки, растущие из черепов животных, то есть рога. Но придворный врач перевел фразу на латынь как ex craniis eorum quos ceciderunt — по черепам тех, кого они убили. Это добавило еще одну отметку в плохой репутации викингов. Тем не менее, по сообщениям, другие этнические группы пили из черепов своих врагов, но это, как правило, связано с викингами.
Миф 4: они пытали своих жертв в ритуале «кровавого орла»
Нордическим рейдерам приписывают еще одну досадную привычку: оставлять на живых жертвах клеймо «кровавого орла». Во время ритуала ребра обнажались и вырезались из позвоночника, а затем вытягивались. Легкие были извлечены и помещены в форме, напоминающей крылья, некоторые считают, что тело могло лететь к Одину, главному богу в скандинавской мифологии. Поскольку первое упоминание было в скальдическом стихе, это могло быть еще одним случаем поэтической вольности, которая была истолкована другими слишком буквально, объясняет Элеонора Розамунд Барраклаф, профессор истории средневековья в Даремском университете, в За северными землями: путешествия викингов и древнескандинавские саги .
Роберта Франк из Йельского университета долгое время сомневалась в правдивости ритуала, полагая, что он, вероятно, возник у раннехристианских скандинавских писателей, которые стремились заклеймить своих языческих предков. «Процедура с кровавым орлом варьируется от текста к тексту, становясь с каждым веком все более зловещей, языческой и трудоемкой», — писала она в English Historical Review .
Недавно ученые из Университета Исландии и Университета Киля в Англии проанализировали, возможно ли исполнение «кровавого орла» на живой жертве. В статье, опубликованной в Speculum: A Journal of Medieval Studies , они пришли к выводу, что, хотя анатомически было возможно выполнять эту практику с помощью инструментов, доступных в то время, жертва умерла бы от потери крови или удушья на ранних стадиях пытки. Полную казнь окровавленного орла можно было произвести только на трупе. Пока археологи не найдут труп с явным доказательством того, что это когда-либо происходило, мы, вероятно, никогда не узнаем.
Шлем Гьермундбю был найден в 1943 году разбитым на осколки. С тех пор он был отреставрирован и выставлен в Историческом музее Университета Осло.
Фотография Берит Роальд, NTB Scanpix / Alamy Стоковые фото
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Миф 5: Они носили рогатые шлемы
Некоторые мифы можно отнести к знаниям, в том числе прославленный рогатый шлем. Единственный когда-либо найденный шлем эпохи викингов, шлем Гьермундбю, обнаруженный в Рингерике, Норвегия, имеет сходство с маской Бэтмена — без заостренных ушей. И никаких рогов, — отмечает Барраклаф.
В изображениях эпохи викингов воины появляются либо с непокрытой головой, либо в простых шлемах, возможно, сделанных из железа или кожи. Хотя некоторые рогатые персонажи действительно появляются в скандинавском искусстве, например, на гобелене Осеберга, они обычно представляют богов или монстров, а не смертных воинов, пишет МакМахон.
Один из источников происхождения рогатых шлемов был установлен: они использовались Карлом Эмилем Дёплером, художником по костюмам для премьеры оперы Вагнера «Кольцо нибелунга» на Байройтском фестивале в 1876 году. Другим пропагандистом 19-го века был шведский художник Йохан. Август Мальмстрём, который использовал их в своих иллюстрациях к скандинавским сагам.
Доплер, Мальмстрем и другие, возможно, были вдохновлены современными им открытиями древних шлемов с рогами, которые, как позже выяснилось, были датированы более ранней эпохой викингов. Возможно, художников вдохновляли далекие отголоски древнегреческих и римских историков, описывавших северных европейцев как носящих шлемы, украшенные рогами. Головной убор не только вышел из моды по крайней мере за столетие до появления викингов, но и, вероятно, использовался только в церемониальных целях скандинавскими и германскими жрецами.
Миф 6: Они были высокими и светловолосыми
«Викинг» вызывает в воображении образ рослого светловолосого голубоглазого мужчины. Другими словами, Крис Хемсворт в саге о Торе. Но Лиз Лок Харвиг из Копенгагенского университета на основе исследований ДНК скелетов в средневековых гробницах пришла к выводу, что в ту эпоху существовало здоровое сочетание блондинов, рыжеволосых и брюнеток, как и сегодня. Общество викингов не было исключительно скандинавским происхождением. «Мы уже имели дело с культурной и этнической смесью, — говорит Харвиг. Как и в случае с цветом волос, ирисы также были разнообразны.
(ДНК дает новое представление о корнях викингов .)
По словам МакМахона, даже идея необычного роста викингов является мифом. Средний мужчина из этих северных пределов был тогда около 1,73 метра (около 5 футов 6 дюймов) в высоту, как и средний европейский мужчина. Питание могло быть фактором; короткое лето и суровая зима в Скандинавии означали ограниченные продовольственные ресурсы, поэтому набеги могли быть средством для пропитания.
Их высокая репутация, вероятно, является результатом национализма, который возник в 19го и 20 века, которые продвигали викингов как скандинавский и арийский архетип.
Даже представление о том, что викинги были плохо мытыми мужчинами, похоже, опровергается археологическими данными: их могилы и другие места раскопок полны гребней, пинцетов и бритв, лежащих рядом с останками как мужчин, так и женщин. Они также могли использовать мыло с высоким содержанием щелочи для отпугивания вшей, которое также имело побочный эффект в виде обесцвечивания волос.
Первоначально эта статья была опубликована в польском издании National Geographic.
Читать дальше
Кто первым ездил верхом? У этих скелетов может быть ответ
- Наука
Кто первым оседлал лошадей? У этих скелетов может быть ответ
Человеческие останки возрастом около 5000 лет были найдены в могилах ямной культуры, и это открытие может частично объяснить их быстрое распространение по Европе.
Как космические лучи помогли найти туннель в Великой пирамиде Египта
- Наука
Как космические лучи помогли найти туннель в Великой египетской пирамиде
Ученые только что подтвердили 30-футовую пустоту, впервые обнаруженную внутри памятника много лет назад.