Слова про душу: Цитаты про душу | Высказывания и фразы о душе

Содержание

Фразеологизмы о душе

Автор: Дмитрий Сироткин

Представляю вам обзор фразеологизмов со словом душа.

Всего нашлось более 150 фразеологизмов.

Для удобства они сведены в 27 тематических групп, посвященных душевным невзгодам, нанесению душе вреда, хорошим и плохим людям, включенности в дело, переживаниям, радости, доверию, несчастью, желаемому, и многому другому. Приводятся значения фразеологизмов.

Фразеологизмы о душевных невзгодах

  • Душа заноет / ноет (о чувстве сильной тоски, грусти)
  • Душа кровью обливается (кто-либо испытывает сильные мучения, страдания)
  • Скребёт на душе (о чувстве тоски, тревоге)
  • Кошки скребут на душе (кому-либо очень грустно, тоскливо, тревожно) — кстати, фразеологизмы о кошках
  • Душа надрывается (кто-либо испытывает сильные душевные страдания)
  • Надрывать душу (вызывать сильные душевные страдания)
  • Душа болит (1.
    кто-либо испытывает беспокойство, страдания, тревогу; 2. кто-либо переживает за кого-либо; тревожится за что-нибудь)
  • Наболело на душе (стало особенно тягостным, мучительным для кого-либо что-либо)
  • Душа не на месте (кто-либо сильно страдает, встревожен)
  • Душа разрывается (кто-либо испытывает глубокую тоску, печаль, скорбь; очень тяжело переживает что-либо)
  • Крик души (1. то, что более всего волнует, беспокоит и т. п.; является причиной страданий, волнений, забот; 2. высказывание, возглас, выражающие какие-либо наболевшие чувства, мысли о том, что особенно волнует, беспокоит)
  • Ад в душе (о смятённом состоянии кого-либо)
  • Память души (то, что глубоко прочувствовано кем-либо, тяжело пережито) — кстати, фразеологизмы о памяти

Фразеологизмы о нанесении душе вреда

  • Выматывать душу (учить, всячески изводить кого-либо)
  • Плюнуть в душу (оскорблять самое дорогое для кого-либо, самое сокровенное в ком-либо)
  • Вынимать душу (истязать нравственно, мучить)
  • Растоптать душу (грубо унизить кого-либо)
  • Стоять над душой (мешать, надоедать своим долгим присутствием)
  • Влезать / лезть в душу (узнавать тайные мысли, чувства другого человека) — кстати, фразеологизмы с лезть
  • Без мыла в душу лезть (лестью, подобострастием, хитростью добиваться расположения, доверия у кого-либо)
  • Мотать душу на кулак (изводить, терзать кого-либо чем-либо) — кстати, фразеологизмы о руке и кулаке
  • Вытягивать всю душу (надоедать, досаждать, изводить чем-либо; угнетать кого-либо)
  • Вытрясти душу (измучить кого-либо угрозами, домогательствами и т. п.)
  • Висеть над душой (надоедать кому-либо)
  • Травить душу (преднамеренно или нечаянно делать больно кому-либо, касаясь в разговоре того, что неприятно собеседнику; расстраивать, причинять душевную боль)
  • Тянуть душу (постоянно или долго изводить, мучить кого-либо) — кстати, фразеологизмы с тянуть

Фразеологизмы о хорошем человеке

  • Святая душа (высоконравственный, чистый и непорочный, безупречный во всех отношениях человек)
  • Божья душа (православный, христианин)
  • Родственная душа (человек, близкий по духу, по убеждениям)
  • Артист в душе (человек, от природы одарённый способностями к перевоплощению)
  • Христианская душа (православный христианин)
  • Ангел души моей (в речевом этикете употребляется в ласковом обращении к кому-либо)
  • Открытая душа (искренний, прямой, доверчивый человек)
  • Добрая душа (отзывчивый, жалостливый, чуткий человек)
  • Широкая душа (о человеке, отличающемся большим размахом в деятельности, щедростью в проявлении чувств)
  • Живая душа (1. о человеке, животном; 2. отзывчивость, проявление участия, сочувствия)
  • Душа моя (в речевом этикете: вежливое, ласковое обращение к кому-либо)

Фразеологизмы о плохом человеке

  • Иродова душа (жестокий, скверный человек)
  • Собачья душа (скверный, грубый человек; хам) — кстати, фразеологизмы о собаке
  • Инженер человеческих душ (о писателе, педагоге, идеологически формирующем советского человека)
  • Чёрная душа (о человеке коварном, способном на низкие, предосудительные дела, поступки)
  • Бумажная душа (чинуша, бюрократ, формалист)
  • Чернильная душа (чиновник, бездушный бюрократ)
  • Заячья душа (о робком, трусливом человеке) — кстати, фразеологизмы о животных

См. также фразеологизмы о человеке

Фразеологизмы о включенности в дело

  • Положить душу (целиком, полностью отдаваться чему-либо; делать что-либо с увлечением, старанием, любовью)
  • Отводить душу (находить для себя утешение, разрядку, удовлетворение в чём-либо)
  • Вкладывать душу (делать что-либо с огромным энтузиазмом, интересом; полностью отдаваться чему-либо)
  • Поглощать всю душу (полностью увлекать, занимать, заполнять собою)
  • Класть душу и живот (целиком, полностью отдаваться чему-либо; делать что-либо с увлечением, старанием, любовью) — кстати, фразеологизмы о животе, груди и боках
  • Болеть душой (1. испытывать постоянную тревогу, беспокоясь о ком-либо, о чём-либо; 2. беспокоиться, страдать, переживать и т. п. за кого-либо, испытывать тревогу за что-либо)
  • Вдохнуть душу (оживить, возродить что-нибудь)

Кстати, фразеологизмы о работе и труде

Фразеологизмы о переживаниях

  • Брать за душу (глубоко волновать, тревожить)
  • Пронзать душу (кто-либо остро, мгновенно испытывает какое-либо чувство)
  • До глубины души (очень сильно (волновать, быть взволнованным))
  • Взяло за душу (проняло кого-либо)
  • Хватать за душу (глубоко волновать, тревожить, вызывая щемящую тоску, боль, радость)
  • Перевернуть всю душу (очень сильно взволновать, потрясти)
  • Врезаться в душу (крепко запомниться, запечатлеться)
  • Бередить / Разбередить душу (волновать, тревожить кого-либо; вызывать тяжёлые воспоминания)
  • Западать в душу (1. производя сильное впечатление, надолго запоминаться; 2. волновать, тревожить)
  • Пронять душу (произвести на кого-либо очень сильное впечатление)
  • Души не чаять (очень сильно, безгранично любить)

Фразеологизмы о радости и согласии

  • Душа на небе (кто-либо испытывает чувство величайшей радости)
  • Со спокойной душой (без тревоги, волнения)
  • Отдыхать душой (обретать душевный покой, гармонию чувств, настроений)
  • С лёгкой душой (бездумно)
  • Душа радуется (о приподнятом настроении, ощущении радости, счастья)
  • Отлегло на душе (кто-либо испытывает чувство облегчения, успокоения)
  • Воскреснуть душой (почувствовать восстановление, прилив сил; оживляться, выздоравливать)
  • Душа в душу (очень дружно, в полном согласии (жить))

Фразеологизмы о доверии

  • Распахнуть душу (чистосердечно рассказывать о себе всё; быть предельно откровенным с кем-либо)
  • По душам (совершенно откровенно, искренне, сердечно (поговорить))
  • Обнажить душу (откровенно и искренне рассказать кому-либо о себе, о своих мыслях, чувствах)
  • Раскрыть душу (откровенно рассказать о своих заветных, тайных мыслях, чувствах, переживаниях)
  • Открыть душу (ничего не утаивая, совершенно откровенно сообщить о своих переживаниях, чувствах, заветных мыслях)
  • Изливать душу (рассчитывая на сочувствие, откровенно рассказывать кому-либо о том, что волнует, беспокоит, наболело) — кстати, фразеологизмы из Библии
  • Растопить душу (смягчить, сделать добрее, чувствительнее кого-либо)
  • Выворачивать душу наизнанку (быть предельно откровенным с кем-либо, рассказывая о себе всё без утайки)
  • По душе (искренне, чистосердечно, откровенно)

Фразеологизмы о душевном бремени

  • Гора (лежит) на душе (о тягостном душевном состоянии, о тяжёлых заботах)
  • Лечь камнем на душу (о том, что крайне отягощает, обременяет кого-либо)
  • Тяжесть свалилась с души (наступило чувство облегчения при избавлении от того, что заботило, тяготило)
  • Словно бремя свалилось с души (наступило облегчение от того, что волновало, заботило)
  • Бремя спадёт с души (кто-либо почувствует облегчение при избавлении от того, что тяготило, заботило)
  • Как камень с души (о чувстве душевного облегчения, избавления от чего-либо гнетущего, тягостного, неприятного) — кстати, фразеологизмы про камень

Фразеологизмы о душевном устремлении

  • Всей душой (1. беспредельно, искренне; 2. очень сильно)
  • От полноты души (в состоянии избытка, прилива чувств) — кстати, фразеологизмы к слову полный
  • Всеми силами души (очень сильно, страстно (ненавидеть, презирать и т. п.)) — кстати, фразеологизмы с сила
  • Всеми фибрами души (очень сильно, страстно (ненавидеть, презирать кого-либо или что-либо; стремиться к чему-либо и т. п.))
  • За милую душу (с большим удовольствием)
  • Для души (для удовлетворения внутренних потребностей, интересов)
  • С душой (испытывая чувство расположения, влечения к кому-либо)
  • Душа лежит (о склонности, расположении к кому-либо или чему-либо)
  • Душа рвётся (кто-либо испытывает сильное, непреодолимое желание что-либо сделать; стремление к кому-либо или к чему-либо)
  • Душа тянется (кто-либо испытывает тягу, влечение к кому-либо или к чему-либо)

Фразеологизмы о несчастье

  • С души воротит (нет сил терпеть, невыносимо)
  • Растлевать свою душу (морально разлагаться, развращаться)

Фразеологизмы о желаемом

  • Чего душа пожелает (всё, что хочется; всё, что пожелает кто-либо)
  • Душа вон (выражение крайней необходимости, непреклонного, настойчивого требования (сделать что-либо))
  • Как душе /душеньке угодно (как хочется, по собственному усмотрению, желанию и т. п. (делать что-либо))
  • Что душе угодно (всё что хочется, что нравится)
  • Сколько душе угодно (вдоволь, без каких-либо ограничений, сколько хочешь)

Фразеологизмы о смерти

Кстати, фразеологизмы о смерти, жизни и рождении

Фразеологизмы о страхе

  • Душа на честном слове держится (о состоянии сильного страха, испуга)
  • Душа в пятках (о том, кто испытывает сильный страх, испуг)
  • Душа в пятки (кто-либо трусит, испытывает сильный страх)

Фразеологизмы о душевности

  • С открытой душой (искренне, с полным доверием; открыто)
  • Душа наизнанку (кто-либо не скрывает своих переживаний)
  • Чист душою (о нравственно безупречном, честном, бескорыстном человеке)
  • Душа на распашку (прямодушный, откровенный, чистосердечный человек)
  • От всей души (искренне)
  • Со всей душой (искренне, откровенно, без утайки, с симпатией)
  • По велению души (из самых добрых побуждений, совершенно искренне)
  • От души (искренне)

Фразеологизмы о душе и теле

  • Пока душа в теле держится (пока ещё жив, есть какие-то силы)
  • Еле-еле душа в теле (едва, чуть жив; очень слаб от болезни, усталости и т. п.)
  • Душа с телом расстаётся (о наступлении смерти)
  • Ни душой ни телом (нисколько, ничуть, совсем (не причастен к чему-либо, не виноват)) — кстати, фразеологизмы с ни ни
  • Душой и телом (совершенно; целиком и полностью)
  • Выколотить душу из тела (угрозами, побоями довести кого-либо до смерти)

Кстати, фразеологизмы о теле

Фразеологизмы с упоминанием бога

  • Побей бог мою душу (клянусь, уверяя в чём-либо)
  • Как бог на душу положит (как вздумается, захочется)
  • Бог её душу знает (никто не знает, неизвестно)
  • Отдать богу душу (умереть)
  • В бога душу мать (ругательство, выражающее чувство острого недовольства, обиды, раздражения, злобы, ожесточения)

Фразеологизмы о гибели души

  • Заложить свою душу (будучи предельно скупым, не останавливаться ни перед чем в стремлении разбогатеть, сохранить накопленное)
  • Без души (1. кто-либо недобрый, чёрствый, бездушный; 2. неувлечённо, неохотно (делать что-либо))
  • Убить душу (погубить духовные силы, качества человека)
  • Загубить свою душу (совершить непоправимый грех; испытывать угрызения совести, сознавая преступность своего поступка)
  • Кромешный ад на душе (мучительно тяжело кому-либо)

Фразеологизмы о неприятии

  • Душа не принимает (совсем, совершенно не хочется, нет желания (есть, пить))
  • Не по душе (что-либо очень не нравится)
  • Душу воротит (о том, что вызывает отвращение)
  • Душа не лежит (нет склонности, симпатии, интереса к кому-либо или к чему-либо)

Фразеологизмы о грехе

  • Хватить греха на душу (совершить предосудительный поступок)
  • Носить грех на душе (чувствовать вину за что-либо)
  • Брать грех на душу (1. отвечать за предосудительные поступки, действия; 2. поступать неправильно, совершать предосудительный поступок)

Фразеологизмы о понимании другого

  • Читать в душе (понимать душевное состояние кого-либо)
  • Заглянуть в душу (попытаться понять чьи-либо тайные, сокровенные мысли, чувства)

Бранные фразеологизмы со словом душа

  • Язви тебя в душу (выражение острой досады, негодования и т. п. )
  • Леший дери твою душу! (выражение возмущения, негодования, досады и т. п.) — кстати, бранные фразеологизмы

Фразеологизмы о бедности

  • Ничего за душой нет (1. беден, без достаточных средств; 2. о пустом, недобром человеке)
  • Ломаного гроша за душой нет (никаких денег нет в наличии у кого-либо)
  • Ни гроша за душой (совсем нет денег)

Фразеологизмы о никому и никого

  • Ни одна душа (никто)
  • Ни одной живой душе (никому)
  • Ни души (никого)
  • Держать на душе (хранить что-либо в тайне, никому не сообщать)

Фразеологизмы о вынашиваемом в душе

  • Таить в душе (держать что-либо в тайне; скрывать от других)
  • В глубине души (стайной верой, надеждой; подсознательно)
  • Носить в душе (скрывать, таить свои мысли, намерения) — кстати, фразеологизмы с носить

Прочие фразеологизмы о душе

  • Играть на струнах души (действовать на чувства, волновать) — кстати, фразеологизмы с играть
  • Кривить душой (поступать против совести, лицемерить, быть неискренним, намеренно говорить неправду)
  • На душе (в мыслях и в настроении у кого-либо)
  • За душой (в распоряжении кого-либо)
  • Прикипеть душой (надолго и сильно полюбить кого-либо или что-либо)
  • На пропой души (для выпивки)
  • Мёртвые души (несуществующие, придуманные люди для каких-либо махинаций, личных выгод)
  • В чём душа держится (очень хилый, слабый человек)
  • Вколачивать душу в пятки (истязать, обходиться с кем-либо жестоко, зверски)
  • Закрадываться в душу (непроизвольно появляться, возникать в сознании (о мыслях, чувствах))
  • По простоте душевной (по наивности, непредусмотрительности, недальновидности)
  • Из глубины души (глубоко (вздыхать))
  • В душе (по своим склонностям, по натуре)

Крылатые выражения поэтов и писателей о душе

  • Во всех ты, душенька, нарядах хороша! (И. Ф. Богданович, «Душенька»)
  • Две души живут в груди моей (И.В. Гете, «Фауст»)
  • Язык — душа народа (П.Ж. Беранже)
  • Ну теперь твоя душенька довольна? (А.С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке», см. крылатые выражения из сказок Пушкина)
  • Души высокие порывы (А.С. Пушкин, «К Чаадаеву», см. крылатые выражения Пушкина)
  • Но туда выносят волны только сильного душой (Н.М. Языков, «Пловец»)
  • Мёртвые души (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души», см. крылатые выражения из «Мёртвых душ»)
  • Не вынесла душа поэта (М.Ю. Лермонтов, «Смерть поэта», см. крылатые выражения Лермонтова)
  • О если б без слов сказаться душой было можно! (А.А. Фет, «Как мошки зарею…»)
  • Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет (Н.А. Некрасов, «Саша»)
  • Не без добрых душ на свете (Н.А. Некрасов, «Школьник»)
  • Наивная и страстная душа (Н.А. Некрасов, «Памяти приятеля», см. крылатые выражения Некрасова)
  • В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А. П. Чехов, «Дядя Ваня», см. крылатые выражения Чехова)
  • Инженеры человеческих душ (Ю.К. Олеша)
  • Душа обязана трудиться (Н.А. Заболоцкий, «Не позволяй душе лениться…»)

 

Как видим, фразеологизмы со словом душа выражают преимущественно крайние и полярные человеческие проявления (хороший – плохой человек, радость – несчастье, душевность – гибель души, доверие – неприятие, и т.д.).

Безусловно, семантическое поле фразеологизмов о душе оказалось шире, чем таковое фразеологизмов о сердце, хотя их семантические поля в определенной степени перекрывают друг друга.

При желании вы можете перейти к цитатам о душе или продолжить знакомство с обзорами фразеологизмов на Буридо:

 

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то я ведь только за! Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Цитаты со словом ДУША

Что такое талант? — Душа. Любовь для души любящего означает то же, что душа — для тела, которое она одухотворяет. Мудрость для души — то же, что здоровье для тела. Мы потому так непостоянны в дружбе, что трудно познать свойства души человека и легко познать свойства ума. Наслаждение — всякое ощущение, которое душа предпочитает лучше испытать, чем не испытывать. Мужчина не имеет права отдавать Богу душу в постели. Либо в бою, либо пуля в лоб. Душа рождается старой, но становится всё моложе. Это комедия жизни. Тело рождается молодым и стареет. И вот это — трагедия. Красота души растёт, чтоб обрести дар видеть бога («Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями») Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа. Те, кто видит различие между душой и телом, не имеют ни тела, ни души. Нет такой низкой души и такого варварского сердца, которые были бы совершенно не способны к какой-либо привязанности. Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает как начало возмездия. Невежество — лучшая в мире наука, ибо даётся без труда и не печалит душу. Никогда не перестану изумляться красоте моря. Глядя на него, я словно заглядываю к себе в душу, позволяя сознанию многое переосмыслить. Главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на которой держится душа, — это кошелек. Книга — чистейшая сущность человеческой души. Человек не может быть неисправимо плохим, если он хотя бы один раз от души смеялся. Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души посмеялись. Терпение совершенно необходимо деловому человеку, ведь многим гораздо важнее не заключить с вами сделку, а поговорить по душам. Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла. Бойтесь первого движения души, потому что оно, обыкновенно, самое благородное. Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. …зачем тебе душа, если ты не смеешь бросить ее в огонь, когда захочешь! Загляните в душу свою, и будет ли тогда день или ночь, вы найдете там кладбище. Маленькое, жадное, так много поглотившее. Героические души не имеют тела. Гордый ум всегда бывает умом мелочным; гордая душа — это душа возвышенная. Дурной вкус свидетельствует об ущербности души. Лесть никогда не исходит от великих душ, она — удел мелких душонок, умеющих становиться еще мельче, чтобы войти в жизненную сферу важной персоны, к которой они тяготеют. Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу. Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело в рабстве, но и душа его. Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление — это путь к очищению. После остаются лишь воспоминания о наслаждении и сладострастие раскаяния. Единственный способ отделаться от искушения — уступить ему. Есть три вида деспотов. Первый терроризирует тело. Второй терроризирует душу. Третий — в равной степени тело и душу. Первого зовут Князь, второго зовут Папа, третьего — Народ («Душа человека при социализме») Женская душа заключена в красоте, так же, как мужская — в силе. Если бы обе могли соединиться в одном человеке, мы получили бы идеал искусства, о каком люди мечтают с тех пор, как оно существует. Когда я получил Нобелевскую премию, единственная большая денежная выплата, которую мне пришлось увидеть, надо было что-то с ней делать. Простейшим способом скинуть эту «горячую картофелину» было инвестировать её, купить акции. Я знал, что приближается вторая мировая война и боялся, что если я буду иметь акции, которые будут расти в случае войны, то буду хотеть войны. Потому я попросил своего агента купить акции, которые в случае войны упадут. Он так и сделал. Я потерял свои деньги и сохранил душу.

Похожие цитаты:

Лирическая грусть очищает душу, то есть то, что люди называют душой, то, что, надеемся, вечное, языческое и модерное одновременно. Из-за тебя даже границы моего существа меня тяготят, моё тело и моя душа меня гнетут – единым с тобой существом хотел бы я стать. .. «…душа всегда стремится к свету! И в грешном теле ей все одно, что в клетке под замком..», — повесть «Антола» Искусство — это прежде всего состояние души. А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле. В Боге каждая душа будет видеть свою первую любовь, потому что Он и есть эта первая любовь. Счастье полезно для тела, а печаль развивает душу. Болезни и печали приходят и уходят, но суеверная душа не знает покоя. Страсть к познанию — вот источник высоких радостей, уготованных для благородных душ. В сердце женщины заключены ее душа и разум. «Совесть есть та глубина человеческой природы, на которой она соприкасается с Богом, где она получает весть от Бога и слышит голос Божий.» Спасение этого человеческого мира лежит ни где иначе, как в человеческом сердце, в способности человека размышлять, в человеческом смирении и в человеческом чувстве ответственности. Воображение — это глаза души. Есть любовь, которая вольно плавает по небу. Эта любовь согревает душу. А есть любовь, которая растворяется в повседневных делах. Эта любовь вносит тепло в семью. Человек обязан поддерживать и тело, и душу какой-либо работой. Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. И когда Сергей Петрович понял, что деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их и что люди всегда добивают того, кто уже ранен природой, — отчаяние погасило надежду, и мрак охватил душу. Для каждого человека есть возможность погружаться глубоко в себя и насыщать свой сознательный ум внутренним счастьем, тем безграничным разумом, что обитает в источнике мысли. Природа, в заботе о нашем счастии, не только разумно устроила органы нашего тела, но ещё подарила нам гордость, — видимо, для того, чтобы избавить нас от печального сознания нашего несовершенства. Не бойся Бога — бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий. Ад и рай находятся в твоей собственной душе. Вера, захватившая разум и душу — сильнее научной мысли. Смысл любви состоит в том, чтобы с трудом отыскать бабу, которая органически неспособна тебя полюбить, и бухнуть в неё всё: душу, мозг, здоровье, деньги, нервы. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, что зовутся совестью. Если у вас почти не осталось души и вам об этом известно, значит, душа у вас ещё есть. Скорбь, подобно радости, имеет свои пределы — такое у меня создалось впечатление. …Переступить пределы радости или скорби — великий грех, и уж тем более — сходить с ума от счастья или горя. Во имя добра и любви человек не должен позволить смерти овладеть его мыслями. Песня — душа народа. Загубишь песню — убьёшь душу. Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть, что она дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле. Доброе сердце прекраснее, чем все разумы мира, вместе взятые. Не могу понять людей, которые страшатся умереть. Я всегда смотрела на смерть как на избавление от земных страданий. даже если вечно будут мучить меня любовь, люди, устройство мира, я ни за что не откажусь от моего закона — радости. Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу. Если в жизни вообще есть смысл, то должен быть смысл и в страдании. Страдание — неотделимая часть жизни, как судьба и смерть. Без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. Живые борются… А живы только те, чьё сердце предано возвышенной мечте. Представьте, что у вас на руках только и есть что собственная судьба. Сидя на пороге материнской утробы, вы убиваете время — или время убивает вас. А вы все сидите и славословите то, что вне вашей досягаемости. Вне. Навеки. Для кого-то Бог на небе, а для кого-то в собственном сердце. И этот Бог в сердце не даёт опуститься ниже определенного человеческого уровня… Он не позволит ударить ногой собаку, обидеть старика, плохо относиться к родителям. .. Любовь должна не туманить, а освежать, не помрачать, а осветлять мысли, так как гнездиться она должна в сердце и в рассудке человека, а не служить только забавой для внешних чувств, порождающих одну только страсть. Человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто неизмеримо дороже собственной жизни.

Цитаты про душевную боль😿: со смыслом, в картинках

Автор Антон Усов На чтение 8 мин. Просмотров 180

Душевная боль – то, с чем приходится иметь дело каждому из нас. Терпеть ее сложно, но необходимо в первую очередь для того, чтобы стать сильнее, мудрее, получить важный опыт, который обязательно пригодится в будущем.

Пережить непростые минуты легче, если смотреть на неприятности по-философски. В этом могут помочь красивые цитаты, после прочтения которых вы почувствуете в себе силы двигаться дальше. Ознакомьтесь с самыми популярными высказываниями известных людей.

Никогда не делай маме больно, ведь с каждой слезинкой утекает минутка её драгоценной жизни…

Причинять людям боль – это особый талант. Лили Джеймс.

Первый человек, о котором ты думаешь утром и последний человек, о котором ты думаешь ночью — это или причина твоего счастья или причина твоей боли…

Чем спокойнее человек снаружи — тем больше боли у него внутри. Кевин Спейси.

Умей держать всю боль внутри. Людям плевать на твои чувства.

Столько лекарств в мире, а еще не придумали ничего, что снимает эту жуткую боль в душе. Крис Эванс.

Вбивая гвоздь в душу человека, помните,что, даже вытаскивая его своими извинениями, Вы всё равно оставляете там дыру.

Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно. Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.

Я знаю боль. Сначала тебе кажется, что сможешь вынести её, а на деле оказывается, что не можешь. И когда это происходит, ты либо находишь причины жить дальше, либо… Итак, когда вы перестанете испытывать боль, у вас появится желание жить. Доктор Хаус.

На самом деле любой человек причинит вам боль. Вы просто должны найти того, кто стоит ваших страданий. Боб Марли.

Лёгких ранений в любви не бывает: выживший — вечно от боли страдает.

Мы не можем избежать страданий в этом мире, но мы можем выбрать того кто причинит нам боль. Я своим выбором доволен, надеюсь, что она своим тоже… Фильм «Виноваты звезды».

Любые перемены сопровождаются болью. Если ты не чувствуешь боли, значит ничего не изменилось. Мэл Гибсон.

И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: «Спасибо, что живой». Высоцкий Владимир Семёнович.

Больно — сказало сердце. Забудешь — успокоило время. Но я буду иногда возвращаться — прошептала память.

Слишком больно было в последний раз, чтобы рискнуть снова. Януш Леон Вишневский. Молекулы эмоций.

А боль в душе, тем временем, стала привычной и родной…

Не нужно воспринимать боль как наказание или последствие, лучше посмотреть на нее, как на стимул что то поменять в своей жизни.

Самую сильную боль причиняет не враг, а тот, кто обещал всегда быть рядом…

Мне больно от иголки в сердце, которая убивает меня не спеша… никто меня не понимает и даже ты, моя душа…

Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких. Бабрий.

Душе израненной доброе слово — лекарство. Менандр.

Когда человеку становится совсем уж тяжело, он смотрит вокруг совершенно другими глазами, он замечает множество глупостей и нелепиц и либо смеется, либо впадает в сарказм. Ричард Матесон.

Душа болит. Станешь лечить — начинает болеть печень. Семён Т. Альтов.

Больно бывает не только от боли. Земфира Рамазанова.

Сердце разбито навсегда. Я брошена и одинока. Как вернуть силы и веру в себя? Найти успокоение, любовь.

У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия. Виссарион Белинский.

Когда на душе плохо и больно, важно быть понятым, найти отклик, услышать добрые, успокаивающие слова.

Человек не может двигаться вперед, если душу его разъедает боль воспоминаний. Маргарет Митчелл. Унесённые ветром.

Так как тело и дух наделены противоположными свойствами, то, чем сильнее первое, тем слабее второй. Жан Боден.

Меня так часто предавали, что я научилась видеть в человеке гнильцу с самой первой встречи.

Если нет счастья в душе, никакие блага не помогут его приобрести.

Боязливой и нетвердой бывает душа в невежестве, а не по сути.

Чтить сильных — дешевая услуга, настоящее величие души — оказывать помощь слабым. Петрарка Франческо.

Почему же мы вспоминаем о справедливости тогда, когда нам больно? Не тогда, когда мы причиняем боль, а когда нам причиняют боль… Борис Львович Васильев, «Суд да дело».

Жить — значит страдать, обмирая ли от счастья или каменея от горя, рыча от наслаждения или рыча от гнева, задыхаясь от нежности или бледнея от боли, но страдать, за себя или за других, ибо жизнь, лишенная страдания, превращается в способ существования белковых тел. Борис Львович Васильев.

Душа — не орган нашего тела… но её боль несоизмерима ни с чем…

Всё о слове ДУША

душа, души, вин. душу, мн. души, душам жен.

1. В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших.

2. В старой психологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

3. Внутренний, психический мир человека. «В душе росло внимание к человеку.» М.Горький. «Душа поэта встрепенется.» Пушкин. «А душу можно ль рассказать?» Лермонтов. «Душа стесняется лирическим волненьем.» Пушкин. Излить душу кому-нибудь.

4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. Человек с открытой душой. Низкая душа. Робкая душа. «И добрая душа продолжала рыдать о своем злополучном друге.» А.Тургенев. «Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах.» Лермонтов. Чернильная душа (см. чернильный).

5. Чувство, отзывчивость, пыл. Говорить с душой. Сколько души в его игре. В нем души нет. Вкладывать много души в дело.

6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (разг.). Он был душой предприятия. Душа общества.

7. перен. Сущность, самое главное (книж. устар.). «Сказуемое — душа предложения.» Потебня.

8. Человек (разг.). На улице ни души. Ни одна душа ничего не узнает. По скольку с души?

по душе (разг.) — 1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. Этот человек мне по душе. 2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу? от (всей) души (разг. ) — искренно, от доброго сердца. от души желаю вам успеха. Жить душа в душу (разг.) — дружно, в согласии. в душе — 1) про себя, мысленно. он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах. 2) по своим природным наклонностям. он поэт в душе. для души (чаще ирон.) — для удовлетворения каких-нибудь внутренних потребностей, интересов. Инженер для души занялся игрой на скрипке. без души — 1) от кого-чего, в восторге, сильно любит (разг.). она без души от мужа. 2) без памяти, безотчетно (устар.). «пустился без души домой.» крылов. нет за душой у кого (разг.) — 1) совсем нет. ни гроша за душой (нет). 2) об отсутствии прочных, искренних убеждений. у этого писателя ничего за душой нет. Отвести душу (разг.) — высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать. Душа не лежит к кому-чему (разг.) — нет склонности, расположения к кому-чему-нибудь. Лежит на душе (разг. ) — заботит, гнетет. Кривить душой — см. кривить. Брать на душу что (устар.) — принимать на свою моральную ответственность. Души не чаять в ком (разг.) — сильно любить, обожать кого-нибудь. с души тянет или воротит (разг. фам.) — противно, отвратительно. Душу мутит (разг.) — то же значение. Душа не принимает (разг.) — 1) пресыщен, больше не хочется; 2) не в состоянии вследствие отвращения. Вымотать (всю) душу кому (разг.) — довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени. в чем душа держится (разг.) — о ком-нибудь очень болезненном, хилом. Сколько душе угодно (разг.) — без всяких ограничений, вдоволь. Душой и телом (разг.) — вполне, во всех отношениях. Предан душой и телом. ни душой ни телом (разг.) — совершенно не. не виноват ни душой ни телом. до глубины души и т.п. выражения — см. глубина. Душа на распашку у кого (разг.) — о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать. Душа не на месте — см. место. Душа в пятки ушла (разг. шутл.) — очень испугался. Положить душу за кого-что (книж. устар.) — и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (разг.) — неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь пожертвовать жизнью. Мертвая душа — фиктивно числящийся где-нибудь, в действительности не осуществляющий своих прав и обязанностей (выражение идет из эпохи крепостного права, когда так назывались умершие крепостные, значившиеся в ревизских сказках; ср. «мертвые души»гоголя). Отдать богу душу (устар.) — умереть. Душа с богом разговаривает или беседует (разг. шутл. устар.) — об икоте. Влезть в душу (разг.) или залезть в душу (прост.) кому — 1) завладеть чьим-нибудь вниманием, втереться кому-нибудь в доверие; 2) суметь выведать у кого-нибудь что-нибудь, касающееся его интимной жизни. По душам с кем (говорить, беседовать и т.п.; разг. ) — дружески, искренно, откровенно. За милую душу (разг. фам.) — не задумываясь, охотно (сделать что-нибудь дурное). Он и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (разг.) — неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь.

Душа — это… Что такое душа?

душа

душа́ (от старослав. доуша) (, ) — согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.

yandex.ru/vocabularies/term-def.xml»> душа

I ж.

1.Энергетическая информационная субстанция, противопоставляемая телу и существующая вечно; высшая форма развития единого мирового начала ( в идеалистической философии ) .

2.Духовное, бессмертное — по религиозным представлениям — начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом [ Бог I].

3.Внутреннее состояние, моральная сила человека или коллектива; дух I

2..

4.Внутренний мир человека, его самосознание; психические переживания как основа жизни человека.

5.Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу.

6. перен.Сущность, основа чего-либо. II ж. разг.

1.Главное лицо где-либо; организатор, вдохновитель.

2.Общий любимец в коллективе. III ж. разг.Человек как единица счета. IV ж.Употребляется как ласково-фамильярное обращение к кому-либо ( обычно в сочетании со сл. «моя»: душ’а мо’я ) .

душа

ж.
1) а) Нематериальная — по идеалистическим представлениям — субстанция, противопоставляемая телу. б) Бессмертное — по религиозным представлениям — начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.
2) а) Внутренний мир человека. б) Психические переживания как основа его жизни.
3) а) Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу. б) Человек как носитель каких-л. склонностей и черт.
4) а) перен. Главное лицо где-л.; организатор, вдохновитель. б) Общий любимец в коллективе.
5) перен. Сущность, основа чего-л.
6) разг. Человек единица счета.
7) Употр. как ласково-фамильярное обращение к кому-л.

yandex.ru/vocabularies/term-def.xml»> душа

жен. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом; в более тесном: | человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем: | жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа. | Говоря душа, в знач. человека, разумеют иногда людей обоего пола, либо только мужеского, душу ревизскую, что собственно означает человека податного состояния.

душа

душ`а, -`и, вин. д`ушу, тв. душ`ой, мн. д`уши, душ

yandex.ru/vocabularies/term-def.xml»> душа

о человеке (обычно в устойчивых сочетаниях) В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу приходится, досталось (на одного человека). душа ! то или иное свойство характера Добрая д. Низкая д. душа вдохновитель чего-нибудь, главное лицо Д. всего дела. Д. общества. душа а также вообще В царской России: человек, относящийся к податному сословию Ревизская д. Мертвые души (умершие крепостные, также перен. : о людях фиктивно числящихся где-н.). душа ! В царской России: крепостной крестьянин Ревизская д. Мертвые души (умершие крепостные, также перен. : о людях фиктивно числящихся где-н.). душа внутренний, психический мир человека, его сознание Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело в работу (отдаться целиком). В чем д. держится (о хилом, больном человеке; разг.). Д. не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.). Д. не принимает чего-н. (не хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-н. (неотступно находиться около кого-н., торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно вмешиваться в чью-н. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать все, что накопитель на душе; разг.). На душу брать что-н. (на свою совесть; разг.). За душу берет что-н. (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-н. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-н. (измучить чем-н. нудным, томительным; разг.). Д. нараспашку у кого-н. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг. ). Д. не на месте или д. болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Д. с телом расстается (смерть пришла; разг.). О душе пара подумать (довольно думать о житейской суете: дело идет к старости, скоро умирать; разг.). душа то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами Добрая д. Низкая д.

душа

понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ — метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа — активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека — созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

душа

душа ж.
1) а) Нематериальная — по идеалистическим представлениям — субстанция, противопоставляемая телу. б) Бессмертное — по религиозным представлениям — начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.
2) а) Внутренний мир человека. б) Психические переживания как основа его жизни.
3) а) Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу. б) Человек как носитель каких-л. склонностей и черт.
4) а) перен. Главное лицо где-л.; организатор, вдохновитель. б) Общий любимец в коллективе.
5) перен. Сущность, основа чего-л.
6) разг. Человек единица счета.
7) Употр. как ласково-фамильярное обращение к кому-л.

душа

души, вин. душу, мн. души, душам ж.

1. В религиозных и идеалистических представлениях – нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших.

2. В старой психологии – совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

3. Внутренний, психический мир человека. В душе росло внимание к человеку. М. Горький. Душа поэта встрепенется. Пушкин. А душу можно ль рассказать? Лермонтов. Душа стесняется лирическим волненьем. Пушкин. Излить душу кому-н.

4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. человек с открытой душой. Низкая душа. Робкая душа. И добрая душа продолжала рыдать о своем злополучном друге. Тургенев. Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах. Лермонтов. Чернильная душа (см. чернильный).

5. Чувство, отзывчивость, пыл. говорить с душой. Сколько души в его игре. В нем души нет. Вкладывать много души в дело.

6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (разг.). Он был душой предприятия. Душа общества.

7. перен. Сущность, самое главное (книжн. устар.). Сказуемое – душа предложения. Потебня.

8. человек (разг.). На улице ни души. Ни одна душа ничего не узнает. По скольку с души? I По душе (разг.) –
1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. Этот человек мне по душе.
2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу? От (всей) души (разг.) – искренно, от доброго сердца. От души желаю вам успеха. Жить душа в душу (разг.) – дружно, в согласии. В душе –
1) про себя, мысленно. Он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах.
2) по своим природным наклонностям. Он поэт в душе. для души (чаще ирон.) – для удовлетворения каких-н. внутренних потребностей, интересов. Инженер для души занялся игрой на скрипке. без души –
1) от кого-чего, в восторге, сильно любит (разг.). Она без души от мужа.
2) без памяти, безотчетно (устар.). Пустился без души домой. Крылов. нет за душой у кого (разг.) –
1) совсем нет. Ни гроша за душой (нет).
2) об отсутствии прочных, искренних убеждений. У этого писателя ничего за душой нет. Отвести душу (разг.) – высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать. Душа не лежит к кому-чему (разг.) – нет склонности, расположения к кому – чему-нибудь Лежит на душе (разг.) – заботит, гнетет. кривить душой – см. кривить. Брать на душу что (устар.) – принимать на свою моральную ответственность. Души не чаять в ком (разг.) – сильно любить, обожать кого-н. С души тянет или воротит (разг. фам.) – противно, отвратительно. Душу мутит (разг.) – то же значение. Душа не принимает (разг.) –
1) пресыщен, больше не хочется;
2) не в состоянии вследствие отвращения. Вымотать (всю) душу кому (разг.) – довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени. В чем душа держится (разг.) – о ком-н. очень болезненном, хилом. Сколько душе угодно (разг.) – без всяких ограничений. вдоволь. Душой и телом (разг.) – вполне, во всех отношениях. Предан душой и телом. Ни душой ни телом (разг.) – совершенно не. Не виноват ни душой ни телом. До глубины души и т. п. выражения – см. глубина. Душа на распашку у кого (разг.) – о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать. Душа не на месте – см. место. Душа в пятки ушла (разг. шутл.) – очень испугался. Положить душу за кого-что (книжн. устар.) – и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (разг.) – неотступно, надоедливо просить, требовать чего-н. от кого-н. пожертвовать жизнью. Мертвая душа – фиктивно числящийся где-н., в действительности не осуществляющий своих прав и обязанностей (выражение идет из эпохи крепостного права, когда так назывались умершие крепостные, значившиеся в ревизских сказках; ср. «Мертвые души»Гоголя). Отдать богу душу (устар.) – умереть. Душа с богом разговаривает или беседует (разг. шутл. устар.) – об икоте. Влезть в душу (разг.) или залезть в душу (простореч.) кому –
1) завладеть чьим-н. вниманием, втереться кому-н. в доверие;
2) суметь выведать у кого-н. что-н., касающееся его интимной жизни. По душам с кем (говорить, беседовать и т. п.; разг.) – дружески, искренно, откровенно. За милую душу (разг. фам.) – не задумываясь, охотно (сделать что-н. дурное). Он

душа

(греч. psyche, лат. anima), понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм ) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии. В истории философии понятие Д. осмыслялось через противопоставление его понятию тела как вещи (Д. как динамическая сила), органическому телу (Д. как активное жизненное начало), понятию духа (Д. как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное богом неповторимое личностное начало), внешним социальным формам человеческого поведения (Д. как внутренний мир человека, его самосознание ). Ранняя древнегреческая натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По Демокриту и Эпикуру, Д. телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности высказывается пифагорейцами (видящими в Д. также начало гармонии частей тела) и получает развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин, Прокл). ‘Мировая душа’ мыслится Платоном как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей. Индивидуальная человеческая Д. представляет собой образ и истечение мировой Д. Аристотель является родоначальником научного подхода к изучению Д. как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органической природы. Д. понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида Д. — питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д. — со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами. Элементы платоновского и аристотелевского учения о Д. были восприняты схоластикой и переработаны в соответствии с христианскими представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере Д. В новоевропейской философии термин ‘Д.’ в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Дуалистическая метафизика Р. Декарта разделяет Д. и тело как две самостоятельная субстанции: Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д. Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. и тела обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы (вплоть до немецких психологов Э. Г. Вебера и Г. Фехнера). Дуалистические представления Декарта явились источником как эмпирико-сенсуалистических (Дж. Локк ), так и рационалистических (Г. Лейбниц ) традиций в истолковании Д. Так, Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду , обладающую двумя основными способностями — чувствованиями (ощущениями) и желаниями. Локк, отказываясь от обсуждения природы Д. как метафизического вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений — ощущений и идей как связи ощущений (положив тем самым начало ассоцианизму в психологии). Д. Юм , описывая человеческое ‘Я’ как простой пучок представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав невыводимость её из эмпирического описания душевной жизни. И. Кант , критикуя рационалистическую психологию, выводит понятие Д. за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. Кант перенимает идущее от немецкого психолога И. Тетенса разделение способностей Д. на ум, волю и чувство. Послекантовский немецкий классический идеализм стремится преодолеть декартовскую дихотомию Д. и тела на основе понимания их единого происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Г. Гегель). В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины 19 в., понятие Д. вытесняется в значительной мере понятием психики. Потребность в целостном подходе к человеку и его психической жизни актуализировала на рубеже 19-20 вв. интерес к проблеме Д. как внутренней жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности. Наряду с направлениями, которые при рассмотрении психики выделяют составляющие её элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремятся вскрыть механизмы их связи (ассоциация, интуиция, способность, ‘гештальт’ в гештальтпсихологии и др.), возникают течения, которые в центр внимания ставят содержание сознания действующего и рефлексирующего ‘Я’ ( философия жизни , понимающая психология , феноменология и др.). В этом плане понятие Д. может быть раскрыто через такие характеристики, как: внутреннее (в противоположность внешнему — поведению), целостное (в противоположность отдельным элементам — психическим свойствам и функциям), духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному — физиологическому субстрату), активное (деятельная реализация личности в противоположность реактивному приспособлению — адаптации организма). В советской психологии термин ‘Д.’ иногда употребляется как синоним психики, которая рассматривается марксистской философией как субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом общественно-исторического развития (см. ст. Психика ).Лит.: Аристотель, О душе, М., 1937; Владиславлев М. И., Современные направления в науке о душе, СП Б, 1866; Каптерев П. Ф., Из истории души, СПБ, 1890; Ремке И., Душа человека, СПБ, 1906; Болдуин Дж., Введение в психологию, пер. с англ., 2 изд., М., 1912; Франк С. Л., Душа человека, М., 1917; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Beneke F. Е., Pragmatische Psychologie, Bd 1-2, В., 1850; Revesz В., Geschichte des Sеelenbegriffes und der Seelenlokalisation, Stuttg., 1917; Jung K. G., Welt der Psyche, Z., 1954; Klages L., Der Geist als Widersacher der Seele, 3 Aufl., Bd 1-2, Munch.-Bonn,

1954. И. Н. Семёнов.

душа

душа, —и, вин. душу, тв. душой, мн. души, душ

душа

нематериальная составляющая личности, её внутренний мир вдохновитель чего-либо, главный человек в каком-либо деле , в царской Россиикрепостной крестьянин или вообще любой представитель податного сословия благожелательное обращение к человеку

душа

нюхать

душа

душить

душа

мужское и женское имя

Цитат Души (6195 цитат)

  • Домой
  • Мои книги
  • Обзор ▾
    • Рекомендации
    • Choice Awards
    • Жанры
    • Подарки
    • Новые выпуски
    • Списки
    • Изучить
    • Новости и интервью
    • 4
        26 Жанры
      • Бизнес
      • Детский
      • Кристиан
      • Классика
      • Комиксы
      • Поваренные книги
      • Электронные книги
      • Фэнтези
      • Художественная литература
      • Графические романы
      • Историческая фантастика
      • История
      • Музыка ужасов
      • Тайна
      • Документальная литература
      • Поэзия
      • Психология
      • Романтика
      • Наука
      • Научная фантастика
      • Самопомощь
      • Спорт
      • Триллер
      • Путешествия
      • Молодёжь
      1 Больше жанров 025
    • Сообщество ▾
      • Группы
      • Обсуждения
      • Цитаты
      • Спросить автора
    • Войти
    • Присоединиться
    Зарегистрироваться
    • Профиль
    • Посмотреть профиль 9012
    • Друзья
    • Группы
    • Обсуждения
    • Комментарии
    • Задача по чтению
    • Kindle Заметки и основные моменты
    • Цитаты
    • Любимые жанры
    • Рекомендации друзей
    • Настройки учетной записи
    • Помощь
    • Выйти
    • Мои книги
    • Обзор ▾
      • Рекомендации
      • Награды Choice Awards
      • Жанры
      • Подарки
      • Новые выпуски
      • Списки
      • Изучите
      • Новости и интервью

    • Новости и интервью 04
    • Детский
    • Кристиан
    • Классика
    • Комиксы
    • Поваренные книги
    • Электронные книги
    • Фэнтези
    • Художественная литература
    • Графические романы
    • Историческая фантастика
      • История
      • Историческая фантастика
      • История
      • Музыка
      • Документальная литература
      • Поэзия
      • Психология
      • Романтика
      • Наука
      • Научная фантастика
      • Я

    Есть ли у вашего «Я» душа?

    Роберт Лоуренс Кун — создатель, автор и ведущий « ближе к истине, », общественного телесериала и онлайн-ресурса, в котором представлены ведущие мыслители мира, исследующие самые глубокие вопросы человечества.Это эссе, третье из четырех частей серии о Самости, основано на эпизодах и видеороликах «Ближе к истине», спродюсированных Питером Гетцельсом и транслировавшихся на сайте Closetotruth.com. Кун предоставил его для журнала «Живая наука».

    Ниже приводится часть III из четырех частей, посвященных самому себе. В части I: Ваше «Я» — всего лишь иллюзия? ; и Часть II: Сможет ли ваше «Я» пережить смерть?

    Большинство религий утверждает, что «я» — это нечто большее, чем мозг.Традиционное понимание состоит в том, что человеческое сознание и самость передаются через какую-то нефизическую субстанцию, часто называемую «душой».

    Хотя душа не пользуется популярностью у большинства современных философов, несколько выдающихся ученых отстаивают и тщательно исследуют идею «я», которое основано на душе, простирается за пределы физического и может выжить после смерти тела. Несмотря на это, эти ученые расходятся во взглядах на концепцию, при этом некоторые говорят, что душа имеет решающее значение для личной идентичности, хотя, возможно, ее нельзя отделить от физического тела.Другая идея заключается в том, что душа — это «несущий информацию образец», который связывает живое «я» с человеком загробной жизни, который живет вечно. И еще один ученый предполагает, что душа как бы является своего рода экзистенциальным единством последовательных стадий мозга на протяжении всей жизни человека. [10 явлений, которые наука не может объяснить]

    Сущность души

    Выдающийся оксфордский философ религии Ричард Суинберн, автор книги «Разум, мозг и свобода воли» (Oxford University Press, 2013), защищает душу с помощью изысканность и энергичность.

    «Если вы хотите рассказать всю историю мира, вы должны сказать, какие объекты существуют в мире, какие есть вещества и какими свойствами они обладают в разное время», — сказал Суинберн в «Closer к истине «. «Конечно, это будет включать все физические объекты, все столы, стулья, планеты и атомы. Но, конечно, это не расскажет всю историю. Вам также придется рассказать историю сознательной жизни, которая связаны с каждым телом.

    [Все цитаты взяты из «Ближе к истине».]

    Суинберн утверждал, что для того, чтобы рассказать «полную историю мира», нужно «выбирать субъекты опыта, а не только по опыту, который они имеют. не только физическими телами, с которыми они связаны », но также и с отдельными ментальными сущностями, для которых естественным словом является« душа »… Если вы не можете внести слово« душа »в описание мира, вы не скажете полная история мира, потому что вы не скажете, у кого какая сознательная жизнь.»

    » Если бы единственными вещами были физические объекты, включая тела и мозг, мы не смогли бы отличить случай, когда у вас есть тело, которое в настоящее время принадлежит вам, а у меня есть тело, которое в настоящее время является моим, от случая, когда вы у меня есть тело, которое в настоящее время принадлежит мне, и у меня есть тело, которое в настоящее время принадлежит вам », — добавил он.

    « Если бы физические и психические свойства были просто свойствами тел, не было бы разницы между этими случаями », но поскольку они очевидны Различия между «ты» и «я», Суинберн утверждал, что «должна быть другая существенная часть меня, которая идет туда, куда я иду, и это мы можем назвать моей душой.

    Суинберн подчеркнул, что его аргумент в пользу существования души — что «души составляют личную идентичность, и продолжающееся существование меня будет состоять в продолжении существования моей души» — совершенно не связан с тем, что может произойти в мире. Другими словами, Суинберн сказал, что его утверждение о реальности нефизической души не зависит от теологического откровения или его собственной религиозной веры.

    Что касается отношений между телом и душой, Суинберн амбивалентен.«Может быть, конечно, душа не может действовать сама по себе», — сказал он. «Может быть, он может функционировать только тогда, когда связан с телом. В этом случае мое дальнейшее существование будет заключаться в том, что оно снова будет соединено с телом, возможно, с совершенно новым телом. Я думаю, что душа могла бы существовать сама по себе, но не великий дело касается этого «. Тело необходимо, сказал Суинберн, потому что «для того, чтобы мы могли взаимодействовать с другими, узнавать других, нам нужны другие общественные характеристики». [10 величайших тайн разума]

    Я попросил Суинберна поразмышлять о сущности или составе такой души.Это дифференцированное вещество? Что мешает твоей душе смешаться с моей душой?

    «Разница между душами абсолютна, не поддается анализу ничем другим», — ответил Суинберн. «Душа не имеет протяженности. Это« нематериальная особенность », если использовать старомодный философский термин. У нее, конечно же, есть характеристики, свойства. У нее есть мысли, чувства, отношения и так далее. Но способ На практике мы проводим различие между душами с точки зрения тел, с которыми они связаны, потому что разница между вашей душой и моей душой, будучи абсолютной, не заключается в их отношениях с нашими телами.Конечно, нет ничего парадоксального в том, что различие между душами не поддается анализу, потому что некоторые различия должны быть окончательными; если вы можете анализировать «а» по «б», «б» по «с» и так далее, вы в конечном итоге доберетесь до вещей, которые не можете анализировать, и различия между человеческими душами, на мой взгляд, являются одной из таких вещей. «Вот почему единственный способ присутствия души на публике — это привязанность к телу.

    Загробная жизнь души

    Физик и англиканский священник Джон Полкингхорн достигает аналогичного религиозного результата для смысла и цели личности, но он достигает этого через другую религиозную формулировку.Он согласен с коллегами-учеными в том, что образцы информации несут в себе личность, но относительно того, что следует далее, он резко расходится.

    Полкингхорн начинает с вопроса: «Можете ли вы дать достоверное представление о судьбе людей после смерти?» Затем, с точки зрения христианского богословия, он устанавливает два равных и противоположных требования для загробной жизни души: непрерывность, в которой один и тот же человек (одно и то же я) должен жить после смерти, и прерывность в том, что загробная жизнь (загробная жизнь) self) должен жить вечно.[Что происходит, когда вы умираете?]

    Как же тогда, спросил Полкингхорн, вы можете иметь как непрерывность, так и прерывность одного и того же человека (одного и того же я)? «Традиционным ответом была душа, часто понимаемая в терминах Платона — есть какая-то духовная часть нас, освобожденная после смерти, которая существует и продолжает существовать».

    Ссылаясь на еврейские Священные Писания и Новый Завет, Полкингхорн сказал: «Я думаю, что это ошибка», добавив: «У нас есть психосоматическое единство. Мы не« ангелы-ученики », мы — воплощенные человеческие существа.На самом деле довольно сложно понять, что является для человека носителем преемственности в этой жизни. Вот я, стареющий, лысеющий академик — что делает меня таким же человеком, как маленький мальчик с копной черных волос на школьной фотографии много лет назад? Это не непрерывность атомарного материала — атомы в моем теле полностью отличаются от атомов в том школьнике. Дело не в самих атомах, а в структуре, в которой эти атомы организованы в каком-то необычном, сложном и сложном смысле.И я думаю, что это и есть человеческая «душа». Это несущий информацию образец, который и есть настоящий я «.

    Тогда, после смерти, этот образец не распадется вместе с телом, в котором он находился?

    » Если я верю в верного Бога, как я, Бог «запомнит этот образец и восстановит его в акте воскресения», — сказал Полкингхорн. «Но это не поддерживает меня [после смерти и до воскресения]. Так что, если я действительно хочу снова жить, я должен заново воплотиться, потому что это то, чем я являюсь как человек.Это аспект преемственности. Разрыв в том, что меня снова оживили не для того, чтобы снова умереть, поэтому я должен быть воплощен в какой-то новой форме материи. И совершенно логично верить, что Бог может создать такую ​​новую форму материи ». [8 способов, которыми религия влияет на вашу жизнь]

    Суинберну, идея нашего загробного существования, существующая в обновленном воплощении шаблона информации, который у нас на Земле проблематично «. Проблема не только в том, как мог Бог, если Бог так пожелал, создать [обновленное] существование существо с определенным шаблоном информации, но скорее в том, что Бог мог [поэтому] вызвать к существованию несколько тысяча таких существ.Но поскольку только одним из них мог быть я, набор информации не дает дополнительных критериев для различения, какой именно. И каким бы ни был дополнительный критерий, он должен быть таким, чтобы [логически] мог быть только один его экземпляр за один раз. И если у нас есть такой критерий, то какая необходимость в том, чтобы шаблон информации был таким же, как предыдущий шаблон? »

    Экзистенциальное единство

    Философ Джон Лесли, почетный профессор Университета Гвельфа в Канаде, заявил эта прочная самость может потребовать своего рода «экзистенциального единства», состояния », которое присутствует в целых, части которых неспособны к отдельному существованию.«(Другими словами, они не могли разделиться друг от друга, не изменив своей внутренней природы.)

    Лесли сравнивает эту экзистенциальную единицу с целостным сознательным переживанием картины или нескольких последовательных музыкальных нот, слышимых вместе.

    Хотя «экзистенциальное», это единство «я» реально; оно «может зависеть от того факта, что определенные состояния мозга, а также последовательные состояния этого мозга и их связи на протяжении всей жизни обладают этим экзистенциальным единством.«Он отличал« экзистенциальное единство »от« простого единства интеграции, подобного единству частей работающей машины или хорошо дисциплинированной армии ».

    Как могло быть достигнуто такое экзистенциальное единство? Мозг мог быть своего рода Квантовый компьютер. «Квантовые целые — это те, части которых не существуют по отдельности, — сказал Лесли. — А в мозгу существует единство существования, такое, какое есть у квантовых компьютеров, но не у цифровых компьютеров», — сказал он. Даже в этом случае, добавил он, «мозг, выполняющий квантовые вычисления, не важен для моей позиции, и здесь может быть задействовано нечто иное, чем квантовое единство.

    Лесли провел аналогию с историческим пониманием душ. «Когда части души рассматривались как экзистенциально объединенные в каждый конкретный момент, — сказал он, — никто не думал, что Бог, создавая объединенные души, имел чтобы сделать какое-то особое микширование, включающее множество отдельных шагов. Просто считалось, что души с момента их создания Богом обладают свойством быть сложными, но при этом экзистенциально объединенными. Многие различимые элементы такой сложности присутствовали, когда у души была мысль или переживание, но, тем не менее, душа оставалась экзистенциально единой в каждый момент и оставалась той же самой душой в последовательные моменты.

    Чтобы завершить эту серию из четырех частей о себе, я собираю, классифицирую и оцениваю все предполагаемые объяснения вашего «я».

    Далее в этой серии из четырех частей: Что такое «я»? Вот все Возможности

    Кун вместе с Джоном Лесли является соредактором книги « Тайна существования: почему вообще что-то есть?» «(Wiley-Blackwell, 2013). Прочтите больше эссе Куна на Kuhn’s Space.com page .

    Можно ли уничтожить дух или душу?

    Библия учит, что люди состоят из тела и духа.Жизнь начинается, когда двое соединяются, и жизнь заканчивается, когда двое разделяются.

    Смерть духа?

    А как насчет нематериальной части человека? Может ли умереть эта часть, известная как дух или душа? Душа вымирает? Библия много говорит по этому поводу.

    Свидетельство Священного Писания

    С первой до последней страницы Библии Писание последовательно учит, что у людей есть нематериальная часть, которая будет длиться вечно.Невозможно уничтожить душу или дух. Приведем лишь несколько примеров библейского учения по этому поводу.

    Адам

    Когда Адаму был вынесен приговор за грех против Господа, судили, что его тело вернется к своим первоначальным элементам.

    В поте лица будешь есть хлеб, доколе не вернешься на землю, ибо из нее ты взят; ты прах, и в прах возвратишься (Бытие 3:19).

    Однако духу не было суждено вернуться в прах, потому что он был вдохнут в Адама дыханием Бога. Тело превратилось в пыль, но дух ушел в другое место. Мы никогда не находим библейское учение о том, что дух может быть уничтожен или исчезнет.

    Сделано для вечности

    Писание учит, что мы созданы для вечности.
    Он все сделал красивым в свое время. Он также установил вечность в сердцах людей; тем не менее, они не могут понять, что Бог сделал от начала до конца (Екклесиаст 3:11).

    Одна часть нас, наша душа, создана для того, чтобы жить вечно.

    подразумевает непрерывную жизнь

    Различие, которое Библия проводит между телом и духом, преподается таким образом, что подразумевает непрерывную жизнь духа после смерти тела. Библия говорит.
    и прах возвращается в землю, из которой произошел, и дух возвращается к Богу, Который дал его (Екклесиаст 12: 7).

    Существование места мертвых

    Тот факт, что Священное Писание говорит о месте, где существуют мертвые, показывает, что они не были полностью уничтожены.Сказал пророк Исайя.

    Могила внизу все спешит встретить вас, когда вы приедете; он пробуждает духи умерших, чтобы приветствовать вас — всех, кто был лидером в мире; это заставляет их восстать со своих престолов — всех тех, кто был царями над народами (Исайя 14: 9).

    Енох и Илия

    Два ветхозаветных персонажа, Енох и Илия, не умерли, а отправились к Богу.

    Енох ходил с Богом; затем его больше не было, потому что Бог забрал его (Бытие 5:24).

    Сказано об Илии.

    Когда они продолжали идти и разговаривать, огненная колесница и огненные кони разделили их двоих, и Илия в вихре вознесся на небо (4 Царств 2:11).

    Это, безусловно, подразумевает загробное существование. Поскольку они не умерли, что-то должно было случиться с ними и их телами.

    Новый Завет

    Иисус обещал вечную жизнь тем, кто верит в Него.
    Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь. Те, кто веруют в Меня, даже если они умрут, будут жить, и каждый, кто живет и верит в Меня, никогда не умрет. Вы верите этому?» (Иоанна 11: 25,26).

    Ясно, что это говорит о жизни после этой жизни. Очевидно, Он не говорил о физической смерти, когда сказал, что те, кто верит в Него, никогда не умрут.

    Авраам, Исаак и Иаков

    В диалоге с саддукеями Иисус говорил о существовании тех, кто ранее умер.

    Но насчет воскресения мертвых — разве вы не читали, что Бог сказал вам: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»? Он Бог не мертвых, а живых (Матфея 22: 31,32).

    Хотя Авраам, Исаак и Иаков были давно мертвы, когда Бог говорил с Моисеем, Бог сказал ему: «Я, , Бог Авраама, Исаака и Иакова». Он не сказал: «Я, , был их Богом». По словам Иисуса, Авраам, Исаак и Иаков все еще были живы, хотя и умерли физически.

    Суд

    Иисус также говорил о суде всего человечества.

    Не удивляйтесь этому, ибо наступит время, когда все, находящиеся в могиле, услышат Его голос и выйдут наружу — те, кто сделал добро, воскреснут, чтобы жить, а те, кто сделал зло, восстанут, чтобы быть осужденными (Иоанна 5: 28,29).
    Если мертвых будут судить, когда могилы будут вскрыты, то, очевидно, жизнь не заканчивается физической смертью. Есть некий вид загробного существования.

    Душа не может умереть

    Писание говорит, что дух или душу невозможно уничтожить. Хотя тело может умереть, дух будет жить. Следовательно, смерть — это не конец сознательной жизни. Это разделение тела и духа. Однако дух живет в другом царстве. Тело — лишь временное жилище человека. Сказал Иисус.
    Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу; лучше бойтесь Того, Кто может погубить и душу, и тело в аду (Матфея 10:28).

    У Destroy есть идея наказать, а не уничтожить. Разрушение души означает отделение от жизни Бога. Хотя душа неверующего жива, она не имеет никакого отношения к Богу.

    Души под жертвенником

    Библия говорит о душах умерших, находящихся под жертвенником.

    Когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души тех, кто был убит за слово Божье и их свидетельство (Откровение 6: 9).
    Они все еще существовали после своей физической смерти.

    Вторая смерть

    Если смерть была концом существования, то почему Библия говорит о второй смерти неверующих?

    Пусть всякий, у кого есть ухо, слушает, что Дух говорит церквям. Побеждающему не причинит вреда вторая смерть (Откровение 2:11).

    Идея второй смерти для неверующих — еще одно свидетельство того, что физическая смерть — это не конец существования.

    Преображенский

    При преображении Иисуса появились Моисей и Илия.
    Вдруг им явились Моисей и Илия, разговаривавшие с Ним (Матфея 17: 3).
    Это еще раз свидетельствует о жизни после смерти. Моисей был мертв более тысячи лет назад, а Илия был взят в огненной колеснице сотни лет назад.

    Будь со Христом

    Павел написал филиппийцам, что хочет быть со Христом.

    Я сильно зажат между ними: я хочу уйти и быть со Христом, потому что это намного лучше (Филиппийцам 1:23).

    Это еще одно свидетельство продолжения существования после смерти.

    Желание жить вечно

    Библия также говорит, что великие святые Писания стремились к лучшему существованию за пределами этой жизни. Автор Послания к евреям сказал.

    Все они умерли с верой, не получив обетований, но увидев их и приветствовав их на расстоянии, и признавшись, что они были пришельцами и изгнанниками на земле.Для тех, кто говорит такие вещи, ясно дают понять, что они ищут свою страну. И действительно, если бы они думали о той стране, из которой они уехали, у них была бы возможность вернуться. Но как бы то ни было, они хотят лучшей страны, то есть райской страны. Поэтому Бог не стыдится называться их Богом; ибо Он приготовил для них город (Евреям 11: 13-16).

    Ничто не может отделить

    Наконец, Библия говорит, что ничто не может отделить верующего от любви Бога — даже смерть.

    Ибо я убежден, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни правители, ни существующее, ни грядущее, ни сила, ни высота, ни глубина, ни что-либо еще во всем творении не смогут отделить нас от любовь к Богу во Христе Иисусе, Господе нашем (Римлянам 8: 38,39).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *