О любви лев толстой: Лев Николаевич Толстой: цитаты про любовь
Лев Толстой, «Юность» (глава «Любовь»)
Есть три рода любви:
1) Любовь красивая,
2) Любовь самоотверженная и
3) Любовь деятельная.
Лев Толстой
Софья Ивановна, как я ее после узнал, была одна из тех редких немолодых женщин, рожденных для семейной жизни, которым судьба отказала в этом счастии и которые вследствие этого отказа весь тот запас любви, который так долго хранился, рос и креп в их сердце для детей и мужа, решаются вдруг изливать на некоторых избранных. И запас этот у старых девушек такого рода бывает так неистощим, что, несмотря на то, что избранных много, еще остается много любви, которую они изливают на всех окружающих, на всех добрых и злых людей, которые только сталкиваются с ними в жизни.
Есть три рода любви:
1) Любовь красивая,
2) Любовь самоотверженная и
3) Любовь деятельная.
Я говорю не о любви молодого мужчины к молодой девице и наоборот, я боюсь этих нежностей и был так несчастлив в жизни, что никогда не видал в этом роде любви ни одной искры правды, а только ложь, в которой чувственность, супружеские отношения, деньги, желание связать или развязать себе руки до того запутывали самое чувство, что ничего разобрать нельзя было.
Любовь красивая заключается в любви красоты самого чувства и его выражения. Для людей, которые так любят,— любимый предмет любезен только настолько, насколько он возбуждает то приятное чувство, сознанием и выражением которого они наслаждаются. Люди, которые любят красивой любовью, очень мало заботятся о взаимности, как о обстоятельстве, не имеющем никакого влияния на красоту и приятность чувства. Они часто переменяют предметы своей любви, так как их главная цель состоит только в том, чтоб приятное чувство любви было постоянно возбуждаемо. Для того чтобы поддержать в себе это приятное чувство, они постоянно в самых изящных выражениях говорят о своей любви как самому предмету, так и всем тем, кому даже и нет до этой любви никакого дела.
Второго рода любовь — любовь самоотверженная, заключается в любви к процессу жертвования собой для любимого предмета, не обращая никакого внимания на то, хуже или лучше от этих жертв любимому предмету. «Нет никакой неприятности, которую бы я не решился сделать самому себе, для того чтобы доказать всему свету и ему или ей свою преданность». Вот формула этого рода любви. Люди, любящие так, никогда не верят взаимности (потому что еще достойнее жертвовать собою для того, кто меня не понимает), всегда бывают болезненны, что тоже увеличивает заслугу жертв; большей частью постоянны, потому что им тяжело бы было потерять заслугу тех жертв, которые они сделали любимому предмету; всегда готовы умереть для того, чтоб доказать ему или ей всю свою преданность, но пренебрегают мелкими ежедневными доказательствами любви, в которых не нужно особенных порывов самоотвержения.
Вы одни живете в деревне с своей женой, которая любит вас с самоотвержением. Вы здоровы, спокойны, у вас есть занятия, которые вы любите; любящая жена ваша так слаба, что не может заниматься ни домашним хозяйством, которое передано на руки слуг, ни детьми, которые на руках нянек, ни даже каким-нибудь делом, которое бы она любила, потому что она ничего не любит, кроме вас. Она видимо больна, но, не желая вас огорчить, не хочет говорить вам этого; она видимо скучает, но для вас она готова скучать всю свою жизнь; ее видимо убивает то, что вы так пристально занимаетесь своим делом (какое бы оно ни было: охота, книги, хозяйство, служба) ; она видит, что эти занятия погубят вас,— но она молчит и терпит.
Третий род — любовь деятельная, заключается в стремлении удовлетворять все нужды, все желания, прихоти, даже пороки любимого существа. Люди, которые любят так, любят всегда на всю жизнь, потому что чем больше они любят, тем больше узнают любимый предмет и тем легче им любить, то есть удовлетворять его желания. Любовь их редко выражается словами, и если выражается, то не только не самодовольно, красиво, но стыдливо, неловко, потому что они всегда боятся, что любят недостаточно. Люди эти любят даже пороки любимого существа, потому что пороки эти дают им возможность удовлетворять еще новые желания. Они ищут взаимности, охотно даже обманывая себя, верят в нее и счастливы, если имеют ее; но любят всё так же даже и в противном случае и не только желают счастия для любимого предмета, но всеми теми моральными и материальными, большими и мелкими средствами, которые находятся в их власти, постоянно стараются доставить его.
И вот эта-то деятельная любовь к своему племяннику, племяннице, к сестре, к Любовь Сергеевне, ко мне даже, за то, что меня любил Дмитрий, светилась в глазах, в каждом слове и движении Софьи Ивановны.
Только гораздо после я оценил вполне Софью Ивановну, но и тогда мне пришел в голову вопрос: почему Дмитрий, старавшийся понимать любовь совершенно иначе, чем обыкновенно молодые люди, и имевший всегда перед глазами милую, любящую Софью Ивановну, вдруг страстно полюбил непонятную Любовь Сергеевну и только допускал, что в его тетке есть тоже хорошие качества. Видно, справедливо изречение: «Нет пророка в отечестве своем». Одно из двух: или действительно в каждом человеке больше дурного, чем хорошего, или человек больше восприимчив к дурному, чем к хорошему. Любовь Сергеевну он знал недавно, а любовь тетки он испытывал с тех пор, как родился.
Лев Толстой, «Юность»
«Без любви жить легче» читать бесплатно онлайн книгу 📙 автора Льва Толстого, ISBN: 9785170863884, в электронной библиотеке MyBook
Что выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
Отсканируйте код для установки мобильного приложения MyBook
Бесплатно
(2 027 оценок)
Лев Толстой
207 печатных страниц
2014 год
12+
Введите вашу электронную почту и читайте эту и еще 470 000 книг
Оцените книгу
О книге
Писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой оказал огромное влияние на многие аспекты социальной жизни не только у себя на родине, но и за рубежом. Со школьной скамьи нам хорошо известен Толстой-писатель с его собранием сказок и многотомной «Войной и миром», его также знают как философа, положившего начало собственному течению, толстовству. Его жизнь была удивительна и многогранна, в чем можно убедиться, прочитав автобиографию «Без любви жить легче».
Сам автор с опаской приступал к публикации, считая автобиографию самым ответственным из своих трудов. Величайший литератор решил рассказать без прикрас о своих ошибках, дуэлях, кутежах и карточных проигрышах, поисках правды, созерцании истины и попытках заглянуть себе в душу, своих убеждениях, взглядах на общество, государство и религию. Толстой предупреждал, что его автобиография может ужаснуть читателя, так как он предпочел ничего не скрывать. «Без любви жить легче» даст ответы на многие вопросы почитателей его творчества.
читайте онлайн полную версию книги «Без любви жить легче» автора Лев Толстой на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте «Без любви жить легче» где угодно даже без интернета.
Читать отрывок
Подробная информация
- Объем:
- 373312
- Год издания:
- 2014
- ISBN (EAN):
- 9785170863884
- Время на чтение:
- 6 ч.
Биографии и мемуары
Документальная литература
Литература 19 века
Русская классика
размышления о духовном
русские писатели
дневники писателей
воспоминания и мемуары
Правообладатель
Public Domain
12 157 книг
Поделиться
Отзывы на книгу «Без любви жить легче»
Karusattva
Оценил книгу
Для начала о названии. Я не знаю, чем было обусловлено такое название. Такое ощущение, что у Толстого уже тогда было чувство внутреннего маркетолога )) И он понимал, что при таком названии книгу прочитает больше людей. По крайней мере другого объяснения я не нахожу такому названию. Ибо книга то как раз о любви, в широком смысле этого слова.
Эта книга о том, какую должен работу провести человек над собой, чтобы приблизиться к пониманию смысла жизни. А работу он проделал колоссальную, и, в каком то смысле, как и сам он говорит, эта работа оказалась наиболее важной, чем несколько томов его художественной болтовни. Эта работа над собой сделала его из человека самовлюблённого, извлекающего блага из жизни, в человека отдающего блага жизни, и всем людям.
Дело в том, что люди делятся на два типа. Одни убеждены, что ресурсы на планете ограничены. К сожалению, таких большинство. И поэтому такие люди естественно хотят как можно больше извлечь ресурсов для себя, своих семей, своих граждан и тд, что только тем и заняты, что извлекают ресурсы из планеты. Качают нефть, требуют повышения зарплаты, требуют качества услуг, требуют, требуют, извлекают, извлекают. Но есть и другой тип людей. Их мало, это мудрецы. Они понимают, что всё, что человеку следует делать, это любить. Как пели Битлз: All you need is love. А любовь она в том, чтобы больше отдавать. И если каждый человек на планете будет больше отдавать, чем извлекать, больше сам что-то делать, чем требовать, то ресурсов действительно хватало бы на всех с лихвой.
Интересно, что Толстой пришел ко многим выводам, схожим с буддискими учениями. В частности:
1. О том, чтобы поверить, что жизнь в любви ко всем более выгодна и самому индивиду, чтобы в это поверить, нужно испытать это на личном опыте. Нужно попробовать прожить хотя бы один день, не извлекая ресурсы, а отдавая. Только так человек способен понять, что когда он больше отдает, то больше обретает друзей, которые, уже в свою очередь, готовы отдавать ему. И вот эта мысль, что только на личном опыте можно это понять, только пропустив через себя, это очень по-буддийски.
2. О том, что любить нужно здесь и сейчас, а не откладывать любовь на завтра. Я приведу свой пример. Большинство родителей считают, что главное обеспечить ребенку счастливое будущее. Но разве будущее можно обеспечить? Это все равно, что сказать , что можно обеспечить жизнь. Но это жизнь нас обеспечивает , а не мы ее. И вот такие родители уходят с головой в работу, думая что так они обеспечивают детям счастливое будущее. Ребенок, к примеру, приходит к папе и говорит: папа, поиграй со мной. Но папа отвечает: я не могу, я занят, я обеспечиваю тебе счастливое будущее. Чувствуете всю соль? Таким образом папа как бы откладывает любовь к ребенку на будущее. Но ведь счастливое будущее зависит от счастливого настоящего. Нужно здесь и сейчас играть с ребенком, нужно здесь и сейчас делать с ним уроки, нужно здесь и сейчас путешествовать с ним, и тд. Скептики конечно скажут: без денег нет будущего. Но ведь никто не предлагает отказаться от работы. Нужно лишь не доводить все до фанатизма, до веры, что в будущем нас точно ждёт счастливая жизнь. Хз, может и ждёт, а может и не ждёт. Именно поэтому нужно жить и любить сегодня. Пока не поздно. И ведь это так просто, как говорит Лев Николаевич. Этому во многом учит буддизм, сосредоточению на настоящем.
В этом автобиографическом романе Толстой немного говорит о Будде, но лишь вскользь. Это как раз показывает, как можно разными путями прийти к пониманию, по сути, одного и того же, а именно: all you need is love ))
13 марта 2022
LiveLib
Поделиться
Оценил книгу
Лев Николаевич Толстой прошел огромный и интереснейший путь, его жизнь настолько разнообразна, что ее хочется изучать, по крайней мере мне. Автор делится сокровенным, при чем не только в данном произведении, у него много трудов где он показывает свое виденье провоцируя мыслительный процесс у читателя. Очень люблю Льва Николаевича, его вопросы веры очень близки мне были в свое время, поэтому даже когда я с его выводами не согласна, они все-равно близки мне, потому что близок тот тернистый путь который прошел автор.
Мою оценку нельзя воспринимать серьезно, я ее оставила исключительно по ощущениям, суть в том, что подобный труд вообще нельзя никак оценивать, это мысли великого писателя, его воспоминания, они с одной стороны неоценимы, а с другой вообще не должны претендовать на оценку.
Все переживания Льва Николаевича который читатель может наблюдать в данной книге, являются бесценными, они могут стать примером (как в хорошем, так и в плохом смысле) того как можно духовно расти, но и какой же это мучительный путь. Жить спокойно не получается если постоянно задумываться о правильности собственных решений и их влиянии на других и на будущее.
Читатель на протяжении всего произведения (если его можно назвать цельным произведением), наблюдает за размышлениями автора и анализом собственной жизни и действий. Ну и конечно же воспоминаний которые также активно анализируются. Со многими выводами я не согласна (даже с большинством), особенно что касается веры от которой я отказалась вообще (хоть и искала ее также как Лев Николаевич). Размышление о расточительной доброте сильно цепляет за живое, думаю данная тема еще много раз будет мной обдумана и переосмыслена. Больше ничего нового и интересного я для себя не почерпнула.
4 января 2021
LiveLib
Поделиться
usachuta
Оценил книгу
Так много перечувствовано, передумано, пережито за это время, что не знаю, что писать.
Еще в школьные годы отношения со Львом Николаевичем у меня не сложились. Я читала Войну и мир, Анну Каренину, Детство.Отрочество.Юность, но не понимала восторга людей от этого писателя и его творчества. Льва Толстого я воспринимала как скучного и тяжеловесного писателя. И замыслы его произведений я понимала поверхностно или не понимала вовсе. И сейчас, благодаря игре мне представилась возможность изменить свое мнение и познакомиться с этим талантливым и великим писателем вновь.
К биографиям и мемуарам писателей школьной программы я относилась равнодушно. Казалось: зачем читать мемуары человека, о котором я читала в свое время в учебнике литературы аж три страницы!? Но сейчас я понимаю, что зря думала так.
Эта книга помогла мне узнать настоящего Льва Николаевича. Он пишет о своих чувствах и эмоциях в непростые периоды его жизни. О своем отношении к религии. О своей цели и предназначении. Он описывает свой жизненный путь, со всеми радостями и тяготами жизни. И самое интересное, что многие из проблем того времени остаются актуальными сейчас. И Лев Николаевич выступает в роли проводника, он помогает заблудившемуся путнику найти правильный путь, освещает дорогу своими искрометными и красноречивыми замечаниями, своими советами и нравоучениями. Поэтому всем заблудившимся, всем потерявшимся в себе непременно следует прочитать эту книгу.
Я прочитала эту книгу в нужное время и мысли Льва Николаевича воодушевили меня и придали сил. За что я ему благодарна.
16 марта 2018
LiveLib
Поделиться
Цитаты из книги «Без любви жить легче»
что свет знания и жизни растопил искусственное знание
6 февраля 2023
Поделиться
Невольно мне представлялось, что там где-то есть кто-то, который теперь потешается, глядя на меня, как я целые 30–40 лет жил, жил учась, развиваясь, возрастая телом и духом, и как я теперь, совсем окрепнув умом, дойдя до той вершины жизни, с которой открывается вся она, – как я дурак дураком стою на этой вершине, ясно понимая, что ничего в жизни и нет, и не было, и не будет. «А ему смешно…» Но есть ли или нет этот кто-нибудь, который смеется надо мной, мне от этого не легче. Я не мог придать никакого разумного смысла ни одному поступку, ни всей моей жизни. Меня только удивляло то, как мог я не понимать этого в самом начале. Все это так давно всем известно. Не нынче – завтра придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей, на меня, и ничего не останется, кроме смрада и червей. Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся – раньше, позднее, да и меня не будет. Так из чего же хлопотать?
14 января 2023
Поделиться
Тогда я не замечал этого. Только изредка не разум, а чувство возмущалось против этого общего в наше время суеверия, которым люди заслоняют от себя свое непонимание жизни. Так, в бытность мою в Париже, вид смертной казни обличил мне шаткость моего суеверия прогресса. Когда я увидал, как голова отделилась от тела и то и другое врозь застучало в ящике, я понял – не умом, а всем существом, – что никакие теории разумности существующего и прогресса не могут оправдать этого поступка и что если бы все люди в мире, по каким бы то ни было теориям, с сотворения мира, находили, что это нужно, – я знаю, что это не нужно, что это дурно и что поэтому судья тому, что хорошо и нужно, не то, что говорят и делают люди, и не прогресс, а я с своим сердцем. Другой случай сознания недостаточности для жизни суеверия прогресса была смерть моего брата. Умный, добрый, серьезный человек, он заболел молодым, страдал более года и мучительно умер, не понимая, зачем он жил, и еще менее понимая, зачем он умирает. Никакие теории ничего не могли ответить на эти вопросы ни мне, ни ему во время его медленного и мучительного умирания. Но это были только редкие случаи сомнения, в сущности же я продолжал жить, исповедуя только веру в прогресс. «Все развивается, и я развиваюсь; а зачем это я развиваюсь вместе со всеми, это видно будет». Так бы я тогда должен был формулировать свою веру.
14 января 2023
Поделиться
Автор книги
Лев Толстой
905 книг
Другие книги автора
Анна Каренина
Лев Толстой
Война и мир. Книга 1
Лев Толстой
Война и мир. Книга 2
Лев Толстой
Война и мир. Том 3
Лев Толстой
Война и мир. Том 4
Лев Толстой
Другие аудиокниги автора
Анна Каренина
Лев Толстой
Анна Каренина
Лев Толстой
Война и мир. Том 1
Лев Толстой
Без любви жить легче
Лев Толстой
Война и мир. В 4-х томах
Лев Толстой
Анна Каренина
Лев Толстой
Подборки с этой книгой
Топ нон-фикшна 2022
36 книг
Книги, похожие на «Без любви жить легче»
По жанру, теме или стилю автора
Палата № 6
Антон Чехов
Идиот
Федор Достоевский
Мартин Иден
Джек Лондон
Морфий (сборник)
Михаил Булгаков
Братья Карамазовы
Федор Достоевский
Гранатовый браслет
Александр Куприн
Граф Монте-Кристо
Александр Дюма
Самые мудрые притчи и афоризмы Омара Хайяма
Омар Хайям
Вишневый сад
Антон Чехов
Анна Каренина
Лев Толстой
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Лев Толстой О парадоксе любви и времени
Вдохновить
Русский автор говорил о большом непонимании любви и о парадоксе, все еще окружающем это мифическое человеческое чувство.
Помимо того, что Толстой был одним из самых блестящих писателей своего времени, он был еще и очаровательным мыслителем, составившим в очерках и журналах многочисленные размышления о человеческом духе и чувствах. Он даже зашел так далеко, что написал свои собственные правила жизни.
Политическая и духовная позиция Толстого, испытавшая глубокое влияние Шопенгауэра, и его идеи о растворении бытия возмутили как российское правительство, так и церковь (судя по цензуре его произведений). Так было даже к тому времени, когда он добился значительной известности во внешнем мире.
В 1888 году дальновидное английское издательство The Free Age Press опубликовало О жизни , сборник его текстов о морали и духовности. В одной из глав книги Толстой исследует любовь и излагает свои мысли о ее сложной природе. (Его наводящие на размышления концепции основаны на размышлениях о любви многих великих мыслителей, в том числе Стендаля и Ортеги-и-Гассета.
Для Толстого предположение, что любовь является лекарством от всех жизненных невзгод, совершенно неверно. Это ошибочное предположение происходит от недостаточного любопытства к истинному смыслу жизни и плохого понимания природы самого чувства, которое следует считать частью жизни, но не ее самым существенным проявлением.0003
Каждый человек знает, что в чувстве любви есть нечто особенное, способное разрешить все противоречия жизни и дать человеку то полное благо, стремление к которому составляет его жизнь. «Но это чувство приходит редко, длится недолго и сопровождается еще худшими страданиями», — говорят люди, не понимающие жизни.
Этим людям любовь представляется не единственным и законным проявлением жизни, как это мыслит разумное сознание, а лишь одной из тысячи различных возможностей жизни; как одну из тысячи различных фаз, через которые проходит человек в течение своего существования.
[…]
Для таких людей любовь не отвечает той идее, которую мы невольно связываем со словом. Это не благотворная деятельность, которая приносит благо тем, кто любит, и тем, кого любят.
Другая большая ошибка, по Толстому, есть привычка определять и объяснять любовь разумом, противоречие, которое может только умалить истинное значение чувства: и что все рассуждения о любви разрушают ее. Но дело в том, что не нужно рассуждать о любви только тем людям, которые уже употребили свой разум для понимания жизни и отказались от блага индивидуального существования; но те, кто не понял жизни и существует на благо животной индивидуальности, не могут не рассуждать о ней. Они должны рассуждать, чтобы иметь возможность отдаться этому чувству, которое они называют любовью.
Из всех глубоких противоречий, окружающих любовь, Толстой отмечает присущий человеческому существу солипсизм, противостоящий чувству всеобщей любви. Здесь он ищет парадоксальное примирение между двумя, казалось бы, противоположными идеями.
В действительности каждый мужчина предпочитает своего собственного ребенка, свою жену, своих друзей, свою страну чужим детям, женам, друзьям и стране, и он называет это чувство любовью. Любить — значит вообще делать добро. Так мы все понимаем любовь и не умеем понимать ее иначе.
Размышления Толстого, таким образом, подводят нас к оставшимся без ответа вопросам: насколько правильно жертвовать своей индивидуальностью ради любви к другим, понимая при этом, что эта индивидуальность делает нас людьми? Только из вопросов, подобных этому, возможно истинное осознание множественности и необъятности любви во всех ее формах. Таким образом, чувство любви переосмысливается не как гипотетическая идея, а как образ жизни, как состояние бытия, которое способно жить только в настоящем. К счастью:
Если человек решит, что ему лучше сопротивляться требованиям настоящей слабой любви, во имя другого, будущего проявления, то он обманывает либо себя, либо других людей и не любит никого, кроме себя.
Будущей любви не существует. Любовь — это только деятельность в настоящем. Человек, который не проявляет любви в настоящем, не имеет любви.
*Изображения: 1) Wikimedia Commons; 2) Илья Репин,
Пахарь , 1930 г. / Wikimedia Commons; 3) Толстой со своими внуками / Wikimedia CommonsВдохновение
Живописный спиритизм (женские рисунки, управляемые духом)
В истории художников-самоучек есть множество примеров, которые предполагают вопрос о том, что мы считаем само собой разумеющимся во вселенной искусства. Так было с цифрами типа
Подробнее
Вдохновение
Удивительные сказочные иллюстрации из Японии
Сказки Племенные истории— больше, чем детские сказки. Подобные вымыслы, персонажи которых живут в наших самых ранних воспоминаниях, — это не просто литературные произведения с эстетической и приятной целью. Они
Подробнее
Вдохновение
Кинематографическая поэма и ода воде: ее ритмы, формы и фактуры
Здесь лежит Тот, Чье Имя было написано в воде. — Джон Китс Без воды уравнение жизни, по крайней мере жизни, какой мы ее знаем, было бы невозможно. Растущая гипотеза утверждает, что вода, в том числе
Подробнее
Вдохновение
Посмотрите, как красота раскрывается с помощью науки в этой «оде цветку» (видео)
Изучение микроскопического — один из самых богатых, самых эстетичных методов познания мира. Счастлив тот ученый, который, увидев что-то прекрасное, способен увидеть все крошечные
Подробнее
Вдохновение
Придумывать тех, кого мы любим, или видеть их такими, какие они есть? Любовь в двух любимых сценах фильмов
О «любви» уже сказано так много, что трудно что-либо добавить, тем более что-то новое. Впрочем, возможно, потому что даже если попытаться пропустить сквозь сито всех наших
Подробнее
Вдохновение
Это приложение позволяет находить и сохранять древние шрифты
Большинство людей, даже далеких от мира дизайна, знакомы с тем или иным видом типографики и ее способностью преобразовывать любой текст, помогать дислектикам или растягивать восьмистраничную бумагу
Подробнее
Вдохновение
Секреты связи разума и тела
На протяжении десятилетий медицинские исследования признавали существование эффекта плацебо, при котором предположение о том, что лекарство поможет, приводит к реальным физическим улучшениям. В дополнение к этому,
Подробнее
Вдохновение
Море как бесконечная лаборатория
Большая часть наших представлений о форме мира и Вселенной основывается на том, как ученые и художники подходили к этим темам с течением времени. Наше увлечение тайнами
Подробнее
Вдохновение
Совместное использование и сотрудничество — естественные движения творческого существа
Иногда нам может показаться, что художественная или творческая деятельность по своей сути индивидуальна. Генезис иудео-христианской традиции изображает Бога, чье решение создать мир столь же страстно
Подробнее
Чары, Вдохновить
Джон Малкович становится Дэвидом Линчем (и другими персонажами)
Джон Малкович и Дэвид Линч — соответственно актер и кинорежиссер, которые прямо или косвенно обращались к проблемам идентичности и ее пористых барьеров в многочисленных проектах. Сейчас
Подробнее
Семейная сказка Толстых: NPR
Любовь и ненависть: Семейная сказка Толстых Роман Льва Толстого Анна Каренина начинается строкой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Новая книга о жене Толстого показывает, что их брак, похоже, относится ко второй категории.
Интервью с авторами
Утренний выпуск
Этот автопортрет Софьи Толстой в Ясной Поляне в 1906 году «является метафорой того, как она часто понимала свое тяжелое положение: она одинока, замкнута, изолирована в своем собственном личном мире. Ее муж нависает над ней», Лея Бендавид-Вал. пишет. Софья Толстая скрыть заголовок
переключить заголовок
Софья Толстая
Этот автопортрет Софьи Толстой в Ясной Поляне в 1906 году «является метафорой того, как она часто понимала свое тяжелое положение: она одинока, замкнута, изолирована в своем личном мире. Ее муж нависает над ней», Лея Бендавид -Вал пишет.
Софья Толстая
Из «Песни без слов»
Лев Толстой с дочерью Таней в Ясной Поляне, 21 июня 1904 года. Софья Толстая скрыть заголовок
переключить заголовок
Софья Толстая
Лев Толстой с дочерью Таней в Ясной Поляне, 21 июня 1904 года.
Софья Толстая
Внук Софьи Володя Толстой в феврале 1903 года. Софья Толстая/National Geographic скрыть заголовок
переключить заголовок
Софья Толстая/National Geographic
Внук Софьи Володя Толстой в феврале 1903 года.
Софья Толстая/National Geographic
Одна из самых известных фраз в литературе — начало романа Льва Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Собственный брак Толстого, кажется, подпадает под вторую категорию. У него и его жены Софии было 13 детей. Она была неоценимой помощницей в его работе, вручную переписывая его рукописи.
Но Софья, графиня из русской аристократии, не выдержала толстовских идей о социальной реформе и упрощении жизни. И он мало сочувствовал ее увлечениям музыкой и фотографией.
Лия Бендавид-Вал, автор книги Песня без слов: фотографии и дневники графини Софьи Толстой , говорит, что семья Софьи предоставила Льву Толстому персонажей для его книг. Например, в «Война и мир » героиня Наташа создана по образцу младшей сестры Софии, Тани.
Брак Толстых начался «прекрасно», рассказывает Бендавид-Вал Деборе Амос. «Они были безумно влюблены, когда поженились в 1862 году, и делились всем, включая свои дневники. Они использовали свои дневники, чтобы разговаривать друг с другом.
«Она копировала его рукописи, и он прислушивался к ее мнению, что было очень приятно ей», — говорит Бендавид-Вал.
Но за почти 50 лет брака у пары были отношения любви и ненависти, говорит автор.
И София, и Лео были «очень эмоциональны, очень страстны, и их любовь была полной, страстной, глубокой и богатой — как и их ненависть», — говорит Бендавид-Вал. «И, к сожалению, ненависть, похоже, в конце концов победила».
София стала навязчиво бояться, что Лео написал новое завещание. Он услышал, как она обыскивает его кабинет в поисках документа, и пришел в ярость. Он решил, что это последняя капля, и ушел от жены. В поезде ему стало очень плохо, и вскоре он умер.
«Они нуждались друг в друге», — говорит Бендавид-Вал. «Ни один из них не смог бы прожить столь же полную и богатую жизнь без другого».
Выставка «Песни без слов» в Американском университете
По
Лия Бендавид-Вал
Автопортрет Софьи Толстой в Ясной Поляне, июнь 1901 года. Софья Толстая/National Geographic скрыть заголовок
переключить заголовок
Софья Толстая/National Geographic
Автопортрет Софьи Толстой в Ясной Поляне, июнь 1901 г.
Софья Толстая/National Geographic
Муж и жена использовали свои дневники для общения, говоря вещи, которые они не осмеливались говорить друг другу вслух:
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ (ЛЕВ)
8 января 1863
Я утром —ее одежда. Она предложила мне возразить им, и я возразил, и сказал так — слезы и пошлые объяснения… Мы как-то поладили. Я всегда недоволен собой в таких случаях, особенно поцелуями — это фальшивые пятна. …Я чувствую, что она подавлена, но я еще более подавлен, и я ничего не могу ей сказать — нечего сказать. Мне просто холодно, и я с жаром хватаюсь за любую работу. Она перестанет любить меня. Я почти уверен в этом. Единственное, что может меня спасти, это если она не влюбится в кого-то другого, а это не моя вина. Она говорит, что я добрый. Мне не нравится это слышать; только по этой причине она перестанет меня любить.
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ (СОНЯ) 9 января 1863
Никогда в жизни я не чувствовал себя таким несчастным от угрызений совести. Я никогда не думал, что могу так сильно винить себя. Весь день меня душили слезы. Я чувствую себя таким подавленным. Я боюсь говорить с ним или смотреть на него. … Я уверен, что он, должно быть, вдруг понял, насколько я гнусный и жалкий.
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ (ЛЕВ) 15 января 1863
Встал поздно; мы в дружеских отношениях. Последняя ссора оставила какие-то небольшие (незаметные) следы — а может быть, оставило время. Каждая такая ссора, какой бы незначительной она ни была, — это шрам на любви. Мгновенное чувство страсти, досады, себялюбия или гордыни пройдет, но шрам, пусть маленький, навсегда останется на самом лучшем, что есть в мире, — на любви. Я буду знать это и охранять наше счастье, и ты тоже это знаешь…
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ (ЛЕВ) 5 августа 1863
… Я просмотрел ее дневник — скрытая злость на меня светится под словами нежности. В реальной жизни часто так же. Если это так и все это ее ошибка — это ужасно…
Спустя почти три десятилетия после этого обмена Соня решила скопировать дневник мужа для потомков. Она отметила 20 ноября 1890 г. Я переписывал дневники Левочки, которые охватывают всю свою жизнь. … Она рассказала, как на нее повлияла копировальная работа.
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ (СОНЯ) 8 декабря 1890
Я все еще переписываю дневник Левочки. Почему я никогда не читал и не копировал его раньше? Она просто лежала у меня в комоде все это время. Не думаю, чтобы я когда-либо оправился от потрясения, вызванного чтением дневников Левочки, когда я была с ним помолвлена, — я до сих пор помню мучительные муки ревности, ужас того первого ужасного опыта мужской развратности…
Соня, кажется, фотографировала в основном, когда была счастлива, и писала, когда была в депрессии, но не всегда. Ее единственная запись за 1868 год гласит:
ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКЕ 31 июля 1868
Мне смешно читать мой дневник. Сколько противоречий — как будто я несчастнейшая из женщин! Но кто может быть счастливее? Когда я нахожусь в комнате, я иногда смеюсь от радости и крестюсь, и молю Бога о еще многих-многих годах счастья.