Лучшее лермонтов: Михаил Лермонтов: лучшие стихи.

Содержание

Лермонтов — Дума: Стихотворение «Печально я гляжу на наше поколение», читать стих Михаила Лермонтова

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Стихотворение «Дума» относится к вершине философской и гражданской лирики Лермонтова. Он написал его в 1838 г., когда уже был знаменит своим обличительным стихотворением «Смерть поэта».

Произведение сразу же обратило на себя пристальное внимание цензуры. При жизни поэта не были опубликованы строки, касающиеся царской власти: «Перед опасностью… рабы». Тем больше было восторженных откликов со стороны демократических и революционных деятелей. Очень высокую оценку дал произведению Белинский.

«Дума» представляет собой суровый обличительный приговор поколению Лермонтова. В нем содержится скрытое сравнение с декабристами, которые отдали свои жизни ради высокой справедливой цели.

После подавления восстания декабристов последовала незамедлительная реакция. В николаевской России небывалую власть и полномочия получила цензура. Все проявления независимости и самостоятельного мнения безжалостно искоренялись. Общество было пропитано мрачной атмосферой безверия.

Лермонтов считает, что такая ситуация самым пагубным образом отразилась на новом поколении. Оно росло в условиях подавляющего личность гнета. Это воспитало в молодых людях постоянный страх за свое благополучие и задушило их возвышенные стремления.

Люди устают жить с самого рождения. Отсутствие высоких идеалов приводит к праздному существованию, не приносящему никакой пользы.

В обществе царит равнодушие, ценится только холодный рассудок. Любовь и ненависть исчезли, люди не испытывают потребности в сильных страстях. Их вполне заменили грубые физические наслаждения, которые ставят человека на уровень животного.

Лучшие достижения человеческой мысли и произведения искусства больше не производят никакого впечатления на души людей. Их сердца зачерствели и не откликаются ни на что.

Лермонтов осуждает современников за их эгоизм. Они недостойны великой славы своих предшественников. Их падение зашло так далеко, что «предков… роскошные забавы» никого уже не интересуют.

Общество получает прекрасное образование, но не имеет возможности и желания проявить себя в каком-либо настоящем деле. Полученные знания попусту растрачиваются на бесполезный мертвый анализ и получение практической выгоды.

Стихотворение пропитано духом пессимизма. Лермонтов уверен, что его поколение, отвергнув прошлое и ничего не добившись в настоящем, не имеет права на будущее. Далекие потомки, достигнув когда-нибудь счастья и гармонии в жизни, смогут вспомнить поколение Лермонтова лишь «презрительным стихом».

Михаил Лермонтов в списке 100 лучших стихотворений всех времен

org/CreativeWork»>
org/CreativeWork»> org/CreativeWork»> org/CreativeWork»> org/CreativeWork»> org/CreativeWork»> org/CreativeWork»> org/CreativeWork»>

Место в списке: 13
Баллы: 5015

Средний балл: 2.46

Место в списке: 25
Баллы: 3997
Средний балл: 2.42

org/AggregateRating»>

Место в списке: 41
Баллы: 3212
Средний балл: 4.18

Место в списке: 57
Баллы: 2530
Средний балл: 2. 75

Место в списке: 85
Баллы: 2173

Средний балл: 1.85

Место в списке: 100

Баллы: 1866
Средний балл: 2.65

org/AggregateRating»>

Место в списке: 104
Баллы: 1822
Средний балл: 2.25

Место в списке: 106
Баллы: 1813
Средний балл: 3. 52

Место в списке: 131
Баллы: 1452
Средний балл: 2.71

Место в списке: 136
Баллы: 1304
Средний балл: 2.13

org/AggregateRating»>

Место в списке: 152
Баллы: 1164
Средний балл: 2.68

Место в списке: 160
Баллы: 1097
Средний балл: 2. 28

Место в списке: 170
Баллы: 1050
Средний балл: 3.29

Место в списке: 171
Баллы: 1048
Средний балл: 2.77

org/AggregateRating»>

Место в списке: 172
Баллы: 1039
Средний балл: 2.86

Место в списке: 173
Баллы: 1036
Средний балл: 2. 57

Место в списке: 174
Баллы: 1033
Средний балл: 2.81

Место в списке: 179
Баллы: 1016
Средний балл: 2.81

org/AggregateRating»>

Место в списке: 180
Баллы: 1014
Средний балл: 2.70

Место в списке: 181
Баллы: 992
Средний балл: 2. 83

Место в списке: 182
Баллы: 990
Средний балл: 3.21

Место в списке: 183
Баллы: 990
Средний балл: 1.52

org/AggregateRating»>

Место в списке: 189
Баллы: 980
Средний балл: 2.36

Место в списке: 191
Баллы: 971
Средний балл: 2. 65

Место в списке: 196
Баллы: 960
Средний балл: 3.46

Место в списке: 198
Баллы: 949
Средний балл: 3.34

org/AggregateRating»>

Место в списке: 212
Баллы: 901
Средний балл: 3.30

Место в списке: 221
Баллы: 824
Средний балл: 2. 74

Место в списке: 222
Баллы: 823
Средний балл: 3.26

Место в списке: 224
Баллы: 806
Средний балл: 3.66

org/AggregateRating»>

Место в списке: 228
Баллы: 794
Средний балл: 2.96

Место в списке кандидатов: 502
Баллы: 80
Средний балл: 5. 00

Место в списке кандидатов: 538
Баллы: 55
Средний балл: 4.23

Лермонтов М.

Ю. — ТОП КНИГ

Михаил Юрьевич Лермонтов; Российская империя, Москва;  15.10.1814 – 27.07.1841

Михаил Юрьевич Лермонтов не нуждается в представлении. Этот поэт, прозаик и художник, имя которого широко известно в мировой литературе. Произведения Лермонтова читать можно на большинстве языков мира, а тиражи его книг уже не поддаются подсчету. Поэтому совершенно не удивительно, что Лермонтов занял высокое место в нашем рейтинге топ 100 авторов, а его произведения представлены и в других рейтингах нашего сайта.

Биография Лермонтова М. Ю.

Михаил Юрьевич Лермонтов  родился в дворянском роду Лермонтовых берущем свое начало с 17 века. Его потомки были  родом из Шотландии. Мать Михаила умерла достаточно рано, причиной тому была болезнь и не слишком хорошие отношения с отцом Михаила. Из-за этого у бабушки Михаила, которая в основном и занималась его воспитанием, были постоянные конфликты с его отцом. Она не позволяла видеться отцу с Михаилом и это не могло не оставить след в сердце мальчика.

Из-за того что Михаил рос достаточно болезненным ребенком ему часто были не доступны обычные детские радости. Благодаря этому он рано познал литературу и нашел развлечение в своей фантазии. Кроме того Лермонтов, как и другие дворянские дети, рано научился разговаривать на всех европейских языках. Возможно, именно поэтому его дебютное произведение было написано на немецком, и называлось «Menschen und Leidenschaften».

Первая поездка на Кавказ, который в дальнейшем становится нераздельно связанным с творчеством автора, он совершил в десятилетнем возрасте. Эта поездка оставила в душе будущего поэта неизгладимые впечатления не только от природы, но и от пережитой здесь первой любви. В 12 лет Михаил Юрьевич был отдан на обучение в университетский благородный пансион. Здесь его все чаще посещает отец, и Михаил Лермонтов читает ему свои стихи.

В 1830 году он бросает пансион и поступает в Московский университет. Сначала он обучается на нравственно-политическом факультете, а затем на словесном. Но из-за споров с преподавателем был вынужден покинуть университет уже через два года. Он решил поступить в университет Санкт-Петербурга, но ему отказали. Поэтому по наставлению родственников и бабушки он поступает в Школу гвардейских прапорщиков. Именно накануне поступления в школу он написал знаменитое стихотворение «Парус». В школе Лермонтов провел «два злополучных года», по выражению самого автора и был зачислен корнетом в Гусарский полк.

Первая ссылка писателя на Кавказ неразрывно связана со смертью Пушкина. Именно за стихотворение «Смерть поэта», которое было написано Лермонтовым в порыве чувств, он и был сослан в недолгую ссылку на Кавказ. Но благодаря влиянию бабушки ссылка продлилась всего несколько месяцев. Хотя и не продолжительная она оставила в душе автора неизгладимое впечатление. По мотивам этого пребывания на Кавказе мы можем Лермонтова «Демон» читать, а также произведение «Мцыри».

По возвращению  Лермонтов уже является одним из известнейших поэтов. Поэтому вокруг него часто плетутся интриги, которые и приводят к первой дуэли. Она проходит бескровно, но за нее Лермонтов вновь отправляется на Кавказ. Именно во время не выходит в свет роман Лермонтова «Герой нашего времени» читать который нынче очень популярно. Но в 1841 происходит вторая дуэль Лермонтова, на которой поэт получает смертельное ранение. По словам очевидцев узнав о смерти Лермонтова, император Николай I сказал: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит». О произведениях Лермонтова восторженно отзывались многие классики литературы, такие как Бунин, Чехов и многие другие.

Произведения Лермонтова на сайте Топ книг

Популярность книги Лермонтова читать сейчас настолько велика, что это позволило им попасть в наш рейтинг топ лучших книг классики. Хотя справедливости ради стоит отметить, что, так как Лермонтова читать следует согласно школьной программы, то интерес к произведениям автора достаточно нестабилен. Тем не менее, он достаточно высок, что позволило книгам Лермонтова М. Ю. быть представленными и в нашем рейтинге топ 100 книг.

Все произведения Лермонтова М. Ю.

 

  1. Menschen und Leidenschaften (Люди и страсти)
  2. Странный человек
  3. Ангел
  4. Ангел смерти
  5. Ашик-Кериб
  6. Бородино
  7. Боярин Орша
  8. Бэла
  9. Вадим
  10. Ветка Палестины
  11. Воздушный корабль
  12. Герой нашего времени
  13. Дары Терека
  14. Две невольницы
  15. Демон
  16. Дума
  17. Измаил-Бей
  18. Кавказец
  19. Кавказский пленник
  20. Каллы
  21. Княгиня Лиговская
  22. Литвинка
  23. Маскарад
  24. Монго
  25. Олег
  26. Парус
  27. Песня про царя Ивана Васильевича
  28. Последнее новоселье
  29. Последний сын вольности
  30. Сашка
  31. Сказка для детей
  32. Смерть поэта
  33. Спор
  34. Тамань
  35. Тамара
  36. Три Пальмы
  37. Фаталист
  38. Хаджи-Абрек
  39. Цыганы
  40. Черкесы
  41. Я хочу рассказать вам

 

 

Михаил Лермонтов в списке 100 лучших книг всех времен

org/Book»> org/Book»> org/Book»>

Место в списке: 35
Баллы: 9204
Средний балл: 1.17

org/AggregateRating»>

Место в списке: 165
Баллы: 4302
Средний балл: 1.39

Место в списке: 329
Баллы: 2601
Средний балл: 2. 95

Место в списке: 416
Баллы: 2165
Средний балл: 2.87

Место в списке: 450
Баллы: 2026
Средний балл: 2.79

org/AggregateRating»>

Место в списке: 707
Баллы: 970
Средний балл: 3.02

Место в списке: 765
Баллы: 823
Средний балл: 1. 02

Место в списке: 926
Баллы: 530
Средний балл: 2.40

Место в списке кандидатов: 528
Баллы: 409
Средний балл: 4.26

org/AggregateRating»>

Место в списке кандидатов: 823
Баллы: 225
Средний балл: 5.00

Место в списке кандидатов: 822
Баллы: 225
Средний балл: 5. 00

ЖЕНЩИНЫ-АДРЕСАТЫ ЛИРИКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА — Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

Как-то Лермонтов заметил, что «артистическое чувство развито в женщинах сильнее», чем в мужчинах, и женщины «чаще и долее» мужчин «покорны первому впечатлению».

Первое впечатление, которое Лермонтов производил на женщин, для него не всегда было выгодно. В.И. Анненкова о первом знакомстве с поэтом вспоминала: «Должна признаться, он мне совсем не понравился. <…> Он был мал ростом, коренаст и некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно». Правда, В.И. Анненкова была представлена Лермонтову не в лучшее время: он был болен, лежал в госпитале «прикованный к постели». Может быть, поэтому «у него был злой и угрюмый вид, его небольшие глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка».

В юности Лермонтов, сознавая свое умственное превосходство над многими красивыми молодыми людьми, страдал от своей «невыгодной наружности» в глазах женщин. Позднее, будучи уже офицером, он сам, смеясь, говорил, что «судьба, будто на смех», послала ему «общую армейскую наружность». Талантливая поэтесса Е.П. Ростопчина, любившая Лермонтова как друга, писала о нем: «…одно обстоятельство уже с той поры повлияло на его характер <…>. Он был дурен собой, и эта некрасивость <…> решила его образ мыслей, вкусы и направление молодого человека, с пылким умом и неограниченным честолюбием». Впрочем, Е.П. Ростопчина замечала, что эта некрасивость уступила впоследствии «силе выражения» и почти исчезла, «когда гениальность преобразила простые черты его лица».

Женщины, узнававшие Лермонтова ближе, переставали замечать, что он некрасив. Хозяйка знаменитого петербургского литературного салона С.Н. Карамзина, питающая большую симпатию к Лермонтову (по словам А.О. Смирновой, «Софья Николаевна за него горой и до слез, разумеется»), сообщала сестре, что Лермонтов «мил», и его «присутствие всегда приятно и всех одушевляет».
Пятигорская приятельница Лермонтова Эмилия Клингенберг свидетельствовала: «Лермонтов не был красив, но и не так безобразен, каким рисуют его <…>, роста был среднего, говорил приятным грудным голосом, но самым привлекательным в нем были глаза — большие, прекрасные, выразительные».
Глаза Лермонтова действовали на женщин неотразимо. «Нельзя было не смутиться, — писала Е.А. Сушкова, — когда он устремлял их с какой-то неподвижностью».

Близко знавшие Лермонтова женщины никогда не называли его злым или желчным. Большая умница А.О. Смирнова справедливо говорила, «что Лермонтов вовсе не дерзкий человек, его в этом обвиняли, но что он свою природную застенчивость маскирует притворной дерзостью». А Мария Лопухина, знавшая Лермонтова с его ранней юности, любила его за «добрый характер» и «любящее сердце».

Потрясающую характеристику дал Лермонтову В.Г. Белинский. Навестив поэта, сидевшего под арестом за дуэль с Э. де Барантом и «в первый раз» поразговорившись с ним «от души», Белинский писал В. П. Боткину: «Боже мой, как он ниже меня по своим понятиям, и как я бесконечно ниже его в моем перед ним превосходстве. <…> Я с ним робок — меня давят такие целостные, полные натуры, я перед ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества». Как слабость, извинительную в «салонном человеке» — Лермонтове из-за его молодости, Белинский между прочим замечает: «Мужчин он <…> презирает, но любит одних женщин, и в жизни только их и видит. Взгляд чисто онегинский. Печорин — это он сам, как есть».

Женщины играли большую роль в жизни поэта. Он любил их за их «артистическое чувство», за свое «прошлое страданье» и даже за их «мелкие слабости». «Женщины должны бы желать, — писал Лермонтов в «Герое нашего времени», — чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости».

Живые страницы. Михаил Лермонтов

Самый достоверный портрет Михаила Лермонтова, самую глубокую и самую верную характеристику дают его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть! Читая лирические стихи и романтические поэмы, трагический «Маскарад» и одну из самых удивительных книг во всей мировой литературе — «Герой нашего времени» мы невольно вспоминаем, что сказал Пушкин о Байроне: «Он исповедался в своих стихах невольно, увлеченный восторгом поэзии».

Интересно, что великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона и Михаила Лермонтова связывают родственные узы. Род Лермонтовых восходит к средним векам, а именно к шотландскому рыцарю, поэту Томасу Лермонту, прозванному Рифмачом. У Вальтера Скотта есть баллада о нем. Остатки его замка Эльсердон в Шотландии сохраняются до сих пор. Один из шотландских Лермонтов в 1613 году воевал в рядах польской армии против русских. При осаде крепости Белой этот наемный рыцарь был взят в плен и остался в России. Георг Лермонт поступил на службу, под именем Юрия Андреевича принял православную веру, ему пожалованы были земли в Костромской губернии. Во время второй польской войны 1633 – 1634 гг. он был убит, но потомки его продолжали служить России. Уже внуки Георга Лермонта были стольниками на русской службе.

В том же XVII веке в Англии одна из представительниц женской линии Лермонтов вышла замуж за Вильяма Гордона, а в веке XVIII, точнее в 1785 г. на Екатерине Гордон женился барон Байрон — это были родители Джорджа Байрона. Михаил Лермонтов — представитель российской ветви рода Лермонтов в седьмом или восьмом колене.

Лермонтов знал о существовании Томаса Лермонта, но то, что он был в родстве, пусть и очень отдаленном, со своим кумиром Байроном, ему не было известно:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей как в океане
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой, — поэзию, прозу, драматическую литературу, музыку, живопись, труды исторические и философские, — Михаил Лермонтов изучал, начиная с первого дня пребывания в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества. Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать — ни разговоры, ни шум.

Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать азербайджанский язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название — «Мцыри». Он помнит тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения можно выделить двух авторов: Байрона и — особенно — Пушкина. Еще ребенком Лермонтов постигал законы поэзии, переписывая в свой альбом их стихи. Перед Пушкиным он благоговел всю жизнь. И больше всего любил «Евгения Онегина».

Он не просто читал — каждая книга была для него ступенью к самостоятельному пониманию назначения поэзии, каждая воспринималась критически. Воображение уносит его на Кавказ, где он побывал в детстве, и в страны, где он никогда не бывал, — в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию, Грецию, в будущее и в прошлое и даже в мировое пространство:

Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной.
И о земле позабывал…

Лермонтов был одарен удивительной музыкальностью — играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Были даже и ноты, но пропали и до нас не дошли. Однако, если бы мы даже не знали об этом, мы догадались бы о его музыкальности, читая стихи и прозу его. Не много рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так — динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней.

В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. Таковы — Фернандо, Юрий Волин, Владимир Арбенин в юношеских трагедиях, Измаил-бей, Арсений, Печорин… и Демон мыслит и клянется, как Лермонтов.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, ибо у этих людей лицо было маской, а в маскараде, неузнанные, они выступали без масок, в обнажении низменных страстей и пороков.

Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов жил теперь для того, чтобы сказать современному человеку правду о «плачевном состоянии» его духа и совести, — поколению малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее.

Лермонтовская поэзия удивительно своеобразна, неповторима. И любимым поэтическим средством являются в ней антитезы — столкновение противоположных понятий: «день первый» — «день последний», «позор» — «торжество», «паденье» — «победа», «свиданье» — «разлука», «демоны» — «ангелы», «небо» — «ад», «блаженство» — «страданье»… И другой, излюбленный, поэтический прием — анафора, настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой;
Клянуся сонмищем духов,
Судьбою братий, мне подвластных,
Мечами ангелов бесстрастных,
Моих недремлющих врагов;
Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой;
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой,
Незлобных уст твоих дыханьем,
Волною шелковых кудрей;
Клянусь блаженством и страданьем,
Клянусь любовию моей. ..

