Стихи о есенине короткие: Стихи Есенина 4, 5 и 6 строк: короткие стихотворения на РуСтих

Содержание

Стихи Есенина о войне до слез, короткие и небольшие стихотворения поэта о Великой Отечественной войне 1941-1945

Собрали подборку стихотворений великого русского поэта Сергея Есенина о войне.

***

Бельгия

Побеждена, но не рабыня,
Стоишь ты гордо без доспех,
Осквернена твоя святыня,
Зато душа чиста, как снег.
Кровавый пир в дыму пожара
Устроил грозный сатана,
И под мечом его удара
Разбита храбрая страна.
Но дух свободный, дух могучий
Великих сил не угасил,
Он, как орел, парит за тучей
Над цепью доблестных могил.
И жребий правды совершится:
Падет твой враг к твоим ногам
И будет с горестью молиться
Твоим разбитым алтарям.

***

Польша

Над Польшей облако кровавое повисло,
И капли красные сжигают города.
Но светит в зареве былых веков звезда.
Под розовой волной, вздымаясь, плачет Висла.

В кольце времен с одним оттенком смысла
К весам войны подходят все года.
И победителю за стяг его труда
Сам враг кладет цветы на чашки коромысла.

О Польша, светлый сон в сырой тюрьме Костюшки,

Невольница в осколках ореола.
Я вижу: твой Мицкевич заряжает пушки.

Ты мощною рукой сеть плена распорола.
Пускай горят родных краев опушки,
Но слышен звон побед к молебствию костела.

***

Греция

Могучий Ахиллес громил твердыни Трои.
Блистательный Патрокл сраженный умирал.
А Гектор меч о траву вытирал
И сыпал на врага цветущие левкои.

Над прахом горестно слетались с плачем сои,
И лунный серп сеть туник прорывал.
Усталый Ахиллес на землю припадал,
Он нес убитого в родимые покои.

Ах, Греция! мечта души моей!
Ты сказка нежная, но я к тебе нежней,
Нежней, чем к Гектору, герою, Андромаха.

Возьми свой меч. Будь Сербии сестрою.

Напомни миру сгибнувшую Трою,
И для вандалов пусть чернеют меч и плаха.

***

Поминки

Заслонили ветлы сиротливо
Косниками мертвые жилища.
Словно снег, белеется коливо —
На помин небесным птахам пища.

Тащат галки рис с могилок постный,
Вяжут нищие над сумками бечевки.
Причитают матери и крёстны,
Голосят невесты и золовки.

По камням, над толстым слоем пыли,
Вьется хмель, запутанный и клейкий.
Длинный поп в худой епитрахили
Подбирает черные копейки.

Под черед за скромным подаяньем
Ищут странницы отпетую могилу.

И поет дьячок за поминаньем:
“Раб усопших, Господи, помилуй”.

***

Воспоминание

Теперь октябрь не тот,
Не тот октябрь теперь.
В стране, где свищет непогода,
Ревел и выл
Октябрь, как зверь,
Октябрь семнадцатого года.

Я помню жуткий
Снежный день.
Его я видел мутным взглядом.
Железная витала тень
«Над омраченным Петроградом».

Уже все чуяли грозу,
Уже все знали что-то,
Знали,
Что не напрасно, знать, везут
Солдаты черепах из стали.

Рассыпались…
Уселись в ряд…
У публики дрожат поджилки…
И кто-то вдруг сорвал плакат
Со стен трусливой учредилки.

И началось…
Метнулись взоры,
Войной гражданскою горя,
И дымом пламенной «Авроры»
Взошла железная заря.

Свершилась участь роковая,
И над страной под вопли «матов»
Взметнулась надпись огневая:
«Совет Рабочих Депутатов».

***

Молитва матери

На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.

Молитва старушки сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, поле перед боем,
Где лежит убитым сын ее героем.

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,

А в руках застывших вражеское знамя.

И от счастья с горем вся она застыла,
Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки,
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

***

Такие печальные вести
Возница мне пел весь путь.
Я в радовские предместья
Ехал тогда отдохнуть.

Война мне всю душу изьела.
За чей-то чужой интерес
Стрелил я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я — игрушка,
В тылу же купцы да знать,
И, твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.
Я бросил мою винтовку,

Купил себе липу, и вот
С такою-то подготовкой
Я встретил 17-год.

Свобода взметнулась неистово.
И в розово-смрадном огне
Тогда над страною калифствовал
Керенский на белом коне.
Война до конца, до победы,
И ту же сермяжную рать
Прохвосты и дармоеды
Сгоняли на фронт умирать.
Но все же не взял я шпагу…
Под грохот и рев мортир
Другую явил я отвагу —
Был первый в стране дезертир.

***

В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.

Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благословляя их к грядущей жизни час.

На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть…
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.

Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу.

***

Грянул гром. Чашка неба расколота.
Разорвалися тучи тесные.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небесные.
Отворили ангелы окно высокое,
Видят — умирает тучка безглавая,
А с запада, как лента широкая,
Подымается заря кровавая.

Догадалися слуги божии,
Что недаром земля просыпается,
Видно, мол, немцы негожие
Войной на мужика подымаются.
Сказали ангелы солнышку:
«Разбуди поди мужика, красное,
Потрепи его за головушку,
Дескать, беда для тебя опасная».
Встал мужик, из ковша умывается,
Ласково беседует с домашней птицею,
Умывшись, в лапти наряжается
И достает сошники с палицею.
Думает мужик дорогой в кузницу:
«Проучу я харю поганую».
И на ходу со злобы тужится,
Скидает с плечей сермягу рваную.
Сделал кузнец мужику пику вострую,
И уселся мужик на клячу брыкучую.
Едет он дорогой пестрою,
Насвистывает песню могучую,
Выбирает мужик дорожку приметнее,
Едет, свистит, ухмыляется,
Видят немцы — задрожали дубы столетние,
На дубах от свиста листы валятся.
Побросали немцы шапки медные,
Испугались посвисту богатырского…
Правит Русь праздники победные,
Гудит земля от звона монастырского.

***

Ус

Не белы снега по-над Доном
Заметали степь синим звоном.
Под крутой горой, что ль под тыном,
Расставалась мать с верным сыном.

«Ты прощай, мой сын, прощай, чадо,
Знать, пришла пора, ехать надо!
Захирел наш дол по-над Доном,
Под пятой Москвы, под полоном».

То не водный звон за путиной —
Бьет копытом конь под осиной.
Под красневу дремь, под сугредок
Отвечал ей сын напоследок:

«Ты не стой, не плачь на дорогу,
Зажигай свечу, молись богу.
Соберу я Дон, вскручу вихорь,
Полоню царя, сниму лихо».

Не река в бугор била пеной —
Вынимал он нож с подколена,
Отрезал с губы ус чернявый,
Говорил слова над дубравой:

«Уж ты, мать моя, голубица,
Сбереги ты ус на божнице;
Окропи его красным звоном,
Положи его под икону!»

Гикал-ухал он под туманом,
Подымалась пыль за курганом.
А она в ответ, как не рада:

«Уж ты сын ли мой, мое чадо!»

*

На крутой горе, под Калугой,
Повенчался Ус с синей вьюгой.
Лежит он на снегу под елью,
С весела-разгула, с похмелья.

Перед ним все знать да бояры,
В руках золотые чары.
«Не гнушайся ты, Ус, не злобуй,
Подымись, хоть пригубь, попробуй!

Нацедили мы вин красносоких
Из грудей из твоих из высоких.
Как пьяна с них твоя супруга,
Белокосая девица-вьюга!»

Молчит Ус, не кинет взгляда, —
Ничего ему от земли не надо.
О другой он земле гадает,
О других небесах вздыхает…

*

Заждалася сына дряхлая вдовица,
День и ночь горюя, сидя под божницей.


Вот прошло-проплыло уж второе лето,
Снова снег на поле, а его все нету.

Подошла, взглянула в мутное окошко…
«Не одна ты в поле катишься, дорожка!»
Свищет сокол-ветер, бредит тихим Доном.
«Хорошо б прижаться к золотым иконам…»

Села и прижалась, смотрит кротко-кротко…
«На кого ж похож ты, светлоглазый отрок?..
А! — сверкнули слезы над увядшим усом. —
Это ты, о сын мой, смотришь Иисусом!»

Радостью светит она из угла.
Песню запела и гребень взяла.

Лик ее старческий ласков и строг.
Встанет, присядет за печь, на порог.

Вечер морозный, как волк, темно-бур…
Кличет цыплят и нахохленных кур:

«Цыпушки-цыпы, свет-петушок!..»

Крепок в руке роговой гребешок.

Стала, уставилась лбом в темноту,
Чешет волосья младенцу Христу.

***

Узоры

Девушка в светлице вышивает ткани,
На канве в узорах копья и кресты.
Девушка рисует мертвых на поляне,
На груди у мертвых — красные цветы.

Нежный шелк выводит храброго героя,
Тот герой отважный — принц ее души.
Он лежит, сраженный в жаркой схватке боя,
И в узорах крови смяты камыши.

Кончены рисунки. Лампа догорает.
Девушка склонилась. Помутился взор.
Девушка тоскует. Девушка рыдает.
За окошком полночь чертит свой узор.

Траурные косы тучи разметали,
В пряди тонких локон впуталась луна.
В трепетном мерцанье, в белом покрывале
Девушка, как призрак, плачет у окна.

***

Сказание о Евпатии Коловрате, о Хане Батые

За поёмами Улыбыша

Кружат облачные вентери.
Закурилася ковыльница
Подкопытною танагою.

Ой, не зымь лузга-заманница
Запоршила переточины,—
Подымались злы татарове
На зарайскую сторонушку.

Задрожали губы Трубежа,
Встрепенулись очи-голуби,
И укромы крутоборые
Посолонью зачаведели.

Не ждала Рязань, не чуяла
А и той разбойной допоти,

Под фатой варяжьей засынькой
Коротала ночку темную.

Не совиный ух защурился,
И не волчья пасть осклабилась,—
То Батый с холма Чурилкова
Показал орде на зарево.

Как взглянули звезды-ласточки,
Загадали думу-полымя:
Штой-то Русь захолынулася?
Аль не слышит лязга бранного?

Щебетнули звезды месяцу:
«Ай ты, Божие ягнятище!
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами.

Подыми-ка глазы-уголья
На святую Русь крещеную,
Да позарься в кутомарии,
Что там го?рами ерошится?».

Как взглянул тут месяц с привязи,
А ин жвачка зубы вытерпла,
Поперхнулся с перепужины
И на землю кровью кашлянул.

Ой, текут кровя сугорами,
Стонут пасишные пажити,
Разыгрались злы татарове,
Кровь полониками черпают.

Впереди ль сам хан на выпячи
На коне сидит улыбисто
И жует, слюнявя бороду,
Кус подохлой кобылятины.

Говорит он псиным голосом:
«Ой ли, титники братанове,
Не пора ль нам с пира-пображни
Настремнить коней в Московию?»

2

От Ольги? до Швивой Заводи
Знают песни про Евпатия.
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.

Хоть и много песен сложено,
Да ни слову не уважено,
Не сочесть похвал той удали,
Не ославить смелой доблести.

Вились кудри у Евпатия,
В три ряда на плечи падали.
За гленищем ножик сеченый
Подпирал колено белое.

Как держал он кузню-крыницу,
Лошадей ковал да бражничал,
Да пешнёвые угорины
Двумя пальцами вытягивал.

Много лонешнего смолота
В закромах его затулено.
Только нет угожей засыньки,
Чернокосой побеседнушки.

Не одна краса-зазнобушка
Впотайную по нем плакала,
Не один рукав молодушек
От послезья продырявился.

Да не любы, вишь, удалому
Эти всхлипы серых журушек,
А мила ему зазнобушка,
Што ль рязанская сторонушка.

3

Как гулял ли, хороводничал
Удалой-те добрый молодец
И Ольгу? ли волноватую
В молоко парное вспенивал.

Собирались злы татарове,
На Москву коней шарахали.
Собегалися боярове
На кулажное устанище.

Наряжали побегушника,
Уручали серой грамотой:
«Ты беги, буди, детинушка,
На усуду свет Евпатия».

Ой, не колоб в поле котится
На позыв колдуньи с Шехмина,—
Проскакал ездок на Пилево
Да назад опять ворочает.

Крутозыбы волны белые,
Далеко их видно по лугу.
Так и мечутся, яруются
Укусить седое облако.

Подскакал ездок ко берегу,
Тянет поводы на быстрицу,
Да не лезет конь в сумятицу,
В две луны подковы вытянув.

Как слезал бегун, задумывал:
«Ай, с чего же речка пенится?
Нет ни чичерного сиверка,
Ни того ль лесного шолоха».

4

Да вставал тут добрый молодец,
Свет Евпатий Коловратович,
Выходил с воды на посолонь,
Вытирался лопушиною.

Утихала зыбь хлябучая,
Развивались клубы пенные,
И надводные коряжины
По-лягвачьему пузырились.

А и крикнет побегушниче:
«Ой ты, лазушновый баторе!..
Ты беги, померяй силушку
За Рязанью над татарами».

5

На узёмном погорелище
За Коломной бабы хныкают.
В хомутах и наколодниках
Повели мужей татаровья.

Хлыщут потные погонщики,
Подгоняют полонянников,
По пыжну путю-дороженьке
Ставят вехами головушки.

У загнетки неба синего
Облака горят, поленища,
На сухменьи ель-ухватище
Пламя-полымя ворочает.

Не кухта в бору замешкалась
И не лышник чешет бороду,
Ходит Спасе, Спас-угодниче
Со опущенной головушкой.

Отворялась Божья гридница
Косятым окном по нудышу,
Выходила Троеручица
На крылечко с горней стражею.

И шумнула мать пелеганцу:
«Ой ты, сыне мой возлюбленный,
Помути ты силу вражию,
Соблюди Урусь кондовую».

Не убластилося Батыю,
Не во сне ему почуялось,
Наяву ему предвиделось —
Дикомыти рвут татаровье.

Повернул коня поганище
На застепное пристанище,
За пожнёвые утырины,
На укрепы ли козельские.

Ой, бахвалятся провытники
Без уёму, без попречины.
За кого же тебя пропили,
Половецкая любовница?

6

У Палаги-шинкачерихи
На меду вино развожено.
Корачевые кумашницы
Рушниками занавешаны.

Не облыжники пеняются,
Не кусомни-поминушники,—
Соходилися товарищи
Свет хороброго Евпатия.

Говорит-гудит детинушка:
«Ой ли, други закадышные,
Не пора ль нам тыквы-головы
Попытать над ятаганами?

Не назря мы, чай, за пожнями
Солнце стрелами утыкали,
Не с безделья в стены райские
Два окошка пробуравили».

Не загулины кувекали,
Не тетерники скликалися,
А удалые головушки
С просулёнами прощалися.

Плачут засыньки по дружникам,
По Евпатию ль все Ольговичи.
Улетают молодикочи
Во погоню на потравников.

Ой, не суки в тыне щенятся
Под козельскими корягами,
Налетала рать Евпатия,
Сокрушала сыть поганую.

Защемило сердце Батыя,
Хлябушиной закобонилось.
Не рязанцы ль встали мертвые
На угубу кроволитную?

7

А на райских пашнях побрани —
Спорит идолище с Господом:
«Ты отдай победу выкрому,
Правоверу мусульманину».

Говорит Господь узывчиво:
«Ай ты, идолище черное,
У какой ты злюки-матери
Титьку-вишенье высасывал?»

Бьются соколы-дружинники,
А не знают волю сполову.
Как сидеть их белым душенькам
В терему ли, в саде райскоем.

Стонет идолище черное,
Брови-поросль оторачает.
Как кипеть ли злым татаровьям —
Во смоле, котлах кипучиих.

Скачет хан на бела батыря,
С губ бежит слюна капучая.
И не меч Евпатий вытянул,
А свеча в руках затеплилась.

Не березки-белолипушки
Из-под гоноби подрублены,
Полегли соколья-дружники
Под татарскими насечками.

Не карачевое гульбище,
Не изюм-кутья поминная —
Разыгрались злы татаровья,
Кровь полониками черпают.

Возгово?рит лютый ханище:
«Ой ли, черти-куралесники,
Отешите череп батыря
Что ль на чашу на сивушную».

Уж он пьет не пьет, курвяжится,
Оглянётся да понюхает:
«А всего ты, сила русская,
На тыновье загодилася».

________

От Ольги? до Швивой Заводи
Знают песни про Евпатия.
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.

***

Лебедушка

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.

Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.

В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.

Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки.
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.

И от той ли тихой заводи,
Посередь того ли озера,
Пролегла струя далекая
Лентой темной и широкою.

Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.

У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии
С ручейками тихозвонными.

Как и стала звать лебедушка
Своих малых лебежатушек
Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.

Выходили лебежатушки
Теребить траву-муравушку,
И росинки серебристые,
Словно жемчуг, осыпалися.

А кругом цветы лазоревы
Распускали волны пряные
И, как гости чужедальние,
Улыбались дню веселому.

И гуляли детки малые
По раздолью по широкому,
А лебедка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.

Пролетал ли коршун рощею,
Иль змея ползла равниною,
Гоготала лебедь белая,
Созывая малых детушек.

Хоронились лебежатушки
Под крыло ли материнское,
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали-резвилися.

Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная —

Молодой орел под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.

Видел он у леса темного,
На пригорке у расщелины,
Как змея на солнце выползла
И свилась в колечко, грелася.

И хотел орел со злобою
Как стрела на землю кинуться,
Но змея его заметила
И под кочку притаилася.

Взмахом крыл своих под облаком
Он расправил когти острые
И, добычу поджидаючи,
Замер в воздухе распластанный.

Но глаза его орлиные
Разглядели степь далекую,
И у озера широкого
Он увидел лебедь белую.

Грозный взмах крыла могучего
Отогнал седое облако,
И орел, как точка черная,
Стал к земле спускаться кольцами.

В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отражавшемся
Увидала крылья длинные.

Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.

А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.

Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.

Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие.

А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.

Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными
Хоронились лебежатушки.

***

Баллада о двадцати шести

С любовью — прекрасному
художнику Г.Якулову

Пой песню, поэт,
Пой.
Ситец неба такой
Голубой.
Море тоже рокочет
Песнь.
Их было
26.
26 их было,
26.
Их могилы пескам
Не занесть.
Не забудет никто
Их расстрел
На 207-ой
Версте.
Там за морем гуляет
Туман.
Видишь, встал из песка
Шаумян.
Над пустыней костлявый
Стук.
Вон еще 50
Рук
Вылезают, стирая
Плеснь.
26 их было,
26.
Кто с прострелом в груди,
Кто в боку,
Говорят:
«Нам пора в Баку —
Мы посмотрим,
Пока есть туман,
Как живет
Азербайджан».
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
Ночь, как дыню,
Катит луну.
Море в берег
Струит волну.
Вот в такую же ночь
И туман
Расстрелял их
Отряд англичан.

Коммунизм —
Знамя всех свобод.
Ураганом вскипел
Народ.
На империю встали
В ряд
И крестьянин
И пролетариат.
Там, в России,
Дворянский бич
Был наш строгий отец
Ильич.
А на Востоке
Здесь
Их было
26.

Все помнят, конечно,
Тот,
18-ый, несчастный
Год.
Тогда буржуа
Всех стран
Обстреливали
Азербайджан.

Тяжел был Коммуне
Удар.
Не вынес сей край
И пал,
Но жутче всем было
Весть
Услышать
Про 26.

В пески, что как плавленый
Воск,
Свезли их
За Красноводск.
И кто саблей,
Кто пулей в бок,
Всех сложили на желтый
Песок.

26 их было,
26.
Их могилы пескам
Не занесть.
Не забудет никто
Их расстрел
На 207-ой
Версте.

Там за морем гуляет
Туман.
Видишь, встал из песка
Шаумян.
Над пустыней костлявый
Стук.
Вон еще 50
Рук
Вылезают, стирая
Плеснь.
26 их было,
26.
. . . . . . . . . . . .
Ночь как будто сегодня
Бледней.
Над Баку
26 теней.
Теней этих
26.
О них наша боль
И песнь.

То не ветер шумит,
Не туман.
Слышишь, как говорит
Шаумян:
«Джапаридзе,
Иль я ослеп,
Посмотри:
У рабочих хлеб.
Нефть — как черная
Кровь земли.
Паровозы кругом…
Корабли…
И во все корабли,
В поезда
Вбита красная наша
Звезда».

Джапаридзе в ответ:
«Да, есть.
Это очень приятная
Весть.
Значит, крепко рабочий
Класс
Держит в цепких руках
Кавказ.

Ночь, как дыню,
Катит луну.
Море в берег
Струит волну.
Вот в такую же ночь
И туман
Расстрелял нас
Отряд англичан».

Коммунизм —
Знамя всех свобод.
Ураганом вскипел
Народ.
На империю встали
В ряд
И крестьянин
И пролетариат.
Там, в России,
Дворянский бич
Был наш строгий отец
Ильич.
А на Востоке
Здесь
26 их было,
26.
. . . . . . . . . . .
Свет небес все синей
И синей.
Молкнет говор
Дорогих теней.
Кто в висок прострелен,
А кто в грудь.
К Ахч-Куйме
Их обратный путь…

Пой, поэт, песню,
Пой,
Ситец неба такой
Голубой…
Море тоже рокочет
Песнь.
26 их было,
26.

Сентябрь 1924
Баку

Легкие и короткие стихи Сергея Есенина для заучивания наизусть

Сергей Есенин писал стихи не только для взрослых, для детей тоже. В творчестве поэта их не так много, но они есть. Некоторые входят в школьную программу. Детям интересно читать строки великого русского поэта, да и взрослые не прочь пополнить свой словарный запас давно ушедшими наречиями и междометиями.

Ранее творчество Есенина легкое и запоминающееся, читать такие — одно удовольствие.

С самых первых строк любого произведения автор пытается передать свою любовь читателю. И это очень хорошо у него получается — глубокий смысл скрыт в каждом слове. Листайте ниже, выбирайте и приобщайте ребенка к любви к природе и Родине.

Так же читайте на блоге детские стихи Маршака и рассказы Носова.

 

Содержание

  • Стихи Есенина для детей 1 класса
  • Легкие и короткие стихи Сергея Есенина для заучивания наизусть
  • Короткие стихи Есенина для детей 3 класса
  • Читаем стихи Есенина на конкурсе чтецов для детей 4 класса
  • Стихи Есенина про осень для детей 2 класса
  • Стихотворения о природе на конкурс чтецов детям 5 класса
  • Стихи Есенина для детей 5-6 лет для заучивания в детском саду

Стихи Есенина для детей 1 класса

Поэт является знатоком русской души и народного языка. Точно и четко каждым словом умеет передавать любовь ко всему, что его окружает. Духовное становление поэта пришлось на 1910-1913 годы, в период его юности. В это время были написаны одни из самых проникновенных стихотворений о природе.

*******

Самые лучшие минуты

Самые лучшие минуты
Были у милой Анюты.
Ее взоры, как синие дверцы,
В них любовь моя, в них и сердце.

*******

Берёза

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

*******

Пополняйте багаж знаний ребенка такими прекрасными стихами великого русского поэта Сергея Есенина. приучайте ребятишек с самого раннего возраста любить свою культуру и природу.

*******

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

*******

Читайте детям как можно чаще, и лучше чтобы это были строки великих мастеров своего дела. Делитесь ссылкой с друзьями и коллегами по работе.

*******

Весна
Весна наступает,
Снег быстро тает,
И все оживает
С приходом ея!

Деревья оделись
Зеленой листвою,
Луг зеленеет,
Покрытый травою.

Поля зазеленели,
Ароматом дыша.
Цветы запестрели,
Птицы прилетели.

Лес оживился
Щебетанием,
Воздух наполнился
Благоуханием.

*******

Гляну в поле, гляну в небо

Гляну в поле, гляну в небо —
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.

О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

*******

Делитесь радостью прочтенного на своих страничках в социальных сетях. Несите в мир добро и веру в будущее.

*******

Восход Солнца
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

*******

Легкие и короткие стихи Сергея Есенина для заучивания наизусть

Читайте стихи Есенина и выбирайте одно из них для заучивания наизусть. Творчество поэта наполнено самобытностью и идеализацией крестьянской избы. Тонкой нитью прослеживается любовь к деревне и родине. Необыкновенные чувства рождаются в каждом, прочитавшим самые лучшие его стихотворения и поэмы.

*******

Поет зима — аукает

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

*******

Будучи бунтарем Сергей Есенин пишет стихи достойные изучения в школьной программе. И это ль не слава!

*******

Зима
Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

*******

И надо мной звезда горит…

И надо мной звезда горит,
Но тускло светится в тумане,
И мне широкий путь лежит,
Но он заросший весь в бурьяне.

И мне весь свет улыбки шлет,
Но только полные презренья,
И мне судьба привет несет,
Но слезы вместо утешенья.

*******

Выбирайте строки, распечатывайте их у рассказывайте на конкурсе чтецов в школе или на любом другом мероприятии.

*******

Короткие стихи Есенина для детей 3 класса

Найдите для себя лучший стих Есенина и выучите его легко и быстро. Приобщайте ребенка к любви к Родине и природе. Ведь эти чувства зарождаются именно в детском возрасте. Просто помогите им пустить корни в ребенке. От этого ваше чадо только выиграет в долгосрочной перспективе.

*******

Нивы сжаты, рощи голы

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем‑совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

*******

Корни русской души скрыты за каждым из слов великого поэта.

*******

Восход солнца

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

*******

Читайте вместе с детьми легкие и понятные строки Сергея Есенина. Учите наизусть и передавайте свой опыт.

*******

Буря

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…

Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.

*******

Читаем стихи Есенина на конкурсе чтецов для детей 4 класса

Поэтический мир Есенина многогранен, но все же основная его часть направлена на любовь к ближним и природе. Берите любое из понравившихся стихов и рассказывайте на конкурсе чтецов или учите наизусть просто для саморазвития. Вся жизнь поэта, как он сам сказал, в его стихах.

*******

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старышка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

*******

Пасхальный благовест

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.

Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала,
Резвая, полна.

Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.

*******

Было время, когда произведения Есенина почти запретили. Но это не остановило, наоборот разожгло еще сильнее любовь и преданность почитателей живого слова. Стихи поэта переписывались вручную и передавались из рук в руки.

*******

Сыплет черемуха снегом

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

*******

Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

*******

Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

*******

Сыплет черемуха снегом…

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.

Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

*******

Стихи Есенина про осень для детей 2 класса

Сергей Есенин по праву считается самым лучшим поэтом из глубинки. Уже в 15 лет он пишет серьезные стихи, которые трогают за душу любого их прочитавшего. Действия и поступки паренька из деревни расходятся с обычным укладом жизни большинства того времени. Этакий дерзкий и нахально-вызывающий себя юноша впоследствии станет ориентиром для будущих поколений.

*******

Осень (Небо тучно, ветер шумит)

Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.

Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.

И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.

Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.

*******

В процессе творчества открываются безграничные возможности для каждого из нас. Вот так и Сергей Александрович черпал вдохновение в безудержных своих работах, которым порою посвящал дни напролет.

*******

Нивы сжаты, рощи голы…

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…

*******

Выбирайте любое понравившееся стихотворение Есенина и делитесь им в социальных сетях, учите с детьми и учитесь вместе лучше понимать себя.

*******

Топи да болота

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

*******

Стихотворения о природе на конкурс чтецов детям 5 класса

Ниже найдете несколько стихотворений Есенина для заучивания наизусть. Берите любое и рассказывайте на любом из мероприятий — будь-то школьный урок, или день рождения. Весьма красноречивые слова можно встретить в его строках, но они никак не мешают пониманию смысла произведения.

*******

С добрым утром

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

*******

Что это такое?

В этот лес завороженный,
По пушинкам серебра,
Я с винтовкой заряженной
На охоту шел вчера.
По дорожке чистой, гладкой
Я прошел, не наследил…
Кто ж катался здесь украдкой?
Кто здесь падал и ходил?
Подойду, взгляну поближе:
Хрупкий снег изломан весь.
Здесь вот когти, дальше — лыжи…
Кто-то странный бегал здесь.
Кабы твердо знал я тайну
Заколдованным речам,
Я узнал бы хоть случайно,
Кто здесь бродит по ночам.
Из-за елки бы высокой
Подсмотрел я на кругу:
Кто глубокий след далекий
Оставляет на снегу?

*******

Поэт был за океаном, но там не написал ни одного поэтического произведения. И вернувшись обратно, стал с еще большим рвением писать.

*******

Буря

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…

Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.

*******

Зима

Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

*******

Был женат на Айсейдоре Дункан, которая была миллионершей. Но ему не нужен был такой неравноценный брак.

*******

Гляну в поле, гляну в небо…

Гляну в поле, гляну в небо —
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.

О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

*******

Стихи Есенина для детей 5-6 лет для заучивания в детском саду

Детишки детского сада очень любят стихи про природу.  Выбирайте из подборки любое и читайте вместе со своим чадом. Старайтесь с самых ранних лет приучить ребенка к истинным ценностям жизни — к любви и заботе о своих ближних.

*******

Вечер, как сажа

Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.

Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.

Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».

*******

По лесу леший кричит на сову

По лесу леший кричит на сову,
Прячутся мошки от птичек в траву.
Ау!

Спит медведиха, и чудится ей:
Колет охотник острогой детей.
Ау!

Плачет она и трясет головой:
— Детушки-дети, идите домой.
Ау!

Звонкое эхо кричит в синеву:
— Эй ты, откликнись, кого я зову!
Ау!

*******

Вот уж вечер. Роса…

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.

*******

Стойкость написанного всегда проверяется временем, и стихи Есенина будут жить столетия. Ведь в них сосредоточена любовь к русской деревне, природе и окружающим людям. Строки порою дерзкие и испещрённые болью и страданием, но за болью всегда скрывается принятие и облегчение.

Сергей Есенин. Стихи о природе / Paulturner-Mitchell.com

Тема природы в стихах Есенина занимает одно из первых мест. Можно сказать, что это главная составляющая его творчества. Практически в каждом шедевре его творчества читатель может заметить красивые и в то же время необычные описания русской природы. Есенин сумел настолько доступно передать красоту русской природы, что произведения западают в душу взрослым и даже маленьким читателям.

Любовь поэта к Родине

Родине поэт С. Есенин посвятил много стихов. Стихи о природе постоянно пересекаются со стихами о родине. Для поэта образ страны и природа неразрывно связаны. Он воспринимает русскую природу как вечную красоту и вечную гармонию мира, способную исцелить человеческие души. В своем произведении Есенин как бы призывает человека остановиться на мгновение, посмотреть на прекраснейший окружающий мир, прислушаться к шелесту трав, услышать голос реки и песню ветра, понаблюдать за звездным небо или утренняя заря, с которой начинается новый день.

В стихах Есенина картины природы кажутся одушевленными, живыми. Они не только учат любить природу своей родины, они закладывают основу нашего характера, эта поэзия делает человека добрее и мудрее. Ведь человек, любящий свою Родину и ее природу, никогда не станет противопоставлять себя ей. Любуясь родной природой, каким-то нежным трепетом наполняет свои стихи Есенин. Стихи о природе просто наполнены яркими, довольно неожиданными, но в то же время точными сравнениями. Поэт сравнивает месяц с кудрявым барашком, а ночное небо с синей травой:

За темной прядью перьев
В незыблемой синеве,
Овечка кудрявая — месяц
Гуляя в синей траве.

Аватар природы

Для лирики Есенина очень характерен прием олицетворения, которым поэт пользовался достаточно часто. Творец создал свой неповторимый мир, тем самым заставив читателя увидеть, как унылый всадник-месяц уронил повод, или как дремлет дорога, или как глядела в пруд тонкая березка. В его стихах природа оживает, она может чувствовать, грустить и веселиться, огорчаться и удивляться.

Что касается поэта, то он сливается с природой, чувствуя себя единым целым с цветами, деревьями и полями. Он относится к цветам как к живым существам, разговаривая с ними и доверяя их печали и радости. Многие важные события в жизни Есенина, как и его душевные переживания, неразрывно и весьма зримо связаны с природными изменениями. Когда у поэта на душе тяжко, и ветер стонет, и листья опадают, а когда на душе спокойно и радостно, то солнце светит, и траву колышет легкий ветерок.

Раннее творчество

В период раннего творчества церковнославянскую речь в своих стихах использовал Сергей Есенин. Стихи о природе были слиянием неба и земли, а природа была венцом этого союза. В своем творчестве поэт передает картину, полную ярких красок, передающую и состояние его души. Например, он описывает зарю, которая сопровождает плач иволг и глухарей, но в этот момент добавляет, что он не плачет, ибо его душа светла.

Как слились природа и возраст человека у поэта Есенина

Поэт о природе поэта часто переплетается и с возрастом человека. Например, в описании беззаботного юноши смотрелись красочные, яркие, яркие декорации. Но на смену молодости всегда приходит человеческая зрелость. В своих стихах Есенин сравнивает этот период с временем года под названием осень. Это период, когда краски не тускнеют, а, наоборот, меняют свои оттенки на более яркие – золотые, алые, медные. Такие стихи несут в себе не только радость, но и какую-то скрытую грусть, ведь такие яркие осенние краски – это последняя вспышка перед грядущей долгой зимой. В позднем творческом периоде Есенина чувствуется грусть, тоска и безвременная смерть, что дает более точный анализ стихотворения о природе. Есенин тоскует по утраченной молодости, описывая свое состояние в стихах. Такие эмоции можно уловить в стихотворении «Золотая роща разгадана».

Природа — источник вдохновения

С ними Есенин воспринимает природу как единое целое. Именно в природе он видит источник вдохновения. Только родная земля смогла наделить поэта народной мудростью, таким прекрасным и удивительным даром. Поэт с детства слышал поверья, песни, сказки, которые впоследствии стали источником творчества Есенина. Поэт так любил свою родину, свою природу, что никакая красота далеких экзотических стран не затмила чарующую скромность родных русских просторов.

Для описания характера поэта были выбраны довольно простые слова, но звучат они как песня. Это дает возможность быстро и просто прочувствовать все эмоции, которые хотел передать Есенин. Стихи о природе занимают большую часть творчества поэта, и это еще раз доказывает, что Сергей Есенин так любил красоту своей родины, что именно русская природа приносила ему вдохновение в каждый уголок земли.

Письмо Джиму — The Rumpus.net

Я не знаю, как это работает, Джим, поэтому пишу, чтобы сообщить тебе то, что ты, возможно, уже знаешь: ты умер вчера (намного лучше, чем Есенин). Вы написали мою единственную любимую книгу стихов, опубликованную в 1973 году, за год до моего рождения, когда никто не знал вас от черного дрозда. Каждое стихотворение — это письмо к тому русскому поэту, который повесился через три дня после Рождества, в 1925 году. Каким же негодяем был Сергей — женат в третий и последний раз на внучке Толстого в год, когда ему исполнилось тридцать, в год, когда он уничтожил себя. Благодаря вам я никогда не могу сказать, что меня не предупредили, что значит быть поэтом или знать и любить поэта.

В интервью спустя годы после публикации Письма Есенину вы сказали, что получили по почте антисуицидальные пуговицы и литературу от неравнодушных читателей, которые отметили, что вы пытаетесь решить этими словами. Я полагаю, вы получаете настоящий кайф от того, что прикалываете Alive! на груди, прежде чем отправиться на прогулку в лес.

Я до сих пор благодарен за платье вашей дочери. Из-за этого давно исчезнувшего ярда красной ткани (и ребенка, которого он символизировал) ваша жизнь наложилась на мою.

Самоубийство. Красота лишает меня мужества этим холодным осенним вечером. Красный халат моей годовалой дочери висит на дверной ручке, крича стоп.

И последняя строчка книги: Я решил остаться . Слова чтобы жить. Слова, которые держали вас здесь, где вы написали тома слов для стольких читателей, каждое предложение как светлячок в темноте их одиночества.

*

Позвольте мне вернуться и сказать вам кое-что, чего вы не знаете. Осенью 19В 91 год я забрел в класс школы-интерната изящных искусств в Северном Мичигане, недалеко от вашей фермы в округе Лиланау. Мне было шестнадцать, угрюмый, неуверенный в себе, жаждущий направления. Учитель — ваш и (теперь) мой друг — дал мне в руки две книги: роман под названием Крестьянин и ваш Избранные и Новые стихи (в который вошли Письма к Есенину ). Это звучит лично, но ни один студент не прошел занятия с Майклом Дельпом, не прочитав эти книги, настолько он был вашим поклонником. Я закончил среднюю школу, не прочитав Алая буква или Моби Дик , но я мог бы пересказать под любой фазой луны отрывки из ваших стихов и прозы так, как сто лет назад дети запоминали Вордсворта и Блейка.

Новый топор
новый топор
Я буду играть
с моим новым топором
острое синее лезвие 900 15 ручка из ясеня.
Тогда, вымотавшись, слушайте
мою новую пластинку Johnny Cash.

Ты рассказал мне о деревьях и птицах, аппетитах и ​​желаниях, красоте и времени, как влюбиться в природу и в людей, зная, что последние подведут тебя, потому что тоска и отчаяние так же врожденны для нас, как полет к птице.

Каждый из нас
единственный мир
который мы собираемся получить.

Вы помогли мне увидеть мои школьные годы посреди северных лесов такими, какими они были: благословение, которое я отмечал ежедневно долгими прогулками через березовые и сосновые рощи, чтобы я мог читать одну из ваших книг, наслаждаясь запретным сигареты на берегу Зеленого озера.

Когда пришло время выпуска, я последовал твоему примеру после прочтения « По ком звонит колокол» Хемингуэя, « Через него течет река» Нормана Маклина, и твоих «Легенды осени» . Все ссылались на некую Шангри-Ла под названием Миссула, штат Монтана, место, пронизанное горами и реками. Мне понравилось, как это звучит.

Я хочу умереть в седле. Враг цивилизации.

К восемнадцати годам я узнал от тебя, что мои дни сочтены, поэтому я должен провести их в самом диком и прекрасном месте, какое только смогу найти. Я упаковала свои фланели, ботинки, кардиганы из секонд-хэнда и направилась на запад, где и должна была остаться (более или менее).

*

За несколько дней до того, как я уехал из Мичигана в Монтану, Делп, мой наставник, вручил мне клочок бумаги с вашим адресом в Лиланау. Он сказал: «Пошли что-нибудь Джиму».

Я стоял перед ним, безмолвный и сбитый с толку. Что бы я послал тебе? Цветы? Топор? Новый Джонни Кэш? Или лучше появиться на вашем пороге и предложить помощь в уходе за вашими лошадьми, если они у вас есть и вы можете научить меня этому. Или лошади интересовали ваших запоминающихся главных героев, таких как Далва? В моем воображении вы были и вами, и ею — всеми этими персонажами, ветвями вашего существа, похожими на сучья гигантского дерева.

«Стихи, Стивенсон». Делп рассмеялся. — Пошли Джиму стихи.

Я распечатал полдюжины страниц и отправил их по почте с письмом, в котором, наверное, было слишком много слов, чтобы сказать: Ты лучший . Потом я тут же забыл об этом (настолько мизерный, подумал я, шанс, что вы ответите).

В отчаянии от возможности увидеть Верхний полуостров — место, которое вы так много раз рисовали в моей голове, — я выбрал большую дорогу из Мичигана в Монтану. Я пересек пятимильный мост Макино, место, где озера Мичиган и Гурон встречаются подо мной в оттенке синего, характерном для глубоких вод, мои внутренности были зазубренными, как линия сосен на дальнем берегу.

Плывя по UP, одинокая и одинокая, я представляла, как ты рассказываешь мне. Она входит в бар, щурясь, пока ее зрачки не сливаются с темнотой. Харли знает, что она еще недостаточно взрослая, но все равно покупает ей пиво. Это была уловка, которую я использовал, когда мои путешествия оборачивались трудными временами, — я мечтал себе о твоем персонаже. Вместе мы прошли через Висконсин, Миннесоту, Дакоту, Вайоминг и (в последующие годы) Калифорнию, Аляску, Британскую Колумбию. И так далее.

Когда через месяц я получил ваше письмо, переправленное из Интерлокена в Индиану и Монтану, я сидел под красным кленом и, прежде чем вскрыть, начертил ваше имя на написанном от руки обратном адресе. Ты утверждал, что тебе нравятся мои стихи. Вы даже процитировали одну из моих строк: дышащий водой ребенок внутри каждого сна (чувство, вероятно, украдено у вас). Вы сказали, что Миссула хороший город, , так как через него протекает река . Вы вдохновили меня на работу над прозой, так как она привязывает меня к земле в погоне за стихотворением всей жизни.

Поэзия , ты уже научил меня из вторых рук, это язык, на котором говорила бы твоя душа, если бы ты мог научить свою душу говорить .

*

Я продолжал изливать свое сердце в стихи (что очень похоже на попытку выбросить сердце через закрытое окно) главным образом потому, что я не знал, как остановиться. Наконец-то мне удалось опубликовать несколько газелей в литературном журнале колледжа — ваш рецепт, которому я следовал до пятерки. Знакомый редактировал журнал и запросил представление после прочтения черновика в классе. Мне и в голову не пришло отправить его самому.

Газели были первым письмом, которое я показала мужчине, который станет моим мужем. Он читал их, пока я готовила нам ужин с жареным шпинатом (еще до того, как я поняла, как сильно он ненавидит шпинат). Он провел рукой по лицу и сказал: Черт возьми, ты умеешь писать. Я тоже его одурачил.

Вскоре мы поженились и переехали в Техас, чтобы я получил степень магистра художественной литературы — этот переход к прозе был вызван вашим советом. Этот переезд я рассматривал как необходимое, но временное переселение. У вас тоже была склонность к югу, но вскоре я узнал, что небольшой речной городок Сан-Маркос в Техасе — это совершенно другой вид, чем ваша Патагония, штат Нью-Мексико.

*

Во второе воскресенье в Техасе, когда мы пытались съесть плохую партию лосося, которую я приготовил слишком жарким вечером, мой отец позвонил и сказал мне, что мой единственный брат пропал. Двадцать девять лет. (Единственный человек, которого я обожал так же сильно, как я обожал своего воображаемого тебя, Джим. Он тоже читал все твои книги.)

Как и Есенин, он решил не оставаться.

Распахнувшись настежь, как небо на пустом листе, Я сделал единственное, что мог придумать: Я бросил твои Избранные и Новые стихи в рюкзаке и сел на самолет в Джорджию, где нужно было забрать тело моего брата.

И если бы моя сестра не погибла в автокатастрофе
и не была увезена индейцами
Мне было бы чем заняться:
пойти в горы и вернуть ее.

Плача от водки, но мучительно в здравом уме, я процитировал твои слова моей матери в четыре часа утра на травянистом холме в Афинах, как будто они могли ответить на вопрос, который для меня остается риторическим: Почему?

Вы потеряли брата и сестру, и это тоже сломало вас.

Миранда, у меня есть доказательство того, что когда люди умирают
они становятся птицами.

Я попал в мир после потери, к которому вы меня подготовили, мир, который одновременно ранит и бальзамирует. Я чувствовал приближение трагедии, как будто уловил ауру события, которое еще не произошло, но не менее неизбежно. Мой брат всегда убивал себя. Твоя сестра всегда была настроена на то роковое столкновение. Я всегда чувствовал себя ободранным деревом в февральском снегу.

Покажи мне хоть одну рану на земле, которую исцелила любовь.

У меня не было утешения, кроме твоих стихов, и я протаскал их через свои дни, загнутые и заляпанные кофе, как грязное детское одеяло.

*

Пока я жил вашей поэзией, я регулярно убегал и в вашу прозу. Я любил ваших персонажей за их аппетиты, удовольствия, дилеммы и сомнительные решения. Фермер — один из немногих романов, которые я перечитываю снова и снова. Когда я впервые столкнулся с этим в семнадцать лет, я был одновременно Иосифом (сорокатрехлетний учитель) и Кэтрин (его ученица в стиле Лолиты, моя ровесница). Населяя обоих персонажей таким образом, было создано идеальное эротическое чтение. (Как часто можно убежать от себя и одновременно трахнуть себя?) Хотя я нахожу повседневное отчаяние персонажей и появление давно мертвой собаки Джозефа одинаково убедительными.

Теперь, когда мне еще не исполнилось сорок три года, то, что я вижу в этих сценах, выходит за рамки сексуального. Я вижу человека, ошеломленного тем, что в лучшем случае он оказывается на полпути жизни, все еще эмоциональным подростком, переполненным желанием молодости, которое ноет, как сломанное ребро. А юная Кэтрин — девушка, настолько очарованная своими новыми сексуальными сверхспособностями, что использует их просто потому, что может, девушка, которая понятия не имеет, кто она и чего хочет.

Или, может быть, я проецирую себя подростка на ваше повествование вместе со мной почти сорокатрехлетнего возраста? Независимо от того. Это то, что вы делаете так хорошо: держите фокусные зеркала перед вашими читателями, чтобы они могли видеть себя в лицах воображаемых других. Мы можем прочитать ваши книги и сказать, Что за бред. Какой настоящий беспорядок , когда мы переворачиваем страницу, жаждущие следующей сцены.

*

Теперь я знаю, что вы не написали «Материнская забота», потому что вам нужно было сохранить реальность. Дальва покорила наши сердца, и Юлип тоже. Мужчина может написать женщину! — ворковали критики. Но не мать-матери. Ближе всего к вам подошла Клэр из «Женщина, освещенная светлячками» , которая бросает свою жизнь в пригороде ради кукурузных полей Айовы. Но тогда ее дочери было двадцать девять лет, то есть еще несколько лет до той материнской заботы, которая требуется для воспитания детей. Коричневый Пёс усыновил Берри (один из моих любимых персонажей) — десятилетнего ребёнка из числа коренных американцев, который страдал фетальным алкогольным синдромом. Но в основном дети приходили и уходили в ваших повествованиях, как лесные существа — непредсказуемые и самодостаточные, что заставляет меня думать, что ваша жена воспитывала ваших детей, в то время как вы возвращались к странице снова, снова и снова.

Когда мне было чуть больше двадцати, меня подстерегали горе, выпивка и аспирантская тоска, и животная часть меня подстегивала половое влечение до предела. Некоторое время я чувствовал себя героем одной из ваших книг. Но загвоздка для женщины вот в чем: секс приводит к детям. Младенцы ведут к материнству. А жизнь молодой матери настолько далека от вашей отступнической вселенной, насколько это вообще возможно.

Однажды ты сказал: Я птица, а не орнитолог , линию, которую я вырезал в кости и буду носить с собой до тех пор, пока несу что-нибудь. Орнитологом я не стал, но от полетов отказался. Я отдалась воспитанию детей, как вы погрузились в книги, выкладывая одну за другой с поразительной скоростью. В самые молодые годы я ходил с тяжестью есенинской веревки на шее, привязанной к двум прекрасным созданиям, созданным мной, существам, из-за которых кто-то вообще пытается писать стихи. Поэзия — это язык, на котором говорила бы ваша душа, если бы…

Тогда мой муж — писатель и читатель ваших произведений — сохранял уровень автономии, на который я не могла, между коликами и кормлением грудью. Он мог пойти выпить с друзьями по аспирантуре, упасть пьяным в гамак, проспать всю ночь под звездами и притащить домой извинения на рассвете, пока я, одна с лихорадкой от мастита, ждала, пока он отвезет меня к врачу за антибиотиками, которые мы Придется покупать в кредит.

В отличие от вас, я не мог записать свою болезнь. Я провел пять лет подряд в полусне и в полусне. В отличие от тебя, мои дни были прекрасной и мучительной серией болей в ушах, родов и первых шагов, груд белья и подгузников. Все это время взгляды моих кареглазых младенцев, кормящих грудью, задели во мне нерв, который течет глубже, чем любая река.

Как мог я умереть в седле, враг цивилизации , когда мои дни вращались вокруг воспитания двух диких детей?

Я так устал, Джим, и ничто из того, что ты написал, не подготовило меня к этому (хотя я понимаю, что это была не твоя работа). На самом деле, ничто за всю мою жизнь не подготовило меня к раннему материнству. Не восемь домашних морских свинок, два кролика, один хомяк, краб-отшельник, ящерица или приемная собака-волк. Ничего. Нет. Один. Вещь.

Но одно меня выручило. Письма, которые вы писали Есенину одной долгой, темной зимой, когда вы еще не были знамениты и богаты, но прикованы к дому с маленькими детьми, как и я. Красный халат моей годовалой дочери свисает с дверной ручки…

Много дней я не видел пути вперед, но продолжал идти, как ты. В конце концов, это ты научил меня оставаться.

*

Я должен упомянуть, конечно, единственный раз, когда мы встретились в этом воплощении, когда я была замужем и еще не стала матерью, много писала и надеялась на лучшее. По какой-то причине я помню, что носил свою любимую рубашку в то время, ту, которую я всегда хватал первой из кучи белья, пока ткань не изнашивалась и не пачкалась, и я отпускал ее. Я купил его в 2001 году, возвращаясь в Северный Мичиган на встречу выпускников, в комиссионном магазине в Траверс-Сити (еще одно место, где мы оба жили). Это было поло 80-х — белое хлопковое с выцветшими красными розетками.

Возможно, я так хорошо помню рубашку, потому что я знал, что когда я стоял в очереди, чтобы встретиться с вами в палатке для автографов возле здания Капитолия в Остине, я знал, что это был пиковый момент для меня. Хотя ты был больше земным, чем любой человек, которого я встречал, было трудно поверить, что тебя когда-нибудь можно будет привязать к одному времени и месту. Я подкрался — один маленький шажок за раз — с твоим последним романом в руке. Мой хороший друг стоял в очереди позади меня. В конце концов, это были ты и я.

Я дал тебе подписать свою книгу и слишком быстро рассказал о нашем общем друге — Майкле Дельпе — и о том, как ты любезно отвечал на полдюжины моих писем на протяжении многих лет. Вы кивнули так, что это могло означать Я помню, или Я слежу за тобой, или Когда она скажет мне свое имя ?

Вы просто загорелись, когда я упомянул мою подругу Эльку — не по годам развитую нордическую красавицу из Висконсина, которая поступила в ту же программу для выпускников, которая случайно провела с вами неделю в Северном Мичигане прошлым летом. Ты сказал красивая девушка , а продолжай писать, и Передай привет Дельпу, и, возможно, другие вещи, которые мой мозг не мог обработать, пока ты сидел там в день, который был более или менее похож на любой другой день для тебя, разговаривает со мной в моей рубашке из комиссионного магазина. Вы подписали мою книгу словами con amore и иллюстрацию вашего слепого левого глаза (тот, который смотрит в сторону, как будто заглядывает в другой мир, ведь вам было семь лет, и девочка сунула вам в лицо разбитую бутылку).

После этого мой друг, стоявший в очереди позади меня, сказал: Джим, кажется, очень увлечен тобой. Он назвал тебя красивой.

Я пытался объяснить, что ты имел в виду Элку, а не меня, и что меня это устраивает. Я не хотел быть вашей Кэтрин, хотя часть меня мечтала стать вашей ученицей (задача, которую я все равно взяла на себя, наедине с вашими книгами). Я был рад просто разделить с вами момент, по крайней мере. Или большинство. (Встречу можно подвести только к самый .)

*

Я отправил вам письмо в октябре 2015 года. Другой общий друг недавно ездил с вами на рыбалку, и он напомнил мне, что вы не молодеете, и что (в Монтане условия), вы жили чуть дальше по дороге. Я сказал вам, что вернулся в Миссулу, я надеялся, что навсегда, но что я проезжал через Ливингстон несколько раз в год, путешествуя в своем фургоне VW, и я был бы рад угостить вас обедом или выпить как-нибудь, если вы были игрой. (Мне пришлось заставить себя сказать последнюю часть, но какого черта. Почему бы и нет?)

Кажется, я не упомянула, что мой тринадцатилетний муж сам стал известным писателем и уехал на более зеленое пастбище (в Лос-Анджелес, если быть точным). Теперь я одна воспитывала двоих маленьких детей и тоже с трудом возвращалась к писательству. Но это были мои проблемы, мое дело. Я имею в виду, я никогда не слышал, чтобы ты жаловался.

В тот момент, когда я вытащил ваш ответ из почтового ящика и увидел напечатанный обратный адрес, я понял, что что-то изменилось. Внутри я нашел вежливое письмо, которое вы продиктовали своему секретарю, полностью напечатанное. Ты сказал, что рад, что я вернулся. Вы сказали удачи в написании. Тебе всегда нравилась Миссула, потому что в ней было так много баров.

*

За неделю до твоей смерти я впервые посетил Техас с тех пор, как уехал в 2010 году. Я взял с собой в самолет чтение твоей последней книги стихов — Поплавок мертвеца . Один из моих старых друзей (тоже ваш поклонник) бросил мне вызов выполнить данное десятилетие назад обещание сделать татуировки. Он хотел, чтобы некоторые из ваших слов были на его коже, и спросил мое мнение. Я процитировал свою любимую строчку в вашей новой книге: Без птиц я мертв.

Он набил его на предплечье поверх существующей татуировки пухлого малиновки. Я выбрал горный хребет на запястье. (Миссии — я уверен, вы их знаете.)

В следующее воскресенье была Пасха. Вернувшись домой в Миссулу, я вез детей домой с охоты за яйцами, когда мой друг из Техаса написал мне два слова: Джим ушел.

Я спросил его, что он имел в виду, хотя я знал. Остаток отпуска я провел, затаившись с твоими книгами, пытаясь осмыслить, как ты возвращаешься на землю.

И он хочет писать стихи, чтобы воскресить бога,
, чтобы поднять все погребенные вещи, глаза
, погребенные и сердце и мозг, до
двигать диким смехом в горле смерти.

Когда через несколько дней вышел ваш некролог, я был ошеломлен, обнаружив, что вы недавно овдовели и что Линда, ваша пятидесятипятилетняя жена, умерла меньше года назад, в октябре месяце, когда я последний написал вам. Люди утверждали, что ты был убит горем, когда она умерла, и не мог оставаться здесь без нее.

Хотя я предполагал, что вы давно развелись — одиноки в этом мире — у вас были первичные отношения, которые длились дольше, чем моя жизнь. Теперь ваша история приобрела более практический смысл, и мне сразу же захотелось узнать историю Линды. Воспитание детей. Частная жизнь жила рядом с публичным человеком. Мне было интересно, что она чувствовала, когда вы строили книгу за книгой на ее основе. Ваша жена, я думаю, должна была быть тихой необыкновенной личностью.

*

Более того, я здесь, чтобы рассказать вам о вашей смерти, потому что я знаю, что вы задавались вопросом, когда были живы.

С чем я умру в руке?
Кисть (для дома), M15
молоток или топор, книга и молоток
подсвечник
на цыпочках наверх.

Ручка, Джим. Ты умер в седле, посреди стихотворения в Ливингстоне, с пером в руке. Какая смерть. Жизнь. Победа для вас и для всех нас, охваченных вашим течением. Какая дикая и чудная езда вместо короткой яркой прогулки, какой могла бы быть, как ваш Есенин или моя Плат, — огни сами погасли, оставив всех нас в изумлении, а если?

Мы все меняем свое мнение Берриман сказал в Миннесоте, на полпути вниз по реке.

Спасибо за то, что оставались так долго, как могли, и за то, что дали мне карту, чтобы ориентироваться на славной земле в те темные дни, когда я предпочел бы быть в другом месте, чтобы я мог быть здесь сейчас, пальцы на клавиатуре (потому что вот как я это делаю), со стопкой твоих книг высотой с мою дочь и листьями за моим окном, поющими свою предсмертную песню яркими красками, так долго я писал тебе это простое последнее письмо.

***

Библиография:
Харрисон, Джим. Поплавок мертвеца .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *