Афоризмы д дидро: писатели и не только о том, что читают почему

Дени Дидро цитаты и высказывания

Denis Diderot (1713—1784 гг.) философ-просветитель, писатель


Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает.

Величайшее недоразумение – это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.

Верх безумия – ставить себе целью разрушение страстей.

Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком.

Врачи непрестанно трудятся над сохранением нашего здоровья, а повара – над разрушением его; однако последние более уверены в успехе.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.

В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного.

Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя.

Где, как не в браке, можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимного удовлетворения, разделенной печали, понятых вздохов, пролитых вместе слез?

Глубокие мысли – это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их.

Гнить ли под мрамором или под землей – все равно гнить.

Дать обет бедности – значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия – значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет послушания – значит отречься от неотъемлемого права человека – от свободы. Если человек соблюдает свой обет – он преступник, если он нарушает его – он клятвопреступник. Жизнь в монастыре – это жизнь фанатика или лицемера.

Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы.

Для того чтобы растрогать, не нужно быть растроганным.

Если бояться смерти, ничего хорошего не сделаешь; если все равно умираешь из-за какого-нибудь камешка в мочевом пузыре, от припадка подагры или по другой столь же нелепой причине, то уж лучше умереть за какое-нибудь великое дело.

Если ложь на краткий срок и может быть полезна, то с течением времени она неизбежно оказывается вредна. Напротив того, правда с течением времени оказывается полезной, хотя может статься, что сейчас она принесет вред.

Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна.

Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек.

Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями.

Живописец и скульптор – оба поэты, но последний никогда не впадает в шарж. Скульптура не терпит ни шутовства, ни паясничества, ни забавного, даже редко комическое. Мрамор не смеется.

Жизнь злых людей полна тревог.

Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.

Искренность – мать правды и вывеска честного человека.

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее.

Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собою какое-либо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо.

Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними.

Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет.

Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить свое время так, как этого требует уважение самих к себе и к потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Можно обнаруживать постоянство при малодушии и скудоумии; но твердость может обнаруживать только характер, отличающийся силой, возвышенностью, умом. Легкомыслие, податливость и слабость противоположны твердости.

Монастырь – это темница, куда ввергают тех, кого общество выбросило за борт.

Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опасности.

Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге.

Набросок – сознание пыла и гения, картина – создание труда, терпения, долгого изучения и законченных знаний в искусстве.

Награждая хороших, мы тем самым наказываем дурных.

Наилучший порядок вещей – тот, при котором мне предназначено быть, и к черту лучший из миров, если меня в нем нет.

Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ею обладает.

Народ, который думает, что честными делает людей вера, а не хорошие законы, кажется мне весьма отсталым.

Не Бог создал людей по своему образу, а люди ежедневно создают его по своему. Бог магометанина не таков, как бог христианина. Бог протестанта не такой, как бог католика. Бог взрослого отличается от бога ребенка и от бога стариков.

Неизменно помни, что природа – не Бог, человек – не машина, гипотеза – не факт.

Не следует нарочно делать умными героев пьесы, а нужно уметь поставить их в такие условия, при которых они должны проявлять ум.

Нет достоинства при отсутствии ясных и четких понятий общего блага.

Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью.

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.

Отнимите у христианина страх перед адом – и вы отнимете у него веру.

Перелистайте историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным.

Порок раздражает людей только время от времени, а внешние его черты раздражают их с утра до вечера.

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость.

Природа подобна женщине, которая, показывая из-под нарядов то одну часть своего тела, то другую, подает настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю.

Разве вам не известно, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге, и что вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас?

Разве мы властны влюбляться или не влюбляться? И разве, влюбившись, мы властны поступать так, словно бы этого не случилось?

Расплата в этом мире наступает всегда. Есть два генеральных прокурора: один – тот, кто стоит у ваших дверей и наказывает за проступки против общества, другой – сама природа. Ей известны все пороки, ускользающие от законов.

Ревность – это страсть убогого, скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо.

Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, – это значит не осудить его, а определить его сущность.

Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство – вот над чем мы должны трудиться.

Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются также источником всех наших радостей.

Существует только одна добродетель – справедливость, одна обязанность – стать счастливым, один вывод – не преувеличивать ценности жизни и не бояться смерти.

Такова жизнь: один вертится между шипами и не колется; другой тщательно следит, куда ставить ноги, и все же натыкается на шипы посреди лучшей дороги и возвращается домой ободранный до потери сознания.

Только страсти и только великие страсти могут поднять душу до великих дел. Без них конец всему возвышенному как в нравственной жизни, так и в творчестве.

Только честному человеку подобает быть атеистом.

Тот, кто рассказывает тебе о чужих недостатках, рассказывает другим о твоих.

Умный человек видит перед собой неизмеримую область возможного, глупец же считает возможным только то, что есть.

Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.

Хороший стиль кроется в сердце.

Храбрец избегает опасности, а трус, безрассудный и беззащитный, устремляется к пропасти, которой не замечает из-за страха; таким образом, он спешит навстречу несчастью, которое, может быть, ему и не предназначалось.

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.

Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются.

Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы.

Широта ума, сила воображения и активность души – вот что такое гений.

Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.

Я требую от учителя только добрых нравов, так же, как я потребовал бы их от каждого гражданина.

Ах, какой превосходной комедией был бы этот мир, не будь у нас в ней своей роли!

Бог! Ведь это просто слово, один обыкновенный слог для объяснения существования мира.

В истории любого народа найдется немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой.

Все, что обычно, – просто; но не все, что просто, – обычно. Оригинальность не исключает простоты.

Добродетель прекрасная вещь; и злые и добрые отзываются о ней хорошо. Ибо она выгодна для первых и для вторых.

Если бы все на земле было бы превосходно, то и не было бы ничего превосходного.

Желание прослыть умным человеком сильнее, нежели боязнь прослыть злым.

Женская стыдливость – всего лишь хорошо понятое кокетство.

Женщины ненавидят друг друга и, однако, все до единой, защищают друг друга.

Заблуждения, освященные гением великих мастеров, становятся со временем общепризнанными истинами.

Книги, которые мы листаем реже всего и с наибольшим пристрастием, – это книги наших коллег.

Лучше изнашиваться, чем ржаветь.

Людей, рассуждающих логически, больше, нежели красноречивых. Красноречие есть искусство приукрашивать логику.

Мы всегда остаемся собой, хотя ни минуты не остаемся одними и теми же.

Мы добиваемся любви других, чтобы иметь лишний повод любить себя.

Не пускайтесь в объяснения, если хотите быть понятыми.

Нечаянно, нежданно мы оказываемся на краю могилы, как рассеянный – на пороге своего дома.

Ни в одну эпоху и ни у какой нации религиозные мнения не служили основой для национальных нравов. Боги, которым поклонялись древние греки и римляне, честнейшие на земле люди, были самыми разнузданными канальями.

Никогда еще, с тех пор как стоит мир, два любовника не произносили «Я вас люблю» на один и тот же лад, и, сколько бы миру ни существовать, две женщины не ответят «И я вас тоже» одинаково.

Одного человека как-то спросили, существуют ли настоящие атеисты. Вы думаете, ответил он, что существуют настоящие христиане?

Потомство для философов – это потусторонний мир для верующего.

Признательность есть бремя, а всякое бремя для того и создано, чтобы его сбросить.

Разве веруют в Бога из-за какой-нибудь выгоды? – Не знаю; но соображения выгоды нисколько не вредят делам ни этого, ни другого мира.

Сочинитель может завести себе любовницу, которая умеет состряпать книгу, но жена его должна уметь состряпать обед.

Терпимость неизбежно ведет к равнодушию.

Тот, кто остается верен своей религии только потому, что он был в ней воспитан, имеет столько же оснований гордиться своим христианством или мусульманством, сколько тем, что не родился слепым или хромым. Это – счастье, а не заслуга.

Шестидесятилетний Вольтер – это попугай, повторяющий тридцатилетнего Вольтера.

Юноша хочет женщину, женщину как таковую; старец же ищет женщину красивую. Если нация обладает вкусом, значит, она состарилась.

Актеры производят впечатление на публику не тогда, когда они неистовствуют, а когда хорошо играют неистовство.

Актеры способны играть любой характер именно потому, что сами вовсе лишены его.

В театр приходят не смотреть слезы, а слушать речи, которые их исторгают.

Величайший автор тот, кто как можно меньше оставляет воображению актера.

Говорят, что оратор всего значительнее, когда он воспламенен, когда он негодует. Я отрицаю это. Он сильнее, когда подражает гневу.

Крайняя чувствительность создает посредственных актеров; средняя чувствительность дает большинство плохих актеров, и только ее отсутствие дает великих актеров.

В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетельность, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия.

Либо Бог разрешил, либо всеобщий механизм, называемый судьбою, захотел, чтобы мы в продолжение жизни были предоставлены всякого рода случайностям; если ты мудр и лучший отец, чем я, ты с молодых лет убедишь своего сына, что он хозяин своей жизни, чтобы он не жаловался на тебя, даровавшего ему жизнь.

Признание своей немощности – великий урок, который мы извлекаем. Не лучше ли приобрести доверие к себе других людей искренностью признания, что я ничего не знаю, чем бормотать слова и вызывать жалость к себе потугами все объяснить? Свободно сознающийся в незнании того, что он не знает, побуждает меня верить тому, что он берется мне объяснить.

Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое – проницательному уму, вносящему улучшения.

Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат; рано или поздно им воздвигают статуи, и в них видят благодетелей человеческого рода.

Если разум – дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу. Чтобы устранить эту трудность, надо признать, что вера есть химерический принцип, не существующий в природе.

Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом; мысль, что Бога нет, не испугала еще никого, но скольких ужасала мысль, что существует такой бог, какого мне изображают!

Если какое-нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас же говорим: это дело Божие; наше тщеславие не может удовольствоваться меньшим. Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии? Если природа представляет нам какую-нибудь загадку, какой-нибудь трудно распутываемый узел, то оставим его таким, каков он есть, и не будем стараться разрубить его рукой существа, которое становится для нас новым узлом, еще труднее распутываемым, чем первый.

Для того, чтобы растрогать, не нужно быть растроганным.

Есть два рода законов: одни – безусловной справедливости и всеобщего значения, другие же – нелепые, обязанные своим признанием лишь слепоте людей или силе обстоятельств. Того, кто повинен в их нарушении, они покрывают лишь мимолетным бесчестьем – бесчестьем, которое со временем падает на судей и на народы, и падает навсегда. Кто ныне опозорен – Сократ или судья, заставивший его выпить цикуту?

Он второй во всех жанрах.

Дидро, Дени цитаты и афоризмы

Добавить цитату

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.

общество

В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетельность, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия.

пороки и добродетели

Неизменно помни, что природа не Бог, человек — не машина, гипотеза — не факт.

Либо Бог разрешил, либо всеобщий механизм, называемый судьбою, захотел, чтобы мы в продолжение жизни были предоставлены всякого рода случайностям; если ты мудр и лучший отец, чем я, ты с молодых лет убедишь своего сына, что он хозяин своей жизни, чтобы он не жаловался на тебя, даровавшего ему жизнь.

Наилучший порядок вещей — тот, при котором мне предназначено быть, и к черту лучший из миров, если меня в нем нет.

Природа подобна женщине, которая, показывая из-под нарядов то одну часть своего тела, то другую, подает настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю.

природа

Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна.

Цели

Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство — вот над чем мы должны трудиться.

знания

Гнить ли под мрамором или под землей — все равно гнить.

Такова жизнь: один вертится между шипами и не колется; другой тщательно следит, куда ставить ноги, и все же натыкается на шипы посреди лучшей дороги и возвращается домой ободранный до потери сознания.

Жизнь злых людей полна тревог.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

счастье

Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее.

критика

Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы.

истина

Если ложь на краткий срок и может быть полезна, то с течением времени она неизбежно оказывается вредна. Напротив того, правда с течением времени оказывается полезной, хотя может статься, что сейчас она принесет вред.

ложь

Искренность — мать правды и вывеска честного человека.

искренность

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость.

смелость

Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.

Признание своей немощности — великий урок, который мы извлекаем. Не лучше ли приобрести доверие к себе других людей искренностью признания, что я ничего не знаю, чем бормотать слова и вызывать жалость к себе потугами все объяснить? Свободно сознающийся в незнании того, что он не знает, побуждает меня верить тому, что он берется мне объяснить.

Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения.

Глубокие мысли — это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их.

мысли

Умный человек видит перед собой неизмеримую область возможного, глупец же считает возможным только то, что есть.

Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат; рано или поздно им воздвигают статуи, и в них видят благодетелей человеческого рода.

гениальность

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

чтение

Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу. Чтобы устранить эту трудность, надо признать, что вера есть химерический принцип, не существующий в природе.

Перелистайте историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным.

невинность

Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью.

религия

Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает.

Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.

религия

Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом; мысль, что Бога нет, не испугала еще никого, но скольких ужасала мысль, что существует такой бог, какого мне изображают!

Если какое-нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас же говорим: это дело Божие; наше тщеславие не может удовольствоваться меньшим. Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии? Если природа представляет нам какую-нибудь загадку, какой-нибудь трудно распутываемый узел, то оставим его таким, каков он есть, и не будем стараться разрубить его рукой существа, которое становится для нас новым узлом, еще труднее распутываемым, чем первый.

Только честному человеку подобает быть атеистом.

атеизм

Дать обет бедности — значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия — значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет послушания — значит отречься от неотъемлемого права человека — от свободы. Если человек соблюдает свой обет — он преступник, если он нарушает его — он клятвопреступник. Жизнь в монастыре — это жизнь фанатика или лицемера.

бедность

Монастырь — это темница, куда ввергают тех, кого общество выбросило за борт.

монастыри

Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.

философы религия

Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются.

чудеса

Расплата в этом мире наступает всегда. Есть два генеральных прокурора: один — тот, кто стоит у ваших дверей и наказывает за проступки против общества, другой — сама природа. Ей известны все пороки, ускользающие от законов.

Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ею обладает.

храбрость

Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек.

Разве вам не известно, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге, и что вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас?

Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя.

Награждая хороших, мы тем самым наказываем дурных.

награды

Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге.

трусость

Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опасности.

дружба

Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними.

отношения между м. и ж.

Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями.

женщины лесть

Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет.

любовь разум

Разве мы властны влюбляться или не влюбляться? И разве, влюбившись, мы властны поступать так, словно бы этого не случилось?

Ревность — это страсть убогого, скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо.

ревность

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.

родители и дети

Можно обнаруживать постоянство при малодушии и скудоумии; но твердость может обнаруживать только характер, отличающийся силой, возвышенностью, умом. Легкомыслие, податливость и слабость противоположны твердости.

Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются также источником всех наших радостей.

страсть

Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.

история

Для того чтобы трогать, не нужно быть растроганным.

Тот, кто рассказывает тебе о чужих недостатках, рассказывает другим о твоих.

сплетни

Если бояться смерти, ничего хорошего не сделаешь; если все равно умираешь из-за какого-нибудь камешка в мочевом пузыре, от припадка подагры или по другой столь же нелепой причине, то уж лучше умереть за какое-нибудь великое дело.

смерть

Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить свое время так, как этого требует уважение самих к себе и к потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему.

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

искусство

Хороший стиль кроется в сердце.

стиль жизни сердце

Добавить цитату

Цитаты Дени Дидро

ДЕНИ ДИДРО ЦИТАТЫ

Дени Дидро (1713-1784)

Французский философ и литератор

Возможность развода заставляет обоих супругов строже соблюдать свои обязанности друг перед другом. Разводы помогают улучшить нравы и увеличить население.

ДЕНИ ДИДРО, Замечания по составлению законов

Только страсти, великие страсти могут возвысить душу до великих дел.

ДЕНИС ДИДРО, Рассуждения о драматической поэзии

Мир — дом сильных. Я не узнаю до конца, что я проиграл или выиграл в этом месте, в этом огромном игорном притоне, где я провел более шестидесяти лет с игральной коробкой в ​​руке, тряся кости.

ДЕНИ ДИДРО, Элементы физиологии

Говорят, что желание есть продукт воли, но на самом деле верно обратное: воля есть продукт желания.

ДЕНИ ДИДРО, Элементы физиологии

Патриотизм — это эфемерный мотив, который почти никогда не устоит перед той особой угрозой для общества, которая его породила.

ДЕНИ ДИДРО, «Замечания о составлении законов»

Скептицизм — первый шаг к истине.

ДЕНИ ДИДРО, Философские мысли

Алые губы, правильной формы, улыбающийся рот, красивые белые зубы, упругая походка и пухлые щечки, очарование в восемнадцать лет.

ДЕНИ ДИДРО, атрибут, Коллакон дня

У меня есть только маленький мерцающий свет, чтобы вести меня в темноте густого леса. Подходит теолог и задувает его.

ДЕНИС ДИДРО, приписано, Краткий Колумбийский словарь цитат

Чтобы поколебать гипотезу, иногда не нужно ничего делать, кроме как продвигать ее до упора.

ДЕНИ ДИДРО, Об интерпретации природы

Расстояние — великий источник восхищения.

ДЕНИ ДИДРО, отнести, Сорок тысяч цитат, прозаических и поэтических

Дени Дидро Цитаты — iPerceptive

Ни один человек не получил от природы права командовать своими собратьями.

Дени Дидро (L’Encyclopédie, 1751 — 1766)

Люди никогда не будут свободны, пока последний король не будет задушен внутренностями последнего священника.

Дени Дидро

В поэзии должно быть что-то варварское, обширное и дикое.

Дени Дидро (О драматической поэзии, 1758)

Содержательные предложения подобны острым гвоздям, которые вбивают истину в нашу память.

Дени Дидро

Самые счастливые люди, которые больше всех дарят счастье другим.

Дени Дидро

Если вы хотите, чтобы я поверил в Бога, вы должны заставить меня прикоснуться к нему.

Дени Дидро

Первый шаг к философии — недоверие.

Дени Дидро (Предположительно, последние слова дочери, незадолго до смерти)

Человек рожден думать сам за себя.

Дени Дидро

Есть только одна страсть, страсть к счастью.

Дени Дидро (Элементы физиологии, 1774 — 1780)

От меня можно требовать, чтобы я искал истину, но не чтобы я ее нашел.

Дени Дидро (Pensées Philosophiques, 1746)

Только очень плохой теолог стал бы путать уверенность, которая следует за откровением, с истинами, которые открываются. Это совершенно разные вещи.

Дени Дидро (Апология аббата Прада, 1752 г.)

Человек родился, чтобы жить со своими собратьями.

Дени Дидро

Скептицизм — первый шаг к истине.

Дени Дидро (Pensées Philosophiques, 1746)

Говорят, что любовь лишает разума тех, у кого он есть, и отдает его тем, у кого его нет.

Дени Дидро (Paradoxe sur le comédien, 1773 — 1777)

Мы жадно проглатываем любую ложь, которая нам льстит, но лишь понемногу отпиваем истину, которую находим горькой.

Дени Дидро (Племянник Рамо, 1762)



От фанатизма до варварства всего один шаг.

Дени Дидро (Essai sur le Mérite de la Vertu, 1745)

Видишь это яйцо? С этим вы можете ниспровергнуть любую теологическую теорию, каждую церковь или храм в мире.

Дени Дидро (Сон Даламбера, 1769)

Есть вещи, которые я не могу заставить. Я должен приспособиться. Бывают моменты, когда самое большое изменение, которое необходимо, — это изменение моей точки зрения.

Дени Дидро

Чем больше человек восходит через прошлое и чем больше он устремляется в будущее, тем больше он будет.

Дени Дидро

Нет хорошего отца, который хотел бы походить на нашего Небесного Отца.

Дени Дидро (Pensées Philosophiques, 1746)

Мои идеи — мои шлюхи.

Дени Дидро   (Племянник Рамо, 1762)

Мир — дом сильных. Я не узнаю до конца, что я проиграл или выиграл в этом месте, в этом огромном игорном притоне, где я провел более шестидесяти лет с игральной коробкой в ​​руке, тряся кости.

Дени Дидро



Философ никогда не убивал священников, тогда как священник убил очень многих философов.

Дени Дидро (Наблюдения за составлением законов, 1774 г.)

Остерегайтесь парня, который говорит о наведении порядка! Наведение порядка всегда означает получение контроля над другими людьми.

Дени Дидро

Как стар мир! Я иду между двумя вечностями… Что такое мое мимолетное существование по сравнению с этой гниющей скалой, этой долиной, все глубже прорывающей свое русло, этим шатающимся лесом и этими огромными массами над моей головой, готовыми рухнуть? Я вижу, как мрамор гробниц рассыпается в прах; и все же я не хочу умирать!

Дени Дидро

В любой стране, где талант и добродетель не приносят прогресса, деньги будут национальным богом. Его жители должны будут либо обладать деньгами, либо заставить других поверить в то, что они у них есть. Богатство будет высшей добродетелью, бедность — величайшим пороком.

Дени Дидро (Наблюдения за составлением законов, 1774 г. )

Мы постоянно ругаем страсти; мы приписываем им все несчастья человека и забываем, что они также являются источником всех его удовольствий… только страсти, и великие страсти, могут возвысить душу до великих дел. Без них нет возвышенности ни в нравах, ни в творчестве. Искусство возвращается к младенчеству, и добродетель становится ограниченной.

Дени Дидро (Pensées Philosophiques, 1746)

На меня больше действует привлекательность добродетели, чем уродства порока; Я мягко отворачиваюсь от злых и лечу навстречу добрым. Если есть в литературном произведении, в персонаже, на картине, в статуе прекрасное место, то на нем отдыхают мои глаза; Я вижу только это, я только это помню, все остальное почти забыто. Что со мной становится, когда вся работа прекрасна!

Дени Дидро

Блуждая ночью по огромному лесу, я вижу лишь слабый свет, который направляет меня. Появляется незнакомец и говорит мне: «Мой друг, ты должен задуть свою свечу, чтобы яснее найти дорогу». Этот незнакомец — богослов.

Дени Дидро

У каждого человека есть достоинство. Я готов забыть свои, но по своему усмотрению, а не тогда, когда кто-то мне скажет.

Дени Дидро (Племянник Рамо, 1762)



Только страсти, великие страсти могут возвысить душу до великих дел.

Дени Дидро (Pensées Philosophiques, 1746)

Истина для философа не любовница, которая развращает его воображение и которую, по его мнению, можно найти повсюду; он довольствуется тем, что может распутать его там, где он может его воспринять. Он не смешивает ее с вероятностью; он принимает за истинное то, что истинно, за ложное — то, что ложно, за сомнительное — то, что сомнительно, и за вероятное — то, что только вероятно. Он делает больше, и здесь перед вами великое совершенство философа: когда у него нет оснований судить, он умеет жить, не вынося суждений.

Дени Дидро (L’Encyclopédie, 1751 — 1766)

Люди восхваляют добродетель, но ненавидят ее, бегут от нее. Он замораживает тебя до смерти, и в этом мире ты должен держать ноги в тепле.

Дени Дидро (Племянник Рамо, 1762)

Власть, обретенная насилием, есть только узурпация и длится только до тех пор, пока сила того, кто командует, преобладает над силой тех, кто повинуется.

Дени Дидро (L’Encyclopédie, 1751–1766)

Мир — дом сильных. Я не узнаю до конца, что я проиграл или выиграл в этом месте, в этом огромном игорном притоне, где я провел более шестидесяти лет с игральной коробкой в ​​руке, тряся кости.

Дени Дидро (Элементы физиологии, 1774 — 1780)

В раннем возрасте я впитал молоко Гомера, Вергилия, Горация, Теренция, Анакреона, Платона и Еврипида, разбавленное молоком Моисея и пророков.

Дени Дидро (описывая влияние на него классических произведений)

Нам доступны три основных способа приобретения знаний: наблюдение за природой, размышление и экспериментирование. Наблюдение собирает факты; отражение объединяет их; эксперимент проверяет результат этой комбинации. Наше наблюдение за природой должно быть прилежным, наши размышления должны быть глубокими, а наши эксперименты — точными. Мы редко видим сочетание этих трех средств; и по этой причине творческие гении встречаются нечасто.

Дени Дидро (Об толковании природы, 1753)

Все абстрактные науки есть не что иное, как изучение отношений между знаками.

Дени Дидро (Сон Даламбера, 1769)

Если бы была причина предпочесть христианскую религию естественной религии, то это было бы потому, что первая предлагает нам о природе Бога и человека просвещение, которого не хватает второй. Теперь это совсем не так; ибо христианство, вместо того, чтобы прояснять, порождает бесконечное множество неясностей и затруднений.

Дени Дидро (Pensées Philosophiques, 1746)

Дейл Карнеги (Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, 1936)



Ни один человек не получил от природы права отдавать приказы другим. Свобода — это дар небес, и каждый индивидуум того же вида имеет право пользоваться ею, как только он начинает пользоваться своим разумом.

Дени Дидро (Энциклопедия, 1751 — 1766)

Философ формирует свои принципы из бесконечного числа конкретных наблюдений. Большинство людей принимают принципы, не думая о наблюдениях, которые их породили, они верят, что максимы существуют, так сказать, сами по себе. Но философ берет максимы из их источника; он исследует их происхождение; он знает их истинную ценность и пользуется ими лишь постольку, поскольку они ему подходят.

Дени Дидро (Энциклопедия, 1751–1766)

Лучший порядок вещей, на мой взгляд, тот, который включает меня; к черту самый совершенный из миров, если я не часть его.

Дени Дидро (Племянник Рамо, 1762)

Самые опасные сумасшедшие — это те, которые созданы религией, и . .. люди, чья цель — разрушить общество, всегда знают, как при случае извлечь из них пользу.

Дени Дидро (Беседы с христианкой, 1774)

Если есть одна сфера, в которой важно быть возвышенным, так это в нечестии. Вы плюете на мелкого воришку, но не можете отказать в некотором уважении великому преступнику.

Дени Дидро (Племянник Рамо, 1762)

Пытаться разрушить наши страсти — верх безрассудства. Какая благородная цель у ревнителя, который истязает себя, как сумасшедший, чтобы ничего не желать, ничего не любить, ничего не чувствовать, и который, если бы ему это удалось, кончил бы полным чудовищем!

Дени Дидро (Pensées Philosophiques, 1746)

Я представляю обширное царство наук как необъятный ландшафт, усеянный пятнами тьмы и света. Цель, ради которой мы должны работать, состоит в том, чтобы либо расширить границы бликов, либо увеличить их количество. Одна из этих задач выпадает на долю творческого гения; другой требует своего рода проницательности в сочетании с перфекционизмом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *