Современная литература 21 века: Современная литература

Современная литература

Современная литература
(XXI век)


Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной лите­ратуры», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, на­писанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века.
Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии. Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литера­турный процесс характеризует сосуществование различных направлений.

Одним из самых интересных культурных явлений второй поло­вины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов.

Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разру­шение любых мифологий.
Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодер­низм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодернисты обращаются к условности, нарочитой литературности в созда­ваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и ли­тературных эпох.
«В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа», — главным становится не потребле­ние материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью». Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура аван­гарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные про­явления господствующего соцреализма.

В развитии постмодерниз­ма в русской литературе условно можно выделить три периода: Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Не­красов, Л. Рубинштейн и др.) 70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через под­полье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Киби­ров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.) Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произве­дениям постмодернизма можно отнести следующие произведения:
«Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофее­ва, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота,
или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation Р» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик»
Д. Галковского, «Искренний художник», «Глокая Куздра», «Я — не я» А.
Слаповского, «Коронация» Б. Акунина и др.
В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.
В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натурализма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Е. Носова «Тепа», «Покормите птиц», «Сронилось колечко», В. Белова «Душа бессмертна», В. Распутина «В больнице», «Изба», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», Б. Екимова «Пиночет», А. Кима «Отец-Лeс», С. Каледина «Стройбат», Г. Владимова «Генерал и его армия», О. Ермакова «Знак зверя», А. Проханова «Дерево в центре Кабула», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген» и др.

С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое явление, которое получило определение постреализма. В основе постреализма лежит универсально понимаемый принцип относитель­ности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, — определенная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу ли­тературное направление со своими стилевыми и жанровыми пред­почтениями.

В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рассказы,
повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом» Ф. Горенщтейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров со­баки» О.
Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сун­дучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса.

Кроме того, в современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в. Обращение к мифу и его трансформации

(В. Орлов, А. Ким, А. Слаповский, В. Сорокин, Ф. Искандер, Т. Толстая, Л. Улицкая, Аксенов и др.) Наследие деревенской прозы (Е. Носов, В. Белов, В. Распутин, Б. Екимов и др.)
Военная тема (В. Астафьев, Г. Владимов, О. Ермаков, Маканин, А. Проханов и др.) Тема фэнтази (М. Семенова, С. Лукьяненко, М. Успенский, Вяч. Рыбаков, А Лазарчук, Э. Геворкян, А. Громов, Ю. Латынина и др.) Современные мемуары (Е. Габрилович, К. Ваншенкин, А. Рыбаков, Д. Самойлов, Д. Добышев, Л. Разгон, Е. Гинзбург, А. Найман, В. Кравченко, С. Гандлевский и др.) Расцвет детектива (А. Маринина, II. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин, Л. Юзефович и др.)

Расул Гамзатов сказал: «Для того чтобы узнать самих себя – нужна книга. Для того чтобы узнать других, нужна книга! Народ без книги похож на человека с завязанными глазами: он не видит мира. Народ без книги похож на человека без зеркала: ему нельзя увидеть свое лицо».

Писатель в России на протяжении последних двух столетий традиционно оказывался больше чем писатель. Авторы литературных произведений становились «властителями дум». В 90-х годах читали в России мало, книжный бизнес не процветал. Дело вовсе не в том, что люди были заняты выживанием, а на высокое не хватало времени.

Серьезные книги в те годы все-таки писались и, пусть небольшими тиражами, но до читателя доходили. Причина в том, что не было мощной пиаровской машины, которая есть сейчас не было механизма делания имен. Премии не играли особенной роли. Они не стали еще способом коммерческой раскрутки.

А в начале XXI века российский книжный рынок по темпам развития уже не имеет себе равных. В 2004 г. было выпущено более 850 млн. единиц книг на полторы сотни миллионов жителей России, включая грудных младенцев, пожилых людей, которые уже не хотят или не могут читать.

Сегодня в России своего рода бум художественной литературы. Перед каждым целая палитра авторов и жанров. Либо это русская классика. Имена Толстого, Чехова, Достоевского многое говорят читателям в самых разных точках нашей планеты.

Сегодня возвращается интерес к советской литературе. Он связан с тем, что от Советского Союза больше нет. Молодежь черпает из книг знания о стране, в которой жили их отцы и деды. Да и отличает советскую литературу от большинства современных книг то, что в нее вложена душа. Вспомните, как раньше «гонялись» за произведениями Семенова, Распутина, Войновича.

Теперь их переиздают и можно спокойно прочесть.

Сейчас в России существует множество литературных премий, и каждый раз жюри бывает трудно выбрать лауреатов из множества в высшей степени достойных претендентов. Перечень писателей, осуществивших в 90 – е гг. XX в. эстетический прорыв в литературе, достаточно широк и не безусловен.
Среди них Владимир Маканин, Людмила Улицкая, Владимир Шаров, Анатолий Азольский, Татьяна Толстая. Неповторимые личности творят неповторимую литературу, в конечном счете это именно то, что было всегда характерно для живой и свободной русской литературы.

Правда, есть и другая сторона этого явления — сегодня у каждого серьезного писателя настолько узкий круг читателей, людей, по-настоящему ценящих его, и эта ситуация для России крайне нетипична. Зато широкий размах получила массовая литература, в которой все делается не на самом высоком уровне.


Писатели XXI века и их произведения: список книг для чтения

Книжные обозреватели нашего портала составили шорт-лист из нескольких десятков произведений писателей XXI века, по которым можно получить представление о современной литературе России и мира. Он создан на основе трех авторитетных книжных списков: 100 лучших книг XXI столетия от знаменитой английской газеты The Guardian, 100 главных русских книг нашего века по версии образовательного проекта «Полка» и подборки лучших детских книг от портала «Мел». Если хотите знать, о чем сейчас думают и пишут, — идите по списку!

Зарубежные писатели XXI века

На исходе второго десятилетия XXI века британское издание The Guardian составило список 100 лучших произведений современной литературы. В расчет брались только тексты, изданные после 2000 года, при этом абсолютно не важно, на каком языке они написаны и в какой стране проживает автор, — главное, чтобы у книги был перевод на английский. Получившийся хит-парад вышел довольно разнородным, но тем он и интересен. Интеллектуальная проза соседствует здесь с остросюжетными детективами, а романы из Африки окружены творениями англоязычных авторов. Надо отдать составителям должное: отобранные зарубежные писатели XXI века и их произведения действительно прекрасно отображают современный литпроцесс во всей его полноте.

«Аустерлиц», Винфрид Георг Зебальд

Одна из важных форм современной литературы — роман о «путешествиях памяти». Точкой отсчета для таких текстов принято считать вышедший в 2001 году «Аустерлиц» Винфрида Георга Зебальда. Главный герой этого произведения Жак Аустерлиц потратил жизнь на изучение устройства крепостей и замков, но однажды понял, что абсолютно ничего не знает ни о себе самом, ни о собственном прошлом. Его путешествие по Европе в поисках своих корней одновременно стало и путешествием по истории XX века.

«Девушка с татуировкой дракона», Стиг Ларссон

Кажется, что скандинавский нуар существовал всегда, настолько сложно представить детективную прозу без Харри Холле и Микаэля Блумквиста. Однако первая книга трилогии Стига Ларссона «Миллениум» появилась на свет только в 2005 году. Следующие несколько лет читатели со всего мира с замиранием сердца следили за судьбой девушки с татуировкой дракона Лисбет Саландер, а писатели из Северной Европы раз за разом пытались повторить успех этого довольно жестокого шведского детектива.

«Половина желтого солнца», Чимаманда Нгози Адичи

После выхода в 2006 году книги «Половина желтого солнца» начинающую писательницу Чимаманду Нгози Адичи провозгласили голосом африканской литературы. Действие романа разворачивается в Нигерии во времена гражданской войны 1967-1970 годов, когда на свет появилось новое независимое государство Биафра. Яркий политический конфликт и личные истории людей, оказавшихся втянутыми в военное противостояние, увлекают читателя с первой же страницы. Адичи с легкостью показывает, что в любой литературной экзотике найдется место универсальным проблемам бытия.

«Моя гениальная подруга», Элена Ферранте

Современная литература постепенно отказывается от того, чтобы делить жанры на низкие и высокие. Элементы интеллектуальной и массовой прозы вполне могут сочетаться в равных пропорциях в одном произведении, и прекрасный тому пример — «Неаполитанский квартет» Элены Ферранте. История дружбы и взросления двух девочек из рабочего квартала Неаполя одновременно и отсылает к сериальному «мылу» со всеми его карамельными страстями, и с документальной точностью отражает, как менялось понимание места женщины в итальянском обществе второй половины XX века.

«Время секонд-хэнд», Светлана Алексиевич

За два года до того, как белорусская писательница Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе, а мировое сообщество признало жанр документального романа, вышла ее шестая и на данный момент последняя книга «Время секонд-хэнд», в которой из русскоязычного многоголосья складывается история распада СССР. Врачи, солдаты, официантки и бывшие кремлевские аппаратчики рассказывают о своем опыте проживания конца эпохи. Читать их документальные свидетельства не менее увлекательно, чем остросюжетную художественную прозу.

«Прощание», Карл Уве Кнаусгор

Романный цикл норвежского писателя Карла Уве Кнаусгора «Моя борьба» в 2009 подарил жанру автофикшн второе рождение. На страницах шести книг серии Кнаусгор буквально исповедуется перед читателем, посвящая во все свои тайны. Взросление, первый сексуальный опыт, развод родителей, смерть отца — ничто не ускользает от рассказчика в попытке нарисовать полнокровный портрет собственной жизни.

«Нормальные люди» Салли Руни

В 2018 году «Нормальные люди» Салли Руни заставили весь мир говорить о таком явлении как «миллениальский роман». Сюжет этой книги — нехитрая история любви двух молодых и довольно травмированных людей, которым плохо вместе и абсолютно невыносимо врозь. Руни облегчила язык художественной прозы, сфокусировалась на беспорядочности жизни своих героев и приметах времени, благодаря чему заработала звание «Сэлинджера для миллениалов».


Что еще почитать? «Бруклин» Колма Тойбина, «Истинная история шайки Келли» Питера Кэри, «Бесконечные дни» Себастьяна Барри, «Веди свой плуг по костям мертвецов» Ольги Токарчук, «Персеполис» Маржан Сатрапи.

Американские писатели XXI века

Современная литература США во многом продолжает традиции двадцатого столетия. Американские писатели XXI века по-прежнему остаются в истории в первую очередь как авторы «большого американского романа». Да и читатели, несмотря на все разговоры об «усталости от крупной прозы», все также не прочь с головой окунуться в масштабное повествование, рассказывающее о жизненном пути интересного героя.

«Поправки», Джонатан Франзен

В 2001 году Джонатан Франзен написал образцовый семейный роман двадцать первого века — «Поправки». Его герои Ламберты — типичные представители среднего класса, каждый со своими особенностями, конфликтами и заморочками. Это абсолютно не мешает им одновременно любить и ненавидеть своих близких, собираться вместе за рождественским столом, говорить о политике и беспокоиться о будущем.

«Заговор против Америки», Филип Рот

За тринадцать лет до прихода к власти Дональда Трампа Филип Рот в своем «Заговоре против Америки» успел поразмышлять о том, что будет, если на президентских выборах выиграет «не тот» кандидат. По сюжету тридцать третьим президентом США стал не Франклин Рузвельт, а симпатизировавший третьему рейху Чарльз Линдберг. Социальный раскол, антисемитизм и радикализация общества не заставили себя долго ждать.

«Маленькая жизнь», Ханья Янагихара

После того, как читатели со всего мира познакомились с трагической историей юриста Джуда и его друзей, «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары стала главной книгой о психотравме — вероятно, благодаря своей жесткой честности. В отличие от предшественников, писательница не транслирует идеи о том, что время лечит, а боль и страдания когда-нибудь проходят. Напротив, Янагихара доходчиво объяснила, что происходит с человеком, который не может пережить опыт насилия и двигаться дальше.

«Исчезнувшая», Гиллиан Флинн

Успех триллера «Исчезнувшая» в 2012 году превратил Гиллиан Флинн в королеву остросюжетной прозы. Эта история исчезновения образцово-показательной жены и дочери содержит все для увлекательного сюжета: ненадежные рассказчики, токсичные отношения и сюжетные твисты сыплются на читателя как из рога изобилия. Неудивительно, что за экранизацию романа Флинн взялся сам Дэвид Финчер и получившаяся картина быстро завоевала статус культовой.

 «Святой папочка», Патриция Локвуд

Путь в большую литературу Патриция Локвуд начала со своих постов в блог и публикации написанных в студенчестве стихотворений. Однако первой ее по-настоящему заметной работой стали изданные в 2017 году мемуары «Святой папочка». В них Локвуд честно и не без иронии описала опыт проживания в одном доме с родителями в то время, пока ее муж восстанавливался после операции. Изюминка этой истории в том, что отец Патриции — Грег Локвуд — католический священник с необычными для людей своего сана хобби: он играет на электрогитаре и питает страсть к спортивным автомобилям.


Что еще почитать? «Дорога» Кормака Маккарти, «Десятое декабря» Джорджа Сондерса, «Приключения Кавалера и Клея» Майкла Шейбона, «Аргонавты» Мэгги Нельсон, «Зачем быть счастливой, если можно быть нормальной?» Джанет Уинтерсон.

Английские писатели XXI века

Литературная традиция Великобритании имеет глубокие корни и огромное количество поклонников по всему миру. Английские писатели XXI века и их произведения до сих стоят особняком по отношению к другим англоязычным авторам и текстам. Тонкий юмор, увлеченность историей и социальной проблематикой заметно отличают художественные тексты с туманного Альбиона от литературы других стран.

«Волчий зал», Хилари Мантел

За свою трилогию о Томасе Кромвеле писательница Хилари Мантел удостоилась двух Букеровских премий. Романы «Волчий зал», «Введите обвиняемых» и «Зеркало и свет» навсегда изменили представление об исторической прозе. Скупое количество фактов о жизни Кромвеля Мантел разбавила вполне правдоподобной выдумкой, а плоских персонажей со страниц учебников превратила в сложные и противоречивые образы.

«Осень», Али Смит

Серию книг «Сезонный квартет» англичанка Али Смит начала в 2016 году с романа «Осень», в котором отразила актуальные перемены в современном мире на фоне циклических изменений природы. Разделивший британское общество Брекзит, социальные неурядицы и захватывающая страну бюрократия кажутся героям книги предвестниками конца света, но Смит убедительно показывает, что в масштабе вечности важно совсем другое.

«Не отпускай меня», Кадзуо Исигуро

Пожалуй, самый британский из всех современных авторов — рожденный в Японии Кадзуо Исигуро. Одним из главных мотивов его произведений уже много лет является вопрос: что делает человека человеком? Именно на него он попытался ответить в своей меланхолической антиутопии о клонировании и донорстве органов, а на самом деле о любви и доброте «Не отпускай меня». Получилось одновременно и сдержано, и очень пронзительно.

«Ночная стража», Терри Пратчетт

Цикл Терри Пратчетта «Плоский мир» многие читатели и критики называют вершиной мирового фэнтези. Это одновременно и пародия на популярные произведения жанра, и сатира на реальный мир XXI века. «Ночная стража» — двадцать девятая книга серии, смешная, жестокая и, возможно, лучшая во всем творчестве Пратчетта.

«Молоко матери» Эдвард Сент-Обин

Серия книг Эдварда Сент-Обина о Патрике Мелроузе вобрала в себя все лучшее и сложное, что есть в английской литературе. «Молоко матери» — третий роман цикла, в котором обзаведшийся женой и детьми бывший наркоман с поломанной в детстве психикой приезжает проведать тяжело больную мать. У героя вновь случается срыв, а Сент-Обин в очередной раз демонстрирует свое умение балансировать на тонкой грани между смешным и страшным.


Что еще почитать? «Облачный атлас» Дэвида Митчелла, «Безмолвие девушек» Пэт Баркер, «Белые зубы» Зэди Смит, «Транзит» Рейчел Каск, «Искупление» Иэна Макьюэна.

Русские писатели XXI века

Идею The Guardian — составить перечень главных авторов нового столетия — в России подхватил образовательный проект «Полка». Пригласив более сотни экспертов, среди которых известные писатели, поэты, журналисты, критики и литературоведы, «Полка» составила свой список, куда вошли лучшие русские писатели XXI века и их произведения.

«Дом, в котором…», Мариам Петросян

Главный эскапистский роман современной России — многостраничный «Дом, в котором…» Мариам Петросян. В этой истории об обитателях очень своеобразного интерната для детей-инвалидов практически нет событий, однако Петросян удалось создать настолько самобытный художественный мир, что читатели всех возрастов рады оставаться в нем как можно дольше.

«Географ глобус пропил», Алексей Иванов

В список «Полки» вошли сразу четыре книги Алексея Иванова, настолько разнородно творчество автора. «Географ глобус пропил» — пожалуй, самое реалистичное и жизненное из его произведений. Это роман о пермском учителе географии, который всего-то и хочет, что жить по совести, однако с его характером в нашем мире это оказывается не так-то просто осуществить.

«Зулейха открывает глаза», Гузель Яхина

Одна из самых народных книг современной российской литературы — «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной. Жизнеутверждающая история девушки из татарской глубинки, прошедшей все ужасы раскулачивания и сибирской ссылки, так полюбилась русскому читателю, что на долгие годы возглавила книжные продажи в стране, став нашим главным бестселлером.

 «Петровы в гриппе и вокруг него», Алексей Сальников

В 2017 году уральский поэт Алексей Сальников буквально взорвал российскую литературу своим романом «Петровы в гриппе и вокруг него». История автослесаря, библиотекарши и их сына-школьника, болеющих гриппом накануне Нового года, стала энциклопедией русской жизни нашего времени. Теории о том, что в этом романе действительно происходит с героями, а что — лишь простудные галлюцинации, появляются до сих пор, заставляя поклонников перечитывать книгу и спорить о ней.

«Лавр», Евгений Водолазкин

Специалист по агиографии написал житие, и оно стало народным бестселлером. Это не фантазия ученого с кафедры древнерусской литературы, а реальность: именно так в 2012 году произошло с романом «Лавр» Евгения Водолазкина. Использовав житийный канон и идею бытия вне времени, писатель создал нечто совершенно новое и неповторимое. Его герой — средневековый травник Арсений, ступивший на путь святости, — навсегда останется в истории русской прозы XXI столетия.


Что еще почитать? «Перевод с подстрочника» Евгения Чижова, «Кысь» Татьяны Толстой, «Июнь» Дмитрия Быкова, «Письмовник» Михаила Шишкина, «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой.

Современные детские писатели России

Большинство родителей покупают детям те книги, которые когда-то читали сами. Однако существуют и современные детские писатели, создающие яркие талантливые тексты. Ориентироваться в детской прозе непросто, но и здесь есть свой навигатор — издание «Мел». Портал регулярно составляет подборки и рекомендательные списки хороших детских книг российских и зарубежных авторов. Для создания этого материала мы воспользовались списком лучших детских книг XXI века по версии самих писателей.

«Сахарный ребенок», Ольга Громова

«Сахарный ребенок» Ольги Громовой — это главная книга о сталинских репрессиях для среднего школьного возраста. Главной героине — советской девочке Эле — не повезло: в тридцатых годах ее отца признали врагом народа, а их с матерью отправили в ссылку в Киргизию. Эле придется пережить голод, войну и дискриминацию, но она найдет внутренние силы, чтобы не пасть духом и не забыть, что такое любовь, свобода и чувство собственного достоинства.

«Я не тормоз», Нина Дашевская

Повесть Нины Дашевской «Я не тормоз» (тоже для средних и старших школьников) — удачная попытка залезть в голову гиперактивного ребенка. Ее герой Игнат привык жить на бегу: со скоростью света мимо него проносится окружающий мир, когда мальчик мчит на самокате или роликах. Но только Игнат решает остановиться, мир удивительным образом меняется.

«Конец света», Наталья Евдокимова

«Конец света» Натальи Евдокимовой покупают те осознанные взрослые, которые считают, что жанр антиутопии должен быть знаком ребенку с младых ногтей. История друзей Носа и Фета разворачивается в сказочно-сюрреалистическом мире после конца света, который к тому же ожидает очередной Апокалипсис. Несмотря на такие вводные, книга Евдокимовой вышла вовсе не мрачная, а наоборот — светлая и добрая.

«Дети ворона», Юлия Яковлева

В цикле Юлии Яковлевой «Ленинградские сказки» вышло уже пять книг, но самой большой популярностью до сих пор пользуется первая — «Дети ворона». Это роман-сказка о сталинских репрессиях. Шурка и Таня теряют родителей и младшего брата — по словам соседей по коммуналке, их унес ворон. Все что остается ребятам, отправиться в холодный мрачный не-Ленинград в поиске своих родных.


Что еще почитать? «Мороженое в вафельных стаканчиках» Марии Ботевой, «История старой квартиры» Александра Литвина и Анны Десницкой, «Большая маленькая девочка» Марии Бершадской, «Здравствуй, брат мой Бзоу» Евгения Рудашевского, цикл «Венисана» Линор Горалик.

Надеемся, теперь мир современной литературы стал для вас чуть более понятным, а список прочтения пополнился новыми именами и текстами.


Читайте «Литературно» в Telegram


Это тоже интересно: 

«Чагин» Евгения Водолазкина: фрагмент нового романа


По вопросам сотрудничества пишите на [email protected]

Издательство Университета Дьюка — Современный роман: воображая двадцать первый век

Авторы

Введение: временное определение настоящего

Бьюз, Т.

Долгое ожидание: своевременные секреты современного детективного романа 0002 Мартин Т.

Что значит читать как детектив? В то время как критики уже давно рассматривают детективный роман как модель герменевтической подозрительности (знакомые пространственные бинарные пары поверхность/глубина, скрытое/открытое), в этом эссе предполагается, что в детективной работе есть что-то более своевременное. Недавние детективные романы, такие как «9» Майкла Шейбона.0019 Идишский полицейский союз и Священные игры Викрама Чандры требуют от нас переоценки временных аспектов ожидания, отсрочки и разочарования, которые традиционно формировали жанр. Эти тексты предполагают, что детективная фантастика заставляет нас ждать. Таким образом, обнаружение — это не позиция подозрения или закон откровения, а процесс, который проливает свет на то, что значит быть подчиненным времени. В конечном счете, я утверждаю, что фигура ожидания описывает не только повествовательное время неудовлетворенных ожиданий, но и опыт нашей самой своевременной исторической категории: самого современника. Не пролептическое и не периодизируемое, современное можно наиболее точно описать как ожидание. Долгое ожидание современного детективного романа показывает нам, как акт чтения укоренен во временах, составляющих наше настоящее, и отражает их.

Когнитивные исследования: проблемы квалиа и стиля в современном нейроновелле . Новые технологии сканирования мозга предоставили возможность картирования нейронных коррелятов сознания, тем самым предлагая полное, материалистическое описание разума. В этой статье утверждается, что зарождающийся поджанр современной художественной литературы формально интегрировал и критически оценил эти дискурсы разума. «Нейрономаны» Иэна Макьюэна, Дэвида Лоджа и других специально обращались к «объяснительному разрыву» между описаниями нейронауки от третьего лица и взглядом на сознательный опыт от первого лица — разрыву, который некоторые философы разума считают неустранимым. препятствие любому полному научному объяснению сознания. Романы, такие как «9 Макьюэна»0019 Enduring Love (1998) и Thinks . .. (2002) Лоджа превращают эту проблему квалиа в формальную проблему стиля повествования. Наконец, эта статья показывает, что такие концептуальные трансакции между когнитивной наукой и современной литературой развиваются в обоих направлениях. В то время как недавняя художественная литература объединила дискурсы и проблемы, поставленные наукой о мозге, нейробиологи использовали повествовательные методы экспериментальной литературы, чтобы представить свои развивающиеся теории сознания.

К скромной критике: суббота Иэна Макьюэна

Танцор, Т.

В этом эссе утверждается, что критика эпистемологической нескромности находится в центре литературного проекта Яна Макьюэна. Его художественная литература драматизирует опасные и трагические последствия наделения собственных интерпретационных рамок уверенностью и авторитетом, которых они не гарантируют. Например, Enduring Love, Joe Rose, Atonement, , Briony Tallis и Solars, Michael Beard, терпят неудачу не потому, что они полагаются на свои фундаментальные убеждения о мире, а потому, что они не видят, что эти убеждения столь же спорны и спорны. неопределенны, как и взгляды, которые они отвергают. Их «нескромность» заключается в силе и силе принуждения, которую они видят в своих взглядах. Работа Макьюэна находит формы этой нескромности не только в религиозных или политических идеалах, но и в науке.

Лицензионные и дочерние права

Литературные темы 21 века

ЭШЛИ УОЛТОН
КЛАСС

… Purestock/Purestock/Getty Images

Современные писатели, которые часто черпают вдохновение и идеи у писателей раньше, чем писатели сознательно их. В результате многие произведения литературы 21-го века обращаются к событиям, движениям и литературе прошлого, чтобы придать смысл настоящему. Кроме того, технологические достижения 21 века побудили других писателей гипотетически писать о будущем, обычно для того, чтобы прокомментировать настоящее и вызвать самоанализ.

Исследуйте эту статью

  • Идентификация
  • ИСТОРИЯ И МОМЕНТА
  • Технология
  • Интертекстуальность

1 Идентификация

с растущими глобализациями, межсексуалами и больными. стала популярной темой в литературе 21 века. В мире, который теперь может обмениваться идеями быстрее, чем когда-либо прежде, через Интернет и другие технологические достижения, люди имеют относительно больше свободы черпать информацию из множества культур и философий и подвергать сомнению концепцию себя и ее связь с телом, мозгом. и «душа». Например, Сэм Клей в «Удивительных приключениях Кавалера и Клея» Майкла Шейбона изо всех сил пытается смириться со своей гомосексуальностью. Роман, рассказывающий о молодых соавторах комиксов во время Второй мировой войны, получил Пулитцеровскую премию за художественную литературу в 2001 году. В своей книге 2008 года «Неверная» Аяан Хирси Али стала феминистским голосом за права подвергшихся насилию мусульманских женщин и религиозных свобода.

2 История и память

Поскольку современные читатели могут оглянуться на историю и увидеть, как история по-разному изображалась для разных аудиторий, история и память стали темами литературы 21 века. Часто современная литература исследует понятие множественности истины и признает, что история фильтруется через человеческую точку зрения и опыт. Например, «Марш» Э.Л. Доктороу беллетризует, но все же изображает реалии знаменитого марша генерала Шермана во время Гражданской войны в США и то, как были убиты жители Юга, давая несколько иную точку зрения на то, как обычно изображается Север.

3 Технологии

Сегодня технологии более интегрированы в жизнь людей, чем когда-либо прежде. Мечты о том, какими технологиями потенциально могут помочь людям стать, и опасения по поводу гибели человечества в результате технологий можно увидеть в литературе 21 века. С одной стороны, есть книги о биотехнологиях, помогающих людям с ограниченными возможностями, например «Человек-машина» Макса Барри. Кроме того, многие литературные произведения 21 века исследуют, что это значит, когда весь опыт человечества фильтруется с помощью технологий. Например, «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна показан футуристический мир, в котором каждый убегает от реальности, подключаясь к виртуальной утопии.

4 Интертекстуальность

В постмодернистском стиле многие современные писатели признают произведение одним из многих на протяжении всей истории. Таким образом, многие писатели намеренно включают признания, ссылки или параллели с другими произведениями художественной литературы, признавая их место в более широком разговоре, контексте и совокупности произведений. Некоторые интертекстуальные темы доходят до того, что высмеивают недостаток оригинальности произведения или клише, от которых оно, казалось бы, не может избавиться. Например, в «Короткой чудесной жизни Оскара Вао» Жюно Диаса текст ссылается на множество комиксов, фильмов и других книг для описания событий.

ссылки

  • 1 Преподавание литературы в 21 веке: почему романы имеют значение в век информации; Лиз Сейдж
  • 2 Университет Висконсина Милуоки: Центр исследований 21 века: Темы

Об авторе

Эшли Уолтон имеет степень магистра английского языка и преподавала различные курсы в Университете Бригама Янга, включая риторику в новых медиа и трансатлантической литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *