Суть философии лао цзы: Лао-цзы — Религия и философия Китая — Статьи
Лао-цзы — Религия и философия Китая — Статьи
Лао-цзы
Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец; 老子 , Lǎo Zǐ, VI век до н. э.), древнекитайский философ VI—V веков до н. э., один из основателей учения даосизма, автор трактата «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и благодати», другое название «Три телеги» — написанный на бамбуковых свитках, он занимал три телеги).
Биография
Лао-Цзы покидает Китай верхом на буйволе
Уже в раннем даосизме Лао-Цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец», так что его имя можно переводить как «Старый мудрец») и о его уходе из Китая.
Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-Цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором — в отличие от Конфуция — в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций — это одно лицо. Существуют предположения, что Лао-Цзы мог быть автором Дао Дэ Цзина, если он жил в IV—III вв. до н. э.
Также рассматривается следующий вариант биографии: Лао-Цзы — полулегендарный китайский мыслитель, основатель философии даосизма. По преданию, родился в 604 г. до нашей эры, однако историчность его личности вызывает сомнения. В его краткой биографии сказано, что он был историографом-архивариусом при императорском дворе и прожил 160 или даже 200 лет.
Самый известный вариант биографии Лао-Цзы сообщается Сыма Цянем: Лао-Цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-Цзы рассказать ему о своём учении. Лао-Цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин (Канон Пути и его Благой Силы).
По другой легенде Мастер Лао-Цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.
Путешествие на Запад
В романе «Путешествие на Запад» после причисления Лао-цзы к небожителям боги попросили его помочь поймать взбунтовавшегося Сунь Укуна, которого они долго и безуспешно преследовали, но, несмотря на все усилия, никак не могли остановить. На помощь небожителям пришёл Эрлан, но даже он не смог победить Сунь Укуна. Тогда Лао-цзы решил использовать свой волшебный алмазный браслет «цзиньганчжу», одним из свойств которого была функция засасывающего устройства, позволяющая затягивать в него предметы. Он дождался момента, когда Укун сильно выдохся во время боя с Эрланом и его братьями, и те стали его теснить, и пленил Сунь Укуна при помощи своего браслета. После этого Сунь Укуна доставили на небо для суда за преступления против богов и приговорили к смертной казни, но несмотря на все усилия, его не удалось ни четвертовать, ни расстрелять из луков, ни убить каким-либо другим способом. Тогда Лао-цзы решил сжечь Сунь Укуна в печи для плавки пилюль бессмертия. Он держал Укуна в своей печи 49 дней, но тот, несмотря на это, так и не сгорел, и когда на 50-й день Лао-цзы открыл дверь печи, вылетел из неё, устроив разгром в его лаборатории и опрокинув печь. При этом от неё откололись несколько кирпичей, которые упали на землю и превратились в Огненные горы. Тем не менее, время, проведённое в печи, не прошло даром даже для Сунь Укуна — с тех пор, глаза у него навсегда остались красными и горящими. В конце концов, Сунь Укун всё же был побеждён Буддой и заточен им под горой Пяти Пальцев, где он провёл 500 лет, пока его не освободил путешествующий в Индию Сюаньцзан.
Согласно этому же роману, уже после заточения Сунь Укуна под горой, буйвол Лао-цзы сбежал от своего хозяина обратно на землю, предварительно украв его алмазный браслет, в результате чего приобрёл сверхъестественные способности и превратился в однорогого демона. После этого он собрал банду из оборотней и демонов и в течение последующих 7 лет терроризировал местные земли, похищая путников и съедая их, до тех пор, пока в его владения не пожаловал Сюаньцзан со своими спутниками. Однорогий демон, воспользовавшись отсутствием Сунь Укуна, отправившегося за подаянием, обманом заманил в ловушку и похитил Сюаньцзана, Чжу Бацзе, Ша-сэна и коня. Тем временем, вернувшийся Сунь Укун обнаружил пропажу своего наставника и спутников, и отправился к ним на выручку в пещеру, где однорогий демон держал их в плену. Встретившись с демоном, Сунь Укун сразился с ним, но однорогий демон победил его при помощи своего браслета, который он использовал в качестве засасывающего устройства, и отнял у него посох, вынудив Укуна спасаться бегством. Сунь Укун обратился за помощью к Юй-ди и тот отрядил на помощь Сунь Укуну войска небожителей, но даже они не смогли его победить — из-за волшебного браслета, с помощью которого демон отбирал у них оружие. Тогда, по совету Будды, Сунь Укун отправился за помощью к Лао-цзы, который, обнаружив пропажу своего буйвола и браслета, поспешил вместе с ним на землю, где вновь превратил демона в буйвола, загнал его в стойло, отобрал у него браслет и освободил Сюаньцзана и его спутников, после чего те продолжили свой путь в Индию.
Огненные горы, образовавшиеся из кирпичей, отколовшихся от печи Лао-цзы, впоследствии встали на пути Сюаньцзана и его спутников во время их дальнейшего путешествия. Одна из гор, на которой вечно полыхало пламя, преграждала путь в Среднюю Азию, а потушить её можно было только при помощи волшебного веера, которым владела демоница Лоча, жена демона Нюмо-вана, использовавшая веер для того, чтобы держать в кабале местное население (за вызов дождей и возможность прохода через гору, местные жители должны были раз в 10 лет платить ей дань). Узнав о Сюаньцзане, она не желала упускать возможность нажиться, и к тому же ненавидела Сунь Укуна, так как считала его убийцей её сына — Красного младенца, (что было неправдой). Дело заканчивается битвой Сунь Укуна за волшебный веер с Лочей, Нюмо-ваном и его любовницей, в которой он побеждает демонов, после чего получает веер и тушит пламя на горе, освобождая дальнейший путь своим спутникам, а Нюмо-ван возвращается к жене, которая, в свою очередь, убеждается в невиновности Сунь Укуна, а также оставляет своё прежнее ремесло и прекращает обирать местное население.
Лао-Цзы о себе
Вот что говорится в Дао Дэ Цзин от первого лица:
…Все люди держатся за свое «я»,
один лишь я выбрал отказаться от этого.
Мое сердце подобно сердцу глупого человека, —
такое темное, такое неясное!
Повседневный мир людей ясен и очевиден,один лишь я живу в мире смутном,
подобном вечерним сумеркам.
Повседневный мир людей расписан до мелочей,
один лишь я живу в мире непонятном и загадочном.
Как озеро я спокоен и тих.
Неостановим, подобно дыханию ветра!
Людям всегда есть чем заняться,
один лишь я живу подобно невежественному дикарю.
Лишь я один отличаюсь от других тем,
что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого.
Философия
Николай Константинович Рёрих
Центральной идеей философии Лао Цзы была идея двух первоначал — Дао и Дэ. Слово «Дао» или «Тао» на китайском языке буквально означает «путь»; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое содержание. «Дао» означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной.
Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие Дэ. С одной стороны, Дэ — есть то, что питает Дао, делает его возможным (вариант из противоположности: Дао питает Дэ, Дао — безгранично, Дэ — определено). Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого Дао-путь вещей может состояться. Это также метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать Дао. Дэ — принцип, способ бытия. Это и возможность правильного накопления жизненной энергии, ци. Дэ — искусство правильно распорядиться жизненной энергией, правильное поведение. Но Дэ — не мораль в узком понимании. Дэ выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвобождать жизненную силу из пут повседневности. К понятию Дэ близко даосское учение об У-вэй, недеянии.
Непостижимое Дэ — это то,
что наполняет форму вещей,
но происходит оно из Дао.
Дао — это то, что движет вещами,
путь его загадочен и непостижим.
…Тот, кто в делах следует Дао,
…очищающий свой дух,
вступает в союз с силой Дэ.
Главные идеи
Развитие Космоса происходит в соответствии с определенными образцами и принципами, которые невозможно определить чётко. Можно однако назвать их — хотя это не совсем точно — Дао. Что касается дэ, то к ней нельзя стремиться, она возникает спонтанно, естественно. Лучшим способом реализации Дао во внешнем мире является принцип У-вэй — непреднамеренной активности.
Не следует стремиться к чрезмерной образованности, повышению эрудиции или изощренности — напротив, следует вернуться к состоянию «необработанного дерева», или к состоянию «младенца». Все противоположности неразделимы, комплементарны, взаимодействуют друг с другом. Это относится и к таким противоположностям, как жизнь и смерть.
Жизнь — это «мягкое» и «гибкое». Смерть — это «жёсткое» и «твёрдое». Лучший принцип разрешения проблем в соответствии с Дао — это отказ от агрессии, уступка. Это не следует понимать как призыв к сдаче и подчинению — нужно стремиться овладеть ситуацией, прилагая как можно меньше усилий.
Наличие в обществе жестких нормативных этических систем — например, конфуцианства — свидетельствует о том, что в нём есть проблемы, которые такая система только усиливает, будучи не в силах их разрешить.
Лао-Цзы об истине
- «Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности».
- «Знающий не говорит, говорящий не знает».
Из имеющихся письменных источников ясно, что Лао-цзы был мистиком и квиетистом, преподававшим совершенно неофициальную доктрину, полагавшуюся исключительно на внутреннее созерцание. Человек обретает истину путем освобождения от всего ложного в самом себе. Мистическое переживание завершает поиски реальности. Лао-цзы писал: «Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живёт в одиночестве и не меняется.
Диалектика
Философия Лао Цзы пронизана и своеобразной диалектикой:
- «Из бытия и небытия произошло всё; из невозможного и возможного — исполнение; из длинного и короткого — форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее.»
Однако Лао Цзы понимал её не как борьбу противоположностей, а как их примирение. А отсюда делались и практические выводы:
- «Когда человек дойдет до не-делания, то нет того, что бы не было сделано.»
- «Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным.»
Из этих мыслей видна основная идея философии, или этики, Лао Цзы: это принцип не-делания, бездействия. Всякое насильственное стремление что-либо сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается.
- «Множество горных рек впадает в глубокое море.
- «„Святой муж“, управляющий страной, старается, чтобы мудрые не смели сделать чего-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие.»
- «Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть.»
- «Нет знания; вот почему я не знаю ничего.»
Власть царя среди народа Лао Цзы ставил очень высоко, но понимал её как чисто патриархальную власть. В понимании Лао Цзы царь — это священный и бездеятельный вождь. К современной же ему государственной власти Лао Цзы относился отрицательно.
- «От того народ голодает, что слишком велики и тяжелы государственные налоги. Это именно причина бедствий народа.»
Лао-Цзы и Конфуций
Пишет историк Сыма Цянь 《老子韓非列傳》:
…Когда Конфуций находился в Сиу, то он посетил Лао-цзы, чтобы услышать мнение его относительно обрядов.
— Обрати внимание на то, — сказал Лао-цзы Конфуцию, — что люди, которые учили народ, умерли, и кости их уже давно истлели, но слова их доселе существуют. Когда мудрецу благоприятствуют обстоятельства, он будет разъезжать на колесницах; когда же нет — он будет носить на голове тяжесть, держась руками за края её.— Я слышал, что опытный купец скрывает свой товар, как будто ничего не имеет. Точно так же, когда мудрец имеет высокую нравственность, то наружность его этого не выражает. Ты брось свою гордость, вместе со всякого рода страстями; оставь свою любовь к прекрасному, вместе с наклонностью к чувственности, потому что они бесполезны для тебя.
— Вот что я говорю тебе, и больше ничего не скажу.Удалившись от нашего мудреца, Конфуций сказал своим ученикам:
— Я знаю, что птицы умеют летать, — рыбы умеют плавать в воде и животные умеют бегать. Также знаю, что бегущих можно остановить тенетами, плавающих — сетями, а летающих — силками. Но что касается дракона, то я не знаю ничего. Он несется по облакам и поднимается на небо.
— Я сегодня видел Лао-цзы. Не дракон ли он?..
Примечательно, что Сыма Цянь объединяет биографии Лао-цзы и Хань Фэя 韩非, легистского философа конца эп. Воюющих Царств, выступавшего против конфуцианства. Трактат «Хань Фэй-цзы», содержащий учение последнего, уделяет интерпретаций Лао-цзы две главы (《解老》, 《喻老》).
ПОНИМАНИЕ ЖИЗНИ . Я познаю мир. Философия
Лао-Цзы — полулегендарный китайский мыслитель, основатель философии даосизма. По преданию, родился в 604 г. до н. э., однако в историчности его личности многие ученые сомневаются. В его биографии сказано, что он был историографом-архивариусом при императорском дворе, а прожил целых 160 или 200 лет.
Центральная идея даосизма — учение о дао (дао — это путь, извечный закон развития и исчезновения всего, судьба). Поскольку никто не знает полностью закона дао, то самое лучшее для умного человека — ничего не делать. И это «недеяние может, однако, привести к свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил. Поэтому мудрый правитель, следуя дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.
Лао-Цзы по-китайски буквально означает: старый учитель. По преданию, его ученики собрали его высказывании и книге «Дао Дэ Цзин», Она десятки раз переводилась на европейские языки, в том числе на русский.
Книга эта состоит из множества афоризмов, высказанных китайским мудрецом. Я приведу некоторые из них, касающиеся учения Лао-Цзы о правильной и мудрой жизни.
Человек входит в жизнь мягким и слабым, а умирает жестким и крепким. Все существа, растения и деревья входят в жизнь мягкими и нежными, а умирают засохшими и жесткими. Жесткость и сила — спутники смерти.
Нет ничего в мире мягче и слабее воды, продолжал китайский мудрец, и нет ничего, что бы превосходило воду в ее разрушительном действии на жесткое и крепкое. Слабое побеждает крепкое, мягкое побеждает жесткое. Нет человека, который не знал бы этого, но никто не поступает так.
Лао-Цзы хотел этим сказать, что побеждать других можно только разумом, разумными доводами; разум — самое «мягкое» орудие и в то же время самое сильное. Грубая сила вызывает только отпор, а терпимость, снисходительность к недостаткам заставляют человека задуматься и попытаться понять.
Кто знает других, тот умен. Кто знает самого себя — тот мудр.
Эта древняя мысль — подлинное начало любой философии: самое главное — знать себя. Поскольку люди в глубине своей все одинаковы, то, познавая себя, ты начинаешь понимать и все мысли, характеры и тайные движения чужой души.
Кто превозмогает других, тот силен. Кто превозмогает себя — тот могуществен. Кто умеет быть довольным, тот богат.
Конечно, самое трудное для человека — победить себя, свою лень, свою алчность, свою зависть. Если ты не справляешься е самим собой, то куда уж тебе командовать и распоряжаться другими людьми.
Кто не хлопочет о жизни, мудрее того, кто ценит жизнь.
Эта мысль тоже проходит через всю историю философии. Победить страх смерти, смело смотреть ей в лицо — только после этого человек начинает по-настоящему ценить и понимать жизнь, полнокровно проживать каждую минуту.
Кто понимает, тот немногое знает, кто много знает, тот не понимает.
Лао-Цзы, как и многие философы после него, считал, что самое главное, самое глубокое в человеке, что составляет его сущность, нельзя выразить в словах, нельзя превратить в набор знаний. Мудрец не просто знает — он понимает, мудрость выше знания. Можно знать, но ничего не понимать, вызубрить какой-нибудь предмет и сдать его, так и не поняв, зачем учил, зачем тратил время. Такое учение и такая ученость приводят только к печали, о чем и говорит Лао-Цзы:
Если отбросить ученость не будет и печали.
Если не превозносить талантов, то люди не будут и соперничать.
Если не ценить труднодобываемого богатства, то люди не будут становиться разбойниками.
Если не смотреть на то, что может вызвать страсть, то сердца не трепещут.
Лао-Цзы хотел сказать этим, что люди часто стремятся к совершенно излишним вещам — к славе, богатству, чувственным наслаждениям, вместо того чтобы вести подлинно мудрую жизнь: познавать себя, вглядываться в окружающий мир, по возможности заглядывать в будущее, грустить о прошлом.
Лао-цзы
Возникновение даосизма
В период беспорядков, происходивших в Китае в 1050-256 гг. до н.э., произошли большие перемены в результате упадка династии Чжоу. Эти события стимулировали появление различных идеологий, таких как конфуцианство, даосизм и философия Инь Ян среди других. Говорят, что за это время «раскрылись сотни цветов и были созданы сотни школ мысли». Это было серьезным изменением в концепции естественных наук, экономики, математики и искусства. Эта эволюция была планом, который преодолел века и продолжается сегодня.
Старый мастер
Лао-цзы («Старый мастер»), также известный как Лао-цзы и Лао-цзы, изначально носил имя Ли Эр. Он родился в штате Чу на юге Китая, дата неизвестна. Некоторые историки утверждают, что он жил между 570 и 490 г. до н.э., в течение IV и V веков до н.э.
Лао-цзы приписывают авторство Дао Дэ Цзин, Дао Дэ Цзинь или Дао Дэ Цзин (Книга Жизни и Добродетели). Он содержит его мысли и учения. Его влияние на китайскую культуру было огромным. Как великий мыслитель, мудрый знающий и искусный учитель, он проникал в человеческое сознание очень простыми для понимания рифмами
Несмотря на мало достоверных сведений о его жизни, нет никаких сомнений в том, что Лао-Цзы был гениальным мыслителем, духовным и дальновидным, способным превзойти поверхность человеческого существа и понять его сущность.
Увеличить
История
Лао Цзы вырос под опекой своего дедушки. Его отец бросил его мать и его, когда он был новорожденным. Его мать умерла позже от трудных родов ребенка. Среди его черт в детстве у него были очень своеобразные и выдающиеся уши, которые служили обрамлением необычного лица. Он был крепким ребенком со светлой кожей. Эти характеристики всегда отличали его. Когда он родился, жители деревни собрались, чтобы приветствовать его в этом мире, и взяли его уши с великой философией, заявив, что они были символом удачи. Другой приметой был тот факт, что мальчик родился у подножия сливового дерева, посаженного его предками и пережившего непогоду, бури и бури, кормя поколения.
Дед Лао Цзы был младшим офицером в штате Че (часть провинции Хэнань и Аньхой). Когда он вышел на пенсию, он наслаждался комфортной пенсией.
Кроме того, у семьи был фруктовый сад. Они не боролись за жизнь.
Увеличить
С самого раннего возраста и под опекой деда юноша приобретал знания и любовь к чтению. Он испытывал большое уважение к тому мудрецу, который его выковал и который был богатым источником знаний. Его дед имел большую склонность к преподаванию и открыл для внука горизонты и учения по многим предметам, не боясь исследовать самые разнообразные варианты, такие как сбор урожая, стаи, звезды, рыбалка и люди.
Лао Цзы всегда был внимательным, чутким и зрелым юношей. Он научился различать добро и зло, и друзья восхищались его мягким, скромным и примирительным характером.
Став взрослым, Лао-Цзы был куратором членов династии Чжоу, и по выходе из этой комиссии он начал путешествие без маршрута на Запад, что привело его к большому вдохновению. Это вдохновение позволило ему сделать глубокий анализ человека, духа, человеческих чувств, тела и его связи с гармонией. Из этих компонентов возникают гармония и покой, которые воспринимаются теми, кому удается достичь своих самых глубоких мыслей. Эти медитации являются основой даосизма Лао-Цзы.
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Даосизм 900 10
Помимо религии, даосизм — это мистическая философия и образ жизни. Это предложение охватить свое внутреннее «я» и войти в контакт с волокнами, составляющими самое сокровенное человека. Даосизм рассматривает Дао как глубокую основу всего, даже допуская существование зла. Эту точку зрения разделяет Кибалион, документ девятнадцатого века, в котором обобщаются учения Гермеса Трисмегиста, алхимика фараонов Египта.
Философия, отраженная на страницах Дао Дэ Цзин, представляет собой целое и сокровище тех, кто ищет Дао. Духовная самореализация является одной из целей этих учений. Некоторые из его заповедей устанавливают следующие идеи:
- Дао всемогуще, оно везде.
- Видеть и чувствовать могут только те, кто освободился от земных страстей.
- Неличностное возвышение.
- Мудрые люди предпочитают бездействие и молчание.
- Если не проявлять страсти, не будет соблазнов.
- Материя беспристрастна к материальным вещам, творениям и всему существующему на земле и на небе.
- Он превыше всего существующего материала
- Небо и земля прочны, созданы Дао и существуют для него.
Лао-Цзы достиг самоосознания, поняв, что Дао и его творение являются единым я и священны. Он писал, что первостепенная цель — не возвышение человека, что молчание — то, что делает людей великими, что Дао видит сущность, а не внешность. Гармония между сердцем, разумом и телом повышает духовность человека… и он всегда подает пример.
В конце концов, Конфуций, возможно, самый известный философ древнего Китая, развивался под руководством и мудростью Лао-Цзы. «Мудрый учит не словами, а делами».
Увеличить
Текст: Асенет Пинеда ± Фото: 2BO / WP СОДЕРЖАНИЕ / 2BP / ДОМЕН / CRONICAS
Дао Дэ Цзин: Книга Way And Virtue (мягкая обложка)
9,03 $
Электронная почта или уточняйте цену
Описание
Ограниченное по времени рекламное предложение
Дао Дэ Цзин — Классическая Книга Пути и Добродетели
Дао Дэ Цзин — авторитарный трактат, утверждающий, что путь добродетели заключается в бездействии (у вэй) через признание естественной универсальной силы, известной как Дао.
Дао течет без усилий и, как вода, течет, куда хочет, без усилий и вызывает изменения и рост. Чтобы быть добродетельным, нужно подражать Дао и заниматься бездействием (не форсировать эффект или результат).
Созданные человеком законы, утверждает он, не могут сделать человека добродетельным и не могут способствовать хорошему поведению, внутреннему миру или сочувствию к другим, потому что они не в гармонии с природой. Только осознав Дао и свою связь с ним и со всеми вещами, можно достичь этих целей.
Чтобы узнать Дао, нужно знать, что это такое, и так оно определено в первой главе:
Дао (Путь), о котором можно говорить, не есть Постоянное Дао;
Имя, которое можно назвать, не является постоянным именем.
Безымянный, источник Неба и Земли;
Имя есть Мать всего сущего.
Так постоянная пустота позволяет наблюдать истинную сущность.
Постоянное бытие позволяет видеть внешние проявления.
Эти двое происходят из одного источника.
Но когда сущность проявляется, она имеет другое имя.
Это же происхождение называется «Глубокая тайна».
Какой бы глубокой ни была тайна,
Это Врата к сущности всей жизни.
Лао-цзы: старый мастер
Лао-цзы был древним китайским философом и поэтом, известным тем, что написал книгу «Дао Дэ Цзин». Он был основателем философии даосизма, религиозного и этического обычая древнего Китая. Он пользуется большим уважением как религиозное божество в различных традиционных китайских религиозных школах. Некоторые также считают его старшим современником известного философа Конфуция.
«Дао Дэ Цзин», буквально означающее «Путь и его сила», представляет идею «Дао» как конца всего и всего существования. Он чрезвычайно мощный, но приземленный. Это источник всего сущего в мире. Книга предназначена для того, чтобы направлять людей о том, как вернуться к законам и путям природы, чтобы сохранить равновесие Дао.
Философия Лао-цзы была проста.