Как много говорит самый стих о личности его творца, о его характере, о его страсти!

И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Парус привередливый – Огонек № 41 (5586) от 21.10.2019

205 лет назад родился Михаил Лермонтов; его литературная слава — в разные времена — всегда оказывается в тени других современников. Почему так случилось? И какое место в поэзии он занимает сегодня?

Наталья Иванова, литературный критик

«Когда я начал марать стихи» — так мог бы написать или сказать Бродский, но это Лермонтов.

«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей». Так мог бы написать Набоков, но это записал Лермонтов.

Жизнь, как известно, несправедлива, литературная жизнь — тем более. Речь не только о незамеченных талантах, порой весьма крупных, известность к которым приходила после смерти. Или вообще не приходила.

Речь о великом таланте, который неизбежно находится в тени гения, исторически близкого.

В мифологическом пространстве русской литературы, где обязательно кто-то кого-то роди (Пушкин роди Гоголя, Гоголь — Достоевского и т.д.), Лермонтов — младший брат Пушкина. «Наедине с тобою, брат, / Хотел бы я побыть: / На свете мало, говорят, / Мне остается жить!». Обращено не к нему, но сейчас читается как обращенное и к нему, Пушкину.

Всего четыре года отделяют гибель Лермонтова от смерти Пушкина, а младше его Лермонтов был на пятнадцать лет. Сжатое время жизни. Еще более сжатое, чем у Пушкина.

Однако имя Лермонтова отлилось в каноне, считай, на три литературных века: золотой, серебряный и советский. На постсоветском веку его подзабыли. У нас же литературного добра навалом — собрания сочинений библиотеки не берут.

В советское время имя Лермонтова приваривали идеологической арматурой к патриотизму и гражданской поэзии (но и тут он попадал в тень еще более приваренного Некрасова). Конечно, «Валерик»! «Бородино»! «Скажи-ка, дядя…». Дядя в «Онегине» — источник богатого наследства, то есть благополучия, для Евгения. Дядя в «Бородине» — источник патриотической памяти, которую к тому же можно при случае применить и направить.

Но Лермонтов всегда был неудобен. Начиная с голоса, нарушающего приличия в светском и околосветском обществе. «Смерть поэта» распространялась, как пожар, в тысячах экземпляров, на что последовал немедленный арест поэта (помещен в одной из верхних комнат Генштаба, там, где сейчас располагаются выставочные залы Эрмитажа), а также резолюция Николая I — «старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он». С тех пор Лермонтов стяжал не только славу, но и крайнюю неприязнь, если не ненависть императора. Может, Николай и не говорил «собаке — собачья смерть», как приписывает молва, но уж точно следил, это задокументировано, чтобы бунтарь Лермонтов был на первой линии фронта, где пуля поскорей его бы догнала. Да и в новом патриотическом размышлении — не мог поэт-патриот, поэт-офицер написать «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ, / И вы, мундиры голубые, / И ты, послушный им народ» — Лермонтов как автор ставится под сомнение. А ведь написал. Нет заверенной авторской рукописи? Перечитайте текст и представьте теперь его «хранителя». С росписью «Подлинно. Лермонтов».

В тени, да. Но «Демон», «Мцыри», «Дума»? Одиночка и бунтарь. Резкий полемист. Прямая речь. Напор и гнев. Совсем не Пушкин. Его «Пророк» сравните с «Пророком» лермонтовским — пушкинскому пророку (после операции шестикрылого серафима на открытом сердце) все в мире внятно; у нашего героя пророк — это пустыня, каменья, одиночество. А Печорин — в диалоге с «Онегиным» выбрано Лермонтовым это имя!

Русский роман (не в стихах) и растет от «Героя нашего времени» — не только как специфический «русский роман» Толстого и Достоевского, Битова и Маканина. Опередившая на целый век литературное развитие композиция, дерзко перетасовавшая пять повестей; прозрачный язык, сущностные вопросы к бытию и Богу, изящный слог… Так выходит к нам из тени писатель, погибший в неполных двадцать семь — возраст, когда нынешние «молодые литераторы» еще ходят в детский сад на форумах, которые для них устраиваем мы, заботливые «взрослые».

Перефразируя название книги Абрама Терца, он же Синявский, «В тени Гоголя», в случае Лермонтова можно сказать: «В тени Пушкина».

Но не случайно Борис Пастернак посвящает «Сестру мою жизнь» Лермонтову, даже не «памяти Лермонтова», как мог бы, — нет, Лермонтову живому. Лермонтову как собеседнику — с его Демоном, Тамарой, всем лермонтовским Кавказом в придачу. Для Пастернака Лермонтов вообще стал «ролевой моделью» — именно отсюда растет преследовавшая всю жизнь Пастернака мысль, что без романа писательской, да и поэтической судьбы не получится, что лермонтовский бунтарский дух надо продолжить не только «Сестрой» — отсюда «Доктор Живаго» и судьба этого романа как авторская провокация, как вызов на дуэль всей системы, союзписательской — это минимум. Что и было почувствовано властью.

Но вернемся к Лермонтову-поэту, наследство которого приняли ранний Пастернак и ранний Мандельштам с его «Впереди густой туман клубится…», этот туман долетел с «Выхожу один я на дорогу. Сквозь туман / Кремнистый путь блестит» — стихов, которые знает наизусть и поет в застолье, когда душа требует, каждый русский человек вне зависимости от сословия и образования.

Удивительны независимость оскорбленного гражданского чувства, достоинство, внутренняя свобода («я б хотел свободы и покоя…») в совсем юном человеке, но и пророчество знаменитое: «Настанет год, России черный год, / Когда царей корона упадет». После смерти Пушкина он вернул поэзии обостренное общественное сознание, не пожертвовав гармонией стиха, как будто младший брат был вынужден в силу этих трагических обстоятельств внезапно и резко повзрослеть после всех своих шуток и шуточек, «Юнкерских поэм» порой на грани пристойности. Взял на себя груз наследства. Всего на четыре, повторяю, года. Видимо, предчувствуя короткость отпущенного времени, он торопится, работает много, плодотворно, концентрированно, обнимая прощальным взглядом и ландыш, и спелую сливу, и желтеющую ниву, — рядом с трагическим присутствием смерти «в полдневный жар, в долине Дагестана». Он постоянно помнит о смерти и видит себя после смерти, отлетев. И «она» его видит. Самые таинственные стихи в русской поэзии.

Не забудем и о драме «Маскарад», заворожившей наш театр на полтора столетия и по сей день не сходящей со сцены не только русской — напомню, что Римас Туминас еще до знаменитого вахтанговского спектакля поставил «Маскарад» у себя в Литве. Абсолютно не случайно мистическое совпадение — премьера мейерхольдовского «Маскарада» в Александринке (восстановленного Валерием Фокиным) и февральская революция. Когда Василий Васильевич Розанов пишет с отчаянием, что Россия «слиняла в три дня», я почему-то вижу публику, выходящую в гардероб после «Маскарада». Розанов продолжает: «Ни шапок, ни шуб не оказалось».

31 декабря 1831 года, по воспоминаниям современников, Лермонтов появился на маскараде в Благородном собрании в костюме астролога. С «Книгою судеб» под мышкой.

Что же вынул из «Книги судеб» этот астролог? Про революцию мы уже сказали. Есть и другие судьбоносные события.

Год 1914-й, столетие Лермонтова,— начало Первой мировой.

Год 1941-й, столетие смерти Лермонтова,— начало Великой Отечественной.

Страна должна испытывать трепет, когда стрелки часов истории приближаются к датам его рождения и смерти.

Впрочем, с Лермонтовым всегда так.

Иногда спрашивают: а есть ли гражданская лирика сегодня? Ну если речь о рифмованной публицистике, то она ушла со сцены еще до ухода условного Евгения Евтушенко.

Но лермонтовское бунтарство, независимость и принципиальный нонконформизм безусловно присутствуют у поэтов разных поколений — Елены Фанайловой и Галины Рымбу, Андрея Родионова и Всеволода Емелина.

Не забудем о Борисе Рыжем — его нет, ушел в лермонтовские двадцать семь, но он есть.

Чем труднее человеку в обществе быть собой, чем мельче решетка — тем больше вероятности для появления гражданской поэзии, прозы, спектаклей, фильмов.

Такая вот у нас в России обратная перспектива.

Дуэль | Britannica

Дуэль , бой между людьми, вооруженными смертоносным оружием, который проводится в соответствии с заранее установленными правилами для урегулирования ссоры или вопроса чести. Это альтернатива обычному процессу отправления правосудия.

Судебная дуэль, или испытание битвой, была самой ранней формой дуэлей. Цезарь и Тацит сообщают, что германские племена улаживали свои ссоры единоборствами на мечах, а с германскими вторжениями эта практика утвердилась в Западной Европе в раннем средневековье.Судебный поединок был принят потому, что торжественное утверждение или принесение клятвы в юридических спорах привело к широко распространенному лжесвидетельству и потому, что это испытание, казалось, оставляло слишком много на волю случая или манипуляций священников. Если человек заявлял перед судьей, что его противник виновен в определенном преступлении, а противник отвечал, что его обвинитель лгал, судья приказывал им встретиться на дуэли, для которой он устанавливал место, время и вооружение; оба бойца должны были внести залог за свое появление.Бросок перчатки был вызовом, который противник принял, подняв ее. Поскольку считалось, что при таком обращении к «Божьему суду» защитник права не может быть побежден, проигравший, если он еще жив, рассматривается в соответствии с законом.

Эта форма суда была открыта для всех свободных людей, а в некоторых случаях даже для крепостных. Только священнослужители, женщины, больные и мужчины в возрасте до 20 или старше 60 лет могут претендовать на освобождение. Однако при определенных обстоятельствах подсудимые могли назначать профессиональных бойцов или «чемпионов» представлять их интересы, но главный, а также его побежденный чемпион подвергались юридическому наказанию.

В большинстве стран дуэли также служили для решения безличных вопросов. В Испании, например, в 1085 году произошла дуэль, чтобы решить, следует ли использовать латинский или мосарабский обряд в литургии в Толедо: победил мосарабский чемпион Руис де Мастанса. Порядок этих дуэлей был описан очень подробно. Они проходили в champs clos (списки), как правило, в присутствии суда и высоких судебных и церковных сановников. Перед боем каждый участник клялся, что его дело справедливо, а его показания верны и что он не носит никакого другого оружия, кроме оговоренного, и никаких магических средств.Когда один из бойцов был ранен или брошен, его противник обычно ставил колено ему на грудь и, если не просили пощады, вонзал кинжал в сустав в доспехе.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишись сейчас

Вильгельм I ввел судебную дуэль в Англию в 11 веке; окончательно он был отменен в 1819 году. Во Франции смертельные судебные дуэли стали настолько частыми, что с XII века их пытались сократить. Последняя санкция французского короля состоялась 10 июля 1547 года.

Дуэли чести — это личные встречи, связанные с реальными или воображаемыми оскорблениями или оскорблениями. Эта практика, значительно облегченная модой носить меч как часть повседневной одежды, по-видимому, распространилась из Италии с конца 15 века. Мужчины дрались под любым предлогом и часто сначала без свидетелей; поскольку эта секретность стала использоваться в злоупотреблениях (например, в засадах), вскоре дуэлянтов стали сопровождать друзья или секунданты. Позже эти секунданты тоже сражались, чтобы проявить себя достойными своих друзей.

Дуэли чести стали настолько распространены во Франции, что Карл IX издал указ в 1566 году, согласно которому любой, кто участвует в дуэли, будет наказан смертью. Это постановление стало образцом для последующих указов против дуэлей. Однако практика просуществовала дольше, чем монархия во Франции. Начиная с революционного периода, это было характерной чертой политических споров, а в 19 веке политические дуэли были частыми. В 20-м веке дуэли по-прежнему время от времени проводились во Франции — хотя часто только ради формы, с такими мерами предосторожности, что ни меч, ни пистолет не могли оказаться фатальными, или даже для огласки, последняя зарегистрированная дуэль произошла в 1967 году. В Германии дуэли чести были разрешены военным кодексом до Первой мировой войны и были снова легализованы (1936 г.) при нацистах. Фашистский режим в Италии также поощрял дуэли. Mensur (студенческая дуэль) по-прежнему является характерной чертой университетской жизни Германии как спортивное мероприятие. В большинстве немецких университетов давно существует Verbindungen (боевой корпус) со строгими правилами, секретными встречами, отличительной униформой и большим престижем. В таких дуэлях, которые включают в себя метод фехтования, отличный от обычного фехтования, ученики могут получить шрамы на голове и щеке, которые ценятся как знак храбрости.

Дуэли между женщинами были зарегистрированы, хотя и редко.

Москва | История, география, население и карта

Москва , Россия Москва , город, столица России, расположенный на крайнем западе страны. С тех пор как Москва впервые упоминается в летописи 1147 года, она сыграла важную роль в истории России. Он стал столицей Московии (Великого княжества Московского) в конце 13 века; отсюда москвичи называют москвичами.Сегодня Москва — не только политический центр России, но и самый густонаселенный город страны, ее промышленная, культурная, научная и образовательная столица. Более 600 лет Москва также является духовным центром Русской Православной Церкви.

Британская викторина

39 самых сложных мировых столиц в истории

У Парижа, Бужумбуры, Пьера и Нуука есть нечто общее: все они столицы.И их еще тысячи. Будь то древняя столица империи или нынешняя столица провинции, вы найдете это в этой викторине. Путешествуйте с нами, чтобы узнать, как много вы знаете о мире, в котором мы живем, и его многочисленных уникальных местах.

Столица Союза Советских Социалистических Республик (СССР) до распада Союза в 1991 г. Москва привлекала внимание всего мира как центр коммунистической власти; действительно, название резиденции бывшего советского правительства и преемника российского правительства, Кремль (русский: Кремль), было синонимом советской власти.Распад СССР принес в Москву огромные экономические и политические перемены, а также значительную концентрацию богатства России. Площадь 414 квадратных миль (1035 квадратных километров). Поп. (2010) город, 11 738 547; (2020 г.) город, 12 678 079.

Характер города

Если Санкт-Петербург — это «окно России в Европу», то Москва — сердце России. Это жизнерадостный, динамичный, а иногда и утомительный город. Большая часть Москвы была реконструирована после того, как она была оккупирована французами при Наполеоне I в 1812 году и почти полностью разрушена пожаром.Москва не перестает обновляться и модернизироваться и продолжает испытывать быстрые социальные изменения. Советское прошлое России сталкивается с ее капиталистическим настоящим повсюду в стране, но нигде этот контраст не проявляется так заметно, как в Москве. Мавзолей Владимира Ильича Ленина остался нетронутым, как и многие унылые пятиэтажные жилые дома эпохи правления Никиты Хрущева (с середины 1950-х до середины 1960-х годов), но блестящие автомобили и супермаркеты в западном стиле, казино и ночные клубы в равной степени не изменились. видимый.Были восстановлены многие православные церкви, а также некоторые синагоги и мечети, новые театры Москвы вернули себе лидерство в области драматического искусства, а традиционные рынки были возрождены и расширены. Эти рынки, которые при Советском Союзе назывались колхозными (колхозными) рынками и продавали в основном ремесленные изделия и продукты, теперь представляют собой более сложные предприятия розничной торговли.

Стало привычным сравнивать Москву с Санкт-Петербургом, ее соперником и бывшей (1712–1918) столицей России.В то время как Санкт-Петербург впитал западноевропейские влияния, Москва считается традиционным русским городом. В отличие от своего конкурента, у Москвы есть четко очерченный центр города, отмеченный Кремлем. Другими характеристиками Москвы являются ее физическая планировка в виде радиальных спиц и колец, которые со временем увеличивались, смесь архитектурных стилей и исторические здания, построенные в основном русскими архитекторами. До 1920-х годов, когда в Москве не было кирпича и камня, здания Москвы были преимущественно деревянными.

Москва: Кремль

Кремль, вид со стороны Москвы-реки.

© Lloid / Shutterstock.com Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишись сейчас

Михаил Юрьевич Лермонтов

Последние годы (1837-1841)

Практически все, что писал Лермонтов за эти годы, было высокого уровня. В то время как более ранние стихи отражали его непосредственный личный интерес, эти более поздние стихи (менее 70 текстов) повествуют о правде, свободе, честности и достоинстве.Многие, преисполненные презрения и презрения к обществу, обеспокоены конфликтом между поэтом и толпой. Он также закончил пять поэм-повествований и начал два других, лучшими из которых были Беглец, Мцыри, и последняя версия Демон.

Герой нашего времени (1840), первый русский психологический роман и прекрасный образец русской прозы, вызвал множество критических замечаний. Влиятельный критик Виссарион Белинский высказался одобрительно, но многие критики сочли это искажением действительности.Произведение состоит из пяти рассказов, повествующих о приключениях Григория Печорина с разных сторон; последние три рассказа изложены в виде дневника. Действие происходит на Кавказе, а темы — похищение Печориным местной принцессы, встреча с контрабандистами в черноморском порту Тамань, романтическое соперничество между Печориным и другим офицером за привязанность принцессы Марии и эксперимент друг Печорина, чтобы доказать истинность предопределения. Пять частей призваны дать более близкое и полное представление о Печорине, но порядок скорее психологический, чем хронологический, со всеми элементами рассказа, подчиненными этому психологическому портрету.Печорин страдает скукой, безверием и общим духовным истощением. Ярко нарисованный персонаж, торжество русской литературы.

В эти годы Лермонтов неоднократно был сослан на Кавказ царем Николаем I, который был очень недоволен его дерзкой непочтительностью. Лермонтов был назначен в первые ряды, где его жизнь была в большой опасности. Лермонтов бодро подчинялся приказам, отличаясь храбростью. Царскому замыслу не суждено было сбыться; другая судьба ждала Лермонтова.В Пятигорске Лермонтов спровоцировал Н. С. Мартынова, бывшего товарища-кадета, а затем майора в отставке, на дуэль своей беспощадной сатирой на манеры Мартынова в кавказской одежде и манерах. На дуэли 15 июля 1841 года Мартынов первым выстрелом убил Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов | Encyclopedia.com

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — русский поэт и прозаик. Бесстрашный, импульсивный и страстный, он был воплощением русского романтизма.

Вклад Михаила Лермонтова в русскую литературу примечателен своей недолгой жизнью. Поглощая романтизм своих европейских предшественников и современников и в зрелом писательстве, дисциплинируя его реализмом и сдержанным языком, он сдерживал ранние романтические импульсы и язык, не теряя цвета и личного лиризма, которые впервые вдохновили его сочинения. Антон Чехов сказал: «Я не знаю языка лучше, чем язык Лермонтова», и рекомендовал его как образец для молодых писателей.

Лермонтов родился в Москве 2/3 октября 1814 года. Его мать умерла, когда ему было 3 года, а его бабушка и отец боролись за контроль над ребенком. В конце концов бабушка победила, но не раньше, чем на мальчике были нанесены эмоциональные шрамы. У него было слабое здоровье, поэтому бабушка несколько раз брала его с собой в поездку на Кавказ, регион, который оставил у него сильные и нежные впечатления.

После отличного среднего образования в 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет, где многим одноклассникам — среди них Виссарион Белинский, Александр Герцен, Константин Аксаков и Николай Станкевич — суждено было стать, как и ему самому, известными литераторами. Лермонтов плохо общался со своими однокурсниками и по натуре стоял в стороне. В июне 1832 г. он снялся и поступил в элитное гвардейское училище в Петербурге.

Ранний период (до 1832 г.)

К лету 1832 г. Лермонтов написал более 300 лирических стихотворений, 3 пьесы и несколько поэм-повествований, многие из которых были незаконченными. Романтические экстравагантности и темы о преданной любви, инцесте и убийстве характеризуют повествовательные стихи, такие как Корсар (1828) и Две одалиски (1830).Многие ранние работы показывают отмеченные влияние лорда Байрона, хотя влияние Фридриха фон Шиллера и Виктора Гюго, среди прочих, также заметно. Драмы, такие как « Испанцы» и «Странный человек», , обычно имеют тему чувствительной юности и трагических обстоятельств, вытекающих из этой чувствительности. Многие ранние стихи незрелы и экстравагантны, но некоторые из них замечательно хороши, например, «Ангел» (1831), антология.

Средний период (1832-1837)

Служа в гусарах с легкими обязанностями, Лермонтов преследовал социальные удовольствия Петербурга. В Петербурге, написав 4 поэмы-повествования, 2 драмы ( Masquerade и Two Brothers ) и менее 30 текстов. Из повествовательных стихотворений Демон был самым важным. Лермонтов работал над ней с 1829 по 1841 год, сделав не менее восьми редакций, пять к 1834 году. Тема представляет собой вариацию традиционного «падшего ангела».

В этот период Лермонтов впервые попробовал прозу в Вадим и Княгиня Лиговская, , вероятно, потому, что жанр был на подъеме.« Вадим», «» написано между 1832 и 1834 годами и восходит к общим местам готической сказки и романтической тематики. Сюжет разворачивается на фоне восстания Пугачева 1773–1774 годов, и его тема — безответная любовь. Самый важный прозаический труд, незаконченная социальная сказка « Княгиня Лиговская, », представляет собой ранний набросок Печорина, героя года «Герой нашего времени» , хотя стиль временами витиеватый, а структура повествования ошибочна.

В 1837 году Александр Пушкин был убит на дуэли, и Лермонтов, восхищавшийся им, написал панегирик, обвиняя окружающих престол. Он был арестован, заключен в тюрьму, а затем сослан на год для военной службы на Кавказе.

Последние годы (1837-1841)

Практически все, что Лермонтов писал за эти годы, было высокого уровня. В то время как более ранние стихи отражали его непосредственный личный интерес, эти более поздние стихи (менее 70 текстов) повествуют о правде, свободе, честности и достоинстве. Многие, преисполненные презрения и презрения к обществу, обеспокоены конфликтом между поэтом и толпой. Он также закончил пять поэм-повествований и начал два других, лучшими из которых были Беглец, Мцыри, и последняя версия Демон.

Герой нашего времени (1840), первый русский психологический роман и прекрасный образец русской прозы, вызвал множество критических замечаний. Влиятельный критик Виссарион Белинский высказался одобрительно, но многие критики сочли это искажением действительности. Произведение состоит из пяти рассказов, повествующих о приключениях Григория Печорина с разных сторон; последние три рассказа изложены в виде дневника. Действие происходит на Кавказе, а темы — похищение Печориным местной принцессы, встреча с контрабандистами в черноморском порту Тамань, романтическое соперничество между Печориным и другим офицером за привязанность принцессы Марии и эксперимент друг Печорина, чтобы доказать истинность предопределения.Пять частей призваны дать более близкое и полное представление о Печорине, но порядок скорее психологический, чем хронологический, со всеми элементами рассказа, подчиненными этому психологическому портрету. Печорин страдает скукой, безверием и общим духовным истощением. Ярко нарисованный персонаж, торжество русской литературы.

В эти годы Лермонтов неоднократно был сослан на Кавказ царем Николаем I, который был очень недоволен его дерзкой непочтительностью.Лермонтов был назначен в первые ряды, где его жизнь была в большой опасности. Лермонтов бодро подчинялся приказам, отличаясь храбростью. Царскому замыслу не суждено было сбыться; другая судьба ждала Лермонтова. В Пятигорске Лермонтов спровоцировал Н. С. Мартынова, бывшего товарища-кадета, а затем майора в отставке, на дуэль своей беспощадной сатирой на манеры Мартынова в кавказской одежде и манерах. На дуэли 15 июля 1841 года Мартынов первым выстрелом убил Лермонтова.

Дополнительная литература

Сбалансированный и осмысленный обзор работ Лермонтова и некоторые биографические данные находятся в Джоне Мерсеро, , Михаил Лермонтов, (1962), и в длинном предисловии к Михаила Лермонтова, , переведенном CE Л’Ами и Александром. Великотный (1967). Для общей исторической и литературной справки рекомендуется: Князь Д. С. Мирский, История русской литературы (2 тома, 1927), которая доступна в сокращенном виде в одном томе под редакцией Фрэнсиса Дж.Уитфилд (1958).

Дополнительные источники

Келли, Лоуренс, Лермонтов: трагедия на Кавказе, Нью-Йорк: Г. Бразиллер, 1978, 1977 гг. □

«Демон» Лермонтова и другие стихотворения

Михаил Ю. Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) погиб на бессмысленной дуэли в 27 лет. Уникальный для русских писателей XIX века, он создал плодотворные шедевры. все три основных жанра: прозаическая литература, драма и поэзия (повествование и короткая лирика).Со смертью Пушкина в 1837 году в возрасте 23 лет он взял на себя роль своего преемника с его широко распространенными распространил, хотя и не опубликовал, панегирик «Смерть поэта» и быстро был признан вторым величайшим русским поэтом.

Драма: Его ранняя сатирическая комедия в стихах «Маскарад» (1835 г.) лицензию на производство до 1917 года из-за подрывных политических упоминаний как воспринимается царскими цензорами. Александр Глазунов (1865-1936) в 1812-13 годах писал музыку для музыкального сопровождения. постановка Александринского театра в Петербурге в постановке великого и новатор Всеволод Мейерк’ольд (1874-1940), но из-за амбициозных требований производства и прерывания войны, он не открывался до ночь перед началом Февральской революции 1917 года.Пышность декораций и костюмов, и жестко поставленный ансамблевый стиль игры даже в большом бальном зале сцены имели наибольший успех в истории русского театра. У него был самый длинный театральный показ из всех спектаклей за всю историю Россия, переживающая экономический и политический кризис 1920-х и 1930-х годов до немецкого вторжения в начале Второй мировой войны, когда наборы и костюмы были закопаны, чтобы сохранить их, но стоимость переустановки производство после войны было запредельным. Спектакль был одним из фаворитов Сталина, а после Мейерк’ольда стал осужден и тайно убит в 1940 году, его имя было удалено из программы и производство продолжалось. Арам Хачатурян (1903-1978) написал новую музыкальную композицию для уменьшенного производство в 1941 году, но оно тоже было отложено. Маскарад по-прежнему считается шедевром комедии.

Прозаическая литература: 1839 г. Лермонтов написал свой единственный роман «Герой нашего времени», издал гнездо. год. Считается одной из достопримечательностей Русская фантастика, она отличается тонким и сложным героем. Печорин, байронический антигерой, демонстрирующий браваду, смешанную с меланхоличностью. интроверсия.Так же замечательно, как и главный герой — повествовательная техника четырех связанных, но отдельных историй в которых представлены взгляды на Печорина с точки зрения разных рассказчиков — радикальное нововведение того времени. В Роман не выходил из печати ни разу с момента его первой публикации.

Поэзия: Восхваление Пушкина «Смерть поэта» положило начало лирической стихи длились буквально за несколько дней до смерти Лермонтова с «Пророком». (еще одно стихотворение, вспоминающее о Пушкине), которое, возможно, было его последним.Многие из его текстов имеют такой классический статус что российские школьники обязаны их запоминать, например «Бородино» — стихотворение, которое я не перевел из-за большого количества английских версий, доступных в печати и онлайн.

Помимо короткой лирики, Лермонтов отличился в стихотворении — русское название длинных повествовательных или размышляющих стихов, впервые полностью разработан Пушкиным. Два из это признанные шедевры памятников архитектуры, Мцыри, (щелкните здесь, чтобы просмотреть текст в формате PDF) и Мцыри. Demon (щелкните здесь, чтобы просмотреть текст в формате PDF).Демон оставил неизгладимый отпечаток на потом писатели, в том числе Владимир Маяковский, Анна Ахматова и Борис Пастернак. Существует несколько английских переводов, но я предлагаю и мою версию. В 1890-е гг. великий художник-импрессионист Михаил Врубель создал более десятка картины, бронза и рисунки по мотивам «Демона». Это одни из самых замечательных картин в истории русского искусства. Мцыри малоизвестен за пределами России. переводы на английский язык.

Комментарии к моим подборкам переведены здесь.Найдите три файла PDF:

1. Мцыри (см. PDF-файл ниже)

2. Демон (включая несколько более коротких связанных стихотворений) (см. PDF-файл ниже)

3. А Подборка стихов Михаила Ю. Лермонтова (см. PDF-файл ниже). Эти выборы помещены в хронологический порядок композиции и представляют лишь небольшую часть его общий объем производства.

Вводные комментарии и сноски Я надеюсь, что помогу разместить стихи в историческом контексте и дать важную основу.

С Лермонтовым я пробовал отражать схемы просодических и рифмующихся, столь важные для его достижения; в то же время я стараюсь избегать упрямой рыси, к которой многие жертвами становятся переводы формальных стихотворений XIX века. Я не пытаюсь воспроизвести сложность классические русские измерители, и моему уху удобнее, если изредка и наклонные рифмы, чем переводчики из ранних поколений, такие как сэр Морис Боура, автор некоторых из лучших переводов Лермонтова, которые я знаю; к сожалению, сейчас они недоступны.

Герой нашего времени — Михаил Лермонтов

«В России никогда не было такой совершенной, красивой и тонкой прозы», — сказал Гоголь. Он говорил о «Герое нашего времени» Михаила Лермонтова. Вам нравится Гоголь? Мне он очень нравится. Было бы неправильно не прочитать книгу, которую так сильно хвалил автор, которого я так люблю. Кроме того, эта книга входит в число классических произведений во всех списках обязательных к прочтению. Более того, вот вам небольшая информация: Достоевскому было 18, а Толстому было 11, когда вышла книга.


Такой молодой писатель редко может написать такую ​​великую книгу. Это заставляет задуматься, если бы он не умер в таком раннем возрасте, что бы еще он написал? Уверен, что все, кто встретится с персонажем Печорина, подумают так же. Печорин может быть свидетельством того, почему женщины любят «плохих», «негодяев», хотя и ненадолго. Персонаж довольно антипатичный и привлекательный, но очень убедительный, один из лучших персонажей, которых я когда-либо читал.

Несмотря на то, что «Герою нашего времени» более 170 лет, его можно читать как современное произведение, и это доказательство его бессмертия.Если вы переполнены новейшей литературой, будьте уверены, это заставит вас улыбнуться. Я очень рекомендую его всем, в основном любителям классики.

Герой нашего времени

Первый крупный русский роман « Герой нашего времени » при публикации был одновременно хвален и осужден. Его байронический герой, 25-летний Печорин, красивый и притягательный, но нигилистический молодой армейский офицер, скучающий по жизни и равнодушный к своим многочисленным сексуальным победам. В пяти связанных между собой эпизодах Лермонтов выстраивает портрет человека, пойманного в ловушку, и выражает болезнь своего времени .Этот классический рассказ об отчуждении, описывающий его незабываемые приключения на Кавказе с участием разбойников, контрабандистов, солдат, соперников и любовников, оказал влияние на Льва Толстого, Федора Достоевского и Антона Чехова, подняв зеркало не только лермонтовского времени, но и нашего собственного.

Михаил Лермонтов (1814-41) — русский писатель и поэт-романтик. В молодости Лермонтов был гвардейским офицером и был отправлен воевать на Кавказ после оскорбления царя. Его драматическая жизнь закончилась после того, как его сбили на дуэли.

Михаил Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов был русским писателем-романтиком, поэтом и живописцем, которого иногда называют «поэтом Кавказа», важнейшим русским поэтом после смерти Александра Пушкина в 1837 году и величайшей фигурой русского романтизма.

Чтение этой книги способствовало возникновению следующих проблем:

Читайте в мире

Навигация по сообщениям

Ошибка страницы не найдена, Audible.

com
  • Evvie Drake: более

  • Роман
  • К: Линда Холмс
  • Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
  • Продолжительность: 9 часов 6 минут
  • Несокращенный

В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе. Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее внутри, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.

  • 3 из 5 звезд
  • Что-то заставляло меня слушать….

  • К Каролина Девушка на 10-12-19
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *